Соболь 4х4 путешествие отчеты. На полноприводных «Соболях» вокруг Иссык-Куля

«Группа ГАЗ» представляет на выставке внедорожники «Соболь 4×4» для активного отдыха. Уже в стандартной комплектации автомобиль «Соболь 4×4» имеет мощное внедорожное оснащение, которое позволяет уверенно чувствовать себя в труднопроходимой местности. Это рамный внедорожник, оборудованный системой подключаемого полного привода с понижающей передачей, блокировкой дифференциала заднего моста Eaton, высоким клиренсом и большими ходами подвески. В базовую комплектацию автомобиля также входят предпусковой подогреватель и дополнительный отопитель салона.

Автомобиль «Соболь Car&Van Expedition» подготовлен для путешествий в условиях тяжелого бездорожья. В качестве пресс-кара автомобиль прошел маршрут ралли-марафона «Шелковый путь» 2016 года, участвовал в качестве машины сопровождения во многих этапах Чемпионата России по ралли-рейдам. Защиту передней части автомобиля обеспечивает силовой бампер РИФ с защитными дугами, площадкой под лебедку и светодиодными фарами. Задний силовой бампер (также производства компании РИФ) оборудован креплениями («калитками») для запасных колес, устройством для фаркопа и дополнительной оптикой. Специальные кронштейны на креплениях запасных колес позволяют транспортировать две канистры объемом по 20 л каждая. На автомобиль установлены силовые пороги, электрическая лебедка Runva, светодиодные прожекторы дальнего света и система спутникового мониторинга LocMe.

Второй автомобиль для активного отдыха создан на базе «Соболя» ГАЗ-27527. На машину также установлены передний и задний силовые бампера РИФ (с фаркопом и держателем запасного колеса), лебедка T-Max и силовые пороги. На крыше внедорожника оборудован экспедиционный багажник, к которому ведет лестница, расположенная на задней двери. В салоне автомобиля установлены диваны-трансформеры, в походном состоянии на них может ехать пять пассажиров, на стоянке диваны могут быть разложены в большое спальное место. Дополнительный отопитель обеспечивает комфортную температуру в холодное время года.

Оба автомобиля укомплектованы дизельными двигателями Cummins ISF 2,8.





Рассказ владельца «Соболя» 4WD о непростом пути машины от стандартного грузопассажирского автомобиля до уютного семейного домика

Признаться, вместо модного словечка «тюнинг» я бы назвал этот процесс «улучшением функциональности» - и звучит по-русски, и смысл подготовки экспедиционного автомобиля раскрывает полнее. Ведь понятно, что большие компании не в состоянии устранить множество недочётов, которые за годы эксплуатации в самых разных условиях отмечают владельцы машин. Выходит, что как раз повышение функциональности, а также исправление заводских недоработок и становится их уделом. И вот как это происходило у меня…

Ролик в задней части верхнего багажника облегчает погрузку лодки.
А лестница на задней двери упрощает доступ на крышу

В штатной компановке радиатор машины легко пробить о
любой крупный камень или торчащую ветку. Теперь он надёжно защищён

Рабочее место водителя и штурманов оборудовано креплением для навигатора Garmin,
рациями СВ и LPD диапазонов, поворотным кронштейном
для планшета со спутниковыми картами,
мягким карманом для очков и светодиодным светильником на гибком креплении

Организация места в салоне позволяет с комфортом разместиться всем членам нашей семьи, причём у каждого своё отдельное место для сна. Теперь для ночёвки достаточно выбрать относительно ровную поверхность, и всё. Выходить никому не нужно, все манипуляции производятся внутри машины, что особенно ценно, когда на улице непогода. Рабочее место водителя и штурмана оборудовано креплением для навигатора Garmin, рациями СВ- и LPD-диапазонов, поворотным кронштейном для планшета со спутниковыми картами, мягким карманом для очков и штурманским светодиодным светильником на гибком креплении.

Вот по большому счёту и все улучшения «Пушистого» на настоящий момент. Нереализованными остались два пункта - установка лебёдки в свободное пространство сзади рамы и стационарного бака для подогрева воды для душа от штатной системы охлаждения. При этом по существу «Пушистый» остаётся штатным автомобилем, без любимого многими внедорожного обвеса, лифта кузова, подвески и 33-х колёс, которые, как мне кажется, для семейных путешествий - явный перебор. Наша машина в общем потоке остаётся неприметной серенькой мышкой… Ну то есть не совсем мышкой, ведь по размерам она ближе к слону… 

ризнаться, вместо модного словечка «тюнинг» я бы назвал этот процесс «улучшением функциональности» - и звучит по-русски, и смысл подготовки экспедиционного автомобиля раскрывает полнее. Ведь понятно, что большие компании не в состоянии устранить множество недочётов, которые за годы эксплуатации в самых разных условиях отмечают владельцы машин. Выходит, что как раз повышение функциональности, а также исправление заводских недоработок и становится их уделом. И вот как это происходило у меня…

Десять лет назад мы начали путешествовать семьёй в составе двух взрослых и двух детей 7 и 11 лет. Сначала на обычном универсале - на заднем сиденье детям было вполне комфортно, а на ночёвках молодые и растущие организмы (супруги и мой) вполне успешно переносили сон в палатке. Сколько положительных эмоций было получено в те годы! Но дети росли, и салон им стал тесноват. К тому же по какой-то непонятной причине с каждым годом погода во время ночёвок становилась всё хуже. До такой степени, что зачастую снег и дождь шли одновременно. Кроме того, оказалось, что до некоторых достопримечательностей обычная легковая машина не может добраться в принципе…

В общем, так в нашей семье появился «Тараканище» - Hyundai Terracan. На нём мы быстро разобрались с лёгким бездорожьем, однако погодные катаклизмы по-прежнему переживали в палатке. В какой-то момент один из друзей приобрёл себе ГАЗ «Соболь» голубого цвета. Правда, машина была в заднеприводном варианте, и её частенько приходилось спасать «Тараканищем», но объём внутреннего пространства и способ размещения в ней семьи на ночёвках произвели на нас сильное впечатление. Я до этого момента, конечно, ездил в маршрутных «Газелях», да и в этом «Соболе» тоже бывал, но вариант использования его как небольшого домика никогда не рассматривал. К тому же в те годы полноприводные «Соболя» были мало распространены. Начались общесемейные раздумья по поводу аналогичной палаточки на колёсах. Все варианты полноприводных иномарок отметались по причинам отсутствия понижающего ряда в трансмиссии, высокой цены нового авто или неадекватной стоимости машины с пробегом и затрат на доведение её до нужной кондиции. В результате стало очевидным, что «Соболю» 4WD альтернативы нет. Конечно, существует замечательный УАЗ «Буханка», но длительные экспедиции с шоссейными перегонами в несколько тысяч километров - не её конёк. Да и высота салона «Буханки» гораздо меньше «соболиной». Но главное - в «Соболе» на штатных сиденьях поперёк машины свободно размещается человек ростом до 192 см…

Так в июне 2014 года у нас появился «Соболь» 4WD с двигателем Cummins и небольшим (около 45 000 км) пробегом. Машина в кузове «комби» - двухрядная семиместная кабина и багажный отсек за перегородкой. На крыше уже был большой экспедиционный багажник, на задний торец которого установили ролик, облегчающий загрузку наверх длинномеров, например лодки. Часть съёмной перегородки я сразу убрал, чтобы организовать доступ в багажное отделение, не выходя на улицу. На лето того же года у нас вместе с другими четырьмя экипажами была запланирована экспедиция на полуостров Рыбачий. Ехать, правда, мы собирались на «Таракане», который получил техническое одобрение руководителя экспедиции. И вот за три недели до старта я привожу на предвыездной сбор совсем другую, никем ранее не виданную машину, да ещё и с китайским сердцем. Организаторы долго молчали… То ли слов не было, то ли сразу одобрили.

За три недели до выезда была проведена большая работа по изучению особенностей машины и устранению недостатков её обслуживания предыдущим владельцем. К нему претензий нет, он старался поддерживать «Соболь» в хорошем состоянии и, как положено, регулярно ездил в сервис. Вот только специалисты, которые чинили машину, делали это как умели. Я понимал, что у нас в Череповце и в радиусе 250 км от него нет профессионалов, способных грамотно провести ревизию, а при необходимости и ремонт «Соболя», поэтому было принято решение делать всё самостоятельно.

Начались работы с ревизии переднего моста с полной разборкой и очисткой от «масла», которым он был заправлен при гарантийном ремонте около 20 тысяч километров назад. При этом понадобилось заменить все подшипники и провести регулировку зацепления главной пары. Также сделали вибро- и шумоизоляцию пола, стен и потолка машины. Много времени и сил ушло на разделение багажного отсека. Появилась шторка-утеплитель, крепящаяся на магнитах. При открытых задних дверях она к тому же защищает от дождя верхнюю часть багажника. Изготовили корпуса для акустики в ногах водителя и переднего пассажира, а также комплект «пищалок» на передних стойках. Всё это вкупе с сабвуфером под передним сиденьем создавало уютную внутреннюю атмосферу, отделяющую обитателей «Соболя» от враждебного окружающего мира.

На левой задней двери разместились запасное колесо и крепление походного стола. Съёмные вертикальные подпорки разделяют багажник и не позволяют вещам летать от одного борта к другому. Если нужно использовать полную ширину багажника, их можно снять. На правой двери естественные карманы использованы для хранения мелочёвки: верёвок, стяжек, ремкомплекта для шин и т.д. В дороге в верхней части багажного отделения хранятся вещи, которые должны быть под рукой, но в то же время не болтаться в салоне.

Существенные доработки позволили убрать пробои в раму,
а также повысить общую энергоёмкость подвески

Время на доработку было потрачено не зря, и вот уже более трёх лет компоновка багажного отделения радует нас возможностью размещать как ПВХ-лодку с мотором, так и питбайк, а зимой в багажничек заезжает мотобуксировщик. Если нужно перевозить питбайк, половина горизонтальной полки складывается, а на оставшейся части сохраняется одно спальное место. Если вещи в багажнике не выступают над полкой, то спальное место вмещает двух или даже трёх взрослых либо четверых детей. В багажнике хранятся две 20-тилитровые канистры под топливо и разные мелочи на полочке над ними. От установки органайзера с разнообразными выдвижными ящиками я отказался сразу - эта концепция накладывает много ограничений на размер вещей, которые можно взять с собой. Верхняя часть грузового отделения по бокам зашита фанерой с мягкой обивкой, что заметно улучшило акустический комфорт на втором ряду сидений. А под задними сиденьями размещены прозрачные пластиковые ящики для еды, одежды и снаряжения.
По всем остальным узлам и агрегатам машина находилась в той же комплектации, в которой покидала ворота завода, плюс пробег в 46 000 км. В таком виде она и отправилась на своё первое серьёзное испытание с бродами, крутыми подъёмами, морскими литоралями, сильными кренами и диагональными вывешиваниями. Для «Соболя» не составило труда пройти непростой путь почти в 4 000 км - большинство штатных заводских решений не подвело, и мы довольные вернулись домой. Но без неприятностей, конечно, не обошлось. Одна из них - врождённый дефект обратки жидкости из ГУРа в бачок. Шланг в месте обжима на стальной трубке имеет очень сильный изгиб, а бачок расположен на кузове, и во время движения по неровной дороге за 400 км, когда рама и кузов тяжёлой машины смещаются друг относительно друга с большой амплитудой, шланг порвался. Пришлось ремонтироваться в дороге. Второй неприятностью было возгорание проводки от кустарно установленных стеклоподъёмников. Небрежно проложенный провод, который к тому же не был оборудован предохранителем, перетёрся и замкнул на массу. Пламени не было, но салон задымило. И всё это вдали от цивилизации, в районе маяка на Вайда-губе.

После первого путешествия и оценки полученного опыта был составлен список работ по улучшению функциональности, главный пункт которого - сделать явный отличительный признак с лозунгом «Это не ◊Газель“!» (так часто называли наш «Соболь»). Так у машины появилось имя «Пушистый». Последующие путешествия по горам Кавказа, жаркому Казахстану, тёплому Краснодарскому краю и прохладной Мурманской области внесли определённые коррективы в перечень и последовательность переделок. Была проведена работа по подбору и тестовой эксплуатации шин различной величины и рисунка. В результате остановились на A/T-колёсах размера 245/75 на штатных дисках, что позволяло уверенно передвигаться почти по всем типам грунтов, за исключением жидких болотистых, на которых снаряжённая машина весом более 3300 кг быстро становится прочно сидящим якорем вне зависимости от типа резины. Произведена корректировка положения кузова - штатные подушки при езде по лёгкому бездорожью приводят к контактам элементов кузова с рамой (в штатном варианте лонжерон находился всего в 6 мм от кронштейнов рессор). Увеличение зазора до 21 мм устранило этот недостаток. Серьги рессор мы заменили на более толстые с третьей точкой стяжки. Заводские при длительных кренах гнутся, уходит геометрия подвески, и машину начинает вести в сторону. Верхние кронштейны амортизаторов правой и левой сторон поменяны местами, при этом добавилось 40 мм хода мостов вниз. Теперь при вывешиваниях колёс мосты висят не на штоках амортизаторов (что приводило к их поломке), а на рессорах.

При помощи регулировочных прокладок между рессорами и мостами был устранён серьёзный конструктивный недостаток - непараллельность мостов. Разница между правой и левой сторонами достигала 16 мм. Это приводило к смещению кузова вправо (особенно на скорости более 90 км/ч), неравномерному износу резины и уводу при торможении. После установки мостов на стенде в соответствии с нормами улучшилась устойчивость машины при прямолинейном движении и торможении. Кроме того, на отбойники переднего моста были установлены дополнительные пружинные элементы, которые не привели к увеличению жёсткости подвески, зато значительно уменьшили удары при езде по неровностям. Дело в том, что мотор Cummins тяжелее бензиновых на 90 кг, а рессоры у машин одинаковые. В результате через год эксплуатации рессоры под этим весом проседают, и на пересечённой местности мост достаёт до отбойников. На раллийных версиях «Соболей» для устранения проблемы вместо штатных резиновых отбойников ставят специальные гидравлические, которые отлично гасят любые удары. Но стоят такие отбойники дороговато, поэтому было реализовано решение на пружине - пружинный отбойник начинает отрабатывать за несколько сантиметров до штатного и снижает силу удара. Не все машины этого года выпуска комплектовались принудительной блокировкой заднего дифференциала и приводными валами с ШРУС. Эти опции пришлось устанавливать самостоятельно. Для снижения шума от рычагов управления раздаточной коробкой стандартно установлены шаровые шарниры. Кроме того, поставлены грязеотражательные резиновые шайбы на штоки управления раздаточной коробкой.

Поездка в Казахстан усилила желание оборудовать «Пушистого» кондиционером и салонным фильтром. А затяжные подъёмы Кавказа потребовали улучшить охлаждение мотора. Заводская конструкция системы охлаждения двигателя и воздуха после турбины, при которой интеркулер с сотами маленького сечения преграждал доступ воздуха к радиатору двигателя, приводила к постоянному перегреву. Да и места для установки радиатора кондиционера за передним бампером при таком решении не оставалось, а ставить огромный ящик с радиатором на крышу и вовсе выглядело технически безграмотно. Кроме всего прочего заводской модуль интеркулера и радиатора двигателя выступал вниз за край бампера на несколько сантиметров. Однажды в снежной колее эти сантиметры стали роковыми - радиатор достал до вентилятора двигателя, который лишился половины лопастей.

В итоге всё подкапотное пространство было перекомпоновано. Штатный усилитель бампера был развернут на своих креплениях на 180 градусов и стал защитой для нижней части радиатора и его рамки. Место блока из интеркулера и радиатора охлаждения занял один радиатор от бензиновых «Соболей» - он и стоит дешевле, и охлаждение с ним эффективнее. В результате между бампером и радиатором появилось достаточно места для размещения радиатора кондиционера, и все сминаемые элементы пассивной безопасности остались на месте. Из половины штатного интеркулера был изготовлен новый, монтаж которого для лучшего охлаждения набегающим через «ноздрю» воздухом был произведён над двигателем. Негерметичный пластиковый корпус воздушного фильтра заменили на металлический от «Волги». Испаритель кондиционера был поставлен на место, предусмотренное заводом. В заводское отверстие моторного щита установлен салонный фильтр, которым почему-то не комплектуются машины с конвейера. Последующие поездки показали, что все эти мероприятия привели к нужному результату - в жарком климате в салоне прохладно от кондиционера, а на горных перевалах мотор не нагревается выше 98 градусов. Да и снег зимой можно спокойно сдвигать бампером без риска повреждения радиатора и вентилятора.

Для защиты пола салона и трубок охлаждающей жидкости ко второму отопителю проходящая рядом выхлопная труба была обмотана стекловолоконной термоизоляцией. При этом получилось установить дополнительную шумоизоляцию на КПП. Первый вариант экспедиционного багажника был заменён на более компактный, из двух разнесённых частей, а лёгкая съёмная лесенка упростила размещение на нём груза.

Регулярно протекающий люк в крыше заменён вставкой с иллюминатором и вентиляционным зонтиком. В нём вентилятор от компьютера, работающий на вытяжку воздуха. Даже при выключенном вентиляторе благодаря улучшению воздухообмена в салоне нет конденсации влаги во время сна. В жарком климате вентилятор подключается к аккумулятору на длительных стоянках, что защищает салон от сильного нагрева. С учётом малого тока потребления (всего около 0,08 А) вентилятор можно долго не выключать. Для освобождения места во втором ряду сидений старый водяной отопитель, занимавший почти половину прохода, заменили на отопитель нового образца, который расположился под передним пассажирским сиденьем. Рядом с ним был установлен автономный воздушный отопитель «Планар 2Д-12» для обогрева на стоянках. Он эффективно прогревает весь объём салона и не требует дополнительных воздуховодов, а распределителем потоков тёплого воздуха служит направляющая пластина. Салон оборудован складным столиком из фанеры, который в разложенном состоянии крепится на растяжках за подголовники. Такая конструкция была выбрана для минимизации веса и занимаемого в сложенном состоянии места (в сложенном положении он увеличивает толщину сидения всего на 10 мм, а в разложенном - ничего не мешает ногам).
Организация места в салоне позволяет с комфортом разместиться всем членам нашей семьи, причём у каждого своё отдельное место для сна. Теперь для ночёвки достаточно выбрать относительно ровную поверхность, и всё. Выходить никому не нужно, все манипуляции производятся внутри машины, что особенно ценно, когда на улице непогода. Рабочее место водителя и штурмана оборудовано креплением для навигатора Garmin, рациями СВ- и LPD-диапазонов, поворотным кронштейном для планшета со спутниковыми картами, мягким карманом для очков и штурманским светодиодным светильником на гибком креплении.

Двигатель Cummins позволяет спокойно передвигаться по шоссе с крейсерской скоростью 110 км/ч на штатном круиз-контроле, а при необходимости машину можно разогнать и до 150 км/ч. На внедорожных участках она тоже не спасует, для этого есть полный набор внедорожного снаряжения и главный инструмент любого путешественника - голова.

Вот по большому счёту и все улучшения «Пушистого» на настоящий момент. Нереализованными остались два пункта - установка лебёдки в свободное пространство сзади рамы и стационарного бака для подогрева воды для душа от штатной системы охлаждения. При этом по существу «Пушистый» остаётся штатным автомобилем, без любимого многими внедорожного обвеса, лифта кузова, подвески и 33-х колёс, которые, как мне кажется, для семейных путешествий - явный перебор. Наша машина в общем потоке остаётся неприметной серенькой мышкой… Ну то есть не совсем мышкой, ведь по размерам она ближе к слону…

В результате получился автомобиль, обладающий достаточной проходимостью для путешествий по плохим дорогам и лёгкому бездорожью с комфортом. В машине без стеснения проживают четыре взрослых человека, а салон «Соболя» легко трансформируется как в столовую, так и в спальню. Вместимость и грузоподъёмность автодома позволяют перевозить большой запас снаряжения и продуктов во время дальних путешествий. А экономичный тяговитый мотор помогает перемещаться на большие расстояния без излишних расходов на топливо 

Большинство вопросов к моему проекту УАЗCargoCamperEdition задают в стиле: «А почему не буханка?!» или «А почему не Соболь4×4?». И если на первый вопрос я четко могу ответить, почему «нет», то со вторым довольно сложно.

С «буханкой» все просто — она, конечно же, легендарный и очень заслуженный автомобиль, но её эргономика очень далека, в моем представлении, от комфорта и мало соотносится с моими антропологическими данными.

А Соболь4×4… С ним было всё не очень понятно. Да, однообъемный кузов имеет свои преимущества, но сама платформа для меня была загадкой. С УАЗ Карго все ясно — это по сути обычный Патриот и информации о его особенностях, болячках, способах тюнинга и ресурсе агрегатов в целом предостаточно. А с подготовленными Соболями я не особенно-то встречался в реальной жизни.

И вот судьба случайно занесла меня в район Нахабино, где мне делали мебель в жилой модуль, и я познакомился с Сергеем и его внедорожным кемпером на базе ГАЗ Соболь 4×4 .

2. Первым делом бусик обращает на себя внимание цветом и шноркелем, который, как известно, на обычные маршрутки не устанавливается 🙂

3. Давайте для начала знакомства обойдем его по кругу. С левого борта автомобиль почти ничем не выделяется, за исключением ряда мелочей, но их заметят лишь фанаты марки.

4. Правый борт щеголяет тентом-маркизой над сдвижной дверью и шнорклем от Mitsubishi Delica

5. Кстати, сдвижная дверь — это ОЧЕНЬ удобно. Это я теперь знаю по личному опыту своего Citroen Berlingo

6.На кронштейне запаски разместился задний рабочий свет и антенна радиостанции.

7. Передний бампер не родной. У владельца не было желания ставить «массивный «силовик» и вместо него был сделан мощный швеллер плюс металлический бампер от Валдая

8. Бампер выглядит абсолютно родным элементом, выполняет все защитные функции и при этом вместил в свои недра лебедку.

9. В него же установлены диодные фары (не используются на дорогах общего пользования) и разъем подключения пульта лебедки.

10. Расширители стоят от того же Валдая, а подножки интегрированы от мерседесовского автобуса

11. Решение с расширителями от Валдая, кстати, очень элегантное и эффективное.

12. Были установлены ступицы от УАЗ Патриот. Это позволяет использовать патриотовские хабы и колесные диски.

13. Сейчас установлены шины 265/75 R16 — это почти 32″, но и 33″ колеса сюда без проблем влезают.

14. Под капотом, взамен родного, также поселился мотор от УАЗ Патриот. Несмотря на то, что формально в нем меньше сил чем в оригинальном агрегате, машина поехала с ним гораздо лучше. В первую очередь за счет более низового характера.

15. Кстати, я бы не сказал, что ему тут очень тесно. Я, впрочем, зачем-то почитываю периодически о примерах установки на Соболь тойотовского мотора 1uz

16. На зиму шноркель отсоединяется и забор воздуха идет из под капота

17. Кстати, еще раз о шноркеле. Удивительно удачно встал он сюда. Иной раз китайские шноркеля, специально сделанные под конкретную модель, встают с большими зазорами.

18. Просто фото, но надеюсь оно прибавит комментариев к статье 🙂

19. Но хватит ходить вокруг и около, заглянем внутрь

20. Каждый уважающий себя кемперостроитель имеет местами хронический недострой. Естественно, этого стыдится, но ничего поделать с этим не может. Я это, кстати, прекрасно понимаю и в полной мере разделяю.

21. Частично сиденья уже заменены на правильные, но сзади пока еще остается штатный соболевский третий ряд. Со временем его место займет большой раскладывающийся диван.

22. Между первым и вторым рядом есть откидывающийся столик, а передние сиденья имеют возможность поворота

23. Между передними сиденьями есть проход, чтобы можно было перейти в общий салон не выходя на улицу.

24. Водительское сиденье также поворачивается в обратную сторону.

25. Без этой функции супер функции однообъемность салона была бы раскрыта не полностью

26. Пока цельного дивана нет, но можно разложить штатные сидушки и положить поверх них матрас. Вполне себе получается спальное место.

27. Вид на «спальное место» со стороны багажника

28. В багажнике смонтирован автономный отопитель или, иначе говоря, «сухой фен» отечественного производства со своим отдельным топливным бачком и второй аккумулятор

29. Управление отопителем и розеткой для зарядки электронных гаджетов рядом на стене

30. Выхлопная труба отопителя

31. Тут же, под сиденьями третьего ряда смонтирован компрессор. Кстати, сиденья довольно высоко расположены и под ними можно хранить длинномеры если это требуется

32. Даже с установленным третьим рядом сидений в Соболе остается небольшой багажник.

33. Глубиной около 60 см

34. Покажу немного деталей интерьера крупным планом. Это откидной столик

35. Лампа

36. Потолочная консоль с зарядками и радиостанцией

37. Блок управления зарядом аккумуляторных батарей

38. За контроль над полным приводом отвечают два рычага. Полный привод в данном автомобиле классический парт-тайм и реализован он за счет установленной раздатки от ГАЗ-66

39. Немного геометрических размеров. Ширина салона 180 с небольшим сантиметров.

40. Высота почти 150 см. Да, тут тоже, к сожалению, нельзя стоять в полный рост!

41. Посадка за рулем немного отличается от обычной легковой, но к ней довольно быстро привыкаешь. Я с большим удовольствием прокатился за рулем, не испытав при этом никакого дискомфорта

Кстати, габаритные размеры очень похожи на мой Карго кемпер. Высота около 2.5 метров, а длина чуть-чуть менее 5 метров.

Ну и для тех кому интересны кровь и кишки внутренности и начинка

42. Рулевой демпфер

43. Кузов приподнят над рамой за счет небольшого бодилифта

44. Задняя подвеска, также как и передняя, рессорная

45. Передний мост

46. Задний мост

47. Раздатка от ГАЗ-66

48. Предполагается, что убить ее на Соболе невозможно в принципе

Некоторые знали, некоторые догадывались, а кто-то до сих пор в полном неведении, что в моем гараже появился новый автомобиль Соболь 4х4. Я не афишировал его как новый проект, так как не был готов подробно рассказать, почему именно Соболь и что его ждет в ближайшее время. Итак, исправляюсь...

*** Про рождение идеи

Я болен автобусами уже очень давно. Путешествовал на разных минивэнах от Буханки до новенького Mercedes-Benz V350. Если посмотреть мои подписки в Тумблере, то там сплошные караванеры и неофициальное сообщество vanlifers.

Единственное, что останавливало меня от приобретения микроавтобуса, это образ жизни, который пока не укладывается в рамки асфальтовых дорог. Никакой импортный микроавтобус за адекватные деньги не имеет достаточного потенциала для преодоления моих маршрутов.

На полноприводной Соболь я засматривался давно, но опыта езды на нем не было и как-то не представлялась возможность. А потом я попал в гоночную команду ГАЗ Рейд Спорт, где пришлось долго ездить на Соболях по самым разным дорожным условиям и за рулем, и пассажиром.

Соболь 4х4 настолько понравился в степях и песках, что в голове родилась мысль о его полной пригодности для постройки внедорожного кемпера. Укрепилась мысль после путешествия на Варандей, где четыре взрослых мужика смогли жить в автомобиле в условиях Севера без особой подготовки.

Мысль постепенно обросла мясом и сформировалась. Теперь есть не только понимание, что автомобиль соответствует всем моим требованиям, но и то, что я хочу от него получить в итоге, и как к этому прийти.

Пока ждал автомобиль с завода и ездил за ним в Нижний, появились и некоторые безумные идеи, которые пока утаю. А вот постановку на учет в Нижнем оставлю как дань месту, где автомобиль родился и напоминание, что Россия, это не только Москва.

Чтобы проект не был безымянным мы с Алексеем Климовым придумали громкое и пафосное название «Caravan Expedition», которое в процессе работы переформировалось в «Car&Van Expedition» с заделом на будущее. То есть, если вдруг в составе колонны окажется, например, «Каргуша Camper Edition», то получится очень даже красиво и в тему.

*** Про идею

Основной лейтмотив проекта Car&Van Expedition, это постройка внедорожного кемпера для путешествий по России и миру, но не только и это основная изюминка.

Проектирование внутреннего пространства будет осуществляться так, чтобы внутри было не только комфортно ехать и жить, но и плодотворно работать. Это должен получиться не только комфортный внедорожный дом, но и офис для работы автомобильного журналиста тире блогера.

Рабочее место опять же запланировано не только для рассказов об интересных местах, но и для реальной работы в качестве автомобиля “Press&Support” на этапах Чемпионата России по ралли-рейдам в составе команды ГАЗ Рейд Спорт. И это еще не все.

7 июля 2016 года экипаж Соболя 4х4 “Car&Van Expedition” стартует на ралли-рейд «Шелковый Путь 2016» по маршруту Москва-Пекин. Это будет невероятное приключение и сложное испытание для команды и автомобилей. Это будет первое реальное боевое крещение проекта и я просто верю, что оно пройдет успешно.

После возвращения с Шелкового Пути автомобиль будет еще доработан и модифицирован до полного завершения задуманного и отправится в свое турне. Первый маршрут путешествия уже сформирован в голове и думаю, что Алексей на своем Каргуше его поддержит, а может быть придумаю еще что-то более интересное и необычное.

*** Про тюнинг

Несмотря на то, что Соболь 4х4 для большинства владельцев предоставляет все необходимое для жизни и путешествий, мы будем серьезно готовить автомобиль для серьезных маршрутов. Но это не значит, что он превратится в луноход с кучей эксклюзивных переделок.

Задача подготовить автомобиль к испытаниям, но оставить его близким к стандартному исполнение и главное, все доработки должны быть либо серийными, либо доступными для повторения всеми желающими.

Генеральный партнер проекта внедорожный бренд РИФ уже приступил к активной фазе работ по созданию серийных образцов силового обвеса для автомобилей ГАЗель и Соболь.

В планах минимума: силовые пороги, защита переднего бампера и радиатора, силовой задний бампер, усиленные амортизаторы и экспедиционный багажник. Будет разработан и полноценный силовик с площадкой для лебедки, но это чуть позже.

Естественно будет море дополнительного света. Участие в гоночной команде подразумевает необходимость иногда выступать в качестве экипажа поддержки, что означает и участие в эвакуации, и участие в ремонте. Качественная диодная оптика РИФ будет установлена по максимуму обеспечения освещения вокруг автомобиля.

Вместо штатных колес будут установлены легкосплавные диски с шинами GoodYear Wrangler Duratrac, являющимися сегодня одним из лучших предложений на рынке внедорожных универсальных шин. Размерность скорее всего будет ограниченна параметрами 245/75R16 или 265/70R16.

Пока не решен вопрос с топливным баком, так как штатного бака недостаточно для участия в продолжительном ралли. Если не успеем придумать что-то с изготовлением дополнительного бака, то ограничимся запасом канистр.

Это пока все для начала, хотя нет уверенности, что успеем до старта ралли сделать хотя бы самое необходимое.

*** Про снаряжение

За навигацию в путешествиях будут отвечать профессиональные навигаторы Garmin Montana 650t и совершенно новая модель Montana 680t являющаяся честным продолжателем традиций с наличием модуля Глонасс. Будет повод проверить его работу на китайской земле.

Доставать охлажденное... охлажденную минералку будем из настоящего компрессорного холодильника Ironman, под который организуем специальное парковочное место с возможностью извлечения.

Писать трек всех путешествий и ралли-рейдов будет устройство GPS-мониторинга LocMe.Ru. Даже в отсутствие сотовой связи устройство пишет трек, а после появления связи передает его на базовую станцию и публикует в интернете на специальной странице.

За видеорегистрацию событий на маршрутах и маневры задним ходом будут отвечать устройства бренда SilverStone F1. Это доступные по цене, но функциональные и качественные решения на рынке видеорегистраторов, камер и радар-детекторов.

Помогать в путешествии нам будут устройства марки Berkut. Это проверенный не раз душ-мойка Smart-Washer, а также другие устройства бренда после определения потребности в них.

*** Про то, что надо

Открыт вопрос спутникового трекера с возможностью передачи сообщений в сеть или мобильного решения спутникового интернета с небольшим объемом трафика для передачи онлайн сообщений и фотографий. Кого посоветуете? Кто занимается этими вопросами?

Открыт вопрос маркизы, которая не помешает в степях и пустынях для комфорта экипажа. Пока в размышлениях, что это должно быть за устройство, какого вида и какого размера.

Открыт вопрос надежных экспедиционных канистр для топлива и воды, устройств дальней и ближней радиосвязи между автомобилями и между членами экипажа.

Выбираем автономный воздушный отопитель для зимы и холодных ночей в пустыне. Выбор колеблется между Эбером и Вебастой. Пока размышляем.

Выбираем кухонное оборудование для приготовления пищи, надежную и удобную посуду и многое другое. Все это будет понятно после решения вопроса о комплектации жилого пространства, до которого мы наконец добрались.

Советы и идеи с благодарностью выслушиваются...

*** Про жилое пространство

Помогать в планировании, а может и в создании жилого пространства внутри Соболя нам будет известный бренд АнВиР специализирующийся на постройке внедорожных жилых прицепов и понимающий в этом вопросе лучше меня.

На базе АнВиР уже строится один Соболь 4х4 проекта «Пара Странствий». Для АнВиР постройка жилых микроавтобусов новое направление деятельности, но опыт постройки настоящих прицепов-домов будет незаменим.

Наши разговоры про «домик» уже начались с планов организации душа и туалета, но думаю, что этого мы избежим. Максимум, организуем душевой поддон для экстрима и его же в качестве места для биотуалета. Но это все на крайний случай.

Подробности буду выкладывать по мере поступления информации и начала работ над проектом.

Итак, можно сказать, что проект стартовал. Обкатку Соболя провели в небольшом турне по Прибалтике и Финляндии. На спидометре 3,5 тысячи километров, а значит пора заняться делом.

Подписывайтесь на новости проекта “Car&Van Expedition”

Как едет Соболь 4х4 в песках мы уже испытали и не раз – это были эпические приключения. Приглашение принять участие в экспедиции «Варандей-2016» оказалось отличной возможностью проверить мысли о пригодности и подготовке автомобиля для дальних автономных путешествий. При этом все автомобили получили доработки не сильно отдаляющие их от стоковых версий. Но, обо всем по-порядку.

На Варандей отправились три Соболя с подключаемым полным приводом в разных комплектациях: бензиновый Комби со средней крышей, бензиновый автобус с низкой крышей и такой же автобус с дизелем Cummins и модулем кондиционера на крыше. Хороший повод не только опробовать автомобиль, но и сравнить поведение нескольких его модификаций.

Экипажи получили позывные: «Белый», «Серый» и «Красный». Наш – красный автобус был оснащен дизелем Камминс, что оказалось вдвойне полезно для меня, так как планирую брать именно дизель. В числе основных пунктов подготовки: ошипованные зимние шины 245/75R16, спальное место в багажнике для двух человек, утепление неиспользуемых окон «пенофолом», дополнительный автономный отопитель салона. Запас топлива 120 литров в канистрах на багажнике вместе с двумя запасками.

Из особых преимуществ нашего экипажа стала электрическая блокировка дифференциала Eaton в переднем мосту, в дополнение к такой же штатной блокировке заднего дифференциала. В скором времени полноприводные модели ГАЗ будут иметь возможность ее наличия уже с завода. Это очень хорошая новость для тех, кто знает толк в приключениях.

Спальное купе повышенной проходимости

Первые изменения формата догнали нас уже на первой ночевке. Автомобиль проектировался и дорабатывался для экипажа из трех человек, а нас оказалось четверо и, как понимаете, все четверо не маленькие мужчины и еще в зимней арктической экипировке.

Решено было двоим укладываться на мягкий спальник, одному на второй ряд и одному на передний трехместный ряд. Выспались замечательно и поперек я поместился даже с ростом 192 см. Оставалось выработать алгоритм укладывания и подъема и на третью ночевку все выполняли быстро и с автоматизмом роты ВДВ поднятой по тревоге.

Самое интересное, что каркас спальника был сделан так, чтобы все точки крепления были в штатных местах, чтобы не сверлить, не варить и не резать никаких деталей кузова. В итоге получился и просторный багажник, и отличное спальное место для двух человек. При этом его не надо было раскладывать убирая посадочные ряды.

Единственный недостаток – низкая крыша сопряженная с модулем кондиционера, который уменьшал пространство спального места, без модуля было бы лучше. Тот же форм-фактор Соболя со средней крышей будет просто идеален. Уже чешутся руки начать строить машину для поездки пресс-экипажем на Шелковый Путь 2016.

Зимник на Варандей

На Варандей нет круглогодичной дороги. Зимой здесь намораживаются ведомственные зимники. Это означает, что под колесами не укатанный снег, а чистый лед разлитый и выровненный тракторами. Соболя не имеют никаких электронных помошников – честные внедорожники, но в первое время побаивались поддать угля в топку, чтобы не оказаться на целине. Снега мало, но на обочине снега по колено и выше, если нырнуть, то будет реальный оффроуд.

Оказалось, что длины колесной базы и ширины колеи хватает, чтобы Соболь шел по голому льду уверенно даже на заднем приводе. Большую часть времени за рулем у меня просидел, на минуточку, чемпион России по ралли-рейдам Евгений Павлов. Женя постоянно сетовал на отсутствие переметов, а я предавался философским рассуждениям о тленности бытия и незначительности человека перед Великой Тундрой.

На галерке разместился старец Константин (в миру Гусев) нашедший себе последователя в лице оператора Александра Фрея. О каких сверхматериях и тайнах великого Рейха говорилось в их беседах сможет повторить только сборник по философии пятого курса МГУ усиленный парой аутентичных шаманов-политологов.

Уже первая ночевка подарила массу впечатлений – ветер скоростью до 12 м/с и легкий морозец в -20. Соединяем эти цифры вместе и получаем отличный коктейль для тренировочной ночевки на посту в Пижме. Оказалось, что автономный воздушный отопитель способен превратить салон Соболя в небольшую сауну и при этом нет необходимости держать заведенным двигатель. При этом теплые спальники были абсолютно не востребованы и хватило бы легкого варианта.

По пути до Варандея нас сопровождал вездеход Трэкол ведомственной службы безопасности движения. Это была больше перестраховка, так как все препятствия Соболя проходили без видимых затруднений. Даже там, где некоторые грузовики буксовали в ледяные подъемы, Соболь забирался легко и непринужденно.

Заброшенный порт Варандей

Новый вахтовый поселок Варандей построен на месте поселка геологов. Они приехали в эти места в 1974 году и уже в 1976 году началась промышленная добыча нефти. Потом этих же геологов выгнали отсюда постсоветские коммерческие добытчики. По сути, вся вековая история старого поселка Варандей также была закончена по решению бизнеса оградить себя от присутствия «левого» населения.

Старый Варандей официально закончил свое существование в 1996 году, но снести его у инициаторов этой идеи не получилось. Коренные жители отстояли свое право на землю и до сих пор дома стоят на своих местах. В некоторые приезжают летом хозяева, а некоторые уже окончательно заброшены.

В старом поселке живут два человека не пожелавшие уезжать. Без воды, без света, без газа, без возможности сходить в магазин по нормальным ценам. В местной столовой, если ты не из Лукойла, то жди сразу надбавку 300% к и без того высокой стоимости продуктов. Чужие тут не ходят. Чужие тут не нужны.

Еще есть действующая метеостанция и порт. Часть его обжита и там просматриваются какие-то складские помещения. Вторая часть заброшена и у причала стоит только севший на мель старый сухогруз и ушедший под лед буксир. Говорят, что буксир даже иногда используют для доставки грузов. Именно на фоне этого памятника былому величию мы решили запечатлеть экипажи на экваторе путешествия. Оставалось только пробиться к нему.

Дизель VS Бензин

Ночуя в автомобилях на ветру и холоде подтвердилась догадка справедливая для всех современных дизелей – остановился, двигатель остыл. КПД настолько велико, что тепла отдает минимум. Даже при работающем догревателе двигатель все равно остывал несмотря на закрытую решетку и одеяло под капотом. Закрывали пространство под дном для защиты от ветра.

Зато на подъезде к Варандею проявилось основное преимущество дизеля – когда остальные экипажи уже заливали резервное топливо, мы шли еще на остатках солярки в основном баке. Залив 60 из канистр на крыше нам хватило спокойно поездить по Варандею пробивая остальным дорогу и вернуться в Харьягу на заправку. Остальные вовсю использовали резерв. Расход дизеля на 25-30% ниже.

Первым улегся на мосты «Белый» Петра Груздева. Петр провел эксперимент и попытался пройти по следам Трэкола, но наст не выдержал и все внедорожные характеристики оказались бессильны перед глубиной снега выше колена с твердой коркой сверху. Расчехлили рывковые стропы, а наш экипаж пошел пробивать и утаптывать колею для остальных чуть в стороне.

И снова проявились плюсы дизельного двигателя – дизель позволял на минимальных оборотах, не буксуя и не закапываясь пробиваться через утрамбованную ветрами снежную корку. Остальные уже спокойно шли по пробитой колее. Местами нам приходилось включать все блокировки и в этот момент оказалось оправданным установка передней. Блокировки включались и выключались без глюков, несмотря на электронный привод. Зачет.

Итого: Дизель холоднее, но экономичнее и более тяговит. Что и кому выбрать остается за покупателем. Экономии по деньгам не получится, мы это уже считали, ведь дизель стоит дороже. Но экономичность в плане автономности пути важна для путешествий и коммерческой эксплуатации. Не поспоришь. Мой выбор – дизель, но это субъективно.

Нарьян-Мар

Зимник на Нарьян-Мар ощутимо хуже ведомственных, но намораживается тем же способом – наливается вода и разравнивается тракторами с привязанными к ним трубами. При малой высоте снега достаточно схода с зимника, чтобы провалиться. Так на пути увидели трактор сидящий на днище. В очередной раз понимая, что хорошо ехать на устойчивой и управляемой машине.

Лесотундра менялась на равнинную Тундру и куда не посмотришь простирались пустые снежные просторы. Но Тундра не пуста. Надо лишь уметь видеть. За путешествие видели двух песцов, одного непонятного зверя типа чернобурки или собаки удалившейся от цивилизации на 150 км, а также заблудившегося оленя. Диких здесь нет, но этот был отличный и когда стали подходить, начал кружить и мотать рогами. Смысл этого мы поняли без разъяснений и отошли.

В сторону Нарьян-Мара из Усинска строится федеральная дорога. Когда-то этот маршрут станет доступен в любое время года, но пока добраться на машинах можно только по зимникам. Мы проехали легко, но как только добрались до Нарьян-Мара началась пурга и зимник был закрыт для всех видов транспорта. Закрытие длилось двое суток и мы уже улетели, а наши друзья поехали дальше по закрытому, заранее уведомив МЧС о своем маршруте и целях.

В самом Нарьян-Маре (Красном Городе) нас принимали в Центре Арктического Туризма. Здесь есть номера для проживания, есть душ, есть кухня и даже каминный зал. Здание строилось как общежитие для оленеводов, а теперь в нем базируется туристический комплекс. Отличное место. Осталось только привлечь больше туристов к Северу. Тогда и развиваться все будет большими шагами.

В городе посетили краеведческий музей и музей Пустозерска, закупились олениной и приготовились штурмовать зимнюю дорогу по реке и озеру к самому городищу Пустозерск – месту, где стоял острог, бывший когда-то центром здешней цивилизации, торговли и развития.

Пустозерск: пора подводить итоги

В феврале-марте к Пустозерску могут проехать даже недоприводы, но мы приехали слишком рано и вездеходы со снегоходами еще недостаточно укатали наст, чтобы он выдерживал тяжелые автомобили на обычных шинах. Чем дальше уходили от порта, тем больше автомобили проваливались, а за пос. Устье условия еще больше ухудшились.

Испытали цепи для колес, но они хороши, когда под снегом твердое покрытие, до которого можно достать. Снег же глубокий, колеса не достают до твердого покрытия, а мосты уже укладываются на наст. В итоге, цепи только портили все и ухудшали проходимость. На глине они бесценны, а тут лучше отказаться.

Соболи без цепей и браслетов шли тяжело, но шли. Проваливались, раскачивались или дергали друг-друга и снова шли. Поэкспериментировали, стравили чуть-чуть шины и снова поэкспериментировали. Естественно на низком давлении Соболя стали ехать лучше, но наст все равно еще не держал и снова проваливались.

Самое главное, это была возможность доказать самим себе, что Соболь, это не маршрутка с отваливающимися деталями салона, а комфортный автобус для путешествий с хорошим для этих целей внедорожным потенциалом. После этого я еще больше жду свой Соболь 4х4 Комби.

На следующий день нас нес самолет обратно в Москву, а женский экипаж Татьяны Елисеевой и Елены Правдиной усиленный Константином Якубовым и Максом Сергеевым поехал дальше, на Усинск и в сторону Мезени. Надеюсь, что мое ближайшее путешествие в Мезень в феврале, пройдет уже на новеньком Соболе. Так что не забывайте заглядывать и читать анонсы…

Полную версию отчета и больше фотографий можно увидеть