Парад ретро-трамваев. Парад трамваев Где будет проходить парад трамваев

15 апреля 2017 года состоялся очередной ежегодный Парад трамваев. Пробег ретротрамваев проходил по центральным городским улицам, от трамвайного депо имени Апакова до Чистопрудного бульвара, где и происходила выставка техники.

В мероприятии приняли участие 16 трамваев. Горожане смогли полюбоваться уникальными экспонатами.

Моторный трамвай, вагон типа "Фонарный" (год выпуска 1908-1960гг.). Моторный вагон "Ф" получил своё название благодаря фонарям на крыше, служившим, в том числе для освещения салона. в нем размещались 19 мест для сидения.


Вагон №164 построен на мытищинском заводе в 1908 году. Эксплуатировался как пассажирский трамвай до 40-х годов, а затем был перестроен в грузовой вагон. Восстановлен в первоначальном виде в конце 80-х годов.

Рабочее место водителя вагона типа "Фонарный"


Моторный трамвайный вагон типа "Бесфонарный". Вагон имел две входные площадки со створчатыми дверьми с обеих сторон, а также два пульта управления в разных концах вагона. Это позволяло обеспечивать высокую маневренность трамваев при движении в депо и на тупиковых конечных станциях.


Представленный на Параде экспонат был построен в 1927 году


Трамвайный вагон "Коломенский моторный". Вагон №2170 выпущен Коломенским заводом в 1930 году. Эксплуатировался в качестве пассажирского до 1970 года, затем до 1986 года использовался в качестве буксира путеизмерительного вагона. Восстановлен как исторический экспонат в 1987 году.


Снимался во многих известных художественных фильмах, такие как: "солнце светит всем", "Место встречи изменить нельзя", "Покровские ворота"


Вагон №2556 выпущен в 1932 году на Коломенском заводе. Эксплуатировался в качестве пассажирского до 1951 года, после чего был переоборудован в путеизмерительный вагон. Восстановлен как исторический экспонат в 1988 году.


Салон вагона №2556


Трамвай МТВ-82. Передовое для своего времени транспортное средство: в нем были установлены автоматические двери и мягкие обогреваемые сиденья, а кабина водителя отапливалась. впервые в истории водитель управлял трамваем не только в тепле, но и сидя.


РВЗ-6, трамвайный вагон рижского вагоностроительного завода


Вагон РВЗ-6 оборудован 36 сиденьями и может развивает скорость до 50 км/ч


Трамвайный вагон Татра Т2. Эти вагоны впервые вышли на маршрут в 1959 году и сразу покорили москвичей плавностью хода, современным дизайном и удобством проезда в теплом салоне. Татра Т2 - первая импортная модель, представленная в городе после войны.


Трамвайный вагон Татра Т3. Являлся самой массовой моделью трамвая, представленной в Москве в 1980-х годах.


Татра Т6 Б5


Вагоны были спроектированы специально для работы в СССР и отличались повышенной вместимостью: в них предусмотрено 40 посадочных мест.


Водительское место


Трамвайный вагон Татра Т7 Б5


ЛМ-2000


Представленный вагон ЛМ-2000 был построен Петербургским трамвайно-механическим заводом в 2001 году в единственном экземпляре


Водительское место ЛМ-2000


Вагон-башня, спецвагон на базе моторного трамвайного вагона "Ф". Эксплуатировался в Краснопресненском депо, первоначально в качестве вагона для обследования и ремонта контактной сети, а затем в качестве буксира желобоочистительной тележки.


Вагон-рельсотранспортер РТ-3. Он предназначен для механизированной погрузки и разгрузки трамвайных рельсов


Вагон-снегоочиститель ГС-4. "ГС" расшифровывается как "Горьковский снегоочиститель."


Рельсоочистительный вагон "РОСТ". Вагон длиной 10.5 метра оснащен двумя щетками для удаления снега и наледи с трамвайных путей


Современный низкопольный трамвай "Витязь-М"


Колонна трамваев готова к Параду


Сопроваждает колонну трамваев раритетный автомобиль ГАЗ


Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Евгений Михайлов, генеральный директор ГУП «Мосгортранс» рассказали о планах развития транспорта в городе Москве


Парад трамваев начался строго по расписанию


На всем маршруте следования трамваев было очень много зрителей


Водитель трамвая МТВ-82


Кабина конечно же тесновата...но водитель сказал, что в свое время привык к ней:) А ещё он рассказал, что когда был учеником, то в эту маленькую кабину легко садилось два человека:):)


Трамваи едут на Чистопрудный бульвар


Через 40 минут трамваи приехали на Чистопрудный бульвар


Тут уже полный аншлаг, зрителей очень много (в том году мероприятие посетило примерно 200 тысяч горожан)



Зрители встречают раритетные трамваи


Очень много семей с маленькими детьми


А зрители всё прибывают и прибывают. Выставка техники длилась три часа с 12:00 до 15:00


Конный вагон образца XIX века


Вагон был восстановлен в 1999 году. Интерьер конки полностью соответствует оригинальному.


Конный вагон - двухэтажный. Из нижнего застекленного салона наверх ведет узкая винтовая лестница. вход сюда был разрешен только мужчина - считалось, что дама в пышной юбке не сумеет подняться по узкой лестнице, не нарушив правил этикета.


Во все трамваи граждане могли зайти и посидеть на сидениях


Чтобы попасть в трамваи приходилось отстоять очередь


Перед метро Чистые пруды развернулась выставка автомобилей ГИБДД


Московский парад трамваев — это традиционное весеннее мероприятие, приуроченное к годовщине начала трамвайного движения в городе. Каждый год это довольно популярное событие собирает несколько тысяч зрителей. Маршрут колонны от года к году не изменен — вереница трамваев начинает свое движение на Шаболовке, затем проходит по главным улицам города, а заканчивает шествие на Чистопрудном бульваре. В параде участвуют как исторические машины, отслужившие десятилетия, так и совсем новые современные модели, которые активно эксплуатируются и в наши дни.

Расписание парада в 2019 году

Проходит парад трамваев, как правило, в двадцатых числах апреля. Шествие стартует в первую половину дня.

Колонна начнет движение в 11:00 утра с Трамвайного разворотного кольца, затем пройдет по Шаболовке, Серпуховскому и Даниловскому Валу, Дубининской и Новокузнецкой улице, через Большой Устинский мост и остановится на Чистопрудном бульваре, где откроется выставка исторического транспортного средства.

С 12:00 до 15:00 часов у каждого желающего появится возможность рассмотреть и сфотографировать экспонаты не только снаружи, но и внутри. Гостей праздника по традиции будут встречать сотрудники депо, одетые в стилистике той эпохи, к которой принадлежит та или иная модель. В параде примет участие восемнадцать ретро-образцов и новейших инновационных трамваев. Для жителей и гостей столицы подготовят развлекательную праздничную программу. Со схемой движения трамваев на параде можно ознакомиться на официальном сайте .

История Московского трамвая

История московского трамвая началась в далеком XIX веке, когда для общественного передвижения в Москве использовались конки — конные трамвайные экипажи, управляемые кучерами, по специально проложенным путям. Им на смену пришли первые электрические машины. Торжественное появление первого трамвая на дорогах Москвы состоялось 6 апреля 1899 года.

К 1910 году самая развитая сеть маршрутных путей наблюдалась в западной части Центральной Москвы, а к 1930 году уже охватывала Бульварное и Садовое кольцо, с распространением линий на окраины города. Вагоны для конок и первые электрические трамваи производили в Бельгии, а позднее машины стали выпускать на заводах в Мытищах, Брянске, Коломне и Кирове. До середины тридцатых годов данный вид транспорта считался преобладающим.

Общая протяженность путей составляла порядка 560 километров, а количество вагонов достигало почти 800 штук.

После появления первых линий метро в 1935 году, некоторые трамвайные пути были ликвидированы либо перенесены на второстепенные улицы. В связи с активным развитием метрополитена в середины XX века пассажиропоток значительно уменьшился. К началу XIX века протяженность путей сократилась до 420 километров, а доля трамвайных перевозок занимала всего пять процентов от общего числа. В настоящее время в Москве действует 48 маршрутов, по которым курсирует 981 вагон.

Как добраться

Колонна трамваев, после парада по центральным улицам Москвы, останавливается на Чистопрудном бульваре. Добраться до места проведения мероприятия можно на метро, автобусе, автомобиле или такси.

Метро

В пешей доступности от Чистопрудного бульвара находится несколько станций метро. Самые ближайшие из них: «Чистые пруды» на красной ветке, «Сретенский бульвар» на салатовой ветке, «Тургеневская» на оранжевой ветке. Расстояние от станций до места назначения не более 400 метров.

Автобусы

В день проведения парада будет закрыто движение для транспортных средств по Чистопрудному бульвару в обе стороны, а также недоступны парковочные места. Ближайшие остановочные пункты, через которые проследуют автобусы — это остановка «Станция метро Чистые пруды» на улице Мясницкой, а также остановка «Покровские ворота» на улице Покровка.

К остановке «Станция метро Чистые пруды» подходит рейс:

  • № 122 (маршрут метро «Сокольники» — Лялин переулок- метро «Сокольники»).

У пункта «Покровские ворота» останавливаются автобусы:

  • № 122 (маршрут метро «Сокольники» — Кольцевой);
  • № М3 (маршрут стадион «Лужники» (южная) — метро «Семеновская»);
  • № т25 (маршрут проспект Буденного — метро «Лубянка» — Политехнический музей — проспект Буденного).

Расстояние от остановок до Чистопрудного бульвара примерно одинаковое — порядка 400 метров. Расписание и маршруты автобусов можно уточнить на официальном сайте.

Автомобиль

Расстояние от Красной площади до Чистопрудного бульвара составляет приблизительно 4 километра. Для того, чтобы добраться до выставки необходимо двигаться в северо-восточном направлении в сторону Чистого пруда. Дорога с учетом пробок займет не больше 20 минут.

Такси

Большой популярностью для быстрого и комфортного передвижения по столице пользуются мобильные сервисы такси: Яндекс. Такси, Gett, Maxim, Uber.

В эту субботу в Москве прошел очередной парад трамваев. Весна порадовала в эту субботу погодой, солнечно, хотя и холодно, но не как в прошлом году, когда было промозгло и дождливо. Конечно солнышко способствовало хорошему настроению и тому, что на праздник московского трамвая в этом году пришло аж 200 тысяч человек. Кроме парада трамваев в Москве устраивают еще и парады автобусов и троллейбусов, но трамвай все же держит первое место по интересу у горожан. Для сравнения, парад троллейбусов в прошлом году собрал всего 40 тысяч зрителей, столько же собрал и парад автобусов. Причин может быть несколько. Ну во-первых, трамвай это очень красиво. Про трамвай даже пишут песни. Это очень такой романтичный городской вид транспорта. Есть и еще одна причина. В Москве есть замечательный московского транспорта, где можно посмотреть на ретро автобусы, троллейбусы, но там нету трамваев. Трамваи, все вот эти музейные раритеты, выкатывают и показывают публике только раз в году во время парада, потому к ним такой бешеный интерес, который год от года все растет. Состав ретро техники за пару лет почти не поменялся, в этом году на параде участвовал только один новичок, остальное мы уже видели годом раньше. Но давайте посмотрим все подробнее...
1. Так как техника на параде в этом году в основном виденная ранее, я решил, что будет интересно поснимать ее не в конечном пункте ее назначения, на Чистых прудах, а по дороге к месту проведения парада. В прошлом году я ловил участников на улице, в этот раз приехал к начальной точке. Трамвайное депо им. Апакова.

2. Само по себе депо очень колоритное. Сюда бы водить экскурсии, думаю желающие бы нашлись.

3. Памятник архитектуры не иначе.

4. Из новенького только трамвай Витязь-М. В такой раскраске его даже не сразу узнал. У нас, на 17-м маршруте ходят такие же но синие.

5. Отражение старого в новом.

6. Здорово, что участвует в параде и спец техника, эти трамвайчики не менее колоритные, чем обычные пассажирские.

7. Красота. Глубокое жесткое ретро!

8. Рельсовоз в веселой раскраске.

9. Механизм погрузки.

10. Красивейший снегоуборщик в ярко красно-желтой раскраске.

11. А этот новый. Участвует в параде впервые. Он по брендучному синий. Интересно собраны облицовочные панели у него на боку, разного размера, как будто из остатков собирали.

12. Всяческое оборудование для очистки рельс.

13. Неказистый, зато современный.

14. Пассажирские вагоны перед началом парада выстроились вдоль Шаболовки.

15. Вот этот питерский трамвай мне очень симпатичен, он один такой, как циклоп с одной фарой.

16.

17. Tatra T6B5

18. Трамвай из 80-х.

19. Квадратный такой.

20. А дальше пошли красавцы из 50-х, 60-х.

21. Какая красота. Какой дизайн.

22. Круто, что даже трамваи с деревянной отделкой дожили до наших дней.

23. Старое и новое. Жалко, что теперь весь транспорт красят в синий. Московские трамваи всегда были либо красные, либо бордово- кремовой расцветки.

24. Чтобы никто не забывал, что за мероприятие. "Безфонарный".

25. "Фонарный". Наверху на крыше у него световой фонарь.

26. Возглавляла парад черная Волга.

27. В ней ответственные товарищи, как в любой черной Волге времен СССР.

28. Время пришло и трамваи начали свой неспешный путь до конечной остановки ст.м. "Чистые пруды", там их уже ждут зрители.

29. Какие все таки красавцы.

30. Интересно в плане управления сложно ли приходится нынешним сотрудникам, которые привыкли водить современные машины?

31. Tatra T2SU идет сегодня по 24 маршруту.

32. Трамвай из моего детства, юности.... да в общем то он и сейчас ходит.

33. Народу нравится.

34.

35. Циклоп поехал. Качество сборки конечно ужасное, но он такой клевый.

36. Последний из пассажирских покатил Витязь-М.

37. Какие клевые таблички раньше были.

38.

39. На случай внезапного снега сразу два снегоуборщика.

40. Интересная машинка. Это немецкий Unimog. Для каких только целей немцы их не используют. Тут видно, что он может встать и на рельсы в случае чего. За ним еще одна машинка. Я так понял, по площадке в кузове, это какая-то машинка для ремонта контактной сети, но я не уверен.

41. Очень красиво трамваи проезжали участок по мостам Комиссариатскому и Большому Устьинскому. Вообще дорога от ст.м. Октябрьская по большей части довольно живописная. Но тут очень круто видеть эти ретро машинки на фоне замечательной высотки на Котельнической набережной.

42. Красота.

43. Очень эффектно.

44. Старые трамваи в декорациях старой Москвы.

45.

46.

47. На Чистопрудном бульваре уже куча народу. Тут же выставка под открытым небом спец техники московского ГАИ. Интересно. На номерах написано "Музей ГИБДД", го, а где такой?

48. Для детей сделали свои трамвайчики.

49. Даже коллекция велосипедов советской эпохи. Все это из музея транспорта.

50. Старые, но все еще помнящие как салютовать, пионеры.

51. Вот такие вот стильные персонажи.

52. Очень было много родителей с детьми. Не знаю как они насколько спокойно себя чувствовали в такой давке. Но детишки с удовольствием фотографировались.

53. Для многих не только детей но и родителей эти трамваи диковинка, многие их не застали.

54. Реконструкторы довольно неплохо представляли эпоху, соответствующую конкретным моделям трамваев.

55.

56. Красота.

57. Что там внутри?

58. Внезапно солдатики времен Великой отечественной.

59. Народу реально было очень и очень много.

60. Еще погружение в эпоху.

61. Самый крутой экспонат, который был на параде - это конка. Тут бешеное количество людей. Оттого и реконструкторы тут такие серьезные.

62. Все смешалось, дети, кони люди.

63. Лошадок было немного жалко, все хотели их сфотографировать, а дети еще и погладить, но они были нордически спокойны.

64. Внезапно в толпе можно было увидеть даже знакомые лица.

Ждем парада автобусов. Надо будет на него все-таки хотя бы в этом году сходить.

В этом году Московскому трамваю исполнилось 118 лет и в честь этого события состоялся очередной парад трамваев разных эпох от первых с конным экипажем и до современных. По традиции праздничная колонна прошла по маршруту «А» с остановкой на Чистопрудном бульваре, где каждый желающий мог посмотреть и посетить любой трамвай (кроме Конки). На сегодняшний день в Москве действуют 47 трамвайных маршрутов. Протяженность трамвайных путей в Москве ‒ 417 км, из них 244 км отделены от проезжей части и находятся на обособленном полотне.


«Конка» перед началом парада

Парад начался, колонну возглавляет "ретро" автомобиль ДПС

Ну а если серьёзно парад открывает ГАЗ-21

По традиции первой идёт «Конка»

Трамвай серии «Ф» (фонарный)

Годы выпуска: 1907 - 1914 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1908 - 1960 гг. Изготовитель: Коломенский, Сормовский, Мытищинский, Балтийский, Путиловский и Брянский машиностроительные заводы Конструкция кузова: деревянный Вместимость: 19 мест для сидения Скорость: 40 км/ час Масса: 16,4 тонны
Вагон Ф был самым распространенным типом трамвайных вагонов в дореволюционной Москве.
Вагон № 164 построен на Мытищинском заводе в 1908 году.
На нем установлено электрооборудование фирмы «Всемирная компания электричества», тормозная система фирмы Вестингауз и тележки системы Беккэра. Эксплуатировался как пассажирский трамвай до 40-х годов, а затем был перестроен в грузовой вагон. Восстановлен в первоначальном виде в конце 80-х годов.

Трамвай серии «КМ» (Коломенский моторный) и серии «КП» (Коломенский прицепной)

КМ: Годы выпуска: 1926 - 1935 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1926 - 1974 гг. Изготовитель: Коломенский и Сормовский машиностроительные заводы Конструкция кузова: деревянный Вместимость: 27 мест для сидения Скорость: 40 км/ час Масса: 21,2 тонны
Вагон № 2170 выпущен Коломенским заводом в 1930 году. Эксплуатировался в качестве пассажирского до 1970 года, затем до 1986 году использовался в качестве буксира путеизмерительного вагона. Восстановлен как исторический экспонат в 1987 году. Снимался во многих известных художественные фильмах, таких как: «Солнце светит всем», «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота». «Холодное лето 53-го» и других.

КП: Годы выпуска: 1930 — 1935 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1930 — 1952 гг. Изготовитель: Коломенский и Сормовский машиностроительные заводы Конструкция кузова: деревянный Вместимость: 29 мест для сидения Масса: около 15 тонн
Прицепные вагоны КП, несмотря на свою большую вместимость, проработали в Москве сравнительно недолго и было полностью исключены из эксплуатации до 1952 года по причине неудачной конструкции ходовых тележек.
Вагон № 2556 выпущен в 1932 году на Коломенском заводе. Эксплуатировался в качестве пассажирского до 1951 года, после чего был переоборудован в путеизмерительный вагон. Восстановлен как исторический экспонат в 1988 году.

Трамвай серии «БФ» (бесфонарный)

БФ: Годы выпуска: 1925 - 1929 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1925 - 1970 гг Изготовитель: Коломенский машино¬строительный завод Конструкция кузова: деревянный Вместимость: 19 мест для сидения Скорость: 40 км/ час Масса: 16,5 тонн
Первый тип трамвайного вагона, выпущенный советской промышленностью.
Вагон № 932 построен в 1927 году. Эксплуатировался в качестве пассажирского до 1965 года, затем использовался как буксир на заводе СВАРЗ и трамвайно-ремонтном заводе. Восстановлен в качестве музейного экспоната в 1988 году.

Трамвай МТВ-82

Годы выпуска: 1947 - 1961 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1947 - 1981 гг. Изготовитель: Авиазавод № 82 (ТМЗ), Рижский вагоностроительный завод (РВЗ) Конструкция кузова: цельнометаллический с обшивкой из дюралюминия Вместимость: 39 мест для сидения Скорость: 45 км/час Масса: 19 тонн
Вагон № 1278 построен в 1948 году на авиазаводе № 82 (ныне Тушинский машиностроительный завод), эксплуатировался в Октябрьском депо, затем в депо имени Баумана и дело имени Русакова. С 1976 года работал на трамвайно-ремонтном заводе в качестве буксира.
В 1990 году восстановлен в качестве музейного экспоната.

Трамвай РВЗ-6

Годы выпуска: 1960 - 1975 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1960 - 1966 гг. Изготовитель: Рижский вагоностроительный завод (РВЗ)
Конструкция кузова: цельнометаллический с обшивкой из дюралюминия вместимость: 36 мест для сидения. Скорость 50 км/час Масса; 18,4 тонны
РВЗ-6 - первый бесшумный советский трамвай. В 1966 году все московские вагоны РВЗ-6 были переданы Ташкенту, пережившему землетрясение, в качестве братском помощи.
Вагон № 222 выпущен в 1965 году и эксплуатировался в подмосковном, городе Коломна, сначала с пассажирами, а затем в качестве учебного. В 1999 году вагон был передан в Москву и восстановлен в качестве музейного экспоната.

Трамвай Татра Т-2

Годы выпуска: 1958 - 1963 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1959 - 1981 гг. Изготовитель: завод «ЧКД Прага» (Чехословакия)
Конструкция кузова: цельнометаллический Вместимость: 36 мест для сидения Скорость: 65 км/час Масса: 16,8 тонны
Вагон № 378 построен в 1960 году Эксплуатировался с пассажирами в депо имени Апакова, После списания в 1975 году длительное время использовался в депо в качестве склада. Восстановлен как музейный экспонат в 1999 году.

Трамвай Татра Т-3

Годы выпуска: 1958 - 1966 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1963 - 1996 гг. Изготовить: завод «ЧКД Прага» (Чехословакии)
Конструкция кузова: цельнометаллический с отдельными элементами из стеклопластика Вместимость: 36 мест для сидения Скорость: 65 км/час Масса: 16 тонн
Вагон № 1897 построен в 1972 году. Эксплуатировался в Краснопресненском депо до 1987 года, затем был переоборудован в служебный вагон отдела безопасности движения. Восстановлен как музейный экспонат в 1999 году. Текущий внешний вид вагона соответствует периоду начале 8O-x годов.

Трамвай Татра Т-6 Б5

Годы выпуска: 1983 - 2007 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1984 - 2006 гг. Изготовитель: завод «ЧКД Прага»
(Чехословакия)
Конструкция кузова: цельнометаллический Вместимость: 40 мест для сидения Скорость: 65 км/час Масса: 18,4 тонны
Вагоны Татра 76 Б5 эксплуатировались в Краснопресненском депо в количестве двух единиц. Оборудованы тиристорно-импульсной системой управление (ТИСУ).
вагон №0001 является прототипом вагонов серии Тб Б5 (Т3M). Он передан в Музей в 2006 году.

Трамвай Татра Т-7 Б5

Годы выпуска: 1988 - 1993 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1990 - 2010 гг. Изготовитель: завод «ЧКД Прага» (Чехословакия)
Конструкция кузова: цельнометаллический Вместимость: 40 мест для сидения Скорость: 65 км/час Масса: 20 тонн
Вагоны Татра Т7 Б5 эксплуатировались в Краснопресненском депо в количестве шести единиц. Оборудованы тиристорно-импульсной системой управления(ТИСУ).
Вагон № 7001 эксплуатировался с пассажирами в Краснопресненском депо до 2010 года. После окончания эксплуатации был передан в музей.

Трамвай ЛМ-2000 «Циклоп»

Годы выпуска: 2001 г.
Годы эксплуатации в Москве: 2002 - 2014 гг.
ЛМ-2000 - это российский опытный четырёхосный трамвайный вагон. Построен на Петербургском трамвайно-механическом заводе в 2002 году в единственном экземпляре.
Был разработан по заказу Москвы с целью обеспечения подвижным составом депо им. Апакова и Краснопресненского депо, имевших проблемы с габаритом деповских строений (на некоторые пути не проходил ни один из современных трамвайных вагонов). Согласно пожеланиям заказчика был разработан новый кузов с габаритами как у вагона Tatra T3 и оригинальным, но довольно своеобразным дизайном. Вагон оборудован асинхронными тяговыми двигателями, и не имеет пневматического оборудования.
В январе 2002 года вагон был перевезён в Москву и стал первым за 102 года вагоном петербургского производства в городе. Вагон получил парковый номер № 0001, а затем 3001. Летом 2002 года Краснопресненское трамвайное депо было переведено на новую территорию в Строгино, и необходимость закупок вагонов с уменьшенным габаритом исчезла. Больше вагонов ЛМ-2000 не строилось. Вагон работал на маршруте № 28к, а в 2006 году переведён на маршрут № 21. Вагон часто простаивает из-за отсутствия оригинальных запчастей. Далее вагон был переведён на маршрут № 23. Передан в музей 23.10.2014 года.

И современный уродец трамвай 71-931М «Витязь-М»

Сочленённый шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО «ПК Транспортные системы» на мощностях Тверского вагоностроительного завода. Он является чем-то средним между и .
В ноябре 2014 года первый трамвайный вагон поступил на испытания в Московское депо имени Баумана, где получил бортовой номер 0203. В марте 2015 года трамвай получил сертификат соответствия, став первым российским трамвайным вагоном, прошедшим добровольную сертификацию на автомобильном транспорте (ДС АТ). В июле 2016 года трамвай 71-931М поступил на обкатку в Волгоград на линию скоростного трамвая. В марте 2017 - в Москву.

Вагон «службы контактной сети»

Вагон-рельсотранспортер РТ-3

Годы выпуска: 1970 - 1984 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1970 - 2003 гг. Изготовитель: завод СВАРЗ Конструкция кузова: стальной Скорость: 40 км/час Масса: 22,5 тонны
Специализированный четырехосный трамвайный вагон, предназначенный дм механизированной погрузки и механизированной разгрузки трамвайных рельс длиной до 12,5 метров и других строительных деталей весом до 1000 кг каждая, с допустимой нагрузкой до 12 тонн.
Вагон № 3490 изготовлен в 1984 году. Эксплуатировался в депо имени Баумана. Передан в музей в 2003 гаду. Восстановлен на трамвайно-ремонтном заводе в 2016 году.

Вагон-снегоочиститель ГС-4

Годы выпуска: 1958 - 1975 гг. Годы эксплуатации в Москве: 1963 г. - по настоящее время Изготовитель: Горьковский вагоноремонтный завод (ГВРЗ) Конструкция кузова: деревянный Скорость: 30 км/час Масса: 17 тонн
Специализированный вагон-снегоочиститель, предназначенный для механизированной уборки снега с трамвайных путей с помощью щеточных барабанов.
Вагон-снегоочиститель №0112 изготовлен в 1963 году. Эксплуатируется в депо имени Апакова.

Вагон-снегоочиститель «РОСТ»

Новый спецтранспорт российского производства обладает необходимыми характеристиками для качественной очистки трамвайных путей от снега в зимнее время, а также от мусора и пыли ‒ в тёплое время года. Вагон длиной 10,5 метра оснащён двумя щётками для удаления снега и наледи с трамвайных путей, а также специальным агрегатом для очистки рельсошпальной решётки от мелкого мусора. Техническая концепция универсального снегоочистителя позволяет в перспективе рассмотреть возможность расширения его функционала для обслуживания и эксплуатации трамвайной инфраструктуры.

Смотрите так же: (2014 год) и

12 апреля 2014 года прошёл приуроченный к 155-летию московского трамвая парад ретро-вагонов. Про историю трамвая у меня ещё тогда вышел пост , но сейчас дошли руки сделать достаточно полный и развёрнутый репортаж об этом замечательном событии.


1. В 8:30 я подъехал к депо им. Апакова на Шаболовке и застал картину приготовления к параду.

2. Трамваи уже были выстроены в хронологическом порядке. Не хватало конки и ожидаемого мной нового вагона Alstom Citadis 301. Конку привезли сразу на Чистые Пруды, а Alstom не было, так как Мосгортранс уже сделал выбор в пользу польской PESA.

3. В самом депо был аврал по уборке территории, пыль стояла столбом.

4. Пассажирское движение никто не отменял, в депо постоянно шли манёвры.

5. Я дошёл до первого участника парада - вагона марки «Ф» (фонарный). Такие вагоны производили до Революции на трёх заводах, в Мытищах, Коломне и Сормово.

6. Мимо постоянно выезжали на маршрут современные вагоны КТМ.

7. С 1907 по 1912 год в Москву было поставлено более 600 вагонов марки «Ф».

8. На всех старых трамваях впереди присутствует специальная полка. При срабатывании экстренного торможения она опускалась вниз и подхватывала человека, если тот оказывался на путях.

9. Вагон № 164 до 1970 года представлял собой грузовую платформу.

10. Так выглядит интерьер воссозданного салона.

11. За вагоном «Ф» прицеплен двухосный прицепной вагон Мытищинского завода

12. Тележки сделаны на Нюрнбергском заводе, поэтому и весь вагон часто называют типа MaN или Н («Нюренбержский»).

13. Следующий экспонат - вагон марки «БФ» (бесфонарный), множество которых ходили по московским улицам вплоть до 1970 года. Вагон № 932 выполнял буксировочные работы на СВАРЗе.

14. Далее - один из самых интересных экземпляров. Это первый советский трамвай типа КМ (Коломенский моторный).

15. На московских улицах такие трамваи прожили невероятно большую жизнь с 1926 по 1947 год.

16. Водительская кабина трамвая КМ.

17.

18. Достаточно упомянуть, что именно в этом салоне трамвая № 2170 Глеб Жеглов задержал карманника Кирпича (Садальского) в телефильме «Место встречи изменить нельзя». Но и это не всё.

19. Этот же вагон играл в фильмах «Покровские ворота», «Мастер и Маргарита», «Холодное лето 53-го», «Солнце светит всем», «Законный брак», «Миссис Ли Харви Освальд», «Похороны Сталина»...

20. Сзади к КМ прицеплен вагон типа КП (Коломенский прицепной) № 2556.

21. С 1951 по 1988 год он служил путеизмерителем в депо им. Апакова, буксировал его, как и сейчас, вагон КМ.

22.

23. Следующий вагон - типа МТВ-82 с корпусом, унифицированным с троллейбусом МТБ-82, разработанный к 800-летию Москвы в 1947 году.

24.

25. До того, как стать в 1990 году музейным экспонатом, успел поработать буксиром и динамометрическим вагоном.

26. Кабина.

27.

28. В 1960 году в Москву доставили 20 экземпляров трамвая РВЗ-6 . Всего 6 лет они эксплуатировались Апаковским депо, после чего были переданы в пострадавший от землетрясения Ташкент.

29. Вагон № 222 хранился в Коломне в качестве учебного пособия.

30. Салон РВЗ-6.

31.

32. В 1959 году для Москвы закупили первую партию значительно более комфортабельных и технологичных вагонов Tatra Т2 , открывших «чехословацкую эру» в истории московского трамвая. Прототипом этой машины послужил американский вагон типа РСС.

33. Трудно в это поверить, но эта «Татра» № 378 много лет была сараем, и для её полного восстановления потребовались огромные усилия.

34. Кабина восстановлена при использовании «доноров», сохранившихся в других регионах.

35. Идеально восстановленный салон.

36.

37.

38. В нашем климате «чехи» T2 проявили себя ненадёжно, и практически специально для Москвы, а потом и для всего Советского Союза завод Татра-Смихов приступил к выпуску новых трамваев Т3 .

39. В параде участвовала двухдверная «Татра» T3SU.

40. Её кабина.

41. Невероятный салон с красными креслами.

42. В 1993 году приобрели ещё несколько вагонов Tatra Т6В5 и Т7В5 , прослуживших лишь до 2006-2008 годов.

43.

44. На «Татрах» № 7001 и 7005 установлены автосцепки системы Шарфенберга («шарф»), как на вагонах московского метро.

45. Наконец, последним в ряду стоял новенький вагонов типа Фокстрот.

46. В Москве этим вагонам, закупленным в количестве 120 штук, придали наименование 71-414 .

47. Вагон длиной 26 метров с двумя сочленениями и четырьмя дверьми вмещает до 225 пассажиров. Вот такая «колбаса»:)

48. Производство - совместное польской фирмы PESA и Уралвагонзавода.

49. Это первый в Москве 100% низкопольный вагон.

50. Перед началом парада к прессе подошёл директор «Мосгортранса» Евгений Михайлов.

51. Признаться, сначала я встретил его прогуливающимся у ретро-вагонов, но не признал, настолько не пафосно он выглядел.

52. В 9:30 водители заняли свои места и трамваи стартовали на Чистые Пруды. Я ехал в МТВ-82, попутно снимая колонну из кабины и салона трамвая.

53. Со мной ехали сотрудники «Мосгортранса», семья с ребёнком и журналисты, в том числе съёмочная группа НТВ.

54. Проехали Шаболовку и Серпуховской Вал.

55. Ехали по Даниловскому Валу мимо монастыря.

56. Сделали небольшую остановку на Павелецкой площади.

57. Замоскворечье. Мимо проплывал дом, где снимался «Иван Васильевич меняет профессию».

59.

60. Переехали Водоотводный канал по Комиссариатскому мосту.

61. РВЗ-6 пересекает Москву-реку по Большому Устьинскому мосту.

62. С грохотом и лязгом поднялись на Яузский бульвар. Здесь уже много встречающих.

63. Кому-то показалось удобнее на крыльце «Современника».

64. Чем ближе к Мясницким Воротам, тем больше народа.

65. Наконец, трамваи остановились, открыли двери и внутрь хлынули любопытные москвичи.

66. В вагоны сразу же стало не попасть.

67. Здесь уже стоял вагон конки, воссозданный по старым фотографиям на базе сохранившейся рамы, приспособленной под вышку для ремонта контактной сети.

68. У Грибоедова стоял не участвовавший в параде вагон КТМ 71-619.

69. Чтобы его раскрасить, проводили специальный конкурс.

70. Воспользовавшись малым интересом зрителей к « Татрам», я поснимал салоны вагонов № 7001 и 7005.

71.

72.

73.

74.

75. И попал внутрь PESA, куда перед началом парада никого не пускали. От дверей вагона до гибких сочленений в вагоне имеется обширная площадка.

76. В центральной секции кресла расположены в четыре ряда, и проход между ними узкий, на одного человека. Благо в этих машинах вход будет разрешён во все двери одновременно, турникетов не будет.

77. 71-414 стал безусловной звездой праздника.

Источник и дополнительная информация: