В вопросе организации безопасности, будь то специальный автомобиль или помещение кассы в банке, специальное пуленепробиваемое стекло играет немаловажную роль. Ведь от его стойкости к агрессивному воздействию, в том числе огнестрельного оружия, порой зависят жизни людей. Но не все стекла, являясь защитными, можно назвать пуленепробиваемыми.
Дабы не привлекать излишнего внимания к таким стеклам и не акцентировать внимание окружающих на его повышенной прочности, внешний вид защитных стекол ничем не должен отличаться от обычных. Свои исключительные свойства оно должно продемонстрировать лишь в случае непосредственного воздействия на него: не дав пуле, выпущенной из оружия, пробить его насквозь.
Мысль о создании защитного стекла, обладающим сверхпрочными свойствами, родилась в голове француза Эдуарда Бенедиктуса еще в 1910 году прошлого века. Во время экспериментов, он размещал различное количество листов специальной пленки из целлюлозы между двумя обычными стеклами. Это в значительной мере добавляло многослойной конструкции прочность. Свое изделие он назвал «Триплекс», а его метод производства пуленепробиваемого стекла в настоящее время называется «ламинированием».
Несмотря на то, что первые свои конструкции стойких стекол французский изобретатель делал в основном вручную, то сегодня технологию производства сложно представить без использования современного высокоточного оборудования и сложных полимерных материалов.
В зависимости от предназначения, защитные стекла изготавливают различной толщины, от семи миллиметров до семидесяти пяти. По сути, толщина готового изделия и определяет класс его прочности. Типичная технология изготовления подобных изделий заключается в использовании обычных листовых стекол, между которыми заливают слои жидкого поликарбоната - прочный вид пластмассы. Пуля, выпущенная в такое стекло, поэтапно, слой за слоем проходя через многочисленные слои, попросту теряет свою энергию и, в конечном итоге, останавливается.
Различают и некоторые модификации защитных стекол. Так, например, в некоторых специальных автомобилях широко используют односторонне защитное стекло . В него интегрирован специальный полимер, благодаря которому конструкция выдерживает агрессивное воздействие исключительно с одной стороны, с внешней. Это позволяет людям, на которых совершена атака с улицы, произвести ответный огонь из своего оружия, не выходя при этом из автомобиля. При этом современная аппаратура без труда позволяет принять стеклу нужную форму и изгибы, для установки в штатный проем автомобиля.
Весьма дорогостоящим и сложным с точки зрения технологии изготовления является производство ламинированных защитных стекол. Подобные изделия со знаком качества изготавливают на высокоточном современном оборудовании с использованием станков с ЧПУ.
В заключении стоит отметить, что идеальных по своей прочности стекол попросту не бывает. Каждый класс стекла гарантированно спасает только от определенного порога воздействия. И в любом случае найдется превентивная сила, способная разрушить даже самый качественное и стойкое пуленепробиваемое стекло.
Как делают пуленепробиваемое стекло? Интересует технология производства пуленепробиваемых стекол!
История пуленепробиваемого стекла началась в 1910 году, когда французский ученый Эдуард Бенедиктус изобрел способ производства особо прочного стекла путем помещения специальной целлулоидной пленки между двух стеклянных листов. Такое стекло, сейчас известное как ламинированное, Бенедиктус запатентовал под названием «триплекс».Впрочем, не надейтесь отсидеться за пуленепробиваемыми стеклами во время серьезного обстрела. Абсолютной брони, защищающей от всего огнестрельного, просто не существует, тем более брони из стекла…
Триплекс – самое надежное и безопасное стекло. За столетие, прошедшее с момента, когда француз сделал свое эпохальное изобретение, стекольная промышленность ушла далеко вперед, и сейчас технология изготовления триплекса примерно следующая. Два листа закаленного стекла склеиваются друг с другом по всей поверхности полимерной пленкой или ламинирующей жидкостью.(Кстати,сама работала в НПП "Макромер" на производстве такой жидкости - действительно Gin прав, это"Акролат" : http://www.macromer.ru/him.shtml?base=5&...) Причем листы могут быть из стекла как одного, так и разных типов, могут быть прямыми или гнутыми (форму им придают до склейки). Само ламинирование – достаточно сложный процесс, оно выполняется на автоматизированной линии в несколько этапов. На последнем этапе листы стекла попадают в автоклав, где при высокой температуре пленка полимеризуется и, как клей, соединяет стекло. В результате прочность обычного триплекса на удар в 10–15 раз превышает прочность обычного листового стекла. Если же триплекс все-таки удается разбить или пробить пулей, осколки не брызнут во все стороны – они повиснут на промежуточной пленке, не причинив вреда. Смотрится такое многослойное стекло как монолит.
Впрочем, полимерной пленкой можно склеить не два стекла, а больше. Но трехслойный триплекс пока считается оптимальным вариантом – дальнейшее добавление слоев значительно удорожает продукт, хотя, конечно, защитные свойства тоже возрастают. Но по большому счету использовать многослойные триплексы имеет смысл только там, где существует серьезная угроза для жизни людей или для материальных и музейных ценностей.
Но безопасность может обеспечиваться не только применением триплекса. Существует и альтернативный способ упрочнения и защиты стекол в зданиях стеклянных конструкциях – наклеивание на обычное качественное стекло оконных пленок.
Профессиональные оконные пленки (например, пленки Courtaulds Performance Films производства США), будучи наклеены на стекло, позволяют избежать опасности поражения осколками. Стекло, укрепленное такой пленкой, успешно выдерживает даже ударную взрывную волну – а если и будет повреждено, то останется в раме или выпадет целым куском, не разлетевшись на острые осколки.
ВВС США испытывают новый прозрачный материал, который может вскоре заменить пуленепробиваемое стекло в военных транспортных средствах. Оксинитрид алюминия (ALON) – прозрачный материал, по оптическим и структурным характеристикам сходный с сапфиром. Он очень прочен и намного легче обычного пуленепробиваемого стекла.
Лобовое стекло, состоявшее из трех слоев (ALON, стекло, опять ALON), при испытаниях успешно выдержало, например, обстрел бронебойными патронами из снайперской винтовки М-44. Обычное пуленепробиваемое стекло должно быть в несколько раз толще, лобовое стекло с ALON, чтобы выдержать аналогичную нагрузку.
Уже давно бронированное стекло стало неотъемлемым элементом защиты дома, витрин магазинов, автомобилей от злоумышленников или от вооруженного нападения. Такой элемент конструкции очень часто называют прозрачной броней. Бронированные стекла нашли широкое применение и в жизни обычного человека, и в силовых и охранных структурах. Их значение в современном мире нельзя недооценить.
Бронированные стекла представляют собой светопрозрачные изделия, защищающие людей и материальное имущество, ценности от кражи, поражения, порчи, а также оберегающие от проникновения в помещение снаружи через оконный проем. В состав таких изделий входят два элемента:
Масса готовых бронированных конструкций может составлять более 350 кг на один квадратный метр. Это в десять раз больше, чем вес обычного стеклопакета. Чтобы компенсировать массу, оснащаются электроприводами.
Бронированное стекло классифицируют по способности стойко противостоять определенному типу разрушающего воздействия.
Согласно этому критерию все конструкции можно определить в несколько групп:
В отдельную группу выносят автомобильные защитные конструкции, так как к ним предъявляются особые требования. бронированных стекол и требования к их изготовлению определены ГОСТ 51136-97 и ГОСТ 51136-2008. Каждый тип прозрачной защиты устанавливается для защиты в конкретных условиях.
Антивандальные окна защищают людей от осколков при попытке злоумышленниками разбить его. Они представляют собой многослойный стеклопакет с воздушной камерой, где наклеена специальная на стекло. Пленка, в свою очередь, изготавливаются из пластика толстого сечения. Осколки «приклеиваются» к ней, благодаря чему они не разлетаются в разные стороны.
Применяются подобные конструкции чаще всего на коммерческих объектах и в частном секторе для защиты как окон, так и дверей, а также выставочных витрин. Согласно ГОСТу они делятся на три класса - от А1 до А3, каждый из которых отличается стойкостью к ударному воздействию определенной силы.
Взломоустойчивое бронированное стекло отличается от антивандальной разновидности лишь стойкостью к разрушающему воздействию. Такое изделие обеспечивает защиту от многократных ударов кувалдой или молотком, способно выдержать таран автомобилем. Чаще всего такие конструкции применяются для защиты банковских учреждений, магазинов, заведений с большим оборотом денежных средств, а также стеллажей для хранения наркотических препаратов.
Согласно отечественным стандартам, в зависимости от того, какое количество ударов способно выдержать взломоустойчивое стекло, ему присваивается класс защиты от Б1 до Б3. Чем большее количество ударов тупым или острым предметом выдерживает конструкция, тем выше класс.
Пуленепробиваемое стекло обеспечивает защиту от сквозного пробития пулями или их осколками. Они представляют собой усиленные многослойные конструкции, скрепленные специальным полимерным материалом. Устанавливаются подобные конструкции на объектах, где высок риск вооруженного нападения: в отделениях МВД, на постах охраны, контрольно-пропускных пунктах и в иных подобных местах.
Пулестойкие стекла делятся на классы защиты от В1 до В6а. Испытания конструкций проводятся различными типами огнестрельного оружия - от пистолета Макарова и автомата Калашникова до снайперской винтовки Драгунова. В ходе испытаний применяются пули различной массы и со стальным, термоупрочненным либо специальным сердечником.
В автомобиль устанавливаются усиленные боковые задние и лобовые стекла. Их главной отличительной чертой является срок службы. Если стандартное бронированное окно способно прослужить несколько десятков лет, то продукция для автомобиля служит не более 5-6 лет. Связано это с характером нагрузок, которым подвергаются стекла ежедневно.
Такие светопрозрачные бронированные элементы представляют собой многослойной стеклопакет, который дополнительно усилен противоударной пленкой. Некоторые из них кроме защиты от разлетающихся осколков оберегают от ультрафиолетового излучения. Часто лобовые стекла покрывают более толстой пленкой, нежели боковые и задние.
Пулестойкое стекло — многослойная конструкция, состоящая из нескольких стекол М1 и нескольких слоев полимерной фотоотверждаемой композиции. В зависимости от требуемого класса защиты, конструкция может быть как с плёнкой, так и без неё. Такая структура конструкции обеспечивает защиту от пуль, выпущенных из разного вида оружия, в зависимости от требуемого класса защиты.
Конструкция бронестекла является прозрачной и обеспечивает защиту по классам В1, В2, В3, В4, В5 (1, 2, 3, 4 и 5 класс пулестойкости) по ГОСТ Р 51136-2008 одновременно пропуская свет. Подходит как для внутреннего, так и для внешнего остекления.
Возможна комплектация стеклопакета для сохранения температурного режима.
Бронестекло — гарантия безопасности, оно создано для того, чтобы охранять людей и их собственность. Именно поэтому особенно важно, чтобы стекло было отличного качества. Нужно быть уверенным в том, что вы и ваше имущество полностью защищены. Первый, второй, третий, четвертый, пятый или шестой класс защиты бронестекла выбирают исходя из условий и пожелания заказчика.
Стеклопакеты из многослойного бронированного стекла, изготовленные с использованием зеркальных, тонированных стекол различных цветов, имеют уникальные свойства, обеспечивающие не только защиту помещения от ударов и обстрелов, но и снижающие теплопотери в холодное время года, защищающие от вредного воздействия солнечных лучей и шума.
Зеркало, изготовленное из многослойного стекла, наряду с высокими прочностными характеристиками и эстетическими свойствами, обеспечивает длительное и безопасное его использование в помещениях с повышенной влажностью (в ванных комнатах и бассейнах).
Бронированное стекло многослойное защитное (бронестекло) предназначено для использования на транспортных средствах, в административных и жилых зданиях, где есть необходимость в защите жизни человека и материальных ценностей.
Характеристики пуленепробиваемого стекла соответствуют ГОСТ Р 51136-2008 «Стёкла защитные многослойные». Общее светопропускание стекла составляет не менее 70 %. Стекло должно быть тепло- и влагостойким, выдерживать температуру 60 °С и влажность 95 %. Его морозостойкость составляет минус 40 °С.
Защитная способность бронестекла зависит от его толщины. Стекло толщиной 37 мм задерживает пули ПС-43 калибра 7,62 мм от АКМ. Согласно сертификату, выданному Госстандартом России, такое стекло соответствует третьему классу защиты и, кроме того, способно задержать пули от пистолетов ПМ, ТТ, автомата АК-74 и осколки от ручных гранат РГД-5, Ф-1 и РГ-42.
Для изготовления пуленепробиваемого стекла используются плоские или гнутые полированные заготовки толщиной от 5 до 10 мм. Для того чтобы повысить прочность, их склеивают между собой в определенной комбинации. В качестве скрепляющих материалов используется поливинилбутиральная плёнка. Затем на внутреннюю поверхность стекла наклеивается слой, защищающий от поражения вторичными осколками стекла. Таким образом получается не только необычайно прочное, но и безосколочное стекло.
Защитная плёнка обладает очень высокой прочностью к поперечному растяжению. При нанесении на стекло она придает ему те же свойства: очень сильно ослабляет поперечные к поверхности стекла деформации, в том числе микроколебания. При возникновении даже малого поперечного отклонения вязкая полимерная плёнка быстро возвращает стекло (обеспечивая упругие деформации) к обычному положению. Конечно, достаточно сильный удар может отклонить стекло с плёнкой от недеформированного положения на расстояние, необходимое для того, чтобы хрупкое стекло все-таки разбилось. Но при этом оно остается на месте, приклеенное к защитной плёнке.
Защитные панели должны иметь класс устойчивости не ниже класса устойчивости применяемого защитного остекления. Для класса B1 (П1) панели должны выполняться из листовой стали толщиной не менее 6 мм. Для класса B3 (П3) – из листов бронесплава толщиной не менее 4,5 7 мм.
Лотки для передачи денег или документов, отверстия для ведения переговоров должны иметь конструкцию, исключающую проникновение пули в защищаемую зону при выстреле извне.
Вертикальные опоры должны быть надежно закреплены на уровне потолка и пола. Горизонтальные элементы конструкции должны быть надежно закреплены в каждом соединении и по возможности крепиться к стенам.
Двери в защищаемую зону должны обеспечивать тот же уровень защиты, что и применяемое пулестойкое остекление. Кроме того, они должны открываться наружу и оснащаться самонезапирающимся замком.
Любое окно в защищаемой зоне должно быть защищено пулестойким остеклением того же класса, что и установленное внутри помещения.
Сущность этого метода состоит в определении устойчивости многослойного стекла к воздействию определенных видов огнестрельного оружия. Испытания проводят на трёх образцах многослойного стекла размером 500×500 мм. Чертят равносторонний треугольник в центре испытываемого образца с длиной сторон 120 мм. Производят три выстрела по вершинам этого треугольника. Стекло считают выдержавшим испытание при отсутствии сквозного пробития.
Сзади испытываемого образца устанавливают ящик-накопитель осколков, который представляет собой камеру, служащую для сбора осколков стекла, отделяющихся от задней поверхности испытываемого образца и пули, прошедшей сквозь испытываемый образец.
Устройство измерения скорости пули представляет собой электронную систему, которая измеряет время пролёта пули между двумя датчиками - мишенями, расположенными на фиксированном расстоянии 300 500 мм по траектории полёта пули. При пролёте пули через первый датчик-мишень формируется импульс, который включает частотомер, подсчитывающий количество импульсов, вырабатываемых высокочастотным генератором устройства. При пролёте пули второго датчика-мишени подачу импульса прекращают. Скорость пули определяют расчётным путём. Скорость пули измеряют на расстоянии не более 2,5 м перед испытываемым образцом. Погрешность измерения не должна быть более 1,0 м/с.
При попадании пули в преграду происходит повреждение пули и самого материала защиты: огромная кинетическая энергия движения пули гасится за счёт деформации сжимающегося и разрываемого ею материала (неупругие деформации). Большинство пуль (для автоматов или винтовок) содержат очень прочный тяжелый стальной сердечник, после сплющивания оболочки проникающий глубоко внутрь материала.
Для чистоты проведения испытаний за испытуемым образцом располагают лист тонкой металлической фольги, по повреждениям которого можно определить результаты испытаний. Класс защиты зависит не только от средства поражения, но и от выбранного патрона и пули.
Класс защиты стекла | Вид Оружия | Наименование и индекс патрона | Тип сердечника пули | Масса пули, г | Скорость пули, м/с | Дистанция обстрела |
---|---|---|---|---|---|---|
В1 — Первый класс защиты | Пистолет Макарова (ПМ) | 9 мм пистолетный патрон 57-Н-181 7.62 мм | Стальной | 5,9 | 315±10 | 5 |
В2 — Второй класс защиты | Пистолет Токарева (ТТ) | пистолетный патрон 57-Н-132С или 57-Н-134С | Стальной | 5,5 | 420±10 | 5 |
В3 — Третий класс защиты | Автомат АК-74 | 5,45 мм патрон с пулей 7Н10 | Стальной термо-упрочненный | 3,5 | 880±10 | 5-10 |
В4 — Четвертый класс защиты | Автомат АКМ | 7,62 мм патрон с пулей 57-Н-231 | Стальной термо-упрочненный | 7,9 | 715±10 | 5-10 |
В5 — Пятый класс защиты | Снайперская винтовка (СВД) | 7,62 мм патрон СТ-2М | Стальной термо-упрочненный | 9,6 | 825±10 | 5-10 |
В6 — Шестой класс защиты | Снайперская винтовка (СВД) | 7,62 мм патрон БЗ-32 | Стальной | 10,4 | 820±10 | 5-10 |
Видео по пуленепробиваемым стеклам снято по заказу программы "Как это работает".
Процесс покрытия стекла автомобиля с внутренней стороны толстой пленкой, которая предоставляет защиту и прочность, называется бронирование стекол. Такое покрытие выдерживает удар молотка, биты и иных тяжелых предметов. Сама система бронирования пришли из бизнеса. Самые начальные пленки изобретали для промышленных зданий и торговых помещений, где необходима защита от грабителей и вандалов. Из этой статьи вы узнаете, как самому нанести такую пленку, какие преимущества и недостатки имеет эта система и насколько это эффективно.
Существуют разные бронепленки, предназначенные для:
Какая бы ни была пленка бронирования, 100% гарантии прочности дать сложно. Название «пуленепробиваемая» – условное. Как показали исследования, данное стекло не пробьется в том случае, если стрелять будут из пистолета указанного калибра и в разные части стекла. В том случае, когда пули требуемого калибра попадают в одно и то же место, стекло будет пробито насквозь и ни одна пленка не сможет спасти его.
Зачастую автолюбители считают, что тонировка автомобиля и бронирование связанны друг с другом. Помимо этого, бытует мнение, что такое покрытие лобового стекла ухудшит видимость и будет мешать езде. Все это совершенно не так. Главные особенности и плюсы такой пленки:
Также стоит помнить про фары, которые также нуждаются в защите от попадания посторонних предметов.
Перед тем как отправиться в СТО, важно знать минусы бронирования пленкой:
Цена бронирования стекол автомобиля пленкой с затемнением начинается в районе 3.500 рублей.
Бронирование стекол обычно используют автомобилисты, которые стали жертвами разбитых стекол по каким-либо причинам: кто-то из-за камней, которые нередко отлетают от колес, а кто-то из-за ограбления.
Внешний вид пленки похож на тонированную с самым максимальным уровнем прозрачности. Приобрести ее можно в авто ъмагазинах или через интернет-магазины. Порядок действий нанесения пленки следующий.
1. Нужно снять боковые стекла. Необходимо выполнять все по инструкции исходя от марки и модели вашей машины. Следует осторожно добраться до фиксаторов и вынуть стекла, перед этим не забудьте карты дверей рас крутить.
2. Удаление грязи и жира. Важный момент – это обезжиривание каждого стекла полностью. Для этого нужно уложить стекло на заранее очищенную ровную поверхность. Внимательно отнеситесь к абразивным частицам, которые могут исцарапать стекло. Далее следует очистить внутреннюю сторону бокового стекла, где будет накладываться пленка для бронирования. Чтобы очистить можно использовать моющее средство специальное для стекол и салфетку не имеющую ворса. Тут важно понять, что любая пыль или ворсинка, если вдруг останется на поверхности стекла, на совсем останутся под пленкой, а вид стекла изнутри салона будет далеко не эстетичный.
3. Подготовка. Сама пленка состоит из клейкого слоя и защитной бесцветной подложки. Сначала следует измерить стекла и отрезать нужное количество пленки с запасом.
4. Теперь прикладываем к чистой внутренней стороне стекла. Пленку необходимо расположить таким образом, чтобы подложка была внизу. Используя малярный скотч, можно отлично закрепить на стекло пленку. Удостоверьтесь, что со всех сторон пленка выглядывала хотя бы на 1 см.
5. Подготовка специального средства для удаления клейкой части с пленки. Для приготовления нужно взять простую воду и жидкое мыло. Пропорция 20% мыла и 80% воды. Использовать шампунь следует с минимальными ароматизаторами и добавками. В противном случае эти добавки скорее всего войдут в хим.реакцию с клейким слоем, чем это обернется неизвестно. Полученным раствором нужно заполнить садовый опрыскиватель
6. Клеим пленку и разглаживаем. Осторожно снимается защитная подложка, держа пенку только там, где края не будут соприкасаться со стеклом. Приготовленным раствором обливаем поверхность стекла и клейкий слой пленки. Теперь следует приложить бронированную пленку липкой стороной к внутренней стороне бокового стекла. По первой пленка будет ездить по поверхности, это и необходимо, чтобы разладить неровности при помощи специального мини-шпателя (его можно сменить на банковскую карту). Простыми движениями от центра к краям необходимо выгнать все пузыри воздуха. Если этого не сделать, то образуются пузыри, которые будет уже невозможно удалить.
7. Просушивание с помощью строительного фена. После того, как расправили всю пленку, ее нужно тщательно просушить феном. Он имеет высокую t воздуха, а струя тоньше. Горячая пленка сможет растянуться по поверхности. Затем сделать перерыв на час, чтобы пленка успела остыть.
8. Удаление лишнего. Изначально было оставлено минимум 1 см лишнего, для того, чтобы пленки хватило. Теперь, когда она хорошо села и остыла, можно обрезать лишние детали с помощью канцелярского ножа. Держать ножик лучше всего под углом в 45 градусов. Также желательно еще придерживать шпателем пленку.
Окончательная просушка длится далеко не один день. Самая высокая степень защиты появится через месяц. Исходя из экспериментов, пробить стекло, возможно, лишь с 4-5 удара по одному месту тяжелым предметом.
Таким образом, бронирование стекол автомобиля пленкойочень хорошо защищает не только от летящих из под колес инородные предметы, но и от возможных грабителей и вандалов. Но, как правило, авто владельцы, начинают об этом задумываться только тогда, когда что-то подобное произойдет и стекло будет повреждено.
Закаленное каленое стекло стекло закаленное.