Модели коробок переключения передач (КПП) устанавливаемых на автомобили МАЗ. Уход за коробкой передач ямз Какое масло залить в коробку маз 238

КПП на ЯМЗ 2361 является механической (5 ступеней), оснащенной синхронизаторами на нескольких передачах. Данное устройство производится Ярославским моторным заводом. Им оснащаются большегрузные машины МАЗ. В зависимости от комплектации, ЯМЗ может встречаться на автомобилях Урал, автобусах МАРЗ.

Внешний вид коробки передач

Следует рассмотреть основные технические характеристики системы трансмиссии.

Такой агрегат, как коробка передач на ЯМЗ 236 оснащается выполненным из надежных материалов картером сцепления. Количество горючего в картере скоростной коробки около 5.5 л. Система трансмиссии включает рассчитанный на большие нагрузки первичный вал. Вторичный вал КПП на ЯМЗ 236 одной частью опирается на имеющийся подшипник (роликовый), другой на шариковый подшипник. Следует отметить, что на роликовых присутствуют подшипники промежуточного вала.

Продольный разрез коробки передач

Присутствует специальный ходоуменьшитель. Благодаря нему представляется возможным уменьшить скоростной режим. Эффективностью работы отличается масляный насос. Маслозаборник закрыт сеткой. Данный элемент имеет магнит, который необходим для притяжения металлических микрочастиц, что могут иметься в масле. Данная система включает и редукционный клапан. Его основная функция – это поддержание на оптимальном уровне во время передвижения давления на выходе.

Схема КПП ЯМЗ

В верхней крышке коробки передач ЯМЗ 236 имеется механизм, обеспечивающий при передвижении смену скоростных режимов. Характерно для спецтехники то, что установлена коробка (КОМ), рассчитанная на продолжительный ресурс эксплуатации. На ряде комплектаций встречается электронный привод спидометра.

Схема крышки КПП

Масса КПП вместе с картером превышает 240 кг. В то время как вес силового агрегата ЯМЗ 236 доходит до 1000 кг. Добавлять масло в коробку передач ЯМЗ 236 следует через специальное отверстие, которое надежно закрыто пробкой.

Возможные поломки

Неисправности коробки передач на ЯМЗ 236 могут быть следующего плана:

  • появление посторонних шумов;
  • уменьшение количества масла, которое заливается в коробку;
  • затрудненное включение скоростей;
  • самопроизвольное выключение скоростных режимов;
  • подтеки жидкости со стороны картера.

При любом из этих проявлений, целесообразно самостоятельно осуществить проверку уровня масла в коробке, насколько прочно подтянуты все крепежные гайки, болты. Если проблема кроется не в этом, автотранспорт следует отправить на диагностику в сервисный центр. Здесь мастера должны при помощи специального оборудования проверить целостность составляющих частей КПП (муфты, подшипники, втулки и т.д.), оценить рабочую способность масляного насоса.

.. 160 161 ..

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-236

При техническом обслуживании проверять крепление коробки передач к двигателю и состояние ее подвески, поддерживать нормальный уровень масла в коробке и своевременно заменять его при ТО-2.

Уровень масла в картере коробки передач должен быть не ниже нижней кромки контрольного отверстия 3 (рис. 122). Масло из картера коробки передач сливать в горячем состоянии через сливное отверстие, закрытое пробкой 4. После слива масла очистить магнит сливной пробки. После слива масла отвернуть болты и снять крышку 2 заборника масляного насоса, очистить и промыть сетку, после чего крышку установить на место. При установке крышки заборника обратить внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.

Рис. 122. Пробки коробки передач ЯМЗ-236П:
1-маслозаливное отверстие; 2-крышка заборника масляного насоса;
3-контрольное отверстие уровня масла; 4-сливное отверстие

Коробку передач промывать индустриальным маслом И-12А или И-20А по ГОСТ 20199 - 88; 2,5 - 3 л его залить в картер коробки, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, пустить двигатель на 1...8 минут, после чего остановить его, слить промывочное масло и залить свежее. Категорически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом во избежание отказа в работе масляного насоса из-за недостаточного разрежения на всасывании и, как следствие, выхода из строя коробки передач. В случае полной переборки коробки передач масляный насос перед установкой смазать применяемым в коробке передач маслом.

При буксировке автомобиля с неработающим двигателем первичный и промежуточный валы коробки передач не вращаются, масляный насос в этом случае не работает и не подает смазку в подшипники шестерен вторичного вала и на конусные поверхности синхронизаторов, что вызовет задиры поверхностей скольжения, износ колец синхронизаторов и ведет к выходу из строя всей коробки передач. Для проведения буксировки выключить сцепление и включить прямую (четвертую) передачу в коробке передач или отсоединить коробку от трансмиссии.

Буксировка автомобиля на расстояние свыше 20 км без отсоединения карданного вала или выжима сцепления с включенной прямой передачей не допускается.

Для предупреждения преждевременного износа трущихся пар рекомендуется перед пуском двигателя при температуре окружающей среды ниже - 30°С подогреть коробку передач. Если это не представляется возможным, то на время длительной остановки двигателя масло из картера слить, а перед пуском двигателя это масло подогреть и залить в коробку через отверстие в верхней крышке.

Для плавного и легкого переключения передач и предохранения зубьев промежуточного вала и шестерыми первой передачи и заднего хода от торцевого износа, а также предохранения колец. синхронизаторов от износа правильно регулировать сцепление и не допускать его «ведения».

КПП МАЗ — это механизм переключения передач, который входит в устройство трансмиссии вместе с делителем.

Устройство и схема переключения

Устройство и схема переключения передач МАЗа зависит от модели коробки передач. Выделяют 5-ти ступенчатую, 8-ми ступенчатую и 9-ти ступенчатую коробку.

5 ступенчатая

Конструкция коробки передач с пятью ступенями в МАЗе включает в себя такие элементы, как:

  • первичный, вторичный и промежуточный вал;
  • вращающийся подшипник;
  • шестерни;
  • картер, переключатель и задняя крышка;
  • крепежные элементы;
  • емкость для масляной жидкости.

Механизм, который переключает передачи, находится в салоне транспортного средства. Когда рычаг переключательного устройства меняет свое положение, происходит сцепление шарнирного соединения с выемкой, которая расположена на одной из осей. В этот момент конец шарнира находится в жестком зацеплении с вилочным устройством. Вилки входят в отверстие на ведущей шестерне переднего хода (передачи №1, 2, 3, 4) или в положении пятой передачи (задний ход). Начинается замыкание в цепи вращающего момента, из-за чего вторичная ось начинает свое движение.


8 ступенчатая

Устройство восьмиступенчататой коробки (КПП-202) включает в себя:

  • картер;
  • подвижные шестерни;
  • вал промежуточного типа;
  • шестерни постоянного зацепления;
  • ведущий вал;
  • шлицы;
  • венец зубчатого типа;
  • крышку;
  • ведомый вал;
  • блок шестерен заднего хода;
  • осевой механизм реверса.


После того как транспорт двинется с места, наберет необходимую скорость, можно переключать передачи в следующем порядке: 4H-4B-5H. Для того чтобы активировать вторую скорость, нужно дождаться момента, когда частота вращения коленчатого вала увеличится до 2000 оборотов в минуту. Этот показатель можно отслеживать при помощи тахометра.

Для того чтобы включить задний ход, следует установить рычаг переключателя в нижнее положение.

9 ступенчатая

В конструкцию 9-ти ступенчатой коробки 238 с демультипликатором входят следующие детали и механизмы:

  • картер сцепного устройства;
  • прокладка;
  • вилка переключения скоростей;
  • правый вал;
  • шайба шестерни реверса;
  • ленивая шестерня заднего хода;
  • роликовый подшипник вала промежуточного типа;
  • крепежные болты и гайки;
  • пружинная шайба;
  • уплотнительное кольцо;
  • стопорное кольцо;
  • игольчатый подшипник;
  • втулка вилки механизма сцепления.


Перед началом движения необходимо отключить сцепление. Перед тем как трогаться с места, необходимо проверить расположение рычага, он должен быть опущен. Переключение скоростных режимов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе рекомендуется использовать следующую схему переключения: 1B-2B-3B. Во время дальнейшего движения можно перейти на схему: 4H-5B-5H.

Замена масла

Для того чтобы заменить масло в КПП МАЗа, необходимо:

  1. Проехать около 5-10 км на транспорте, чтобы прогреть старое масло в коробке. При повышенной температуре оно становится жидким и его легко слить.
  2. Через 10-15 минут после остановки мотора установить транспортное средство на подъемник или смотровую яму.
  3. Снять защитную крышку картера.
  4. Открутить пробку и проверить объем масляной жидкости в МКПП.
  5. Проверить прокладку на износ, при необходимости заменить ее на новую.
  6. Заменить износившиеся фильтрующие элементы.
  7. Открыть сливное отверстие и слить масло в подготовленную емкость.
  8. Залить новую масляную жидкость.
  9. Закрутить крышку сливного отверстия.
  10. Установить на место защитный кожух сцепления.
  11. Завести двигатель, проверить уровень масла при различных скоростных режимах.


Страница 1 из 2

1. Применение загрязненных сортов масла не допускается.

2. Не допускается включать передачу в основной коробке, пока не включится выбранный диапазон демультипликатора, то есть пока не загорится контрольная лампа при включении медленного диапазона или пока не погаснет при включении быстрого диапазона

Время переключения демультипликатора 0,5-1,0 сек.

3. При движении автомобиля категорически запрещается включать первую передачу в основной коробке передач при включенном быстром диапазоне демультипликатора.

4. Первую передачу и передачу заднего хода включать только после полной остановки автомобиля и при включенном медленном диапазоне в демультипликаторе.

5. Не допускается включать медленный диапазон демультипликатора при скорости автомобиля выше минимальной скорости, указанной в таблице 1.

6. Не допускается переключать передачи во время движения автомобиля при включенном отборе мощности.

7. Не допускается увеличение числа оборотов двигателя при торможении автомобиля двигателем, сверх максимальных оборотов холостого хода.

8. Максимальная температура масла в коробке передач 120˚С. Допускается кратковременная работа (в течение не более 2-х часов) при температуре масла до 145˚С.

Подготовка коробки передач к работе

Перед эксплуатацией необходимо проверить подключение систем управления коробкой передач к соответствующим системам автомобиля;

Пневмосистемы управления демультипликатором к пневмокрану механизма переключения передач, расположенному в рычаге переключения передач, и редукционного клапана к пневмосистеме автомобиля;

Питания автоматической системы блокировки электронно-пневматического типа (АСБП) к электросхеме автомобиля;

Питания контрольной лампы включения медленной передачи в демультипликаторе и лампы включения передачи заднего хода к электросистеме автомобиля;

Рычага валика переключения передач к приводу управления коробкой передач.

Проверить уровень масла в коробке передач, для чего вывернуть из заливного отверстия, расположенного на правой стороне картера коробки передач, пробку с указателем уровня, а затем вставить пробку с указателем в отверстие до упора в резьбу. Уровень масла должен быть по верхней метке на указателе. После проверки уровня масла завернуть пробку в отверстие.

Проверить работу АСБП, для чего сначала убедиться, что при включенной медленной передаче в демультипликаторе контрольная лампа горит, а при переключении на быструю передачу - гаснет. Переключение передач в демультипликаторе производить переключателем диапазонов, расположенным на рукоятке рычага переключения передач, при давлении воздуха в пневмосистеме автомобиля не менее 450-490 кПа (4,5-4,9 кгс/см²).

Разогнать автомобиль до скорости на 5-10 км/ч выше максимальной скорости, указанной в таблице 1.

Максимальную скорость по таблице определить для каждого автомобиля в зависимости от передаточного числа заднего моста и установленных на автомобиле модели шин.

Выжать сцепление, выключить передачу в основной коробке передач, включить медленную передачу в демультипликаторе и следить за контрольной лампой и скоростью автомобиля.

Если переключение происходит сразу (загорится контрольная лампа) после включения медленной передачи в демультипликаторе при скорости выше максимальной скорости, указанной в таблице 1, - АСБП неисправно. В этом случае необходимо, не отпуская педаль сцепления, снизить скорость на 5 км/ч ниже минимальной, указанной в таблице 1, после чего производить переключение.

Если включение медленной передачи в демультипликаторе происходит при скорости автомобиля ниже минимальной, указанной в таблице 1. - АСБП исправно.

Проверку работы пневмоблокировки включения первой передачи и заднего хода в основной коробке передач производить в следующей последовательности;

Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;

Включить медленную передачу в демультипликаторе и убедиться, что усилие на головке рычага переключения передач при перемещении его в сторону включения первой передачи и заднего хода составляет 5-10 кг;

Включить быструю передачу в демультипликаторе и проверить усилие на головке рычага переключения передач при перемещении его в сторону включения первой передачи и заднего хода; усилие должно быть в 4-5 раз больше по сравнению с включением на медленной передаче в демультипликаторе.

Техническое обслуживание

Работы по техническому обслуживанию являются обязательными и должны выполняться строго в установленные сроки.

Техническое обслуживание коробки передач по периодичности и выполняемым работам подразделяется на следующие виды:

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

Техническое обслуживание после обкатки автомобиля (1000 км пробега);

Первое техническое обслуживание (ТО-1);

Второе техническое обслуживание (ТО-2).

Периодичность техобслуживания коробки передач (ТО- 1 и ТО-2) соответствует периодичности техобслуживания автомобиля, на котором она установлена.

При техническом обслуживании необходимо обеспечить условия, исключающие попадание пыли и грязи внутрь узлов коробки передач.

Ежедневное техобслуживание

Проверить внешним осмотром, нот ли подтекания масла из коробки передач. Проверить герметичность пневмосистемы управления демультипликатором.

Места утечки воздуха определяются на слух. Поочередно перемещая переключатель диапазонов в верхнее и нижнее положение, прослушать воздухопроводы при нейтральном положении рычага в основной коробке и при любой включенной передаче.

При обнаружении утечек масла или воздуха выявить причину и устранить неисправность.

Техобслуживание после обкатки автомобиля

После обкатки автомобиля слить масло из картера коробки передач, очистить магнит сливной пробки от металлических частиц, крышку, установленную снизу на нижнем картере, очистить от продуктов износа.

Масло из коробки сливать сразу после работы в горячем состоянии.

После слива масла промыть картер коробки жидким индустриальным маслом, например, И-12А или И-20А по гост 20799-88. Запрещается промывать коробку передач дизельным топливом или керосином. Свежее масло залить до верхней метки на указателе уровня.

Первое техобслуживание (ТО-1)

Проверить уровень масла и при необходимости долить.

Заменить масло в коробке передач с выполнением операций технического обслуживания после обкатки автомобиля.

Очистить и смазать смазкой Литол-24 золотник, поршень, внутренние поверхности цилиндров воздухораспределителя, манжеты поршня и внутренние поверхности цилиндра переключения демультипликатора.

Проверить работу АСБП.

Проверить давление воздуха на выходе из редукционного клапана, которое должно быть в пределах 450-500 кПа (4,5-5кгс/см²).

Проверить герметичность пневмосистемы управления демультипликатором, обнаруженные утечки воздуха устранить подтягиванием болтов или заменой уплотнительных шайб.

Трансмиссионные масла, разрешенные для применения в коробке передач, и рекомендуемые классы вязкости трансмиссионных масел в зависимости от температуры окружающего воздуха, °С, приведены в таблице 2.

1. При температуре окружающего воздуха ниже минус 20˚с, допускается применять смесь разрешенного для применения трансмиссионного масла (85 %) с дизельным топливом марки «А» или «З» (15 %).

2. Масло МТ-16П гост 6360-83 допускается для применения в коробке передач с сокращенным вдвое сроком замены.

3. Разрешается применение импортных трансмиссионных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не менее GL-4, класса вязкости по таблице 2.

Бортовой автомобиль-тягач, выпускается Минским автозаводом с 1987 г. Кузов - металлическая платформа с открывающимися боковыми и задним бортами. Боковой борт состоит из двух частей. Настил пола - деревянный. Кабина - двухместная, откидывающаяся вперед с помощью гидроцилиндра с ручным насосом. Сиденье водителя - подрессоренное, регулируется по длине, высоте, наклону подушки и спинки.
Основной прицеп МАЗ-8926.
Выпускаются также шасси МАЗ-5337 грузоподъемностью 9850 кг, предназначенные для установки различных кузовов и оборудования и МАЗ-533701 (исполнение "ХЛ") для холодного климата (до минус 60°С). Кроме того выпускается шасси МАЗ-5334 грузоподъемностью 9150 кг (на базе агрегатов автомобиля МАЗ-5335, снятого с производства).

Двигатель

Мод.ЯМЗ-236М2 , дизель, V-обр.(90°), 6-цил., 1 30х 1 40 мм. 11,15л, степень сжатия 16,5, порядок работы 1-4-2-5-3-6, мощность 132 кВт (1 80 л.с.) при 2 100 об/мин, крутящий момент 667 Н-м (68 кгс-м) при 1250-1450 об/мин. Форсунки - закрытого типа. ТНВД - 6-секционный, золотникового типа с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Воздушный фильтр - сухой, со сменным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель оснащен электрофакельным устройством (ЭФУ) и (по заказу) предпусковым подогревателем ПЖД-30.

Трансмиссия

Сцепление - двухдисковое, с пневматическим усилителем. Коробка передач - ЯМЗ-236П, 5-ступ., с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах, передат, числа: I-5,2$; II-2,90; III-1,52; IV-1,00; V-0,66; ЗХ-5.48. Карданная передача состоит из двух последовательных валов с промежуточной опорой. Главная передача - разнесенная двухступенчатая: центральный ионический редуктор и планетарная бортовая передача (в ступицах колес). Передат, числа: центрального редуктора - 2,08 или 2,27; бортовых - 3,428; общее - 7,14 или 7,70.

Колеса и шины

Колеса - бездисковые, обод 8.5В-20, крепление - 6 болтами с прижимами. Шины - 11.00R20 (300R508) мод, И-111А, И-111АМ или И-68А. Давление в шинах передних колес - 7,5; задних - 6,7 кгс/см. кв. Число колес 6+1.

Подвеска

Передняя - на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, два амортизатора; задняя - на двух основных и двух дополнительных полуэллиптических рессорах, концы дополнительных рессор и задние концы основных - скользящие.

Тормоза

Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами (диаметр 420 мм, ширина накладок 160 мм, разжим - кулачковый), двухконтурным пневмоприводом. Задние тормозные камеры - с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз - на тормоза задних колес от пружинных энергоаккумуляторов, привод - пневматический. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз - моторный замедлитель с пневматическим приводом. Привод тормозов прицепа - комбинированный (двух- и однопроводный). Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.

Рулевое управление

Рулевой механизм - винт и шариковая гайка-рейка, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором. Передат. число - 23,55. Гидроусилитель руля состоит из встроенного в рулевой механизм распределителя и отдельного силового цилиндра. Давление масла в гидроусилителе 95-110 кгс/см. кв.

Электрооборудование

Напряжение 24В, ак. батарея - 6СТ-190А или 6СТ-182ЭМ (2шт.), генераторная установка Г-273В со встроенным регулятором напряжения Я120М, стартер СТ103-А-01. Топливный бак - 200 л, диз, топливо;
система охлаждения (без подогревателя) - 29 л, тосол А-40;
система смазки двигателя - 25л, всесезонно М-6/10В, летом M-10B, зимой М-8В;
гидроусилитель руля - 5л, масло марки Р;
коробка передач - 5,5 л, при температурах до минус 30°С - ТСп-15К, при температурах до минус 45°С смесь ТСп-15К с 10-15 % дизельного топлива А или 3;
картер ведущего моста - 13л, масло для коробки передач;
картер колесной передачи - 2x2,0 л, масло для коробки передач;
амортизаторы - 2x0,9 л, жидкость АЖ-12Т;
предохранитель против замерзания конденсата - 0,2л, этиловый спирт;
бачок омывателя ветрового стекла - 2,0 жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.

Масса агрегатов

Двигатель без сцепления и коробки передач - 890,
двигатель со сцеплением и коробкой передач - 1205,
задний мост - 693,
передняя ось - 443,
рама - 635,
кабины - 528,
кузов - 880,
карданные валы - 78.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Грузоподъемность 8700 кг.
Снаряженная масса 7150 кг.
В том числе:
на переднюю ось 4090 кг.
на заднюю ось 3060 кг.
Полная масса 16000 кг.
В Том числе:
на переднюю ось 6000 кг.
на заднюю ось 10000 кг.
Допустимая масса прицепа 12000 кг.
Допустимая полная масса автопоезда 28000 кг.
Максимальная скорость 85 км/ч.
Время разгона до 60 км/ч 50 с.
Макс.преодолеваемый подъем 25 %.
Выбег с 50 км/ч 850 м.
Тормозной путь с 60 км/ч 36,7 м.
Контрольный расход топлива, л/100 км, автомобиля при 60 км/ч 21,5 л.
Радиус поворота:
по внешнему колесу 9,1 м.
габаритный 9,8 м.