Для каждого типа транспорта в РФ необходимо открывать соответствующую категорию. Она является гарантом профессионализма водителя, подтверждением его квалификации, что немаловажно, когда от него требуется перевозить пассажиров. Для категории «Д» существует своя программа обучения, разработанные специалистами курсы вождения, а недавно произошло еще и разделение ее на несколько подкатегорий. Как разобраться в них и какие нюансы обучения существуют, мы расскажем в статье.
Перед тем, как получить права для категории «Д», полезно будет узнать новую градацию автобусного транспорта. Проводится она по количеству пассажирских мест, а также по характеристикам ТС:
При определении количества посадочных мест не принимается во внимание место водителя.
Большинству водителей, которые хотят перевозить людей в условиях города, будет достаточно категорий «D» или же «D1», поскольку этого бывает достаточно при стандартном пассажиропотоке. Получение подкатегории «DE» требуется для ТС, предназначенных для дальнего следования. Как правило, они обладают не только большим количеством пассажирских мест, но имеют и габаритный прицеп.
Чтобы получить права для категории «Д», нужно, чтобы вами были выполнены все описанные ниже требования:
Для поступления в автошколу для учебы на категорию «Д», предоставляют:
Человек, имеющий регистрацию в другом регионе РФ, мед. справку должен получать по месту прописки. Однако можно проходить медицинскую комиссию по другому месту проживания при наличии временной регистрации.
Иностранцам к списку документов придется предоставить еще перевод паспорта, желательно заверенный нотариально.
Как правило, автошкола обучает водителей по одному из представленных ниже планов:
В каждой автошколе количество часов может немного не совпадать, однако обычно общий курс не превышает 257 часов, а базовый модуль иногда в несколько раз меньше. При переучивании с категории «С» на «D» период обучения составляет порядка 114 часов.
Обучение на права для категории «Д» проводится под контролем инструкторов в лицензированной автошколе. Самостоятельной подготовки к сдаче экзаменов в РФ не существует. Для некоторых водителей подобное правило только усложняет открытие новых видов управления ТС, поскольку не в каждой школе имеется необходимое оборудование, разработанная программа, квалифицированные инструктора и, конечно же, машины для обучения.
Экзамен традиционно составляется из 2 частей. Как правило, билеты на категорию «Д» схожи с «С». Они будут включать в себя разбор различных ситуаций, возможных на дорогах, правила оказания мед. помощи, знание разметки, знаков и т. д. После успешной сдачи практики назначается дата теоретического экзамена, состоящего из практики в городских условиях и выполнения на автодроме данных упражнений:
Избежать экзамена при открытии новой категории «Д» не удастся. На данный момент исключения из данного правила нет, вне зависимости от стажа вождения и того, как давно были получены права.
В городских условиях экзамен сдается, как правило, после прохождения указанных выше заданий. В момент обучения обязательно выделяется определенное количество часов на овладение в должной мере всех упражнений под руководством инструктора. Даже опытный водитель должен привыкнуть к габаритам автобуса или другого ТС, предназначенного для перевозки пассажиров.
Обучаться на категорию «Д» стоит от 30 до 50 тысяч рублей – это стоимость как теории, так и освоения навыков на практике. При наличии хороших навыков вождения автобуса цена курса будет значительно ниже – 10-15 тысяч. Период обучения занимает от 3,5 до 7,5 месяцев. Все открытые категории будут доступны, пока не выйдет (10 лет).
Действующее российское законодательство позволяет управлять грузовым автомобилем при наличии прав категорий С и соответствующих подкатегорий. Причем каждая подкатегория ограничивает права водителя в управлении определенным видом транспорта. В связи с этим у многих автолюбителей возникает вопрос, какие машины можно водить с правами категории С?
Получить права можно, лишь отучившись в специализированном учебном заведении: автошколе. После окончания учебного курса, нужно пройти экзамен и лишь только после этого можно получить права.
Категория С делает доступным вождение авто, масса которого выше показателя, равного трем с половиной тоннам. Категорию С получают шоферы средних грузовиков или же фургонов. Под действие прав категории С не попадают автобусы и пассажирские фургоны, их вождение разрешается людям с удостоверением D. С-категория прав не позволяет водить легковушки и легкие грузовики. Авто этих классов управляются водителями с В-категорией прав, а мотоциклы, скутеры, мопеды и мотороллеры - с М и А соответственно.
С-категория удостоверения водителя имеет подкатегории С1, С1Е и СЕ. С1-я категория разрешает водить автомобиль, который оснащен прицепным устройством массой, не превышающей показатель в 750 кг. С1Е позволяет управлять автопоездами и грузовиками, имеющими прицеп массой свыше 750 кг. Категория же С1 разрешает управлять грузовым транспортным средством, чей вес варьируется в диапазоне от 3,5 до 7,5 тонн.
Работа водителем с категорией С свойственна шоферам-экспедиторам, дальнобойщикам, доставщикам грузов, крановщикам или операторам погрузчика. Стоит добавить, что управление дополнительными механизмами, установленными на грузовике, будь то погрузчик или автокран, разрешается лишь при наличии специального удостоверения, подтверждающего квалификацию водителя.
На сегодняшний день существует достаточное количество специальностей, которые требуют для работы водителем категорию С водительских прав. Причем средняя по ним достаточно большая, ввиду высокой категории риска. Особенно это касается водителей-дальнобойщиков.
Если приглянулась эта профессия, то следует учитывать, что, кроме прав С-категории, может понадобиться виза и специальный чип. Не все организации берут данные расходы на себя. Поэтому для получения должности нужно будет немного потратиться.
Кстати, с 2013 года были внесены некоторые изменения, которые нужно знать каждому профессиональному водителю грузовых автомобилей с категорией С. Они касаются подачи апелляции в случае решения об изъятии прав. Если раньше можно было принести справку о том, что управление транспортным средством - единственный источник дохода, то сейчас такой номер не пройдет. Решение о лишении водительских прав является безоговорочным.
Регулирование водительских прав и обязанностей осуществляется исходя из По информации, содержащейся в ПДД, категория С, Д позволяет управлять средними по массе грузовиками и автобусами соответственно. К средним по массе грузовым авто относятся модели, чей вес начинается с показателя 3,5 тонны, но не превышает 7500 кг.
Как отмечалось ранее, помимо категории С, водительские права, выдающиеся на территории Российской Федерации, имеют и ряд других категорий и подкатегорий, чье значение будет дано далее в таблице:
Стоит отметить, что до 2013 года существовала отдельная категория прав Е, которая регламентировала управления тяжелыми транспортными средствами (масса которых превышала 7500 кг). После ее упразднения оставшиеся категории водительских прав получили «дополнения» в виде подкатегорий.
Стоит сразу отметить, что существует 2 способа получения прав данной водительской категории: платный и бесплатный. Платный способ подразумевает обучение в автошколе. При его выборе следует учитывать следующие нюансы:
Автошкола должна обладать всеми необходимыми материальными и техническими возможностями для обучения на права категории С.
Как правило, такие возможности имеют автомобильные школы, расположенные в крупных городах. Потому, если действительно необходимо качественное обучение на категорию С, стоит учитывать данный момент.
Стоимость обучения не должна быть чрезмерно завышенной. Конечная цена обучения в автомобильной школе складывается из таких факторов как стоимость бензина, работа инструкторов и преподавателей, а также общее время «наездов», то есть, сколько времени отводится на практическое освоение навыков управления грузовым автомобилем. В основном цена складывается из этих факторов. Не стоит «кидаться» на чрезмерно дешевые предложения автошкол, но и к дорогим курсам стоит относиться с опаской: высокая цена не гарантирует высококачественного обучения.
Весь материал, как практический, так и теоретический, должен буквально «разжевываться» инструкторами и преподавателями автошколы.
В первую очередь, задачей автошколы является предоставление хорошей базы знаний, как практических, так и теоретических. От уровня знаний, умений и навыков выпускника автошколы зависит безопасность на дороге.
Также существует и бесплатный способ обучения на права категории С. Для этого необходимо обратиться в военный комиссариат и «дать гарантию» на дальнейшее прохождение военной службы.
Обучаясь через военкомат, можно не только сэкономить, но и получить армейскую специальность. А должность водителя гораздо почетнее должности обыкновенного рядового. К тому же, после окончания армейской службы можно неплохо устроиться и на «гражданке», например, водителем-экспедитором или же дальнобойщиком.
При этом, если после окончания обучения на права будущий военный водитель по каким либо причинам не проходит военную службу, то он обязан возместить всю стоимость обучения.
Обучение на С-категорию водительского удостоверения проходит от четырех до шести месяцев. За это время будущий автомобилист получает теоретические знания и тренирует практические навыки по управлению машиной. После сдает экзамены: внутренний в автошколе и экзамен в ГИБДД.
При удачном завершении испытаний выпускник автошколы получает водительские права. Экзамен в ГИБДД состоит из трех этапов: теория, полигон и город. Тогда уже станет неактуальным вопрос о том, какие машины можно водить с категорией С, ведь экзамены по вождению проходят на соответствующих грузовых авто.
Как отмечалось выше, экзамен в ГИБДД включает в себя три этапа: теория, полигон и город. Теория сдается с помощью специального компьютера и включает в себя 20 вопросов. Для успешной сдачи экзамена нужно ответить на 18 вопросов.
Если теория не сдана, то к испытаниям на полигоне и в городе ученик не допускается. Если же с теоретическими знаниями все в порядке, то будущий водить и инспектор ГИБДД отправляются на полигон: там, на выбор водителя, определяются три упражнения из четырех (змейка, параллельная парковка, троганье на подъеме и разворот). После успешной сдачи этих элементов водитель и инспектор отправляются в город.
Если все испытания после оплаты государственной пошлины автомобилист получает заветную корочку. Если же сдана теория, но не сдан полигон или город, то пересдать можно через неделю. При этом результаты теста по теоретическим вопросам действительны в течение трех месяцев.
Прежде чем быть допущенным к экзамену, проводимому ГИБДД, необходимо предоставить ряд документов, таких как водительская карточка, паспорт, мед. справка, регистрация, документ, подтверждающий окончание автошколы (стоит заметить, что для категорий А и В разрешается самостоятельное обучение навыкам управления автомобилем), квитанции о госпошлинах и фотографии.
Однако экзамен сдается при наступлении полного совершеннолетия. Средняя стоимость обучения в автошколе составляет порядка 30-40 тысяч рублей. При этом многое зависит от региона, а также от условий конкретной автошколы. Также на В и С можно обучиться бесплатно, например, в военкомате. Однако обязательным условием такого обучения является гарантированное прохождение военной службы.
Согласно своду ПДД РФ, права С позволяют водить средние грузовики, чья масса выше 3,5 т. При этом максимальный показатель равняется 7,5 т. При ответе на вопрос, какие машины можно водить с правами категории С, стоит упомянуть и о подкатегориях С1, СЕ, С1Е. С1 разрешает управлять грузовиком с массой, равной показателю 3,5 т. СЕ разрешает управлять грузовым автомобилем, с прицепом, вес которого выше не превышает 0,75 тонн. Ну а «смешанная» категория С1Е позволяет водить автомобильные поезда.
Итак, ответом на вопрос о том, какие машины можно водить с категорией С, является информация, предоставленная выше. А именно: грузовые автомобили, чья масса превышает показатель в три с половинной тонны. Стоит учитывать, что права категории С имеют подкатегории С1, СЕ и С1Е, они различаются лишь в массе автомобиля, а также весе прицепного устройства, определенного подкатегорией С.
Имея удостоверение водителя С-категории, можно устроиться на работу экспедитором, дальнобойщиком, водителем автокрана или автопогрузчика. Однако для управления приспособлениями, установленными на грузовике, необходимо отдельное удостоверение, подтверждающее квалификацию специалиста.
Средняя стоимость обучения на права С-категории - примерно 30-40 тысяч рублей, однако права можно получить и бесплатно через военкомат (при этом нужно точно гарантировать прохождение армейской службы). В противном случае за обучение на права от военкомата также придется платить.
Военно-врачебная комиссия проводит осмотр призывников и определяет уровень готовности гражданина к прохождению военной службы. Решением становится категория годности (А, Б, В, Г или Д), ее заносят в военно-учетные документы.
Следует понимать, что врачи призывной комиссии не ставят диагноз и не назначают лечение. По состоянию здоровья они определяют, годен ли призывник к службе, в каких войсках он может служить, имеет ли право на отсрочку.
Тяжелые заболевания, не поддающиеся лечению, служат законным основанием для полного освобождения от армии. Призывная комиссия отстраняет гражданина от прохождения срочной службы, не призывает на военные сборы и не мобилизует в военное время.
Как правило, молодые люди, имеющие серьезные проблемы со здоровьем на протяжении нескольких лет, знают, что им присвоят категорию Д. Болезни, входящие в нее, протекают продолжительное время и вызывают серьезные дисфункции органов и систем. Но в некоторых случаях патологические изменения находятся на начальных стадиях развития. Обнаружить их можно на обследовании в условиях клиники.
Обо всех заболеваниях, подходящих под категорию годности Д, можно узнать из Расписания болезней. Приведем список основных патологий:
С врученным военным билетом гражданин подлежит комиссованию по состоянию здоровья. Присвоенная категория значит, что для призывника нет таких условий, при которых его призвали бы в армию.
Врачи призывной комиссии проводят освидетельствование по уже имеющимся данным в медицинских документах. Поэтому до начала призывных мероприятий молодому человеку следует подготовиться к прохождению военно-врачебной комиссии.
Военно-врачебная комиссия проводит оценку здоровья призывника дважды. В первый раз молодой человек, в год достижения 17 лет, ставится на военучет и получает предварительное заключение по степени годности к строевой службе. По достижению 18 лет гражданин проходит повторное освидетельствование, медкомиссия отслеживает динамику болезни. Если произошли улучшения, то литера Д изменяется на В.
Диагноз лечащего врача должен быть сформулирован так же, как в Расписании болезней. В этом случае категория Д будет гарантирована. Иначе у специалистов военно-врачебной комиссии могут появиться сомнения по степени тяжести заболевания. Тогда призывника направляют на вторичное медосвидетельствование. Если гражданин отказывается от него, то категория годности устанавливается согласно имеющимся данным и состоянию человека в текущий момент. То есть взамен ожидаемой литеры Д поставят В.
В Расписании болезней приведен конкретный список с четко прописанными диагнозами по категории Д. Иное решение может быть вынесено в том случае, если болезнь находится на начальных стадиях, когда симптомы еще не проявили себя, или диагноз сформулирован не в соответствии с Расписанием болезней. При несогласии с заключением гражданин вправе оспорить его в суде. Для этого предпринимаются следующие шаги:
Если призывник подал жалобу в суд, то сотрудники военкомата не вправе оформить какие-либо документы, где утверждена категория годности.
Обжалование в суде заключения военно-врачебной комиссии требует грамотной подготовки документации. Здесь не обойтись без помощи эксперта. Юристы нашей компании помогут правильно составить заявление в суд, подготовить все необходимые документы и представят ваши интересы в суде.
С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.
Рассмотрим подробнее каждую категорию/подкатегорию водительских прав и выясним их особенности использования для управления конкретным транспортным средством.
любым типом мотоциклов, в их числе — оборудованных коляской.
Кроме вышесказанного, категории «A» разрешает управлять мотоколяской (если кто-то еще помнит что это).
Напомним: в соответствии с ПДД, мотоцикл – двухколесное транспортное средство без бокового прицепа либо с ним. Категория «А» разрешает управлять трехколесным либо четырехколесным транспортным средством массой менее 400 килограмм в снаряженном состоянии.
К этой подкатегории причисляют мотоцикл с объемом двигателя не более 125 см. куб., а мощностью – не более 11 кВт.
Отметим, что человек с правами в которых категория «А» открыта может законно управлять и ТС по категории «А1».
С 05.11.13 определена новая и легкого квадрицикла.
Если у человека есть права в принципе с любой открытой категорией – у него есть законное право на управление по категории «М».
Нюанс: удостоверение тракториста-машиниста права на управление обозначенными мопедами не дает.
В случае если прицеп весит более 750 кг – к такому составу предъявляют дополнительные требования, а именно:
Чтобы управлять машиной категории «B» в связке с тяжелым прицепом, человек должен получить категорию «BE»:
На данный момент мы готовим подробный данные для подкатегории «B1». Ждите обновленной информации.
Сразу уточним: «квадрИцикл» и «квадрОцикл» технически разные понятия. В силу этого водительские права для квадроцикла не подходят для управления квадрициклом.
Категория «CE» пригодится водителю с открытой категорией «С» для управления автомобилем с тяжелым прицепом (больше чем 750 кг).
Чтобы иметь право управлять грузовым автомобилем с весом 3,5-7,5 тонны, человек должен иметь права с действующей категорией «C1»:
Дополняющая подкатегория «C1E» характеризует автомобили категории «С1», однако уже весящими более 750 кг (тяжелыми прицепами). Согласно ПДД, в таком случае общий вес всего состава не должен быть более 12 тонн.
Водители со старшей подкатегорий «CE» имеют право управлять грузовиками, относящимся к категории «C1E».
Чтобы иметь право управлять автобусами, человек должен обладать водительскими правами по категории «D»:
Категория «D» дает право управления автобусами различных типоразмеров не зависимо от их массы, в том числе связкой «автобус плюс прицеп» с максимальный весом последнего не более 750 кг. В том случае если масса самого прицепа более 750 кг – необходима открытая категория «DE».
Если есть необходимость использовать более тяжелые прицепы – нужна будет подкатегория «D1E» для водителя автобуса:
Чтобы управлять трамваем или троллейбусом, начиная с 2016 года и уже в 2019 году, человеку потребуются права со специальной категорией «Tb» / «Tm».