Базовые вопросы о состоянии машины, происхождении можно узнать у продавца по телефону. Ответы помогут вам определиться, стоит ли ехать на осмотр. В особенности это верно для случая покупки авто у частного лица.
Для начала в разговоре задавайте «мягкие» вопросы - относительно, например, цвета автомобиля, а затем уточните его состояние, комплектацию и историю. Какие-либо странные или уводящие в сторону ответы должны заставить вас насторожиться. Список вопросов, которые необходимо задать:
Если пробег превышает 32 000 км в год, или он менее 8 000 км, спросите, почему. Если большой пробег объясняется дальними поездками владельца, это лучше, чем в случае многочисленных коротких поездок, с частыми остановками. В любом случае, принимайте ответ «это все были поездки по шоссе» с долей сомнения. Малый пробег - это хорошо, но он не гарантирует того, что за автомобилем хорошо ухаживали.
Независимо от того, указано это в объявлении или нет, спросите о ключевых вещах:
Двойная проверка по этому списку может спровоцировать говорящие о многом комментарии.
Начните с этого общего вопроса, и посмотрите, куда уведет вас с ответом владелец. В его (ее) ответе может всплыть что-то, о чем вы и не подумали бы спросить.
Если в разговоре до этого вы не затронули подобные вопросы, уточните эти моменты отдельно. Не всем понравится запах сигарет в салоне, поэтому стоит спросить курилли предыдущий владелец.
Если да, спросите про степень повреждений, стоимость ремонта, и о том, где проводился ремонт. Не беспокойтесь сильно по поводу небольших царапин, но дважды подумайте над тем, стоит ли приобретать автомобиль, побывавший в серьезной аварии.
Вам нужен автомобиль, за которым ухаживали. Техобслуживание автомобиля должно было проводиться в периоды, регламентированные производителем. Если владелец заявляет, что техобслуживание производилось, но у него нет никаких бумаг, подтверждающих приобретение запчастей, отнеситесь к таким заявлениям скептически.
Попросите предъявить чеки за недавно купленный глушитель, тормозные колодки, покрышки, или другие подвергающиеся постоянному износу детали, которые, по утверждению владельца, были заменены. В чеках из автомагазинов обычно указывается пробег автомобиля, что поможет вам восстановить его историю.
Спросите, производились ли с автомобилем какие-либо работы, связанные с безопасностью эксплуатации в связи с отзывом - или, это важнее, требуется ли проведение подобных работ. У дилеров существуют записи на этот счет. Отметьте для себя пробег автомобиля на момент совершения такого обслуживания.
Вам нужно восстановить историю техобслуживания автомобиля как можно полнее. Будьте осторожны с решением относительно автомобиля, который сменил нескольких владельцев за пару лет.
В идеале вам нужно поговорить именно с тем человеком, который преимущественно управлял данным автомобилем, чтобы убедиться, что он производит впечатление надежного человека.
Здесь лучше ориентироваться на правдоподобное объяснение, чем на интересную историю. Если ответ уклончив, есть повод насторожиться. Попросите представить сервисную книжку, чтобы убедиться, что за автомобилем производился должный уход.
Покупая подержанную машину можно сэкономить достаточно денег. Новый автомобиль обесценивается очень быстро за первые несколько лет, и после 3 лет он стоит приблизительно 60-70 % от первоначальной цены.
Однако, покупка подержанной машины все еще является чем-то вроде лотереи — нет никакой гарантии, что автомобиль не попадал в ДТП, имеет реальный пробег, и содержался должным образом.
И так, телефонный звонок является первым критерием отбора подержанного автомобиля. Необходимо получить как можно больше информации об автомобиле по телефону, чтобы не тратить свое время на заведомо плохие варианты. Ниже представлен приблизительный перечень вопросов, которые следует задать по телефону продавцу машины.
Все статьи
Покупка авто с пробегом - ответственный шаг, и, чтобы не купить привлекательный кузов с умирающим мотором и разлагающимися порогами, важно грамотно задавать вопросы продавцу авто. Владелец, имеющий за плечами не одну сделку купли-продажи б/у авто, быстро распознает новичка, поэтому на встречу следует приходить подготовленным.
Екатерина Липатова, редактор автомобильного портала Careta. info:
«Во-первых, досконально изучите модель, которую собираетесь покупать - вам должны быть известны ее «болячки». Узнать о них можно с помощью сервиса «Автокод». По гос. номеру или VIN вы получите полную историю автомобиля: данные ПТС, пробег, участие в ДТП, наличие ограничений ГИБДД, данные ОСАГО, таможенную историю, историю штрафов, тех. осмотры и другое.
Внимательно изучите комплектацию, дополнительное оборудование, отзывы и характеристики. Например, если в комплектацию модели входили кожаные кресла в салоне, а вы перед собой видите ткань - это повод задать вопрос продавцу автомобиля: ему неудобно ездить на коже (зачем тогда покупал?) или новыми креслами он скрывает возраст автомобиля?
Если в Сети, на автопорталах и в блогах пишут, что выбранная вами модель «жрет» масло, а владелец уверяет, что заливает новое каждые 15 000 км, то задумайтесь: что не так с машиной, пробегом или продавцом.
Во-вторых, при покупке б/у автомобиля знайте, что продавец будет вам врать. Ответы на большинство вопросов, скорее всего, будут не достоверными, но вы сможете распознать это, если будете подготовлены и подкованы».
Используйте подготовленный сервисом «Автокод» список вопросов при покупке б/у машины:
Екатерина Липатова, редактор автомобильного портала Careta.info:
«Задавать вопросы о том, почему продается автомобиль - бесполезно. Какой ответ вы хотите услышать — срочно нужны деньги, потому что в семье владельца родился ребенок, или пришлось взять кредит или ипотеку? Не всегда машина продается по этому поводу. Более того, я, как владелец, не стала бы отвечать ничего про заемы или пополнение в семье, потому что это повод покупателю выпрашивать скидку. О реальных проблемах, о том, что машина надоела ломаться и не охота проводить свободное время в сервисах, или о том, что пришел период сменить авто, пока оно не начало сыпаться, никто честно не скажет. Поэтому спрашивать о причине продаже я считаю глупым и бесполезным».
Борис Игнашин, автоэксперт из Петербурга:
«Обязательно узнайте у продавца VIN-номер автомобиля, чтобы проверить подлинность ответов. Спросите, есть ли второй комплект резины. Будьте хитрым покупателем, узнайте - успевает ли зимой машина прогреться, пока владелец счищает снег, позволяет ли мотор уйти первым со светофора, можно ли на машине погонять? Ответы на эти каверзные вопросы расскажут вам куда больше, чем стандартные отговорки, и помогут сделать хорошую покупку».
Осмотрите внимательно кузов, визуально проверьте соответствие состояния машины с показаниями одометра, задайте вопросы продавцу авто, уточните любые мелочи, которые кажутся вам сомнительными. Ответы на вопросы из нашего списка могут спровоцировать появление других вопросов. Обязательно предложите поехать в независимый автосервис и проверить честность ответов у мастера.
Если вы уже нашли подходящий вариант автомобиля, проверьте его с помощью сервиса «Автокод» . В отчете об авто собрана информация более чем из 11 источников, в том числе ГИБДД, ЕАИСТО, РСА, ФНС, ФТС, ФНП. Стоимость полного отчета - 349 рублей.
Больше информации о покупке и проверке бу автомобиля,
Мы с Вами уже выяснили, как найти через интернет объявления о продаже, составили список, предварительно отсеяли нежелательных продавцов. Теперь переходим к обзвону.
Тон разговора, сами понимаете, должен быть доброжелательным - тогда собеседник больше Вам расскажет.
Первый вопрос:
«Здравствуйте! Я по объявлению о продаже машины...»
И держите паузу.
Если ответил посредник, он обязательно спросит: «Какая именно машина Вас интересует?» или «По какому именно объявлению...?»
Настоящий владелец сразу перейдет к разговору об автомобиле. Вот такую проверку-провокацию можно устроить.
А можно прямо спросить: «Вы собственник автомобиля или посредник?» Такой вопрос скорее всего вынудит перекупщика выдать себя.
Вам может ответить и девушка - «хозяйка» машины, которой простительно не суметь ответить на конкретные технические вопросы. А когда Вы поедете смотреть машину, вместо девушки будет совсем другой человек. Если спросите, он объяснит, что хозяйка поставила им автомобиль на продажу. Не доверяйте таким продавцам. Уважающий себя автосалон сам занимается продажей авто, дает объявления на свой телефон, не привлекая к этому владельца.
Прежде чем ехать на встречу с девушкой, пробейте телефон в поиске (см. предыдущую главу). Наверняка эта девушка «продает» несколько автомобилей.
Мелкие перекупщики и салоны нанимают ее, чтобы не выдавать себя.
Еще посредники могут представляться родственниками или друзьями владельца. Потому что покупатели предпочитают иметь дело с хозяином машины, а не с перекупщиками.
Почему плохо покупать авто у них?
Часто такие посредники продают машину, восстановленную после серьезного ДТП. Еще они завышают цену. Используют целый арсенал уловок, чтобы «впарить» неопытному покупателю проблемный авто.
Так что лучше не терять времени на просмотр таких вариантов, и нервы и деньги в будущем сэкономите.
Итак, кто перед Вами - собственник или посредник - выяснили.
«Автомобиль какого года по ПТС? В объявлении написано, год (такой-то)»
Это важно, т. к. в 90% объявлений год прибавляют, а то и два. Пишут не год выпуска (Г.В.), а год эксплуатации (Г.Э.). Покупатель часто не обращает на это внимания. Продавец же может завысить цену (автомобиль моложе). Машина может быть выпущена в одном году, а продана в следующем. Или Вам расскажут, что первый год(два) она стояла в гараже, не эксплуатировалась и с нее пылинки сдували.
Спрашивайте прямо:
«Машина куплена в том же году, когда выпущена? Сразу честно скажите».
Если возраст машины 1-2 года, спросите:
«Вы единственный владелец по ПТС?»
Один или два владельца для такой машины - это нормально. Если больше, - должно насторожить.
Если автомобиль старше 2-х лет, задайте такой вопрос:
«Сколько собственников у машины по ПТС? Вы какой по счету?»
И еще: «ПТС оригинал или дубликат?»
В ПТС вписывают максимум 6 собственников. Выданный дубликат свидетельствует, что их было больше.
Если владелец авто не первый, задайте следующий вопрос:
«Вы давно машину приобрели? Сколько она у вас?»
Если он купил ее недавно (месяц-два) и уже продает, значит от нее избавляется, - почему? Особенно настораживает, если по ПТС ее часто перепродавали.
«По кузову что менялось? Красилось? В аварии машина была? »
Тон вопроса доброжелательный, без подозрительности. Не факт, что ответят честно, но...
Могут сказать, что при них ничего такого не было, такую и купили.
Тогда спросите:
«А предыдущих владельцы что меняли по кузовщине? Что подкрашивали?»
Если продавец признает, что какие-то элементы кузова меняли и красили, задайте провокационный вопрос:
«Т.е. весь кузов можно проверять прибором на толщину окраски? Она родная?»
Тут владелец может признаться, что красилось и менялось, если такое было.
Теперь выясняем, где автомобиль обслуживался:
«Вы ТО проходили на официальном дилере или сами масло меняли?»
В первом случае в сервисной книжке должны быть отметки о ТО, зафиксирован пробег. Перед продажей пробег обычно сматывают. Если сервиски нет, реальный пробег только приблизительно можно определить по техническому состоянию (состояние тормозных дисков, колодок).
Продолжаем разговор:
«Машина в каком состоянии? Что на ней надо менять?»
Честный ответ продавца позволит Вам узнать, сколько еще вкладывать в машину в ближайшее время.
Спросите, входит ли в комплект резина. Прикините, нужно ли будет покупать второй (зимний или летний) комплект. Хорошо, если резина на отдельных дисках - не нужно будет делать шиномонтаж 2 раза в год.
Уточните цену:
«Цена у Вас 250 тысяч (например) окончательная? Или торг возможен?»
Так Вы проверите, не передумал ли владелец насчет цены, и нет ли опечатки в объявлении.
Задайте вопросы по коробке передач (автомат или механика), по комплектации. Особенно если эти параметры для Вас важны. В объявлении могут быть неверные сведения. Или продавец может передумать.
Получили нужную информацию, - подумайте, стоит ли ехать смотреть машину. Если Вам все понравилось: цена, год, состояние, один хозяин, - договаривайтесь о просмотре сразу:
«Когда и куда можно подъехать посмотреть машину?» Достойные варианты быстро уходят, не упустите.
А вот если Вам предлагают оставить задаток (перевести на мобильный), а машину Вы не видели, только фото и описание, ни в коем случае не ведитесь на это. Даже если вариант очень привлекательный и покупателей, по словам продавцов, много. Скорее всего это мошенники.
Мы вряд ли откроем Америку опытным автомобилистам, но новичкам определенно поможем, да и невнимательных товарищей убережем от нецелевого расходования ресурсов. Ведь покупка подержанного автомобиля – это то же самое, что, пардон, зачатие ребенка. Вроде бы все несложно и понятно, однако самое главное, важное, интересное, проблемное и дорогостоящее начнется с появлением на свет новой жизни. С машиной все точно так же: купить ее – это даже не половина, а четверть дела. Нехитрый свод правил позволит не наломать дров при приобретении и убережет от лишних трат в дальнейшем.
Перед тем, как сделать выбор в пользу той или иной модели и модификации, обязательно изучите вопрос надежности и ее прогнозируемости, пообщавшись с хозяевами или почитав их отзывы. Если девять человек из десяти обожглись на владении и поимели массу проблем, то... Делайте выводы. Очень полезно будет опросить пару-тройку профильных сервисов, ибо у них накоплена статистика по поломкам. Весьма вероятно, что в вашем избраннике есть узкие и «засадные» места, специфичные эксплуатационные нюансы и прочие «радости», которые в полной мере проявляют себя после определенного пробега. Ваших ресурсов – денег, времени и нервов – точно хватит на устранение «косяков»?
Спросите у интернета, какие проблемы были характерны для года выпуска конкретного экземпляра. Скажем, в одних случаях машины первых лет предпочтительны, ибо перенимают у предшественников достаточно надежные агрегаты и ненадежны после рестайлинга, в других – наоборот, страдают массой «детских болезней».
Рассчитайте примерную стоимость безусловных трат – сумму транспортного налога и прайса топлива за год, исходя из вашего пробега. Получив цифру, честно спросите себя, готовы ли вы к таким тратам. Если не почувствовали удушающих объятий пресловутой жабы, переходите к следующему пункту.
Уточните наличие запчастей. Если вы покупаете не игрушку выходного дня, а автомобиль для регулярной эксплуатации, то крайне желательно избежать дефицита комплектующих. Ну и смотрим на их цену, чтобы потом не было мучительно больно за поспешное решение.
Спросите владельца интересующего вас автомобиля о проведении диагностики в профильном сервисе. Услышав в ответ отказ из-за нехватки времени, отсутствия желания, настроения или дня рождения хомячка, смело закрывайте объявление. Поверьте нашему опыту – осмотр у специалистов обязателен! Он позволит вам не попасть на убитый автомобиль, сэкономить деньги и нервы.
Попросить показать ПТС – обязательное действие при покупке автомобиля. Нередки случаи, когда в объявлении заявлено 2-3 владельца, а на деле имеет все шесть. Вероятно, как минимум половина из них гоняла автомобиль в хвост и в гриву, не заботясь о техническом состоянии. Или не половина, а все. Не рассчитывайте на обратное – скорее вы встретите эльфа или единорога по дороге в офис.
Узнайте, какие узлы и агрегаты менялись. Оцените работу подвески, тормозной системы и рулевого управления. Стуки, громыхания в шасси, свист тормозов и гул насоса гидроусилителя руля – повод как минимум насторожиться. Или поторговаться. Если коробка передач переключает с рывками или имеет место явная пробуксовка гидротрансформатора, то брать такой экземпляр мы бы рекомендовали только при очень хорошей скидке.
В процессе тест-драйва обязательно прислушайтесь к своим ощущениям, особенно, если вы прежде не имели дело с данным автомобилем и выбираете только по внешнему виду. Вас ничто не должно раздражать, посадка должна быть удобной, управление тягой и поведение на дороге не вызывать нарекания. Эйфория от красоты дизайна пройдет, а недовольство ездовыми нюансами, скорее всего, останется.
Проверьте двигатель на наличие течей и запотеваний. Далее – состояние всех технических жидкостей. Это, конечно, не гарантия доброго здравия автомобиля, но, если в двигателе черная субстанция, масло в коробке передач пахнет горелым, а в бачке для тормозной жидкости плескается зелено-коричневая жижа, словно зачерпнутая из болота, то это тонко укажет на то, как ухаживали за машиной. Можно поинтересоваться о расходе масла, но вряд ли вам скажут правду. Кстати, косвенным признаком масложора могут стать многочисленные канистры в багажнике – однажды нам попадался такой экземпляр.
Кстати, в каком состоянии салон? Кондиция интерьера не является стопроцентным отражением общего состояния автомобиля, но, если в нем откровенный свинарник, то… Лично мы бы призадумались. Если внутренний мир в некондиционном состоянии, то выясните, каких существ здесь возили и зачем. Наверняка узнаете много интересного.