Очень хотелось дом на колесах - прям вот чесался весь. Но чтоб был вседорожный, а лучше вне-, при том компактный, категории "В", обеспечивал уют и безопасность, достаточную автономность… и много-много чего еще. При этом конечно хотелось потратить денег три копейки. Так не бывает, скажете вы - и будете правы!
Ведь в правильном понимании кемпер - это средство передвижения, обеспечивающее кроме самого перемещения в пространстве еще и комфортные условия для проживания экипажа, что в свою очередь включает спальное ложе, место и условия для приготовления пищи, сантехудобства и место для перевозки багажа. Для пояснения этой мысли применительно к "Соболю", а дальше речь пойдет именно о нем, называть кемпером автомобиль просто с установленным салоном "Ривьера" - слишком большая натяжка. Ни чего из вышеперечисленного, кроме раскладных спальных мест он не обеспечивает. Это офис на колесах с возможностью передохнуть в дороге - не более. Но "Соболь 4х4" как платформа для относительно бюджетного строительства правильного внедорожного кемпера тем не менее практически безальтернативен. На нем я и остановил свой выбор. Но как все хотелки разместить в общем то маленьком и совсем не резиновом автомобиле? Когда я делился планами или спрашивал совета, слышал:
Кухня? Душ? Туалет? Спальник? Холодильник? В Соболе? Зачем все это тебе - ведь ты же турист, знаешь как разместить весь скарб в рюкзаке или на худой конец в кофре.
Они не знали, что процесс уже был запущен, а точка невозврата пройдена - продан мотоцикл BMW 1200GS, на эти деньги куплен цельнометаллический грузопассажирский Соболь 4х4 с бензиновым двигателем ЭВОТЕК. Пока складывалась компоновка, на машину в штатное место был установлен кондиционер, салон полностью разобран, снята перегородка, сделана шумоизоляция. Когда ты своими руками, ногами, головой и прочими точками ощупываешь пространство, рулеткой замеряешь размеры всего, что тебя окружает, а по вечерам шерстишь интернет, приходят понимание того, что можно сделать, а что нельзя, и решения - как это сделать. К тому же, чем меньше объект - в данном случае автомобиль, тем конечно сложнее, но и интересней внедрить в него какую то систему или связку систем - "впихнуть невпихуемое".
Итак, долго чесав затылок - могу даже лысину предъявить, родил компоновочное решение. Перегородка срезается по высоте наполовину. За ней - спальная полка размером 130х180см. Сиденья заменяются все - спереди остаются два - водителя и пассажира, поворотные, с пружинной регулируемой подвеской. Сзади тоже два, но с откидными (вперед) спинками. Это сделано для того, чтобы был доступ на спальную полку.
Слева от сидений располагается кухонный блок с раковиной-плитой Dometic и откидной столешницей. В самом кухонном блоке - ящики и емкости для хранения продуктов и посуды. Когда столешница поднята, а передние сиденья повернуты, образуется комфортная кают-компания на 4 человека - решение вполне стандартное для малоразмерных кемперов. Над кухонным блоком размещена антресоль.
Под задним рядом сидений почти во всю ширину автомобиля размещается газовый баллон ГБО обьемом 120л и 40л выдвижной ящик, доступ в который возможен как изнутри, так и снаружи автомобиля (стоя у откатной двери). Но как же быть с душем, туалетом и прочими "благами цивилизации"? Про них не забыл, а секрет - в спальной полке. Она имеет 5 лючков, открывающихся вверх и фиксирующихся пружинами петель в открытом положении.
Лючки это - 3 бардачка, они же являются ревизиями для водяного бака, клапанов системы отопления, подачи воды и газа, а также для замены 12,5л газового баллона кухни. Еще один - для того, чтобы добраться до холодильника Indel 45B. А самый большой - крышка отсека душа и туалета. Если ее откинуть и поднять мягкие шторки-стенки, то получится душевая кабинка размером 65х70х145 см. Высота конечно маловата, но сидя разместиться вполне удобно. Сидеть предлагается на крышке биотуалета Dometic 976, закрепленного к решетке поддона ремнями. В случае нужды это пластиковое чудо используется по прямому назначению.
Под спальной полкой размещаются также бак чистой воды на 110л, бойлер на 12л, блок салонных АКБ, допускающих глубокий разряд (2шт по 100АЧ), инвертор на 1500Вт и багажный отсек объемом 630л. Багажник оснащен светодиодным освещением и розеткой на 12В.
Стенки спального отсека обшиты панелями из алюкобонда, обтянутого поролоном и экокожей. В багажном отсеке панели просто крашеные. Такая же панель закреплена вместо штатной в салоне по левому борту за кухонным блоком. Изнутри панели тепло- звукоизолированы. В стенке спального отсека по левому борту размещено кемперное окно размером 300х500мм, оснащенное механизмом подъема с двухуровневым упором, москитной сеткой и шторкой.
Отсек имеет две антресоли: по левому борту (над головами) - для вещей и по правому борту - для энергоблока. Спальный отсек занавешен шторками - утепленной сзади, которая сохраняет тепло зимой, а также прикрывает от осадков и любопытных глаз при открытых дверях, она имеет 2 молнии для открывания по типу палаточного полога, а спереди отгораживается от салона сдвижной шторкой. Вентиляция осуществляется накрышным "карлсоном" с плавным регулятором оборотов и подсветкой. Освещение спальника - 2 светильника в задних дверях, которые при открытых дверях позволяют освещать наружное пространство, светильник на перегородке "в головах", светильник снизу левой антресоли и светильник на крышке вентилятора - не спальный отсек, а новогодняя елка.
Кстати о новогодней елке. Наш Кузя все же полноприводный авто, а значит он обязательно будет перемещаться вне дорог общего пользования и просто обязан иметь хороший внешний свет. И он его имеет! На экспедиционном багажнике размещены: LED бар переднего комбинированного света мощностью 360Вт (изогнутая балка), 2 светильника бокового света по 36Вт и такой же светильник заднего света. Вся эта люстра управляется клавишами на потолочной консоли. Еще по одному LED светильнику размещено по обеим сторонам машины на стойках за передними дверями - для удобства манипуляций вблизи машины на стоянках. Включаются как изнутри, так и при открытых дверях снаружи автомобиля.
Все электроприборы получают энергию от АКБ - в основном от салонного блока, хотя часть запитана от стартерной батареи, батареи заряжаются от генератора автомобиля в движении, от солнечных панелей (2х165Вт), установленных на багажнике, и от внешнего питания 220В на стоянках (генератор или внешняя сеть). Переключения между источниками питания и зарядки осуществляются энергоблоком автоматически.
Отопление. При работающем двигателе салон отапливается нагретым от него теплоносителем двумя печками - штатной и дополнительной Eberspeher Xeros 4000. В угоду компоновки допотопитель салона, которым комплектовался автомобиль, пришлось демонтировать. А для нового тянуть довольно длинную магистраль. В нее врезаны - собственно сама "печка", бойлер, предпусковой подогреватель Бинар 5S и три электроклапана, позволяющие в ручном и автоматическом режиме разделять малый (двигатель - штатный отопитель - радиатор) и большой (допотопитель - бойлер - Бинар - двигатель - штатный отопитель - радиатор) круги отопления. Бинар 5S несет в системе 3 функции - работает собственно как предпусковой подогреватель, а в режиме догревателя как отопитель салона и как водогрейный котел (через теплообменник бойлера).
Компрессор установлен под капотом.
Тележка автомобиля сильных изменений не претерпела. Для моих нужд важна надежность, а не гряземесные свойства, которые у Соболя 4х4 кстати и в стоке хороши. Исходя из этого сделаны следующие изменения конструкции: установлена двухконтурная пневмоподвеска, сапуны мостов и коробок выведены в двигательный отсек, поднят и защищен снизу радиатор (это, кроме повышения живучести, еще и улучшает охлаждение двигателя); в защиту вварен квадрат ТСУ фирмы QJ, и на нее же завязана защита картера двигателя от РИФа. Установлен задний силовой бампер РИФ с калиткой запасного колеса и квадратом ТСУ. Установлены условно-силовые пороги РИФ. Планируются установка шин на 30" (штатные 29"). Для доступа к ящику на багажнике (обьемом 350л) на левой задней двери установлена лестница.
Сделать собственноручно кемпер – не слишком сложная задача для опытного мастера. А вот сроки подобного строительства могут сильно затянуться из-за постоянного совершенствования конструкции. Чтобы не попасть в такую ситуацию, следует заранее продумать интерьер, отказавшись от заведомо ненужных элементов. Это особенно важно при оборудовании небольших автомобилей, например, при создании дома на колесах из ГАЗели своими руками.
Передвижной дом обладает неоспоримыми преимуществами – комфортом, уютом и мобильностью. Москва – шумный город, из которого хочется иногда выезжать. Владельцам трейлеров не приходится искать место для ночлега, а путешествия становятся очень экономными. Если же раньше попользоваться этим оригинальным жильем не выдавалось возможности, следует сначала ознакомиться с их классификацией.
Выбирая тип будущего передвижного жилья, можно руководствоваться его разделением по:
Если с прицепным видом мобильного дома все понятно, то разница между фургонным и совмещенным автодомами не сразу видна. В первом варианте жилое помещение находится в фургоне автомобиля и отделено от водительского места.
Такой вариант подойдет при путешествии вдвоем, когда на время переездов никто не остается в «доме». Благодаря такой конструкции удается вписать больше функциональной мебели, используя глухую переднюю стенку.
Переделанные из ГАЗелей или микроавтобусов автодома как раз и являются совмещенными.
Класс комфорта можно назвать условным. Так, к домам на колесах класса «А» относятся просторные трейлеры, изготовленные на шасси больших грузовиков. Внешне они напоминают автобус, могут иметь раскладывающиеся конструкции, а внутри по функционалу не отличаются от малогабаритной квартиры.
Следует учитывать, что у водителя должны быть права категории «С» для управления этим транспортом.
Пространства в нем гораздо меньше, но все равно путешествовать в них удобно. Что немаловажно – управлять таким автомобилем можно с правами категории В, если вес машины или общий вес автомобиля с прицепом не превышает 3,5 т.
Класс «С» указывает на самые простые автодома. Это может быть небольшой прицеп или переделанный под кемпер микроавтобус. Тут нет отдельного спального места – его функцию выполняют раскладывающиеся диваны или кресла. Но оснастив подобный мини кемпер багажником-палаткой, складным навесом и набором мебели для кемпинга, можно получить комфортный отдых с минимумом затрат.
Подобные трейлеры-конструкторы еще называют гибридными, чтобы отличать их от простых прицепов. Отдельно нужно отметить фивсвил-трейлеры, форма которых разработана для использования совместно с пикапами. Благодаря этому удается уменьшить длину всего каравана, ведь часть прицепа нависает над кузовом автомобиля.
Цены на передвижные дома ощутимо «кусаются». Неудивительно желание мастеровитых глав семейств сэкономить бюджет и сделать все самому. Тут важно быть мудрым и учиться на чужих ошибках:
Если же трудности не пугают, а желание действия неостановимо, можно попробовать свои силы в строительстве дома. А уж переделывать ГАЗель или строить с нуля трейлер-прицеп – выбор строго индивидуален!
Для работы понадобятся болгарка, сварочный аппарат, ручная пила по дереву и много терпения. Поэтапно модернизация автомобиля выглядит так:
Не следует забывать, что подобная переделка автомобиля требует регистрации в РЭО. Для этого нужно написать заявление и получить резолюцию от в техотделе ГАИ и протокол уполномоченной организации.
При наличии у автомобиля фаркопа, грех не воспользоваться ситуацией и не сделать симпатичный прицеп-«каплю» для ночевок за городом. Для этого:
А на видео показана детальная сборка автодома с установкой солнечных панелей:
Многие любители свободного отдыха мечтают путешествовать в доме на колесах, чтобы не быть зависимыми от приобретения билетов, бронирования отелей и привязки к одной точке в течение всего отпуска. Передвижной дом является одновременно и жильем, и транспортным средством. Он позволяет отправляться в путешествие с максимальным комфортом и останавливаться в дороге там, где захочется. Кроме того, он может быть использован в качестве жилья на даче или на время постройки дома.
Дом на колесах сегодня можно приобрести в готовом виде, хоть это и достаточно дорогое удовольствие. Но намного интереснее и дешевле сделать его своими руками из старого транспортного средства, переоборудовав его внутреннюю часть либо сделав такой автодом практически с нуля, не считая основы. Для этого, помимо непосредственно самих «колес», потребуются не только средства на переоборудование и разнообразный инструмент, но и определенные навыки подобных работ, а также немало сил и свободного времени.
Внимание! Прежде чем вкладываться в переоборудование транспортного средства, необходимо узнать все нюансы его оформления в соответствующих органах, чтобы избежать каких-либо проблем при регистрации. Иначе использовать такой транспорт для путешествий вряд ли получится, и он осядет мертвым грузом где-нибудь на даче.
Мобильное жилище приличного размера может получиться из большого фургона, но такой дом на колесах – это слишком дорогое транспортное средство. Среди бюджетных вариантов, вполне подходящих для любителей мастерить все что угодно своими руками, выделяют три наиболее удобных. Так, передвижной дом можно сделать из:
Домик из автомобиля Газель
Для воплощения в жизнь любого из этих трех вариантов, помимо наличия непосредственно самого транспортного средства, которое будет взято за основу, потребуется план будущего автодома, хотя бы в схематичном виде. Такой план позволит учесть все особенности конструкции и спланировать жилую зону с максимальным для нахождения там комфортом. Его можно просто начертить на бумаге или сделать на компьютере, если так удобнее.
Без электричества, водоснабжения и газа сложно назвать жизнь в передвижном доме комфортной. Для обеспечения помещения электричеством обычно используются аккумуляторная батарея и зарядное устройство. Прокладку электропроводки внутри необходимо продумать заранее. Не стоит забывать и о внешнем разъеме, чтобы заряжать аккумулятор, которые бывают разной емкости. Наиболее подходящую емкость батареи тоже нужно просчитать заблаговременно с учетом нагрузки и дальности поездки.
Внутреннее обустройство дома на колесах
Для отопления помещения часто используют газовые баллоны. Газ будет удобен и для приготовления еды, что намного выгоднее по расходу, чем плитка от электричества. Наличие кухни в таком доме подразумевает установку в нем вытяжки над плитой и организацию общей системы вентиляции, что особенно важно при пользовании пропаном.
Совет. Не стоит браться за самостоятельную газификацию и электроснабжение помещения при отсутствии необходимых знаний и опыта, лучше доверить профессионалам такие работы. От того, насколько грамотно они проведены, напрямую зависит безопасность людей, находящихся в автодоме.
Не сможет функционировать кухня и без воды, которую обычно хранят в емкостях, куда опускают погружной насос для ее подачи в кран. Для слива использованной воды тоже используют резервуар, который крепится или внутри помещения, или снаружи. При желании передвижной дом может быть оборудован и небольшим душем. А вот привычный санузел в передвижном доме сделать не получится, в этом качестве используется биотуалет .
Зона кухни в доме на колесах
Что касается мебели, то лучше, если вся она в доме на колесах будет практичной и компактной, ведь места для ее размещения не слишком много. Могут быть использованы варианты откидывающихся спальных мест, задвигающихся столов и тому подобная организация пространства. И все это необходимо надежно закрепить к стенам, чтобы обеспечить безопасность при передвижении. Мебель для обустройства можно приобрести готовую, но для человека с руками ее несложно изготовить самостоятельно с учетом размеров помещения, а диван и стулья сделать, допустим, из автомобильных сидений.
Обустроить внутреннее пространство в передвижном доме вполне реально, и все это можно сделать самостоятельно. Но перед этим нужно подготовить помещение. В зависимости от того, какой вариант взят – микроавтобус или прицеп, будут отличия в этапах работ, необходимых для переоборудования.
Переоборудование микроавтобуса начинают с очистки кузова от обивки и сидений, после чего делают различные отверстия – под окна, вентиляцию, для подачи газа.
Мобильный домик из автобуса
Затем работы по обустройству жилой зоны выполняют в такой последовательности:
По завершении данных работ проводится электрификация и газификация помещения, оборудование кухни и санузла, установка мебели. Для надежной установки мебели на стены крепится фанера большего размера по толщине, чем на пол или потолок, либо ставятся отдельные усиленные планки для ее фиксации. И, конечно, при необходимости нужно привести в порядок ходовую часть и двигатель Газели или старого автобуса, тогда такой дом станет действительно мобильным.
Здесь, в отличие от дома, сделанного из микроавтобуса, работы несколько другие. Сначала нужно защитить шасси от коррозии, зачистив и покрасив их. Затем придется построить пол, стены, потолок и крышу, действуя в такой последовательности:
Обустройство пола для дома на основе прицепа
Строительство стен
По завершении данных работ можно подумать и о газификации, водоснабжении, организации кухни и санузла, установке мебели. Затем останется поставить только крылья и фары, которые полагаются прицепу, и передвижной дом готов к путешествиям.
Не забудьте получить разрешительные документы, прежде чем отправляться в путь в доме на колесах
В доме на колесах, конечно, путешествовать очень удобно. Однако, прежде чем приступить к строительству, решите для себя, сможете ли вы самостоятельно осилить все работы, ведь они потребуют довольно много сил, средств и умений.