С 1 апреля 2014 года статья 11.23 КоАП РФ обязала водителей нескольких категорий автотранспорта оснастить свои технические средства специальным устройством — тахографом.
Что это такое, зачем его устанавливать и какие функции выполняет тахограф — узнаете из нашего материала.
Тахограф — специальный измерительный прибор, контролирующий движение машины в пути. Это небольшое устройство регистрирует и сохраняет важнейшие показатели, такие как:
Внимание! По правилам, водитель транспортного средства, оснащённого тахографом, обязан каждые 4 часа останавливаться и отдыхать не менее 40 минут.
Первоначально назначение тахографа ограничивалось рамками сохранения жизни и здоровья водителей, а также для сокращения случаев ДТП. Сегодня цели установки данного прибора расширились.
С помощью тахографа фиксируется скоростной режим, средняя скорость, периоды работы водителей. Прибор даёт возможность пресекать нарушения скоростного режима и чрезмерную усталость экипажа.
В соответствие с международным договором ECTP, въезд на территорию стран Евросоюза автотранспорта, поставленного на учёт в ГИБДД после 16 июня 2010 года и не оборудованного цифровыми тахографами, запрещён.
Установленный на российский автомобиль тахограф открывает доступ на территорию всего Евросоюза.
В России с 01.04. 2014 г. наличие тахографа является обязательным условием для всего колёсного транспорта, принадлежащего юрлицам и индивидуальным предпринимателям.
Принцип работы всех тахографов, как правило, одинаков:
Тахографы производятся двух типовых размеров:
По типу различают тахографы:
Последняя разновидность была распространена только на заре появления прибора. На сегодняшний день они считаются устаревшими, поскольку не содержат средств криптографической защиты информации; такой тахограф при желании можно легко обмануть.
Современный мир постепенно переходит на цифровые приборы, и в России с 2019 года планировалось запретить к использованию аналоговые тахографы. Однако изменения в законодательстве наступили гораздо раньше.
10 февраля 2016 года агентство Росавтотранс опубликовало письмо, согласно которому с 01.07.2016 г. в России запрещается эксплуатация тахографов аналогового образца. При этом аналоговым будет признан любой прибор, не оборудованный криптозащитой.
Цифровые тахографы фиксируют всю информацию во встроенной памяти . Полученные сведения надёжно защищены от несанкционированного доступа, поэтому обмануть такой прибор почти невозможно.
Попытки получить доступ к информации будут зарегистрированы прибором, и водителя незамедлительно привлекут к ответственности.
Доступ к памяти цифрового тахографа можно получить только с помощью специальных карт, которые бывают 4 видов:
Тахограф, устанавливающийся на российских автомобилях, должен соответствовать требованиям, предъявляемым Приказами Минтранса №36 и №348.
Согласно новым данным, с 1 июля 2016 года допустимо устанавливать 2 разновидности тахографов:
Марки российских приборов:
Европейские:
Установка тахографа на ТС осуществляется только по требованиям ГОСТа Р 53831-2010. Заниматься этим должны компании, имеющие соответствующий сертификат.
Монтаж устройства осуществляется специалистами поэтапно:
Установка тахографов и дальнейшее их использование предполагается лишь в том случае, если автомобиль используется в целях коммерческой деятельности.
Частные лица, перевозящие свои грузы по стране, не подлежат тахографическому контролю. Однако люди, занимающиеся частными перевозками, зачастую тоже пытаются получить с машины коммерческую выгоду.
В этом случае тахографы должны быть оснащены специальным режимом работы АУТ. Включать его необходимо, если автомобиль не зарегистрирован в качестве коммерческого автотранспорта.
Тахографическому контролированию подлежат следующие виды транспорта:
Согласно ст. 11.23 КоАП РФ, за отсутствие или нерабочее состояние тахографа в указанных видах автотранспорта предусмотрены административные взыскания:
В перечень исключений входят следующие группы ТС:
Если сотрудник дорожной полиции остановил автомобиль, на котором должен быть установлен тахограф, он вправе проверить следующее:
Мониторинг производится посредством именной карты сотрудника ГАИ, вставляемой в считыватель прибора.
При работе цифрового тахографа водителю необходима личная карта, которая представляет собой формулятор с внедрённым микрочипом.
Карта выступает инструментом контроля над всеми действиями водителя по маршруту. Карточка является действительной 3 года, затем следует переоформление.
Чтобы правильно использовать цифровой тахограф, для начала необходимо изучить инструкцию по эксплуатации прибора и ознакомиться с режимом работы и отдыха водителей.
Алгоритм действий при пользовании цифровым тахографом:
Управление ТС, оснащённым цифровым тахографом, не допускается без карты водителя. Использование чужой карты также запрещено.
Тахограф – это современное контролирующее устройство, которым целесообразно оснастить любую машину. В завершение статьи — несколько важных выводов:
Региональный Центр
Тахографии - центр по
продаже, установке и
сервисному обслуживанию
тахографов в Центрально
Черноземном регионе.
Приказ Минтранса России от 12.02.2013 № 36 гласит: «Установка тахографов обязательна как для пассажирских, так и для грузовых транспортных средств независимо от формы собственности». В соответствии с 11.23 КоАП РФ инспектор ГИБДД имеет право оштрафовать собственников ТС и водителей за несоблюдение этого Приказа. Этот акт действует по всей территории РФ, в том числе в Воронеже, Уфе, Оренбурге, Казани.
Обратившись к нам, вы сможете купить тахограф по выгодной цене в Краснодаре, Воронеже, Уфе, Казани, Липецке, Белгороде, Москве, Нижнем Новгороде,Ставрополе, Волгограде, Саратове,Оренбурге, Челябинске, Тюмени, Екатеринбурге, Томске и других городах страны. Мы имеем филиалы во многих регионах России и успешно сотрудничаем с известными компаниями-производителями, осуществляя продажу и установку приборов следующих марок: VDO Continental, Штрих-Тахо RUS, Меркурий, АТОЛ Drive 5, ТЦА-02НК, Касби DT-20M. Эти устройства отвечают всем требованиям законодательства РФ (оснащены блоком криптозащиты или СКЗИ). Все устройства прошли адаптацию и могут устанавливаться в отечественные транспортные средства.
Мы создали широкую сеть филиалов и представительств в Краснодаре, Воронеже, Уфе, Казани, Липецке, Белгороде, Москве, Нижнем Новгороде,Ставрополе, Волгограде, Саратове,Оренбурге, Челябинске, Тюмени, Екатеринбурге, Томске: вы сможете купить прибор с блоком СКЗИ, не сомневаясь в качестве сервисного обслуживания.
Приказ Минтранса №36 сделал монтаж цифрового устройства контроля обязательной процедурой для водителей,
осуществляющих грузовые и транспортные перевозки. Наша компания занимается продажей и установкой тахографов в Воронеже, Краснодаре, Уфе, Казани, Липецке, Белгороде, Москве, Нижнем Новгороде,Ставрополе, Волгограде, Саратове,Оренбурге, Челябинске, Тюмени, Екатеринбурге, Томске и других городах России. Приобретите прибор у нас, и вам не придется искать мастерскую для обслуживания и думать, где заказать карту для водителя.
Это незаменимое устройство предназначено для сбора информации о транспортном средстве и фиксации действий водителя, проверки соблюдения им режимов труда и отдыха, скорости передвижения машины и т.д. Работник не может исправить значения или удалить информацию: любая попытка воздействия на работу сложного механизма моментально считывается и заносится в память прибора. Доступ к данным имеют обладатели нескольких видов карт:
Выбирая тахограф, водитель должен удостовериться в том, что необходимая ему модель входит в список устройств, разрешенных на территории Российской Федерации. Перечень можно найти на официальном сайте ФБУ Росавтотранс.
К исключениям относятся ранее установленные приборы, которые были произведены за рубежом и соответствуют всем требованиям ЕСТР. Обратившись в «Региональный центр тахографии», вы сможете провести необходимую и обязательную для всех владельцев устройств процедуру – калибровку.
После этого тахограф может использоваться до 2018 года. Подобные действия позволят вам сократить свои расходы и соблюсти требования, предъявляемые законодательством. Для того чтобы получить подробную информацию об услуге позвоните по бесплатному номеру техподдержки 8-800-222-22-50
или воспользуйтесь телефонами, указанными выше.
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ
Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);
за исключением:
транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 ;
транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров (приказ Минтранса России от 22 ноября 2004 г. N 36 "Об утверждении форм бланков лицензий, лицензионных карточек, удостоверений допуска и карточек допуска" (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2004 г., регистрационный N 6204)), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.);
пассажирских и грузовых троллейбусов;
автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов и транспортных средств, оснащенных кранами-манипуляторами, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, самоходных сельскохозяйственных машин, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;
транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти , в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" ;
находящихся в эксплуатации автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом".
Еще несколько лет назад владельцы транспортных компаний даже не подозревали о существовании тахографов. Сейчас же закон обязывает устанавливать эти приборы на все без исключения пассажирские и грузовые автомобили дальнего следования. Установка тахографов закреплена на законодательном уровне, но вокруг нее витает множество слухов и разночтений.
Давайте попробуем разложить ситуацию, что называется, по полочкам и выяснить как ее трактует закон.
О необходимости устанавливать тахографы законодатель упоминал уже 4 раза. Итак, разберем все существующие на сегодняшний день законодательные акты более подробно:
В частности, можно выделить следующие пункты:
Фактически устанавливать можно было все современные тахографы, главное, чтобы они соответствовали ЕСТР. Главное, чтобы тахограф был установлен в любом из авторизованных сервисных центров.
Давайте разберем каждый закон поэтапно и определимся, какой именно тахограф на автобус лучше устанавливать в современных условиях.
Большинство споров касаются того, что водители просто не могут определиться, с тем какой выбрать тахограф. Следовать 36 приказу или 720 постановлению. Давайте попробуем разобраться.
Ответить однозначно весьма непросто. Фактически сегодня разрешено ставить тахографа со средствами криптографической защиты, однако, предприятия,имеющие лицензию международного перевозчика, могут поставить оборудование соответствующее ЕСТР, то есть европейским нормам.
Вообще, стоимость приборов и услуг по их установке практически аналогична. Разница в том, что оборудовав свой транспорт устройствами с СКЗИ, вам придется также покупать и чип-карты для этих приборов. Есть, конечно, вариант воспользоваться старыми картами. Одна из российских компаний не так давно внедрила совместимость новых и старых карт. Однако по всемирной сети ходит информация о том, что от старой карты тахограф может зависнуть и водитель получит штраф за езду без карты.
В случае с ЕСТР также полно подводных камней. Имея статус международного перевозчика, вы на законных основаниях можете установить такой тахограф на автобус. Однако проблема в том, что в любое время может выйти закон, который полностью запретит использовать подобное оборудование на территории России. То есть фактически – установка тахографа ЕСТР, не более чем уловка, позволяющая сэкономить время.
Есть и еще один важный нюанс. Самые обычные тахографы отечественного производства по-прежнему активно устанавливают на транспорт. Почему так происходит? Ответ прост – 36 приказ сейчас хоть и работает, но и 720 постановление фактически никто не отменял. В итоге получается так, что можно руководствоваться хоть тем, хоть другим.
Определенный смысл в этот все-таки есть. Несколько российских компаний уже заявили о разработке специального расширения, которое позволит оснастить любые приборы дополнительным модулем с СКЗИ, в случае если отменять 720 постановление.
И еще маленькая хитрость, о которой знают работники всех центров, где происходит установка этого оборудования. Устанавливая старый тахограф на автобус без СКЗИ, сегодня достаточно просто активировать его от 30 или 31 марта 2013 года, будто бы прибор установлен до вступления в силу 36 приказа. В этом случае ни у одного из надзорных ведомств не будет никаких вопросов. Даже по той простой причине, что 720 постановление правительства согласно вертикали власти гораздо важнее ведомственного приказа № 36. Однако если хотите работать по-честному – в приоритете установка устройства именно с СКЗИ. Вскоре в силу вступит регламент для сервисных центров и уловки с 720 постановлением просто перестанут действовать, а всех кто ставил тахографы согласно этому постановлению, скорее всего, заставят менять приборы.
Как уже было сказано выше единственным выходом остается разработанный российскими инженерами модуль с СКЗИ. Фактически это программно-аппаратный комплекс позволит не менять старый тахограф, а просто дополнить его.
Известно, что устройство будет работать на платформе оперативной системы Windows. Фактически устройство будет выполнять главные задачи:
Прибор как заявляют производители, имеет все необходимые сертификаты и его можно использовать для защиты информации любого уровня, в том числе и той, что является государственной тайной.
Если говорить о возможностях прибора, то можно выделить следующие функции:
Последний на сегодняшний день приказ Минтранса России также требует более детального рассмотрения. Давайте разберемся, какие именно транспортные средства, и с какого срока, теперь, в дополнение к остальным обязательно должны быть оснащены тахографами.
Схематически это выглядит следующим образом:
Говоря проще, именно с 2016 года постановление №720 будет работать только для тех перевозчиков, которые реально пересекают границу. Остальные смогут установить исключительно устройства, оборудованные СКЗИ. Старые приборы также придется заменить на современные.
Впрочем, исключения для международников также не всегда будут работать. Сейчас в Минтрансе обсуждается приказ, который обяжет всех без исключения перевозчиков перейти на использование приборов, оборудованных СКЗИ.
В ближайшее время документ может быть опубликован для общественных обсуждений. Ожидается, что новый закон вступит в силу не позднее 2018 года. То есть времени для подготовки остается совсем немного и транспортным предприятиям уже пора закладывать в бюджет расходы по закупке и установке нового оборудования.
Да Нет