Как не нервничать все бесят за рулем. Как побороть страх во время вождения автомобиля? Что делать, если страх не проходит и перерастает в панику

Начинающие водители часто испытывают страх перед дорогой. Чувство страха, в свою очередь, сковывает движения, вызывает нервозность, мешает хладнокровно оценить ситуацию. Как новичку побороться со страхом? Давайте выясним.

Как преодолеть страх перед дорогой

Если опыт вождения минимален или отсутствует, новичку следует выбирать дороги с небольшим потоком, непопулярные среди водителей. Возможно, путь до работы или обратно удлинится, но зато появится опыт реальной езды, без пустого стояния в пробках.

Достигаются две цели.

Во-первых , нарабатывается опыт вождения.

Во-вторых , уходит нервозность и появляется умение правильно оценивать ситуацию на дороге. Новичок может быть уверен на сто процентов, что спустя месяцы его страх перед автомобилем и дорогой исчезнет.

На автомобиле обязательно должен быть размещен знак «Начинающий водитель» , чтобы остальные участники движения вели себя осторожнее и проявляли терпение. Этот знак, как и пресловутое изображение туфельки , в некоторых случаях могут уберечь новичка от попадания в ДТП. Опытный водитель, заметив знак на заднем стекле, увеличивает дистанцию и готовится к возможным ошибочным маневрам малоопытного водителя.

Никогда не нужно нервничать.

Нервозность не дает человеку принимать верные решения . Машина может заглохнуть на перекрестке, неудачно тронуться, заблокировать движение по полосе. Никто не застрахован от таких неудач. Если никто от этого не пострадал, не нужно пугаться реакции окружающих, чтобы не наломать дров.

Испуг – не лучший помощник

Ведь любое энергичное движение, совершенное в спешке, может привести к аварии. Нужно немного успокоиться, завести машину, тронуться с места и продолжить движение.

Новичкам не нужно принимать крики окружающих и сигналы клаксонов лишь на свой счет. Они могут относиться и к другим, иногда даже к водителям со стажем. Никто не застрахован от ошибок. На дорогах сигналят все кому не лень и по любому поводу. Такова уж «культура » современных водителей. Можно не стесняться буквы «У» на своем заднем стекле, ведь она станет своего рода плакатом «Я же предупреждал» .

Напряжение сковывает движение и разум

Чтобы снять внезапно возникшее напряжение, можно три раза глубоко вдохнуть и выдохнуть. Это также поможет, если новичок начинает нервничать. Улыбнитесь своему отражению в зеркале. Это создаст благожелательный настрой, что важно для стабильного душевного равновесия.

Если новичок боится попасть в ДТП , он может мысленно представить себе причины, которые к ним приводят: превышение скорости, несоблюдение дистанции и т.д. Это упражнение избавит от ненужных мыслей, направит его энергию на отработку полезных навыков.

Стоит привыкнуть к своему авто

Чтобы новичок быстрее освоился с системой управления автомобилем, ему стоит много времени просто посидеть за рулем, подергать рычаги, поработать с кнопками. Если водитель хорошо ориентируется в автомобиле , он не тратит время на поиск нужных кнопок, рычагов, педалей, не отвлекается от дороги.

В освоении навыков вождения начинающему водителю помогает присутствие в машине опытного наставника. Это всегда придает уверенности новичку, когда он совершает трудный маневр. Особенно ценны суждения такого пассажира о складывающейся дорожной обстановке, о вариантах развития событий, о способах выхода из затруднительных ситуаций. Если рядом с новичком оказывается человек бывалый, спокойный и хладнокровный, это очень помогает в освоении навыков вождения.

Что делать в бурном потоке

Если ситуация привела новичка на дорогу с интенсивным движением, ему нужно как можно быстрее выбраться из него. Пусть это будет автостоянка, АЗС, проселочная дорога, переулок, дворовая территория . Нужно устроить себе перерыв, просто откинувшись в кресле и отдышавшись. Можно купить себе плитку шоколада, это будет достойной наградой за выдержку и смелость.

Пожалуй, самое главное качество, которым должен овладеть начинающий водитель – это умение контролировать свои эмоции за рулем. Представьте себе, какие шансы у новичка попасть в ДТП, если он вместо того, чтобы смотреть за дорожным движением, постоянно переживает, правильна ли его езда? Как тронутся в горку, не откатившись назад, как проехать правильно круговое движение и т.д. Ведь нервничая, можно элементарно не уступить дорогу, или проехать на красный цвет светофора, где последствия могут быть крайне печальными!

На дороге все равны

Обычно новичок начинает нервничать еще на уроках в автошколе, когда инструктор орет ему под ухо – «Куда ты прешь? Дороги не видишь?», или что-то в этом тоне. При этом забывает, что за рулем человек как раз учится водить, и его ошибки неминуемы, а его задача как раз и состоит в обучении. А учитывая то, что для элементарной езды нужно отъездиться минимум 700 часов – то становится понятно, почему многие новички проявляют излишние эмоции. И боятся ездить. Знать-то нужно много чего, а для этого, повторюсь, нужно время. Не нужно забывать, что на дороге обычно много водителей, которым все равно, сколько вы времени за рулем – сигналами фар они будут реагировать на ваши ошибки в лучшем случае.

Преодолеваем волнение за рулем постепенно

Что же тогда делать? Ведь получается замкнутый круг какой-то. Ведь закон обучения на ошибках никто не отменял, а их делать нельзя. Выход есть. И простой кстати. Просто начинать ездить по полям, заброшенным аэродромам и другим местам, где никто практически не ездит. Там уже набивать руку, пока не станет интересно выехать на дорожное движение. И сконцентрироваться на самом управлении автомобилем. И ездить, пока вы не начнете чувствовать габариты автомобиля, пока не станете переключать скорости на автомате, и не перестанете думать, в какой последовательности заводиться.

Ну и не забывать о ПДД. Чтобы их все выучить хорошо, можно воспользоваться хорошим способом – каждый день разбирать экзаменационный билет для автошколы. Книжечка с ПДД для «разбора полетов» – и за три месяца вы спокойно будете знать около 80% всех правил. Или как альтернативный вариант – проходить онлайн тесты ГАИ, сейчас есть множество тестов как , так и на ваш смартфон или планшет. А с накопленным опытом и знаниями, можно уже и выезжать на обычную езду. Только брать с собой кого-нибудь опытного, для избегания всевозможных ошибок.


Вот таким способом можно избежать ловушки, о которой говорилось в начале статьи. И главное, самому потом понимать, что на дороге множество таких учеников, и вы тоже такими были.

Почему строительство новых дорог ведет к новым транспортным проблемам? Как спокойно реагировать на пробки и почему не стоит ездить более часа в день? Публицист Том Вандербильт дает ответы на эти и многие другие вопросы. А главное - помогает лучше разобраться в дорожной ситуации. Корреспондент спортивной редакции «БИЗНЕС Online» проштудировал книгу автора и выписал самые важные тезисы.

ПОЧЕМУ МЫ НЕРВНИЧАЕМ В ПРОБКАХ?

Самая распространенная очередь на городской дороге - перед светофорами. Чем медленнее движутся машины в потоке, тем больше это раздражает водителей. Чтобы лучше понимать природу эмоций, предлагаем прочитать правила эксперта в области «психологии очереди» Дэвида Майстера:

1. «Свободное время тянется медленнее»

Пока мы ожидаем чего-то - возникает потребность заполнить пустоту. Например, в продуктовых магазинах перед кассами устанавливают стойки с журналами. А в автомобильных пробках мы слушаем радио или пишем смс. Когда нам нечем себя занять, мы нервничаем и кажется, что время ожидания в пробке тянется бесконечно долго.

2. «Из-за чувства беспокойства ожидание кажется более долгим»

Если вы опаздываете на важную встречу, а бензина в баке плещется совсем чуть-чуть, то простаивание в пробке становится мучительным испытанием. Все мысли фокусируются на порушенных планах и грядущих проблемах. Спокойствие улетучивается.

3. «Ожидание в условиях неопределенности кажется более продолжительным»

Нам всегда интересно из-за чего на дороге возникло вавилонское столпотворение. Неужели где- кто-то из градоначальников презентует на перекрестке свой первый сольный альбом «Люблю тебя, Казань»?

Исследования показывают, что чем больше мы осведомлены о скорости движения потока, причинах затора, тем меньше нервничаем . Именно по этой причине инженеры-дорожники используют электронное табло, показывающее, сколько времени предстоит провести в пробке. Итак, чем больше мы знаем, тем меньше тратим умственной энергии на размышления об этом.

4. «Ожидание, воспринимаемое как несправедливое, кажется более долгим»

Прошлым летом около моего дома через раз собиралась пробка. Водители через лазейку во дворе объезжали пробку на основной дороге. Но на разъезде часто возникала битва между курьером японского ресторана и женщиной, решившей, что угловое место на парковке принадлежит только ей. Конечно, победу одерживала человеческая глупость. Но водители, прождавшие впустую пятнадцать минут никаких новых истин не открывали. Они только злились, ударяя по клаксонам рукой.

Сильное раздражение водители испытывают и когда нет видимых причин для возникновения затора. Но, если автомобилисты узнают, что впереди случилась авария - напряженная обстановка в салоне разряжается.

5. Почти 90% времени водители проводят, глядя вперед на дорогу

И только 6% времени тратится на изучение дорожной ситуации сзади. И здесь начинает работать «теория потерь» . Согласно исследованиям психологов водители больше времени наблюдают за проигрышем : «впереди меня столько машин - я в полной …». В то время, когда стоит обратить внимание на свои преимущества : «позади меня столько несчастных - я точно доберусь до дома раньше них».

ПРЕВРАТНОСТИ ДОРОГИ

Психология поведения за рулем до конца еще не изучена. Однако многие явления уже известны и с некоторыми из них стоит обязательно ознакомиться:

6. Феномен «гипноза дороги»

Некоторые ученые считают, что водителям за рулем свойственно дремать . Проявляется феномен дорожного гипноза так: в момент поездки у водителя возникает чувство пробуждения ото сна. Он ехал по знакомой пустой улице, но совершенно не помнит, что происходило на дороге . Природа феномена до конца не ясна. Однако очевидно, что причины кроются в монотонной езде и передвижению по знакомому маршруту . В момент дремы водитель работает на автомате.

Психологи знают эту особенность. Вообще ученые определяют вождение как «заученную деятельность». Опытные водители почти все действия за рулем выполняют автоматически, не подключая сознание. И это нормально в том случае, когда автомобилист использует где-то половину своих возможностей. Но когда нагрузка слишком мала (знакомая и пустая дорога домой), водителю становится скучно. Внимание ослабевает. В этот момент велик риск попасть в аварию. Такой же эффект происходит и при больших нагрузках - наступает утомление, которое ведет к ошибкам.

7. В политехническом институте транспорта в Вирджинии провели исследование современного стиля вождения. Ученые оснастили сотню машин камерами, GPS-навигаторами и другими устройствами для наблюдения. Испытуемые в общей сложности накатали более 3 миллионов километров, а длительность записей составила более 43 тысяч часов.

По результатам наблюдений выяснилось, что виновниками почти 80% аварий и 65% аварийных ситуаций были водители, не обращавшие внимания на дорогу в течение не более чем последних трех секунд перед инцидентом. Исследование четко показало, что две секунды, во время которых водители отвлекаются от дороги, становятся причиной аварий.

ПРАВИЛО ОДНОГО ЧАСА

Тратишь больше одного часа в день на дорогу - жди расстройств на нервной почве. Давно доказано, что есть некий лимит времени для передвижений, установленный не то природой, не то самим человеком, который нарушать крайне не рекомендуется.

8. Теория «бюджета времени на дорогу»

В 1970-х годах израильский экономист Яков Захави обнаружил, что практически во всем мире люди готовы тратить определенное количество времени на дорогу . Около 1,1 часа . Эта величина была актуальна и для африканской деревни и для американского города.

Другой ученый - итальянский физик Чезарре Маркетти развил идею, объяснив эту величину времени «инстинктом пещеры». Он установил, что на протяжении всей истории человек осваивал для жизни территорию равную примерно 20 кв. км . Такую площадь покрывала дорога человека из пещеры к местам охоты. А двигался наш предок с той же скоростью, что и сейчас - 5 км/час в среднем. Более того площадь греческих городов обычно не превышала 5 км в диаметре.

Величина допустимых временных затрат на дорогу - чуть больше 1 часа устоялась. И превышение лимита приводит к нервозности и раздражению. Вспомните снегопады в Казани два или три года тому назад. С каким горьким чувством мы возвращались ночью домой, так и не успев купить подарки к новому году.

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ДОРОГ НИ К ЧЕМУ ХОРОШЕМУ НЕ ПРИВОДИТ

Казань растет, новые дороги опутывают меняющиеся улицы, но насколько это решит транспортную проблему. Есть мнение, что строительство новых дорог не решает, а создает новые проблемы:

9. В 2002 году в портах Лос-Анджелеса взбунтовались водители грузовиков. На 10 дней в порту встали все грузоперевозки. Между тем число грузовых машин, двигавшихся к докам по шоссе 710 уменьшилось на 9 000 единиц.

По идее дорога должна была разгрузиться. Однако анализ показал, что общее число транспортных средств на шоссе снизилось только на 5 000 машин. Дорожники ломали голову, почему транспортную систему покинуло 9 000 грузовиков, но их место заняли 4 000 новых участников движения.

И вот, что выяснилось. После начала стачки водителей грузовиков по городу ангелов расползся слух: «Мужики 710-е шоссе пустое, давай все туда». Скорость потока подскочила на 67%. Прошло время - стачка закончилась. Грузовики вновь вышли на шоссе, и дорожная ситуация оставалась напряженной до тех пор, пока водители сами не восстановили. Излишек автомобилей рассосался по другим путям.

10. Случай с грузовиками выявил явление, названное впоследствии «скрытым спросом». Спрос на дорожное пространство есть всегда, но в силу ограничений транспортной системы он обычно не проявляется. Однако, как только появляется свободная дорога, ее тут же заполняют автомобилисты. Люди очень остро чувствуют любые изменения в дорожном движении.

Скрытый спрос на 710-м шоссе в Лос-Анджелессе является очередной гранью феномена возникновения новых возможностей. Строительство новых дорог стимулирует и провоцирует на увеличения числа транспортных средств. И числа пробок соответственно.

ДОРОЖНЫЕ ПАРАДОКСЫ МАТЕМАТИКОВ

Почему поведение одного водителя не улучшит дорожную ситуацию? Правило «начни с себя» на дорогах не действует, начинать меняться необходимо всем и сразу. Тогда будет результат, что и доказали ученые-математики:

11. Есть более сложное объяснение зависимости строительства новых дорог и увеличения заторов на них. Парадокс «Браесса». Ученый Дитрих Браесс обобщил изыскания исследователей XX века, бившихся над проблемами трафика.

Чтобы понять парадокс, представьте две дороги - шоссе «Традиционалистов» и шоссе «Меркантилистов», которые связывают два города. По первому пути проезд занимает один час, по второму - поездка может длиться от получаса до часа, как повезет. Большинство водителей считают, что родились под счастливой звездой и сворачивают на шоссе «Меркантилистов». Но поскольку большинство - ушлое - все едут этой дорогой и попадают в пробку. Тратят на дорогу тот же час. Логика водителя проста. Выберу первую дорогу - времени в любом случае не выиграю, а так возможно повезет.

12. Водители, стоящие перед выбором дороги, попадают в так называемое равновесие Джона Нэша (лауреат нобелевской премии по экономики, о нем снят художественный фильм «Игры разума»).

Концепция ученого говорит, что ни один участник игры не может увеличить выигрыш, если изменит свое поведение в одностороннем порядке. Вывода здесь два. Если выбор дороги не принесет очевидную пользу конкретному водителю, то зачем тогда ее выбирать. И не все, что хорошо для одного - есть благо для всех. Чтобы улучшить ситуацию на дорогах меняться должны все (98% водителей США считают, что другие люди должны пользоваться общественным транспортом). Если все будут делать так, как лучше только для них, общее время поездки для всех водителей увеличится.

По материалам книги «Трафик. Психология поведения на дорогах», Том Вандербильт

Начинающие водители нередко испытывают страх перед вождением, только собираясь осваивать автомобиль. И тут вовсе не имеет значение возраст, пол или умение водить машину. Неуверенность испытывают практически все. Однако некоторые могут справиться с волнением, у других же ничего не выходит, поэтому вождение для них превращается в сплошной дискомфорт. Что же нужно делать, чтобы не нервничать за рулем?

1)Очень много ездить. Не нужно садиться за только на пару часов в день. Катайтесь с утра до ночи по всему городу, по незнакомым улицам, так вы наберетесь опыта, начнете ориентироваться в местности, выучите знаки и светофоры. Немаловажное значение имеет умение парковаться. Нередко люди, научившись хорошо водить машину, до сих пор бояться парковаться или просто не умеют это делать. Для того чтобы избавиться от этого страха, нужно заниматься этим постоянно. Во время поездки по городу, останавливайтесь возле каждого торгового центра, заезжайте на парковку и делайте свое дело. Только благодаря опыту вы научитесь этой нелегкой науке.

2)Если даже вы в один прекрасный день поняли, что накопили достаточно опыта и теперь чувствуете себя за рулем, как рыба в воде, не стоит сильно обольщаться. Попробуйте управлять автомобилем в неких экстремальных условиях, например, во дворах жилых домов. Для некоторых наверняка покажется странной мысль о том, что езда по дворам является экстремальным условием. Но посудите сами: здесь достаточно узкие дороги, потому что они и сами по себе не являлись широкими, так еще по краям стоит куча припаркованных машин жильцов дома. Чтобы проехаться без печальных последствий, вам придется быть достаточно аккуратным, дабы случайно не задеть чужой автомобиль. Но самый настоящий экстрим начинается, когда во дворе вам навстречу выезжает другой автомобиль. Разъехаться двум машинам здесь просто невозможно, поэтому одному из водителей придется уступить и начать сдавать назад или временно припарковаться на близлежащей территории. Если же парковаться невозможно по причине отсутствия свободных мест, то придется давать задний ход, а это согласитесь не так просто, особенно учитывая, что со всех сторон стоят машины. В таком случае вам придется быть максимально внимательным и острожным.


3)Вопреки мнению о том, что музыкальное сопровождение мешает концентрации за рулем, можно включить негромко магнитолу, чтобы не ездить в тишине. Ваша любимая музыка поможет вам расслабиться, стать спокойнее. Однако не нужно включать музыку на полную громкость, ведь это может не только начать отвлекать вас, но также помешать услышать звуковые сигналы, которые могут подавать вам другие участники дорожного движения.


4)Берите с собой опытных в качестве пассажира, они смогут дать вам важные советы и подскажут, как действовать в разных ситуациях, которые будут постоянно происходить на дороге. Нежелательно ездить с пассажирами, которые безумолку болтают рядом с вами, отвлекая вас от управления за рулем. Разговоры должны быть только по теме, но никак не посторонние. Когда вы научитесь водить как следует, тогда уже можно позволить себе разговаривать во время движения.

В современном мире суеты и бешеной скорости жизни начинающие водители испытывают стресс на дороге, особенно это касается женщин. Наиболее часто подвергаются стрессу водители крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург. В этой статье мы рассмотрим причины и способы решения стрессовых ситуаций на дорогах. Учитывая особенности вождения на российских дорогах, следует отметить несколько самых распространенных факторов, провоцирующих стресс.

Во-первых, это ответственность . Несмотря на то, что отечественный водитель предоставлен самому себе по причине невысокого уровня социальной защиты, он вынужден нести на себе тяжелейший груз ответственности за возможные последствия причинения ущерба кому-либо, либо чужому имуществу. Накопившееся напряжение выливается, в итоге, в стрессовое состояние.

Второй фактор - неожиданность . Во время вождения всегда присутствует фактор неожиданности. В любой момент может произойти все что угодно, что может создать проблемные ситуации и препятствия на дороге. Например, пробки на дорогах , эмоционально неустойчивый водитель в соседнем автомобиле, поломка автомобиля , плохая погода, дорожно-транспортное происшествие и так далее.

Следом идет неопределенность . Неразборчивые дорожные указатели, сломанный светофор на перекрестке и другие подобные "сюрпризы" на российских дорогах вводят неопытного водителя в состояние неопределенности и паники, что в дальнейшем приводит к стрессу.

Наконец, к социальным стрессовым факторам можно отнести грубое поведение водителей , пассажиров и пешеходов. Эта проблема очень актуальна для отечественных автовладельцев, поэтому остановимся ненадолго на теме культуры поведения на дорогах .

От культуры каждого в отдельности водителя зависит общая культура поведения водителей на дороге . Эмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях крайне важна, так как грубость и агрессивные действия влекут за собой стресс всех участников движения на дороге. Многие отечественные водители, посещавшие дальние страны, например европейские, отмечают небывалый уровень культуры водителей-европейцев. Различные незначительные “уступки” в дорожных ситуациях и водительская взаимопомощь делают передвижение на автомобиле по европейским дорогам комфортным, удобным, а значит и спокойным и безаварийным.

На водителя влияет не только то, что происходит снаружи автомобиля, но и внутри. Значит, пассажир также несет ответственность за настроение водителя. Пассажиру крайне важно прислушиваться к водителю - если ему не комфортно вести беседы, то следуют от них воздержаться; если он, наоборот, не любит тишину, то нужно его развлечь разговорами. Конечно, чтобы пассажиру понять настроение человека, сидящего за рулем, водителю самому следует дать понять, что он хочет - начать самому разговаривать или же продемонстрировать свое нежелание в беседах деликатно и культурно.

Определив причины стресса, определим сейчас способы борьбы с ним.

Существует определенный алгоритм борьбы со стрессом. Для начала необходимо понять, какой из стрессовых факторов является наиболее проблемным, ведь все наши реакции сугубо индивидуальны. Далее, нужно приступать к выполнению следующих действий.

Первое. Сделать глубокий вдох и спокойно выдохнуть. Если вам известны другие приемы мгновенного расслабления, то они как нельзя будут кстати. Главное - это вернуться в спокойствие.

Затем необходимо уменьшить проблему, мысленно свести ее к минимуму. То есть постараться воспринять ее как нечто бытовое и вполне обыденное.

Затем, сосредоточившись и проанализировав проблему, нужно найти логичное разумное ее решение. Наконец, можно отметить для себя то, каким образом вам удалось успешно выйти из сложившейся ситуации и понять, что в этом заслуга не кого-то стороннего лица, а исключительно ваша.

Таким образом, разобрав самые основные моменты стресса, мы узнали, как от него избавиться. Помните, только вы должны руководить своим состоянием, не позволяйте стрессу вносить коррективы в ваше настроение, внимание и контроль за дорожной обстановкой . Каждый раз, почувствовав волнение, панику или гнев во время вождения, вспомните указанный выше алгоритм и следуйте ему. Тогда, со временем, вы автоматически будете контролировать свои эмоции.