Рассмотрение дел об административных проступках подведомственность. Лекции - Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях - файл Подведомственность.doc

Подведомственность означает нахождение в ведении или управлении кого-либо или чего-либо.

Подведомственность дел об административных правонарушениях определяется как установление и разграничение компетенции между различными гос. органами, наделенными соответствующими юрисдикционными полномочиями по возбуждению и разрешению дел об административных правонарушениях.

Поэтому стоит напомнить, что административная судебная система в правовой и политической истории Польши имеет давние традиции, относящиеся к Содружеству Польши - Союзу Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Эта формулировка к первостепенной государственной норме была верховенством закона со своей идеализацией и прославлением. Как часто подчеркивалось, оно было увековечено во имя польско-литовского союза. Именно закон стал тем, что является «всем нам общим», то есть общим, в котором мы «разделяем» вместе.

Она построила собственную судебную систему с короной и литовскими судами. Как и социальная и политическая система, многочисленные суды Содружества были в основном государственными, хотя они функционировали на основе последовательно уважаемого принципа автономии по отношению к государственным органам.

Понятие подведомственности имеет важное значение в 2 аспектах: материальном и процессуальном.

Материальный аспект заключается в том, что вопросы подведомственности составляют часть компетенции органа и, следовательно, определяют его права и обязанности, правовой статус в целом.

Процессуальная же сторона имеет решающее значение как для возникновения административно-юрисдикционного отношения, так и для всего процесса (производства) в целом.

Стоит посвятить момент учреждениям, которые породили этот момент, поскольку они являются частью традиции административной судебной системы или, точнее, ее происхождения. В постсоветский период до отмены автономии польской судебной власти в Королевстве определенные традиции административной судебной системы продолжали работу Генеральной ассамблеи Варшавских департаментов сената губернатора.

Истоки административной судебной власти могут быть отнесены к коллегиальным административным органам, таким как Королевское казначейство, Великая военная комиссия, а затем военный отдел Учредительного совета и Военная комиссия обоих государств и Национальная комиссия по образованию.

КоАП определяет вопросы подведомственности в 22 и 23 главах третьего раздела.

Перечень органов и должностных лиц можно разделить на 4 группы:

1.Судебные органы, исполнительные органы гос. власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП.

Комиссия короны казначейства. Он был призван иметь дело с «сокровищем короны», «умножением дохода», «внедрением правительства и экономики для лучшего использования Содружества». Комиссия Королевского казначейства была компетентной, законодательной, исполнительной и судебной. Она была коллегиальным органом во главе с коронованным казначеем и его заместителем судебного инспектора. Его состав был первоначально 16, за ним следуют 9 членов, избираемых Сеймом. Она была в то же время высшим судом казначейства и коммерческих дел «о депутатах купцов, возвращаясь с строк, слово казначейства с любым лицом по этому вопросу».

Согласно ст.22.1 ч.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл.23 КоАП:

  • Судьями (мировыми)
  • Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • ФОИВ, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными гос. органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо НПА Президента РФ или Правительства.

2.Судебные органы, органы исполнительной власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов. Перечень органов дается в ст. 22.1 п. 2 КоАП:

Суд Комиссии внутренних доходов был судом первой и последней инстанции в случаях неправомерного поведения и нарушения Казначейства в государственных доходах, нарушениях его должностных лиц и в коммерческих вопросах. Комиссия должна была представлять счета и отчеты о своей деятельности на каждой парламентской сессии. Объединенная военная комиссия и военный отдел вечного совета, Военная комиссия двух наций.

Они были созданы: Гетманом Великой Короной и первоначально шестнадцатью, а затем шестью комиссарами. Они были избраны Сеймом в течение двух лет. Комиссия наблюдала за армией короны, «чтобы поддерживать порядок в милицейских дисциплинах», получила сообщения от военных и выплатила армии сумму денег из Комиссии Казначейства. Во-первых, однако, военная комиссия осуществляла судебное сотрудничество в военном деле и гражданские жалобы на военных. Во время восстания военное управление, фискальные и военные функции находились в ведении Военной комиссии и Департамента по военным вопросам в Национальном совете.

  • Мировые судьи
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов
  • Административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ.

3.Исполнительные органы гос. власти РФ и их должностные лица, уполномоченные возбуждать дело об а. прав. Согласно гл. 28 КоАП.

К концу республики местом нахождения комиссии, местом ее военных судов и архивов был дворец Красиньских. Национальная комиссия по образованию. Это был третий из великих правительственных комитетов, созданный в духе реформы, инициированной Комиссией в этом году, в составе 8 комиссаров, назначенных на 6 лет. Ее деятельность включала: законодательную работу; научной и организационной работы и инспекций в области образования и науки; административной и финансовой работы, связанной с его активами и фондами.

В результате Комиссия по образованию передала юрисдикцию по всем спорным вопросам, касающимся выбывших активов. Этот суд состоял из 12 судей, сидящих в пяти командах. Место встреч Национальной комиссии по образованию было первоначально Варшавским замком, а затем дворцом Красиньских. Местопребывание судов Комиссии было с самого начала Дворца Республики, где хранился его архив.

4. Органы (должностные лица) прокуратуры, уполномоченные возбуждать производство по делу и непосредственно участвовать в процессе разрешения дела по существу, заявлять ходатайства, приносить протесты.

В производстве по делам об а. прав. Законодательно регулируются следующие виды подведомственности:

  • Постадийная. Согласно КоАП, каждая стадия производства имеет свой круг участников с определенным для каждой стадии статусом. Субъектами, ведущими производство, на разных стадиях могут быть разные субъекты, т. е. лицо, компетентное возбуждать дело, не имеет полномочий рассматривать или выносить решение, поэтому передает данное дело др. органу, обладающему соотв. компетенцией. Отступление от правил постадийной подведомственности влечет незаконность дальнейших действий и определение вынесенного решения по делу как ничтожно.
  • Родовая. Это разграничение полномочий между разными видами гос. власти. Наиболее значимым является вопрос о разграничении суд. и адм. подведомственности, которые закреплены в ст. 22.1. Судебная определяется законодателем как подсудность. Судьи судов общей юрисдикции, арб. судов и мировые рассматривают подсудные им дела об а. правонар. Административной подведомственностью наделяются уполномоченные органы исполнительной власти.
  • Видовая. Это законодательное закрепление видов органов и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать конкретные дела. При определении судебной видовой подв-ти требуется четкое выяснение того, какой суд – районный, арбитражный, гарнизонный или мировой – правомочен рассмотреть дело. Видовая подв. Бывает единоначальная (судья, должностное лицо) и коллегиальная (адм. комиссия).
  • Должностная. Заключается в четком определении круга вопросов, которые правомочно решать каждое конкретное должностное лицо уполномоченного органа в процессе производства по делу. Так ст. 23.3 определяет, какие дела правомочны рассматривать: начальник ГИБДД; сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания; государственные инспекторы безопасности дорожного движения.
  • Территориальная. Устанавливает правила рассмотрения дел на основе принципа территориальной юрисдикции уполномоченных органов. Общее правило: дело рассматривается по месту совершения правонарушения.
  • Альтернативная. Когда при наличии соответствующих условий допускается разрешение дела одним из нескольких юрисдикционных органов (рассмотрение дела или по месту учета транспортного средства или по месту совершения правонарушения. Это аспект альтернативной территориальной подв-ти связан с усмотрением заинтересованного лица. Другой стороной альт. подв-ти является усмотрение органа или должностного лица. Так в ч.2 ст. 23.1 названо более 60 составов, производство по которым может быть передано органом или д. лицом в суд.
Лекции - Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях
(14.1 kb.)
Доступные файлы (1):
Подведомственность.doc 76kb. 15.02.2009 14:55

Подведомственность.doc

Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Цель – изучение правил подведомственности в административном процессе.

Задачи – ознакомление с понятием и сущностью подведомственности, рассмотреть состав органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
План:

Стоит обратить на них внимание, поскольку они также признали проблемы, основанные на решениях властей, в частности административных. Управление юрисдикции маршала - Управление маршала Великой Короны, Управление маршала двух наций, Полиция двух наций. Маршалы короны проводили придворные церемонии, управляемые королевским двором, выполняли множество общественных обязанностей от имени короля. В королевском дворе они служили судебными чиновниками. На месте проживания короля они отвечали за безопасность, порядок и удовлетворение основных потребностей людей.


  1. Понятие, сущность и виды подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях.

  2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

  3. Коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

  4. Единоначальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (рефераты).

Источники:

Они обладали широким спектром компетенций, осуществляли законодательную, исполнительную и судебную власть по гражданским и уголовным делам. Он стал, в духе реформ в Станиславе, частью внутреннего правительства. Важнейшие функции Управления маршала были связаны с осуществлением юрисдикции маршала в судах маршала в качестве верховных судов. Их держал главный маршал вместе с шестью судьями по гражданским и уголовным делам в отношении безопасности короля и государственных учреждений Содружества.

В течение четырехлетнего Сейма полномочия Управления маршала и юрисдикция маршала были переданы Польской национальной полицией и Уголовным судом города Варшавы. Суд Короны был последним апелляционным судом в делах, возбужденных против королевских городов и суда, рассматривающих жалобы на приговоры городских судов. Помощниками были: «секретари, референты, писатели, зачинщики, заместители секретарей, регистраторы и писатели» из офиса, а также лица, избранные из сената и из палаты рыцарства. Судьи, сидящие в депутатах судей, отобранных Палатой депутатов, были вынуждены принести присягу.

Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций. – Мн. -2008

Административное право: Учебное пособие/Под общ.ред. Гавриленко. – Мн. – 2002.

Административное право: Учебное пособие/Под общ.ред. Рябцева Л.М. – Мн. – 2006.

Рябцев Л.М. Административное право: Курс лекций. – Минск, 2007.
Рефераты:
Судьи по административным делам, их компетенция в области рассмотрения дел об административных правонарушениях.

В период после обретения независимости, особенно во времена Варшавского герцогства и в конституционный период Королевства Польша, опека над административными судами формировалась так называемыми французами. государственных советов. Государственный совет герцогства Варшавского.

Совет в качестве консультативного органа консультировал монарха, обладал законодательной, исполнительной и судебной полномочиями, а также разрабатывал парламентские и королевские указы по просьбе Совета министров, действуя по инициативе короля. Государственный совет осуществлял административную юрисдикцию и исполнял функции Кассационного суда в качестве Верховного суда в качестве Верховного суда. Два административных совета государства состояли в разрешении споров между юрисдикциями, такими как суды и административные органы, и рассмотрение апелляций на решения префектурных советов и ведомственных советов в первой инстанции по вопросам, касающимся налогов, контрактов и экспроприаций.

Компетенция органов внутренних дел в области рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Контрольно-надзорные органы.

1) районным (городским) судом;

2) хозяйственным судом;

6) органами внутренних дел;

7) органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

8) Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

В первом случае Совет постановил споры по договорам, заключенным самими министрами для всей страны. Как кассационный суд отменил судебные решения, вынесенные в нарушение материального или процессуального права, и передал дело в соответствующий суд для рассмотрения.

Государственный совет также судил министров и гражданских служащих, виновных в нарушении закона, который также выступал в качестве суда конституционной ответственности. Первый Совет Государства Королевства Польша. Административный и судебный орган с законодательными и судебными полномочиями в области компетенции и административной юрисдикции. Генеральная Ассамблея Государственного совета собралась для встреч в дворце Красински. В качестве суда он постановил в отношении должностных лиц, назначенных королем, совершившим преступления должностных лиц, таких как взяточничество, незаконное присвоение денег и документы, возложенные на опеку над должностным лицом, злоупотребление властью, фальсификацию действий, произвольное тюремное заключение.

9) органами государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

10) органами государственного санитарного надзора;

11) пограничными войсками Республики Беларусь;

12) таможенными органами;

13) налоговыми органами;

14) Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь;

Он постановил в случаях отмены или сокращения налогов, разрешенных споров, возникающих в результате аренды национальных и национальных товаров и договоров, заключенных административными органами. Делегация состояла из 6 членов, назначаемых губернатором в Государственном совете и 3 помощниками. Работой делегации руководил президент, избранный из Сената. В отличие от Государственного совета Варшавского герцогства, он не обладал кассационными полномочиями.

Второй совет государства Королевства Польша. Реактивированный после ноябрьского восстания, он стал вспомогательным органом в области законодательства в отношении императорских органов, осуществляющим функции управления и контроля. В ограниченной степени он продолжал функционировать в области юрисдикции компетенции: он правил в спорах о разделении полномочий между административными и судебными органами. Она была лишена полномочий Административного суда.

15) органами Министерства финансов Республики Беларусь и финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов;

16) органами Национального банка Республики Беларусь;

17) органами Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

18) органами железнодорожного транспорта;

19) органами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь;

Они приобрели юрисдикцию, полномочия по рассмотрению и кассации ликвидированного Государственного совета и Верховного суда. Формально они были организованы как часть высшей власти судебной власти Российской империи - правящего Сената в Санкт-Петербурге. Фактически, отношения варшавских ведомств с российским Сенатом были почти исключительно номинальными. Судьи были преимущественно поляками, судимыми по польскому законодательству и польской процедуре. Функции Административного суда осуществлялись Генеральной Ассамблеей Варшавских департаментов Сената губернатора.

20) органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

21) Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;
22) органами государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь;

23) органами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

Отделениями Генеральной Ассамблеи и пленарными заседаниями были помещения дворца Красиньских. Судебные и административные суды, упомянутые выше, несомненно, являются частью истории польских административных судов. Современная судебная система основана на принципах самобытности и независимости; Отличительная особенность судебной власти означает, что суды отделены от других государственных органов и не зависят от них; Судебная независимость предусматривает.

Конституция и деятельность судов показывают определенную отличительность в зависимости от того, относятся ли они к англосаксонской, романской или германской системе; Обычно есть 3 случая, но способность обращаться к высшим инстанциям часто ограничена; Суды выносятся единолично или коллегиально; Помимо общих судов, гражданских и уголовных судов действуют специальные суды; Во многих странах существуют определенные категории уголовных дел. суды присяжных; В военное время или в чрезвычайном положении могут быть созданы военные суды.

24) органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;

25) органами государственной безопасности;

26) государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление заповедниками и национальными парками;

27) органами Министерства юстиции Республики Беларусь.

^ 1. Понятие, сущность и виды подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Для научной организации исследуемой юрисдикционной деятельности большое значение имеет четкое определение того, какой субъект власти какими делами владеет, кто такие дела оформляет, рассматривает, исполняет.

Правильное решение вопросов подведомственности - необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дела об административных правонарушениях.

Подведомственность в широком смысле слова - это оп­ределение объектов, на которые распространяется власть субъектов - носителей властных полномочий.

Что же касается подведомственности дел об админист­ративных правонарушениях, то она представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрис­дикции, которые уполномочены рассматривать дела, отне­сенные законом к их компетенции, и налагать на физичес­ких и юридических лиц административные взыскания.

При определении подведомственности дел об административных правонарушениях следует помнить о существовании разных уровней подведомственности и порядке последовательного их выявления.

Выделяют следующие основные виды подведомственнос­ти дел об административных правонарушениях:

^ Видовая подведомственность - закрепляется юридическими нормами, в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими делами. Видовая подведомственность закрепляется чаще всего одноз­начно (дело рассматривается, например, только судом). Иногда законодательством допускается рассмотрение дела альтернативно, т.е. одним или другим органом (например, дело об административном правонарушении, предусмотрен­ном ст. 9.24 КоАП - нарушение законодательства о книге замечаний и предложений, может быть рассмотрено органами внутренних дел или КГК, административной комиссией).

Определив видовую подведомственность, необходимо ре­шить вопрос о территориальной подведомственности . В ст. 3.31 ПИКАП указывается, что административный процесс ведется по месту соверше­ния административного правонарушения.

В целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей.

Комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Дела об административных таможенных правонарушениях рассматриваются судом по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, могут быть рассмотрены по месту регистрации транспортного средства.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.50, 17.3, 18.7, 18.9, 18.12–18.27, 18.29, 18.35, частью 4 статьи 18.36, статьей 18.38 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, рассматриваются по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 23.29–23.32, 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, рассматриваются по месту расположения соединений, частей и подразделений пограничных войск Республики Беларусь.

Получив или собрав (подготовив) материалы дела об ад­министративном правонарушении, следует определить тех должностных лиц, кто имеет право и должен в государствен­ном органе заниматься рассмотрением конкретного дела. Это есть должностная подведомственность . Она закреплена в статьях главы 3 ПИКАП (от имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях вправе рассматривать руководители территориальных ОВД и их заместители – п.2 ст. 3.6. ПИКАП; от имени Департамента ценовой политики Минэкономики – директор департамента и его заместители п.2. ст.3.14).

Кроме того, перечень дол­жностных лиц, обладающих правом рассмотрения дел об АП, устанавливается нпа органов государственной власти РБ.

К должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об АП относятся как лица, наделенные распорядительными полномочиями внутриведомственного характера (начальники органов и их заместители), так и лица, не имеющие таких полномочий (инспекторы, контролеры-ревизоры, билетные контролеры – представители исполнительной власти).

В случае, если при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, установят, что рассмотрение такого дела не относится к их компетенции, они направляют его для рассмотрения в суд, орган, ведущий административный процесс, в компетенцию которых входит рассмотрение данного дела.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, придут к выводу, что в правонарушении содержатся признаки преступления, они передают материалы этого дела прокурору, органам, уполномоченным осуществлять предварительное следствие и дознание.

^ 2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Определение круга органов (должностных лиц), уполно­моченных рассматривать и решать дела об административ­ных правонарушениях, имеет большое значение для обеспе­чения справедливого и законного привлечения правонару­шителей к административной ответственности.

Рассмотрение дел об административных правонарушени­ях невозможно сосредоточить в каком-либо одном органе, как это сделано при осуществлении правосудия, которое осу­ществляет только суд, так как от правосудия администра­тивный процесс отличается оперативностью и относитель­ной простотой. Чтобы оперативно рассматривать многочис­ленные и разнообразные административные дела (а их разно­образие связано с наличием многочисленных отраслей адми­нистративной деятельности и существующих в них отноше­ний), нужно обладать специальными знаниями и быть ком­петентным в данной области.

Оперативность рассмотрения административных дел мно­гочисленными органами и должностными лицами достига­ется еще и тем, что эти же органы и должностные лица систе­матически осуществляют контроль за соблюдением соответ­ствующих правил.

Органы, уполномоченные рассматривать дела об адми­нистративных правонарушениях, отличаются также и неод­нородностью субъектов. Отдельные из них созданы специ­ально для paзрешения дел об административных правонару­шениях (например, административные комиссии), другие выполняют эту работу наряду с осуществлением своих основ­ных функций (например, районные (городские) суды (судьи), у третьих, как правило, контрольно-надзорных ор­ганов, эта деятельность составляет их основное, хотя и не единственное функциональное назначение (например, госу­дарственные инспекции).

Система органов, осуществляющих административную юрисдикцию, строится по территориально-отраслевому при­нципу . Суть его заключается в том, что указанные органы выполняют юрисдикционные полномочия с учетом как тер­риториальных особенностей, так и специфики их соверше­ния в отдельных отраслях и сферах государственного управ­ления.

К территориальным органам, функционирующим в пределах той или иной административно-территориальной единицы, относятся прежде всего административные комис­сии; районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних; районные (городские) суды (судьи) и др.

Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать де­ла об административных правонарушениях, непосредствен­но связаны с.отраслями государственного управления и функ­ционируют на основании специализации и четкой иерархич­ности юрисдикционной подведомственности. Например, органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях о нарушении законодательства о труде. От имени департамента такие дела вправе рассматривать и налагать взыскания директор этого Департамента и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники межрайонных инспекций труда и их заместители, начальники отделов и государственные инспекторы труда. При этом, как правило, вы­шестоящий орган (должностное лицо) вправе давать обяза­тельные последним указания по конкретным делам об адми­нистративных правонарушениях.

Отраслевой принцип на практике сочетается с территори­альным. Как правило, орган (должностное лицо) осущест­вляет свои полномочия не только в рамках какой-либо отрас­ли, но и на определенной территории. Однако органы меж­территориального действия осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы кото­рой не совпадают с административно-территориальным делением, например, органы железнодорожного транспорта, органы Министерства транспорта и коммуникаций РБ.

В настоящее время, несмотря на все многообразие орга­нов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать де­ла об административных правонарушениях, они системати­зированы следующим образом:


  • административные комиссии при исполнительных ко­митетах, районных администрациях;

  • сельские, поселковые исполнительные комитеты;

  • районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних;

  • районные (городские) суды (судьи);

  • органы внутренних дел, органы государственных ин­спекций и другие органы (должностные лица), уполномочен­ные законодательством рассматривать дела об администра­тивных правонарушениях.
Правовыми основами этой системы являются: Конститу­ция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и иные законодатель­ные акты Республики Беларусь.

Указанные органы (должностные лица) рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенных к их ведению ПИКАП и иными нпа Республики Беларусь.

^ 3. Коллегиальные органы и их полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях
Коллегиальными органами , уполномоченными рассмат­ривать дела об административных правонарушениях, явля­ются: административные комиссии при исполнительных ко­митетах, районных администрациях; районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолет­них; сельские, поселковые исполнительные комитеты.

Законодательством Республики Беларусь регламентирует­ся порядок образования и заседания коллегиальных органов.

Например, в соответствии с Постановлением Совета Ми­нистров Республики Беларусь от 21.09.2001 г. "Об утвержде­нии Примерного положения об административной комис­сии" административная комиссия при сельских, поселко­вых, городских исполнительных комитетах образуется по решению соответствующего исполнительного комитета, а при местных администрациях - по решению городского ис­полнительного комитета.

Общее руководство деятельностью административной ко­миссии осуществляет местный исполнительный и распоря­дительный орган, при котором образована комиссия.

В состав административной комиссии при городских, районных исполнительных комитетах (местной администра­ции) входят:


  • председатель административной комиссии (один из за­местителей председателя исполкома либо управляющий де­лами);

  • заместитель председателя (представитель структурного подразделения исполкома (администрации));

  • члены комиссии (представители органа санитарного надзора, органы внутренних дел, жилищно-эксплуатационной службы и т.д.);

  • освобожденный ответственный секретарь комиссии.
Состав административной комиссии при сельском, посел­ковом исполнительном комитете несколько отличается от ранее рассмотренного состава исполкома и включает:

  • председателя административной комиссии (председа­теля исполнительного комитета);

  • его заместителя и других лиц исполкома;

  • представителей организаций, находящихся на данной территории;

  • ответственного секретаря административной комиссии, назначаемого из числа членов административной комиссии (не освобожденный).
Заседания административной комиссии созываются от­ветственным секретарем по согласованию с председателем административной комиссии по мере необходимости, но не реже одного раза в 15 дней.

О дне заседания административной комиссии извещается прокурор города (района в городе, района).

Председательствующим на заседании административной комиссии является председатель административной комиссии, а в его отсутствие либо по его поручению - заместитель председателя административной комиссии.

Административная комиссия вправе рассматривать дела об административных правонарушениях при наличии не менее половины членов ее состава.

Постановление административной комиссии принимается простым большинством голосов членов административной комиссии, присутствующих на заседании. Постановление административной комиссии может быть обжаловано в местном исполнительном и распорядительном органе, при котором образована административная комиссия, или в суде в порядке и сроки, установленные законодательными актами Республики Беларусь.

Ст. 3.4. Административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.24, 10.8, 15.8, 15.13, 15.16, 15.17, 15.20, 15.21, частью 3 статьи 15.22, статьями 15.25, 15.27–15.29, 15.31, частью 2 статьи 15.35, частью 2 статьи 15.37, статьями 15.38, 15.39, 15.42–15.44, частью 1 статьи 15.46, частью 1 статьи 15.47, частью 1 статьи 15.54, статьями 15.57, 15.58, 16.9, 17.4, 18.2–18.4, частями 3 и 4 статьи 18.5, статьями 18.6–18.8, 18.10, 18.11, 18.30–18.34, 18.35 (за исключением правонарушений, совершенных водителями транспортных средств), 19.3–19.7, 20.6, 20.7, 20.9, 20.10, 21.1–21.5, частями 1 и 2 статьи 21.6, статьями 21.13–21.15, частями 1 и 3–6 статьи 22.3, статьями 22.4, 22.5, 22.12, частью 1 статьи 23.38, частью 2 статьи 23.56, частью 2 статьи 23.58, статьями 23.62, 23.63, 23.78 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Постановление СМ РБ от 10 декабря 2003 г. № 1599 «Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних».

Районная (городская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолетних рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4, 17.4 (за правонарушения, совершенные родителями несовершеннолетних или лицами, их заменяющими - невыполнение обязанностей по воспитанию, вовлечение в антиобщественное поведение) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних образуются районными исполнительными комитетами или местными администрациями в составе от 5 до 15 человек (заместитель председателя исполнительного комитета или главы администрации, который является председателем соответствующей комиссии, заместитель председателя комиссии, должность которого приравнивается к должности начальника основного отдела исполнительного комитета (местной администрации), 2–5 социальных педагогов и педагогов-психологов специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации (в зависимости от численности населения административной территориальной единицы), и исполняющие свои обязанности на общественных началах другие члены комиссии). В состав комиссий по делам несовершеннолетних местных исполнительных и распорядительных органов по должности могут входить руководители органов государственного управления образованием, органов по труду, занятости и социальной защите, органов государственного управления здравоохранением, органов внутренних дел, органов, учреждений и иных организаций культуры, досуга, спорта и туризма, а также депутаты Советов депутатов (с их согласия), представители профсоюзных и иных общественных организаций (объединений), осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с их согласия).

Заседания районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) комиссий по делам несовершеннолетних созываются председателем комиссии по делам несовершеннолетних по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и являются правомочными, если в них принимает участие не менее половины членов от установленного состава комиссии. О времени заседания соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних в установленном порядке информируется прокурор.

Решение комиссий по делам несовершеннолетних принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, которое должно быть изложено в письменной форме и мотивировано. Решение комиссий по делам несовершеннолетних оформляется постановлением.

Члены комиссии по делам несовершеннолетних не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.

Член комиссии по делам несовершеннолетних, не согласный с принятым постановлением в целом или в части, вправе изложить в письменном виде свое мнение, которое приобщается к постановлению, о чем извещаются члены комиссии во время заседания и несовершеннолетний, его родители либо лица, их заменяющие.

Постановление объявляется немедленно по его принятии.

Сельский, поселковый исполнительный комитет рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14–15.17, частью 3 статьи 15.22, статьями 15.23, 15.24, 15.44, 21.8, 21.14, 21.15, частью 1 статьи 23.74 (за правонарушения, совершенные при осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без извещения соответствующего сельского Совета депутатов и (или) без заключения договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма), статьей 23.78 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (нарушения лесопользования, землепользования). Заседания правомочны при наличии не менее двух третей состава исполнительного комитета.