Двигатель ямз 238 технические характеристики вес. Грузовые автомобили газ, зил, камаз, урал, маз, краз

Дизельный двигатель ЯМЗ-536 и модификации на его базе являются качественными современными силовыми агрегатами, предназначенными прежде всего для оснащения грузового транспорта. Такие моторы позволяют создавать, выпускать и эксплуатировать грузовики разнообразного назначения.

Моторостроительное предприятие из Ярославля

Ярославский завод создан как предприятие по выпуску автомобилей в 1916 году русским инженером и промышленником В. А. Лебедевым. Происходившие в тот период события не позволили приступить к выпуску автомашин, и завод первоначально занимался только ремонтом. В 1926 году организован Ярославский автомобильный завод, который после масштабной реконструкции приступил к выпуску первых отечественных большегрузных самосвалов. В дальнейшем кроме грузовых автомашин грузоподъемностью до 8 тонн автозавод выпускал троллейбусы, автобусы и шасси.

В послевоенный период предприятие освоило выпуск дизельных двигателей серии ЯАЗ моделей 204 и 206 (110-220 л. с.) и изготовление трехосных мощных грузовиков ЯАЗ-210 (6Х4) грузоподъемностью до 12 тонн. Очередные изменения на заводе произошли в 1951 году. Именно тогда он был полностью перепрофилирован для изготовления дизельных силовых агрегатов различного применения, сцеплений и коробок передач для агрегатирования с выпускаемыми двигателями. Предприятие получило наименование «Ярославский моторный завод».

В настоящее время ЯМЗ («Автодизель») входит в автомобилестроительное объединение «Группа ГАЗ».

Развитие производства дизелей

В первое время после создания моторный завод продолжил выпуск двухтактных двигателей моделей 204 и 206. Одновременно с этим шла разработка новых перспективных дизельных агрегатов. Результатом такой работы стала серия двигателей ЯМЗ-236, 238, 240.

Новые моторы на начало выпуска считались современными и обладали высокими техническими характеристиками, которые обеспечили широкое применение указанным агрегатам. Они устанавливались на грузовики МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, на бульдозеры, трактора, военную и строительную технику.

Главной особенностью указанных моторов считалось возрастание мощности за счет увеличения количества цилиндров. При этом существовала значительная унификация двигателей, обеспечивающая высокую ремонтопригодность указанных силовых агрегатов. В настоящее время после большого количества модернизаций предприятие продолжает выпуск данных двигателей практически в трехстах вариантах комплектации.

В начале семидесятых годов на предприятии было разработано и выпускалось семейство сверхмощных двигателей серии ЯМЗ-840 для автомобилей БЕЛАЗ, МоАЗ и спецтехники. В дальнейшем производство этих моторов было передано на Тутаевский завод.

Создание 530-й серии дизельных моторов

В начале двухтысячных годов компания приступила к разработке новых перспективных дизельных двигателей серии ЯМЗ-530, в рамках совместного проекта с австрийской группой AVL List. После успешных испытаний опытных образцов в 2012 году началось серийное производство двигателей ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536.

За короткий период завод освоил свыше двухсот различных модификаций, а также комплектаций указанных моторов, что обеспечило их обширное использование. Новые силовые агрегаты обладали, в том числе и ЯМЗ-536, техническими характеристиками аналогичными, а иногда и превосходящими лучшие мировые моторы по следующим параметрам:

  • наработка (ресурс);
  • экологические стандарты (Евро-4; Евро-5);
  • экономичность.

Особенностью устройства моторов является их адаптированность для эксплуатации в различных климатических условиях, в том числе многообразных отечественных. Кроме того, традиционно увеличенная унификация, несмотря на большое количество вариантов выпускаемых рядных двигателей ЯМЗ-536 (6 цилиндров) и 534 (4 цилиндра), удешевляет производство, а также повышает ремонтопригодность.

Особенности модели дизеля 536

Современная конструкция рядного дизельного двигателя ЯМЗ-536 позволила создать более 35 модификаций шестицилиндрового рядного силового агрегата для самого разнообразного применения. Высокие показатели по экологическому уровню мотора достигнуты с помощью использования современного механизма по рециркуляции выхлопных газов (комплекс EGR) совместно с установкой специального каталитического нейтрализатора, обладающего особым сменным элементом фильтрации.

Хороших показателей по топливной эффективности позволяет достигать использование на ЯМЗ-536 специальной аккумуляторной системы топливоподачи. Такая система осуществляет поддержку постоянного давления при впрыске топлива вне зависимости от оборотов двигателя, что гарантирует качественный процесс горения топлива на малых оборотах и на холостом ходу. Кроме того, рабочий цикл двигателя поддерживается электронным блоком управления с программным модулем EDC 7 производства компании Bosch.

Высокие свойства по экологии и экономичности обеспечили использование двигателя ЯМЗ-536 и его модификаций на городских автобусах.

Технические параметры двигателя

Кроме указанных выше качеств распространению мотора способствуют технические показатели, достигаемые за счет конструкции. Технические характеристики ЯМЗ-536 в базовом исполнении следующие:

  • тип - дизельный;
  • рабочий процесс - четырехтактный;
  • исполнение - с турбонаддувом;
  • объем - 6,7 л;
  • расположение цилиндров - рядное (L);
  • количество цилиндров - 6;
  • мощность - 312,0 л. с.;
  • охлаждение - жидкостное;
  • степень сжатия - 17,5;
  • число оборотов - 2300 об/мин;
  • диаметр цилиндра (ход поршня) - 10,5 (12,8) см;
  • размеры; длина - 1,30 м; ширина - 0,76 м; высота - 0,97 м;
  • масса - 0,64 т;
  • вариант смесеобразования - непосредственный впрыск;
  • расход топлива - 165 г/л. с. ч.;
  • ресурс до капремонта - 1000000 км.

Эксплуатация и обслуживание двигателя

Для поддержания технических характеристик при эксплуатации двигателя, надежной и длительной работы необходимо соблюдать установленные производителем правила и нормы обслуживания силового агрегата. Документом, регламентирующим данные работы, является руководство ЯМЗ-536 по эксплуатации. Его можно разделить на следующие крупные разделы, которые описывают:

  1. Технические характеристики мотора.
  2. Принципы работы и основное устройство двигателя.
  3. Применяемые технологические материалы и жидкости.
  4. Правила выполнения рабочих процессов при эксплуатации ЯМЗ-536 (пуск, работа, остановка).
  5. Требования по ТО и периодичность его проведения.
  6. Порядок выполнения диагностики неисправностей и способы их устранения.
  7. Различную справочную информацию.

Знание и выполнение требований завода-изготовителя гарантирует надежную эксплуатацию двигателя.

Применение двигателя ЯМЗ-536

Технические параметры, прежде всего мощность и особенности конструкции, обеспечили семейству дизельных моторов большое распространение. Основные модификации применяются на следующих автомобилях:

  • базовый двигатель ЯМЗ-536; МАЗ (шасси, бортовые, самосвалы, тягачи);
  • версия 536-40 - автобусы ЛиАЗ (городские, пригородные).

Кроме того, моторами семейства комплектуются техника следующая производителей:

  • комбайны - «Ростсельмаш», «Гомсельмаш»;
  • автогрейдеры - «Брянский арсенал»;
  • экскаваторы - «ТВЭКС»;
  • катера - «Костромской судомеханический завод».

Для комплектации автотранспорта наиболее распространены двигатели ЯМЗ-536 на «Уралы». Для разнообразных грузовиков этой марки предназначено более 100 модификаций и вариантов оснащения дизельных силовых агрегатов 530-й серии.

Сегодня можно выделить сразу несколько линеек ДВС выпускаемых Ярославским Моторным Заводом. Это классическое V-образное семейство шести, восьми и 12-тицилиндровых ЯМЗ-236/238/240. Это их более совершенное продолжение ЯМЗ-656/658 плюс промышленные 12-тицилиндровики ЯМЗ-850, это рядный дизель ЯМЗ-650 – российская версия реношного DCi11, а также L-образная отечественная разработка четырех и шестицилиндровых ЯМЗ-530 (534/536). Естественно, что на все эти двигатели ЯМЗ технические характеристики отличаются, но отличия эти относятся к семействам, а внутри серий конструктивно-схематических различий практически нет – есть нюансы в оснащении и настройках, как результат неодинаковая мощность.


Классика


Те из 236/238-ых и их собратьев 240-ых, что производят сейчас в Ярославле, попадают в мощностной диапазон от 150 до 800 л.с., и представлены атмосферными и турбированными вариациями, соответствующими стандартам Евро-0, 1, 2 и 3. При определенном оснащении систем некоторые модификации с трудом, но дотягивают до Евро-4.


Изготавливают блоки и головки таких дизель-моторов из специального серого чугуна, из него же, но с другой последующей обработкой, отливают гильзы цилиндров. Последние мокрого типа, то есть, в рабочем состоянии имеют непосредственный контакт с охлаждающей жидкостью. ГБЦ две – по одной общей для каждого ряда цилиндров, блок переходит в картер и поддон.


На изготовление коленвала идет специальная сталь, выполнен он с противовесами. Количество коренных опор зависит от серии и равно числу ребер жесткости плюс две на картерные стенки. Коренные-шатунные подшипники – скольжения, стальные, для антифрикционного покрытия вкладышей применяют бронзу.


Поршни делают из алюминиевого сплава, традиционное количество колец на них – пять, три компрессионных и два маслосъемных. Шатуны из стали, кованные, на нижних головках разъем сделан косым, для соединения со стаканом используются пальцы плавающего типа, чье осевое перемещение блокируется стопор-кольцами.

Система топливоподачи механическая, «завязана» на топливный насос высокого давления и впрыск осуществляется непосредственно в камеры сгорания с помощью игольчатых закрытых форсунок. Смазка принудительная, с «выносным» охладителем масла, который, как правило, контактирует с основной системой охлаждения (жидкостной).

Если речь идет об автомобильных силовых агрегатах (а некоторые модели используются и для оборудования мини-электростанций, дизель-генераторных и в качестве автономных передвижных установок), то дизеля могут изначально комплектоваться коробками передач и сцеплениями. В зависимости от года и серии последние могут быть как однодисковыми, так и двухдисковыми. КПП тоже бывают разными, начиная от стандартной пятиступки, заканчивая 14-ступенчатыми узлами, где помимо основного редуктора ставят делитель и демультипликатор.

В цифрах

Представлять на двигатели ЯМЗ технические характеристики без цифр, это то же, что решать теорему Пифагора на круге. Поэтому вот несколько основных чисел, которые могут пригодиться:

  1. Габаритные размеры с КП и сцеплением (без них), мм – 1796-2069 (1020-1222) х 1006 х 1195
  2. Вес сухой с вспомогательным оборудованием (без него), кг – 880-1070 (820-1010)
  3. Масса в сборе и с узлами трансмиссии, кг 1170-1385
  4. Рабочий объем системы смазки (без радиатора), л – 24-32
  5. Литраж системы охлаждения (исключая радиатор-охладитель и отопитель) – 17-20

Точные основные показатели меняются в зависимости от конкретной модификации, дополнительные параметры могут отличаться еще больше, так как производителем допускается некоторая индивидуальная комплектация СУ.

Перспектива

Продолжая работать со старыми модификациями «Автодизель» свои надежды на будущее связывает в основном домашними наработками. 530-е семейство уже в базовой комплектации отвечает нормам Евро-4, а этим летом (в июне 2015-го) были представлены и дизеля соответствующие экостандарту Евро-5. А это означает хорошие виды на продвижение продукта не только на внутреннем рынке и в странах с не слишком жесткими требованиями, но и в Европу.


Среди основных факторов, сделавших российские дизель-двигатели более чистыми можно считать:

Если говорить о технических характеристиках, то основные отличия новых агрегатов заключаются даже не в другом расположении цилиндров, но в существенно уменьшенных габаритах составляющих элементов, фактически, масса и литраж сократились в полтора-два раза, но более совершенная конструкция и использование новых технологий позволило получить весьма неплохие данные по мощности и ресурсу. При массе 410-640 кг и рабочем объеме номинальная мощность колеблется в пределах 220-360 «лошадок», и по уверениям изготовителя расчетный срок эксплуатации миллион километров.



Впрочем, это не означает, что такой пробег гарантирован без каких либо ремонтов. В конструктивной схеме мотора предостаточно расходных деталей, а многие из комплектующих имеют меньший собственный ресурс. К тому же нельзя сбрасывать со счетов вероятность форс-мажоров и просто плачевное состояние в отечественном секторе ГСМ, так что износы-поломки могут случиться значительно раньше.

Торговый дом «СпецМаш» специализируется на производстве и продаже запчастей и узлов именно для тяжелой техники. Поэтому, вне зависимости от того, что именно у вас в гараже, вы всегда можете обратиться к нам по поводу приобретения нужных деталей-агрегатов. Качество наших товаров всегда отменное (проверенно службами МАДИ, НАМИ и РосТест, одобрено представителями автопроизводителей), а цены приемлемые. Оптовым покупателям и постоянным партнерам скидки, возможны отсрочки на оплату. При необходимости организовывается пересылка покупок в пределах РФ – во многие города доставка бесплатная.

V6 без турбо наддува

ЯМЗ-236А

Мощность, кВт (л.с.)143 (195) Дизель, 6-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров

ЯМЗ-236Г

Мощность, кВт (л.с.)110 (150) Дизель, 6-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров

ЯМЗ-236Д

Мощность, кВт (л.с.)129 (175) Дизель, 6-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров

ЯМЗ-236ДК

Мощность, кВт (л.с.)136 (185) Дизель, 6-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров

ЯМЗ-236М2

Мощность, кВт (л.с.)132 (180) Дизель, 6-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров

V6 с турбо наддувом

ЯМЗ-236Б

Мощность, кВт (л.с.)184 (250) Дизель, 6-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров, 4-тактный

ЯМЗ-236Н

Мощность, кВт (л.с.)169 (230) Дизель, 6-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров, 4-тактный

V8 без турбо наддува

ЯМЗ-238АК

Мощность, кВт (л.с.)173 (235) Дизель, 8-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров

ЯМЗ-238ВМ

ЯМЗ-238ГМ2

Мощность, кВт (л.с.)132 (180) Дизель, 8-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров

ЯМЗ-238КМ2

Мощность, кВт (л.с.)140 (190) Дизель, 8-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров

ЯМЗ-238М2

Мощность, кВт (л.с.)176 (240) Дизель, 8-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров

V8 с турб онаддувом

ЯМЗ-238Б

Мощность, кВт (л.с.)221 (300) Дизель, 8-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров

ЯМЗ-238БВ

Мощность, кВт (л.с.)228 (310) Дизель, 8-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров

Мало какой из дизельных моторов может похвастать таким солидным «послужным списком», как ЯМЗ-238. Этот двигатель стал «сердцем» многих тысяч знакомых всем и каждому грузовых автомобилей «МАЗ», «КрАЗ», «Урал»; тракторов «Кировец» и «ЧТЗ»; комбайнов «Дон» и «Полесье». А также большого количества всевозможной узкоспециализированной техники, катеров, дизельных электростанций. ЯМЗ-238 чрезвычайно надёжен и неприхотлив в эксплуатации, что и обеспечило ему «карьеру долгожителя»: запущенный в серию в начале 60-х годов мотор продолжает сходить с конвейера Ярославского моторного завода и сегодня. Несмотря на то, что в ассортименте завода появилось немало более современных его «преемников».

Всего в настоящее время в ассортименте завода, изложенном в актуальном официальном прайсе на сайте ЯМЗ, значатся 25 различных модификаций двигателя ЯМЗ-238. Целый ряд турбированных версий (серии ДЕ, для самосвалов и грузовиков, седельных тягачей МАЗ, КрАЗ, «Урал»; тракторов и лесовозов) доработаны до норм Евро-2. Всего же общий список модификаций данного мотора насчитывает 86 позиций.

Модификации ЯМЗ 238

ЯМЗ-238 является наиболее востребованным на рынке дизелем Ярославского моторного завода. В технологическом плане он мало чем отличается от серии шестицилиндровых ЯМЗ-236 (прежде всего – количеством цилиндров, естественно). Мощность базовых версий ЯМЗ-238 варьируется в пределах от 180 л.с. у де-форсированной версии ЯМЗ-238/Г2, до 240 л.с. у модификации ЯМЗ-238/М2 . Двигатели ЯМЗ-238/Евро-0 Турбо – это форсированные моторы ЯМЗ-238/М2. Отличаются от обычных «атмосферников» они не только наличием турбины. При разработке данного семейства внесли ряд конструктивных изменений в блок цилиндров и цилиндро-поршневую группу.

Переработке также подверглись топливный насос высокого давления и коленчатый вал. В ассортименте завода – модели ЯМЗ-238 с маховиками под установку 2х-дискового или одно-дискового сцеплений; с правосторонними органами управления (по заказу из ЮАР), и прочими конструктивными решениями, для потребностей каждой конкретной техники. Моторы серии ЯМЗ-238/Евро-1 Турбо являются доработанными Евро-0. Особенностями их комплектации является монтаж жидкостно-масляного теплообменника, муфты включения вентилятора и воздуховодов к охладителю наддувочного воздуха, смонтированного непосредственно на двигателе. Двигатели ЯМЗ-238/Евро-2 Турбо, серии ДЕ, стали результатом дальнейшей модернизации турбированных ЯМЗ-238. Моторы данной серии получили модернизированный современный топливный насос высокого давления. ДВС ЯМЗ 238 получил достаточно много модификаций и применяемость на автомобильном ряде. Так, согласно технической документации завода изготовителя, рассмотрим, какой модельный ряд и модификации имеет двигатель «восьмерка»: 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н м (113 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД3. 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н м (113 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД6. 240 л.с. (177 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н*м (90 кгс*м) при 1500 об/мин - ЯМЗ-238 (базовый). 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н м (113 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД4. 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н м (113 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД7. 280 л.с. (206 кВт) при 2100 об/мин, 1029 Н м (105 кгс м) при 1500 об/мин - ЯМЗ-238ПМ. 290 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1128 Н м (115 кгс м) при 1400 об/мин - ЯМЗ-238ДК. 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/мин, 1280 Н м (131 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД5. 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/ммн, 1280 Н м (131 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД8. 320 л.с. (235 кВт) при 2100 об/мин, 1117 Н м (114 кгс м) при 1500 об/мин - ЯМЗ-238ФМ. 330 л.с. (243 кВт) при 2000 об/мин, 1225 Н м (125 кгс м) при 1400 об/мин - ЯМЗ-238ДК. 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н м (125 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238Д. 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н м (125 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238ДЕ. 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1274 Н м (130 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-238ДЕ2. 330 л.с. (243 кВт) при 1900 об/мин, 1274 Н м (130 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-6582. 360 л.с. (265 кВт) при 1900 об/мин, 1570 Н м (160 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-7512. 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1715 Н м (175 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-7511. 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н м (180 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-6581. 420 л.с. (309 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н м (180 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-7513.

Устройство двигателя ЯМЗ-238

Восемь цилиндров ЯМЗ-238 расположены в два ряда, по V-образной схеме, под углом в 90 градусов. Впуск топливной смеси и выпуск отработанных газов обеспечивают 16 клапанов.

Блок цилиндров, картер, головка цилиндров

Основанием для монтажа всех узлов и деталей служит блок цилиндров, который отлит из низко-легированного серого чугуна. В приливах-бобышках на стенах блока предусмотрена система масляных каналов, подводящих смазку к подшипникам распределительного и коленчатого валов; к масляному фильтру и к жидкостно/масляному теплообменнику. Вокруг каждого цилиндрового гнезда образован замкнутый силовой пояс стенками водяной рубашки. Вместе со специальными рёбрами, силовой пояс скрепляет вместе верхнюю и нижнюю плиты (части блока цилиндров), придаёт всей конструкции нужную степень жёсткости. В поперечных стенках блока располагаются пять гнёзд с вкладышами под коренные шейки коленвала. А также пять расточек с бронзовыми втулками, в которых вращается распределительный вал.

Головки цилиндров мотора ЯМЗ-238 – четырёхблочные, отлитые из серого чугуна со шлифованной поверхностью и кольцевыми проточками. Газовый стык головки, блока и гильз цилиндров уплотняет единая прокладка с 19-ю уплотнительными элементами. В головках цилиндров размещены впускные и выпускные клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки. Сёдла впускных клапанов производятся из чугуна особой марки, выпускных – отливаются из специального жаропрочного сплава. Окончательно сёдла и металлокерамические втулки цилиндров обрабатываются в процессе их запрессовки в головку. Тип двигателя - Четырехтактный, с воспламенением от сжатия Число, расположение цилиндров - 8, V-образное, угол развала - 90 Порядок работы цилиндров - 1-5-4-2-6-3-7-8 Диаметр цилиндров, мм - 130 Ход поршня, мм - 140 Рабочий объем всех цилиндров, л - 14,86 Степень сжатия (расчетная) - 16,5 Номинальная мощность дизеля ЯМЗ-238, кВт (л.с.) - 176 (240) Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, об/мин - 2100 Максимальный крутящий момент, Нм (кг/см) - 833 (90) Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, об/мин, не более - 1250-1450 Частота вращения холостого хода коленчатого вала, об/мин - 550-650 Способ смесеобразования - Непосредственный впрыск. Камера сгорания - Однополостная в поршне. Блок цилиндров ЯМЗ-238 - Отлит вместе с верхней частью картера. Гильзы цилиндров - Мокрого типа. Головки цилиндров - Две, по одной на каждый ряд цилиндров. Коленчатый вал - Кованый, с привертными противовесами, поверхности шеек закалены с нагревом ТВЧ Число опор коленчатого вала - 5 Коренные подшипники - Скольжения, со сменными вкладышами. Шатунные подшипники - Скольжения, со сменными вкладышами. Поршни ЯМЗ-238 - Из алюминиевого сплава. Поршневые пальцы - Плавающего типа, осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами. Шатуны - Двутаврового сечения, в верхних головках запрессованы бронзовые втулки. Маховик - Имеет зубчатый венец для пуска двигателя стартером. Распределительный вал - Общий для обоих рядов цилиндров, с шестеренчатым приводом. Зазор между клапаном и коромыслом толкателя, мм - 0,25 - 0,3

Автомобили, на которые устанавливались ЯМЗ-238

МАЗ-500 (1965-1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-503 (1965-1977). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-504 (1965-1982). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-509 (1966-1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-516 (1973-1980). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-5335 (1977-1990). ЯМЗ-236 (180, 300 л.с.). МАЗ-5549 (1977-1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-5551 (с 1985). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-5432 (с 1981). ЯМЗ-238 (240, 250, 280, 300, 330, 360, 425 л.с.), ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-5516 (с 1995). ЯМЗ-238 (400 л.с.). МАЗ-6422 (с 1978). ЯМЗ-238 (320, 330, 360, 425 л.с.). Урал-4320 (с 1977). ЯМЗ-236 (230 л.с.), ЯМЗ-238 (300 л.с.). КрАЗ-255 (1967-1994). ЯМЗ-238 (240 л.с.). КрАЗ-6443 (с 1992). ЯМЗ-238 (330 л.с.). КрАЗ-6322 (с 1994). ЯМЗ-238 (330 л.с.). Урал-5323 (с 1989). ЯМЗ-238 (300 л.с.). КамАЗ-5320 (1976-2000). ЛиАЗ-5256.30 (2001-2004). ЯМЗ-236НЕ2 (230 л.с.). МАЗ-104.Х25 (2004-2005). ЯМЗ-236НЕ2 (230 л.с.).

1 – топливный насос высокого давления; 2 перепускной клапан; 3 – демпферная муфта; 4 – болт ограничения максимальной частоты вращения; 5 – регулятор частоты вращения; 6 – рычаг управления регулятором; 7 – болт ограничения минимальной частоты вращения; 8 – скоба останова; 9 – топливоподкачивающий насос; 10 – болт регулировки пусковой подачи; 11 – корректор подачи топлива по наддуву. А – положение рычага при минимальной частоте вращения холостого хода; Б – положение рычага при максимальной частоте вращения холостого хода; В – положение скобы при работе; Г – положение скобы при выключенной подаче С ТНВД ЯМЗ-238 в одном агрегате объединены регулятор частоты вращения 5 , топливоподкачивающий насос 9 и демпферная муфта 3 .

Установка ТНВД происходит по следующему алгоритму: 1. Ведомая полумуфта (рис. 1, 2) устанавливается на муфту опережения (демпферную муфту) и закрепляется болтами;

Рис. 1. Привод топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-238БЕ2 и ЯМЗ-238ДЕ2: 1 - ведущая полумуфта; 2 - болт клеммового соединения; 3 - фланец полумуфты; 4 - пластины привода; 5 - болты крепления пластин привода; 6 - шайбы; 7 - демпферная муфта; 8 - указатель; 9 - топливный насос высокого давления; А - метка на демпферной муфте.

Рис. 2 . Привод топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-238БЕ и ЯМЗ-238ДЕ: 1 - вал привода; 2 - пластины привода; 3 - ведущая полумуфта; 4 - болты; 5 - болт клеммового соединения; 6 - болты; 7 - полумуфта ведомая; 8 - муфта опережения впрыскивания топлива; 9 - топливный насос высокого давления; А - метка на муфте; Б - метка на указателе. 2 . Поворачиваем муфту так, чтобы бобышки ведомой полумуфты оказались горизонтально, а насечка на торце муфты встала в область указателя; 3 . Далее нам понадобится фланец полумуфты привода ТНВД в сборе с ведущей полумуфтой и пакетами пластин на вал привода, при этом выступ «А» на фланце полумуфты будет располагаться слева, если взглянуть со стороны вентилятора на привод; 4 . Далее на двигатель устанавливаем топливный насос высокого давления с демпферной муфтой в сборе, фиксируем болтами. Регулируем плоскость пакетов пластин с помощью движения фланца полумуфты по валу привода и только после этого закручиваем стяжной болт привода и устанавливаем угол опережения впрыскивания. Топливный насос должен быть установлен на блок цилиндров двигателя вертикально, при этом болты крепления нужно закручивать равномерно, без завала насоса. Последний момент затяжки болтов крепления насоса 30...40 Нм (3...4 кг/см). Соединяем отделы насоса с форсунками топливопроводами высокого давления в порядке, указанном на рис.3.

Рис. 3. Схема соединения топливопроводами высокого давления секций ТНВД и форсунок цилиндров двигателя. 5 . Регулируем угол опережения впрыскивания топлива. Оцениваем количество масла в корпусах топливного насоса высокого давления и регулятора. В случае необходимости добавляем масла до уровня отверстия под трубку отвода масла. Стыкуем трубки провода и отвода масла с топливопроводами. Запустив двигатель, регулируем минимальную частоту оборотов холостого хода коленчатого вала таким образом: 1 . Ослабляем контргайку и выворачиваем корпус буферной пружины на 2-3 мм. 2 . С помощью болта ограничения минимальной частоты вращения (рычаг управления упирается в данный болт) подрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода до появления небольших вибраций частоты вращения коленчатого вала двигателя. Когда болт вкручивается, обороты двигателя возрастают, когда выкручиваются - сокращаются. 3 . Ввинчиваем корпус буферной пружины до пропадания непостоянства частоты вращения. Строго запрещено ввинчивать корпус до совпадения его торца с торцом контргайки. Завершив регулирование необходимо закрепить болт минимальной частоты вращения и корпус буферной пружины гайками. Минимальная частота вращения холостого хода также регулируется в новом моторе в самом начале его использования. Стоит отметить, что строго запрещено нарушать регулировку максимальных оборотов, произведенную на заводе-изготовителе, без дальнейшего контроля на стенде во время эксплуатации.

Двигатель ЯМЗ 238 считается легендой отечественного автомобилестроения. Больше чем, за полвека производства, силовой агрегат показал себя как надежный и легко ремонтируемый. За эти качества он и полюбился автомобилистам. Стоит отметить, что ЯМЗы, как 238, так и 236, часто шли на экспорт большими партиями. Например, Китай заказывает для своих большегрузных грузовиков именно двигатели этой серии, поскольку с ЯМЗом может соревноваться только БЕЛАЗ и Катерпиллер, но они стоят намного дороже отечественного аналога.

Двигатели ЯМЗ, а так же силовые агрегаты на их базе, имеют различное устройство и технические характеристики, выпускаются в V-образном (V6, V8, V12) и рядном L-образном (L4,L6) исполнении. На сегодняшний день существует 12 семейств двигателей ЯМЗ и более 250 модификаций. Разные дизели ЯМЗ имеют рабочий объем от 11 до 26 литров и диапазон мощности от 150 до 800 л.с.. Двигатели ЯМЗ широко применяются на автомобилях и специальной технике МАЗ, МЗКТ, Урал и КрАЗ, а так же на тракторах, комбайнах, автобусах, как различного рода приводы.

Мы гарантируем заводское происхождение поставляемых двигателей ЯМЗ!!!

Эволюция дизельных двигателей ЯМЗ

Основой модельного ряда Ярославского моторного завода стал шестицилиндровый двигатель ЯМЗ серии ЯМЗ-236. За счет добавления количества цилиндров созданы восьми цилиндровая ЯМЗ-238 и двенадцати цилиндровая ЯМЗ-240 серии. В сериях ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240 имеются как простейшие атмосферные модификации дизеля, так и модели с турбонаддувом. Во всех остальных сериях находятся исключительно турбированные двигатели ЯМЗ.
В дальнейшем, для улучшения экологических показателей дизельных двигателей ЯМЗ, за счет вносимых конструктивных изменений, созданы: серия ЯМЗ-7601 на базе серии ЯМЗ-236 и серия ЯМЗ-7511 на базе серии ЯМЗ-238. В свою очередь серия моторов ЯМЗ-7601 послужила базой для создания наиболее современной серии ЯМЗ-656, а серия ЯМЗ-7511 стала базой для серии ЯМЗ-658.
Для увеличения мощности силовых агрегатов разработаны более тяжелые двенадцати цилиндровые двигатели ЯМЗ серий ЯМЗ-840 и ЯМЗ-850.
Обособленно стоят рядные модели. Это тяжелый шестицилиндровый дизель серий ЯМЗ-650 и средние дизели: четырехцилиндровая серия ЯМЗ-534 и шестицилиндровая ЯМЗ-536.

Более подробно с техническими характеристиками серий двигателей ЯМЗ, а так же выпускаемых моделей ознакомьтесь в соответствующих разделах.

На Ярославских мощностях ОАО «Автодизель» с декабря 2013 года изготавливаются дизельные агрегаты семейства «ЯМЗ-530». Сюда входят пока только две модели двигателей - это четырех- и шестицилиндровый моторы.

В нашей стране очень много предприятий, где производятся грузовые автомобили, различного размера автобусы, а также множество вариантов специальной техники для строительства и сельского хозяйства. Чтобы все это могло работать, необходимо обеспечить агрегаты двигателями. При этом желательно, чтобы у этих дизельных моторов был большой жизненный цикл и чтобы они соответствовали нормам «Евро-5».

Целью данного проекта является создание настоящей универсальной платформы, на базе которой можно будет производить силовые агрегаты для самой разнообразной техники в сельскохозяйственной и строительной сфере. Ведь известно, что для того, чтобы построить специальную версию мотора для трактора, потребуется много различных дополнительных задач. Часто приходится перерабатывать некоторые детали. Однако специалисты Ярославского завода дают гарантию, что для того, чтобы использовать этот двигатель, не нужно будет никаких конструктивных изменений.

Рискованный, но успешный шаг

На действительно пошли на настоящий риск. Ведь создать дизельный двигатель «ЯМЗ-530», который бы не просто обладал уникальными характеристиками, но и мог бы создать конкуренцию для лучших моделей мировых производителей, очень и очень сложно.

Для этого в середине двухтысячных годов в качестве партнеров в этот проект были приглашены европейские инженеры. После нескольких лет разработок и экспериментов была создана серия рядных моторов с объемом 1,1 л на каждый цилиндр.

Такой же объем, кстати, на агрегатах известных брендов, таких как «Камминз», «Вольво» и «Ивеко». Двигатель «ЯМЗ-530» также отличается передовыми характеристиками по мощности и расходу топлива.

Кстати, этот ДВС является одним из первых во всей истории отечественного моторостроения. Продукт этот стал новинкой не только для всей страны, но и для «Автодизеля». Ведь здесь не только новейшая конструкция, но и другие методы ведения проектирования и разработки. В результате удалось создать силовой агрегат под названием «ЯМЗ-530», отзывы о котором в основном восторженные.

Схемы

Схему для нового мотора решили выбрать нижневальную. И отечественные, и европейские специалисты в один голос сказали, что так будет лучше для средних размеров дизелей с небольшими оборотами.

Двигатель довольно компактный. Виной всему - отсутствие распределительных валов в ГБЦ. А сама не отличается большой высотой и другими размерами. Также в этом моторе не найти и длинного привода Инженерам удалось значительно уменьшить вес движущихся и вращающихся узлов и деталей. Сама конструкция, по сравнению с другими модификациями, стала гораздо надежней. Работа агрегата достаточно тихая и отличается увеличенной долговечностью. Все самые важные узлы получают движение от привода коленвала. Это позволяет в значительной мере свести к минимуму вращательные колебания.

Изюминки

Среди интересных моментов в конструкции «ЯМЗ-530» можно выделить систему охлаждения с возможностью обратного хода. Так, охлаждающая жидкость попадает не привычным для многих образом - снизу вверх, а сверху вниз.

Так, сначала охлаждается самая горячая область - головка блока цилиндров, а затем уже и сами цилиндры. Инженерам удалось добиться с внедрением этой инновации практически максимальной эффективности. Также стоит отметить термическую стабильность размеров узлов и деталей двигателя. Специалисты по тюнингу оценят это. Теперь можно практически без усилий форсировать любой агрегат семейства «ЯМЗ-530».

Инженеры применили в этой силовой установке технологию мокрых гильз. Для производства это оказалось немного неудобно, однако, как показала практика, цилиндры охлаждаются более равномерно. Цилиндропоршневая группа имеет больший ресурс. Если необходимо что-нибудь заменить, нет необходимости растачивать цилиндры под нужный размер. Можно сразу же устанавливать номинальные детали. Ресурс, по заверениям разработчиков, составляет более миллиона километров. Это впечатляющая цифра.

Лучшие комплектующие

Разрабатывая новый дизель «ЯМЗ-530», специалисты применили самые лучшие комплектующие. Только представьте, топливную аппаратуру заказали у лидеров отрасли - Bosch, детали для поршневой группы поставила Federal Mogul, блок цилиндров - Fritz Winter. Сухари клапанов, а также вкладыши - и те импортные, изготовленные именитым производителем Mahle.

Эффективность и универсальность

Силовой дизельный агрегат «ЯМЗ-530» - это воплощение самых современных и передовых решений. Здесь работает уникальная схема топливоподачи аккумуляторного типа. Контролирует это электронная система управления. Все детали изготавливались с расчетом на работу под большим давлением.

Смазочная система, а также эффективное охлаждение позволяют получить литровую мощность до 34 кВт. Привод на основе шестеренок со стороны маховика дает возможность сделать работу агрегата практически бесшумной. газов закрытого типа полностью интегрирована в крышку головки блока цилиндров. Больше не придется ее обслуживать.

Одни из достоинств этого дизеля - высокая компактность и небольшой вес. Это позволяет значительно упростить процесс установки его в моторный отсек грузового автомобиля. Разработчики смогли заложить в конструкцию различные опции. Это возможность установки компрессора для кондиционера, предпускового подогревателя, а также отопителя кабины.

Мотор, диктующий новые стандарты

Агрегат необычайно надежен. Ресурс очень высокий. Интервалы между обслуживанием составляют до 50 тысяч километров. Это путь к уменьшению расходов на техническое обслуживание почти в два раза. Техника с этими моторами отличается высокой экологичностью, бесшумной работой и комфортом.

Устройство и работа «ЯМЗ-530» безмерно радуют владельцев. Уровень вибраций и шума составляет не больше 92 Дб. Это позволяет навсегда отказаться от достаточно дорогого капотирования двигательного отсека, а также повышает комфорт для водителя в кабине или для пассажиров в автобусе.

Экономичен, как импортный

Низкий уровень расхода топлива и смазочных материалов полностью подтвержден в ходе многочисленных тестов.

При объеме 1,1 л на цилиндр средний расход составляет до 26 л на 100 км. При этом машина двигается со скоростью 60 км/ч.

Динамичный и эффективный в движении

Техника, которая оснащена этими силовыми агрегатами, получает значительные преимущества. Высокий крутящий момент до 1226 Нм, доступный на низких оборотах, позволяет автомобилю двигаться очень динамично. Машина легко разгоняется, и ею легко управлять.

Конструктивные особенности

Для того чтобы достичь высоких уровней экологичности, инженеры применили специальную систему - EGR. она способствует улучшению процесса рециркуляции газов. Также в конструкции имеется катализатор с возможностью замены фильтров.

Следит за параметрами работы новый блок управления. Мотор оснащен множеством датчиков, которые чутко следят за состоянием всех основных узлов.

Двигатель «ЯМЗ-530»: технические характеристики

Давайте посмотрим, на что способна базовая версия этого мотора. Итак, это рядный, четырехцилиндровый силовой агрегат. Рабочий объем его составляет 4,4 л. В зависимости от модификации мощность может варьироваться от 136 до 190 лошадиных сил для версии на четыре цилиндра.

Количество оборотов коленчатого вала для базового агрегата составляет 2300 об/мин. Максимум крутящего момента - 710 Нм при 1600 оборотах. Что касается расхода топлива «ЯМЗ-530», характеристики показывают, что аппетиты агрегата составляют 143 грамма на одну лошадиную силу за час. Это довольно технологично. Масса двигателя составляет всего 480 кг в базовой версии.

Шестицилиндровая версия отличается лучшими характеристиками. Объем агрегата составляет 6,6 л. По оснащению эта версия является полной копией четырехцилиндровой. Здесь такой же привод узлов, та же система охлаждения, установлен турбонаддув.

Мощность в зависимости от модификации составит от 270 до 312 лошадиных сил. Крутящий момент в этой версии - 1226 Нм на 1600 об/мин. Минимальный расход топлива - 194 грамма на 1 лошадиную силу за час.

Сертифицирован для «Евро-5»

Ярославский завод «Автодизель», где занимаются производством таких агрегатов, успешно получил сертификаты на двигатель «ЯМЗ-530», характеристики которого полностью соответствуют новому экологическому стандарту. Это позволило значительно расширить экспортные возможности авто, которые комплектовались такими установками в европейские страны.

Новая линейка под «Евро-5» отличается значительно улучшенными характеристиками, техническими и экономическими показателями. Диапазон мощности также расширился. Теперь она составляет от 240 до 330 лошадиных сил. Крутящий момент также расширился - от 900 до 1370 Нм.

По своей конструкции модели «Евро-5» практически полностью унифицированы с их аналогичными «собратьями» под прошлый стандарт. Чтобы полностью соответствовать новейшим экологическим нормативам, в конструкции использована система каталитического восстановления.

Первые экземпляры были отправлены для прохождения тестирования к стратегическим партнерам группы «ГАЗ». Их будут устанавливать и эксплуатировать на многих автомобилях, таких как «Урал», «МАЗ», а также этими агрегатами оснастят городские и пригородные автобусы марки «ЛиАЗ».

Производство разместили на новых площадях. Все детали изготавливаются на самых современных станках. На новой производственной площадке применяются самые передовые технологии, которые обеспечивают надежность и экономичность.

Что говорят владельцы о конструкции «ЯМЗ-530»? Отзывы двигатель получает только положительные. Эти двигатели обладают некоторыми преимуществами, которых нет у многих зарубежных производителей. Так, ярославский агрегат значительно выигрывает по крутящему моменту и мощности. При этом расход топлива довольно низкий.

Итак, мы выяснили, какие имеет двигатель «ЯМЗ-530» технические характеристики и отзывы. Приобретение данного устройства станет беспроигрышным вложением денег. Такой двигатель прослужит долго и эффективно, что является первостепенной задачей таких агрегатов.