За последние два дня на нашем сайте появились две статьи: Занос на трассе в Рязанской области и Занос с ДТП на трассе М4 Дон с видео материалом об авариях при аквапланировании, вот мы и решили написать небольшую инструкцию для начинающих авто любителей, хотя, и для водителей со стажем она лишней не будет.
АКВАПЛАНИРОВАНИЕ – такое неприятное и опасное явление назвали таким красивым словом, а ведь эффект аквапланирования опасен для любого водителя, для профессионала он страшен внезапностью, а для новичка – водителя это вообще ужас.
Вот что говорит по нашей теме Вики:
Аквапланирование - это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины - то есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности. При этом транспортное средство практически неуправляемо. Возникает, когда скорость достигает критического значения, при котором колесо не успевает удалять воду из пятна контакта. Чем больше водная плёнка на поверхности дороги и меньшая остаточная глубина протектора шины, тем выше риск аквапланирования.
Причины аквапланирования.
На самом деле причин этого эффекта не так уж и много, и в то же время многие факторы влияют на возникновение аквапланирования.
Эффект получается из-за возникновения в пятне контакта шины автомобиля т.н. гидродинамического клина, а именно: протектор шины не успевает удалять воду из пятна контакта с дорогой.
Аквапланирование может возникать по целому ряду причин:
Высокая критическая скорость при входе в лужу;
Маленькая остаточная глубина протектора шины;
Неровности дорожного покрытия с водяным слоем (лужей);
Толщина, либо неравномерная толщина водного слоя;
Параметры давления в шинах автомобиля;
Общее состояние подвески автомобиля.
Обратите внимание, что практически все перечисленные причины зависят от водителя и, соответственно, от состояния автомобиля.
Как избежать аквапланирования
Первое и основное правило, дабы избежать аквапланирования – это не входить в лужу на скорости. В результате испытаний определена критическая скорость аквапланирования – 70 – 100 км/час. Хотя не факт, что эффект аквапланирования может не возникнуть и на меньшей скорости (см. причины).
Правильно подобранные шины и их состояние: конструкция протектора должна содержать глубокие водоэвакуационные каналы. Естественно износ шин не должен превышать параметры указанные производителем. Наиболее удачными брендами шин считаются: Michelin; Dunlop; Pirelli; Goodyear.
При выборе шин для авто следует обращать внимание на наличие пиктограммы обозначающей дождь или наличие слов в названии модели: water или aqua – вода, rain – дождь.
Состояние подвески автомобиля – по умолчанию должно соответствовать норме. Особенно это касается состояния амортизаторов вашего авто.
Действия при возникновении аквапланирования
Бывает. Произошло. Никто не застрахован. Что делать, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия аквапланирования. В первую очередь – не паниковать, и убрать ногу с педали газа.
Никаких резких торможений. Резкое торможение при аквапланировании провоцирует занос автомобиля. Торможение производится только двигателем.
Положение руля. При скоростном входе в лужу руль может быть выбит из рук из-за неравномерного входа колес в зону аквапланирования и возникающего гидродинамического удара. Поэтому, руль держим крепко и по правилам: циферблат 10-2 или 9-3.
Никаких резких движений рулем с попыткой выровнять колеса. Дело в том, что колеса реагировать не будут, но в момент вновь возникшего сцепления с дорогой, происходит повторный занос уже в ту сторону, куда повернуты колеса авто. Повторный занос авто корректируется короткими, в сторону заноса движениями руля с возвратом колес в положение «прямо».
По большому счету, всё это можно и не запоминать, нужно всего лишь помнить об эффекте аквапланирования, не въезжать в лужи на критической скорости и стараться преодолевать их по прямой траектории. И не забывать, систематически проверять состояние шин автомобиля и подвески, всегда, но особенно в сложно-дорожные времена года: осень – зима – весна.
Удачи вам в предотвращении аквапланирования.
Чем опасна ранняя весна? На магистралях и остальных дорогах при активном таянии снега вода будет скапливаться в низинах. Особенно, на появление больших луж влияют снежные валы, которые ограничивают движение талых вод. В первую очередь скопление воды будет заметно на дорогах, проложенных по холмистой территории, с чередующимися спусками и подъёмами. Все эти водные преграды могут стать ловушкой для неопытного водителя. И в первую очередь опасность таится в аквапланировании.
Аквапланирование - появление воды в пятне контакта шины с поверхностью дороги. Возникает при попадании автомобиля на участок с водяным слоем, отделяющего шины движущегося транспортного средстваот дорожной поверхности, когда давления веса машины не хватает для вывода воды через ламели из пятна контакта. Как следствие снижение сцепления колеса с поверхностью дороги и потеря управляемости автомобиля.
Свои рекомендации по управлению автомобилем во время аквапланирования даёт Бариеников Евгений, заместитель руководителя по учебной работе Центра высшего водительского мастерства профессора Э.С. Цыганкова.
1. При появлении лужи нужно максимально снизить скорость движения автомобиля.
2. Заранее включить щётки на максимальный режим, чтобы при попадании воды на лобовое стекло сохранить обзор.
3. Руки на руле держать в правильном положении («без десяти два» или «без пятнадцати три»), полностью охватив рулевое колесо. Кисти должны быть сжаты, локти разведены в стороны, корпус напряжен. Это необходимо для того, чтобы при получении удара по колёсам руль не вырвало из рук и не началось вращение автомобиля.
4. Лужи всегда нужно проезжать с прямыми передними колёсами, без поворота.
5. Как только кромка воды скрылась из поля зрения, быстро, но плавно (не бросая педаль) отпустить «тормоз». Это позволит сохранить прижатие не только на передние колеса автомобиля во время въезда в лужу, но и быстро сместить вес автомобиля назад для прижатия задних колес. Этим действием мы можем сохранить контроль над управляемостью и устойчивостью движения автомобиля в луже.
Если автомобиль входит в поворот (колёса повернуты в ту или иную сторону), то первое колесо попадающее в воду, становится препятствием и точкой, вокруг которой может начаться вращение (занос). Та же ситуация может повториться при выходе из лужи, когда первое колесо, получившее опору, потянет автомобиль по своей траектории. Поэтому из воды нужно выезжать также на прямых колёсах. Профессиональные водители и спортсмены, как правило, проходят водные преграды в повороте «двойным ходом»: первый «выставляет» машину до лужи, далее вход прямыми колёсами, второй - дальнейший поворот для соблюдения траектории. Также возможно управление автомобилем после входа в воду, но в виде небольшой коррекции рулем.
Что происходит при появлении водной преграды? При торможении сокращается расстояние между днищем машины и дорогой. Если перед входом в воду, резко отпустить педаль тормоза , то «нос» автомобиля поднимается, и масса воды подплывает под днище. Машина садиться на воду, и начинает глиссировать как лодка, потеряв контакт с дорогой. Автомобиль теряет управляемость из-за возникшего аквапланирования.
Аквапланирование возникает на скорости от 90 км/ч , даже на неглубокой воде во время дождя. При высокой скорости движения аэродинамика поднимает кузов над дорогой (именно для борьбы с этим эффектом устанавливаются различные спойлеры и антикрылья), прижимная сила колёс с дорогой снижается, и за счет этого уменьшается сцепление их с поверхностью дорожного покрытия. Слой воды, который находится между протектором и дорогой, не вытесняется и возникает аквапланирование.
Снижение последствий эффекта аквапланирования и управление автомобилем в заносе - удел подготовленных водителей. В первую очередь человек должен понимать, что может произойти в ситуации теоретически, и быть к ней готовым практически. Если водную преграду будет проходить неподготовленный водитель, он может не справиться с заносом (первым или вторым) и спровоцировать негативную ситуацию с выездом на встречную полосу или уходом на обочину. Из каждой нештатной ситуации водить будет выходить на основе полученных навыков: чем их больше, тем оперативнее и правильнее будет его реакция.
» Аквапланирование автомобиля — эффект дождя и лужи
Дождь во время движения автомобиля приносит с собой разные неприятности, от маленьких до крупных. Ухудшается видимость на дороге, капли воды на стеклах мешают обзору. Стекла запотевают, в машине становится сыро и неуютно.
Больше всего дождь влияет на сцепление колес с дорожным покрытием. Уже в самом начале дождя, когда на дорогу падают первые капли, машину может занести, произойдет эффект аквапланирования. Дождь не смывает мелкие камешки, пыль и грязь, а смешивает их с частицами резины и не сгоревшими остатками топлива. Эта смесь становится своеобразной смазкой и портит жизнь автомобилистам.
Если дождь идет продолжительное время, и образуются лужи, если «льет как из ведра», и вода не успевает стекать с проезжей части, появляется опасность аквапланирования. При определенных условиях вода не позволяет машине иметь постоянный и достаточный контакт с покрытием. Если скорость автомобиля невысока, никаких проблем не возникает: протектор успевает выгнать воду в стороны и сохраняет контакт с твердой поверхностью. Когда автомобиль движется с высокой скоростью, его колеса наталкиваются на слой воды, который, несмотря на незначительную толщину, заставляет машину всплывать, что ведет к аквапланированию.
Машина теряет прежнюю устойчивость и может двигаться в любом направлении. Шины, предназначенные для езды по мокрому покрытию, обеспечивают лучший отвод воды от колеса исключая эффект аквапланирования автомобиля. В них добавлены также специальные боковые канавки, усиливающие эффективность водоотвода. Аквашины на сухой дороге ведут себя как обычные колеса, а в дождь оправдывают возлагающиеся на них надежды.
Потеря управляемости – только одна из неприятностей аквапланирования. Страшнее – занос машины и его возможные последствия. Водитель борется с заносом так же, как это делают при скольжении по льду. Но аквапланирование может закончиться так же внезапно, как началось, и водитель не может знать, когда оно случится. Колеса, вывернутые вбок, лишь усиливают занос. Они могут неожиданно натолкнуться на твердую поверхность, и высокий коэффициент сцепления может привести к опрокидыванию машины. Подобные маневры опасны даже для опытных водителей.
Вода в салоне автомобиля — откуда и как убрать
Как помыть двигатель автомобиля своими руками
Автомобиль на воде
Замена охлаждающей жидкости, антифриз или тосол
Если потеют стекла в автомобиле — что делать и каковы причины.
Классификация шин автомобиля
Во время дождя ситуация на городских и загородных дорогах становится опаснее. И дело не только в том, что потоки воды ухудшают видимость. Есть еще такое явление как аквапланирование, из-за которого произошла не одна авария.
При движении автомобиля шины и дорожное полотно соприкасаются друг с другом, создавая так называемое «пятно контакта». Эффект аквапланирования возникает тогда, когда между шиной и дорогой нет контакта, а между ними находится водная пленка. В этом случае автомобиль практически неуправляем, причем практически любые действия приводят только к ухудшению ситуации, а не к ее исправлению.
При движении по мокрой дороге шины выталкивают воду из-под себя, образуя пятно контакта с дорогой. Вода перед колесами автомобиля образует валик, который хорошо видно пешеходам. При определенных условиях шины не справляются с отведением воды и контакт с дорожным полотном теряется, машину «ведет», она не слушается руля.
Причин возникновения аквапланирования довольно много. Во-первых, это скорость. При большой скорости даже незначительное количество воды на дороге может вызвать потерю контакта с дорожным полотном. Потому в дождь или на мокрой дороге лучше ехать на умеренных скоростях. Тем более по хорошей дороге. Потому как гладкий асфальт может стать еще одной причиной появления аквапланирования. На такой дороге даже небольшая пленка воды сильно уменьшает сцепление с дорогой.
В-третьих, изношенные шины и малая глубина протекторов также часто приводят к тому, что вода из-под колес не уходит. Если вы едете на лысой резине, в дождь снижайте скорость и обязательно тормозите перед лужами. Четвертая причина также связана с шинами: неправильное давление в них также может привести к аквапланированию. Специалисты утверждают, что на проявление этого эффекта также влияет состояние подвески. Если она изношена на 50%, то возможность появления между колесами и дорожным полотном воды увеличивается в несколько раз.
Устойчивость к аквапланированию проверяют на полигоне. О том, как проявляет себя эффект аквапланирования в зависимости от высоты протектора, можно увидеть в видео.
Из всего этого следует, что для того чтобы снизить риск возникновения эффекта аквапланирования нужно правильно подобрать шины и правильно накачать их. При выборе летних шин нужно обязательно обращать внимание на рисунок протектора. Шины, которые хорошо отводят воду, обязательно имеют хотя бы одну продольную глубокую канавку, идущую вдоль.
От нее должно отходить множество ламелей (поперечных канавок), которые проходят насквозь. Лучше всего отводят воду от пятна контакта шины, ламели которых идут под углом от продольной канавки и направлены назад. Такой рисунок напоминает елочку в схематическом изображении. Еще важно правильно установить дождевые шины, чтобы «елочка» была направлена назад, т.е. вода уходила в сторону и назад.
Большую роль для безопасного движения в дождь или на мокрой дороге имеет скорость. Рассчитано, что порог проявления эффекта аквапланирования находится в промежутке от 70 до 100 км/час. Но если шины и подвеска изношенные, то машина может поплыть по дороге и при 60км/час и даже при меньшей скорости. Тут еще играет роль гладкость покрытия и толщина слоя воды. Из-за множества переменных тяжело предсказать поведение автомобиля на дороге и пока не найден способ как рассчитать скорость при аквапланировании, но однозначно этот тот случай, когда тише едешь, дальше будешь.
Информирован – значит, вооружен, и, зная, как ощущается машина, когда она «поплыла», вы сможете адекватно отреагировать и вернуть контроль над ситуацией. Поведение машины при аквапланировании зависит от привода. Иногда появляется ощущение, будто снижается скорость и кто-то держит автомобиль сзади – так проявляется сопротивление воды. Обычно это происходит, если на большой скорости влететь в приличной глубины лужу.
Влетев в лужу вы можете почувствовать, что машина «поплыла»
Причем на переднеприводных авто часто при попытке торможения на мокрой дороге начинается вращение. Если ведущие колеса задние, то при аквапланировании руль становится мягким, но как бы вы не крутили его, машина никак не реагирует.
Первая реакция, которая возникает при потере управления, — ударить по тормозам. Но любое нажатие на тормоз, если машина потеряла контакт с дорогой, приводит к ухудшению ситуации и авто может закрутить. Так что первое что делаем – убираем ногу с педали газа .
Снижение скорости может восстановить контроль, но делать это нужно только при помощи мотора. Потихоньку снижая обороты, уменьшайте скорость. Крутить рулем не нужно . Колеса будут менять направление, но на направлении движения это никак не отразится. А вот при появлении пятна контакта, если руль у вас вывернут, машину может снова занести.
Если у вас переднеприводный автомобиль и вы заметили, что зад начинает «подплывать», небольшое увеличение скорости может вытащить машину из планирования на воде. Но такое решение доступно для опытных водителей и тех, которые хорошо чувствуют машину и не теряют головы в экстренных ситуациях. Если к таким людям вас отнести тяжело, снимаете ногу с педали газа, крепко держите двумя руками руль и не крутите его, дожидаясь пока мотор скинет обороты. Не тормозите. Этим вы спровоцируете занос. Вот и все действия.
Собственно само явление аквапланирования явление не смертельное, но опасное, если водитель впал в панику. А чтобы такая неприятность с вами не случилась, достаточно ездить в дождь на невысокой скорости и притормаживать вовремя перед лужами, следить за шинами и давлением в них.
Здравствуйте, уважаемые читатели сайт. Сегодня подробно разберём довольно редкое, но крайне опасное явление - аквапланирование автомобиля.
Аквапланирование – это эффект, при котором покрышки автомобиля полностью теряют сцепление с дорожным покрытием из-за образовавшейся под ними водяной плёнки. То есть, двигаясь на определённой скорости при въезде на поверхность, покрытую водой, образуется гидродинамический клин, который слегка отрывает колёса машины от дороги. Автомобиль становится максимально неуправляемым.
Также не стоит путать такое явление со скольжением. Поведение машины и правильные действия водителя в этих ситуациях кардинально отличаются. Это является следствием того, что коэффициенты сцепления покрышек при скольжении и глиссировании (аквапланировании) заметно отличаются. Если принять за 1 движение по сухому асфальту, то уровень сцепления на снегу или грязи будет равен 0,5, а при аквапланинге он вообще равен 0.
Большую роль играет не только зернистость, но и равномерное распределение материала. Неправильная укладка асфальтобетона на начальном этапе и отсутствие ремонтных работ в будущем приводят к быстрому образованию колейности и ям, где скапливается вода.
Помимо покрытия дорога должна иметь правильную дренажную систему, включающую принцип поперечного уклона. Он составляет >4%, то есть 4 сантиметра на один метр полотна. Такой уклон способствует эффективному отводу воды.
Скорость | Состояние шины | Состояние дороги (толщина водяной плёнки) | ||||
Сухая | Мокрая (0,2 мм) | Дождь (1 мм) | Лужи (2 мм) | Лёд | ||
Коэффициент сцепления | ||||||
50 км/ч | Новая | 0,85 | 0,65 | 0,55 | 0,5 | <0,1 |
Изношенная | 1 | 0,5 | 0,4 | 0,25 | ||
90 км/ч | Новая | 0,8 | 0,6 | 0,3 | 0,05 | |
Изношенная | 0,95 | 0,2 | 0,1 | 0,05 | ||
130 км/ч | Новая | 0,75 | 0,55 | 0,2 | 0 | |
Изношенная | 0,9 | 0,2 | 0,1 | 0 |
Следовательно, для легковых автомобилей резину с высотой протектора меньше 1,6 мм можно смело называть «лысой». Шина, изношенная до глубины протектора 1 мм, сохраняет лишь 11% площади, задействованной при нормальных условиях. Попасть в аквапланирование на таких колёсах можно даже на незначительной скорости, так как канавки протектора не будут успевать отводить воду из пятна контакта шины с дорогой. Из-за этого перед шиной образуется водяной вал, который сразу же преобразуется в «клин» и слегка приподнимает авто над землёй (начинается аквапланирование автомобиля).
Стоит учесть, что смена грязевого участка дороги на участок, покрытый водой, тоже не сулит ничего хорошего, так как канавки протектора кратковременно забиты грязью. Это равносильно езде на изношенной резине. В таблице показана площадь контакта шины с сухой дорогой в зависимости от остаточной глубины протектора:
«Не водите машину быстрее, чем летает Ваш ангел-хранитель»
Как только вы почувствовали, что руль стал «мягким» или «пустым», сразу выкиньте из головы мысль о том, что автомобиль находится под вашим контролем. К сожалению, это не так. Всё что возможно сделать - дать машине выехать из водного препятствия без заноса. Въехав в лужу, крепко двумя руками (в положении «10 и 2 часа») держите руль, с направленными прямо колёсами . Любая попытка повернуть их в сторону в самой луже не даст никакого результата. А на выезде, когда колёса вновь получат сцепление с дорожным покрытием, автомобиль сразу сорвётся в занос.
И последнее. Аквапланирование автомобиля проще не допускать, чем бороться с ним! Поэтому не пренебригайте простым профилактическим контролем за состоянием машины.
P.S. Полезное видео