Расположение мест в комфортабельном автобусе. «Маршрутка» на тот свет: как сесть, чтобы выжить

Аварии с участием туристических автобусов заставляют путешественников задуматься над тем, как не стать их жертвой. Как же выбрать самые безопасные места?

В принципе, автобус считается достаточно . Из-за своего размера и веса, ему практически нипочем встречи с менее габаритными собратьями, типа легковушек. Реальную угрозу представляют лишь большегрузные автомобили и потеря управляемости, которая может быть вызвана чем угодно и чревата опрокидыванием. Даже при худших раскладах, жесткие стойки корпуса довольно надежно защищают пассажиров, особенно тех, кто предусмотрительно выбрал самые безопасные места.

Большинство автобусов дальнего следования оборудованы ремнями безопасности, которые пассажиры почему-то игнорируют. А зря. Ведь их использование в несколько раз снижает вероятность получения серьезных травм при столкновении.

Осмотрите аварийные люки и запасные выходы. Чтобы не показаться параноиком и не сеять панику, сделайте это незаметно для соседей. Поверьте, в критической ситуации вам будет некогда рассматривать инструкцию возле люка, а «выдернуть шнур и выдавить стекло» легко только в теории.

Документы и деньги в поездке нужно всегда держать при себе. Это аксиома, которую знают все. А вот тщательно приготовленную дома туристическую аптечку почему-то бросают на самое дно чемодана, который, естественно, находится в багажнике. А, между прочим, даже элементарный бинт или жгут, находящийся под рукой в случае аварии, может спасти чью-то жизнь. Поэтому возите в ручной клади.

Где безопаснее сидеть в автобусе

При лобовом ударе, который считается самым распространенным и опасным, меньше всего шансов выжить у пассажиров первых рядов, поэтому их отметаем сразу. В особенности следует избегать места справа от водителя .

  • Во-первых, в огромное лобовое стекло часто влетают посторонние предметы и осколки летят прямо на вас.
  • Во-вторых, при аварии вы будете первым претендентом на вылет через все то же стекло.
  • И, в-третьих, в критической ситуации, когда водитель поймет, что столкновение неизбежно, он инстинктивно будет отводить удар от себя, подставляя под него вас.

По этой же причине, единственно безопасными местами в передней части автобуса считаются кресла позади водителя. Если они, к тому же, расположены спинками вперед — так это вообще шикарный вариант.

Следующий по «популярности» — удар сзади зазевавшимся спонсором будущего ремонта автобуса. Хорошо, если это будет «Ока», а если кран со стрелой или трубовоз? Поэтому, для перестраховки, отбрасываем как опасные, не только места на последнем ряду, а всю «корму» целиком (3-4 ряда сидений). Вдобавок к этому, задние места нельзя назвать не только безопасными, но и комфортными. Сидеть там неудобно, поскольку сильнее всего ощущается тряска, и вдобавок попадают выхлопные газы.

Таким образом, у нас остается середина салона. Но не будем забывать о вероятности бокового удара. С какой стороны больше шансов его получить? Правильно, со стороны проезжей части, то есть, слева. Кто пострадает в первую очередь? Конечно же, сидящие у окна. Вот так, методом исключения, мы и вычислили, какие места в автобусе самые безопасные.

Безопаснее всего заниматьсидения, расположенные в середине салона, справа от прохода.

Даже если, по невероятной случайности, удар придется именно в правый бок автобуса, у вас будет дополнительная защита в виде более любознательного пассажира, который, в ущерб безопасности, предпочел любоваться пейзажами за окном.

Дополнительным бонусом этих мест можно считать то, что, при потере управляемости, когда автобус швыряет в разные стороны, амплитуда здесь будет минимальной. А значит, у вас будет больше шансов «удержаться в седле», нежели у летающих по салону пассажиров передней и задней части. А если посередине автобуса есть дополнительная дверь — считайте, что это джекпот. Потому как сидеть на самом безопасном месте автобуса — это только полдела, нужно еще суметь быстро выбраться из него в случае аварии.

Если столкновение неизбежно…

Первый признак приближающейся катастрофы — вы начинаете смещаться в сторону обочины или встречной полосы. Первым делом, нужно окликнуть водителя, не уснул ли он. В автобусе дальнего следования это не редкость. Если нет — значит, он уже видит угрозу и пытается ее избежать. За оставшиеся секунды вам нужно успеть сгруппироваться и принять наиболее безопасное положение.

Слегка наклонитесь вперед и упритесь едва согнутыми в локтях руками в спинку переднего сидения. Голову наклоните к рукам, как можно ближе. Выпрямите ноги и упритесь ими в пол, стараясь при этом не сильно засовывать их под переднее кресло. Именно в такой позе у вас больше всего шансов выжить и не получить серьезных травм.

Если автобус «остался на ногах» и сохранил работоспособность — считайте, что отделались легким испугом. Если же он лежит на боку или крыше — самое интересное еще впереди. В любой момент может вспыхнуть пожар и в считанные минуты салон превратится в пепелище. Не нужно поддаваться общей панике и ломиться в заблокированную дверь, создавая давку.

Помните, в самом начале мы осматривали аварийные выходы и люки? Вот теперь самое время ими заняться. Если и они не поддаются — нужно разбить стекло. Только не пытайтесь сделать это ногой или, тем более, рукой, как это делают в кино. В лучшем случае — зря потеряете время, в худшем — получите травму.

Если авария была действительно серьезной (а, судя по раскладам, так оно и есть), то, оглядевшись, вы найдете куски поручней, обломки стоек или другие увесистые металлические предметы. Ими и лупите по стеклу, предварительно зажмурив глаза.

Помогите выбраться раненным, отойдите на недосягаемую в случае взрыва дистанцию, и ждите спасателей. И учтите, ваше путешествие могло закончиться намного хуже, если бы вы не знали, какие места в автобусе самые безопасные…

Статистика неумолима: ежегодно в мире разбиваются тысячи транспортных средств: самолеты, автобусы, поезда, автомобили. Однако, зная об этом, многие ли из нас при посадке в транспорт выбирают безопасные места или всë же руководствуются комфортом?

Наверняка ты не раз слышал возле билетных касс подобные фразы: «Посадите меня у окошка, пожалуйста» или: «А можно первый вагон, чтобы остановился поближе к вокзалу»? И даже вполне возможно, что не только слышал, но и сам их произносил.

Если шансы выжить в аварии для тебя важнее, чем удобства во время поездки, - прочитай, какие места следует выбирать в разных видах транспорта, чтобы спасти тебе жизнь.

Безопасные места

В маршрутке
Маршрутки - один из самых популярных видов транспорта. Во-первых, они не привязаны к жесткому расписанию, а во-вторых, стоимость билета в них зачастую не превышает стоимости в автобусе, троллейбусе и трамвае. Но вот в чëм парадокс: машины типа «Газель» считаются одним из самых опасных видов общественного транспорта.

В маршрутке, если есть возможность, выбирай место, которое позволяет сидеть спиной к ходу движения. Так тебя, может быть, укачает, но шансов выбраться живым и здоровым из аварии будет значительно больше. Причина - при резком торможении все пассажиры полетят вперед со своих кресел, а тебя лишь прижмет к спинке.

Кроме того, в «Газелях» эти места часто расположены прямо за водителем, а он инстинктивно (как доказывают исследования) будет спасать свою жизнь и выкручивать руль так, чтобы с его стороны авто пострадало как можно меньше.

Вторыми по безопасности являются места в середине салона подальше от окон. А вот самыми опасными считаются места рядом с водителем и в заднем ряду. В таком случае можно погибнуть при лобовом столкновении или если кто-то «впишется» на полной скорости в заднюю часть маршрутки.

В автобусе
Междугородний автобус тоже считается довольно небезопасным видом транспорта. Причем риск возрастает именно зимой, когда на трассах гололедица, а вокруг дороги - метровые сугробы. Однако даже в нëм можно выбрать более или менее безопасное место.

Во-первых, никогда не садись на места в первых и последних трех рядах - в случае столкновения тебя может запросто выбросить через лобовое стекло или в прямом смысле слова сплющить сзади. Во-вторых, как бы это ни было соблазнительно, не покупай места у окон - разбившееся стекло при аварии может повредить тебе лицо и руки, а то и вовсе перерезать артерию.

Лучше всего выбирать места в середине салона в правом ряду по ходу движения. Они находятся далеко от встречного транспорта, а значит, смогут обезопасить пассажира от действий потенциально пьяного водителя, который не справился с управлением. Еще один вид безопасных мест - ближе к проходу. Так можно быстрее покинуть место аварии и избежать значительных травм осколками.

В поезде
В выборе безопасного места статистика железнодорожных аварий нам не слишком поможет - то селевые потоки, то столкновения на переездах, то рельсы скрутятся из-за неудовлетворительного состояния путей - сколько причин, столько и вариантов погибнуть в самых разных вагонах.

И всё-таки некоторые общие правила сформулировать можно. По возможности избегай поездок в первом и последнем вагонах - чем ближе к центру состава, тем безопаснее. Купе тоже оптимально выбирать пятое или шестое, опять-таки из тех соображений, что в серединке безопаснее.

Полка по направлению движения всегда безопаснее, чем противоположная. Если поезд резко затормозит, у тебя больше шансов просто прижаться к перегородке, в то время как сосед с противоположной полки почти наверняка упадет.

В самолете
Большинство авиакатастроф происходит во время взлета и посадки, и значительная часть погибших в таких крушениях задыхается угарным газом при пожаре на борту. Поэтому в данной ситуации твоя жизнь зависит от того, успеешь ли ты выбраться из салона раньше, чем перестанешь дышать.

По результатам научного исследования, проведенного по заказу Управления гражданской авиации Великобритании, больше всего шансов выбраться у тех, кто сидит в одном из пяти рядов кресел около аварийного выхода. Принципиальной разницы между посадкой у окна или у прохода нет - в первом случае выживает 58 % пассажиров, а во втором - 65 %.

А вот в какой части лайнера выбрать себе место, специалисты до сих пор не могут определить из-за разногласий. По данным британских ученых, более безопасна передняя часть самолета: ее пассажиры выживают в 65 % случаев.

Аналогичным показателем обладает и «хвост» - 53 %. А вот по статистике Национального совета по безопасности на транспорте США, наоборот, в хвостовой секции салона - 69 % выживших, над крылом - 56 %, а в передней секции салона, где обычно размещается бизнес-класс, при аварии выживают только 49 %.

В больших самолетах над крылом обычно находятся сразу два выхода, так что шансов «вписаться в дверь» у тебя больше, чем в передней и задней частях самолета. С другой стороны, именно над крылом или близко к нему, обычно располагается резервуар с авиационным топливом, которое в случае авиакатастрофы может загореться.

Как видишь, единого рецепта от всех бед не существует. Однако, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай, тем более что выбирать безопасные места вовсе не запрещается. Поделись этой статьей с друзьями. Наверняка у них скоро отпуск и . Береги себя и своих любимых!

Это настоящая творческая лаборатория! Команда истинных единомышленников, каждый из которых специалист в своем деле, объединенных общей целью: помогать людям. Мы создаем материалы, которыми действительно стоит делиться, а источником неиссякаемого вдохновения служат для нас любимые читатели!

Завсегдатаи автобусных туров при покупке билетов в первую очередь обращают внимание на расположение мест. Почему это важно? Объясним на примере.

Представьте, что вы долго планировали путешествие, продумали маршрут, выбрали, как вам казалось, хорошее место – с прекрасным обзором, посередине автобуса, недалеко от двери. А потом оказалось, что оно чуть ли не единственное, которое не раскладывается. Все бы ничего, но только когда пассажиры впереди откидывали кресла, вы оказывались зажатыми с двух сторон. В результате то, что грезилось как замечательное путешествие, превратилось в пытку.

Обо всех нюансах, которые нужно учесть при выборе места в автобусе, чтобы не попасть в подобную историю, расскажем в статье.

Автобусы дальнего следования – хорошие и разные

Если считаете, что достаточно знать номер места, чтобы понять, насколько оно удобное, вы глубоко заблуждаетесь. Парк современных автобусов дальнего следования (АДС) настолько разнообразен, что пока не увидишь схему салона, выводы делать преждевременно.

К примеру, вам досталось кресло № 14. В туристическом МАНе на 59 мест это начало салона, 4-й ряд; но в салоне этой же модели на 45 мест кресло № 14 находится перед дверью и, скорее всего, не откидывается. В 20-местном «Мерседесе» тот же 14-й номер расположен слева у окна в конце салона, а в 45-местном – справа у прохода, 4-й ряд. И таких примеров можно привести массу.

Даже типовая схема конкретной модели не всегда точна, так как перевозчик имеет право внести конструктивные изменения – добавить санузел, кухню, часть сидений (например, задний ряд) убрать, оборудовав спальный или грузовой отсек.

Критерии выбора места

О вкусах, как известно, не спорят, поэтому критерии выбора удобного места у каждого могут быть свои. Опытные туристы рекомендуют в первую очередь учитывать такие параметры, как:

  • безопасность;
  • расположение кресел по отношению к двери;
  • сегмент салона (начало, середина, конец).

Остановимся на них подробнее.

Опасные и безопасные

Сообщения о дорожных инцидентах с участием АДС появляются с пугающей периодичностью, поэтому задача № 1 каждого путешественника доехать до места назначения целым и невредимым.

Какие места потенциально опасны?

  • Первый ряд, особенно справа от прохода. При лобовом столкновении они первыми попадают под удар.
  • Последний ряд может пострадать, если удар придется сзади. К тому же при резком торможении у пассажиров заднего ряда выше риск травмироваться, вылетев в проход.
  • Кресла у окна левой части салона. У нас правостороннее движение, поэтому этим боком автобус всегда повернут к потоку машин.

Наиболее безопасные места в автобусе дальнего следования следующие.

  • В середине салона с правой стороны. Но даже в этой относительно безопасной зоне лучше садиться не у окна, а возле прохода.
  • Кресла сразу за водителем. Считается, что водитель, инстинктивно уклоняясь от опасности, выводит эту зону из-под удара, а правую сторону, наоборот, подставляет.

«Коварные» – рядом с дверью

Особым «коварством» отличаются места, расположенные в непосредственной близости к двери.

Если они находятся за нею, зимой и осенью – это зона холодных потоков воздуха, которые попадают на пассажиров каждый раз, когда открывается дверь. Кстати, летом приток свежего воздуха, скорее, можно отнести к плюсам.

Если кресла находятся с правой стороны перед дверью в середине салона, они не откидываются. Так задумано, чтобы не мешать людям выходить на остановках. Обычно такие места стоят дешевле, но пассажиры не всегда до конца осознают причину бонуса.

Зона рядом с дверью не лишена достоинств. Вы первыми выйдете из автобуса на стоянке, соответственно, быстрее попадете в буфет, туалет или просто успеете покурить.

Недостатки задних рядов

Последний ряд в АДС мало кто любит. И на это есть основания.

  • Здесь сильнее трясет, а людей с морской болезнью укачивает.
  • Спинки кресел не откидываются, значит, нет возможности расслабиться, подремать.
  • Если для охлаждения воздуха используют не систему климат-контроля, а общий кондиционер, сзади сильно дует.
  • Если телевизор один, с заднего ряда его не видно и не слышно. То же самое и с гидом во время экскурсии.

Некоторые туроператоры обычно продают на последний ряд, состоящий из 5 кресел, два билета. Тогда у их обладателей будет возможность не только сесть, но и полноценно лечь.

Особенности выбора места в двухэтажном автобусе

В турфирме вам могут предложить поездку на двухэтажном автобусе. У этого транспортного средства другая схема расположения мест и свои особенности.


Чтобы определиться, что вам больше подходит, изучите плюсы и минусы каждого этажа.

Достоинства первого этажа:

  • просторный салон;
  • людей меньше, чем наверху;
  • удобные столики;
  • рядом санузел, кухня, кулер с водой, холодильник.

Из минусов

Салон по отношению к дороге расположен низко, поэтому полюбоваться панорамными пейзажами не получится.

Будьте готовы к тому, что вечером водители продолжат общаться, а возможно, слушать музыку или смотреть фильм.

Преимущества второго этажа

  • великолепный панорамный обзор;
  • тишина в вечернее время, т. к. водители – внизу.

Минусы тоже есть

Здесь теснее, чем на первом этаже, что особо ощутят высокие и тучные пассажиры.

Будьте готовы каждый раз спускаться, чтобы воспользоваться удобствами или во время стоянок. Второй этаж – не для людей с ограниченными возможностями.

И вместо заключения. Выбрав место по душе, убедитесь, что оно официально указано в ваучере (с билетом все понятно), иначе получится, как в том анекдоте – кто раньше встал, того и тапки.

Самые безопасные места в автобусе

Участившееся в последнее время количество аварий с участием туристических автобусов заставило многих путешественников задуматься над тем, как не стать их жертвой. Поэтому сегодняшний материал будет посвящен тому, как выбрать самые безопасные места в автобусе.

Для начала спешим успокоить тех, кто уже собрался отказаться от автобусных поезок. Не стоит поддаваться панике, это даже не тенденция, а всего лишь сезонный всплеск, связанный с тем, что июль и август - традиционный пик сезона. Соответственно, загрузка большая, водителей не хватает, работают они зачастую по 12-15 часов в день и попросту засыпают за рулем.

В принципе, автобус считается достаточно безопасным видом транспорта . Из-за своего размера и веса ему практически нипочем встречи с менее габаритными собратьями, типа легковушек. Реальную угрозу представляют лишь большегрузные автомобили и потеря управляемости, которая может быть вызвана чем угодно и чревата опрокидыванием. Даже при самых худших раскладах жесткие стойки корпуса довольно надежно защищают пассажиров, особенно тех, кто предусмотрительно выбрал самые безопасные места в автобусе.

Но лучше, действительно, быть готовым! Предупрежден - значит вооружен!

Превентивные меры

Большинство автобусов дальнего следования оборудованы ремнями безопасности, которые многие пассажиры почему-то игнорируют. А зря. Ведь их использование в несколько раз снижает вероятность получения серьезных травм при столкновении.

Осмотрите аварийные люки и запасные выходы. Чтобы не показаться параноиком и не сеять панику, сделайте это незаметно для соседей. Поверьте, в критической ситуации вам будет некогда рассматривать инструкцию возле люка, а «выдернуть шнур и выдавить стекло» легко только в теории.

Документы и деньги в поездке нужно всегда держать при себе. Это аксиома, которую знают все. А вот тщательно приготовленную дома туристическую аптечку почему-то бросают на самое дно чемодана, который, естественно, находится в багажнике. А, между прочим, даже элементарный бинт или жгут, находящийся под рукой в случае аварии, может спасти чью-то жизнь. Поэтому возите аптечку в ручной клади.

Где же самые безопасные места в автобусе?

При лобовом ударе, который считается самым распространенным и опасным, меньше всего шансов выжить у пассажиров первых рядов, поэтому их отметаем сразу. В особенности следует избегать места справа от водителя. Во-первых, в огромное лобовое стекло часто влетают посторонние предметы и осколки летят прямо на вас. Во-вторых, при аварии вы будете первым претендентом на вылет через все то же стекло. И, в-третьих, в критической ситуации, когда водитель поймет, что столкновение неизбежно, он инстинктивно будет отводить удар от себя, подставляя под него вас. По этой же причине, единственно безопасными местами в передней части автобуса считаются кресла позади водителя. Если они, к тому же, расположены спинками вперед - так это вообще шикарный вариант.

  • Следующий по «популярности» - удар сзади зазевавшимся спонсором будущего ремонта автобуса. Хорошо, если это будет «Ока», а если кран со стрелой или трубовоз? Поэтому, для перестраховки, отбрасываем как опасные, не только места на последнем ряду, а всю «корму» целиком (3-4 ряда сидений). Вдобавок к этому, задние места нельзя назвать не только безопасными, но и комфортными. Там больше всего ощущается тряска и вдобавок попадают выхлопные газы.

  • Таким образом, у нас остается середина салона. Но не будем забывать о вероятности бокового удара. С какой стороны больше шансов его получить? Правильно, со стороны проезжей части, то есть, слева. Кто пострадает в первую очередь? Конечно же, сидящие у окна.
  • Вот так, методом исключения, мы и вычислили, какие места в автобусе самые безопасные. Ими являются всего несколько сидений, расположенных в середине салона, справа от прохода. Даже если, по невероятной случайности, удар придется именно в правый бок автобуса, у вас будет дополнительная защита в виде более любознательного пассажира, который, в ущерб безопасности, предпочел любоваться пейзажами за окном.
  • Дополнительным бонусом этих мест можно считать то, что, при потере управляемости, когда автобус швыряет в разные стороны, амплитуда здесь будет минимальной. А значит, у вас будет больше шансов «удержаться в седле», нежели у летающих по салону пассажиров передней и задней части. А если автобус большой и посередине есть дополнительная дверь - считайте, что это джекпот. Потому как занять самое безопасное место в автобусе - это только пол-дела, нужно еще суметь быстро выбраться из него в случае аварии.

Если столкновение неизбежно…

Первый признак приближающейся катастрофы - автобус начинает смещаться в сторону обочины или встречной полосы. Первым делом, нужно окликнуть водителя, не уснул ли он. Если нет - значит, он уже видит угрозу и пытается ее избежать. За оставшиеся секунды вам нужно успеть сгруппироваться и принять наиболее безопасное положение.

  • Слегка наклонитесь вперед и упритесь едва согнутыми в локтях руками в спинку переднего сидения. Голову наклоните к рукам, как можно ближе. Выпрямите ноги и упритесь ими в пол, стараясь при этом не сильно засовывать их под переднее кресло. Именно в такой позе у вас больше всего шансов выжить и не получить серьезных травм.
  • Если автобус «остался на ногах» и сохранил работоспособность - считайте, что отделались легким испугом. Если же он лежит на боку или крыше - самое интересное еще впереди. В любой момент может вспыхнуть пожар и в считанные минуты салон превратится в пепелище. Не нужно поддаваться общей панике и ломиться в заблокированную дверь, создавая давку.
  • Помните, в самом начале мы осматривали аварийные выходы и люки? Вот теперь самое время ими заняться. Если и они не поддаются - нужно разбить стекло. Только не пытайтесь сделать это ногой или, тем более, рукой, как это делают в кино. В лучшем случае - зря потеряете время, в худшем - получите травму. Если авария была действительно серьезной (а, судя по раскладам, так оно и есть), то, оглядевшись, вы найдете куски поручней, обломки стоек или другие увесистые металлические предметы. Ими и лупите по стеклу, предварительно зажмурив глаза.
Помогите выбраться раненным, отойдите на недосягаемую в случае взрыва дистанцию, и ждите спасателей, размышляя о том, что ваше путешествие на самом безопасном месте в автобусе могло закончиться намного хуже…

Выбирая места в поезде, самолете или автобусе, многие из нас руководствуются своим комфортом, но почти никто – безопасностью. « Посадите меня у окошка, пожалуйста», « А можно первый вагон, чтобы поближе к вокзалу», - как часто мы слышим что-то подобное у касс и стоек регистрации.

Для тех, кому шансы выжить в самой страшной аварии важнее удобств в поездке, сухая статистика: какие места следует выбирать в разных видах транспорта, чтобы спастись.

Один из самых популярных в России видов транспорта – это маршрутки. Они пройдут где угодно, не привязаны к жесткому расписанию, а стоят, зачастую, почти столько же, сколько автобусы, троллейбусы и трамваи. В то же время машины типа « Газель» считаются одним из самых опасных видов общественного транспорта.

Лучше всего выбирать в маршрутке место спиной по ходу движения. Так вас, может быть, укачает, но шансов выбраться живым и здоровым из аварии будет значительно больше. Причина – при резком торможении все пассажиры полетят вперед со своих кресел, а вас лишь прижмет к спинке.

Кроме того, а « Газелях» эти места всегда расположены прямо за водителем, а он инстинктивно, доказывают исследования, будет спасать свою жизнь и выкручивать руль так, чтобы с его стороны авто пострадало как можно меньше.

Также не слишком опасными являются места в середине салона подальше от окон. А вот рядом с водителем и на заднем ряду у вас больше всего шансов погибнуть при лобовом столкновении или если кто-то впишется на полной скорости в заднюю часть маршрутки.

Междугородний автобус сам по себе транспорт довольно небезопасный, особенно зимой, когда на трассах гололедица, а вокруг дороги – метровые сугробы. И все-таки даже в нем можно выбрать более или менее безопасное место.

Во-первых, никогда не садитесь на первые и последние три ряда – в случае столкновения вас может запросто выбросить через лобовое стекло или буквально сплющить сзади. Во-вторых, как бы это ни было соблазнительно, не стоит покупать места у окон – разбившееся стекло при аварии может повредить вам лицо и руки, а то и вовсе перерезать артерию.

Лучше всего сесть в середине салона на правый ряд по ходу движения, поскольку он дальше всего от встречного транспорта, а, значит, от потенциального пьяного водителя, который не справился с управлением. Ну и конечно в проходе – так вы и место аварии покинете быстрее, и от осколков не пострадаете.

В самолете

Ученые со всего мира уже давно собирают статистику выживших в авиакатастрофах, чтобы понять, какие места на борту воздушного судна являются самыми безопасными. К сожалению, до сих пор однозначно это не определено, но некоторые советы дать все-таки можно.

Большинство авиакатастроф происходят во время взлета и посадки, и значительная часть погибших в таких крушениях задыхаются угарным газом при пожаре на борту. Поэтому в данной ситуации ваша жизнь зависит от того, успеете ли вы выбраться из салона прежде, чем перестанете дышать.

По результатам научного исследования, проведенного по заказу Управления гражданской авиации Великобритании, больше всего шансов выбраться у тех, кто сел на один из пяти рядов кресел около аварийного выхода.

Принципиальной разницы сидеть у окна или у прохода нет – во втором случае выживает 65 процентов пассажиров, в первом 58. Так что, конечно, лучше выбрать место в проходе, но особенно переживать, если вас посадили к окошку не стоит – лучше насладиться прекрасным видом из иллюминатора.

А вот по вопросу о том, в какой части лайнера выбрать место у специалистов до сих пор возникают разногласия. По данным британских ученых, более безопасна передняя часть самолета: ее пассажиры выжили в 65 процентах случаев.

В выборе безопасного места статистика железнодорожных аварий нам не слишком поможет – то селевые потоки, то столкновения на жд-переездах, то рельсы скрутятся из-за неудовлетворительного состояния путей – сколько причин, столько и вариантов погибнуть в самых разных вагонах.

И все-таки некоторые общие правила сформулировать можно. Стоит по возможности избегать поездок в первом и последнем вагонах – чем ближе к центру состава, тем лучше. Купе тоже оптимально выбрать пятое или шестое, опять-таки из тех соображений, что в серединке безопаснее.

Полка по направлению движения всегда безопаснее противоположной - если поезд резко затормозит, то вы не скатитесь, а просто прижметесь к перегородке, а сосед с противоположной полки почти наверняка упадет.