Дымит авто что делать. Белый дым из выхлопной трубы, основные причины

В практике любого автолюбителя бывали ситуации, когда изменялись выхлопные газы, их цвет, плотность, запах. В ближайшее время придется посетить автосервис, что бы выяснить: почему дымит двигатель и провести диагностику двигателя.

Говоря в общих чертах, когда двигатель дымит, причины этого, в большинстве случаев связаны с работой цилиндропоршневой группы (далее - ЦПГ) и попаданием в нее посторонних жидкостей, например, масла или жидкости из системы охлаждения (ОЖ), а так же работой двигателя на сильно обогащенной смеси. Несколько по-другому дымит дизельный двигатель и об этом будет сказано ниже.

Синий дым

Однозначно говорит о попадании масла в цилиндры или впускной тракт. Такой дым не рассеивается быстро в воздухе, часто не исчезает при прогреве, имеет характерный запах. Причинами того, что дымит двигатель ВАЗ являются,чаще всего, износ или поломка деталей ЦПГ – нарушение зеркала цилиндров, износ поршневых канавок и т.д. Для двигателей с турбтной– неисправность сальников вала турбины.

Нередко причиной появления синего дыма является использование некачественного масла неизвестных производителей или несвоевременное обслуживание двигателя.

При небольших износах деталей двигатель дымит при запуске и перестает после прогрева. В этом случае почему дымит двигатель можно объяснить расширением нагревающихся деталей и уменьшением (исчезновением) зазоров между ними. И, наоборот – при сильно изношенных деталях двигатель дымит на оборотах и горячее масло проникает в цилиндр.

Работа двигателя в данном режиме сопровождается повышенным расходом масла.

Если двигатель дымит белым дымом

Часто так холодный двигатель дымит в процессе прогрева. Что не является признаком неисправности, а в зимнее время года по нему нельзя судить о нештатной работе двигателя. Это пар, естественный продукт горения топлива, с понижением температуры и увеличением влажности воздуха он становится еще гуще.

Но если пар заметен в теплое время на прогретом двигателе, то это говорит о попадании охлаждающей жидкости в цилиндры, что часто наблюдается, когда дымит двигатель ВАЗ старых моделей. Оттенок зависит, в основном, от количества попавшей жидкости в двигатель, ее состава. Но главным отличием от синего дыма служит быстрое рассеивание пара в воздухе.

В основном двигатель дымит по причине попадания охлаждающей жидкости в цилиндры – повреждение прокладки головки блока, недостаточная протяжка ее крепления или образование микротрещин в головке или блоке цилиндров. Подобные дефекты способствуют попаданию выхлопных газов в систему охлаждения, которые, в свою очередь, создают в ней газовые пробки, вот почему дымит двигатель и цвет дыма белый.

Необходимо следить за уровнем охлаждающей жидкости, а так же за ее состоянием в радиаторе и расширительном бачке – при открытии их пробок не должно быть запаха выхлопных газов и масляной пленки на поверхности.

Дымит дизельный двигатель черным дымом

Часто связано со смесеобразованием – это либо нехватка воздуха, либо избыток топлива. Следствием этого является повышенный расход топлива, неустойчивые режимы работы двигателя и падение его мощности по причине неоптимального состава рабочей смеси. Часто по этой причине дымит двигатель ВАЗ с бензиновым двигателем.

Наиболее распространенными причинами нехватки воздуха может быть банальное засорение воздушного фильтра, воздуховодов, неисправности датчиков расхода воздуха (датчика кислорода) и его цепей.

Не лишним будет измерить давление топлива в системе, в особенности, если сильно дымит двигатель на высоких оборотах. В случае, если оно ниже нормы, в первую очередь рекомендуется заменить топливные фильтры, проверить работу топливного насоса; убедиться в целостности магистрали на предмет течи. В этом случае происходит длительный и несвоевременный впрыск топлива. В двигателях с электронным впрыском проверить правильность работы форсунок и их чистоту.

Когда дымит дизельный двигатель, также, необходимо обратить внимание на работу насоса высокого давления и угол опережения впрыска. При нарушении в работе данных узлов и систем возможно появление черного дыма.

Необходимо иметь в виду, что резкое и продолжительное увеличение нагрузки на двигатель может привести к появлению выхлопных газов черного цвета.

Таким образом, зная и понимая почему дымит двигатель можно собственными силами провести диагностику, найти и устранить неисправность, в ряде случаев - своими силами, следовательно, сэкономить средства на диагностике в автосервисе.

Почти у каждого автомобиля сразу после запуска двигателя заметны выделения из глушителя. В норме они представляют собой пар, прозрачность которого зависит от температуры мотора – чем горячее двигатель, тем прозрачнее пар. Пар должен стать незаметным после прогревания автомобиля, а если этого не происходит, значит с машиной что-то не так. В статье мы расскажем, о каких неисправностях может свидетельствовать разный цвет выхлопа.

1 Из-за чего выхлопные газы приобретают характерный цвет?

Выделения из глушителя могут иметь разные оттенки. Белый дым из выхлопной трубы, а также сизый и черный встречаются чаще всего. Именно по цвету, который указывает на характер протекающих в двигателе физических и химических процессов, можно определить, какие проблемы есть у вашего авто. Характерные оттенки дыма свидетельствуют о неисправности механизма газораспределения, цилиндрической группы, системы питания, управления впрыском, системы охлаждения или зажигания.

Окрасить дым могут различные процессы, а именно:

  1. Неполное или некачественное сгорание топлива может окрашивать дым в синий или черный цвет.
  2. Попадание в камеру сгорания антифриза делает дым белым.
  3. Горение масла в цилиндре окрашивает пар из трубы в синий цвет.

Однако не всегда можно точно определить неисправность машины только по цвету выхлопов. Нередки случаи, когда неисправность в системе, приводящая к окрашиванию дыма из трубы, является следствием проблем в других системах транспортного средства.

2 Белый дым или белый пар – что свидетельствует о неисправности машины?

Чаще всего при обнаружении белого пара из выхлопной трубы автовладельцы задумываются о проблемах в двигателе. Пар лучше всего заметен во время прогрева мотора, но он далеко не всегда свидетельствует о каких-то неисправностях. В холодной системе выхлопа скапливается влага, конденсирующаяся из воздуха, а при нагреве она испаряется и становится паром. По мере испарения идущий из трубы пар должен пропадать.

Насыщенность пара зависит от влажности – чем выше влажность воздуха, тем гуще пар.

На цвет пара влияет и температура воздуха:

  • при –10 °C пар может образовываться и при эксплуатации прогретого двигателя;
  • при –20 °C пар может приобрести сизый оттенок.

Так называемый "белый дым" чаще всего оказывается паром, полученным в результате образования конденсата в системе выхлопа

Если при положительной температуре воздуха двигатель прогрелся, но белый выхлоп не пропал, в камеру сгорания могла попасть охлаждающая жидкость. Причиной этого выступает повреждение головки блока цилиндра или проблемы с прокладкой ГБЦ. При попадании антифриза в камеру вода, входящая в его состав, не успевает испариться и превращается в белый пар. Именно он при выхлопе выглядит, как дым.

Оттенок пара зависит от используемого антифриза, влажности воздуха, температуры окружающей среды и освещенности. Пар может выглядеть сизым и напоминать дым, характерный для сгораемого масла. Различить пар и дым очень просто, каким бы ни был цвет пара, он быстро рассеивается, но в воздухе остается туман синеватого оттенка.

3 Белый дым и неисправности, которые его вызывают

При обнаружении белого пара, похожего на дым, необходимо первоначально подтвердить наличие или отсутствие неисправности в охлаждении. Для этого вам понадобится лист бумаги, который нужно на 15–20 секунд приложить к отверстию глушителя при прогретом, работающем двигателе. Если горит масло, то на листе останутся заметные масляные следы.

Далее вам нужно проверить на наличие повреждений блок цилиндров и ГБЦ. Повреждения цилиндров при работе двигателя приводят к попаданию в систему охлаждения выхлопа. Поэтому для определения проблемы необходимо открыть пробку радиатора. Если вы увидите на поверхности антифриза (его будет меньше обычного) масляную пленку или почувствуете стойкий запах выхлопных газов – проблема действительно в блоке цилиндров.

Рекомендуется проверить масло на образование эмульсии. Откройте пробку для заливки масла или вытяните масляный щуп. При прохождении по каналам двигателя эмульсия оставляет на пробке горловины или крышке узнаваемую пену, цвет которой может колебаться от желто-коричневого до светло-голубого. Эмульсия в масле появляется из-за попадания антифриза в цилиндр. Со временем он проходит через поршневые кольца, а затем оказывается в масле и в поддоне картера. Из-за перемешивания с антифризом, масло становится эмульсией и светлеет.

Незначительные дефекты цилиндра, приводящие к попаданию небольшого количества антифриза в масло, могут и не привести к образованию эмульсии, но пена на пробке появится. Сильные прогары и трещины приводят к накоплению антифриза над поршнем, что препятствует провороту стартером коленвала в первый момент при пуске двигателя. Все это может стать причиной гидроудара в цилиндре, поломки поршневых колец, поршней и клапанов.

Далее вам следует проверить состояние свечей зажигания. Для этого нужно первоначально повернуть коленвал в положение, в котором клапаны будут закрыты, включить передачу и держать авто на тормозе. В таких условиях следует поочередно вытащить свечи и тщательно их осмотреть. Если антифриз попал в систему, то он может очистить свечу, сделать ее внешне похожей на новую. Если одна свеча чистая, то вы нашли поломку, вы можете подтвердить это, направив в цилиндр воздух под давлением, из-за этого жидкость в бачке будет повышаться.

Рекомендуется проверить возможность попадания антифриза в цилиндры через систему впуска. Такое возможно, если прокладка впускного коллектора имеет сильные повреждения. Возможно также и повреждение уплотнительного узла дроссельной заслонки. Чаще всего такие проблемы встречаются на азиатских автомобилях. В таких условиях давление в охлаждении не увеличено, отсутствует запах выхлопа и нет признаков превращения масла в эмульсию, зато в выхлопе проявляется сильный запах антифриза, сопровождаемый активным парением.

Следующий этап диагностики – снятие ГБЦ и механическая проверка мотора. Вам необходимо проверить состояние прокладки ГБЦ, а также осмотреть камеру сгорания, днище поршня и тарелки клапанов. Прогар прокладки ГБЦ может произойти из-за перегрева мотора, что часто сопровождается деформацией головки блока цилиндров. Если проблема подтвердится, нужно будет отшлифовать плоскость ГБЦ и заменить прокладку. Если же при снятии головки явных дефектов не замечено, нужно будет проверить головку на герметичность – выполнить опрессовку под давлением. Нужно также проверить сам цилиндр на целостность. Для этого его необходимо опустить в нижнюю точку и осмотреть.

Таким образом, существует ряд причин, из-за которых из глушителя может идти белый дым. Очень важно найти первопричину обнаруженного дыма, причем ездить на поврежденном автомобиле не рекомендуется. При превращении масла в эмульсию, резко возрастает нагрузка на детали двигателя, что может привести к еще более существенным неполадкам. Трещины в цилиндрах могут быстро прогрессировать. Если при обнаружении проблемы сразу обратиться в автосервис, ремонт можно ограничить заменой прокладки ГБЦ, но если продолжить эксплуатацию машины с повреждениями и на плохом масле, вы можете наездить на капитальный ремонт.

4 Почему из глушителя идет черный дым?

В отличие от белого дыма, который можно спутать с паром, черный – это действительно дым, который приобретает свой цвет из-за содержащихся в нем частичек сажи, появляющихся при неполном сгорании топливной смеси. Черный дым всегда свидетельствует об излишнем обогащении топливовоздушной смеси, на основе чего можно сделать вывод о наличии проблем в системе зажигания, питания или управления впрыском. Такие поломки всегда сопровождаются увеличенным расходом топлива, неустойчивой работой мотора, плохим запуском двигателя, высокой загрязненностью выхлопных газов и общей потерей мощности авто. То есть поврежденный автомобиль просто не тянет.

В машине с карбюратором дым появляется из-за неправильного угла опережения зажигания или неисправности самого карбюратора. Топливо может переливаться в поплавковую камеру из-за поломки игольчатого клапана либо из-за загрязнения воздушных жиклеров обгоревшим маслом.

Черный дым может появиться и при неисправностях бензинового двигателя. Если подача топлива выполняется через инжектор, управляемый компьютером, переобогащение топливной смеси возможно из-за неисправности расходомера или лямбда-зонда. Кроме того, проблема может возникнуть и из-за протекающих форсунок. Главная опасность описанных неисправностей заключается в попадании в цилиндр бензина, из-за которого поршень не сможет дойти до мертвой точки, в результате чего появляется вероятность гидроудара.

У дизелей черный дым может выступать свидетельством неисправности топливной аппаратуры. Это возможно не только из-за дефектов насоса высокого давления, но и из-за большого угла опережения впрыска. Для дизельного двигателя, как и для любого другого, вредно функционировать на слишком обогащенной смеси. Из-за этого возможен повышенный износ элементов мотора, появление задиров на стенках цилиндров, где топливо будет смывать масло, ухудшая смазку деталей.

Несгоревшее топливо может догореть в катализаторе, который будет раскаляться, из-за чего может появиться огонь, угрожающий не только машине, но и ее владельцу. Для обнаружения такой проблемы достаточно вынуть масляный щуп, при этом уровень масла будет повышен, и от него будет идти стойкий запах топлива.

5 Синий масляный дым – причины и возможные последствия

Главная причина появления дыма синего оттенка – горение масла в моторе. Синий дым называют масляным, он свидетельствует о проблемах с двигателем. В зависимости от типа неисправности может изменяться цвет и фактура дыма. Он может иметь голубой оттенок или быть насыщенным синим.

Цвет дыма при сгорании масла может различаться и зависит от ряда факторов, начиная со степени прогрева двигателя и количества оборотов и заканчивая количеством масла, составом масла и внешними условиями окружающей среды. Масляный дым легко отличить от пара, он долго держится в воздухе и имеет характерный запах.

По характеру дымления можно определить степень износа двигателя автомобиля:

  1. Дым сине-белый или синий хорошо заметен только при запуске холодного двигателя, и его становится меньше после прогрева. Чаще всего это указывает на отсутствие существенно изношенных деталей. Объясняется расширением отдельных элементов при прогреве.
  2. Дым лучше всего заметен на прогретом двигателе. Свидетельствует о сильном износе элементов мотора. Расширение деталей недостаточно для герметизации протечки, масло легко протекает в цилиндр. Такой двигатель расходует масло в больших количествах.

Диагностируя причины возникновения дыма, необходимо помнить, что компрессия может быть как завышенной, так и заниженной. Компрессия может понижаться, так как детали цилиндропоршневой группы сильно износились, а давление картерных газов увеличилось. Но из-за большого объема масла, попадающего в цилиндры, происходит уплотнение зазоров соседних деталей. Если зазоры не очень велики, то замеры компрессии могут давать нормальные или слегка завышенные результаты.

Существует два пути, по которому масло может попадать в камеру сгорания:

  1. Через промежутки между направляющими втулками и стержнями клапанов.
  2. Через поршневые кольца.

Если в вашем авто сильно дымит двигатель, производит белый, черный или синий дым, его настоятельно не рекомендуется использовать. Поездки на поврежденном автомобиле будут не только совершенно некомфортными для вас, но и по-настоящему губительными для самого автомобиля. Имеющиеся у машины проблемы и поломки только усугубятся, что приведет к резкому возрастанию стоимости необходимого ремонта. Следите за состоянием авто и, не теряя времени, отдавайте его в автосервис при появлении дыма из глушителя.

X Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?

Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить , потому что вам уже знакомо что:

  • СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
  • Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
  • В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти

И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ROADGID S6 Pro, который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите!!!

Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.


Знакомая картина: запустили двигатель после долгой стоянки и из выхлопной трубы пова-
лил густой дым. Вполне возможно, что после прогрева он уменьшится, а при поездке и вовсе
исчезнет. Но чаще бывает иначе. Дымление продолжается и явно показывает, что в моторе
имеются какие-то неполадки. Долгое бездействие послужило своего рода толчком к их рез-
кому проявлению.

Дым из выхлопной трубы бывает и белым, и черным, и любых промежуточных оттенков. Цвет
служит важным диагностическим признаком. Работа двигателя с повышенным дымлением часто
сопровождается и другими отклонениями от нормы, хотя порой малозаметными. Их обязательно
надо улавливать и отмечать, чтобы точнее оценить ситуацию.

Обычно появление дыма связано с неисправностями следующих рабочих
органов двигателя: системы управления (в основном топливоподачи),
системы охлаждения, механической части (поршневая группа,
распределительный механизм и т.д.). В соответствии с этим дым возникает
либо из-за неполного или «неправильного» сгорания топлива, либо
попадания охлаждающей жидкости в цилиндры, либо поступления туда масла.
Присутствие масла, охлаждающей жидкости или излишнего топлива при
сгорании в цилиндрах и придает характерный цвет выхлопным газам.
Если проанализировать возможные неисправности, то окажется, что во
многих ситуациях дым одинаков по цвету, хотя и имеет различную природу.
Другое обстоятельство:
нередко неисправность одной системы, оказывающейся источником дымления,
возникает из-за неполадок и дефектов в другой. Вот характерный пример:
плохая работа системы охлаждения приводит к перегреву двигателя и,
соответственно, пригоранию поршневых колец. Уже вследствие этого в
цилиндры попадает масло и вызывает дымление, причина которого по
существу вторична.

Начинать поиск причины дыма лучше с сопоставления всех зафиксированных обстоятельств:
характера самого дымления, замеченных сопутствующих явлений, возможных внешних влияний.

О характерных сочетаниях этих факторов у нас и пойдет речь.

Белый дым.

Белый дым из выхлопной трубы — вполне нормальное явление для режимов прогрева холодного
двигателя. Только это не дым, а пар. Вода в парообразном состоянии — естественный продукт сго-
рания топлива. В ненагретой выпускной системе этот пар частично конденсируется и становится
видимым, причем на срезе выхлопной трубы обычно появляется вода. По мере прогревания системы конденсация уменьшается. Чем холоднее окружающая среда, тем более плотным и белым
получается пар. При температуре ниже -10° С белый пар образуется и на хорошо прогретом двига-
теле, а при морозе в минус 20-25 градусов приобретает густой белый цвет с сизым оттенком. На
цвет и насыщенность пара влияет также влажность воздуха: чем она больше, тем пар гуще.
Белый дым в теплое время и на хорошо прогретом двигателе чаще всего связан с попаданием
охлаждающей жидкости в цилиндры (например, через негерметичную прокладку головки блока),
Вода, содержащаяся в охлаждающей жидкости, не успевает полностью испариться при сгорании
топлива и образует довольно густой белый дым (на деле опять-таки пар). Его оттенок зависит от
состава охлаждающей жидкости, погоды и освещенности на улице. Иной раз он выглядит сизым,
напоминая «масляный» дым. Отличить водяной пар легко: он сразу рассеивается, а после «масля-
ного» дыма в воздухе надолго остается синеватый туман.

Чтобы убедиться в виновности именно системы охлаждения, потребуется ряд целевых проверок. Нетрудно уточнить, что из выхлопной трубы действительно выбрасывается вода, а не масло.
Для этого на хорошо прогретом двигателе кратковременно закрывают отверстие выхлопной трубы
листом бумаги. Капли воды с листа постепенно испарятся и не оставят явных жирных следов, да и
на ощупь они не будут жирными.

Далее поиск надо согласовать с конструкцией двигателя. Жидкость может попадать в цилиндр
вследствие не только повреждения прокладки, но и трещин в головке или блоке цилиндров. Все
эти дефекты при работе двигателя вызывают попадание выхлопных газов в систему охлаждения
(порой там даже образуется газовая пробка), что и служит основой для распознавания.

Открыв пробку радиатора или расширительного бачка, легко заметить запах выхлопных газов и
пленку масла на поверхности охлаждающей жидкости. Да и уровень жидкости будет понижен-
ным. Характерно, что в таких случаях после запуска холодного двигателя давление в системе
охлаждения сразу повышается (нетрудно ощутить рукой, сжав верхний шланг радиатора), быстро
увеличивается и уровень жидкости в расширительном бачке. Причем этот уровень нестабилен, и в
бачке можно заметить выход пузырей газа, иногда с периодическим выбросом охлаждающей жид-
кости из бачка.

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Или звоните по телефонам ниже: Это быстро и бесплатно!

Наличие автомобиля имеет огромное количество самых разнообразных преимуществ - вы можете спокойно добираться до работы или учебы, не тратя на это огромное количество времени, можете путешествовать в любую точку суши, не завися при этом от автобусов, самолетов и других транспортных средств. Вы всегда можете выбраться туда, куда вам захочется, будь то магазин, дача или поход в лес. Однако при этом необходимо понимать, что автомобиль - это далеко не только сплошное удовольствие. Как и за домашним питомцем, который приносит очень много радости, за автомобилем нужно ухаживать - и у него могут быть свои проблемы, неисправности и поломки. Естественно, при первой же мелочи можно всегда отвозить автомобиль на станцию техобслуживания, однако большинство автолюбителей отказываются это делать. Кто-то не хочет тратить лишние деньги, а кто-то просто считает, что он должен справляться со всем проблемами собственного автомобиля самостоятельно. Именно для таких людей и написана данная статья, в которой подробно разобрано, почему у вашей машины дымит двигатель. Эта проблема очень распространенная - выхлопная труба постоянно отправляет выхлопы в атмосферу, однако это происходит в небольших количествах и незаметно. Но если вы заводите двигатель, а из выхлопной трубы валит дым - это значит, что пришла беда. Что же делать, если дымит двигатель? В первую очередь вам нужно определить, в чем заключается проблема. И сделать это можно уже по цвету дыма.

Цвет дыма

Итак, если у вас дымит двигатель, то вам необходимо либо везти автомобиль в ремонт, либо разбираться самостоятельно. И первым шагом будет определение цвета дыма, исходящего из мотора. Чаще всего он может быть белым, черным и сизым - естественно, у каждого из этих цветов могут быть оттенки, но если делить дым из мотора на основные группы, то они будут именно такими. Также порой из трубы может идти буквально прозрачный дым, и это тоже может указывать на некоторые неисправности, хотя чаще всего в такой ситуации нет ничего плохого. Однако о каждом из цветов дыма будет рассказано более подробно. Вы узнаете, что именно не так с вашей машиной в зависимости от того, как конкретно дымит двигатель, а также сможете разобраться с тем, что вам следует сделать, если у вас возникла та или иная проблема.

Прозрачный дым

Многие водители задаются вопросом касательно того, почему дымит Они интересуются, почему из бензинового двигателя может валить клубами дым. Все эти проблемы вызывают у начинающего автолюбителя настоящую панику, однако если дым не идет напрямую из вашего двигателя, который горит у вас на глазах - повода для нее нет. Любую неисправность можно определить, а затем и исправить. И для начала стоит взглянуть на самый безобидный момент - когда у вас из двигателя идет прозрачный или белесый дым, которого практически не видно. На самом деле это даже не дым, а пар, который образовывается в непрогретой системе. Чаще всего такое можно увидеть в зимнюю пору, когда заводится двигатель после ночи бездействия. Он постоянно нагревается, а вместе с ним нагревается и выхлопная система, из которой и идет пар. Вы можете убедиться в том, что это приложив в любое другое время к выхлопной трубе какой-либо сосуд - на его стенках будет образовываться конденсат. Проблема просто в том, что пар идет в зимнее время в больших количествах, а когда из выхлопной трубы начинает капать вода, многие новички начинают паниковать и думать, что случилось что-то ужасное. Но на самом деле все в порядке, и волноваться вам абсолютно нечего. Как только двигатель и вся выхлопная система прогреются, пар либо полностью исчезнет, либо сократится до минимального количества, которое вам будет уже незаметно. Как вы уже могли понять, данный случай не требует никакого ремонта, однако есть и другие ситуации, когда вам хотелось бы знать, почему дымит или же любой другой двигатель, установленный на вашем автомобиле. Ведь в некоторых случаях дым может означать серьезную проблему.

Черный дым

Как вы уже могли понять, если у вас дымит двигатель, причины этого могут быть самыми разнообразными, и вы сами можете их установить, если проанализируете, какой именно цвет у дыма, идущего из выхлопной трубы. Случай с прозрачным дымом уже был рассмотрен, и теперь пришло время перейти к полной его противоположности - черному цвету дыма. Это довольно пугающее зрелище, и его можно увидеть, когда на дороге, например, едет огромная фура. Зачастую ее выхлопы бывают до ужаса черными, и именно поэтому такие выхлопы являются самыми преследуемыми с точки зрения урона окружающей среде. Однако что делать, если черный дым валит у вас из двигателя? В первую очередь причиной может быть перенагрузка - как в случае с фурами и тягачами. Но, учитывая тот факт, что речь идет о легковом автомобиле, такой вариант маловероятен. Поэтому наиболее правдоподобной является проблема смесеобразования. Что это означает? Это означает, что смесь, которая поступает в двигатель, имеет слишком большое содержание непосредственно самого топлива - и результатом становится не только неприятный черный дым, но и чрезмерное потребление топлива. Так что проблема, вероятнее всего, кроется где-то в топливной аппаратуре или в системе управления двигателем. Первое, на что вам стоит обратить внимание - это воздушный фильтр. Если он забит, то перекрывается подача воздуха, которая приводит к его нехватке и, соответственно, к переизбытку топлива в итоговой смеси. Следующий пункт - это компрессия. Вам нужно изучить цилиндры вашего двигателя. Если они повреждены, то процесс горения не будет соответствовать расчетному, в результате чего появляется нехватка мощности и, соответственно, переобогащение смести топливом. Ну и еще один распространенный случай - это неправильная работа датчиков контроля двигателя. В результате системы работают «вслепую», из-за чего и появляются неисправности. Чаще всего в этом случае у вас на приборной панели загорается лампочка, оповещающая о необходимости проверки двигателя, но может случиться очередной сбой, и сигнал не поступит - тогда вам придется все проверять самостоятельно. Простейший способ диагностики - это проверка свечей зажигания. Если черный дым из выхлопной трубы является следствием то на свечах вы обнаружите черный налет. Это будет означать, что пришло время ремонтировать автомобиль - также настоятельно рекомендуется заменить и сами свечи, если они покрылись налетом из-за того, что у вас дымит двигатель. Причины черного дыма теперь вам должны быть ясны, поэтому можно переходить к разбору очередного окраса.

Белый дым

Вы уже узнали, почему дымит двигатель в холодное время года - прозрачный пар из выхлопной трубы появляется в том случае, когда мотор и система выхлопов не успели прогреться, в результате чего образуется конденсат. Сейчас же будет рассмотрен случай, когда из выхлопной трубы также валит пар, однако при этом он не является прозрачным, не рассеивается так быстро, а также прогрев двигателя не решает появившуюся проблему. Белый дым - это следствие неисправностей в работе системы охлаждения. В зависимости от того, какую охлаждающую жидкость вы используете, клубы белого дыма могут иметь различные оттенки, но причина при этом останется прежней - система охлаждения работает неправильно. И вам не следует тянуть с ремонтом, потому что, как вы поймете далее, это может нанести серьезный урон вашему автомобилю. Итак, самой распространенной причиной появления большого количества белого дыма из выхлопной трубы является попадание воды в цилиндры вашего двигателя. Чтобы убедиться в неисправности, вы можете разобрать цилиндры и проверить свечи. Если в цилиндр попадает вода, то на свече будет такой же налет, как внутри вашего электрического чайника - проще говоря, накипь. Это не является концом света или катастрофой - вам просто нужно проверить все цилиндры, определить, в каких из них имеется налет, после чего осуществить их ремонт или замену. И лучше всего делать это на профессиональной станции технического обслуживания, так как в большинстве случаев причиной данной неисправности является неправильная сборка двигателя, а также свое слово могут сказать некачественные запчасти, на которых пытаются сэкономить многие автолюбители.

Также причиной этой неисправности может стать перегрев двигателя - в этом случае вам также стоит обратиться к специалисту, чтобы он не просто отремонтировал или заменил цилиндры, но также и произвел полную диагностику, чтобы выявить причины перегрева. Однако ситуация на самом деле может быть и гораздо менее простой, она может иметь и гораздо менее приятный для водителя исход. Дело в том, что жидкость, попадающая в цилиндры, может приводить к появлению клубов белого дыма, вырывающихся из выхлопной трубы. Но большим количеством пара вы обойдетесь только в том случае, если используете качественную охлаждающую жидкость. Если же вы решили сэкономить и тут и купили дешевый тосол, то он может буквально «съесть» внутренности вашего мотора вследствие протечки. В результате коррозия распространится на жизненно важные детали вашего двигателя, и его можно будет отправить только в утилизацию - ремонту такие повреждения не подлежат.

Так что если вы задаетесь вопросом о том, почему дымит двигатель, то вам не стоит делать это на ходу. Разберитесь с проблемой, устраните ее, а затем продолжайте разъезжать на своем автомобиле.

Голубоватый (сизый) дым

Если у вас дымит или бензиновый мотор, и при этом дым имеет голубоватый оттенок, то причина кроется в том, что в цилиндры попадает слишком много масла. В результате клубы дыма получаются очень густыми и дольше всего рассеиваются по сравнению с предыдущими описанными случаями. При этом чаще всего они имеют характерный запах жженого масла. Стоит обратить внимание на тот факт, что далеко не всегда с первого взгляда можно определить, что этот дым выходит из выхлопной трубы вообще. Учитывая то, что на его появление могут оказывать влияние самые разнообразные факторы, от качества моторного масла до температуры воздуха на улице, оттенки голубизны могут быть также самыми различными. И в некоторых случаях голубизна настолько слаба, что практически невозможно отличить такой дым от стандартных выхлопов. Однако проверка осуществляется крайне просто - вам необходимо внимательно следить за уровнем масла, так как при его утечке будет очевидный его перерасход. Что касается физических факторов, то вам понадобится лишь ваш нос и лист белой бумаги. Носом вы без труда сможете почувствовать запах масла в выхлопах, даже если они будут иметь вполне обычный цвет, а на листе бумаги, который необходимо разместить рядом с выхлопной трубой, появятся вполне заметные маслянистые пятна. Что ж, теперь вы убедились, что у вас имеются проблемы с моторным маслом, вы знаете, почему ваш двигатель дымит синим дымом. Пришло время разбираться с неисправностями, которых в данном случае может быть большое разнообразие.

Маслосъемные колпачки

Как вы уже успели убедиться, если ваш двигатель дымит белым дымом, то причин этому может быть несколько. Но в случае с голубоватым оттенком, причины могут быть многочисленными, поэтому вам стоит внимательно разобраться с каждой из них, так как любая может быть актуальной именно в вашем случае. Чаще всего причиной голубоватого дыма являются поврежденные Эти колпачки должны удерживать масло до того момента, как появится необходимость его подачи. Но из-за повреждений колпачка масло протекает и тогда, когда оно не нужно, из-за чего его накапливается слишком много. Именно поэтому, если данная деталь у вас повреждена, то после долгой стоянки при первом заводе вы можете увидеть огромное облако голубоватого дыма, вырывающееся из вашей выхлопной трубы. В большинстве случаев все зависит от качества самих колпачков - если оно высокое, то масло не будет протекать и после нескольких лет работы, а если оно низкое, то утечки могут начаться практически сразу, что уж говорить о годе или даже нескольких годах. К этому времени плохой колпачок уже, вероятнее всего, развалится. Так что если у вас в холодном двигателе дымит голубоватым дымом, то в первую очередь вам нужно обратить внимание на маслосъемные колпачки, так как из-за отсутствия герметичности у поврежденных деталей даже в незаведенном двигателе продолжается «подача» масла, которое затем и сгорает при заводе.

Маслосъемные кольца

Также если у вас дымит двигатель синим дымом, то проблема может заключаться еще и в а точнее, в их износе или залегании. Эти кольца предназначены для того, чтобы снимать излишнюю масляную пленку, и если они перестают справляться со своей задачей, то, как вполне можно догадаться, в цилиндры попадает излишек масла. Конечно, эффект не такой как при сильных повреждениях маслосъемных колпачков, но потеря масла все равно является заметной, а двигатель все равно продолжает дымить. Решить эту проблему можно путем раскоксовки данных колец, однако не стоит думать, что данная процедура решит сразу все ваши проблемы. После процедуры раскоксовки кольца начинают полноценно функционировать, но вам придется крайне внимательно следить за деятельностью вашего двигателя. Ведь после этой процедуры пружинные свойства колец значительно снижаются, из-за чего залегание их может случаться значительно чаще, особенно при небрежном обращении. Как видите, если у вас дымит дизельный двигатель черным дымом, найти причину неисправности и устранить ее значительно проще, чем если дым является голубым. Ведь колпачки и кольца - это не все, что может быть неисправным в автомобиле, из-за чего появляется синий дым, вам предстоит рассмотреть еще несколько случаев.

Турбина

Если у вас в автомобиле установлен турбокомпрессор, то причина может заключаться в нем, а точнее - в его неисправности. Что же делать в этом случае, если у вас дымит двигатель? ВАЗ - это один из автомобилей, который можно взять в качестве примера. У него установлен турбокомпрессор, и если он находится в плохом состоянии, то результатом может стать густой сизый дым, который наносит урон окружающей среде, приводит к перерасходу масла, а также к неприятному запаху да и не особо привлекательному внешнему виду. Что же происходит внутри двигателя? Дело в том, что подшипники турбины автоматически смазываются маслом для дальнейшего ее функционирования, однако при наличии неисправностей масло, которое предназначалось для смазки, попадают во впускной тракт. Ну а результат лишнего масла при сгорании - это вышеупомянутый голубоватый дым. Что в этом случае делать?

Здесь вариантов не так много - вам придется ремонтировать турбину турбокомпрессора. Если у вас имеются навыки и необходимые инструменты, то вы можете сделать это самостоятельно. Однако рекомендуется все же предоставить это специалистам, которые быстрее и эффективнее справятся с задачей. Но прежде чем приступать к ремонту, вам необходимо убедиться в том, что проблема действительно заключается в турбине - как вы уже поняли, причин появления дыма может быть очень много, и всегда стоит сначала разобраться непосредственно с причинами возникновения неисправности, а затем уже точечно ее исправлять. Для этого вам необходимо снять воздуховод, который соединяет турбину и двигатель, и проверить внутри наличие масла. Если оно там есть, то это означает, что протечка на самом деле существует, и вам придется производить серьезный ремонт. Однако в данном случае речь идет о довольно запущенной ситуации, которую все же можно предотвратить, если вы позаботитесь о своем двигателе заранее. Когда у вас возникают хоть какие-либо подозрения на то, что в турбине оказывается слишком много масла, то вам необходимо взять чистую ткань (она должна быть легкой и спокойно пропускать жидкость и воздух, лучше всего подойдет марля) и растянуть ее на патрубке в месте соединения с дросселем. После этого вам необходимо завести автомобиль и несколько раз вдавить педаль газа, после чего заглушить его и проверить ткань, которую вы предварительно растянули. Если на ней имеются следы масла, то у вас уже имеется проблема - просто она находится на ранней стадии, и решить ее будет довольно просто, по крайней мере, намного проще, чем когда вы уже напрямую замечаете в воздуховоде масляные накопления.

Как видите, если у вас дымит дизельный двигатель черным дымом, то проблема может быть решена намного быстрее, но это не значит, что ее решение будет менее затратным - при правильном уходе за автомобилем независимо от цвета дыма вы сможете быстро найти и устранить любую проблему.

Низкое качество масла

Естественно, существует огромное количество причин, по которым цвет дыма из выхлопной трубы может быть голубым, но описывать их все нет смысла - здесь вы найдете только самые известные и распространенные случаи. Например, ни в коем случае нельзя забывать и о самом масле - многие автолюбители сразу же начинают поиск внутри автомобиля, но на деле причина неполадок может заключаться в том, какое масло вы заливаете в двигатель. Если оно оказалось не самого высокого качества, то его свойства могут отличаться от качественного продукта. Соответственно, в двигателе о его поведении невозможно четко что-либо сказать - необходимо проверять, что за товар вы приобрели, и если его качество окажется далеким от идеала - лучше сразу же его поменять. Ведь если вы продолжите им пользоваться из-за того, что уже потратили на него деньги, то можете нанести своему автомобилю еще более серьезный ущерб.

Но есть и другой вариант - подобная проблема может возникнуть и тогда, когда вы используете масло высочайшего качества. Причиной в данном случае может послужить перегрев масла, в результате которого оно потеряет свои свойства. Естественно, в повседневной жизни такое случается крайне редко, потому что для перегрева масла необходимы на самом деле экстремальные условия - именно поэтому в машинах гонщиков всегда установлены специальные датчики, проверяющие температуру масла. Но если вы нагрузите свой автомобиль, посадите в него всю свою семью и отправитесь в жаркий день под гору на отдых, то сочетание всех факторов может привести к перегреву масла и, соответственно, потере всех его функций. В данном случае ничего сделать уже не получится - вам придется просто преждевременно поменять масло и постараться более не допускать возникновения подобных ситуаций.

Другие случаи

Независимо от того, какие у вас имеются обстоятельства - ваш двигатель дымит черным дымом, из него вырываются клубы голубоватого дымка или же просто огромное количество белого пара, - никогда не стоит исключать вероятность того, что у вас случилось нечто особенное. Конечно же, в первую очередь вам стоит воспользоваться данным руководством и проверить все самые распространенные случаи, так как чаще всего проблема встречается у автолюбителей далеко не один раз. Но иногда причины бывают не самыми стандартными - вызывать дымление, например, может вызвать микротрещина в двигателе. Бывают даже случаи, когда двигатель дымит черным или голубым дымом, если водитель залил в топливный бак не тот вид топлива, который предназначается для конкретного двигателя. Помните, что из любой ситуации есть выход, и если вы не можете найти его самостоятельно, то обратитесь к специалистам.

Довольно часто приходится замечать, что из выхлопной трубы автомобиля появляется увеличенное дымление. Иногда ситуации схожи с картинками из старых кинофильмов, на которых паровоз окутывается клубами дыма. Каждому автолюбителю появление чрезмерной задымленности приносит тревожные волнения. Тогда начинаются интенсивные поиски ответов на вопрос, почему дымит двигатель.

Повышенное дымление нередко становится показателем серьезных неисправностей двигателя. Симптомы касаются бензиновых и дизельных моторов. Автомобилисты со стажем способны поставить довольно точный диагноз по цвету и особенностям выхлопов. А определив суть проблемы, с нею легче справляться.

Цвет дыма как показатель автомобильных проблем

Через выхлопную трубу автомобиля в атмосферу постоянно выбрасываются отработанные газы. При исправном двигателе это происходит почти незаметно и в минимальных количествах. Однако уже на начальной стадии серьезных поломок в силовом агрегате выхлопы могут становиться обильными, окрашенными различными цветовыми оттенками.

При некоторых обстоятельствах появление дыма сочетается с такими симптомами:

Повышенное дымление холодного либо горячего мотора – первый, а иногда и единственно верный, признак поломки силового агрегата. Точнее диагностировать неисправности, выявлять степень серьезности проблем, различные стадии их протекания помогает характерный цвет выхлопа.

Прозрачность дыма (белесые выхлопы)

Прозрачные или белесоватые выхлопы чаще всего появляются сразу после пуска двигателя или при непрогретом до рабочей температуры моторе. Собственно, в этом и заключаются причины появления таких выхлопов. Подобным образом силовой агрегат реагирует на простой. В зимнее время после морозной ночи бездействия из выхлопных труб большинства автомобилей выбрасывается прозрачный или белесый дым. Но, по сути, он является паром.

Прозрачный дым – не повод для паники

По степени прогрева двигателя и всей газораспределительной системы количество дыма будет уменьшаться. При очень низких атмосферных температурах пар остается заметным даже при работе хорошо прогретого мотора. На густоту таких выбросов дополнительно влияет влажность воздуха. Повышенные ее показатели увеличивают количество прозрачного дыма из выхлопной трубы.

Довольно легко можно убедиться в том, что прозрачный дым легко рассеивается и является паром. Простой эксперимент докажет, что мотор не испытывает серьезных проблем. К выхлопной трубе прикладывается чистый бумажный лист. После определенного времени он высохнет, а выхлопной конденсат не оставит отчетливых грязно-жирных или маслянистых пятен. Можно к задней части глушителя приложить какую-либо емкость. На ее стенках при работающем двигателе образуется конденсат.

Прозрачный дым может сопровождаться появлением капель из выхлопной трубы. Этого не стоит бояться. Происходит выброс конденсата, скопившегося внутри системы. Ситуация не становится поводом для паники, двигатель не требует вмешательства или ремонта.

Белизна дыма

После прогрева мотора в теплое время может появляться густое белое облако из выхлопной трубы. Оно указывает на попадание в цилиндры охлаждающей жидкости. Происходит это из-за нарушения герметичности через прокладку между блоком цилиндров и головкой, трещины в каналах движения охлаждающей жидкости.

Стоит обратить внимание на другие возможные причины появления белого дыма. На заглушенном двигателе проверяют попадание выхлопных газов в систему охлаждения. Для этого снимают крышку расширительного бачка или выкручивают пробку радиатора. При этом определяют:

  • наличие запахов выхлопа;
  • имеется ли маслянистая пленка в самой жидкости;
  • снижен ли уровень охлаждающей жидкости.

При запуске двигателя может наблюдаться увеличение количества жидкости в бачке, появление пузырей, бурление. Все эти признаки укажут на попадание выхлопных газов в систему охлаждения.

Попадание газов в систему охлаждения приводит к повышению давления. После остановок двигателя охлаждающая жидкость частично уходит в цилиндры. Ее уровень в бачке снижается. Антифриз (тосол) через поршневые кольца просачивается в поддон картера. Там он смешивается с моторной смазкой, разжижая ее. Образуется своеобразная эмульсия. Моторное масло меняет цвет, мутнеет, теряет рабочие свойства.

Опытные мастера советуют перед ремонтом подобных повреждений изнутри. Так экономятся нервы и время при ремонте. Очищенный мотор поможет легче определить место неисправности.

Дополнительно убедиться в проникновении охлаждающей жидкости в систему смазки помогает диагностика состояния маслозаливной пробки и крышки головки блока цилиндров. На их внутренней стороне образуется светлая пена с желтоватым оттенком. Подобный признак можно зафиксировать на маслоизмерительном щупе.

Некачественный антифриз может провоцировать внутреннюю коррозию металлических деталей двигателя. Иногда повреждения становятся сквозными, частицы ржавчины попадают в расширительный бачок. Потребуются значительные средства для восстановления такого двигателя.

Перегрев двигателя – предпосылка к появлению белого дыма

Причины появления обильного белого дыма часто кроются в перегреве двигателя. Неэффективная работа системы, отвечающей за охлаждение мотора, приводит не только к перегреву силового агрегата, но и к деформации поршневых колец. Последствия требуют безотлагательного реагирования, незамедлительного устранения неисправностей.

При наличии белого дыма обязательно придется проверить состояние:

Для определения проблемного цилиндра нужно выкрутить свечи. В неисправном цилиндре наличие охлаждающей жидкости даст о себе знать накипью на электроде. Такой налет во многом аналогичен тому, что встречается внутри чайника.

Жидкость может попадать в камеру сгорания. Это приводит к образованию воздушных пробок, попаданию большого количества жидкости в цилиндры. Следствием может быть гидроудар. Тогда скачки давления приводят к образованию трещин на корпусе тех или иных деталей, повреждению различных элементов оборудования.

Установив конкретные причины появления белого дыма из выхлопной трубы, безотлагательно следует приступать к ремонту. Следствие неисправностей придется устранять в работе всей системы охлаждения.

Голубовато-сизый дым

Появление такого дыма говорит о попадании избыточного количества моторной смазки в цилиндры. Если оттенок дыма не все могут установить, то к выхлопной трубе прикладывают бумагу. Подтверждением проблемной ситуации станут жирные пятна, оставшиеся на листе.

Голубовато-сизые клубы получаются достаточно густыми. Они дольше рассеиваются в окружающей среде. Их сопровождает характерный и устойчивый запах жженого моторного масла.

Подобные обстоятельства побуждают к регулярной проверке уровня масла. Его значительный расход (больше 0,5 л на 1000 км) подтвердит наличие неисправностей.

Двигатель дымит голубовато-сизым цветом, указывая на типичные поломки:

История автолюбительской практики запечатлела курьезные случаи, в результате которых из выхлопной трубы появлялся голубовато-сизый дым. Так, некоторые владельцы машин заливали в бак горючее для двухтактных моторов. Этот вид топлива специально смешивается с маслом. Тогда поиски причин дымления продлеваются до полного сжигания по ошибке залитого горючего.

Диагностика неисправностей двигателей с турбокомпрессором

Плохое состояние турбокомпрессора часто проявляется через голубовато-сизый дым. На подшипники турбины автоматически подается смазывающая жидкость. При определенном стечении обстоятельств масло, предназначенное для обеспечения нормальной работы турбины, попадает во впускной трак. Так избыточное масло при сгорании превращается в голубовато-сизый дым.

Для более точной диагностики проблем, связанных с функционированием турбокомпрессора, следует проделать определенные операции. Снимают воздуховод, соединяющий мотор и турбину, для проверки на наличие внутри масла. Присутствующая смазка говорит о запущенности проблемы и о необходимости проведения серьезного ремонта.

Поэтому при первых подозрениях на появление в турбине избыточного масла необходимо:

  • взять чистую легкую ткань, хорошо пропускающую жидкость и воздух (например, марлю);
  • растянуть ткань на дроссельном патрубке;
  • завести автомобиль;
  • несколько раз с достаточной силой надавить на педаль газа;
  • заглушить двигатель;
  • проверить состояние ткани.

Появившиеся следы масла на ткани говорят о ранней стадии проблемы. Разрешить подобную ситуацию гораздо проще, чем в запущенном ее состоянии. Стоит учесть, что неисправности одного агрегата или системы приводят к нарушению нормальной работоспособности других элементов и узлов.

Чернота дыма

Появляющиеся выхлопы черного цвета также могут рассказать о том, почему машина дымит. Оттенки дыма бывают от темно-серого до густо-черного. Они свидетельствуют о чрезмерном обогащении горюче-воздушной смеси. Тревожный цвет обеспечивается частицами сажи, которые выбрасываются в атмосферу из-за неэффективного сгорания топлива.

Чаще всего чернота дыма говорит о проблемах, связанных с подачей горючего. Их можно выявить, обратив внимание на прямые или косвенные признаки:

Черный дым становится следствием того, что не все топливо успевает прогореть в цилиндропоршневой группе. Если затягивать с ремонтом в таких случаях, то результаты могут оказаться очень плачевными. При серьезных повреждениях цилиндропоршневой группы, других узлов силового агрегата дорогостоящий ремонт может превышать цену самого автомобиля.

Причины появления черного дыма разняться в зависимости от технической комплектации автомобиля. Моторы, оснащенные карбюраторным впрыском, дымят чернотой из-за перелива горючего в поплавковой камере. В подобных ситуациях необходимо проверять игольчатый клапан и жиклеры, отвечающие за подачу воздуха.

При инжекторном нагнетании топлива переобогащение смеси происходит из-за сбоев электронных датчиков. Не стоит исключать из перечня причин возможную потерю герметичности самих форсунок. Если инжекторные форсунки не справляются с дозированием горючего, тогда в камеры сгорания попадает избыток топлива. Избыточное горючее перемещается в картер мотора, смывает маслянистую защиту со стенок цилиндров.

Часто черный дым дополняется устойчивым запахом топлива. Это – еще один из признаков попадания горючего в моторное масло. Перепроверить такой знак можно, замерив уровень смазочной жидкости. Повышение количества масла свидетельствует о его разбавлении горючим.

Специфика дизельных двигателей

Черный дым, вырывающийся из выхлопных труб дизельных либо турбо дизельных двигателей, становится следствием низкого качества горючего. Среди других причин стоит рассматривать такие:

ТНВД является одним из сложнейших узлов во всей системе топливоподачи, которой оборудованы дизельные двигатели. Для эффективной работы топливного насоса необходима смазка, содержащаяся в дизельном горючем. Низкопробное топливо не имеет свойств для обеспечения надежной работы топливного насоса. Поэтому этот важный агрегатный узел может выходить из строя преждевременно.

Появление дымного шлейфа белого, сизого или черного оттенков – серьезный повод для того, чтобы обратиться за помощью к мастерам автосервиса. Промедление, откладывание решения проблемы приводит к удорожанию ремонта, созданию непредсказуемых ситуаций на дороге. Внимательно присмотревшись к цвету выхлопов, можно предотвратить многие проблемы. Своевременная диагностика причин неисправностей поможет поддерживать автомобиль в хорошем функциональном состоянии.