Как управлять автомобилем с механической коробкой передач и двойной выжим сцепления с перегазовкой. Используем перегазовку и двойной выжим

Начинающие автолюбители интересуются - как управлять машиной с механической коробкой передач легче и без рывков? Для того чтобы передачи коробки (КПП) лучше соединялись их нужно включать при определённой скорости движения авто . Обычно чем ниже скорость, особенно 1, тем тяжелее она включается - это связано с тем, что чем больше разница в передаточном отношении, между оборотами колёс и вращением мотора, тем тяжелее заходит рычаг трансмиссии.

Прямой передачей обычно является 4. Это означает, что при езде на ней обороты двигателя соответствуют вращению колеса. Например, 1 скорость, для городских машин, передаёт вращение агрегата на колёса в отношении к 3.7 – 3.9 меньше вращения двигателя. Со всеми передаточными числами механической КПП автомобиля можно ознакомиться в технической инструкции по эксплуатации транспортного средства.

Как управлять механикой:

1. Нажать (выжать) педаль сцепления
2. Включить передачу
3. Добавить газ
4. Плавно отпустить самую левую педаль

При включении передачи обороты вращения мотора и колёс уравниваются с помощью синхронизаторов, которые находятся на валу коробки и чем больше разница их вращения, тем тяжелее переводить рычаг. При переключении с низкой на высокую, для более простого включения, необходимо раскручивать двигатель не выше 2500 – 3000 оборотов.

При включении низкой, когда авто катится на нейтралке, для более лёгкого перевода рычага надо включать, как можно выше скорость. Старайтесь по возможности не переводить его на первую.

Если машина движется 5 – 10 км/ч, то лучше и свободней включить вторую, а не первую . Конечно, соединять сцепление надо плавно, возможно с добавлением газа. Всё зависит от скорости движения транспортного средства и уклона.

Механические передачи проще включать, если транспортное средство ехало на нейтралке, при следующих скоростях:

1 п. – 5 км/ч;
2 п. – 5-20 км/ч;
3 п. – 30-40 км/ч;
4 п. – 50-70 км/ч;
5 п. – не менее 75 км/ч.

Автомобиль плавнее едет, без рывков, и управлять коробкой передач легче при немощностном режиме силового агрегата, когда они составляют 2000-3000 оборотов. Некоторые специалисты, рекомендуют переключать скорости не менее 2500-3500 оборотов мотора или вблизи наивысшего крутящего момента, чтобы машина не ехало «в натяг». Конечно, это не плохо, но для расхода топлива, плавного управления транспортным средством и КПП – это не очень хорошо сказывается.

Чем выше крутится двигатель, тем больше трение поршня об цилиндр, чаще впрыск топлива и естественно выше расход топлива, и меньший ресурс агрегата. Также для более несложного переключения передачи её нужно заводить, как можно медленнее не прилагая при этом большого усилия. При этом она сама с лёгкостью будет переключаться.

Иногда задняя механическая передача тяжело включается. Это связано с тем, что обычно на бюджетных машинах задняя скорость не имеет синхронизатора и поэтому иногда её надо включать с помощью сильного рывка рычага, при включении можно услышать небольшой стук.

Когда автолюбители долго ездят на машине они сами замечают, и находят варианты, как лучше управлять коробкой. Поэтому практика является незаменимым методом.

Двойной выжим сцепления с перегазовкой

Если коробка передач старая или они очень тяжёло переключается. Особенно первая со второй, то для более лёгкого переключения можно выполнять двойной выжим сцепления и при этом ещё делать перегазовку. Конечно, так не удобно и требует больше времени, но зато она запросто заходит. Такое переключение используется на грузовых машинах. Выполняется следующим образом:

1. Нажимается сцепление
2. Рычаг коробки переводится в нейтральное положение
3. Отпускается самая левая педаль
4. Нажимается педаль газа, для поднятия оборотов двигателя в среднем 2500-3000.
5. Нажимается левая педаль от тормоза
6. Включается пониженная передача
7. Отпускается самая левая педаль

Пониженная включается сразу после нажатия на газ. Для более простой схемы переключения - перегазовку (нажатие на газ) можно не делать. Также для более лёгкого включения трансмиссии может помочь замена масла в коробке или добавление присадки, которые уменьшают трение между шестернями. Средняя замена масла, согласно, сервисной книжки, каждые 100-150 тыс. км пробега или 5 лет.

Трансмиссия достаточно надёжная деталь и сломать её сложно. Она быстро выйдет из строя, если она потеряет большое количество масла. Так что периодически, если транспортное средство старое, необходимо смотреть за течью в коробке механической и проверять уровень масла. Кроме этого для более простого включения пониженной скорости нужно использовать двойной выжим.

Рад Вас приветствовать, друзья, на блоге « «

Сцепление в автомобиле – наиважнейшая деталь, и любая неисправность может надолго вывести транспортное средство из строя. А ездить на автомобиле, у которого неисправно сцепление, не только чревато поломкой каких-либо деталей, но и опасно. Для проверки работы сцепления не надо быть продвинутым автомехаником, любой скрип, скрежет или стук уже должны насторожить.

Можно также проверить и рабочий ход сцепления, если он сильно разниться с нужными и реальными показателями, придется обращаться в автосервис. Как проверить рабочий ход сцепления? Ничего сложного, нужно высчитать каково расстояние между сцеплением и полом, при выключенном и включенном положении – оно не должно превышать 146 мм.

П равильная работа сцеплением – долгий срок службы

Сцепление вообще деталь деликатная, и обращаться с ней нужно умело и бережно.

1 . Выжимать педаль сцепления нужно быстро и до упора.

2 . Отпускать его нужно плавно, но, не задерживая, чтобы не допустить длительной пробуксовки дисков, от которой перегреваются и изнашиваются детали.

4 . Трогаться с места необходимо только с первой передачи, исключение составляет только начало движения на скользком дорожном покрытии.

5 . Нельзя нагружать автомобиль сверх его грузоподъемности.

6 . Чтобы сцепление служило дольше, рекомендуется заменять при ремонте все его три составляющих узла, иначе старая деталь может привести в негодность новую, причем очень быстро.

Многим известна теория о том, что сцепление нужно обязательно выжать при запуске двигателя. В большинстве случаев – это неверно. Выжимать сцепление целесообразно лишь при запуске в сильный мороз. Эта рекомендация больше относиться к аккумуляторной батарее, чем к двигателю. Делается это для того, чтобы сэкономить энергию аккумулятора, и не посадить его при проворачивании валов и шестерен в загустевшем от мороза масле. В других случаях выжимать сцепление следует, если включена передача. Стоит сказать, что выжатое при пуске, сцепление больше вредит, чем помогает двигателю. Поэтому рекомендуется запомнить еще один совет:

7 . При посадке в автомобиль стоит обязательно проверить положение рычага коробки передач, выключить передачу, если она включена, и не трогать сцепление.

Не многие автомобилисты знают, что по рекомендации сцепление нужно менять каждые 55 – 75 тысяч км, на автомобилях отечественного производителя, и каждые 110 – 130 тысяч км на иномарках, а не тогда, когда оно выходит из строя. Причем сцепление изнашивается гораздо быстрее, если автолюбитель часто использует прицеп.

Некоторые неисправности сцепления можно выявить заранее, еще при эксплуатации. Как, например, гари говорит о том, что фрикционные накладки нагреваются слишком быстро и начинают попросту гореть, отсюда и запах паленого. О неисправности сцепления говорит и то, что автомобиль в начале движения начинает двигаться рывками.

И еще один факт, очень печальный для сцепления – это резкий старт с места. Многие ответят – гонщики трогают автомобиль с места именно таким способом, и ничего не происходит. Правильно, и не произойдет, в гоночных болидах установлено специальное сцепление, способнее выдерживать такие «нечеловеческие» нагрузки, а простому сцеплению иногда хватает пару-тройку таких стартов, чтобы полностью выйти из строя. А тем, кто использует такой способ тронуться с места постоянно, можно только посоветовать прикупить сразу несколько комплектов сцепления, во-первых, пригодится, а во-вторых – оптом получится дешевле.

Техника двойного выжима сцепления, по сути, мало знакома простым обывателям и возможна только на автомобилях с механической коробкой передач. Суть её заключается в том, чтобы водитель набрал такое количество оборотов силового агрегата в нейтральном положении коробки, чтобы произошло оптимальное переключение вниз на одну ступень. Это обеспечит наиболее плавное движение и снизит нагрузку синхронизаторов. Правильно применяемая техника двойного выжима сцепления увеличивает их эксплуатационный срок.

Что такое двойной выжим сцепления?

Когда водитель понижает передачу, один раз выжимая , то все присутствующие в автомобиле во время движения испытывают своеобразное ощущение, будто бы автомобиль натягивается. С двойным сцеплением водитель выжимает сцепление левой ногой, но на пониженную передачу переключается не сразу, а на доли секунды попадает на нейтраль. Далее педаль сцепления слегка отпускается и немного нажимается , чтобы набрались оптимальные обороты двигателя, а затем уже включается низшая ступень как можно быстрее. Проще говоря, обороты при переключении на пониженную передачу не падают, а значит, сила напряжения не ощущается. Чем быстрее происходит разгон до понижения передачи, тем больше нужно выжимать газ на нейтралке, чтобы силовой агрегат набрал необходимое количество оборотов.

Методика двойного выжима сцепления

1. Разгоните автомобиль на первой передаче до 3 000 об./мин.

2. Нажмите педаль сцепления и отпустите педаль газа.

3. Включите нейтральную передачу.

4. Уберите ногу с педали сцепления.

5. Выдерживайте маленькую паузу для синхронизации. Обороты мотора упадут до 2 000, то есть как если бы вы ехали на второй передаче.

6. Повторно выжмите педаль сцепления.

7. Включите следующую передачу – вторую в данном примере.

8. Отпустите педаль сцепления.

9. Увеличьте обороты мотора путём нажатия на педаль газа.

10. Таким же образом происходит переключение на другие передачи.

Как освоить двойной выжим сцепления?

Освоить технику двойного выжима сцепления можно только практическим путём, проводя ежедневные тренировки и запасшись определённым усердием. Проявляйте осторожность при выжиме сцепления и переключении скоростей, так как в случае грубого обращения вы можете повредить трансмиссионную систему автомобиля. Запомните одно: всё нужно делать максимально уверенно и мягко. После достаточного объёма проведённых практических занятий, переключение передач станет лёгким и естественным. Когда техника двойного выжима сцепления станет уже обыденной, вряд ли вы захотите использовать обычную технику переключения передач.

Основной проблемой в освоении этой техники, как правило, становится момент, когда необходимо регулировать обороты двигателя вверх или вниз, чтобы синхронизироваться с коробкой передач. Но так же, как и другие водительские навыки, эти приёмы сложны только в обучении. Со временем вы всё будете выполнять на «автомате». Пусть на механических коробках передач современных автомобилей и стоят автоматические синхронизаторы, но применение такой техники значительно продлит эксплуатационный срок вашей МКПП, ведь нагрузка на шестерни и на синхронизаторы будет абсолютно незначительной. Главное не сдаваться! Техника двойного выжима сцепления – превосходна, даже если по началу и выглядит несколько неуклюже.

Подписывайтесь на наши ленты в

Если на автомобиле механическая коробка, то водитель должен хорошо знать, как правильно пользоваться педалью сцепления. Для чего нужен этот механизм и какую функцию он выполняет? Даже само название “сцепление” говорит само за себя. С помощью этой педали уменьшается вращение колес, а двигатель работает в том же режиме. Чтобы быть ещё точнее: между двумя дисками есть пружина, она их смыкает, чтобы ослабить эту пружину, необходимо выжать сцепление.

Для того чтобы автомобиль тронулся с места, нужно нажать сцепление и выставить первую скорость. Педаль сцепления находится слева, затем тормоз и третья – газ. Нажимать сцепление трудно: очень туго идёт, дело привычки, со временем этого не замечаешь. Тренироваться трогаться нужно на ровной дороге, чтобы не было рядом ни прохожих, ни транспорта, а колёса машины стояли прямо. Для тренировки вставляем ключ в замок зажигания, автомобиль должен быть на ручнике. Заводим машину, выжимаем сцепление, снимаем с ручника, включаем третью скорость и на газ не нажимаем, а просто пытаемся почувствовать машину и слушаем обороты. Отлично, если есть тахометр (датчик числа оборотов), к примеру, мы хотели поймать 2000 оборотов, высветилось на тахометре, отпускаем плавно сцепление, автомобиль не поедет, а будет глохнуть. Для новичка так и нужно. Будущий водитель должен почувствовать, как и когда отпускать сцепление. Не резко, а плавно и недолго. Повторить несколько раз для сноровки.


Потом дать и себе, и автомобилю отдохнуть минут 10. Иначе можно спалить сцепление. Если не усвоили урок, то ещё повторите, а если получается, то можно учиться трогаться. Для этого заводим автомобиль, выжимаем сцепление, снимаем с ручника и включаем первую скорость. Правую ногу ставим на газ. Плавно отпускаем сцепление и немного жмем на педаль газа. Если всё будет верно, автомобиль не будет дёргаться и глохнуть. Чтобы плавно отпускать сцепление и не сильно жать другой ногой на газ, придётся подучиться, это не так и трудно. Но когда один раз получится, вы поймете, как корректно управлять автомобилем, чтобы двигатель не глох и не рычал (из-за сильного нажима на педаль газа, при отпущенном не до конца сцеплении). Для машины это может закончиться поломкой, тренироваться долго нежелательно. Лучше – на специальном тренажере. В любой автошколе такие тренажеры есть.


Когда у вас получается трогаться с места и вы уже чувствуете, как правильно выжимать сцепление, необходимо отрабатывать прием экстренного торможения. Для этого автомобиль не запускаем, а только отрабатываем навыки. Правую ногу держим на педали газа, а левую – возле сцепления. По команде инструктора резко левой жмём сцепление, а правой – тормоз. Этот приём нужно выработать до автоматизма, повторить много раз. В будущем он поможет избежать аварий или столкновений.


Необходимо уметь правильно пользоваться сцеплением и при движении машины назад. Этот прием тоже нужно отработать. Когда водитель едет задом, то все внимание сосредоточенно, нет ли помех сзади, а левая нога уже автоматически должна знать местоположение педали сцепления. Для того чтобы начать движение задним ходом: жмем сцепление до упора, включаем заднюю скорость, смотрим, нет ли помех. Правую ногу на газ, а левую – плавно отпускаем, машина едет задом. Необходимо учитывать, что на газ нужно жать слабее, чем при движении вперёд, потому что задняя передача сильнее первой скорости.


При большом желании можно научиться выжимать сцепление, главное – спокойно выполнять все инструкции и не волноваться, если сразу всё не получается.

Многие современные водители даже не слышали о таком понятии, как «двойной выжим » при переключении передач в механических . Тем не менее, знать о таком методе будет полезно всем водителям. Начать рассмотрение этого вопроса нужно с истории автомобилестроения. На старых автомобилях в КПП, вообще отсутствовали какие бы то ни было синхронизаторы.

Синхронизаторы представляют собой устройства, которые уравнивают окружную скорость и не дают заблокироваться шестерне, пока скорости шестерни первичного вала и вторичного не сравняются. Чтобы избежать поломок КПП и продлить срок ее службы применялся так называемый двойным выжимом сцепления (при переключении передач вверх), и перегазовка при переключении вниз. Другими словами, без таких ухищрений переключать передачи КПП без синхронизаторов было практически невозможно (скрежет был бы).

Рассмотрим подробнее эти способы переключения. Итак, двойной выжим, применяется при переключении передач с нижних на верхние. Для примера возьмем переключение с первой передачи на вторую.

Методика двойного выжима сцепления:

Разгоняем на первой передаче (до 3000 об./мин);

Нажимаем педаль сцепления и отпускание педаль газа;

Включаем «нейтраль»;

Полностью отпускаем сцепление;

Делаем небольшую паузу, во время которой и происходит синхронизация (обороты двигателя упадут примерно до 2000) т.е. если бы выехали на второй передаче;

Снова выжимаем педаль сцепления;

Включаем передачу (в данном примере – вторую);

Отпускаем педаль сцепления;

Увеличиваем обороты двигателя, нажимая педаль газа.

По такому же алгоритму переключаются со второй скорости на третью и т.д.

Перегазовка:

Теперь о перегазовке. Применяют ее при переключении с верхних передач на нижние. Для примера рассмотрим переключение со второй передачи на первую .

Отпускаем педаль газа, и тормозим двигателем на второй передаче. При необходимости притормаживаем, нажимая педаль тормоза;

Выжимаем педаль сцепления и полностью отпускаем педаль газа;

Включаем «нейтраль»;

Полностью отпускаем педаль сцепления;

Немного добавляем оборотов двигателю, нажимая на педаль газа, в этот момент происходит синхронизация (поднимаются обороты двигателя, если бы вы ехали на первой передаче);

Полностью выжимаем педаль сцепления;

Включаем первую передачу;

Отпускаем педаль сцепления;

Двигаемся на первой передаче.

Главные моменты здесь – соблюдение паузы или перегазовки, при включенной нейтральной передаче. Основная сложность заключается в правильном выборе продолжительности паузы и правильной перегазовке, но с опытом все оказывается намного проще, чем, кажется в начале. С появлением навыка все будет происходить, как говорится «на автомате».

Конечно, современные КПП, оснащенные синхронизаторами (которые как раз и призваны избавить водителей от всех этих «двойных выжимов»), не требуют применения вышеописанных методов переключения передач, тем не менее, если вы их освоите, то сможете заметно продлить жизнь КПП. Во всяком случае, такой навык лишним не будет, особенно при переключен с верхних передач вниз. Хочу отметить, что перегазовка вниз поможет продлить жизнь синхронизаторам (уменьшится на них нагрузка), а так же если машина не тянет в горку, поможет без потерь тяги переключиться, вниз увеличив крутящий момент.

На этом все,

до новых встреч!