Беседа «Правила поведения на улице в зимние каникулы. Беседа в подготовительной группе «Весенний паводок! Будьте осторожны Правила на воде

В нашей стране большое количество водоемов, на которых можно прекрасно отдохнуть в летнее время или заняться зимней рыбалкой. Отдых на берегу речки или озера - это прекрасно, но просто огромное число людей каждый год погибает на воде. Чаще всего это происходит во время купания, особенно в тех местах, которые для этого не предназначены.

Четверть случаев занимают несчастные происшествия во время переходов на байдарках по горным рекам. В зимнее время, когда вода покрыта льдом, некоторые все равно умудряются провалиться под него. Вот почему так важно знать, что такое безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

Правила поведения на водоемах в летнее время

Невозможно представить себе летний отдых без поездки на море, речку или пруд. Когда припекает солнышко, так хочется окунуться в прохладную воду. В жаркую погоду отдыхающих около водоемов особенно много. Очень важно, чтобы вы перед поездкой на такой отдых вспомнили про безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Документ, в котором отражены все правила поведения на воде, должен быть в каждой администрации и спасательных организациях.

Свежий воздух и вода являются прекрасными закаливающими факторами, но нельзя забывать и о той опасности, которая вас может подстерегать на открытых водоемах. Есть некоторые рекомендации, которые касаются купания:

  1. Некоторые заболевания могут быть противопоказанием к купанию, поэтому перед поездкой на речку или море посоветуйтесь с врачом.
  2. Лучшим временем для принятия водных процедур является время 9-11 часов утра и 17-19 вечера.
  3. Не стоит купаться, если вы только что поели, должен пройти час-полтора.

Если вы умеете плавать, то это в какой-то мере гарантия вашей но бывают случаи, когда и отличные пловцы попадают в и погибают.

Поэтому особенно важно соблюдать правила безопасности всем категориям граждан.

Правила на воде

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях должно соблюдаться неукоснительно - это гарант вашего отличного отдыха без происшествий. После того как вы приехали на речку или озеро, проведя много времени в дороге в жарком автомобиле, не стоит сразу бросаться в воду. Необходимо немного отдохнуть, успокоиться и остыть, только после этого можно идти купаться.

Чтобы ваш отдых не омрачился неожиданными ситуациями, соблюдайте несложные правила:

  • Лучше всего, если вы будете принимать водные процедуры в местах, которые специально для этого оборудованы.
  • Если вы первый раз приехали в это место, перед полноценным купанием необходимо обследовать дно на предмет коряг, стекол и всякого мусора.
  • Не ныряйте в незнакомых местах, иначе можно уткнуться головой в грунт, корягу или бетонную плиту.
  • Если на берегу водоема вы обнаружили табличку, что купание в этом месте запрещено, то не стоит рисковать своим здоровьем, лучше отправиться на другой пляж.
  • На море обычно спасательные службы устанавливают буйки, за которые заплывать нельзя, не надо показывать свою храбрость и меряться силами с друзьями, это может быть опасно.
  • Если вы любите устраивать игры в воде, то будьте осторожны: не хватайте друг друга за руки или ноги, можно в азарте наглотаться воды и потерять сознание.
  • Если в воде у вас то необходимо позвать на помощь.
  • Не заходите в воду в нетрезвом состоянии, это может закончиться трагически.

Эти несложные правила почему-то соблюдают далеко не все, что потом и приводит к несчастным случаям.

Поведение во время непредвиденных ситуаций

С каждым на воде может случиться неожиданная ситуация, если не соблюдается безопасное поведение на водоемах в различных условиях. От ваших действий в этот момент будет зависеть ваша жизнь или ваших друзей.

При купании в реках может случиться так, что вы попали в водоворот. Нужно отбросить панику, набрать в легкие много воздуха, погрузиться под воду и постараться, совершая движения руками и ногами, отплыть подальше от воронки.

Если вы все сделаете правильно и, самое главное, спокойно, то вам удастся из нее легко выбраться. Другая ситуация, которая встречается сплошь и рядом - это переплывание реки или озера на спор. Вы можете просто не рассчитать свои силы, невозможно предсказать, как поведет себя ваш организм в условиях такой перегрузки.

Если вы умеете отдыхать на воде, лежа на спине, тогда еще полбеды, выиграть спор вам, может, и удастся. Умение отдыхать может оказаться вам полезно и в том случае, если ногу в воде свело судорогой. Это очень опасно, потому что на большом расстоянии от берега вам быстро оказать помощь никто не сможет, остается надеяться только на себя.

Для таких случаев всегда с собой берите булавку, говорят, это хорошее средство от судорог в воде.

Безопасность детей на водоемах

На водоемах в разное время года актуальны и для детей. Летом наших малышей невозможно оттащить от воды, всякие запреты не работают, поэтому необходимо строго следовать следующим рекомендациям:

  1. Купаться с детьми можно только в специально оборудованных для этого местах.
  2. Не оставляйте без присмотра ребенка, даже если он просто играет на берегу.
  3. Не разрешайте детям нырять.
  4. После длительного нахождения на жаре в воду заходить надо медленно, иначе от резкого перепада температуры может остановиться дыхание.
  5. Постарайтесь среди большого количества ребятишек научиться отличать своих детей, поверьте, сделать это совсем непросто.
  6. Продолжительность нахождения в воде зависит от возраста ребенка, но она должна быть гораздо меньше, чем для взрослых.
  7. Не разрешайте купаться детям в местах, где курсируют моторные лодки и катера, да и самим этого делать не стоит.

Уследить за детьми во время купания достаточно сложно, особенно если их много, как, например, в лагерях. Поэтому с целью безопасности во многих оздоровительных центрах купание запрещено, чтобы не допустить несчастного случая.

Правила в открытых водоемах

Водные процедуры для ребенка - это очень хорошо и полезно для здоровья, но главное, чтобы это было безопасно. Так как многие отдыхают со своими родителями на берегах рек и озер, отправляются «дикарями» на море, то стоит учесть некоторые универсальные правила:

  1. В воду заходить ребенку можно, если она прогрелась до 22 градусов, а на улице при этом не менее 25 градусов.
  2. Лучше купаться в утренние часы.
  3. Во время первого купания достаточно 2-3 минут пребывания в воде.
  4. Не окунайте ребенка в воду с головой.
  5. После выхода из воды надо хорошо вытереть тело насухо и отдохнуть.

Отдых на берегу реки - это прекрасная возможность оздоровить свой организм и получить массу положительных эмоций. Главное - выбирать правильные водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время годаотличаются, и это необходимо учитывать.

Поведение на водоемах в зимнее время

Казалось бы, пришла зима, лед сковал все реки и озера, и можно смело кататься на коньках, играть в хоккей. Но стоит сказать, что правила безопасного поведения на водоемах зимойтакже должны соблюдаться.

Вот несколько правил, которые помогут вам сохранить свою жизнь и здоровье на водоеме в зимнее время:

  • Выдержать одного человека может лед, толщиной не менее 7 сантиметров.
  • Вблизи различных стоков лед, как правило, не слишком крепкий.
  • Не проверяйте прочность льда по нему.
  • Если вы передвигаетесь по замерзшему водоему, то лучше идти по уже протоптанной тропинке.
  • Когда идете группой, то расстояние между вами должно быть 5-6 метров, особенно, если местность незнакомая.
  • Нести рюкзак лучше на одном плече, чтобы в экстренном случае использовать его как подручное средство.
  • Если так случилось, и вы провалились под лед, то раскиньте широко руки и удерживайтесь за края льда, чтобы не уйти под него с головой.
  • Без паники потихоньку выбирайтесь из полыньи, наползая грудью и по очереди вытаскивая ноги.

В любой непредвиденной ситуации надо сохранять спокойствие и хладнокровие, а чтобы исключить такие случаи, необходимо всегда помнить про безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

Вода и опасность - это понятия, которые стоят совсем рядом, поэтому только от вас зависит, станет для вас водоем местом отличного отдыха или принесет несчастье.

Беседа «Будь внимателен на дороге»

Цель: закрепить правила дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира;

повторить правила поведения в личном и общественном транспорте, довести до сознания детей, где нужно играть, кататься на велосипедах.

Занятие проходит в актовом зале.

Ведущий: Легко шагать по цветущим бульварам

Резвиться в парках, дворах и садах,

Но существует закон на дорогах

В малых селах и крупных городах.

Тот, кто своею судьбой не играет,

Себя примерно в дороге ведет

И кто дорожные правила знает

Тот никогда и нигде не пропадет.

Ребята! Сегодня на занятии поговорим о правилах дорожного движения, повторим, как нужно вести себя в личном и общественном транспорте, разыграем различные жизненные ситуации, в которых вы будете и водителями, и пассажирами.

К нам в гости пришел инспектор ГИБДД, он загадает вам загадки (выходит мальчик, одетый в форму инспектора).

1. Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем

Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Правильно ребята! А кто знает об этом удивительном виде транспорта?

Ответы подготовленных детей.

Велосипед – замечательное средство передвижения. Он не загрязняет окружающей среды, как автомобиль. Вместе с тем он укрепляет сердце и развивает мышцы. Но ребятам нужно знать некоторые правила.

    Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где ездят автомобили.

    Не пересекай дорогу на велосипеде, сойди с него и перевези его за руль по пешеходному переходу.

    Запрещается ездить на велосипеде, не держась за руль.

    Нельзя никого катать на раме или багажнике своего велосипеда.

Инспектор ГИБДД. Молодцы ребята! Теперь я твердо уверен, что, имея велосипед вы никогда, не будете нарушать правила дорожного движения.

Следующая загадка.

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль.

Побежит … (автомобиль).

Ответы подготовленных детей.

Автомобиль в наше время это самый необходимый вид транспорта. Если смотреть на дорогу, можно увидеть нескончаемый поток машин. И вы должны ребята хорошо усвоить правила пассажира. Товарищ инспектор, вы готовы рассказать нам об основных правилах.

Инспектор ГИБДД. Конечно ребята! Ведь каждый из вас является маленьким пассажиром этой необъятной страны машин. Вот о чем вы должны помнить всегда.

    Запрещается отвлекать водителя во время движения.

    Нельзя открывать двери, когда машина движется, высовывать в окно руку и тем более голову.

    В автобусе нужно держаться за поручень, чтобы не упасть, если водителю придется резко затормозить.

    Не прикасайтесь к оставленным в транспорте сумкам и сверткам, обратитесь к водителю.

Игра. Угадай наш автомобиль (ведущий называет марки автомобилей, дети хлопают в ладоши только российским): «Волга», «Тойота», «Ока», «Мерседес», «Джип», «Жигули», «Кадиллак», «Хонда», «Москвич».

Ведущий: Уважаемый Петр Иванович! Наши ребята отлично справились со всеми вашими заданиями. А вы готовы ответить на наши вопросы?

Инспектор ГИБДД. Постараюсь.

Загадки подготовленных детей.

    Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти

Там иди, где весь народ

Там иди, где …(переход).

    Должен знать, и стар и мал

Для машин есть мостовая

Для прохожих … (тротуар).

Ведущий: А теперь загадка для всех!

Выходя на улицу, приготовь заранее

Вежливость и сдержанность

А главное … (внимание).

Молодцы! Каждый человек должен быть на улице собранным, внимательным, и осторожным. Любой может стать то пешеходом, то велосипедистом, то пассажиром, то водителем. Но во всех случаях вы должны выполнять правила безопасности.

Выходит мальчик – светофор.

Я имею по три глазаПо три с каждой стороны

И хотя еще не разу

Не смотрел я всеми сразу

Все глаза мне нужны!

Я нахожусь тут с давних пор

И на всех гляжу в упор

Кто такой я … (светофор).

Ведущий: Ребята, а для чего нужен светофор водителям и пешеходам?

Ответы детей.

Ведущий: Правильно. Молодцы.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться … (опасно).

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь… (открыт)»

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для … (движенья)

А сейчас мы поиграем с нашим другом-светофором.

Красный свет – стоим смирно;

Желтый свет – хлопаем в ладоши;

Зеленый свет – ходьба на месте.

(сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени, увеличивая темп).

Ведущий: Замечательно мы с вами поработали. И наш инспектор доложен быть уверен в том, что мы отлично усвоили правила безопасности на дорогах.

Давайте это докажем еще раз.

Игра «Запрещается, разрешается».

1. Перебегать улицу, перед быстро идущим транспортом.

Все вместе: запрещается.

    Переходить улицу по подземному переходу.

Все вместе: разрешается.

3. Переходить улицу при красном свете светофора.

Все вместе: разрешается.

    Велосипедистам цепляться за проезжающие машины.

Все вместе: запрещается.

4. Помогать старикам и старушкам переходить улицу.

Все вместе: разрешается.

    Дергать девочек за косички.

Все вместе: разрешается.

    Выбегать на проезжую часть.

Все вместе: разрешается.

6. Переждать поток машин на островке безопасности.

Все вместе: разрешается.

    Болтать на уроках.

Все вместе: запрещается

    Знать и уважать правила движения.

Все вместе: разрешается.

Ведущий: Внимание! Водители и пешеходы, пассажиры и велосипедисты! Приготовиться к самой торжественной клятве.

Я буду в школе прилежно учиться

Буду законы дорог выполнять

Тогда и беды не случиться

Если правила знать буду только на пять

(Ведущий произносит клятву по строчкам, дети повторяют за ним)

Устный журнал для младших школьников «Берегись беды, когда ты у воды»

Цели: познакомить детей с правилами поведения у воды, с правилами оказания помощи пострадавшим; закрепить знания детей о том, какую опасность несет вода, если не соблюдать определенные правила.

Ход классного часа

Ведущий. Сейчас перед вами раскроются страницы устного журнала «Берегись беды, когда ты у воды».

Первая страница «Осень. Осторожно - ледостав!»

Учитель. Поздняя осень. Настало время осенних заморозков. С наступлением осенних заморозков на реках, озерах, прудах образуется ледяной покров. Наступает пора катания на коньках, лыжах, санках. Но этот лед еще слаб и тонок. По нему очень опасно ходить, кататься на коньках и санках. Эти веселые развлечения на не совсем еще окрепшем льду могут привести к несчастному случаю. Чтобы этого не случилось, надо соблюдать осторожность на льду, строго выполнять существующие правила.

Давайте, ребята, вспомним эти правила.

Не переходите водоем по льду до полного его замерзания. Период ледостава на реках дольше, чем на прудах и озерах, а на середине лед непрочен даже в разгар зимы.

Переходить водоем нужно в местах, где оборудованы специальные ледовые переправы. Безопасность движения здесь гарантирована. В местах, где ледовые переправы отсутствуют, при переходе следует обязательно проверять прочность льда пешней или палкой. Если пешня проваливается, или в месте удара появляется вода, или лед трескается, нужно немедленно возвращаться к берегу. При переходе группой расстояние между пешеходами должно быть не менее 5-6 м.

При переходе водоема на лыжах нужно отстегнуть крепления, снять с рук петли лыжных палок, снять с одного плеча лямку рюкзака. Расстояние между лыжниками тоже должно быть 5-6 м.

Будьте внимательны и осторожны при катании на санках или лыжах с крутого берега - внизу может оказаться прорубь, майна или полынья. Опасно кататься или играть в хоккей за пределами специально оборудованного катка - вы можете не заметить запорошенных снегом трещин или проломов.

Во время зимнего лова рыбы опасно собираться большими группами на льду, делать рядом несколько лунок. Чтобы кто-нибудь не попал ногой в затянувшуюся льдом лунку, уходя, ставьте около нее вешку.

Обходите вмерзшие в лед кусты, камыши или какие-либо предметы, места впадания в водоемы речек или ручьев, а также места сброса промышленных вод - лед там всегда непрочен.

Учитель . Что же нужно делать, если все-таки случилась беда и кто-то провалился под лед? Как правильно оказать помощь?

Дети . При оказании помощи провалившемуся под лед приближаться к нему надо ползком (лучше всего подложив под себя лыжи, доску, лестницу или фанеру), за 4-5 м от пролома подайте шест, багор, доску, веревку, ремень, лыжную палку или шарф и, медленно затем отползая, вытягивайте пострадавшего на прочный лед. После того как вытащили пострадавшего, нужно как можно быстрее доставить его в помещение, снять мокрую одежду, растереть спиртом, укутать в теплые и сухие вещи, напоить горячим чаем. Сразу желательно вызвать врача.

Вторая страница «Идет проказница зима»

Учитель . Много удовольствий сулит зима! Хорошо в морозную погоду промчаться на коньках по ледяной глади, стремительно скатиться с крутого берега на санках. Однако, чтобы избежать несчастных случаев, надо соблюдать осторожность на льду, строго соблюдать простые, но обязательные правила. Давайте вспомним еще раз правила осторожности:

Следует опасаться мест, запорошенных снегом. Под снегом лед нарастает значительно медленнее. Иногда случается, что по всему водоему толщина открытого льда достигает 10 см, а под снегом - всего 3 см.

В местах с быстрым течением образуются промоины, проталины, полыньи. Здесь вода покрывается лишь тонким льдом. Такие места опасны и для лыжников, и для пешеходов.

Учитель: Послушайте небольшой рассказ по М. Горькому:

КЛИМ САМГИН НА КАТКЕ

Пятеро ребят пошли на речной каток. Разрезвившись, они перелезли через ограждение и покатили по речному льду. Под двумя первыми детьми лед провалился, и они оказались в воде. Девочка сразу захлебнулась, но успела схватить за ноги еще барахтавшегося мальчика. Подоспевший Клим подполз к пролому и бросил товарищу ремень. Мальчик поймал конец ремня, потянул - и вместе с ремнем потащил к воде более легкого Клима. Клим испугался и выпустил ремень из рук. Рядом не было никого из взрослых. Дети утонули.

Учитель . Почему случилась беда? Как бы ты поступил в таком случае?

Вот еще рассказ по И. Толстому:

Илюша с братьями пришли кататься на коньках. С ними вместе прибежали человек пять деревенских ребят. Лед на пруду был тонок, слышались раскатистые потрескивания. Илюше вздумалось испытать прочность льда. Он собрал всех ребят в кучу и велел им по команде изо всех сил подпрыгнуть. Сам он отошел в сторону. Мальчики подпрыгнули, лед под ними обломился, и они всей кучей пошли ко дну.

К счастью, это было на мелком месте, и все кончилось благополучно.

Учитель. Какие меры безопасности нарушили ребята? Как поступил Илюша? Как самому можно попытаться выбраться на лед, если вы провалились, а рядом никого нет? (Ответы детей.)

Если неожиданно провалишься под лед, нужно стараться держаться на поверхности воды и звать на помощь. Необходимо не терять самообладание, не впадать в панику, стараться выбраться из пролома самостоятельно. Для этого нужно раскинуть руки в стороны и положить их на кромку льда, осторожно вынести на лед одну ногу, а затем вторую. Мягким движением выкатиться на лед и отползать в сторону от места провала.

Учитель. Вы слушали рассказы о шалостях ребят на льду. Сейчас послушайте рассказ о мужестве и стойкости советских людей во время Великой Отечественной войны, как они прокладывали Дорогу жизни по Ладожскому озеру к блокадному Ленинграду.

ДОРОГА ЖИЗНИ

Осень 1941 года. Фашистские полчища вышли к Ладожскому озеру, но, зажатый в кольцо блокады, Ленинград продолжал героическую борьбу.

Единственный путь, оставшийся для связи с Большой землей, проходил по Ладожскому озеру. Как только в середине ноября 1941 года озеро покрылось льдом, по нему сразу же стали прокладывать дорогу, и в ночь на 12 ноября по льду озера прошла первая колонна: она состояла из 60 грузовиков, и командовал ею майор Порчунов.

Зима выдалась суровой: над Ладогой часто завывал северный ветер, который нес с собой метели и морозы. Образовывались трещины, вода заливала лед, машины не слушались руля, а фашистские самолеты беспрестанно охотились за машинами. И все-таки движение по Ладоге, по Дороге жизни, продолжалось более 150 суток, несмотря на метель, пургу, бомбежки, и Ленинград был обеспечен всем необходимым для битвы, для победы.

Третья страница «Весна. Осторожно - ледоход!»

Учитель. Вот и март. Наступает время весеннего потепления. С утра еще подмораживает, а днем уже тепло. Появились лужи, почернели дороги и лед на реке. Подтаявший лед становится рыхлым и слабым. Пора попрощаться с играми на льду до следующей зимы. Становится еще теплее, реки вскрываются. Приближается время весеннего паводка. Начинается ледоход. Это красивое, но опасное зрелище всегда привлекает к себе многих детей. Какая же опасность может подстерегать вас, если не быть внимательными и осторожными?

Когда наблюдаешь за ледоходом с моста, набережной или причала, нельзя перегибаться через перила и другие ограждения, так как можно упасть в воду.

Необходимо остерегаться любования ледоходом и с обрывистых берегов. Во время ледохода вода часто размывает берега, и они обваливаются.

Весной опасно ходить на плотины и запруды - они могут быть неожиданно сорваны напором льда или размыты сильным течением воды.

Наблюдая ледоход, нельзя приближаться к ледяным заторам.

Во время ледохода необходимо прекратить всякие игры на льду, катание на льдинах, прыжки с льдины на льдину - это очень опасно для жизни.

Учитель. Что же нужно делать, если увидишь, что с кем- то случилась беда на реке? (Ответы детей.)

Необходимо при этом позвать на помощь старших товарищей или взрослых.

Немедленно оказать помощь пострадавшему. Для этого можно использовать спасательные круги, лодки, шесты, веревки, жерди, лестницы, доски и любые предметы, имеющие хорошую плавучесть.

Нельзя оставлять маленьких детей без надзора.

Четвертая страница «Лето. Шалить в воде - быть беде!»

Учитель. Приближается жаркое, знойное лето. Пора веселых летних каникул. С нетерпением ждут ребята каникул, когда можно будет посидеть на берегу с удочкой, совершить лодочную прогулку, поиграть у воды, позагорать, искупаться. Ты любишь купаться? Это очень хорошо. Вода укрепляет здоровье, закаливает организм, доставляет удовольствие, поднимает настроение. Но нельзя забывать об опасности, которую таит в себе вода.

Послушайте советы Нептуна.

Купаться и загорать лучше всего на оборудованном пляже. Неумеющим плавать не следует заходить в воду выше пояса.

Не плавайте на надувных матрацах и автомобильных камерах. Ветром или течением их может отнести далеко от берега, а волной - захлестнуть или перевернуть.

Не допускайте грубых шалостей в воде. Опасно подныривать друг под друга, хватать за ноги, «топить», заводить или затаскивать на глубину неумеющих плавать. Запрещается взбираться на буи, бакены и другие технические знаки.

Некоторые шутники при купании любят делать вид, что они выбились из сил, захлебываются или тонут. Пресекайте такие «забавы». Ложные сигналы о помощи отвлекают спасателей и мешают им выполнять свои обязанности.

Не оставляйте у воды младших братьев и сестер. Маленькие дети удивительно бесстрашны. Не ведая об опасности, они могут в воде оступиться и упасть, захлебнуться волной или попасть в яму. Не забывайте о своей ответственности за их безопасность.

Не разрешается заплывать за ограничительные знаки, отплывать далеко от берега или переплывать водоем на спор.

Будьте осторожны при прыжках в воду. Даже те места, где ныряли прошлым летом, нужно проверить, потому что за год там могли образоваться наносы или мог понизиться уровень воды.

Всех правил, которые нужно соблюдать у водоема, не предусмотреть. Осторожность - вот единственный залог безопасности на воде.

Помните: только береженого Нептун бережет.

Учитель. Как оказать первую помощь пострадавшему на воде? Послушайте стихотворение:

ПРО ДВУХ ЛОДЫРЕЙ

Это лодырь мой знакомый,

А зовут его Еремой.

Это брат его родной,

А зовут его Фомой.

Был Ерема на лугу,

А Фома на берегу.

Услыхали: кто-то стонет,

Поглядели: дядька тонет, -

То ныряет, то плывет,

Помощь с берега зовет...

Говорит Фома: - Сейчас!.. -

А Ерема: - Через час!..

Мы пойдем в деревню к людям,

Да веревку раздобудем,

Кинем с берега конец -

Не утонете, отец!

С. Я. Маршак

Учитель . На ваших глазах произошел несчастный случай - утонул человек. Что вы будете делать? Побежите искать спасателя? Звонить в «Скорую»?

Но утонувшего можно вернуть к жизни только в том случае, если он пробыл под водой не более 5-6 минут.

Значит, помощь ему нужно оказать немедленно.

Пусть кто-нибудь срочно вызывает врачей, а вы, не дожидаясь их прибытия, приступайте к оказанию первой помощи пострадавшему. Помните - его жизнь в ваших руках! Действуйте спокойно, правильно и быстро.

Как это надо делать, расскажут вам юные ОСВОДовцы (общество спасания на водах).

Дети (рассказывают по очереди).

1. Прежде всего осмотрите извлеченного из воды человека. Если в рот ему попали песок, ил, тина, то поверните его голову набок и пальцем, обернутым платочком, очистите ротовую и носовую полости.

В случае обильного истечения жидкости из рта и носа пострадавшего положите нижнем краем грудной клетки (не желудком!) на бедро своей согнутой ноги так, чтобы голова находилась по уровню ниже желудка. Одной рукой удерживайте голову в таком положении, а другой ритмично нажимайте на спину, пока выходит вода. Эти действия, в случае их необходимости, не должны занимать более 10-15 секунд.

2. Затем сразу же необходимо приступить к проведению искусственного дыхания. Помните: чем раньше вы начнете применять искусственное дыхание, тем больше шансов спасти человека.

Уложите пострадавшего спиной па ровную и обязательно твердую поверхность. Если он одет, расстегните ему верхние пуговицы и пояс. Встаньте на колени слева, максимально запрокиньте назад голову пострадавшего, чтобы у него открылись дыхательные пути, и одновременно, сместив челюсть вниз, раскройте ему рот. Сделайте глубокий вдох, приложите свои губы к губам пострадавшего и с силой произведите вдувание воздуха. Во время вдувания пальцами другой руки зажимайте ноздри пострадавшему. Выдох у него произойдет самостоятельно. Вдувание воздуха делайте с частотой собственного дыхания.

Если вам не удалось открыть рот пострадавшему, то в той же последовательности производите вдувания воздуха через нос.

3. Обязательно сочетайте искусственное дыхание с наружным массажем сердца, если у пострадавшего отсутствует сердцебиение.

Для проведения массажа положите одну ладонь поперек нижней трети грудины пострадавшего (не на ребра), а другую поверх нее накрест. Надавите на грудину запястьями так, чтобы она прогнулась на 3-4 см к позвоночнику, и отпустите. После каждого вдувания воздуха в рот (нос) пострадавшего делайте 4- 5 ритмичных надавливаний на грудину.

Прогибать грудину нужно сильно, толчком, используйте для этого вес собственного тела. Детям наружный массаж делайте одной рукой.

Хорошо, если помощь оказывают двое. В этом случае один производит искусственное дыхание, а другой затем массирует сердце.

Учитель . Стимулируя таким образом сердечную мышцу, вы можете наконец заставить ее сокращаться самостоятельно. Но если этого долго не происходит - не отчаивайтесь, продолжайте поддерживать искусственное кровообращение и дыхание до прихода «Скорой помощи». Ваши действия поддержали жизнедеятельность организма пострадавшего, и это облегчит врачам-реаниматорам мероприятия по дальнейшему оживлению человека.

Пятая страница «Завидую тебе, питомец моря смелый»

Учитель . Знаешь ли ты, что во многих городах нашей страны есть клубы юных моряков, юных речников, юных спасателей?

В таких клубах ребята учатся плавать, вязать морские узлы, изучать азбуку Морзе, флажковой семафор, устройство шлюпок, учатся помогать терпящему бедствие на воде.

За школьные уроки тоже приходится засесть, особенно за английский - международный язык моряков. Девиз юных моряков: «Борьба, отвага, скромность, труд и дружба». Из юных моряков вырастают настоящие герои. Послушайте один рассказ о наших героях.

На рейде одного из островов Курильской гряды стояло несколько самоходных барж. Одну из них во время урагана унесло в океан. Экипаж баржи состоял из четверки советских солдат.

В днище баржи оказались пробоины, и машинное отделение наполнилось водой. В течение двух суток вода была откачана и пробоины заделаны. Отнесенная ветром от Курильских островов, баржа продолжала свой дрейф в течении Куро-Сиво, все более удаляясь от берега.

Шторм бушевал и днем и ночью. Дни шли, а продовольственные запасы экипажа таяли. Да и запасы были невелики: ведро картошки, килограмма полтора свиного жира, одна неполная и одна нераспечатанная банка свиной тушенки, буханка хлеба и питьевая вода в баке. Принимали пищу раз в двое суток, а через несколько дней сократили рацион более чем вдвое: по одной картошке и по ложке жира в суп на четверых.

Однажды ночью экипаж баржи вдали увидел огни парохода. Они стали «писать» сигнальной лампой призыв SOS. По корабль прошел мимо. То же случилось и в следующий раз. Так же, как и в ловле рыбы, не было удачи и в попытке убить акулу. Багор оказался коротким, и акула ушла.

23 февраля, День Советской Армии, было решено отметить обедом, но варить было нечего. Пришлось ограничиться тем, что каждый по очереди покурил единственную цигарку- крученку.

Когда кончились все продукты, экипаж получал по полкружки пресной воды в день. В последний раз сыграли ребята на гармошке и с жадностью стали отдирать от нее кожу. Вареная в морской воде и смазанная техническим вазелином, кожа казалась очень вкусной.

К концу февраля члены экипажа сильно ослабели, так что почти не могли двигаться. Но несчастье скрепило дружбу советских юношей. Их вера и надежда на помощь и спасение стали несокрушимы и неугасимы.

18 марта советские солдаты были сняты с баржи американским авиалайнером и доставлены в Нью-Йорк.

На трансатлантическом лайнере герои прибыли во Францию, а оттуда на самолете «ТУ-104» на Родину, где были награждены орденами Красной Звезды. В июне они возвратились в свою часть для несения воинской службы.

Учитель . Ребята, помните всегда о том, о чем мы сегодня с вами много и очень подробно говорили.

Будьте внимательными, дисциплинированными и осторожными, когда бываете у воды.

Беседа «Будь внимателен на дороге»

Цель: закрепить правила дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира;повторить правила поведения в личном и общественном транспорте, довести до сознания детей, где нужно играть, кататься на велосипедах.

1.Ребята, мы с вами живём в небольшом посёлке, где ездят не так уж много машин, но, тем не менее, они есть. Время от времени, вы и ваши родители выезжаете в город, а летом многие из вас гостят у своих родственников в других городах или населённых пунктах. А в больших городах движение намного оживлённее. Вы знаете, что автомобиль оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозках народнохозяйственных грузов, так и в перевозках пассажиров. Вместе с тем автомобиль может стать и причиной несчастных случаев.

Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающем на бензине, увеличилось и количество дорожно-транспортных происшествий. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты под их колёсами погибло более двух с половиной миллионов человек. Сейчас в автомобильных катастрофах во всём мире гибнет ежегодно около 300 тысяч человек. К этому нужно добавить, что миллионы людей получают при дорожно-транспортных происшествиях разного рода физические и психические травмы. Вот почему вопросам безопасности дорожного движения уделяется сейчас серьёзное внимание.

2. Основные причины дорожно-транспортных происшествий.
Итак, какие вы можете назвать основные причины ДТП? (жетоны)
1. Окончание учебного года, увеличение числа детей на дорогах. (мультимедиа)
2. Снижение контроля со стороны родителей.
3. Скользкие участки дороги во время непогоды.
4. Снижение видимости из-за непогоды.
5. Яркое ослепляющее солнце.
6. Плохое состояние дорог.
7. Рассеянное внимание водителей и пешеходов.
8. Переход улицы в неустановленном месте.
9. Переход перед близко идущим транспортом.
10. Появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта.
11. Подвижные игры на проезжей части.
12. Езда на велосипедах по проезжей части.
13. Снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника и тому подобное.
14. Переход дорог при коллективном посещении театров и прочее.
15. Адаптация к новым условиям во время отдыха вне дома.

3. «Что хотите – говорите…» (Разминка)
- Сейчас я проверяю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет)
Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет? (Да)
Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
Что хотите – говорите, мы всегда идём вперёд только там, где переход? (Да)
Что хотите – говорите, мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора? (Нет)
Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

4. «Знаки разные важны,
Знаки всякие нужны!»
1) Дорожные знаки
1. Зачем нужны дорожные знаки?
Дорожные знаки и разметка помогают организовывать движение машин и людей, облегчают работу водителей и помогают всем правильно ориентироваться в сложной обстановке на дорогах.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1

1. Знак “Дети”:

Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда - то.

«Дети» - предупреждающий знак.

Этот знак предупреждает водителя о возможном появлении детей на дороге. Устанавливается он вблизи детского учреждения, например, школы, оздоровительного лагеря, игровой площадки.

Но родители должны предупредить ребенка, что этот знак не означает место для перехода дороги детьми! Поэтому ребенок-пешеход должен переходить улицу в том месте, где пешеходный переход разрешен и есть соответствующий знак.

2. Знак “Движение пешеходов запрещено”:
Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати внимание, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено.

«Движение пешеходов запрещено» - запрещающий знак.

Этот знак запрещает передвижение пешеходов. Устанавливается он в местах, где двигаться пешком может быть опасно.

Этот знак часто используют для временного ограничения движения пешеходов, например, на время проведения дорожных работ или ремонта фасадов домов.

3. Знак “Велосипедная дорожка”:
Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет.

«Велосипедная дорожка» - это предписывающий знак. Разрешает движение только на велосипедах и мопедах. Другим видам транспорта заезжать на нее не разрешается. По велосипедной дорожке могут двигаться и пешеходы, если нет тротуара или пешеходной дорожки.

Если ваш ребенок уже умеет кататься на велосипеде, то вам следует объяснить ему, что ездить он может на своем велоконе только во дворе дома. И та, где есть вот такой знак.

Велодорожки созданы специально для велосипедистов. Возможно у вас в городе есть такие зоны для катания на велосипедах.

4. Знак “Пешеходный переход”:
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Он наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.

«Пешеходный переход» - это информационно-указательный знак.

Он указывает на место наземного перехода проезжей части улицы. Устанавливается такой знак возле специальной разметки для пешеходов - «зебры».

Обратите внимание ребенка, что есть еще один такой же знак, но треугольный. Он предупреждающий (треугольный) знак, который также называется «Пешеходный переход». Он не обозначает место перехода для пешеходов, а предупреждает водителя о приближении к переходу.

5. Знак “Остановка автобуса”:
Ожидаешь ты посадки
На отведенной площадке.
Не нужна тебе сноровка,
Это место – остановка.

«Место остановки автобуса» - это также информационно-указательный знак. Он информирует и указывает нам на то, что в этом месте останавливается автобус.
Устанавливается этот знак вплотную к посадочной площадке - месту ожидания транспорта для пассажиров.

Конкурс «Знаете ли вы?»

Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.

Вопросы:

1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)

2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).

3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)

4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)

5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)

6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)

7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)

8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)

9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)

10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)

11. Что обязательно должны делать люди, сидящие на передних сиденьях автомобиля? (Пристегиваться ремнями безопасности.)

12. По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)

13. Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)

14. Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)

15. В каком возрасте можно получить удостоверение на управление автомобилем? (В 18 лет.)

Презентация 2

Вывод: Молодцы, ребята, вы отлично справились с вопросами викторины. Сегодня на уроке мы подружились с правилами дорожного движения, с регулировщиком, с дорожными знаками, с инспектором ГИБДД.

Конспект внеклассного занятия с учениками начальных классов.

Тема: «Зимняя вода. Берегись тонкого льда

Цели:
1. Обучение навыкам безопасного поведения на льду,способам самоспасения, способам помощи людям, терпящим бедствие на льду;
2. Предупреждение детского травматизма;
3. Пропаганда внеклассной работы с детьми по воспитанию культуры поведения на льду.

Задачи:
Обучающая - закрепить ранее полученные знания, навыки безопасного поведения на льду; совершенствовать формы и методы работы по безопасности жизни;
Развивающая - развивать память, наблюдательность, внимание;
Воспитывающая - стимулировать детей к неукоснительному соблюдению правил безопасного поведения на льду; предупреждать случаи детского травматизма; воспитывать коммуникабельность по отношению к сверстникам и взрослым.

Оборудование: плакаты «Берегись тонкого льда!», пальчиковая кукла-мальчик, шарф, ремень, лыжная палка, кроссворд, линейка (одна на парту), напечатанные задания для детей, памятки; ролик "Смешарики" 32 серия - " Азбука безопасности"; книги: С. Михалков «Дядя Стёпа - милиционер», Д. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка», Б. Житков «На льдине»

Ход занятия:

1. Вступительная беседа.
-Что такое экстремальная ситуация в природе? (Жара, мороз, снегопад, ливень, наводнение, землетрясение и т.д.)
-Человек должен быть внимателен к изменениям в природе, в окружающем мире, принимать меры для охраны своего здоровья.

2. Актуализация знаний.
-Объясните, что значит «Безопасность на воде»? Где это? (На реке, озере, море и т.д.)
-Какие ближайшие к нашей школе водоёмы вы знаете? (Перечислить с детьми близлежащие водоёмы.)
-Ребята, не только природные явления бывают опасны человеку. Сам человек порой ведёт себя с природой так, что угрожает и ей, и своему здоровью.
-Но и зимой водоёмы таят опасность.
-Как вы думаете, какую? (Можно провалиться под лёд.)
-Что происходит с поверхностью водоёмов с понижением температуры воздуха ниже 0 градусов? (Покрываются тонким льдом.)

3. Сообщение темы занятия.
Просмотр ролика "Смешарики" "Азбука безопасности" 32 серия
-Итак, скажите, какой же будет тема нашего сегодняшнего занятия?

"Берегись тонкого льда!"

(На доске открывается тема занятия)
-Сегодня мы поговорим о том, какие беды с приходом зимы могут поджидать нас на наших прудах и реках. Лучше знать об опасности и обойти ее.
-С приходом зимы вода превратилась в лед, вот о том, как себя вести на льду мы и поведем сегодня беседу.

4. Работа по теме.
-Чтобы не попасть в беду нужно знать, что лёд можно считать прочным (выдерживающим вес человека), если его толщина не менее 10 см.
-Возьмите линейку. Отмерьте пальчиками 10 см. Посмотрите и запомните, какой должна быть толщина льда, чтобы выдержать одного человека.
-Для группы людей или для устройства катка безопасен лёд толщиной не менее 15 см. Отмерьте на линейке. Посмотрите, какая это толщина.
-Но ведь мы не носим с собой линейку. Как же быть? Оказывается, можно определить толщину льда и без линейки.
(На доске вывешены карточки.)

Вывешивается плакат №1, по нему ведется беседа.


- Где может быть непрочным лед? (Около стока воды.)
- Каким лёд бывает около берегов? Почему? (Возле берега он менее прочен. Там водоросли вмерзают в лед, растут камыши и кусты, которые ослабляют прочность льда.)
- Каким бывает лед под большим количеством снега? (Там он самый тонкий.)
- Но даже в крепкие морозы на водоёмах существуют места, где прогулки опасны. Как вы думаете, почему?
(Сначала выслушать несколько предположений детей, а затем они подходят к доске, на которую прикреплены перевёрнутые карточки с правилами, переворачивают их и читают вслух.)

Наиболее опасные места

КАРТОЧКА №1 Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.
КАРТОЧКА №2 Непрочен лёд около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи.
КАРТОЧКА №3 Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.
КАРТОЧКА №4 Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд, как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины.
КАРТОЧКА №5 Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.
- Так что же получается, что зимой по льду лучше вообще не ходить?

Вывешивается плакат №2.

Если не уверен, то не ходи!

А если пошёл, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять!
-Как безопаснее переходить замёрзший водоем, если это действительно нужно?

Правила передвижения по льду

(Правила лежат на парте у каждого ученика)

Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.)

На что это похоже? (на ходьбу на лыжах)

4. Безопаснее всего переходить водоём на лыжах.

– Почему? (Давление на лёд меньше.)
-А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.

Почему надо держать дистанцию? (чтобы успеть отпрыгнуть)

В художественных произведениях, хорошо известных вам, мы можем найти предостережение об опасности.

Учитель зачитывает отрывки из произведений:
Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»
«...Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, - советовала Старая Утка. - Там вода не замерзает целую зиму...»

С. В. Михалкова «Дядя Степа - милиционер»
«Полоскала по старинке
Бабка в проруби простынки.
Треснул лед - река пошла,
И бабуся поплыла.
Бабка охает и стонет: -
Ох, белье мое утонет!
Ох! Попала я в беду!
Ох, спасите! Пропаду!
Дядя Степа спас ее,
И корзину, и белье».

Дядя Степа спас старушку, перегнувшись через перила. А теперь давайте представим, что беда случилась с вами, и запомним, что нужно делать в той или иной ситуации.

Инсценировка №1.
(Из парт делается «полынья». У учителя на руке надета перчаточная игрушка – мальчик.)
-Смотрите, наш мальчик был неосторожен.
-Что ему теперь делать?

Способы самоспасения:

1. Самое главное в опасной ситуации - не сделать её еще опаснее.
2. На лед надо наползать, стараясь не ломать кромку льда, широко раскидывая руки.
3. Постараться не погружаться в воду с головой.
4. Звать на помощь, но не прекращать бороться - время терять нельзя.
5. Оказавшись на твёрдой поверхности, сразу бегите к ближайшему дому. Надо срочно переодеться во все сухое.

Сегодня мы узнаем, как можно спасти человека попавшего в беду.

Инсценировка №2:
(У учителя на руке надета перчаточная игрушка – мальчик для театрализованного показа.)

Способы помощи

1. Используй шарф, ремень, лыжную палку.
2. Надо действовать быстро и решительно.
3. Бежать по льду нельзя, подходить на близкое расстояние также, лучше подбираться к воде ползком по льду, но не ближе, чем на 3 метра.

5. Проверка знаний.
-Вы меня внимательно слушали и вот вам задания - надо продолжить мои предложения.

Детям раздаются задания на листочках, которые нужно продолжить.



Сейчас я предлагаю отгадать кроссворд, он поможет сделать нам вывод из сегодняшнего занятия.

Загадки к кроссворду:
1. В новой стене, в новом окне,
Люди стекло разбивают
И воду оттуда черпают. (прорубь)

2. Без рук, без ног, под окном стучит, в избу просится. (ветер)

3. У избы побывал –
Все окна разрисовал,
У реки погостил
Во всю реку мост мостил. (мороз)

4. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море. (река)

5. Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет. (снег)

6. Не снег и не лед,
А серебром деревья уберёт. (иней)

7. Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (месяцы)

8. Нет колёс у меня –
Я крылата и легка.
Громче всех постовых
Я свищу без свистка.
На лету, на лету, на лету
Всю землю замету. (вьюга)


-Какое слово ключевое? (Берегись)
-Так от чего же мы должны уберечься? (Ответы детей.)

6. Итог урока:
-Я уверена, что сегодняшнее занятие поможет вам сохранить свою жизнь и научит дорожить ею. На память я каждому вручу памятку «Берегись тонкого льда!» (Вручаются отпечатанные памятки с выше указанными правилами).
-Советую также вам прочитать книгу Б. Житкова «На льдине».
-Береги свою жизнь и помни: есть много прекрасных мест для игр помимо зимних водоемов.

Спасибо всем за работу и помощь на занятии!

ПРИЛОЖЕНИЕ

:
№1 Тема: Берегись тонкого льда!

№2 Плакат "Если не уверен, то не ходи!"

№3 Задания на листочках, которые нужно продолжить. (каждому ребёнку)

Продолжи фразу:
Я не буду рвать камыш зимой потому, что...
Я не пойду один зимой на пруд потому, что...
Если на моих глазах будет тонуть человек, я...
Если лед под моими ногами потрескивает, я...

№4 5 карточек для доски "Наиболее опасные места"
1. Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.

2. Непрочен лёд около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи.

3. Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.

4. Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд менее прочен и в нём могут быть трещины.

5. Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.

№5 Правила передвижения по льду
1. Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.

2. Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.

3. Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.

4. Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах. А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.

5. При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не мене 4 – 5 метров друг от друга.

№6 Памятка «Берегись тонкого льда!» (каждому ребёнку)
Не ходи на замёрзший водоем один и без разрешения взрослых!
He спускайся на лед в незнакомых местах - особенно с обрывов!
Лед не прочен? Немедленно возвращайся назад!
При переходе зимнего водоема пользуйся проторенной тропой!
Самый тонкий лед, где растут кусты и камыш.

Если случилась беда - действуй быстро и решительно.
1. Не паникуй!
2. Зови громко на помощь!
3. Старайся ни разу не окунуться с головой!
4. Расставляй руки широко и перекатывайся на лед!