Порядок замены колеса легкового автомобиля. Особенности сезонной замены колес

На пробитое колесо обычно указывает посторонний шум снаружи, а также потеря скорости и ухудшение управляемости. Если машину уводит в сторону, а чтобы удержать её на дороге, приходится прилагать усилия, то, скорее всего, прокол на одном из передних колёс. Если же заносить начинает заднюю часть авто, то проблема именно там.

Когда это случится, вы точно поймёте, в чём дело. Ни в коем случае не паникуйте. Выровняйте автомобиль и, постепенно снижая скорость, съезжайте на обочину.

Как поменять колесо

1. Припаркуйтесь на обочине

Продолжать движение с проколотой шиной нельзя, но и останавливаться посреди дороги тоже не дело. Поэтому не бойтесь проехать пару десятков метров и выберите ровное сухое место на обочине.

Водителям машин с механической коробкой передач нужно обязательно включить первую передачу, а владельцам автоматики - перевести рычаг в положение паркинга (P).

И в любом случае нужно поставить машину на ручник.

2. Установите знак аварийной остановки и подготовьте инструменты

Припарковав машину в безопасном месте, не забудьте включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки, который находится в багажнике. В населённых пунктах его ставят в 20 метрах позади авто, а на трассе - в 40 метрах.

Там же, в багажнике, найдите запаску и домкрат с баллонным ключом. Обычно производитель располагает всё это в специальной нише под поликом, куда можно добраться, приподняв нижнюю панель.

Хорошо, если у вас с собой будет насос и манометр для проверки давления, а также противооткатные упоры. Ну и, конечно, не помешают перчатки, поскольку немного испачкать руки всё же придётся.

3. Снимите колесо

Достав все инструменты и запаску, разложите их рядом с пробитым колесом и попросите всех пассажиров выйти из машины. Даже если на улице или проливной дождь, безопасность прежде всего.

Несмотря на ручник и включённую передачу, перед установкой домкрата нужно дополнительно зафиксировать колёса с помощью упоров. За них, впрочем, сойдут любые камни или куски кирпича.

Если нужно заменить заднее колесо, упоры ставятся с обеих сторон передних колёс, и наоборот.

Теперь можно приступать к снятию колеса. Сначала освободите диск от пластикового колпака и с помощью баллонного ключа ослабьте болты. Чтобы сдвинуть их с места, понадобится большое усилие, которое можно обеспечить весом своего тела, просто надавив на ключ ногой. Полностью выкручивать болты не надо: достаточно вывернуть их на один оборот.

После этого нужно поднять машину домкратом. Устанавливать его куда попало ни в коем случае нельзя. Специально для этих целей на днище есть небольшие усиленные места, которые обычно находятся позади переднего колеса или сразу перед задним. Производитель обозначает их с помощью треугольников или вырезов внизу порогов. Если сварной шов закрыт пластиковыми накладками, то они будут прерываться в точках установки домкрата.

Подведите домкрат под днище и начните крутить его рукоятку по часовой стрелке. Обязательно следите, чтобы домкрат поднимался ровно, не кренился.

Если под весом машины нижняя лапа домкрата уходит в грунт, нужно подложить под неё что-то вроде куска доски или кирпича.

Слишком поднимать колесо не стоит. Достаточно остановиться в 5 см от земли. После этого можно полностью вывернуть болты и снять пробитое колесо со ступицы. Его лучше задвинуть под машину в качестве страховки, а болты сложить куда-нибудь на тряпочку, чтобы не потерялись.

4. Установите и проверьте запаску

Осталось поставить вместо проколотого колеса запаску. Для этого совместите отверстия на диске с отверстиями в ступице, наденьте колесо и наживите болты, полностью завернув их от руки.

Гайки, крепящие колёса к ступице, важно установить полукруглой стороной к диску, а не наружу.

Уберите пробитое колесо из-под машины, опустите домкрат и окончательно затяните болты. Делать это нужно правильно. В колёсах с четырьмя или шестью отверстиями попарно затягиваются противоположные болты. Если отверстий пять, то тянуть нужно в таком порядке, будто рисуешь пятиконечную звезду.

Остаётся собрать инструмент, убрать домкрат и упоры, а также проверить давление в установленном колесе и при необходимости подкачать его. Если насоса под рукой нет, можно попросить помощи у проезжающих мимо водителей.

Если используете малогабаритную запаску, так называемую докатку, то не забывайте об осторожности: обычно на ней можно двигаться со скоростью не более 80 км/ч и на расстояние максимум 100 километров.

Ну и, конечно, постарайтесь как можно скорее починить пробитое колесо в специализированном шиномонтаже, чтобы не испытывать судьбу и не ездить без запаски.

Любая работа, несмотря на уровень ее сложности, требует соответствующего подхода и замена колеса автомобиля не исключение. Возможно эти слова у многих "бывалых" автомобилистов вызвали улыбку на лице и статья заведомо, кажется простой и бесполезной, однако, как это не странно, есть очень много людей, которые несмотря на свое водительское удостоверение понятия не имеют, как самостоятельно заменить колесо в случае такой необходимости.

Поэтому данная статья, прежде всего, рассчитана на людей, которые хотят узнать, как самостоятельно заменить колесо в домашних условиях , то есть своими руками. Сегодня я попытаюсь максимально детально рассказать об этой простой, на первый взгляд процедуре, и кто знает, может эта статья станет для кого-то своего рода пошаговой инструкцией по замене колеса или колес.

Итак, если вы столкнулись с необходимостью заменить колесо своими руками (не важно, где в дороге или дома), следует, прежде всего, соблюдать все правила безопасности и самое главное не навредить себе и автомобилю. Халатное отношение к проведению данной работы может повлечь за собой травматизм, а также нанесение вреда транспортному средству.

Приступим?

Порядок проведения работ следующий:

1 . Убедитесь в том, что автомобиль стоит "на ручнике", кроме того не помешает включить первую передачу, это как говорится для страховки.

2 . Далее, установите под колеса (те, которые не будете менять) противооткатные клинья или куски кирпича, подойдут также поленья в виде клинков. Клинки следует забивать плотно, не запрещается применять молоток, с его помощью будет проще досылать страховочные клинья как можно глубже.

4 . Далее, чтобы заменить колесо, вышедшее из строя, подготовьте «запаску», положите ее возле автомобиля, именно положите прислонять ее к автомобилю ни в коем случае нельзя. Во-первых, оно, скорее всего, покатится или просто сделает на вашем автомобиле .

5 . Следующий этап - подъем автомобиля при помощи домкрата. Внимание! Хочу вас предупредить, чтобы вы не повторили ошибку многих "новичков", у которых замена колеса заканчивается поездкой к рихтовщику или на СТО. Устанавливая домкрат, необходимо убедиться, что его верхняя точка упирается в специально отведенное для этого гнездо, в противном случае повреждение и вам будет обеспечен. Поддомкрачивать необходимо до тех пор, пока заменяемое колесо не окажется в воздухе.

6 . Теперь открутите полностью заранее "сорванные" гайки и полностью снимите колесо.

7 . Установите новое колесо (запаску) и аккуратно закрепите его гайками. Будьте внимательны, применяйте среднее усилие, чтобы не дай Бог не столкнуть машину с домкрата. В случае необходимости, подтяжку можно произвести уже после того, как автомобиль будет снят с домкрата.

8 . Процедура замены колеса близится к завершению, осталось опустить автомобиль и произвести подтяжку всех гаек колеса.

Важно: гайки затягиваются в шахматном порядке, это необходимо для того чтобы избежать перекоса и неравномерной затяжки.

9 . Демонтированное колесо положите на место, где лежала запаска, если же вы находитесь дома, тогда просто уберите в то место, где оно не будет вам мешать.

10 . Теперь можно вытащить клинья и после проверки манометром давления в шине, можно продолжить свое движение.

Кстати, не спешите выбрасывать поврежденное колесо, это всегда успеется, лучше всего чтобы его судьбу решил специалист. Вы можете заехать на ближайшее СТО и проконсультироваться по этому вопросу с человеком, который в этом разбирается, возможно, ваше колесо еще можно спасти, например подклеить или произвести реставрацию.

Ну, вот собственно и все, надеюсь, что отныне и впредь самостоятельно заменить колесо для вас будет не проблема. Неважно, когда полученные сегодня знания вам пригодятся, важно, что теперь вы сможете без труда найти решение сложившейся ситуации.

Замена автомобильного колеса – стандартная процедура, с которой сталкивается любой автомобилист, причём множество раз за время эксплуатации машины. Заменить колесо своими силами несложно, как и понять то, что замена колеса необходима. Смотрите видео "Как поменять колесо на автомобиле" ниже.

Как только автомобиль начинает заносить в любую из сторон при движении, либо будет слышно характерное шлёпанье покрышки о дорогу, значит, нужна замена. Ну, а чтобы избежать этой процедуры в дороге, нужно обязательно проверять состояние автомобильных колёс перед любой поездкой.

Подготовка к замене колёс

Основные запчасти и инструменты, используемые при замене колёс автомобиля:

  • Запасное колесо;
  • Домкрат и подпорки;
  • Баллонный ключ.

Отметим, что некоторые марки автомашин имеют свою специфику замены колёс, а потому автомобилисту также могут понадобиться:

  • Ключ торцевого типа;
  • Колёсная секрётка;
  • Несколько новых регулировочных шпилек.

Использование баллонного ключа ограничивается только нужным ослаблением гаек зажимного типа, во время демонтажа старого обода. При этом рычаг применяют, чтобы снять колпак ступицы, а также при поддевании самого обода, если на последнем есть следы ржавчины или грязи.

Запасные колёса (или, как их ещё называют, запаски) бывают двух типов:

  • Полноразмерные – запасные колёса данного класса хранить в багажнике не очень удобно, однако, они являются полноценной заменой спущенному колёсу, то есть ездить на них совершенно безопасно;
  • Малогабаритными – запаски, рассчитанные на езду со скоростью, не превышающей 80 км в час, и на дистанции, не превышающей 100 км.

По всем правилам, замена колес должна выполняться только на ровной поверхности, однако, на практике, автомобилисту приходится искать более или менее ровное место для такого ремонта. Главным тут является то, чтобы это не был сыпучий и проваливающийся грунт, и площадка была как можно более ровная, а также удалённая от основного потока автомобилей на дороге. После выбора подходящей площадки, нужно включить аварийку.

Машину следует поднять на домкрате, предварительно поставив на ручник и выставив заднюю передачу. После чего колёса нужно подпереть колодками или, если таковых нет, камнями: при замене переднего колеса, подпорки делаем под задние колёса и наоборот.

Как снять старое колесо

  1. Ставим домкрат под машину, надёжно уперев его и в машину, и в том месте на земле, на которое будет идти основная нагрузка (сам домкрат не поднимаем!);
  2. Демонтируем колпак ступицы, после чего, с помощью баллонного ключа, немного откручиваем зажимные гайки;
  3. Поднимаем автомобиль, вместе со спустившим колесом, используя ранее установленный домкрат. Делать это нужно, не спеша, и до тех пор, пока колесо не займёт удобное для демонтажа положение;
  4. Если, во время подъёма, обнаружится неустойчивость машины, то домкрат следует отпустить и устранить проблему.

Как установить новое колесо

  1. Демонтировав старое колёсо, укладываем его под машину, чтобы избежать повреждения деталей, если она сорвётся с домкрата. Впрочем, надёжная фиксация самого домкрата и автомобиля на ровной поверхности, также должна быть обязательно выполнена;
  2. Монтируем новое колесо непосредственно на ступицу, сориентировав тыльную сторону колеса к автомобилю. Делаем это так, чтобы совместить колеса с диском, имеющим крепёжные болты;
  3. Затягиваем гайки-зажимы, используя баллонный ключ. Обратите внимание на то, что есть гайки-зажимы, которые полностью открыты. Такие гайки нужно сориентировать их конической частью к диску. Сам процесс затягивания необходимо выполнять по схеме: затянули одну гайку – перешли к затягиванию противоположной и т.д. Такая последовательность действий обеспечит равномерное затягивание для всего колеса. Ни в коем случае, не затягивайте сильно гайки на колёсах, если автомобиль стоит на домкрате, иначе они просто слетят, как только домкрат будет убран;
  4. Убрав подпорки и предельно опустив машину на домкрате (сам домкрат пока не убирается!), колёсные гайки нужно затянуть до упора, после чего убрать домкрат.

Данный этап является последним при замене колес автомобиля. И, как вы, наверняка, убедились из прочитанного материала, выполнить всю процедуру не составит особого труда даже для новичка.

Когда-то, очень давно, легковые машины комплектовались полным набором гаечных ключей, насосом, домкратом, баллонным ключом и другими атрибутами, помогающими водителю произвести практически любой ремонт в дороге своими руками. Такая комплектация была вынужденной мерой в связи с полным отсутствием СТО. Теперь же, заглянув в багажник современного автомобиля, мы увидим в лучшем случае домкрат и баллонный ключ.

Для того чтобы неприятность на дороге не застала вас врасплох, необходимо позаботиться о правильной комплектации своего авто. Для того чтобы без лишних проблем поменять колесо на машине, необходимо всегда иметь с собой следующие инструменты:

  • домкрат;
  • баллонный ключ, плюс ключ от «секретных» гаек (болтов), если они стоят на колёсах;
  • ручной насос, или электрический компрессор с манометром;
  • приспособление для снятия защитных колпачков с гаек (болтов) крепления колеса (обычно комплектуется заводом-изготовителем), если они имеются на колёсах.

Примечание:
Домкрат – это ручной инструмент предназначенный для подъёма автомобиля при замене колёс, бывает реечный, винтовой и гидравлический. Обычно легковые автомобили комплектуются винтовыми домкратами.

Последовательность действий при замене колеса на машине

  1. Припаркуйте автомобиль, по возможности на ровной горизонтальной площадке в стороне от проезжей части. Если придётся остановиться на обочине вблизи полосы движения, обязательно включите аварийную сигнализацию и установите знак «аварийной остановки».
  2. Включите ручной тормоз, установите на механической коробке передач первую или заднюю передачу, на автомате – «парковку».
  3. Извлеките домкрат (крепится под поликом багажника на запасном колесе или в нише заднего крыла), установите его под порогом вблизи пострадавшего колеса, обычно место установки домкрата отмечается подрезкой ребра порога. Если грунт в месте установки домкрата мягкий, то под его пятку подложите какую-нибудь твёрдую площадку из подручных средств, например, кусок доски. Нагрузите немного домкрат, не поднимая колеса, и ориентируйте его так, чтобы стойка домкрата была перпендикулярно порогу автомобиля – это важно.
  4. Установите под диаметрально противоположное колесо колодки из подручного материала (кирпич, камни, деревянные бруски) с обеих сторон от случайного скатывания автомобиля.
  5. Выньте запасное колесо, оно может быть в багажнике под поликом, на задней двери внедорожника, под днищем кроссовера или в моторном отсеке (как у «Нивы»), и положите его недалеко от себя.
  6. Не поднимая автомобиль, ослабьте баллонным ключом гайки (болты) колеса. Если гайки не откручиваются (прикипели) можно помочь ногой, используя длинный рычаг баллонного ключа.
    Примечание:
    В тексте статьи выражение «гайки (болты)» обозначает то, что на разных автомобилях колёса могут крепиться к ступицам по разному – гайками к шпилькам или болтами к резьбовым отверстиям. Все резьбы крепления колеса к ступице – правые, то есть при откручивании гаек (болтов) колеса, ключ надо вращать против часовой стрелки, при закручивании – по часовой.
  7. Вращая ручку домкрата, поднимите автомобиль до появления зазора между колесом и грунтом. Открутите ослабленные гайки и снимите колесо. Внимание! При выполнении операции п.7 старайтесь, чтобы руки не попадали между крылом и колесом, это может привести к серьёзным увечьям при случайном падении домкрата.
  8. Установите запасное колесо на ступицу и закрутите вручную гайки (болты) до упора. Затем подтяните их баллонным ключом по схеме «первый – третий», «второй – четвёртый», если на колесе четыре гайки, или через одну по кругу при количестве креплений больше четырёх.
  9. Опустите автомобиль до касания колеса с грунтом и произведите окончательную затяжку гаек (болтов) баллонным ключом до «упора».
  10. Полностью опустите колесо и извлеките домкрат.
  11. Достаньте насос или компрессор, открутите колпачок ниппеля на установленном колесе, подключите к ниппелю шланг, повернув флажок штуцера насоса на 90°, проконтролируйте давление манометром. Проверьте давление таким же образом на противоположном колесе, давление в обоих колёсах должно быть одинаково. Если есть разница, доведите давление в колёсах до нормы (норма указана в табличке, которая расположена на стойке двери водителя, либо на тыльной стороне крышки бензобака).
  12. После подкачки колёс не забудьте завернуть защитные колпачки на ниппеле, уложить повреждённое колесо на место запасного, зафиксировать его, собрать весь инструмент, не забыть знак «аварийной остановки».

Автомобиль готов к дальнейшему пути, уберите колодки из-под колеса и вперёд.

Внимание! Если в качестве запасного колеса у вас установлено докатное, не забывайте, что скорость движения должна быть не более 50 км/час, в зависимости от дорожных условий, и двигаться вы должны только до ближайшей СТО или шиномонтажной мастерской.