На днях, общаясь с рядом водителей, наткнулся не стену непонимания правил дорожного движения на «широких» дорогах. Отчасти это связано с недавними изменениями в ПДД и КоАП, отчасти — с тем, что и до внесения изменений ситуация была неоднозначная. По результатам беседы составил список из 5 простых правил.
1. Что такое «широкая» дорога?
Под «широкой дорогой» я понимаю дорогу с двусторонним движением, состоящую из четырех и более полос. Движению по таким дорогам посвящен п. 9.2 ПДД. При этом неважно, сколько из этих полос в одну сторону, а сколько — в другую.
То есть определение, которое можно часто слышать среди водителей: «минимум по 2 полосы в каждую сторону», — является заблуждением: может быть, например, одна полоса в одну сторону и три — в другую.
Также является некорректным определение «2 полосы хотя бы в одну сторону», т.к. дорога, на которой 1 полоса в одну сторону и 2 полосы в другую, подходит под это определение, но не является «широкой» в том понимании, о котором мы говорим, т.к. на ней всего три полосы, а не четыре.
Количество полос на дороге согласно п. 9.1 ПДД определяется разметкой и/или дорожными знаками «Направление движения по полосам» и «Количество полос». При этом согласно Приложению № 2 к ПДД в случаях, когда значения знаков и разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Что делать, если ни знаков, ни разметки нет? Согласно п. 9.1 ПДД в этом случае водитель определяет количество полос сам с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. Иногда водителю выгодно, чтобы на дороге было меньше четырех полос (см. далее, чем «широкая» дорога отличается от остальных). В этом случае необходимо помнить, что согласно п. 6.1.3 ГОСТ Р 52289-2004 ширина полосы, за исключением особых случаев, не может быть меньше 3 метров. Поэтому если вы «на глазок» на дороге шириной, скажем, 13 метров насчитаете 3 полосы — это, скорее всего, сойдет вам с рук, а если насчитаете 2 полосы на дороге шириной 24 метра, то почти наверняка судья посчитает, что вы при определении количества полос не руководствовались ПДД.
2. Чем «широкая» дорога отличается от остальных?
Согласно п. 9.2 ПДД «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения». Независимо ни от чего, ни от разметки, ни от знаков (ситуации с ремонтом дорог и временными знаками, конечно, не в счет). То есть даже если вы видите 4 полосы, а осевая линия — прерывистая, обгонять все равно нельзя (не забываем, что обгоном сейчас считается только опережение с выездом на встречную полосу).
3. Значит, «двойная сплошная подразумевается»?
Нет, это заблуждение. Никакая разметка «подразумеваться» не может. Либо она есть, либо ее нет.
4. А что с поворотом налево и разворотом?
До вступления в силу изменений в ПДД вопрос стоял остро, однако на данный момент п. 9.2 ПДД вполне конкретно регулирует этот момент: «На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.» То есть если отсутствует запрещающая разворот или поворот налево разметка (как правило, это двойная сплошная разметка 1.3) и отсутствуют запрещающие поворот налево или разворот знаки (обычно это знак 4.1.1 «Движение прямо») вы можете смело разворачиваться и поворачивать налево в любом месте, независимо от количества полос. Еще раз: если вы насчитали 4 полосы движения, а разметки и знаков нет, то обгонять по встречной полосе нельзя, а разворачиваться — можно.
5. Что делать зимой?
Действительно, как быть зимой, когда разметки не видно под слоем снега, или летом, когда разметка скрыта под слоем грязи, или банально стерлась? Согласно п. 4.4 вышеупомянутого ГОСТ Р 52289-2004 «На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки».
Водитель, двигаясь по заснеженному асфальту, не может знать, имеется ли запрещающая разворот разметка. Поэтому при отсутствии запрещающих знаков ничто не запрещает ему осуществить поворот налево или разворот. При этом, конечно, необходимо соблюдать осторожность и быть особенно внимательными.
Предисловие. Выписка из ПДД:Октябрь
7.
Для интересующихся - два видеоролика:
Январь
Напишу ка я пожалуй заявления в Управы районов Сокол, Аэропорт и Хорошевский. Может расскажут, куда делась разметка.
UPD 12 февраля 2013
Управа района Аэропорт в ответ на заявление об остутствии разметки грозится её восстановить. Для начала намеряна отправить обращение балансодержателю ГБУ "Автомобильные дороги". Это те самые "Автомобильные дороги" бравые начальники участков которого исполняли роли дворников в сюжете с Собяниным: тут, тут и тут.
Посмотрим, когда же они восстановят разметку и сколько она продержится.
Tags: Как, ориентироваться, на, дороге, без, разметки
Встречная полоса на широких дорогах – почти как суслик. Ты ее не видишь, но она существует. Неужели действительно можно лишиться прав, если нет «сплошной» – ни двойной, ни одинарной?
– На какую встречную? Как я вообще мог пересечь сплошную, если ее там нет?
– Она там есть! Уверенно произнес строгий инспектор.
– Так ее плохо видно, разметка стертая уже, ее наносили, наверное, два года назад, она, то есть, то нет, как будто прерывистая, а в дождь ее вообще не видно. Я что, всматриваться должен?
– А причем тут «стертая»? Дело вообще не в разметке. В Кодексе прямо сказано «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения». Вы видите, что здесь двустороннее движение? Видите! Вы явно выехали на сторону встречного движения. Так при чем тут «стертая», где вообще написано, что надо что-то пересечь?
Такой диалог совсем не редкость и частенько водитель, особенно молодой и неопытный, «попадает» на хитрого и опытного работника ГИБДД, который быстренько оформит штраф за нарушение. И это не самый плохой исход ситуации!
Тут ситуация зависит напрямую от ширины дорожного полотна. Если нет разметки по краям дороги — ориентируемся по покрытию, если есть разметка по краям — то измеряем внутри (визуально). Если эта ширина 12 м, то это две полосы в одну и две полосы в другую (мы не видим разметку по центру) — в таком случае будет нарушение — оштрафуют «от души». Если Расстояние меньше 12 метров, то это 2-х или 3-х полосная, тут можно совершить обгон.
Ситуацию разъясняют автоюристы:
Выезд на встречную полосу запрещает не только разметка, но и пункт ПДД 9.2, который говорит, что «на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения».
Поэтому, если будет иметь место такое нарушение, то это будет не только штраф, но это еще и возможность лишения водительских прав. За выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, грозит штраф в размере в размере 5 тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев (частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ).
Столько же грозит за движение во встречном направлении по односторонней дороге (ч. 3 ст. 12.16) За повторное такое нарушение грозит лишение прав на год. При выезде на полосу, предназначенную для встречного движения для объезда препятствия, - штраф в 1-1,5 тысячи рублей (ч. 3 статьи 12.15). Такую же сумму придется заплатить и при повороте налево или развороте через сплошную.
По мнению инспеторов ГИБДД отсутствие разметки не дает разрешения на обгон по встречной полосе (равно как разворот, и поворот налево) на дороге с 4-мя полосами и более (п 9.2 ПДД). Допустим, мы согласились с ГАИ. При этом для определения количество полос в отсутствии разметки и знаков "Направление движения по полосам" и "Число полос", ГИДББ ссылается на п 9.1 ПДД:Tags: Если, нет, разметки, на, дороге, как, определить, свою, полосу, движения
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Чтобы определить сколько на дороге полос для движения, водитель должен обратить внимание на наличие разметки и ширину проезжей части.
Попутные транспортные потоки разделяются разметкой 1.6. Этой же разметкой разделяют двухполосные дороги (когда в каждую сторону выделено по одной полосе). Чтобы разделить движение в разных направлениях, также используют разметки 1.1 и 1.3 – всем известные одна и две сплошных линии, пересекать которые нельзя.
Разметка, разделяющая полосы для движения, как правило, дублируется знаками особых предписаний – 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8. На этих знаках указаны направления движения по той или иной полосе. Например, некоторые полосы предназначены исключительно для движения прямо, другие – для поворота или разворота.
На дорогах с односторонним движением (знак 5.5) водитель должен сам мысленно разделить проезжую часть на полосы для движения. Причем ширины каждой полосы должно хватить для проезда транспорта в один ряд (в среднем 3-4 метра). Здесь же следует учесть безопасные боковые интервалы для движения ТС по разным полосам одновременно и параллельно друг другу. Лучше, если ширина интервала будет в обе стороны равна 1 метру.
На дорогах с двухсторонним движением водитель должен поделить дорогу вдоль на две равные части и таким образом определить часть дороги для встречных транспортных средств. После этого необходимо мысленно разделить правую, попутную часть дороги на полосы, достаточные для движения ТС, включая безопасные интервалы между ними. Т.е. как будто он находится на дороге с движением только в одну сторону.
Если не удается мысленно разделить дорогу на полосы или если, по мнению водителя, места хватит для движения лишь одного ТС, то водитель просто должен ехать ближе к правому краю дороги. То же нужно делать, если водитель определил дорогу как трехполосную. Как правило, в жизни по такой дороге водители едут как по двухполосной. Только тут полоса в каждую сторону будет шире обычной.
За расположение транспортного средства на проезжей части в нарушение ПДД предусмотрен штраф в 1500 рублей (ст.12.15 ч.1 КоАП РФ).