Правильное переключение. Переключение передач на механике: что нужно знать

Большинство водителей, имеющих большой стаж и опыт, считают автоматические трансмиссии ненадежными и неэкономичными. В чем-то они все же правы, хотя, на сегодняшний день, автоматические коробки передач не только достигли по параметрах механические аналоги, но и смогли их превзойти. Однако, автоматические коробки передач стоят намного дороже, что делает механическую коробку лидером среди массового сегмента. Механическая КПП хороша по всем параметрам, а единственным ее недостатком является неудобство в использовании. По этой причине, начинающие автомобилисты довольно часто интересуются, каким образом правильно на механике переключать передачи при старте и во время движения. На самом деле, система эксплуатации механической трансмиссии не сложная, если соблюдать определенные правила.

Что бы транспортное средство начало движение, нужно включить передачу, а затем, открыть подачу горючего в достаточном для ускорения объеме. С виду все довольно просто — выжимаем сцепление, включаем первую передачу и газуем. Но когда автомобиль трогается с места, ему приходится преодолевать самые большие усилия, в результате этого, очень часто двигатель глохнет, приводя автомобилиста в недоумение. Суть этой ситуации в том, что бы в нужное время одновременно и плавно выжать педали газа и сцепления, лишь тогда транспортное средство без проблем тронется с места.

Правила баланса сцепления и газа

Движения рычага должны быть плавными, без резких усилий преодоления естественных сопротивлений, а переключать передачу нужно лишь после того, как выжата педаль сцепления. Каждый водитель должен знать, что при резких движениях рычага коробки передач, при быстром поднятии ноги со сцепления, а также, при подаче избыточного количества горючего, трансмиссия способна выйти из строя, что повлечет за собой либо дорогостоящий ремонт, либо полную замену механизма.

Старт с первой передачи

Несомненно, мы говорим не про работу педалей, а про применение механической трансмиссии. Профессионалы советуют стартовать с сухой и чистой поверхности дорожного покрытия с применением первой передачи, так как она передает колесам очень высокий крутящий момент, что дает минимальные шансы на то, что мотор заглохнет. Если КПП издает странные и неприятные звуки с резким перемещением сопротивления, следует вернуть рычаг механической коробки передач в нейтральную позицию, отпустить педаль сцепления, выжать ее снова и попробовать еще раз. При включении необходимой ступени, на одно мгновение произойдет уменьшение усилия на рычаге, после чего его движение будет остановлено, в результате столкновения в конце паза с ограничителем.

Старт со второй передачи

Кроме того, желательно научится стартовать со второй передачи, особенно в период зимы и заморозков, так как этот способ защитит ваше транспортное средство от пробуксовки колес и не позволит машине сразу уйти в занос или зарыться в снег колесами. Использование второй передачи при старте несильно отличается от первой. При механической КПП следует выбрать вторую передачу, но балансировка педалей сцепления и газа должна быть более тонкой, для избежания высокой нагрузки на силовой аппарат.

Переключение передачи по тахометру

При движении автомобиля, очень важно знать, в какой именно момент необходимо переключить ступень, что бы снизить расход горючего, для достижения нормальной динамики, а также, предотвращения неисправностей трансмиссии. Довольно часто можно встретить рекомендации, которые советуют при конкретной скорости движения, выбирать конкретную передачу. Однако, такое правило является абсолютно неправильным, так как индивидуальное транспортное средство отличается уровнем своей мощности и конкретными передаточными числами.

Неопытным автомобилистам можно посоветовать акцентировать свое внимание на тахометре, поскольку у множества автомобилей зона экономической работы двигателя, расположена в примерном диапазоне — 2500-3500 оборотов в минуту. При движении автомашины на такой частоте вращения коленчатого вала, не следует браться за рычаг. Например, на спортивных автомобилях, имеющих высокооборотистые двигатели, правильное переключение передач может происходить совершенно по другому. По этому, профессионалы не советуют экономить и пройти специальное обучение по вождению скоростных автомобилей, которое предлагает большинство дилеров.

Когда обороты повышаются, необходимо поменять ступень на более высокую, при этом, полностью выжимая педаль сцепления и соблюдая необходимые правила предосторожности, когда перемещаете рычаг. Таким же образом поступаем и в случае падения оборотов, только передачу меняем на более низкую. Желательно переключать ступени поэтапно и при разгоне применять каждую передачу. Несомненно можно перескакивать одну или две передачи, но при этом, важно помнить о исключительной осторожности в эксплуатации сцепления, что бы не нанести урон валам коробки передач.

Когда включать пониженную ступень

Главное преимущество механической трансмиссии в том, что она дает возможность подготовится к разнообразным сложностям. В правилах использования механической КПП установлено понижать ступень в следующих случаях:

1.Если вы приближаетесь к крутому подъему.

2. Если вы движетесь по опасном спуске.

3. Если вы обгоняете другое транспортное средство.

4. Если впереди вас ожидает крутой поворот.

При невозможности использования рабочей тормозной системы, в частности, когда вы движетесь по скользкой поверхности либо под крутой уклон, необходимо произвести торможение мотором. В таком случае, нужно полностью отпустить педаль газа, поэтапно меняя передачи на более низкие, до достижения транспортным средством оптимальной скорости. Не следует допускать избыточного повышения оборотов мотора. Также не приветствуются попытки помочь трансмиссии рабочим тормозом, если есть такая возможность.

Переключение скорости по звуку двигателя

Опытные автомобилисты довольно часто определяют, когда нужно переключить передачу, на слух — по звуку двигателя. Однако, для этого, нужно попросту привыкнуть к автомобилю. Самым большим профессионализмом считают переключение скоростей по ощущениям реакции транспортного средства — водитель способен оценить, как быстро машина ускоряется, когда он нажимает на газ и достигая нужных оборотов, меняет передачу, тем самым, улучшая динамику транспортного средства. Для этого, необходимо иметь огромный стаж и привычку к определенному автомобилю.

Экономичный режим работы

Самым экономичным для автомобиля считают работу в диапазоне 2500-3500 оборотов в минуту. Для уменьшения затрат топлива, профессионалы советуют выбирать именно такой режим при равномерной езде на высоких или средних скоростях. Немало автомобилистов считает, что если быстро переходить на повышенные передачи и удерживать частоту вращения коленчатого вала в диапазоне 1000-1500 оборотов в минуту, то расход горючего снизится. На самом деле это не так. Что бы ускорится с низких оборотов, машине необходимо гораздо больше горючего, а правильно среагировать на неожиданные ситуации, автомобилисту будет гораздо труднее.

Для того, что бы понять, каким образом правильно переключать передачи, нужно знать, какую сборку применяют современные механические коробки переключения передач. Обычно, пятая, шестая, а в некоторых транспортных средствах, и седьмая передачи установлены специально для снижения расхода горючего. Самой большой скорости можно достигнуть при использовании пятой или четвертой передачи, зависимо от их количества. Если преждевременно включить повышающую передачу, это не приведет к снижению затрат топлива, а к падению оборотов. Также хочется сказать, что применение в городе самых высоких ступеней совсем не оправдано, так как они были созданы для равномерной езды по загородных дорогах.

Для избежания преждевременого выхода из строя механической КПП, быстрого износа сцепления и двигателя, следует не делать рычагом резких движений, выполнять правильную балансировку педалей и не допускать пробуксовок и резких ударов. Для того, что бы уменьшить расход горючего, нужно все время поддерживать обороты мотора в оптимальном диапазоне. С помощью механической коробки передач, возможно торможение двигателем, что защитит вас от попадания в опасную ситуацию. Если вы освоите правила переключения передач, то сможете абсолютно контролировать свое транспортное средство, добьетесь хорошей динамики, меньших расходов и полной безопасности.

Если в автомобиле вам нужно переключить передачу, например, «вверх» или наоборот, с более высокой на более низкую или, к примеру, с 5-й на 2-ую, запомните главный принцип автоинструкторов : перед тем как включить любую передачу, нужно обязательно полностью (не на половину или на треть) выжать педаль сцепления. Если вы забываете или игнорируете данное требование, то КПП вашего авто вам гарантирован.

Что нужно знать при переключении передач?

Стоит отметить, что техника переключения различных передач (ниже или выше) отличается друг от друга. Общим является то, что нужно выжать сцепление, включить передачу и отпустить сцепление, причем сделать это нужно быстро, если машина уже движется. Она не заглохнет.

А вот медленное отпускание сцепления на ходу грозит поломкой его диска, что обойдется вам недешево.

Итак, вы за рулем и едва-едва добрались до 3-ей передачи, но наверняка вы успели заметить, что при переключении передач машина теряет скорость. И это действительно так. Ведь в это время авто превращается в, так сказать, «телегу на колесах», которая движется по инерции.

При выключении сцепления тяга двигателя передается колесам, которые и начинают вращаться. Так что если вы при разгоне не хотите потерять скорость, лучше переключать передачи быстро, но в тоже время не стоит забывать, что вы на , а не на гоночной трассе.

Зачем коробка передач?

Для начала давайте разберемся, для чего нужны эти переключения. Все очень просто — для повышения скорости. Если на первой передаче машина едет максимум 50 км/час (зависит от ТС), то на второй — уже 90 и так далее. При изменении передачи вниз обороты мотора падают, и динамика разгона теряется, поэтому всегда выбирают уместное время для переключения.

Когда переключать передачу?

Кстати, в этом случае можно даже . А вот если переключение произойдет при 2 тыс., а потом вы вдруг решите разогнаться, то бензина и времени для этого потратиться больше.

Самая удачная зона для переключения передач — это горка, точнее при въезде на нее.

Здесь советуем оставаться на пониженной передаче, ведь если вы захотите ускориться и переключите передачу вверх, то двигателю придется работать упорнее, так как его обороты упадут, и увеличится расход топлива . К тому же повысится износ мотора, так как при увеличении оборотов, смазки требуется больше, а подача масла в этом случае уменьшается.

Конечно, никто не запретит вам переключаться на подъеме. Если у вас мощный двигатель, это можно делать без особых проблем и переживаний за мотор.

Как переключать передачи?

Давайте посмотрим видеоматериал, о правильном переключении передач:

Итак, чтобы переключить передачу, необходимо осуществить следующие действия:

  1. Резким движением (не плавным) следует выжать педаль сцепления до самого конца, то есть до упора, при этом одновременно полностью отпустить газ.
  2. Плавно, но в тоже время быстро включается желаемая передача. Для этого нужно перевести рычаг КПП на «нейтраль», а затем быстро в положение передачи.
  3. Педаль сцепления можно отпускать, желательно до точки зацепления (место хода педали при начале движения автомобиля на первой передаче).
  4. Пока нога находится в этом положении (не более 1-2 секунд), можно немного увеличить обороты мотора нажатием на газ, что в какой-то степени компенсирует потерю скорости.
  5. Через пару секунд сцепление отпускается, а газ ощутимо прибавляется.

Еще одно важное замечание!

Переключать передачи «вверх» можно не по порядку, то есть первая и третья, вторая и пятая, первая и пятая и т.д. Но времени на разгон при этом затрачивается больше, так как и обороты упадут больше.

Ошибки новичков

А вот примеры наиболее характерных ошибок, допускаемых при переключении передач:

  1. Работают рычагом КПП рассеянно и неслаженно, от чего машина теряет скорость.
  2. Делают временные промежутки, что также не увеличивают динамику.
  3. Резко переключают рычаг, что приводит к повреждению некоторых узлов КПП.
  4. Выжимают сцепление очень плавно, что приводит к торможению двигателем и потере скорости.
  5. Резко отпускают сцепление после переключения передачи, не задерживая его в области зацепления. От этого авто сильно дергается, а трансмиссия ломается.

Удачного вам переключения передач и будьте аккуратны!

В статье использовано изображение с сайта www.usport.3dn.ru

Наличие в автомобиле механической коробки переключения скоростей предусматривает переключение передач водителем вручную. Большинство транспортных средств с «механикой» оснащаются агрегатом с 5-6 передними передачами и одной для заднего хода. Имея представление о взаимодействии двигателя и данного вида трансмиссии, а также обладая теоретическими знаниями о принципах управления «механики» при движении автомобиля, новичку будет легко справиться с практикой вождения данного типа авто.

Теория вождения автомобиля с механической коробкой передач

Освоить технику вождения автомобиля с «механикой» возможно при понимании принципов работы данного механизма, назначении рычага и педалей, и правил управления ими:

  1. Педаль сцепления . Служит для разъединения крутящего момента, передающегося от двигателя к трансмиссии при переключении передачи и экстренном торможении. На механической КПП она выжимается исключительно до упора.
  2. Нейтральная скорость . Данное положение коробки передач не позволяет передаваться крутящему моменту от двигателя к колесам. С нее водитель может включить любую передачу, включая заднюю.
  3. Первая скорость . Предназначена для начала движения.
  4. Передача заднего хода . Позволяет разгоняться быстрее, чем на первой скорости, но не предназначена для длительного использования, не являясь средством основного передвижения.
  5. Педаль газа . Регулируя частоту оборотов коленчатого вала, позволяет водителю при любых режимах езды использовать .

Теоретическая часть знаний по управлению автомобилем с МКПП включает в себя знания последовательности действий для начала движения авто и правильного переключения скоростей при движении и торможении.

Как начинать движение на автомобиле с механической коробкой передач

Перед началом движения водитель должен настроить положение сидения так, чтобы иметь возможность беспрепятственно выжимать педали и иметь комфортное положение для езды, после чего выполняются следующие действия:

  1. Рычаг переводится в нейтральное положение, предварительно выжав сцепление.
  2. Запустить и прогреть двигатель. Для снижения нагрузки на стартере, при запуске можно выжать педаль сцепления.
  3. Для начала движения выжимают сцепление, включают 1ю скорость, снимают стояночный тормоз, и, постепенно, отпуская сцепление, добавляют педалью «газа» обороты двигателя. Данная операция требует определенного опыта для умения правильно балансировать педалями, чтобы двигатель не заглох без достаточного числа оборотов, или не было слишком резкого старта при слишком высоких.

Считаете, что МКПП слишком сложно устроена для вас? У автоматической коробки свои недостатки — у многих .

Как правильно переключать передачи на механике во время движения

При езде на автомобиле для снижения расхода топлива, оптимальной динамики движения и предотвращения поломок трансмиссии, очень важно понимать момент переключения передачи. Стандартные рекомендации, которые даются для всех типов машин, где каждая передача привязана к своей скорости движения, не совсем верна, так как все авто обладают своими передаточными числами КПП и мощностью двигателя.

Переключение передачи с низшей на высшую и наоборот выполняют в зависимости от скорости движения машины. Опытный водитель переключает передачи на уровне рефлекса , что достигается во время практической езды. Неопытный водитель должен помнить об определенных правилах переключения: после достижения необходимой скорости нога с педали газа убирается, одновременно выжимается сцепление, далее рычаг переключения передач переводится в следующее положение, выждав секунду на нейтральной скорости.

Такая пауза необходима для выравнивания скорости вращения шестерен коробки передач. Когда рычаг переведен в нужное положение, плавно отпускают педаль сцепления и выжимают педаль акселератора, увеличивая подачу топлива в двигатель. При этом скорость машины должна возрасти. Далее продолжают движение на этой же передаче, или ускоряются для переключения на следующую.

Кроме набора скорости, не нужно забывать и об обратном действии переключения передач, то есть о переходе с более высокой на низкую. Это необходимо при быстром торможении, для чего нужно отпустить «газ», притормозить, выжать сцепление, включить пониженную передачу и отпустить сцепление. Выполняя такое переключение, нужно учитывать, что более низкая передача предполагает более плавное отпускание сцепления, чтобы не вызвать занос машины, особенно опасный на скользкой дороге.

На каких оборотах нужно переключать передачи

Механическая КПП позволяет автомобилю при одних и тех же оборотах двигателя перемещаться с различной скоростью, то есть на одинаковой частоте вращения коленвала двигателя у машины есть возможность развивать различную скорость. На самой низкой передаче транспортное средство будет иметь максимальное тяговое усилие, а на самой высокой – скорость. Коробка передач позволяет использовать двигатель в том диапазоне оборотов, который наиболее выгоден с точки зрения экономичности и максимальной отдачи.

Правильное переключение передач при езде – это золотая середина в диапазоне оборотов, которая соответствует максимальному крутящему моменту и мощности. А первый показатель определяет интенсивность ускорения автомобиля. Инженерные расчеты и эксперименты показывают, что для восьмиклапанного бензинового двигателя с рабочим объемом 1,0-2,5 л переключение на повышенную передачу будет оптимально при оборотах 3-4 тыс. об/мин, когда крутящий момент близок к максимальному.

В инструкции по эксплуатации автомобилей это выражают через скорость, оговаривая ее максимальное значение для каждой передачи. К примеру, при двигателе объемом 1,2-2,0 л с 5-ступенчатой КПП при умеренной езде, скорость движения на 1й передаче не должна превышать 35 км/ч, на 2й – 50-60 км/ч, на 3й – 90 км/ч, а на 4й – 130 км/ч. При этом допустимо кратковременное превышение указанных значений на 10-15 км/ч на подъеме или при обгоне, загнав на несколько секунд стрелку тахометра в красную зону.

Как правильно тормозить

Управление автомобилем с МКПП включает в себя умение правильно снизить скорость и остановиться при движении. В автошколах учат, что движение транспортного средства при нейтральном положении рычага нужно исключить из практики каждодневной езды, особенно на мокрой и скользкой дороге. Для этого используются следующие типы торможения:

1. Двигателем. Предназначается для снижения оборотов и остановки в тяжелых метеоусловиях, для чего необходимо:

  • Отпустить «газ»;
  • Медленно нажать на педаль тормоза;
  • Перед полной остановкой машины выжать сцепление, чтобы не дать мотору заглохнуть;
  • Переключиться на нейтральную передачу.

2. В сухую погоду. Помогает резко затормозить на сухой дороге:

  • Отпустить «газ»;
  • Выжать сцепление;
  • Нажать на тормоз и придерживать педаль, пока авто полностью не остановится;
  • Включить нейтральную скорость и стояночный тормоз.

3. Плавное торможение. Применяется для снижения скорости движения автомобиля:

  • Отпустить «газ»;
  • Не касаясь педали сцепления, плавно нажать на тормоз;
  • При сбавлении скорости до необходимого значения, выжать сцепление и перейти на нужную передачу.

Максимальная скорость на российских дорогах это 130 км/ч и то лишь по отдельным автомагистралям.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Обычно же разрешенная скорость раза в два меньше. Как переключать скорости на машине правильно, чтобы случайно не нарушить правила?

Если со сдачей теории и практики на получение права вождения водители справились, это не значит, что им известны все тонкости эксплуатации авто.

Нередко причиной «рывков», «чиханий мотора» и прочих «приятностей» вплоть до поломки становится не умение правильно изменять скоростной режим. Как на машине правильно переключить скорость?

Что нужно знать

Автомобиль легкового типа может иметь механическую или автоматическую коробку передача. В зависимости от типа коробки находится способ управления скоростным режимом.

Таким образом, выбор скорости дело очень ответственное. От этого зависит не только скорость передвижения, но и соблюдение .

Водителям-новичкам лучше всего следовать «золотому» правилу – 50 км/ч в населенном пункте и не более. В процессе движения можно сориентироваться, какая нужна скорость и не превысит скоростной режим.

Как научиться переключать скорости на автомобиле

Как быстро переключать передачи на машине? В процессе обучения переключению скоростей авто надобно помнить важнейший принцип – при смене передачи необходимо выжимать сцепление.

Фото: схема переключения коробки передач

То есть рычаг КПП и сцепление работают в связке. В противном случае лучше сразу отложить деньги на приобретение новой коробки.

Но нужно учитывать и то, что различные скорости разнятся друг от друга техникой переключения. Общая схематичность такова:

«выжать сцепление — переключить передачу – отпустить сцепление»

Для новичка может стать неожиданностью то, что при переключении передачи машина утрачивает скорость и двигается только по инерции. Во избежание торможения авто скорости переключать следует плавно.

Пошаговая инструкция

Для переключения скорости на машине необходимо соблюдать такой порядок действий:

Механика

Несмотря на кажущуюся сложность работы с механикой, водитель не должен слишком задумываться о переключении – все движения должны быть автоматическими, на уровне рефлексов.

Хотя достичь этого можно только непрестанной практикой. Порядок переключения скоростей соответствует вышеописанному алгоритму, но стоит уточнить некоторые детали:

Переключение передач зависит от скорости движения авто и отбора мощности. Опытным водителям удается определить нужный момент по звуку двигателя.

А вот новичкам при выборе скорости лучше ориентироваться на показания спидометра:

Конечно, эти расчеты схематичны, и нужно учитывать и другие факторы. Такие значения применимы, когда авто не нагружен, и движется по ровной дороге без сопротивления.

В случае препятствий в виде снега, песка, крутых подъемов передачи переключаются чуть позже указанных скоростей.

Также можно руководствоваться таким универсальным трактованием скоростей:

Автомат

На АКПП вместо рычага присутствует рычажок с кнопкой или селектор выбора режимов работы. Передачи в коробке-автомат переключаются автоматически в момент разгона.

Но совсем без участия водителя не обойтись. Основные режимы, которые предлагает АКПП это:

Существуют и дополнительные режимы, но используются они реже. Потому для новичка важно в первую очередь изучить именно режимы основные.

Порядок переключения селектора при управлении авто с АКПП таков:

  1. Завести двигатель (повернуть ключ зажигания).
  2. Нажать педаль тормоза.
  3. Нажать нужную кнопку на рукоятке селектора.

Для включения «драйва» приходится пропускать два положения, но задерживаться на них не нужно, поскольку они не нужны при начале движения.

Нужная передача включится после отпускания тормоза через пару секунд. В целом АКПП понимает водительские команды по передвижению педали газа.

При мягком нажатии разгон будет плавным, а переключение передач неторопливым. Причем вначале авто перейдет на передачу ниже, а потом начнет разгон.

Для остановки на АКПП довольно нажать педаль тормоза. Рычаг можно переместить после остановки.

Если остановка кратковременна, то нужно держать тормоз нажатым. При более длительной остановке включается режим «нейтрал» или «паркинг».

Движение на второй

Самыми мощными, но и медленными, являются наиболее низкие передачи. Потому для начала передвижения и езды на маленькой скорости применяется первая передача.

Видео: как переключать передачи

Для разгона необходимо перейти на вторую скорость. Она не такая сильная, но более быстрая. Только после того как будет активированная вторая передача, можно переходить к следующей.

Для включения второй передачи нужно соблюсти такой порядок действий:

Двигаясь на второй передаче, следует привыкнуть к дороге, научиться замечать знаки и разметку.

Важно! Некоторые автовладельцы игнорируют отдельные скорости, например, сразу переходя со второй на четвертую.

При недостаточной для передачи скорости движения мотор начинает «чихать», а иногда и глохнет. Но даже при отсутствии таких аспектов, пропуск скоростей ведет к быстрому износу узлов и деталей двигателя.

Но данный вариант хоть и прост, но ведет к повышенному изнашиванию дисков сцепления. Более оптимально применение перегазовки.

Как пример переключение с третьей скорости на вторую:

  1. На третьей скорости разогнать до 50 км/ч. На тахометре 2500 об/мин.
  2. Отпустить газ и одновременно выжать сцепление и одновременно выставить нейтралку.
  3. Одновременно отпустить сцепление и сделать короткое нажатие на газ. На тахометре до 4000 об/мин.
  4. Выжать педаль сцепления.
  5. Включить вторую передачу и одновременно отпускать сцепление и при необходимости добавлять газ.

На дизельном автомобиле

Особенность дизельного авто в том, что передачи на нем могут переключаться очень рано, до 1 500 об/мин. Это позволяет экономить топливо.

Но ехать на таких машинах со скоростью 80 км/ч без использования последней передачи не стоит, поскольку высокие обороты плохо переносятся двигателем.

Основные нюансы, позволяющие экономить топливо, таковы:

  • передачи переключаются рано;
  • желательно меньше использовать переключения на пониженные скорости;
  • в эксплуатации рекомендуется придерживаться оборотов, указанных в инструкции к авто.

На праворульной машине

К особенностям управления авто с правым рулем нужно отнести такие моменты:

Самое сложное при управлении праворульным авто это синхронизация движений ног и левой руки при переключении скоростей.

Но, как правило, привыкнуть к этому можно быстро. Остальные правила такие де, как и для машины с левым рулем.

Любой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания имеет в своей конструкции коробку передач. Существует множество разновидностей этого агрегата, но наиболее распространенным типом является механическая коробка передач (МКПП). Ею оснащаются как отечественные, так и зарубежные автомобили.

Коробка передач используется для того чтобы изменять передаточное отношение скорости вращения от двигателя к колесам. Способ переключения между ступенями (передачами) этого редуктора – ручной (механический), что дало название всему узлу. Водитель самостоятельно принимает решение о том, какое из фиксированных значений передаточного числа (шестерни, входящие в зацепление) должно быть включено в текущий момент.

Современная МКПП

Кроме этого, МКПП позволяет переключаться на режим заднего хода, в котором автомобиль движется в обратном направлении. Также есть нейтральный режим, когда отсутствует передача вращения от мотора к колесам.

Принцип работы и устройство

Коробка передач является многоступенчатым закрытым редуктором. Косозубые шестерни имеют возможность поочередно быть в зацеплении и менять частоту оборотов между входным валом и выходным. В этом заключается принцип работы коробки передач.

Сцепление

Механическая коробка работает в паре со сцеплением. Этот узел позволяет временно разъединять мотор от трансмиссии. Такая операция дает возможность безболезненно переключить передачи (ступени) не выключая обороты двигателя.

Блок сцепления необходим, так как через МКПП проходит значительный крутящий момент.

Шестерни и валы

В любой КПП традиционной конструкции располагаются параллельно оси валов, на которых базируются шестерни. Общий корпус принято называть картером. Наиболее популярными являются трехвальные и двухвальные компанийки.

В трехвальных имеется три вала:

  • первый – ведущий;
  • второй – промежуточный;
  • третий – ведомый.

Первый вал соединен со сцеплением, на его поверхности нарезаны шлицы, по которым перемещается ведомый диск сцепления. С этой оси вращение передается на промежуточную ось, жестко соединенную с шестерней первичного вала.

Ведомый вал МКПП имеет специфическое расположение. Он соосен с ведущим и соединен с ним через подшипник, находящийся внутри первого вала. За счет этого обеспечивается их независимое вращение. Блоки шестеренок с ведомой оси не имеют жесткой фиксации с ним, а также шестерни разграничены специальными муфтами-синхронизаторами. Последние как раз жестко сидят на ведомом валу, но способны перемещаться вдоль оси по шлицам.

Торцы муфт оснащены зубчатыми венцами, способными соединяться с такими же венцами, расположенными на торцах шестерен ведомого вала. Современное устройство коробки передач предполагает наличие таких синхронизаторов на всех передних передачах.

Во время включения нейтрального режима происходит свободное вращение шестерен, а все муфты-синхронизаторы находятся в разомкнутом положении. Когда водитель выжмет сцепление и переключит рычаг на одну из ступеней, то в это время вилка в КПП перемещает муфту в зацепление со своей парой на торце шестерни. Так шестеренка жестко фиксируется с валом и не прокручивается на нем, а обеспечивает передачу вращения и усилия.

В большинстве МКПП применяются шестерни с косым зубом, способные выдерживать большие усилия, чем прямозубые, также они менее шумные. Изготавливаются они из высоколегированной стали, после чего проводится закалка на ТВЧ и нормализация для снятия напряжений. За счет этого обеспечивается максимальный срок службы.

Для двухвальной коробки также предусмотрено соединение ведущего вала с блоком сцепления. В отличие от трехосной конструкции на ведущей оси располагается блок из шестеренок, а не одна. Промежуточного вала нет, а параллельно ведущему идет ведомый вал. Шестерни на обеих осях свободно вращаются и находятся все время в зацеплении.

Ведомый вал оснащен жестко закрепленной ведущей шестеренкой главной передачи. Между остальными шестеренками располагаются синхронизационные муфты. Такая схема механической коробки передач в плане работы синхронизаторов схожа с трехвальной схемой. Разница заключается в отсутствии прямой передачи, и в том, что каждая ступень имеет лишь одну пару соединенных шестеренок, а не две пары.

Двухвальное устройство механической коробки передач имеет больший КПД, чем трехвальное, однако, имеет ограничение по повышению передаточного числа. За счет такой особенности конструкция применяется лишь в легковых автомобилях.

Синхронизаторы

Все современные механические коробки переключения передач оснащены синхронизаторами. Без них на машинах приходилось делать двойной выжим, чтобы окружные скорости шестерен сравнялись, и обеспечилась возможность переключения ступеней. Также синхронизаторы не ставятся на КПП с большим числом передач, иногда до 18 ступеней, характерным для спецтехники, так как это технически невозможно. Для быстроты переключения скоростей спортивные авто могут в МКПП не иметь синхронизаторов.

Синхронизатор МКПП

Легковые автомобили, используемые большинством водителей, оснащены синхронизаторами, так как работает коробка передач автомобиля без них менее дружелюбно. Эти элементы обеспечивают бесшумность эксплуатации и выравнивание скоростей шестеренок.

Внутренний диаметр ступицы имеет шлицевые пазы, благодаря которым осуществляется перемещение вдоль оси вторичного вала. При этом такая жесткость обеспечивает передачу больших усилий.

Работает синхронизатор таким способом. Во время включения водителем передачи муфта подается в сторону нужной шестеренки. Во время перемещения усилие переходит на одно из блокировочных колец муфты. За счет разных скоростей между шестерней и муфтой конические поверхности зубьев взаимодействуют с помощью силы трения. Она поворачивает блокировочное кольцо на упор.

Работа синхронизаторов

Зубья последнего устанавливаются против зубьев муфты, поэтому последующее смещение муфты становится невозможным. Муфта заходит без противодействия в зацепление с малым венцом на шестерне. Шестерня за счет такого соединения жестко блокируется с муфтой. Такой процесс осуществляется за доли секунды. Один синхронизатор обычно обеспечивает включение двух передач.

Процесс переключения передач

За процедуру переключения отвечает соответствующий механизм. Для автомобилей, имеющих задний привод, рычаг устанавливается непосредственно на корпусе МКПП. Весь механизм прячется внутри корпуса агрегата, а ручка переключения непосредственно управляет им. Такое расположение имеет свои достоинства и недостатки.

  • простое в конструкционном плане решение;
  • обеспечение четкости переключения;
  • более долговечная конструкция для эксплуатации.
  • нет возможности для применения конструкции с задним расположением мотора;
  • не используется на переднеприводных автомобилях.

Машины с передним ведущим мостом оборудуются рычагом переключения передач в таких местах:

  • напольно между водительским и передним пассажирским креслом;
  • на рулевой колонке;
  • в районе панели приборов.

Дистанционное управление коробкой для переднеприводных авто осуществляется при помощи тяг или кулис. У такой конструкции также есть свои особенности.

  • комфортное более независимое расположение рычага для переключения передач;
  • вибрация от коробки не передается на рычаг МКПП;
  • обеспечивается большая свобода для дизайна и инженерной компоновки.
  • меньшая долговечность;
  • со временем могут появляться люфты;
  • требуется периодическая квалифицированная регулировка тяг;
  • четкость менее точная, в отличие от расположения непосредственно на корпусе.

Хотя существуют различные приводы для механизма включения/выключения передач, но сам механизм в большинстве КПП имеет схожую конструкцию. В его основе подвижные штоки, которые находятся в крышке корпуса, а также вилки, жестко зафиксированные на штоках.

Механизм переключения передач Лада Гранта

Вилки полукругом входят в проточку муфты синхронизатора. Дополнительно в МКПП располагаются приспособления, которые уберегут механизм от недовключения либо от самовольного выхода из зацепления шестерен, а также от одновременной активации двух ступеней.

Преимущества и недостатки механических коробок передач

Все типы механизмов обладают своими достоинствами и недостатками. Рассмотрим их у МКПП.

Достоинства :

  • конструкция обладает наименьшей стоимостью при сравнении с аналогами;
  • в отличие от гидромеханической имеет меньшую массу и более высокий КПД;
  • не нуждается в особых условиях охлаждения по сравнению с автоматическими КПП;
  • среднестатистическое авто с МКПП обладает более экономичными параметрами и динамикой разгона в отличие от среднего автомобиля с АКПП;
  • простота и инженерная отработанность конструкции;
  • высокая степень надежности и большой эксплуатационный ресурс;
  • не нуждается в специфическом обслуживании и дефицитных расходных либо ремонтных материалах;
  • водитель имеет более широкий диапазон использования техник вождения в экстремальных условиях гололедицы, бездорожья и т.д.;
  • авто легко заводится толканием и может буксироваться с любой скоростью и на любое расстояние;
  • есть техническая возможность полного разобщения мотора и трансмиссии в отличие от гидромеханической АКПП.

Недостатки :

  • для переключения передачи используется полное разобщение силовой установки и трансмиссии, что сказывается на времени операции;
  • необходимы специфические навыки вождения для обеспечения плавности переключения передач;
  • неспособность плавного переключения передаточного отношения, так как количество ступеней ограничено обычно числом от 4 до 7;
  • невысокий ресурс узла сцепления;
  • у водителя при длительном управлении автомобилем с МКПП появляется большая утомляемость, чем при езде на «автоматической» трансмиссии.

В большинстве стран с более высоким доходом населения количество выпускаемых авто с МКПП уменьшено практически до 10-15%.