Когда не нужно платить утилизационный сбор. Утилизационный сбор на автомобили — кто уплачивает и в каких ситуациях

Охрана окружающей среды, а также жизни и здоровья людей от вредного воздействия эксплуатации автотранспорта - важные аспекты обеспечения экологической безопасности.

Для выполнения этой задачи действующее законодательство обязывает покупателей или производителей колесных транспортных средств, ввозимых или произведенных на территории РФ, уплатить утилизационный сбор. Средства, полученные в качестве сбора, в дальнейшем тратятся на утилизацию автомобилей в соответствии с экологическими нормами.

С 1 апреля 2018 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

Главным образом, изменения коснуться следующих аспектов:

  • повышение коэффициентов расчета утилизационного сбора;
  • пересмотр перечня транспортных средств, в отношении которых взымается утилизационный сбор;
  • индексация коэффициентов расчета;
  • внесение коэффициентов расчета для ТС 2017 года выпуска;
  • исключение раздела «Прицепы» (добавлен раздел, касающийся прицепов, выпущенных в обращение в РФ категории О4).

Как изменятся ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?

Согласно вышеприведённому Постановлению, утилизационный сбор на легковой и грузовой автотранспорт будет повышен. Индексация ставок связана с нынешним состоянием рынка в области вопросов связанных с природоохранной деятельностью и утилизацией транспортных средств, в частности.

Сбор на новые авто с объемом двигателя до одного литра повысится на 16,2%, до двух литров – на 90%, до трех литров – на 49,3%. Для автомобилей с объемом двигателя более трех литров ставка не повысится. Для электромобилей сбор увеличится на 14,8%.

Отдельно прописаны ставки для новых автомобилей, собранных на базе шасси 2017 года выпуска. Для них до конца 2018 года продолжают действовать старые коэффициенты

В отдельный раздел вынесены седельные тягачи. Например для тягачей старше трех лет с полной массой 12-20 тонн коэффициент будет в два раза выше, чем для прочих грузовиков аналогичного возраста и грузоподъемности).

Разумеется, изменение ставок утилизационного сбора вызывает опасения, связанные с ростом цен на легковые и коммерческие авто иностранного производства. Однако многие производители иномарок утверждают, что до конца 2018 года не планируют повышать цены на свои модели. Эту информацию подтвердили представители Hyundai, Nissan, Ford и многие другие.

Расчет утилизационного сбора

Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора, необходимо умножить базовую ставку категории вашего транспортного средства на соответствующий коэффициент, утвержденный в официальном перечне размеров утилизационного сбора.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с актуальным перечнем видов и категорий ТС, а также коэффициентами для расчета суммы сбора. Кроме того, вы всегда можете воспользоваться . Это удобный сервис, который поможет быстро и точно рассчитать сумму утилизационного сбора в автоматическом режиме.

Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора

I. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M 1 в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории

1. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

2. Транспортные средства с рабочим объемом двигателя:

не более 1000 куб. сантиметров

свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров

свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров

свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров

свыше 3500 куб. сантиметров

3. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя

II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий

4. Транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны

5. Транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

6. Транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

7. Транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

8. Транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

9. Транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

10. Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

11. Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

12. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

13. Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

14. Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

15. Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

16. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

III. Специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M 2 , M 3 , N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категории G

17. Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей

18. Автобетоносмесители

IV. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M 2 , M 3 , в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий

19. Транспортные средства с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров

20. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

21. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров

22. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров

23. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров

V. Шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1 , N 2 , N 3 , M 2 , M 3

24. Шасси колесных транспортных средств категории N 1 полной массой не более 3,5 тонны

25. Шасси колесных транспортных средств категории N 2 полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

26. Шасси колесных транспортных средств категории N 2 полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

27. Шасси колесных транспортных средств категории N 2 полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

28. Шасси колесных транспортных средств категории N 3 полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

29. Шасси колесных транспортных средств категории N 3 полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

30. Шасси колесных транспортных средств категории M 2 полной массой не более 5 тонн

31. Шасси колесных транспортных средств категории M 3 полной массой свыше 5 тонн

VI. Прицепы, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории О4, в том числе специальные и специализированные транспортные средства указанной категории

32. Полные прицепы

23. Полуприцепы

24. Прицепы с центральной осью

Информация приведена согласно Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких колесных транспортных средств и прицепов к ним, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, на базе которых была осуществлена достройка.

Категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

При отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления. Под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 20000 рублей.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150000 рублей.

Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок", рассчитывается с применением коэффициента, равного 0,25."

Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, произведенных на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска, применяются до 31 декабря 2018 г. включительно.

Недавнее введение утилизационного сбора вызывает много вопросов и недопонимания. Автовладельцев интересуют ответы по существу: для всех ли обязателен сбор или кто-то может избежать его, когда он должен быть уплачен и есть ли возможность рассчитать сумму, которую требуется уплатить, без посторонней помощи?

Данная статья поможет разобраться во всех важных моментах, связанных с расчетами и порядком оплаты утилизационного сбора на транспортное средство.

Что такое утилизационный сбор на автомобиль?

Закон №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» предусматривает обязательное внесение гражданами в казну денег, представляющих собой утилизационный сбор – это сумма, разово уплачиваемая в государственную пользу практически всеми владельцами ТС. Данная обязанность была введена в 2012 году на основании статьи 24-1 пункта 1 вышеупомянутого закона.

Утилизационный сбор представляет собой обязательный платеж, который накладывается на покупателя автомашины с целью охраны и защиты экологии окружающей среды от губительного воздействия транспорта во время его эксплуатации, а значит косвенно и защиты здоровья и жизни граждан. Проще говоря, деньги, которые автовладелец заплатит при покупке транспортного средства сегодня, спустя положенный срок пойдут на его благополучную утилизацию отработавшего своё автомобиля при соблюдении всех установленных норм и технических условий.

Кто должен платить утилизационный сбор?

В соответствии с тем же законом, существуют всего две ситуации, обязывающие заплатить за утилизацию автомобиля:

  • Если транспортное средство завезено на территорию страны из-за границы;
  • Если предыдущий владелец ТС не оплачивал сбор на транспорт (уклонился от уплаты либо был по каким-либо причинам освобожден), то данная обязанность возлагается на плечи нового владельца машины.

Все вышесказанное позволяет сделать еще один немаловажный вывод: сбор на утилизацию ТС платит не каждый последующий владелец, а только тот, кто первым на территории Российской Федерации полноправно сел за руль. Сбор взимается за конкретный автомобиль один-единственный раз за период его жизни на территории Российской Федерации. И еще один момент, если мы говорим о машинах отечественного автопрома, то сбор на утилизацию уплачивает сам завод-изготовитель.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора?

Есть предусмотренные законодательными актами случаи, в соответствии с которыми владелец от уплаты сбора освобождается:

  • Когда автомобиль насчитывает 30 лет и более. Почтенный возраст должен дополняться еще двумя обстоятельствами: (автомобиль не должен использоваться в коммерческих целях; рама, кузов и двигатель, должны быть «родными»).
  • Если ТС принадлежит консульству, дипломатическому представительству на территории РФ, каким-либо международным организациям, сотрудникам или членам их семей.
  • Если автовладелец в рамках соответствующей программы по «добровольному переселению соотечественников из-за рубежа» ввозит в страну машину как своё личное имущество.

Но здесь очень важен следующий юридический аспект: если в двух последних вариантах авто будет продано, то покупатель, его приобретший, сбор на его утилизацию оплатит в законном порядке, поскольку всех привилегий автомобиль немедленно лишится.

Как рассчитать сумму утилизационного сбора?

Самостоятельно узнать сумму, которую вам нужно будет внести в пользу государства не составит труда, и для этого нужно воспользоваться следующей формулой - сумма утилизационного сбора = базовая ставка, умноженная на величину поправочного коэффициент а:

Величину коэффициента «К» можно узнать в «Перечне размеров утилизационного сбора», который утвержден Правительством РФ (№ 1291 от 26.12.2013 года). Он зависит от нескольких факторов:

  • возраст ТС;
  • масса ТС;
  • габариты автомобиля;
  • объем двигателя.

Величина базовой ставки «БС» определена типом и назначением транспортного средства:

  • легковые автомобили – 20 000 рублей (без использования в коммерческих целях);
  • грузовые автомобили и автобусы – 150 000 рублей (также коммерческие легковые авто).

Пример расчета суммы сбора на утилизацию: имеется автомобиль легковой, производитель – РФ, возраст – немногим более 3х лет, масса – до 2,5 т. В этом случае, поправочный коэффициент будет равен 0,88. Сумма, которая составит утилизационный сбор, будет составлять 20 000 рублей 88 копеек.

Где ставится отметка об уплате утилизационного сбора?

Доказательства об оплате сбора должны быть зафиксированы – необходимо, чтобы в ПТС стояла соответствующая отметка, настоятельно рекомендуем вам обратить на это внимание, при оформлении сделки купли/продажи авто. Для этого в паспорте транспортного средства существует специальный раздел для особых отметок.

Отметка может не стоять по нескольким причинам:

  • паспорт автомобиля был получен владельцем ранее, чем 1 сентября 2012 г.
  • автомобиль иностранного производства был ввезен на территорию РФ до 01.09.2012 года.
  • автомобиль иностранного производства был ввезен на территорию РФ после 01.09.2012 года, но владелец не оплатил сбор на утилизацию.

Имейте в виду, что в случае, когда утилизационный сбор не взимается, в паспорте транспортного средства ставится соответствующая отметка, указывающая причины освобождения от оплаты, на слово верить продавцу без такой отметки нельзя!

Если паспорт на отечественный автомобиль датирован периодом с 01 сентября 2012 до 31 декабря 2013, то в паспорте может стоять отметка, подтверждающая, что обязательства по утилизации приняты на себя производителем. Тут главное убедиться, что производитель включен в реестр организаций, которые приняли на себя обязательства по утилизации собственной продукции. Эта информация находится в открытом доступе на сайте Министерства промышленности и торговли РФ . Если все-таки есть сведения об исключении, то обратите внимание на дату этого события.

Когда в паспорте нет ни одной из оговоренных отметок, но при этом отсутствуют основания для освобождения от уплаты утилизационного сбора за конкретный автомобиль, значит, предыдущий владелец избежал оплаты незаконным способом. В этом случае, если сделка еще не заключена, вам стоит отказаться от нее, либо попытаться снизить цену на сумму сбора, ведь в дальнейшем все обязательства, в том числе, оплата утилизационного сбора, лягут на плечи нового владельца, т.е. Вас.

Наказания за неуплату утилизационного сбора

Основная проблема состоит в том, что до того момента, пока сбор не будет оплачен, автотранспорт поставить на учет не получится. Даже если на руках имеется паспорт транспортного средства, оно не будет считаться прошедшим регистрацию.
Транзитные номера действительны всего двадцать суток, в дальнейшем это штраф, в сумме от пятисот до восьмисот рублей первично, и наказание, вплоть до лишения водительского удостоверения на 3 месяца, при повторной проверке и выявления факта неуплаты. Данные штрафы регламентирует статья 12.1 КоАП РФ и инспектора ГИБДД будут весьма рады обнаружить у вас отсутствие отметки об оплате утилизационного сбора.

Возврат средств, если утилизационный сбор уплачен ошибочно

В работе чиновников бывает всякое, в том числе, и случаи ошибочного требования оплаты тех или иных сборов. Например, производитель авто уже уплатил сбор или предыдущий владелец авто выполнил обязательства, а то или иное должностное лицо обязало вас оплатить повторно для получения тех или иных документов. Сумма сбора немаленькая (так для мощных и дорогих иномарок утилизационный сбор может доходить до 600 тысяч рублей), поэтому для возврата средств необходимо обратиться в ту организацию, которая ошибочно взяла с вас утилизационный сбор:

Владельцу ТС необходимо будет заполнить заявление установленного образца, как правило, бланк его предоставят сами сотрудники указанного органа.

Кроме того, вам понадобятся:

  • копия паспорта владельца автомобиля;
  • оригинал и копия паспорта транспортного средства;
  • документ, подтверждающий уплату сбора;
  • документ, свидетельствующий о том, что была совершена повторная ошибочная оплата.

Решение о том, будут ли возвращены денежные средства, принимается в течение месяца. Возможен и отказ с указанием причины.

Важно не упустить время, ведь претензии и заявления принимаются только в течение трех лет с момента уплаты.

Рассчитывать на индексацию или возврат комиссионных сборов не приходится, а при вынесении положительного решения сумма будет переведена на счет заявителя в банке.

Для колесных транспортных средств (ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Сбор гарантирует владельцам транспортных средств их безвозмездную утилизацию. Взимает утилизационный сбор Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора).
В большинстве случаев при приобретении автомобиля в России вам не потребуется уплачивать утилизационный сбор самостоятельно. Его плательщиками, как правило, являются импортеры автомобилей в РФ либо российские автопроизводители.
Приобретая новый автомобиль в автосалоне, судить об уплате утилизационного сбора можно по наличию отметки в паспорте транспортного средства (ПТС). С 1 сентября 2012 г. ПТС выдаются только на транспортные средства, в отношении которых данный сбор уплачен (п. 7 ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Требования об уплате утилизационного сбора не распространяются на транспортные средства, приобретенные после 1 сентября 2012 г., но ПТС на которые выданы до 1 сентября 2012 г. (п. 2 ст. 3 Закона от 28.07.2012 N 128-ФЗ).

Таким образом, для конечных приобретателей автомобилей на территории РФ исключается необходимость в личной уплате утилизационного сбора.

Ситуации, когда вам придется заплатить этот сбор самостоятельно:

  1. при его на территорию РФ;
  2. при приобретении транспортного средства у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора (участники госпрограммы по переселению, граждане, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, дипломатические представительства, консульские учреждения, международные организации, а также их сотрудники и члены их семей);
  3. при приобретении транспортного средства у лиц, которые должны были заплатить утилизационный сбор, но не сделали этого (п. 3 ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Риски неуплаты утилизационного сбора

ГИБДД откажет в постановке на учет транспортного средства, если в отношении него должен был быть уплачен утилизационный сбор, но это не сделано.

а) в графе должна быть отметка об уплате утилизационного сбора (или об освобождении от уплаты). Если такой отметки нет, то лучше отказаться от сделки, так как с 1 сентября 2012 г. запрещена выдача ПТС без отметки об уплате утилизационного сбора (или об освобождении от уплаты);

б) если в графе стоит отметка об освобождении от уплаты утилизационного сбора, то нужно самостоятельно рассчитать и заплатить этот сбор.

Если ПТС выдан до 1 сентября 2012 г., то отметки об утилизационном сборе может и не быть. Такой ПТС действителен и платить по нему утилизационный сбор не нужно.

Размер и порядок уплаты утилизационного сбора при ввозе автомобиля из-за границы

Если автомобиль новый, вам придется уплатить 2000 руб., если автомобиль старше трех лет - 3000 руб. (Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор).

После уплаты сбора вам необходимо представить в таможенный орган заполненный и подписанный вами расчет утилизационного сбора, а также платежные документы об уплате утилизационного сбора (п. 8 Правил).

После завершения таможенного оформления таможенный орган выдаст вам ПТС с отметкой "утилизационный сбор уплачен" и приходный ордер (п. п. 10, 11 Правил).

Октябрь 2013 г.

Понятие утилизационного сбора было введено Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ. А с какого года утилизационный сбор стал взиматься? Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.09.2012 (ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ). Соответственно, с этой же даты и возникла обязанность уплачивать утильсбор. О том, что означает утилизационный сбор для покупателей и производителей транспортных средств и самоходных машин и прицепов к ним, и как он рассчитывается, расскажем в нашей консультации. Поскольку алгоритм расчета утильсбора единый для транспортных средств, самоходных машин и прицепов, равно как общий состав плательщиков и объектов, не облагаемых таким сбором, для удобства транспортные средства, самоходные машины и прицепы к ним, рассматриваемые в совокупности, будем именовать как «ТС».

Кто платит утилизационный сбор в России?

Плательщики утилизационного сбора — это лица, которые (п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • ввозят ТС в Россию;
  • производят ТС на территории России;
  • приобрели ТС на территории России у лиц, не уплачивающих утильсбор в соответствии с (о них пойдет речь ниже), или у лиц, не уплативших утильсбор в нарушение законодательства;
  • являются владельцами ТС, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с , при помещении таких ТС под иную таможенную процедуру, кроме реэкспорта.

По каким ТС утильсбор не платится?

Утилизационный сбор не уплачивается по следующим ТС (п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • ТС ввозятся в Россию в качестве личного имущества физлицами, которые являются либо участниками госпрограммы по переселению соотечественников, либо признаны беженцами или вынужденными переселенцами;
  • ТС ввозятся в Россию и принадлежат диппредставительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся соответствующим иммунитетом, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска ТС прошло 30 и более лет, они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния (виды и категории таких ТС утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291);
  • ТС, виды и категории которых определяются Правительством (за исключением ТС международной перевозки), с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области.

По первым двум категориям ТС (абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ) утильсбор будет уплачивать приобретатель таких ТС на территории РФ.

А по последней категории ТС (абз. 5 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ), как было указано выше, утилизационный сбор должен будет заплатить покупатель ТС, который помещает такие ТС под иную таможенную процедуру (кроме реэкспорта).

Зачем нужен утилизационный сбор?

Введение утилизационного сбора - один из инструментов предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Иными словами, такой сбор был установлен для обеспечения экологической безопасности, в т.ч. для защиты здоровья человека и окружающей среды от последствий эксплуатации ТС (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). При этом учитываются технические характеристики и износ ТС, т. е., например, сбор за ввоз ТС старше 3 лет в несколько раз больше сбора за новые ТС.

С другой стороны, что значит утилизационный сбор для покупателей? Поскольку утилизационный сбор уплачивают в основном импортеры и производители ТС, его величина формирует их расходы. И такие расходы плательщики сбора, естественно, захотят переложить на конечных потребителей. Поэтому, скажем, увеличение утилизационного сбора в общем случае ведет к росту стоимости ТС.

Ставки утилизационного сбора

В самом Законе об утилизационном сборе (от 24.06.1998 № 89-ФЗ) размеры утилизационного сбора не указаны. Сколько утилизационный сбор в России, можно узнать в:

  • Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291 (в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним);
  • Постановлении Правительства от 06.02.2016 № 81 (в отношении самоходных машин и прицепов к ним).

Примеры утилизационных сборов на , на или , мы приводили в отдельных материалах.

Подробнее о порядке расчета утилизационного сбора мы рассказывали .

При расчете утилизационного сбора в 2018 году необходимо учитывать его с 01.04.2018. Напомним, что подняли утилизационный сбор только по колесным транспортным средствам, а самоходных машин индексация утилизационного сбора не коснулась.

Важно учитывать, что, за одним исключением, ни базовая ставка, ни коэффициент утильсбора от категории плательщика не зависят, т. е. утилизационный сбор для физических лиц такой же, как и для организаций. И лишь в отношении колесных транспортных средств, ввозимых физлицами для личного пользования (категории M 1 , в том числе повышенной проходимости категории G), коэффициент расчета суммы утильсбора установлен для «физиков» отдельно.

Утилизационный сбор для России новый вид сбора, порядок взимания которого, вызывает много вопросов: кто уплачивает и в каких ситуациях, как определить его размер? На эти и многие другие вопросы мы дадим ответ в настоящей статье.

Что представляет собой утилизационный сбор

Закон Об отходах № 89-ФЗ от 24.06.1998 года с момента вступления его в силу в 2012 году ввел для российских граждан обязанность платить сбор за утилизацию.

Согласно этому закону, утилизационный сбор – это платеж, взимаемый в пользу государства единоразово. Целью его взимания, является обеспечение экобезопасности окружающей среды, а также охрана здоровья людей от негативного влияния транспорта в период его эксплуатации. Взимается данный платеж с покупателя, который приобретает транспортное средство.

Предполагается, что средства поступившие от уплаты сбора в последующем, обеспечивают утилизацию автомобиля, как того требуют экологические нормы.

Кто должен оплачивать утилизационный сбор

Закон об отходах устанавливает обязанность уплатить утилизационный сбор в случаях:

  • Когда автомобиль приобретается за рубежом и ввозится в Россию;
  • Если автомобиль приобретается у лиц, которых закон освобождал от уплаты утилизационного сбора, либо тех, которые не стали его уплачивать в нарушение законодательства.

Проще говоря, уплата утилизационного сбора за весь период существования автомобиля проводится один раз. Уплатить ее должен либо производитель транспортного средства, если автомобиль изготовлен в России, либо один из его собственников.

В каких случаях утилизационный сбор можно не платить

Закон предусматривает возможность не проводить уплату утилизационного сбора в таких случаях:

  1. ТС старше 30 летнего возраста. В таком случае необходимо наличие двух условий:
  • Автомобиль должен быть предназначен не для коммерческого использования;
  • На автомобиле должны быть установлены оригинальные двигатель и кузов.
  1. Автомобиль принадлежит дипломатическим посольствам, международным организациям, а также их сотрудникам или их семьям.
  2. Автомобиль попал на территорию России по программе переселения соотечественников из-за границы в качестве личного имущества таких граждан, участников программы.

Если автомобиль будет приобретен у лиц, указанных выше, в этом случае уплачивать утилизационный сбор придется покупателю.

Расчет размера утилизационного сбора

Произвести расчет данного сбора можно с помощью такой формулы:

∑ УС = БС × К, где:

∑УС – сумма утилизационного сбора;

БС – базовая ставка;

К – коэффициент расчета суммы установленный Перечнем размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года .

Определение базовой ставки зависит от категории авто:

  • Легковые авто не используемые в коммерческих целях – 20 000 рублей;
  • Автобусы и грузовые авто, а также используемые в коммерческих целях грузовые авто – 150 000 рублей.

Коэффициент расчета суммы определяется исходя из даты выпуска и других параметров: габаритов, веса и объема двигателя.

На примере это выглядит так: произведенный в России легковой автомобиль, возраст которого больше трех лет, вес меньше 2,5 тонн будет иметь коэффициент равный 0,88.

Утилизационный сбор в ПТС: на что обращать внимание при покупке автомобиля


В паспорте авто в разделе «особые отметки» проставляется отметка (красный штамп на фото выше) о том, что утилизационный сбор уплачен. Отсутствовать такая отметка может только в таких случаях:

  1. Автомобиль отечественный и паспорт на него выдан до 01.09.2012 года или автомобиль импортный, но ввезен в страну также до указанной даты. Беспокоится, в таком случае не стоит, поскольку в отношении таких автомобилей отсутствует обязанность производить уплату утилизационного сбора.
  2. Автомобиль приобретен за границей и самостоятельно ввезен на территорию РФ. В таком случае уплата утилизационного сбора является обязанностью покупателя, который осуществляет ввоз авто в Россию.

Нужно знать на что обращать внимание при покупке автомобиля! Если владелец автомобиля имеет основания для неуплаты утилизационного сбора, отметка об этом вместе с указанием таких оснований должна содержаться в паспорте автомобиля.

В паспортах автомобилей российского производства, которые выдавались в период с 01.09.2012 года по 31.12.2013, отметка о том, что утилизационный сбор уплачен не ставилась. В паспортах, выданных в этот период, наоборот проставлялась отметка о том, что обязательства утилизировать авто приняты.

Если вы собственник такого автомобиля необходимо удостовериться в том, что в период выдачи вам паспорта производитель состоял в реестре организаций, которые принявших обязательства по утилизации в последующем своей продукции и не был из нее исключен. Такая информации содержится на официальном интернет-ресурсе Минпромторга РФ. Обратите внимание на дату исключения производителя из реестра.

За неуплату утилизационного сбора законодательство не предусматривает никаких санкций. Однако, приобретая автомобиль, следует обратить внимание на отметку об уплате сбора в его паспорте. Если она отсутствует, без установленных законом оснований, это значит, что хозяин транспортного средства каким-то образом избежал уплаты сбора и обязанность по его уплате ляжет на вас, в случае если вы приобретете авто. В такой ситуации у вас есть только два выхода:

  • Отказаться от предстоящей сделки;
  • Снизить цену на приобретаемое авто.

Уплата утилизационного сбора в Беларуси

Утилизационный сбор на автомобили в Беларуси был введен с 1 марта 2014 года Указом Президента республики.

Ставки сбора, идентичны российским, если, пересчитать их по курсу в национальной валюте. Основные правила уплаты, а также круг лиц, обязанных уплате утилизационного сбора, идентичен российскому.

К списку льготников, освобожденных от уплаты сбора в белорусском законодательстве, в сравнении с российским, добавлены беженцы, а также те, кто получил разрешение, постоянно жить в республике Беларусь. Срок действия данного освобождения составляет 18 месяцев с момента получения документов, которые подтверждают статус беженца.

Что будет если не уплатить утилизационный сбор

Поставить на учет автомобиль, не уплатив утилизационный сбор нельзя. Даже при наличии паспорта, такой автомобиль не будет считаться прошедшим регистрационную процедуру должным образом.

Перемещаться на таком автомобиле, как предписывают ПДД, можно будет только на протяжении 20 суток (ровно столько действуют транзитные номера). По окончании установленного срока, передвижение на таком автомобиле будет стоить очень дорого (ст. 12.1 КоАП РФ предусматривает в этом случае штраф в размере от 500 до 800 рублей).

Повторно совершив такое нарушение, и сев за руль незарегистрированного автомобиля, водитель может лишиться прав на 3 месяца.

Как вернуть утилизационный сбор

Ситуации повторной уплаты утилизационного сбора хоть и редко, но все-таки встречаются (если сбор уплачен предыдущим собственником или компанией-производителем). В этом случае обращаться нужно в орган, который принял уплату сбора:

  • Для автомобилей, ввезенных из-за границы – таможенный орган;
  • Для автомобилей, которые произведены на территории РФ – налоговая служба;

Для того, чтобы вернуть ошибочно уплаченный сбор в органы таможни или налоговые органы, нужно предоставить заявление о возврате утилизационного сбора.

Кроме заявления нужно собрать небольшой пакет документов, который должен включать:

  • Паспорт собственника транспортного средства (заранее необходимо снять копии с основных его страниц);
  • Платежные документы, подтверждающие уплату сбора (к ним можно отнести приходные ордера или платежные поручения);
  • Документ, который подтверждает излишнюю уплату сбора, должен предоставляться обязательно.

Уполномоченный орган в течение 30 дней (имеются в виду календарные дни) должен принять решение по вашему заявлению относительно возврата утилизационного сбора, или дать мотивированный отказ в его возвращении.

Важно

Срок, в течение которого можно обратиться за возвратом излишне уплаченных сумм утильсбора, составляет 3 года с того момента, как он был уплачен. Средства, уплаченные в качестве сбора, не подлежат индексации и поэтому возвращаются в том же размере, в котором они были уплачены, без начисления каких бы то ни было комиссионных, платежей или индексаций.

Возврат производится только путем перечисления средств на указанный в заявлении банковский счет.