Беседа с детьми на тему: "Безопасность на воде летом". «Правила поведения на улице в зимние каникулы»

Беседа

«Безопасное поведение на реках

и водоемах».

Подготовила:

педагог дополнительного образованияНегашева Е. А.

г. Новошахтинск

2013 год.

Лето – прекрасная пора для отдыха, а вода – чудесное средство оздоровления организма. В теплую летнюю погоду купание доставляет большое удовольствие , но на воде происходят и трагические случайности. Чтобы отдых в жаркую погоду не был омрачен, необходимо соблюдать ряд элементарных правил поведения на воде.

Находясь у воды, никогда не забывайте о собственной безопасности и будьте готовы оказать помощь попавшему в беду!

Запрещается :

    Заплывать за буйки или пытаться переплывать водоемы.

    Купаться в нетрезвом виде.

    Прыгать с обрывов и случайных вышек, не проверив дно.

    Устраивать в воде опасные игры.

    Долго купаться в холодной воде.

    Далеко отплывать от берега на надувных матрасах и кругах, если вы не умеете плавать.

    Оставлять детей без присмотра возле воды.

    Нырять в незнакомых местах – на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги и др.;

Купаться можно только в разрешенных местах, не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина . Нельзя находиться, играть в тех местах, откуда можно упасть в воду.

Если вы запутались в водорослях.

Как только почувствуете, что к ногам начали липнуть водоросли, мешая плыть, не останавливайтесь и не барахтайтесь на месте, беспорядочно перебирая ногами, - вы запутаетесь еще больше.

    Резко отталкивайтесь обеими ногами, постарайтесь освободиться.

    Если сразу это сделать не удалось, трите поочередно одной ногой о другую, скатывая с них водоросли.

    Не ныряйте, иначе водоросли могут опутать шею.

    Освободившись, плывите осторожно, стараясь меньше шевелить ногами, пока не минуете опасного места.

    Если вы оказались в воде, не умея плавать.

    В том случае, если вы не умеете плавать, постарайтесь продержаться на поверхности воды, пока не придет помощь.

    Попробуйте лечь на воду лицом вверх, широко раскинув руки и дыша как можно глубже и реже. Так вы меньше затратите энергии.

    Оставаться на поверхности воды продолжительное время можно и по-другому. Двигайте ногами так, будто вы крутите педали. Не переставая шлепайте руками по воде, перенося на них часть нагрузки и сохраняя равновесие.

    Или, оставаясь в вертикальном положении, сгибайте одновременно обе ноги, разводя колени в стороны, а затем резко распрямляйте их.

    Заплывать на глубину и далеко от берега можно только в том случае, если вы умеете хорошо плавать. Тогда вы не растеряетесь и не утонете, даже оказавшись в затруднительном положении.

    Длительное пребывание в холодной воде может вызвать судороги.

    Ваши действия:

    Едва почувствовав судорогу, сразу же останавливайтесь и, повернувшись на спину ложитесь на воду.

    Если у вас свело судорогой переднюю мышцу бедра, распрямите ногу и оттяните носок вперед.

    Если судорога в икроножной мышце или на задней поверхности бедра, то, выпрямите ногу, тяните носок на себя.

    Если судороги очень сильные и нога сама не распрямляется, попробуйте это сделать руками.

    В крайнем случае, растирайте и разминайте мышцу, пока не почувствуете, что она становится мягче. После этого пробуйте выпрямить ногу.

    Когда судороги пройдут, немного отдохните, затем перевернитесь и плывите к берегу, желательно другим стилем.

Если Вы долго плавали и устали, Ваши действия:

Как только начнете уставать или замерзать, немедленно разворачивайтесь и плывите назад к берегу;

Экономно расходуйте свои силы, время от времени отдыхайте, перевернувшись на спину и расслабившись. Отдых не затягивайте, чтобы не замерзнуть еще больше;

Если вы сомневаетесь, что сумеете самостоятельно добраться до берега, во время отдыха поднимайте вверх руку и машите, стараясь привлечь к себе внимание;

Едва почувствовав судорогу, сразу же останавливайтесь и, перевернувшись на спину, ложитесь на воду;

Если судорога очень сильная, и нога сама не распрямляется, попробуйте сделать это руками. Растирайте и разминайте мышцу, пока не почувствуете, что она становится мягче;

Если вы упали в воду .

При внезапном падении вы можете испытать шок и на время перестанете контролировать свои действия.

Как помочь самому себе.

    Задержать дыхание и зажать пальцами нос, чтобы не нахлебаться воды.

    Попытайтесь нащупать ногами дно, если вы недалеко от берега.

    Если место глубокое, постарайтесь как можно скорее избавиться от обуви и тяжелой одежды, чтобы она не тянула вас ко дну.

    Если в момент падения на вас были резиновые сапоги, не выбрасывайте их. Перевернув голенищами вниз, зажмите их подмышками, превратив в воздушные подушки. Так вам будет легче держаться на поверхности.

    Добирайтесь вплавь до ближайшего берега, плывя по течению по диагонали.

    Если вас подхватило сильное течение.

    Не тратьте напрасно силы и не боритесь с ним.

    Плавая в реке, просто следуйте за потоком, направляясь по диагонали к ближайшему берегу. Увидев впереди излучину, устремляйтесь к ее внутреннему радиусу, где течение более спокойное.

    Сильное течение может быть и на море. Там встречаются отмели, обычно скрытые от глаз под водой. Волны, накатывающиеся на берег в часы прилива, попадают в пространство между отмелями, и в результате возникает обратное течение в сторону открытого моря. Попав в такое течение, не пугайтесь, пусть оно вас несет. Скоро вы почувствуете, что его скорость заметно снизилась.

    Тогда поворачивайте и плывите к берегу. Если вы попали в водоворот, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него.

Первая помощь утопающему:

Четыре – пять минут – это предельный срок, в течение которого человека можно вернуть к жизни после прекращения дыхания и кровообращения:

Подплывая к утопающему, надо обхватить его так, чтобы он не смог вцепиться в вас, лучше всего сзади за плечи;

На берегу надо осмотреть пострадавшего, повернув на бок, прочистить нос и рот от песка, тины;

Положив пострадавшего животом вниз на свое колено так, чтобы голова свесилась, надавливая на спину, выплеснуть воду из желудка и дыхательных путей; после этого положить пострадавшего на спину, запрокинуть голову и начинать делать искусственное дыхание, сочетая с непрямым массажем сердца.

Беседа «Будь внимателен на дороге»

Цель: закрепить правила дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира;

повторить правила поведения в личном и общественном транспорте, довести до сознания детей, где нужно играть, кататься на велосипедах.

Занятие проходит в актовом зале.

Ведущий: Легко шагать по цветущим бульварам

Резвиться в парках, дворах и садах,

Но существует закон на дорогах

В малых селах и крупных городах.

Тот, кто своею судьбой не играет,

Себя примерно в дороге ведет

И кто дорожные правила знает

Тот никогда и нигде не пропадет.

Ребята! Сегодня на занятии поговорим о правилах дорожного движения, повторим, как нужно вести себя в личном и общественном транспорте, разыграем различные жизненные ситуации, в которых вы будете и водителями, и пассажирами.

К нам в гости пришел инспектор ГИБДД, он загадает вам загадки (выходит мальчик, одетый в форму инспектора).

1. Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем

Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Правильно ребята! А кто знает об этом удивительном виде транспорта?

Ответы подготовленных детей.

Велосипед – замечательное средство передвижения. Он не загрязняет окружающей среды, как автомобиль. Вместе с тем он укрепляет сердце и развивает мышцы. Но ребятам нужно знать некоторые правила.

  1. Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где ездят автомобили.
  2. Не пересекай дорогу на велосипеде, сойди с него и перевези его за руль по пешеходному переходу.
  3. Запрещается ездить на велосипеде, не держась за руль.
  4. Нельзя никого катать на раме или багажнике своего велосипеда.

Инспектор ГИБДД. Молодцы ребята! Теперь я твердо уверен, что, имея велосипед вы никогда, не будете нарушать правила дорожного движения.

Следующая загадка.

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль.

Побежит … (автомобиль).

Ответы подготовленных детей.

Автомобиль в наше время это самый необходимый вид транспорта. Если смотреть на дорогу, можно увидеть нескончаемый поток машин. И вы должны ребята хорошо усвоить правила пассажира. Товарищ инспектор, вы готовы рассказать нам об основных правилах.

Инспектор ГИБДД. Конечно ребята! Ведь каждый из вас является маленьким пассажиром этой необъятной страны машин. Вот о чем вы должны помнить всегда.

  1. Запрещается отвлекать водителя во время движения.
  2. Нельзя открывать двери, когда машина движется, высовывать в окно руку и тем более голову.
  3. В автобусе нужно держаться за поручень, чтобы не упасть, если водителю придется резко затормозить.
  4. Не прикасайтесь к оставленным в транспорте сумкам и сверткам, обратитесь к водителю.

Игра. Угадай наш автомобиль (ведущий называет марки автомобилей, дети хлопают в ладоши только российским): «Волга», «Тойота», «Ока», «Мерседес», «Джип», «Жигули», «Кадиллак», «Хонда», «Москвич».

Ведущий: Уважаемый Петр Иванович! Наши ребята отлично справились со всеми вашими заданиями. А вы готовы ответить на наши вопросы?

Инспектор ГИБДД. Постараюсь.

Загадки подготовленных детей.

  1. Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти

Там иди, где весь народ

Там иди, где …(переход).

  1. Должен знать, и стар и мал

Для машин есть мостовая

Для прохожих … (тротуар).

Ведущий: А теперь загадка для всех!

Выходя на улицу, приготовь заранее

Вежливость и сдержанность

А главное … (внимание).

Молодцы! Каждый человек должен быть на улице собранным, внимательным, и осторожным. Любой может стать то пешеходом, то велосипедистом, то пассажиром, то водителем. Но во всех случаях вы должны выполнять правила безопасности.

Выходит мальчик – светофор.

Я имею по три глазаПо три с каждой стороны

И хотя еще не разу

Не смотрел я всеми сразу

Все глаза мне нужны!

Я нахожусь тут с давних пор

И на всех гляжу в упор

Кто такой я … (светофор).

Ведущий: Ребята, а для чего нужен светофор водителям и пешеходам?

Ответы детей.

Ведущий: Правильно. Молодцы.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться … (опасно).

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь… (открыт)»

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для … (движенья)

А сейчас мы поиграем с нашим другом-светофором.

Красный свет – стоим смирно;

Желтый свет – хлопаем в ладоши;

Зеленый свет – ходьба на месте.

(сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени, увеличивая темп).

Ведущий: Замечательно мы с вами поработали. И наш инспектор доложен быть уверен в том, что мы отлично усвоили правила безопасности на дорогах.

Давайте это докажем еще раз.

Игра «Запрещается, разрешается».

1. Перебегать улицу, перед быстро идущим транспортом.

Все вместе: запрещается.

  1. Переходить улицу по подземному переходу.

Все вместе: разрешается.

3. Переходить улицу при красном свете светофора.

Все вместе: разрешается.

  1. Велосипедистам цепляться за проезжающие машины.

Все вместе: запрещается.

4. Помогать старикам и старушкам переходить улицу.

Все вместе: разрешается.

  1. Дергать девочек за косички.

Все вместе: разрешается.

  1. Выбегать на проезжую часть.

Все вместе: разрешается.

6. Переждать поток машин на островке безопасности.

Все вместе: разрешается.

  1. Болтать на уроках.

Все вместе: запрещается

  1. Знать и уважать правила движения.

Все вместе: разрешается.

Ведущий: Внимание! Водители и пешеходы, пассажиры и велосипедисты! Приготовиться к самой торжественной клятве.

Я буду в школе прилежно учиться

Буду законы дорог выполнять

Тогда и беды не случиться

Если правила знать буду только на пять

(Ведущий произносит клятву по строчкам, дети повторяют за ним)


Светлана Сидорукова
Беседа в подготовительной группе «Весенний паводок! Будьте осторожны»

Беседа в подготовительной группе :

«Весенний паводок ! Будьте внимательны

Составила и провела : воспитатель Сидорукова С. А.

Интеграция областей. Познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы.

Цель. Расширить знания детей о весенних паводках , о правилах поведения на весеннем льду .

Материал. Фотографии газеты «Уваровская жизнь» ,книга «Дед Мазай и зайцы» Н Некрасова

Ход беседы.

Ребята, скажите какое время года? (Весна) .

Давайте вспомним признаки весны. (Солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, дни становятся длиннее, ночи короче) Молодцы.

А я хочу вам рассказать о весеннем паводке . Кто из вас знает, что это такое? Правильно это когда разливаются реки.

Приближается время весеннего паводка . Лед на реках становится рыхлым, "съедается" сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением. Очень опасно по нему ходить : в любой момент может рассыпаться с шипением под ногами и сомкнуться над головой. Опасны в это время канавы, лунки, ведь в них могут быть ловушки - ямы, колодцы.

Но большую опасность весенний паводок представляет для детей.

Оставаясь без присмотра родителей и старших, не зная мер безопасности, т. к. чувство опасности у ребенка слабее любопытства, играют они на обрывистом берегу, а иногда катаются на льдинах водоема.

Кое-кто из подростков умудряются ловить рыбу, находясь на непрочном льду. Такая беспечность порой кончается трагически. В этот период ребятам не следует ходить на водоемы. Особенно опасны для жизни глубокие ямы и промоины, которые не всегда огорожены и обозначены предупредительными знаками. Поэтому в этот период следует помнить :

На весеннем льду легко провалиться;

Перед выходом на лед проверить его прочность - достаточно легкого удара, чтобы убедиться в этом;

Быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов;

- весенний лед , покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.

Весенний паводок опасен для жителей , которые живут вблизи рек, водоемов. Лед тает, уровень воды поднимается и затапливает дома.

Страдают люди, домашние животные, разрушаются постройки.

Как вы думаете, какую службу надо вызывать? (Службу спасения 01)

Давайте рассмотрим фотографии в нашей газете.

Машины каких служб приехали на помощь людям? (Пожарные, скорая помощь) .

Как люди переправлялись от дома? (На лодках) .

Понравился вам рассказ?

Как спасал дед Мазай зайцев?

Почему они его не боялись? Какой он был? (Добрый) .

А сейчас, я хочу еще раз повторить, что нельзя выходить в весенний период на отдаленные водоемы;

Переправляться через реку в период ледохода;

Подходить близко к реке в местах затора льда, стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и, следовательно, обвалу;

Собираться на мостах, плотинах и запрудах;

Приближаться к ледяным затором, отталкивать льдины от берегов, измерять глубину реки или любого водоема, ходить по льдинам и кататься на них (нередко дети используют всевозможные плавающие средства и бесхозные лодки, чтобы покататься по первой воде).

Если вы оказались свидетелем несчастного случая на реке или озере, то не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите на помощь, взрослые услышат и помогут выручить из беды.

Не подходите близко к заторам, плотам, запрудам, не устраивайте игр в этих местах.

Не подвергайте свою жизнь опасности! Соблюдайте правила поведения на водоемах во время таяния льда, разлива рек и озер!

Устный журнал для младших школьников «Берегись беды, когда ты у воды»

Цели: познакомить детей с правилами поведения у воды, с правилами оказания помощи пострадавшим; закрепить знания детей о том, какую опасность несет вода, если не соблюдать определенные правила.

Ход классного часа

Ведущий. Сейчас перед вами раскроются страницы устного журнала «Берегись беды, когда ты у воды».

Первая страница «Осень. Осторожно - ледостав!»

Учитель. Поздняя осень. Настало время осенних заморозков. С наступлением осенних заморозков на реках, озерах, прудах образуется ледяной покров. Наступает пора катания на коньках, лыжах, санках. Но этот лед еще слаб и тонок. По нему очень опасно ходить, кататься на коньках и санках. Эти веселые развлечения на не совсем еще окрепшем льду могут привести к несчастному случаю. Чтобы этого не случилось, надо соблюдать осторожность на льду, строго выполнять существующие правила.

Давайте, ребята, вспомним эти правила.

Не переходите водоем по льду до полного его замерзания. Период ледостава на реках дольше, чем на прудах и озерах, а на середине лед непрочен даже в разгар зимы.

Переходить водоем нужно в местах, где оборудованы специальные ледовые переправы. Безопасность движения здесь гарантирована. В местах, где ледовые переправы отсутствуют, при переходе следует обязательно проверять прочность льда пешней или палкой. Если пешня проваливается, или в месте удара появляется вода, или лед трескается, нужно немедленно возвращаться к берегу. При переходе группой расстояние между пешеходами должно быть не менее 5-6 м.

При переходе водоема на лыжах нужно отстегнуть крепления, снять с рук петли лыжных палок, снять с одного плеча лямку рюкзака. Расстояние между лыжниками тоже должно быть 5-6 м.

Будьте внимательны и осторожны при катании на санках или лыжах с крутого берега - внизу может оказаться прорубь, майна или полынья. Опасно кататься или играть в хоккей за пределами специально оборудованного катка - вы можете не заметить запорошенных снегом трещин или проломов.

Во время зимнего лова рыбы опасно собираться большими группами на льду, делать рядом несколько лунок. Чтобы кто-нибудь не попал ногой в затянувшуюся льдом лунку, уходя, ставьте около нее вешку.

Обходите вмерзшие в лед кусты, камыши или какие-либо предметы, места впадания в водоемы речек или ручьев, а также места сброса промышленных вод - лед там всегда непрочен.

Учитель . Что же нужно делать, если все-таки случилась беда и кто-то провалился под лед? Как правильно оказать помощь?

Дети . При оказании помощи провалившемуся под лед приближаться к нему надо ползком (лучше всего подложив под себя лыжи, доску, лестницу или фанеру), за 4-5 м от пролома подайте шест, багор, доску, веревку, ремень, лыжную палку или шарф и, медленно затем отползая, вытягивайте пострадавшего на прочный лед. После того как вытащили пострадавшего, нужно как можно быстрее доставить его в помещение, снять мокрую одежду, растереть спиртом, укутать в теплые и сухие вещи, напоить горячим чаем. Сразу желательно вызвать врача.

Вторая страница «Идет проказница зима»

Учитель . Много удовольствий сулит зима! Хорошо в морозную погоду промчаться на коньках по ледяной глади, стремительно скатиться с крутого берега на санках. Однако, чтобы избежать несчастных случаев, надо соблюдать осторожность на льду, строго соблюдать простые, но обязательные правила. Давайте вспомним еще раз правила осторожности:

Следует опасаться мест, запорошенных снегом. Под снегом лед нарастает значительно медленнее. Иногда случается, что по всему водоему толщина открытого льда достигает 10 см, а под снегом - всего 3 см.

В местах с быстрым течением образуются промоины, проталины, полыньи. Здесь вода покрывается лишь тонким льдом. Такие места опасны и для лыжников, и для пешеходов.

Учитель: Послушайте небольшой рассказ по М. Горькому:

КЛИМ САМГИН НА КАТКЕ

Пятеро ребят пошли на речной каток. Разрезвившись, они перелезли через ограждение и покатили по речному льду. Под двумя первыми детьми лед провалился, и они оказались в воде. Девочка сразу захлебнулась, но успела схватить за ноги еще барахтавшегося мальчика. Подоспевший Клим подполз к пролому и бросил товарищу ремень. Мальчик поймал конец ремня, потянул - и вместе с ремнем потащил к воде более легкого Клима. Клим испугался и выпустил ремень из рук. Рядом не было никого из взрослых. Дети утонули.

Учитель . Почему случилась беда? Как бы ты поступил в таком случае?

Вот еще рассказ по И. Толстому:

Илюша с братьями пришли кататься на коньках. С ними вместе прибежали человек пять деревенских ребят. Лед на пруду был тонок, слышались раскатистые потрескивания. Илюше вздумалось испытать прочность льда. Он собрал всех ребят в кучу и велел им по команде изо всех сил подпрыгнуть. Сам он отошел в сторону. Мальчики подпрыгнули, лед под ними обломился, и они всей кучей пошли ко дну.

К счастью, это было на мелком месте, и все кончилось благополучно.

Учитель. Какие меры безопасности нарушили ребята? Как поступил Илюша? Как самому можно попытаться выбраться на лед, если вы провалились, а рядом никого нет? (Ответы детей.)

Если неожиданно провалишься под лед, нужно стараться держаться на поверхности воды и звать на помощь. Необходимо не терять самообладание, не впадать в панику, стараться выбраться из пролома самостоятельно. Для этого нужно раскинуть руки в стороны и положить их на кромку льда, осторожно вынести на лед одну ногу, а затем вторую. Мягким движением выкатиться на лед и отползать в сторону от места провала.

Учитель. Вы слушали рассказы о шалостях ребят на льду. Сейчас послушайте рассказ о мужестве и стойкости советских людей во время Великой Отечественной войны, как они прокладывали Дорогу жизни по Ладожскому озеру к блокадному Ленинграду.

ДОРОГА ЖИЗНИ

Осень 1941 года. Фашистские полчища вышли к Ладожскому озеру, но, зажатый в кольцо блокады, Ленинград продолжал героическую борьбу.

Единственный путь, оставшийся для связи с Большой землей, проходил по Ладожскому озеру. Как только в середине ноября 1941 года озеро покрылось льдом, по нему сразу же стали прокладывать дорогу, и в ночь на 12 ноября по льду озера прошла первая колонна: она состояла из 60 грузовиков, и командовал ею майор Порчунов.

Зима выдалась суровой: над Ладогой часто завывал северный ветер, который нес с собой метели и морозы. Образовывались трещины, вода заливала лед, машины не слушались руля, а фашистские самолеты беспрестанно охотились за машинами. И все-таки движение по Ладоге, по Дороге жизни, продолжалось более 150 суток, несмотря на метель, пургу, бомбежки, и Ленинград был обеспечен всем необходимым для битвы, для победы.

Третья страница «Весна. Осторожно - ледоход!»

Учитель. Вот и март. Наступает время весеннего потепления. С утра еще подмораживает, а днем уже тепло. Появились лужи, почернели дороги и лед на реке. Подтаявший лед становится рыхлым и слабым. Пора попрощаться с играми на льду до следующей зимы. Становится еще теплее, реки вскрываются. Приближается время весеннего паводка. Начинается ледоход. Это красивое, но опасное зрелище всегда привлекает к себе многих детей. Какая же опасность может подстерегать вас, если не быть внимательными и осторожными?

Когда наблюдаешь за ледоходом с моста, набережной или причала, нельзя перегибаться через перила и другие ограждения, так как можно упасть в воду.

Необходимо остерегаться любования ледоходом и с обрывистых берегов. Во время ледохода вода часто размывает берега, и они обваливаются.

Весной опасно ходить на плотины и запруды - они могут быть неожиданно сорваны напором льда или размыты сильным течением воды.

Наблюдая ледоход, нельзя приближаться к ледяным заторам.

Во время ледохода необходимо прекратить всякие игры на льду, катание на льдинах, прыжки с льдины на льдину - это очень опасно для жизни.

Учитель. Что же нужно делать, если увидишь, что с кем- то случилась беда на реке? (Ответы детей.)

Необходимо при этом позвать на помощь старших товарищей или взрослых.

Немедленно оказать помощь пострадавшему. Для этого можно использовать спасательные круги, лодки, шесты, веревки, жерди, лестницы, доски и любые предметы, имеющие хорошую плавучесть.

Нельзя оставлять маленьких детей без надзора.

Четвертая страница «Лето. Шалить в воде - быть беде!»

Учитель. Приближается жаркое, знойное лето. Пора веселых летних каникул. С нетерпением ждут ребята каникул, когда можно будет посидеть на берегу с удочкой, совершить лодочную прогулку, поиграть у воды, позагорать, искупаться. Ты любишь купаться? Это очень хорошо. Вода укрепляет здоровье, закаливает организм, доставляет удовольствие, поднимает настроение. Но нельзя забывать об опасности, которую таит в себе вода.

Послушайте советы Нептуна.

Купаться и загорать лучше всего на оборудованном пляже. Неумеющим плавать не следует заходить в воду выше пояса.

Не плавайте на надувных матрацах и автомобильных камерах. Ветром или течением их может отнести далеко от берега, а волной - захлестнуть или перевернуть.

Не допускайте грубых шалостей в воде. Опасно подныривать друг под друга, хватать за ноги, «топить», заводить или затаскивать на глубину неумеющих плавать. Запрещается взбираться на буи, бакены и другие технические знаки.

Некоторые шутники при купании любят делать вид, что они выбились из сил, захлебываются или тонут. Пресекайте такие «забавы». Ложные сигналы о помощи отвлекают спасателей и мешают им выполнять свои обязанности.

Не оставляйте у воды младших братьев и сестер. Маленькие дети удивительно бесстрашны. Не ведая об опасности, они могут в воде оступиться и упасть, захлебнуться волной или попасть в яму. Не забывайте о своей ответственности за их безопасность.

Не разрешается заплывать за ограничительные знаки, отплывать далеко от берега или переплывать водоем на спор.

Будьте осторожны при прыжках в воду. Даже те места, где ныряли прошлым летом, нужно проверить, потому что за год там могли образоваться наносы или мог понизиться уровень воды.

Всех правил, которые нужно соблюдать у водоема, не предусмотреть. Осторожность - вот единственный залог безопасности на воде.

Помните: только береженого Нептун бережет.

Учитель. Как оказать первую помощь пострадавшему на воде? Послушайте стихотворение:

ПРО ДВУХ ЛОДЫРЕЙ

Это лодырь мой знакомый,

А зовут его Еремой.

Это брат его родной,

А зовут его Фомой.

Был Ерема на лугу,

А Фома на берегу.

Услыхали: кто-то стонет,

Поглядели: дядька тонет, -

То ныряет, то плывет,

Помощь с берега зовет...

Говорит Фома: - Сейчас!.. -

А Ерема: - Через час!..

Мы пойдем в деревню к людям,

Да веревку раздобудем,

Кинем с берега конец -

Не утонете, отец!

С. Я. Маршак

Учитель . На ваших глазах произошел несчастный случай - утонул человек. Что вы будете делать? Побежите искать спасателя? Звонить в «Скорую»?

Но утонувшего можно вернуть к жизни только в том случае, если он пробыл под водой не более 5-6 минут.

Значит, помощь ему нужно оказать немедленно.

Пусть кто-нибудь срочно вызывает врачей, а вы, не дожидаясь их прибытия, приступайте к оказанию первой помощи пострадавшему. Помните - его жизнь в ваших руках! Действуйте спокойно, правильно и быстро.

Как это надо делать, расскажут вам юные ОСВОДовцы (общество спасания на водах).

Дети (рассказывают по очереди).

1. Прежде всего осмотрите извлеченного из воды человека. Если в рот ему попали песок, ил, тина, то поверните его голову набок и пальцем, обернутым платочком, очистите ротовую и носовую полости.

В случае обильного истечения жидкости из рта и носа пострадавшего положите нижнем краем грудной клетки (не желудком!) на бедро своей согнутой ноги так, чтобы голова находилась по уровню ниже желудка. Одной рукой удерживайте голову в таком положении, а другой ритмично нажимайте на спину, пока выходит вода. Эти действия, в случае их необходимости, не должны занимать более 10-15 секунд.

2. Затем сразу же необходимо приступить к проведению искусственного дыхания. Помните: чем раньше вы начнете применять искусственное дыхание, тем больше шансов спасти человека.

Уложите пострадавшего спиной па ровную и обязательно твердую поверхность. Если он одет, расстегните ему верхние пуговицы и пояс. Встаньте на колени слева, максимально запрокиньте назад голову пострадавшего, чтобы у него открылись дыхательные пути, и одновременно, сместив челюсть вниз, раскройте ему рот. Сделайте глубокий вдох, приложите свои губы к губам пострадавшего и с силой произведите вдувание воздуха. Во время вдувания пальцами другой руки зажимайте ноздри пострадавшему. Выдох у него произойдет самостоятельно. Вдувание воздуха делайте с частотой собственного дыхания.

Если вам не удалось открыть рот пострадавшему, то в той же последовательности производите вдувания воздуха через нос.

3. Обязательно сочетайте искусственное дыхание с наружным массажем сердца, если у пострадавшего отсутствует сердцебиение.

Для проведения массажа положите одну ладонь поперек нижней трети грудины пострадавшего (не на ребра), а другую поверх нее накрест. Надавите на грудину запястьями так, чтобы она прогнулась на 3-4 см к позвоночнику, и отпустите. После каждого вдувания воздуха в рот (нос) пострадавшего делайте 4- 5 ритмичных надавливаний на грудину.

Прогибать грудину нужно сильно, толчком, используйте для этого вес собственного тела. Детям наружный массаж делайте одной рукой.

Хорошо, если помощь оказывают двое. В этом случае один производит искусственное дыхание, а другой затем массирует сердце.

Учитель . Стимулируя таким образом сердечную мышцу, вы можете наконец заставить ее сокращаться самостоятельно. Но если этого долго не происходит - не отчаивайтесь, продолжайте поддерживать искусственное кровообращение и дыхание до прихода «Скорой помощи». Ваши действия поддержали жизнедеятельность организма пострадавшего, и это облегчит врачам-реаниматорам мероприятия по дальнейшему оживлению человека.

Пятая страница «Завидую тебе, питомец моря смелый»

Учитель . Знаешь ли ты, что во многих городах нашей страны есть клубы юных моряков, юных речников, юных спасателей?

В таких клубах ребята учатся плавать, вязать морские узлы, изучать азбуку Морзе, флажковой семафор, устройство шлюпок, учатся помогать терпящему бедствие на воде.

За школьные уроки тоже приходится засесть, особенно за английский - международный язык моряков. Девиз юных моряков: «Борьба, отвага, скромность, труд и дружба». Из юных моряков вырастают настоящие герои. Послушайте один рассказ о наших героях.

На рейде одного из островов Курильской гряды стояло несколько самоходных барж. Одну из них во время урагана унесло в океан. Экипаж баржи состоял из четверки советских солдат.

В днище баржи оказались пробоины, и машинное отделение наполнилось водой. В течение двух суток вода была откачана и пробоины заделаны. Отнесенная ветром от Курильских островов, баржа продолжала свой дрейф в течении Куро-Сиво, все более удаляясь от берега.

Шторм бушевал и днем и ночью. Дни шли, а продовольственные запасы экипажа таяли. Да и запасы были невелики: ведро картошки, килограмма полтора свиного жира, одна неполная и одна нераспечатанная банка свиной тушенки, буханка хлеба и питьевая вода в баке. Принимали пищу раз в двое суток, а через несколько дней сократили рацион более чем вдвое: по одной картошке и по ложке жира в суп на четверых.

Однажды ночью экипаж баржи вдали увидел огни парохода. Они стали «писать» сигнальной лампой призыв SOS. По корабль прошел мимо. То же случилось и в следующий раз. Так же, как и в ловле рыбы, не было удачи и в попытке убить акулу. Багор оказался коротким, и акула ушла.

23 февраля, День Советской Армии, было решено отметить обедом, но варить было нечего. Пришлось ограничиться тем, что каждый по очереди покурил единственную цигарку- крученку.

Когда кончились все продукты, экипаж получал по полкружки пресной воды в день. В последний раз сыграли ребята на гармошке и с жадностью стали отдирать от нее кожу. Вареная в морской воде и смазанная техническим вазелином, кожа казалась очень вкусной.

К концу февраля члены экипажа сильно ослабели, так что почти не могли двигаться. Но несчастье скрепило дружбу советских юношей. Их вера и надежда на помощь и спасение стали несокрушимы и неугасимы.

18 марта советские солдаты были сняты с баржи американским авиалайнером и доставлены в Нью-Йорк.

На трансатлантическом лайнере герои прибыли во Францию, а оттуда на самолете «ТУ-104» на Родину, где были награждены орденами Красной Звезды. В июне они возвратились в свою часть для несения воинской службы.

Учитель . Ребята, помните всегда о том, о чем мы сегодня с вами много и очень подробно говорили.

Будьте внимательными, дисциплинированными и осторожными, когда бываете у воды.

Беседа «Будь внимателен на дороге»

Цель: закрепить правила дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира;

повторить правила поведения в личном и общественном транспорте, довести до сознания детей, где нужно играть, кататься на велосипедах.

Занятие проходит в актовом зале.

Ведущий: Легко шагать по цветущим бульварам

Резвиться в парках, дворах и садах,

Но существует закон на дорогах

В малых селах и крупных городах.

Тот, кто своею судьбой не играет,

Себя примерно в дороге ведет

И кто дорожные правила знает

Тот никогда и нигде не пропадет.

Ребята! Сегодня на занятии поговорим о правилах дорожного движения, повторим, как нужно вести себя в личном и общественном транспорте, разыграем различные жизненные ситуации, в которых вы будете и водителями, и пассажирами.

К нам в гости пришел инспектор ГИБДД, он загадает вам загадки (выходит мальчик, одетый в форму инспектора).

1. Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем

Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Правильно ребята! А кто знает об этом удивительном виде транспорта?

Ответы подготовленных детей.

Велосипед – замечательное средство передвижения. Он не загрязняет окружающей среды, как автомобиль. Вместе с тем он укрепляет сердце и развивает мышцы. Но ребятам нужно знать некоторые правила.

    Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где ездят автомобили.

    Не пересекай дорогу на велосипеде, сойди с него и перевези его за руль по пешеходному переходу.

    Запрещается ездить на велосипеде, не держась за руль.

    Нельзя никого катать на раме или багажнике своего велосипеда.

Инспектор ГИБДД. Молодцы ребята! Теперь я твердо уверен, что, имея велосипед вы никогда, не будете нарушать правила дорожного движения.

Следующая загадка.

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль.

Побежит … (автомобиль).

Ответы подготовленных детей.

Автомобиль в наше время это самый необходимый вид транспорта. Если смотреть на дорогу, можно увидеть нескончаемый поток машин. И вы должны ребята хорошо усвоить правила пассажира. Товарищ инспектор, вы готовы рассказать нам об основных правилах.

Инспектор ГИБДД. Конечно ребята! Ведь каждый из вас является маленьким пассажиром этой необъятной страны машин. Вот о чем вы должны помнить всегда.

    Запрещается отвлекать водителя во время движения.

    Нельзя открывать двери, когда машина движется, высовывать в окно руку и тем более голову.

    В автобусе нужно держаться за поручень, чтобы не упасть, если водителю придется резко затормозить.

    Не прикасайтесь к оставленным в транспорте сумкам и сверткам, обратитесь к водителю.

Игра. Угадай наш автомобиль (ведущий называет марки автомобилей, дети хлопают в ладоши только российским): «Волга», «Тойота», «Ока», «Мерседес», «Джип», «Жигули», «Кадиллак», «Хонда», «Москвич».

Ведущий: Уважаемый Петр Иванович! Наши ребята отлично справились со всеми вашими заданиями. А вы готовы ответить на наши вопросы?

Инспектор ГИБДД. Постараюсь.

Загадки подготовленных детей.

    Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти

Там иди, где весь народ

Там иди, где …(переход).

    Должен знать, и стар и мал

Для машин есть мостовая

Для прохожих … (тротуар).

Ведущий: А теперь загадка для всех!

Выходя на улицу, приготовь заранее

Вежливость и сдержанность

А главное … (внимание).

Молодцы! Каждый человек должен быть на улице собранным, внимательным, и осторожным. Любой может стать то пешеходом, то велосипедистом, то пассажиром, то водителем. Но во всех случаях вы должны выполнять правила безопасности.

Выходит мальчик – светофор.

Я имею по три глазаПо три с каждой стороны

И хотя еще не разу

Не смотрел я всеми сразу

Все глаза мне нужны!

Я нахожусь тут с давних пор

И на всех гляжу в упор

Кто такой я … (светофор).

Ведущий: Ребята, а для чего нужен светофор водителям и пешеходам?

Ответы детей.

Ведущий: Правильно. Молодцы.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться … (опасно).

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь… (открыт)»

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для … (движенья)

А сейчас мы поиграем с нашим другом-светофором.

Красный свет – стоим смирно;

Желтый свет – хлопаем в ладоши;

Зеленый свет – ходьба на месте.

(сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени, увеличивая темп).

Ведущий: Замечательно мы с вами поработали. И наш инспектор доложен быть уверен в том, что мы отлично усвоили правила безопасности на дорогах.

Давайте это докажем еще раз.

Игра «Запрещается, разрешается».

1. Перебегать улицу, перед быстро идущим транспортом.

Все вместе: запрещается.

    Переходить улицу по подземному переходу.

Все вместе: разрешается.

3. Переходить улицу при красном свете светофора.

Все вместе: разрешается.

    Велосипедистам цепляться за проезжающие машины.

Все вместе: запрещается.

4. Помогать старикам и старушкам переходить улицу.

Все вместе: разрешается.

    Дергать девочек за косички.

Все вместе: разрешается.

    Выбегать на проезжую часть.

Все вместе: разрешается.

6. Переждать поток машин на островке безопасности.

Все вместе: разрешается.

    Болтать на уроках.

Все вместе: запрещается

    Знать и уважать правила движения.

Все вместе: разрешается.

Ведущий: Внимание! Водители и пешеходы, пассажиры и велосипедисты! Приготовиться к самой торжественной клятве.

Я буду в школе прилежно учиться

Буду законы дорог выполнять

Тогда и беды не случиться

Если правила знать буду только на пять

(Ведущий произносит клятву по строчкам, дети повторяют за ним)