Амнистия
Амнистия применяется в течение шести месяцев со дня официального опубликования соответствующего акта. Это положение содержалось в последних постановлениях Государственной Думы о порядке применения постановлений об объявлении амнистии. Пределы действия амнистии во времени устанавливаются актами, разъясняющими порядок ее применения, либо непосредственно включаются в тексты актов об амнистии.
И, конечно, не все оружие возможно - например, гранату или доспехи - это вещи, которые гражданский человек не может иметь для огнестрельного оружия. Фактически, есть не что иное, как продажа или, и в этих случаях это, вероятно, будет самым простым решением, если это то, что хочет покинуть его нынешний владелец - его профессиональная амортизация. Если владелец хотел, чтобы в полиции хранилось оружие, чтобы пожертвовать или продать кому-то, что ему делать?
Достаточно согласиться и известить полицию, которая затем передает оружие новому владельцу. Содержание соглашения полностью зависит от них - пожертвования и продажи - это отношения частного права, с которыми полиция не занимается. Для полиции исключительно важно, чтобы у нового владельца были документы, дающие ему право удерживать такое оружие, обычно огнестрельное оружие, и чтобы оружие было выпущено с согласия предыдущего владельца. При каких условиях они соглашаются сдавать или продавать, это зависит от них.
Постановление об объявлении амнистии структурно состоит из двух частей. В первой части документа называются категории лиц, подлежащих амнистированию, и условия применения амнистии; во второй - категории лиц, которые не подпадают под амнистию.
Порядок применения постановления об амнистии, как правило, устанавливается Государственной Думой отдельным постановлением. Им определяются органы (учреждения), осуществляющие амнистию, процедура принятия и оформления решения о применении акта об амнистии, уточняются категории амнистируемых. Например, в Подновлении Государственной Думы от 19 апреля 2006 г. № 3043-ПГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 100-летием учреждения Государственной Думы в России"» указываются следующие субъекты применения амнистии: исправительные учреждения и следственные изоляторы; органы дознания и предварительного следствия; суды; органы внутренних дел; Уголовно-исполнительные инспекции. При этом исполнение Поста- но ^ения об амнистии в отношении осужденных к лишению свобо- ды > приговоры по делам которых вступили в законную силу, произ- в °Дит Ся по утвержденному прокурором постановлению начальника
С точки зрения Закона об боеприпасах и боеприпасах, это снова процедура, аналогичная процедуре, когда, например, умирает действующий держатель юридического оружия, лицензия на огнестрельное оружие. Что вы скажете о том, что амнистия должна быть постоянной?
Это, безусловно, будет лучшим для обычных граждан, но, с другой стороны, это даст повод для людей, которые действительно совершают незаконные вооруженные высокими социальными опасностями. Например, когда полиция обыскивает подозреваемого и находит незаконное оружие, он может сказать, что он только что нашел его и носит ее имя.
регулирование
исправительного учреждения или следственного изолятора. К Пс новлению прилагаются личное дело осужденного, справка о пениях и взысканиях, другие необходимые документы.
Вопрос о применении акта об амнистии в отношении у СЛо осужденных и осужденных, отбывание наказания которым от Сроч °
но решает суд по представлению уголовно-исполнительных инспе ций, осуществляющих контроль за их поведением. Амнистия пр ИМе
Заявление эксперта обрабатывается полицейским департаментом, преступная деятельность которого принадлежит криминологической баллистике. Заявление может быть подано в течение 6 месяцев с даты уведомления экспертного заключения. Если у вас есть лицензия на огнестрельное оружие, и если вы можете безопасно обращаться с оружием, выпустите его и доставите в полицию в запечатанном контейнере. Оружие должно быть получено в любом полицейском управлении, но если вы принесете его непосредственно в Отдел вооружений и материалов безопасности в рабочее время, процесс будет сокращен и упрощен для обеих сторон.
няется к осужденным к наказанию в виде штрафа по усмотрению суда, вынесшего приговор. Освобождение осужденных от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу постановления об амнистии, возлагается на учреждения и органы рассматривающие вопрос об освобождении осужденных от основного вида наказания.
Если у вас нет лицензии на пистолет или вы не уверены, как правильно закрепить оружие разряжается, а отдел вооружения и вызова оборудования безопасности, объяснить ситуацию и пусть они решают, имеют ли они принести оружие, или, вернее, для нее, чтобы прибыть. В любом случае, однако, вы должны выдать сертификат о поглощении. Перед хранением оружия мы рекомендуем вам полностью сфотографировать, включая все номера и надписи, и задокументировать его техническое состояние - на всякий случай.
По завершении вашего опыта вы подадите стандартный запрос, и полиция выпустит оружие с новой лицензией на оружие. После уведомления об отрицательном результате судебной экспертизы у вас есть шесть месяцев, чтобы подать заявку на лицензию на огнестрельное оружие, как в предыдущем случае. Другим вариантом является то, что вы просто хотите сохранить оружие в памяти - тогда вы можете попросить полицию, чтобы оружие было деградировано профессионально. Вам не нужно держать деградированное оружие.
Анализ практики применения актов амнистии свидетельствует что амнистии последних лет не содержат положений о сокращении назначенного срока наказания. Не предусматривают они и замены наказания более мягким видом наказания.
Решение о применении акта об амнистии выносится в отношении каждого лица индивидуально. При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении акта об амнистии откладывается до получения дополнительных документов.
Учреждения и органы, на которые возложено исполнение постановления об амнистии, вправе запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы исполняются незамедлительно.
Под действие постановления об амнистии подпадают лица, совершившие преступления до вступления его в силу, а также осужденные, отбывающие наказания на территории Российской Федерации. Лица, совершающие длящиеся или продолжаемые преступления, подлежат освобождению от уголовной ответственности по амнистии только при условии, что окончили их совершение до объявления амнистии 13 .
Сохранить пистолет на проверках полиции и выдают сертификат после уведомления отрицательного результата судебно-медицинской экспертизы в шесть месяцев, обратиться в полицию с ружьем выставленного на продажу владельцев лицензий огнестрельных оружия. Мы рекомендуем сначала получить хотя бы стоимость оружия, по крайней мере, чтобы не продавать его значительно ниже цены.
Через три года после президентской амнистии тюрьмы в Чешской Республике снова заполнены разрывом. Что, черт возьми? «Суды должны налагать больше альтернативных наказаний, только те, кто не может наказать иначе, закончится», - говорит Петр Дохаль, генеральный директор тюремной службы.
Следует иметь в виду, что если лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело о преступлении, подпадающем под амнистию, настаивает на рассмотрении дела в суде, то применение к этому липу его акта об амнистии невозможно. Суд также не может прекратить уголовное дело и освободить лицо, обвиняемое в совершении преступления, от уголовной ответственности, если оно возражает против этого.
На прошлой неделе суд приостановил наказание для бизнесмена Романа Янушека, по медицинским причинам он может быть годом свободы. Как часто заключенный смотрит из тюрьмы? Это необычный институт, который на самом деле происходит только несколько раз в год в тех случаях, когда невозможно обеспечить достаточное медицинское обслуживание в тюрьме. Может случиться так, что когда жестоко больной осужденный зверский убийца будет временно выведен из баса из-за его здоровья?
Конечно, это также играет важную роль, суд рассматривает иначе осужденного за менее тяжкое преступление и в противном случае осужденного за тяжкое преступление, освобождение которого в гражданскую среду может представлять угрозу безопасности. Как правило, существует мнение, что заключенный будет смотреть за пределы тюремных стен, когда он будет наказан. Может быть, на похороны или на свадьбу? Он может, если он выполняет несколько условий: он имеет плавное поведение и не рискует совершить преступление снаружи.
Заслуживает внимания вопрос о праве осужденного на применение в отношении него акта амнистии. Законодательно этот вопрос не урегу-
амнистии и помиловани я
^рован. Если относительно помилования двусмысленности ^осужденного(ч. 3ст. 50 Конституции Российской Ф^ е1
„ительно к амнистии - в законодательстве четкой ии ^ному вопросу нет. Систематическое толкование действующего ловного, уголовно-исполнительного и иного законодательства и нС „ативных правовых актов, анализ их содержания позволяет сделать от рииательный вывод - амнистия не является правом осужденного Последний в указанном плане играет пассивную роль. Представляется" ^ такое положение противоречит праву, в том числе праву на смягчение наказания. Одной из форм реализации такого права является право осужденного просить о применении к нему акта об амнистии.
Просто нужно быть уверенным, что он будет вести себя хорошо и вернуться к наказанию. Тогда директор тюрьмы может временно приостановить приговор. Часто до конца наказания по образовательным причинам часто случается, что заключенные постепенно приспосабливаются к жизни на свободе или могут быть теми случаями, которые вы предлагаете в связи со значительным семейным событием, таким как рождение ребенка или смерть родителей. Каждый случай оценивается индивидуально.
Как заключенные испытывают, когда им приходится возвращаться после долгого периода свободы? Понятно, что никто не хочет возвращаться, нарушая наказание, не означает сокращения его. Пребывание в тюрьме в течение нескольких лет и связанная с этим потеря свободы часто означают разбивку семьи, распад социальных связей, потерю работы или жилья.
Вч. 1 ст. 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации говориться, что осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Изложенное, применительно к условно-досрочному освобождению от дальнейшего отбывания наказания, по мнению автора, в полной мере должно распространяться и на амнистию.
Существует также так называемая преступная инфекция в тюрьме, когда относительно порядочный человек впервые закрывается от опытных преступников, считая, что совершение преступления не так уж плохо. Тем не менее, безусловное наказание в виде тюремного заключения очень часто налагается. Три года назад амнистия Вацлава Клауса освободила возможности переполненных тюрем, и теперь они снова полны.
Мы освободили более семи тысяч заключенных, помогли нам значительно, и тогда мы не сделали ничего, кроме места, где будут жить заключенные, вместо того, чтобы работать над их образованием и восстановлением. Никто из нас, включая меня, не ожидал, что пройдут три года, и тюрьмы будут заполнены одинаково.
Отбывание наказания осужденными прекращается со дня: утверждения прокурором постановления о применении акта об амнистии, принятого начальниками исправительных учреждений и следственных изоляторов, органов дознания предварительного следствия, органов внутренних дел, уголовно-исполнительных инспекций; вынесения решения судом.
Лица, подпадающие под действие постановления об амнистии, не освобождаются от административных взысканий и обязанности возместить вред, причиненный в результате совершенных ими противозаконных действий.
В постановлениях об объявлении амнистии, как правило, отдельно оговаривается вопрос о применении амнистии к осужденным, проходящим обязательное лечение от алкоголизма, наркомании и токсикомании, а также не прошедшим полного курса лечения венерических заболеваний. Материалы о применении акта об амнистии в отношении их рассматриваются после завершения ими п °лного курса лечения. Признание осужденного завершившим курс ле чения алкоголизма, наркомании и токсикомании, венерического заболевания осуществляется на основании соответствующего ме-Дицинского заключения.
регулирование амнистии и
Постановление об амнистии вступает в силу со дня его оф Иц ального опубликования. В. Вырастайкин полагает, что неправильно считать осужденных амнистированными сразу после опубликования соответствующего акта, поскольку для исполнения акта об амнистии отводится полгода, а за это время лицо может стать, например, злостным нарушителем режима, на которого действие амнистий, как правило, не распространяется 13 . Однако автор не учитывает одну из основных особенностей амнистий, а именно их единовременный характер в соответствии с которым они применяются только к лицам, совершившим правонарушения до определенного момента времени, т.е. дня официального опубликования акта, объявляющего амнистию Вместе с тем при принятии решения об освобождении конкретного осужденного учитывается его поведение не только в период, предшествовавший изданию акта об амнистии, но и до момента рассмотрения этого вопроса 14 .
В. Вырастайкин также сетует на то, что Государственная Дума не разъясняет, подлежит ли амнистированию лицо, в отношении которого два приговора исполняются раздельно (в случаях, когда устанавливается виновность условно осужденного в преступлении, совершенном им до вынесения условного приговора), при этом по одному приговору оно подпадает под амнистию, по другому - нет. На наш взгляд, при осуждении лица по совокупности преступлений (приговоров), когда хотя бы одно деяние не подпадает под действие амнистии, последняя не применяется. При раздельном исполнении приговоров лицо должно быть амнистировано за деяние, подпадающее под действие амнистии, а за другое преступление оно должно отбывать назначенное наказание.
В плане совершенствования организации исполнения акта об амнистии, по мнению автора, интерес представляет опыт Республики Беларусь.
Решение о применении Закона об амнистии выносится в отношении каждого лица индивидуально после проведенной с ним беседы. При отсутствии предусмотренных Законом сведений о лице рассмотрение вопроса об амнистии откладывается до получения дополнительных материалов.
Органам, на которые возложено исполнение Закона об амнистии, предоставляется право запрашивать у соответствующих учреждений необходимую информацию. Ответы на такие запросы должны направляться немедленно.
Если на день вступления в силу Закона об амнистии оснований азу ЛИДУ в амнистии не имелось, то отсутствие решения о при-Мнении амнистии не может служить обстоятельством, препятствующим ее применению в последующем. При этом допускается при-LeHHe амнистии и по истечении шести месяцев, которые даются
конодателем для ее исполнения.
38 Применение амнистии производится по постановлению начальна исправительного учреждения, следственного изолятора, исправительного учреждения открытого типа, командира дисциплинарной воинской части, утвержденному прокурором. К постановлению прилагаются справка о поощрениях и взысканиях, личное дело осужденного и другие документы. При исполнении амнистии судами участие прокурора обязательно.
Закон об амнистии подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня его официального опубликования. Специальные отделы органов и учреждений, исполняющих наказания, производят проверку всех личных дел осужденных и по формальным признакам определяют категории лиц, на которых амнистия распространяется. В первую очередь руководством исправительных учреждений рассматриваются дела осужденных, подлежащих освобождению от отбывания наказания.
Закон об амнистии предписывает Совету министров Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам обеспечить:
Я им и новых преступлений.
Амнистии
92
Помилование
Пооядок (процедура) решения вопроса о помиловании осужденного установлены Конституцией Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500, Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16 марта 2007 г.), Инструкцией об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании, утвержденной приказом Минюста России от 30 мая 2007 г. № 110.
Согласно указанной Инструкции осужденным, вновь прибывшим в колонию, в периодах нахождения в карантинном помещении работниками спецотдела разъясняется порядок подачи ходатайств о помиловании. Последние регистрируются в день их подачи в журнале учета ходатайств о помиловании, который ведется в спецотделе. В этом же журнале регистрируются все поступающие запросы, связанные с рассмотрением ходатайств о помиловании. Ходатайство направляется отдельно на каждого осужденного с сопроводительным письмом, подписанным начальником колонии или лицом, его заменяющим.
Инициатива подачи ходатайства о помиловании принадлежит осужденному, с ним он обращается к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Ходатайство о помиловании могут возбуждать также: родственники осужденных, общественные организации, трудовые коллективы; в отношении иностранных граждан-органы власти и управления иностранного государства.
J б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу. Копия, извещения о вступлении приговора в законную силу или копия определения суда кассационной инстанции также должна быть заверена печатью учреждения;
в) справка о состоянии здоровья осужденного. Справка (меди
цинское заключение) о состоянии здоровья осужденного должна
содержать запись диагноза (при наличии), быть читаемой и иметь
дату выдачи. В ней отражаются сведения об инвалидности, трудо
способности осужденного, о применении к нему принудительных
мер медицинского характера:
Справка должна отражать сведения о состоянии здоровья осужденного на период подготовки материалов о помиловании;
г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненно-
го преступлением (если имеются).
В справке указывается:
~ сумма причиненного ущерба (по приговору, по приговорам); ~~ Пе Р е чень исполнительных документов (листов); сумма, возмещенная по каждому исполнительному листу от-
^ остаток неудовлетворенных требований взыскателей; лез Ни Причина не удержания по исполнительным листам (из-за бо-" от сутствия работы, отказа от работы и т.д.).
эегулирование амнистии и помилования
Сведения о возмещении материального ущерба по состоянию на день направления материалов в Главное управление подписываются главным бухгалтером и заверяются гербовой печатью учреждения;
д) анкета с указанием биографических данных осужденного и
сведений о его семейном положении.
Анкета должна содержать полные и точные ответы на поставленные в ней вопросы.
В ней перечисляются все прежние судимости, указанные в приговоре поданным Информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел:
Когда и каким судом осужден (статья, часть, пункт Уголовного кодекса, срок наказания);
Дата и основание освобождения (по отбытии срока наказания, по амнистии, помилованию, условно-досрочно).
Указываются сведения о применении акта амнистии, помилования, условно-досрочного освобождения, замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания по прежним судимостям; когда рассматривался вопрос об условно-досрочном освобождении, замене неотбытой части наказания более мягким. Какое решение и кем было принято.
В графе о семейном положении указывается только супруга (супруг), с которой осужденный состоит в юридическом браке, дети, родители, находящиеся в живых на день направления ходатайства осужденного, в том числе усыновленные дети, их возраст. В случае лишения родительских прав дети не указываются (указать факт лишения родительских прав).
Адрес места жительства указывается полностью: республика, край, область, район (город), населенный пункт (село, деревня, хутор, поселок), улица, дом, квартира.
В анкете указываются сведения об участии в Великой Отечественной войне, участие в других военных действиях при прохождении военной службы в составе Вооруженных сил, а также ранениях, контузиях и наградах; иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения по существу ходатайства. К таким обстоятельствам относятся произошедшие в семье осужденного чрезвычайные события, пожары, наводнения, разрушения, ги-оель тяжкое неизлечимое заболевание близких родственников и др.;
е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств
о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется ин-
Проц рдуря_ямнистии и помилования 95
Мац ия. В случае если осужденный при отбывании наказания по Р леднему приговору уже обращался с ходатайством о помилова- П °и то необходимо отразить: кем, когда и по какой причине ему отказано в этом, либо какое принято иное решение;
ж) справка о применении в отношении осужденного акта амни-тии или помилования либо о применении условно-досрочного ос- С обождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности. В случае применения ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения справка об этом приобщается к ходатайству о помиловании. Документы готовятся отделом (группой) специального учета на основании материалов личного дела осужденного и заверяются печатью учреждения;
з) представление администрации учреждения с характеристикой на осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, к совершенному деянию. Представление администрации учреждения содержит в себе не только сведения о судимости по последнему приговору (прежние судимости), но и краткую характеристику на осужденного. В представлении отражаются изменения в поведении осужденного за время отбывания наказания с учетом объективных материалов, хранящихся в его личном деле (приказы о поощрении, постановления о наказании, данные об учебе в школе, ПТУ и т.д.). Представление должно содержать сведения:
3. Определение степени исправления на основе анализа этик
В вводной части сообщаются
1 Вводная часть AdjwM^" v """"- _
социально-демографические и уголовно-правовые данные об осуж-
Д6Н ^Социально-демографические ^^^ возрасТ9 ceMeHH oe положение (наличие иждивенцев), состояние здоровья и трудоспособность, образование.
1.2. Уголовно-правовые данные: прежние судимости, квалификация преступления по настоящему делу, назначенный срок наказания, отбытый срок; сведения о снижении срока наказания (ввиду амнистии, помилования и по другим основаниям).
2. Описательная часть характеристики.
В описательной части отражаются сведения, характеризующие осужденного за всю часть отбытого срока наказания:
я,JL B Заключительной части характеристики содержится вывод
администрации исправительного учреждения о целесообразности или
нецелесообразности помилования осужденного. Вывод должен со
ответствовать назначению характеристики и отвечать трепаниям
законодательства. Например: треоованиям
6 4 Процедура амнистии и помилования
Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание. К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.
Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается. Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту его жительства.
Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, которая не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти).
Высшее должностное лицо субъекта Федерации не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, материалы о помиловании, подготовленные администрацией исправительного учреждения, а также иные документы.
В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобожде-
ГлП рр9Правовое регулирование амнистии и
От отбывания наказания, а также изменения иных обстоя- НИ ^тв имеющих существенное значение для решения вопроса о П0 -шювании администрация учреждения обязана уведомить об Шои теооиториальный орган уголовно-исполнительной системы, комис-ию высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации.
При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во
внимание:
а) характер и степень общественной опасности совершенного пре
ступления;
б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения
наказания;
в) срок отбытого (исполненного) наказания;
г) совершение осужденным преступления в период назначенно
го судом испытательного срока условного осуждения;
д) применение ранее в отношении осужденного акта амнис
тии, помилования или условно-досрочного освобождения от на
казания;
е) возмещение материального ущерба, причиненного преступ
лением;
ж) данные о личности осужденного (состояние здоровья, коли
чество судимостей, семейное положение, возраст);
з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существен
ными для принятия решения.
При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос не позднее чем через 10 дней со дня его получения.
«Согласно письму начальника Управления Администрации Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан в целях представления Президенту Российской Федерации всесторонней и объективной информации, характеризующей осужденного, обратившегося с ходатайством о помиловании, при рас-
П ц РЛ ура амнистии и помилования
смотрении ходатайства о помиловании необходимо выяснять следу- т вопросы.
б) наступление тяжких последствий в результате совершения пре
ступления;
в) совершение преступления в отношении малолетних, несовер
шеннолетних, престарелых, беременных женщин и лиц, находящих
ся в беззащитном либо беспомощном состоянии;
г) совершение преступления с особой жестокостью, общеопас
ным способом и т.п.;
д) привлечение к совершению преступления несовершеннолет
них и лиц, страдающих психическими заболеваниями;
е) совершение преступления при опасном рецидиве либо особо
опасном рецидиве;
ж) совершение преступления в период условного осуждения, в
период отсрочки исполнения наказания, в период неотбытого срока
условно-досрочного освобождения;
з) причины совершения преступления, в том числе противо
правность, аморальность поведения потерпевшего, совершение пре
ступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств;
и) оказание помощи потерпевшему после совершения преступления;
к) явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления;
л) совершение преступления в несовершеннолетнем или престарелом возрасте.
3. Отбытый срок наказания:
а) менее половины;
б) более половины;
в) более 2/3.
4 - Сведения, характеризующие осужденного в местах лишения свободы:
а) отношение осужденного к представителям администрации уч-
Реждения и их законным требованиям;
б) отношение осужденного к положительной либо отрицатель-
н °й части осужденных (в том числе, является лидером той или иной
Глава 2. Правовое регулирование
части осужденных, поддерживает воровские традиции, подд ер
ет связь с криминальными структурами и др.); и *и
в) признание вины, раскаяние в содеянном;
г) возмещение ущерба, а также вреда, причиненного пресгуп
нием (помощь потерпевшему, его семье). е ~
д) стремление осужденного к законопослушному образу жизни
трудоустройству в учреждении, а также участие в общественных pa&f
тах без оплаты труда, либо к совершению противоправных деяний-
е) чрезвычайные обстоятельства (совершение осужденным посгуп
ков, заслуживающих особого внимания, например тушение пожара
освобождение заложников и т.п.);
ж) мнение администрации учреждения по вопросу помилования
осужденного.
5. Личность осужденного:
а) возраст;
б) образование;
в) работал или нет;
г) наличие семьи, жены, детей (несовершеннолетних), престарелых
и больных родителей, тяжелые семейные обстоятельства, поддерживает
ли осужденный связь с родственниками, оказывает ли им помощь;
д) сведения, характеризующие его до осуждения по месту учебы,
работы, жительства и т.д. (в том числе, злоупотребление спиртными
напитками, употребление наркотиков и др.); склонность к соверше
нию противоправных деяний;
е) сведения об участии в ВОВ, других военных действиях при
прохождении военной службы в составе Вооруженных сил Российс
кой Федерации, других войсках и воинских формированиях;
ж) сведения о государственных наградах, почетных званиях, зас
лугах.
6. Состояние здоровья осужденного:
а) здоров;
б) наличие заболеваний, (когда получено заболевание: до осуж
дения или после; входят ли имеющиеся у осужденного заболевания
в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, ут
вержденный Постановлением Правительства Российской Федерации
от 6 февраля 2004 г. № 54;
в) состояние здоровья, возможность получения необходимого ле
чения в учреждении, имеет ли возможность осуществлять лечение
в случае освобождения;
Г) наличие у осужденного инфекционных заболеваний, опасных окружающих (ВИЧ, венерические заболевания, туберкулез и др.).
7 Мнение потерпевшего о применении помилования к осужден
ному-
2.1 Порядок применения и распространения амнистии
Один из наиболее важных вопросов - в какой стадии целесообразно применение амнистии. Существовавшее положение, в соответствии с которым возможно его применение в процессе расследования уголовного дела и даже до его возбуждения, неоднократно подвергалось серьезной и обоснованной критике. По материалам проверки до возбуждения дела невозможно в полном объеме установить степень вины лица, совершившего правонарушение, всех участников преступления, выявить все эпизоды преступной деятельности и выяснить иные важные обстоятельства. Кроме того, расследование дел, подлежащих амнистии, обычно проводится менее качественно, чем дел, направляемых в суд для рассмотрения по существу.
Положения закона и существовавшая еще недавно практика применения амнистии до возбуждения дела или его прекращения в процессе расследования не отвечали задачам уголовно-процессуального законодательства (быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона, с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден).
Прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается, если обвиняемый против этого возражает, а также в случае, если уголовное дело находится в стадии судебного разбирательства. При такой оптации суд доводит разбирательство дела до конца и выносит обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания как основного, так и дополнительного, если иное не предусмотрено актом амнистии.
Как отмечалось выше, амнистия может быть общей и частичной. Общая распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определенными статьями УК. Частичная относится к определенной категории лиц, которые предусмотрены актом амнистии (например, постановление Государственной Думы от 13 декабря 1999 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе»).
Амнистии могут быть с погашением судимости и без таковой.
По общему правилу при амнистии можно освобождать виновных от дополнительного наказания лишь в том случае, если об этом говорит сама амнистия.
В тех случаях, когда лицо совершило одновременно несколько преступлений, акты амнистии распространяются на преступления, подпадающие под нее. За те преступления, которые не подпадают под амнистию, лицо подлежит уголовной ответственности или продолжает нести уголовное наказание. Акты амнистии не применяются, как правило, в отношении лиц, осужденных по совокупности преступлений, если одно из них относится к тяжким или особо тяжким, за совершение которых освобождение не было предусмотрено.
По общему правилу амнистия распространяется лишь на те преступления, которые были совершены до момента вступления ее в законную силу. В этой связи сохраняет значимость постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» с последующими изменениями и дополнениями, в соответствии с пп. 4 и 5 которого «длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти). Поэтому амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, которые окончились до ее издания. К длящимся же преступлениям, продолжающимся после издания амнистии, таковая не применяется.
Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих одно продолжаемое преступление, а концом - момент совершения последнего преступного действия.
В соответствии с этим амнистия применяется к продолжаемым деяниям, вполне закончившимся до издания амнистии, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, совершено было после издания амнистии».
Обычно акты амнистии в первую очередь распространяются на несовершеннолетних, стариков, а также женщин, прежде всего, беременных. Так, на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации» были освобождены от наказания:
Женщины;
Мужчины старше 60 лет;
Инвалиды первой и второй групп;
Лица, осужденные за неосторожные преступления к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания;
Несовершеннолетние мужского пола, осужденные к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавшие наказание в воспитательно-трудовых колониях;
Лица, условно осужденные, осужденные к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, а также осужденные к иным наказаниям, не связанным с лишением свободы;
Лица, осужденные за умышленные преступления к лишению свободы на срок до трех лет включительно и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания.
В соответствии с указанным постановлением Государственной Думы предписывалось прекратить производством все следственные дела и дела, не рассмотренные судами, о преступлениях, совершенных до вступления постановления в силу, лицами, совершившими преступления, за которые предусмотрены наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетними мужского пола, совершившими преступления, за которые предусмотрены наказания не свыше трех лет лишения свободы, ранее не отбывавшими наказания в воспитательно-трудовых колониях. Кроме того, сокращался наполовину срок наказания несовершеннолетним мужского пола, не подпадавшим под перечисленные выше пункты постановления. По делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы, совершенных до вступления постановления в силу, суд, если признает необходимым назначить наказание, не связанное с лишением свободы, освобождает осужденного от наказания.
Но бывают и другие, продиктованные особыми социально-политическими условиями, акты амнистии, в которых круг амнистированных определяется не по традиционным, а по особым признакам. Так, в соответствии с постановлением Государственной Думы «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике» от 12 марта 1997 г. и постановлением Государственной Думы о порядке применения вышеназванного постановления амнистированы:
Лица, совершившие в период с 9 декабря 1994 г. до 00 часов 31 декабря 1996 г. на территориях Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Дагестан, Республики Северная Осетия - Алания и Ставропольского края общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике, а также лица, совершившие в указанный период преступления, предусмотренные статьями 80, 245, 246, 247 и 249 Уголовного кодекса РСФСР, независимо от места их совершения, по мотивам, связанным с нежеланием участвовать в вооруженном конфликте в Чеченской Республике;
Лица, уголовные дела в отношении которых находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов, а также отбывающие наказание лица из числа подлежащих обмену на военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и граждан, захваченных в период с 9 декабря 1994 г. по 00 часов 31 декабря 1996 г. и насильственно удерживаемых в Чеченской Республике;
Военнопленные, интернированные и пропавшие без вести независимо от характера совершенных преступлений.
В соответствии с постановлением Государственной Думы «Об объявлении амнистии» от 24 декабря 1997 г. были освобождены от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы, лица, проходившие службу в составе действующей армии либо принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества;
Награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации, являющимися государственными наградами; женщины, имеющие несовершеннолетних детей, а также беременные женщины; мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет; инвалиды I или II группы, а также больные туберкулезом, отнесенные к I или II группе диспансерного учета, и целый ряд других лиц.
Согласно Постановления Государственной Думы от 22 сентября 2006 г. № 3498-4 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа», в целях достижения гражданского мира и согласия, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановила:
1.Не возбуждать уголовные дела в отношении:
1) лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, которые добровольно отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо устойчивых вооруженных группах (бандах) и (или) сдали оружие и военную технику;
2) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, совершивших преступления в период проведения указанных контртеррористических операций.