Сопряжена с определенными трудностями. Знаменитые плакаты «Водитель! Не забудь слить воду!» появились не зря – и по сей день в глубинке грузовой транспорт ездит с водой в системе, и, оставляя автомобиль на длительное время, водителям приходиться опустошать блок цилиндров и радиатор, чтобы их не разорвало льдом.
Но то, что привычно промасленному водителю «ГАЗона»-собственного ровесника, то среднестатистическому автомобилисту покажется дикостью. Поэтому появление незамерзающих жидкостей в Советском Союзе произошло во времена запуска Тольяттинского автомобильного завода – выпуская массовые автомобили, нужно было обеспечить их беспроблемную эксплуатацию в любом климате.
Начнем с уточнения главного момента – распространенный вопрос, вынесенный в заголовок, неверен в корне, ибо термином «антифриз» обозначают любую незамерзающую , то есть тосол – это одна из разновидностей антифриза. Поэтому если и сравнивать, то тосол с одним конкретным типом охлаждающей жидкости – а их насчитывается немало.
Сам по себе тосол по советскому стандарту выпускался двух типов:
В основе же тосола и других типов антифризов лежит этиленгликоль. У этого вещества отличные характеристики для использования в подобных целях: уже при соотношении в растворе с водой 3:2 достигается температура замерзания -40°С, перед этим не происходит увеличение вязкости или расслоение раствора. Однако у этиленгликоля есть и два больших минуса:
Поэтому в состав антифриза на этиленгликолевой основе вводится пакет ингибиторов коррозии, защищающих двигатель, поэтому срок службы антифриза строго ограничен – старая охлаждающая жидкость уже не способна противостоять собственной агрессии по отношению к металлу. Состав пакета присадок может быть различным, он определяет не только совместимость жидкостей, но и их применимость.
Тосол, как и его устаревшие зарубежные аналоги, использовал для снижения коррозионной активности силикатные добавки. Это дешевое решение на практике оказалось малоэффективным – срок службы пакета силикатных присадок составляет не более двух лет, резко снижаясь при нагреве свыше 108 градусов, то есть в современных двигателях с высокой рабочей температурой (например, в двигателях BMW N-серии она переваливает за 100°С) они неприменимы.
Принцип действия подобного пакета присадок – в образовании на всех поверхностях, с которыми он соприкасается, химически инертной силикатной пленки. Но одновременно это снижает теплопередачу, поэтому тосол, как и любой другой антифриз на этиленгликолево-силикатной основе, неприменим в высокофорсированных двигателях. В двигателях с узкими каналами охлаждения их проходное сечение может снижаться до критической величины, поэтому при использовании тосола необходима не только его частая , но и .
Современные охлаждающие жидкости классифицируются следующим образом:
Ядовитость этиленгликоля привела к поиску его замены, и она нашлась в том же классе веществ: ближайший к нему по составу пропиленгликоль не просто безвреден, но и широко применяется в пищевой промышленности. Пропиленгликолево-карбоксилатные антифризы маркируются классом G13.
Для различения охлаждающих жидкостей между собой традиционно применяются красители. Однако же здесь есть важный нюанс – дело в том, что ни один стандарт не оговаривает четкую окраску, поэтому два антифриза одного цвета, но разных производителей могут быть несовместимы между собой. Стандартизированы только цвета оригинальных жидкостей Volkswagen, откуда и пошла общепринятая классификация G11, G12 (G12+), G12++: первые традиционно окрашиваются в зеленый цвет, вторые – в красный, третьи – в голубой. В продаже можно встретить и жидкости других цветов, поэтому необходимо ориентироваться только на указанный на упаковке класс. Например, при заводской заливке концерном Renault-Nissan применяется антифриз желто-зеленого цвета, но по составу он близок к карбоксилатным антифризам G12 – если же ориентироваться по цвету, то можно совершить серьезную ошибку, приняв его за G11.
Начнем с тосола: теоретически возможно его смешение с антифризами класса G11. Но только теоретически – дело в том, что советский состав и само название «тосол» не были запатентованы, поэтому на упаковке с надписью «тосол» может оказаться жидкость с заранее неизвестным составом. Вместо силикатных добавок могут применяться боратные, в то время как к применению в охлаждающих жидкостях класса G11 они запрещены. Поэтому, смешивая современный тосол с антифризом G11, вы всегда действуете на свой страх и риск.
Что же касается остальных антифризов, то их совместимость (при условии соответствия состава классификации Volkswagen, что соблюдается не всеми производителями) описывается следующим образом:
Так как до сих пор наиболее распространены жидкости классов G11 и G12, достаточно запомнить простое правило – они несовместимы, их смешение допустимо только в случае крайней необходимости и кратковременно.
Диапазон рабочих температур и качество теплопередачи – не единственные характеристики, определяющие применимость охлаждающей жидкости. Крайне важна и стойкость к кавитации – образованию микропузырьков при быстром движении крыльчатки помпы в толще антифриза. Кавитация несет сразу два отрицательных момента: сама по себе она разрушительно воздействует на крыльчатку, а пузырки резко снижают эффективность работы системы охлаждения.
Поэтому, начиная с класса G12, в состав охлаждающих жидкостей вводится пакет присадок, противодействующих кавитации. В то же время даже классический состав советского тосола этого не предполагал, состав же современных жидкостей под этим названием и вовсе известен только их производителям. Поэтому применять всевозможные «тосолы», продающиеся сейчас, можно только в низкооборотныхдвигателях с низкой теплонапряженностью (старые грузовики, автомобили ГАЗ с моторами 24Д, 402).
Статья об антифризе и тосоле - в чем сходства и различия этих жидкостей, советы и рекомендации по выбору. В конце статьи - интересное видео о том, что будет, если смешать тосол с антифризом.
Содержание статьи:
При проведении технического обслуживания автомобиля, можно услышать от мастеров СТО 2 названия охладителя - «тосол» и «антифриз». Но в чем их отличия, знают немногие владельцы автомобилей. Также нет четкого понимания, можно ли смешивать эти жидкости и какая из них лучше. Разобраться во всем поможет обстоятельное, глубокое исследование этих вопросов.
Но это не является критичным критерием при выборе охладителя. Все дело в том, что со временем поменялись производственные технологии, требования к подобным жидкостям.
Антифризы по определению западных специалистов – охлаждающая жидкость, которая представляет собой смесь присадок, спиртовой основы и воды, циркулирующей в системе автомобиля для регулирования температуры. Она предотвращает его замерзание зимой и перегрев в теплое время года.
Чтобы упорядочить эту систему, было принято решение использовать классификацию охладителей концерна Volkswagen, согласно которой жидкости делятся на такие классы:
Также составы подразделяются по таким параметрам:
Внимание! Градации охладителей по цветам не существует, от этого не зависят их защитные характеристики.
Изначально все классы жидкостей прозрачные, красители в них добавляют для того, чтобы люди, работающие на СТО, а также владельцы автомобилей могли их отличать от других составов и определять рабочий температурный диапазон.
Также нужно знать, что основа у всех охладителей одна. Она состоит из:
Зарубежные производители, как правило, используют зеленые красители для охладителей класса G11. Составы других поколений окрашены в красный, розоватый цвет. Это делается для того, чтобы фактически отличать силикатные антифризы от остальных.
Так, ориентироваться при выборе охладителя можно на его цвет:
Тосол отлично подходит под двигатели с чугунными элементами.
Еще одним важным моментом при выборе охладителя являются рекомендации производителя. Минус тосола – относительно низкая теплопроводность. Причина – защитный слой, образующийся на поверхности металла, который сокращает теплоотдачу.
Совместимы составы одних классов, но разных производителей и цветов. Их характеристики не меняются, но тут существует риск образования суспензии высокой вязкости при нагреве, приближающего к температуре +100 градусов по Цельсию.
Чтобы исключить возможные риски, желательно использовать один класс охладителей определенного производителя. При смене антифриза рекомендуется промывать систему специальными составами. Практика показывает, что относительно безопасно смешивать класс G12++ с G11 и G12.
Важно! Для определения плотности тосола и антифриза используются различные ареометры.
В иномарки лучше заливать жидкости классом выше. Они обеспечивают лучший теплообмен и длительный срок эксплуатации. Производители составов G13 обещают промежутки между заменами до 650 000 км пробега, что составляет в среднем более 5 лет.
Дорогие зарубежные охладители обеспечат устойчивость к температурному воздействию, более надежную защиту и длительный срок эксплуатации. Вывод – антифриз все же лучше тосола.
Видео о том, можно ли смешивать тосол и антифриз:
400 063 88
Чем «Тосол» отличается от антифриза? Тем же, чем селедка отличается от рыбы! Это — название древней жидкости, со временем ставшее именем нарицательным.Сравнивать тосолы и антифризы – то же самое, что рассуждать о различиях между «жигулями» и автомобилями! Потому что «Тосол» – это тоже антифриз .
Откуда же пошла путаница в терминах?
Давным-давно в радиаторы автомобилей заливали воду. На морозе ее разбавляли этиленгликолем, что позволяло избегать замерзания жидкости. Такая смесь не угрожала разрывом блока цилиндров и радиатора, поскольку превращалась в вязкую шугу с мелкими кристалликами льда. Для древних автомобилей с чугунными моторами и латунными радиаторами такая жидкость была, к тому же, безопасна в отношении коррозии, а потому решение казалось идеальным. Именно так появился на свет первый антифриз. Потому что в переводе антифриз означает: «против мороза»!
Проблемы начались с приходом более современных авто. Циркулируя по новеньким системам охлаждения, нагретый антифриз буквально пожирал металл, выгрызая куски крыльчатки и стенок каналов головки блока… Поэтому в институте «ГосНИИОХТ» создали оригинальный состав охлаждающей жидкости, способный обуздать коррозионную активность «обычного» антифриза. В его состав стали вводить добавки на основе неорганических солей – они образовывали на металлических поверхностях слой, устойчивый к этиленгликолю.
Название новинки возникло так. Первые три буквы взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» пришло из химической терминологии. В итоге на свет появился «Тосол»!
Название показалось настолько удачным, что из аббревиатуры поти-хоньку превратилось в имя нарицательное
. А поскольку «жигули» в семидесятые годы были у нас символом жизненного успеха, то и «Тосол» попал в разряд элитных жидкостей для избранных.
Именно тогда в головах и сформировался стереотип: мол, «Тосол» – это жидкость, пригодная только для «жигулей»!
Спустя несколько десятков лет ситуация в стране резко изменилась: термин «жигули» стал чуть ли ни ругательством, а любой «жигулевский» компонент – синонимом низкопробной халтуры. В итоге «Тосол» в устах продавцов по инерции стал считаться некой жидкостью для отечественных – читай, «плохих» – автомобилей!
Более того – этим именем почему-то начали называть любые антифризы для «нашенских» машин! Так же, как джипом обыватель уверенно называет любой вседорожник, а не только американский «Джип»….
Напомним еще раз: любая охлаждающая жидкость – это антифриз! Точно так же, как «Мерседес», «Калина» и ЗИЛ – это все автомобили! А «Тосол» – это тоже антифриз! Другое дело, что современные антифризы так же отличаются от смеси воды с этиленгликолем, как автомобиль третьего тысячелетия от первых самодвижущихся экипажей. Но –увы: «тосол» и «антифриз» уверенно стали именами нарицательными, а также чуть ли не синонимами терминов «плохой « и «хороший»!
К сожалению, данное разделение охлаждающих жидкостей охотно поддержала вся «цепочка» посредников, начиная от оптовиков и заканчивая розничными торговцами. В то, что сегодня называют «Тосол», производители чаще всего добавляют присадки, обеспечивающие разве что минимальные антикоррозионные свойства – и это вполне объяснимо! Во-первых – дешево, во-вторых – чаще будут покупать, в-третьих – для «жигулей» и так сойдет. А вот многочисленным жидкостям с надписью типа «АНТИФРИЗ» повезло куда меньше. Некоторые, даже крупные производители не утруждают себя новыми разработками и внедрениями, а льют в такие канистры все тот же «тосол» 70-х – 80-х годов прошлого столетия. А что там внутри – какой он, этот антифриз? Силикатный, карбоксилатный, лобридный? Таких слов многие продавцы даже не знают.
Так что же покупать? Ответ один: для «серьезных» современных машин подходят исключительно антифризы продвинутых производителей! Лучшее подтверждение такой «продвинутости» – ссылка на одобрение продукта серьезным автопроизводителем, будь то «Мерседес», «Фольксваген» и т.п. Поэтому любые неизвестные бренды лучше сразу обходить стороной – хуже не будет. Конечно, подделать можно любую «фирму», а на канистре написать любую чушь, но тут может помочь… Интернет. На сайте любого серьезного автопроизводителя точно указано, кому он выдавал свое одобрение.
Казалось бы, тосол и антифриз давно считаются синонимами, но это не совсем так. Мы постараемся внести ясность, какая же разница между этими двумя жидкостями, и ответим на вопрос, что лучше – тосол или антифриз!
Многие автомобилисты не придают особого значения . Часто встречается такое, что этот расходный материал не меняется вовсе. Такое халатное отношение может привести к печальным последствиям. Давайте посмотрим, а для чего же именно необходимы охлаждающие жидкости? Такой состав в нашем авто необходим для поглощения тепла работающего двигателя, чтобы предотвратить его перегревание. Поддерживается постоянная оптимальная температура мотора – около 83 градусов.
Прежде чем выбрать охлаждающую жидкость под капот своего автомобиля, необходимо ознакомиться с руководством по эксплуатации, чтобы точно узнать, какие рекомендации дают производители. В некоторых случаях указываются конкретные наименования данной химии, которая производится по таким технологиям:
Тосол – охлаждающая жидкость, которая была разработана в СССР специально для популярных в 1971 году ВАЗ . Первые три буквы названия тогда обозначились, как аббревиатура Технологии Органического Синтеза, а вот последние две буквы добавлены для получения слова, которое похоже на название спирта. В составе данного варианта охлаждающей жидкости – присадки, основой которых служат неорганические кислоты.
При использовании тосола образуется защитная пленка, которая имеет достаточно приличную толщину. Это очень негативно сказывается на теплопроводности, впоследствии мотор начинает работать на излишне высоких температурах и быстро изнашивается. Стоит отметить, что тосол, выпускающийся в СССР, и современный состав значительно отличаются. Кроме того, в то время это являлось единственной охлаждающей жидкостью. Сейчас в продаже можно встретить три марки тосола:
Антифриз – зарубежное название охлаждающей жидкости . Присадки, которые имеются в составе, имеют основу из солей органических кислот. Защитная пленка создается только в необходимых местах. Антифриз имеет такие виды: карбоксилатный G12, гибридный G11, Lobrid G12++, традиционный. Антифризы разных производителей, но одного класса, например G12, можно без опасений смешивать. Есть еще разделение этой жидкости по цвету, многие перед смешиванием ориентируются именно на этот признак.
Также иногда допускается смешивание классов G11 и G12, но только при условии, что они от одного производителя. Данное условие также касается и G12++, который может стать добавкой для частичной замены жидкости.
Имеет огромное количество преимуществ перед тосолом:
А ты и твой автомобиль готовы к наступившей зиме? Современные гаджеты помогут с комфортом пережить зиму:Регулируемый нагрев, ортопедический эффект. Никогда не замерзнешь!
Защитят ходовую в эту суровую зиму!
Добрый день. В сегодняшней статье я хочу, поднят поднять актуальный вопрос – антифриз или тосол, что лучше использовать в Российских условиях? Под нашими условиями я понимаю комплекс факторов – количество фальсификата, цена, доступность, перепад температур и т.д. и т.п.
Антифриз (anti – против, freeze – замерзать) – антифризами называют широкую группу жидкостей, не замерзающих при низкой температуре. В случае с системой охлаждения автомобильных двигателей обычно применяется смесь воды, этиленгликоля (или пропиленгликоля) и антикоррозийных присадок.
Тосол – торговая марка антифриза, разработанная в НИИОХТ во времена СССР. Разработчики — Оскар Наумович Дымент и Алексей Васильевич Борисов.
После прочтения этого отрезка, я хочу, чтобы вы поняли, что недопустимо сравнивать тосол и антифриз, так как тосол это одна из марок антифриза!
Чтобы еще лучше понять и запомнить предлагаю полностью аналогичную фразу – «Вам Chevrolet Niva или автомобиль?»
Так что в следующий раз, когда в магазине вас спросят тосол вам или антифриз, а если антифриз, то какой вы можете поумничать…
С сертификацией антифризов в РФ огромная проблема, так как последний документ, как-то регулирующий состав и характеристики охлаждающих жидкостей — ГОСТ 28084–89, был принят во времена СССР и нормирует только жидкости содержащие этиленгликоль. По этой причине в наш обзор не попали антифризы на этикетках, которых указан этот гост, а этиленгликоля в их составе нет (явный же фальсификат).
Второй момент – разделение антифризов по цвету.
Бытует мнение, что красный антифриз самый качественный, но это не так. Общемировая классификация – красный антифриз предназначен для автомобилей с чугунными блоками и медными радиаторами, а зеленый для алюминиевых блоков и алюминиевых радиаторов, но это не догма. Цвет антифризу придают красители, а характеристики антифриза (его коррозийная активность) зависит от антикоррозийных присадок, а разделяются все антифризы по классам! По сути цвет нужен только для того чтобы не путать между собой антифризы разных типов.
Антифриз состоит из этиленгликоля, пропиленгликоля, дистиллированной воды, красителя и антикоррозийных присадок. От присадок зависит скорость и тип электрохимической коррозии, от пропорционального соотношения воды и этиленгликоля зависят температура замерзания, закипания и кавитационная стойкость.
Для экономии многие недобросовестные производителя заменяют компоненты. Дело в том, что этиленгликоль довольно дорог, а пропиленгликоль еще дороже, но все это можно заменить на метиловый спирт и глицерин. В итоге тоже получиться антифриз! И он даже будет работать, но в итоге алюминиевые части двигателя будут безнадежно повреждены. Например, вот так:
Таким образом – любой антифриз, на компонентах которого производитель не экономил и все сделал по рецептуре, будет качественным.
Многие производители устанавливают свои допуски на антифриз, например допуск Mercedes — 325.0. Такой антифриз бывает красный, зеленый, желтый и даже синий, но смешивать разные цвета между собой не стоит без проверки допустимости. Вот картинка что и как можно смешивать:
Занятно — допуски от производителя это ерунда! Допуски на антифризе это маркетинг, покупая антифриз, следует ориентироваться на классификации (G11), F (G12+), G (G12++), J (G 13) и доливать цвет в цвет качественные жидкости.
Чтобы было понятно, почему я считаю допуски по антифризу маркетингом — в случае с Mercedes масло «Лукоил» имеет допуск для большинства типов двигателей!
Однозначно ответить нельзя. В большинстве случаев допускается доливать антифриз цвет в цвет, но если вы попадете на фальсификат (что весьма вероятно в мелких магазинчиках) при смешивании вы получите расслаивание антифриза и выпадение хлопьев.
Поэтому покупайте антифриз только в проверенных местах и возите с собой 1-3 литра на долив.
В случае если вы не уверены в качестве антифриза лучше долейте воды! Она гарантировано доведет уровень, а расслаивания антифриза не случится.
Выпадение хлопьев опасно тем, что они забьют радиаторы, и система охлаждения потребует дорогой ремонт.
Так же допустимо смешивать между собой разные антифризы, но делать это следует только в крайнем случае!
Не допускается смешивание антифриза с тосолом (охл. жидкостью традиционного класса, тип TL). Ни при каких условиях!
В составе любого антифриза есть вещества называемые ингибиторы коррозии. Они формируют на поверхности цветного металла оксидную пленку и перпятствуют его коррозийному разрушению. Тосол и классические антифризы имею срок службы 3 года (G11). G12, G13 имеют срок службы 5 лет. Если пропустить срок замены антифриза, ничего страшного, кроме ускоренной коррозии деталей двигателя и радиатора, не произойдет.
Самый распространенный на территории бывшего СССР антифриз. В продаже встречается двух марок А-40(зеленый) и А-65(красный). В названии тосола цифра обозначает температуру начала замерзания.
При покупке цвет тосола будет отличаться и станет зеленым или красным после 400-600 часов работы, но класс жидкости от этого не измениться =).
Тосол относиться к традиционным антифризам.
Преимущества – низкая цена, распространенность, низкий риск подделки при покупке у проверенных производителей.
Недостатки – после 105 градусов плохо защищает алюминий от электрохимической коррозии.
Срок службы жидкости 3 года.
Наш тосол относиться именно к этому классу жидкостей. В составе антифриза G11 используется этиленгликоль, с небольшим пакетом антикоррозийных и антикавитационных присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Антикоррозийная пленка создается на всех внутренних поверхностях системы охлаждения.
Срок службы жидкости 3 года.
В составе антифриза G12 используются этиленгликоль и карбоксилатные соединения. Антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза значительно лучше, чем у G11. Этот антифриз подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета присадок, антифризы этого класса дороже. За этим классом зафиксировали красный цвет.
Срок службы жидкости 5 лет.
В его составе используется полипропиленгликоль. Это куда более экологичный продукт (не ядовитый, значительно быстрее разлагается). По характеристикам это полный аналог G12, но для повернутых на голову на экологии Европейцев.
Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Это самый подделываемый класс охлаждающих жидкостей!
Срок службы жидкости 5 лет.
Внимание! Цвет не всегда соответствует типу антифриза, особенно у Российских производителей. Кроме цвета, обязательно, смотрите маркировку (G11, G12, G13).
На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос – «антифриз или тосол, что лучше использовать?», но если у вас есть вопросы или дополнения, пожалуйста, пишите их в комментарии….