Забота об автомобиле заставляет водителя вникать в любую мелочь, связанную с ним. Сказанное полностью относится и к бензину. Зачастую приходится интересоваться буквально всем – маркой, качеством, производителем и сроком годности. Одна из проблем, связанная с этим – хранение бензина продолжительное время.
По этому поводу есть много различающихся мнений. Кто-то считает, что подобное возможно, другие придерживаются противоположной точки зрения. Должно быть интересно и полезно разобраться, что влияет на срок хранения горючего в домашних условиях, и как это лучше всего осуществить – в канистре, или может быть в баке автомобиля.
С этим понятием также сложилась достаточно любопытная ситуация. Согласно советскому ГОСТ от 1977 г., срок хранения (гарантийный) составляет пять лет. Однако стандарт аннулирован, а по действующему ГОСТ (1997 г.) он равен уже одному году с даты изготовления (для всех марок).
Рассматривая эти цифры, стоит задуматься о таком моменте. В советскую пору не было высокооктановых видов топлива и технологий их получения. Распространен был простой прямогонный бензин, этим и можно объяснить его длительное хранение. Так что, как и у обыкновенных продуктов питания, у топлива есть свой срок годности.
Надо понимать, что бензин является не самым простым веществом. В его состав входят различные углеводороды, количество и вид которых определяется технологией изготовления, а кроме того, многочисленные присадки, добавляемые производителем. На момент отпуска с завода продукт соответствует предъявляемым требованиям, а вот дальше он начинает изменяться. И вызвано это несколькими факторами.
Не секрет, что в состав бензина входят легколетучие фракции, добавляемые для повышения октанового числа. Вероятность его изменения тем выше, чем больше срок хранения у горючего. Понятно, что не в сторону улучшения характеристик. При испарении летучих веществ нарушается соотношение между фракциями и падает качество бензина.
Понятно, что если это происходит в баке автомобиля, то ничего страшного не будет, как правило, такой бензин используется за короткий срок. Но испарение отрицательно влияет на хранение бензина в домашних условиях.
Все вещества взаимодействуют с кислородом. Не является исключением и бензин. В результате этого в нем образуются смолистые вещества. Однако с течением времени их количество растет, из-за чего бензин портится. Его использование может привести к отложениям смолы на трубопроводах, резервуарах, а также увеличению нагара в цилиндрах и свечах зажигания.
Сам по себе процесс окисления проходит достаточно долго и в течение нескольких стадий. Его скорость зависит от окружающих условий (давления, температуры), а также от технологии изготовления топлива. Здесь надо сделать небольшое отступление.
Способность бензина взаимодействовать с кислородом (к окислению) характеризуется параметром индукционный период. Под ним понимается время, необходимое для начала окисления при температуре 100° и определенном давлении кислорода. Проверяется это в лабораторных условиях. Чем этот параметр больше, тем стойкость бензина выше.
Она в первую очередь зависит от углеродного состава горючего, что определяется технологией производства. Наиболее подвержены окислению бензины термического крекинга, пиролиза, каталитического крекинга, индукционный период у них равен 50-ти – 250-ти минутам. Получаемые при прямом перегоне и каталитическом риформинге продукты более стабильны.
Индукционный период для бензина, полученного:
Тем не менее, горючее можно запасать впрок, о чем сказано в действующих нормативных документах, и марка топлива не имеет значения. Срок хранения бензина АИ 92 и срок хранения бензина АИ 95 будет одинаковым. Однако стоит учесть, что качество топлива зависит от тех условий, в которых это происходит.
Обычно хранение осуществляется в металлической бочке или канистре, в пластиковой таре запасы бензина лучше не создавать. Дело в том, что при его переливании синтетика электризуется, результатом этого может стать возникновение искры и пожар. Именно по этой причине, на заправках строго следят за этим, и категорически отказывают отпускать горючее в подобную тару.
Автор однажды вынужден был пройти несколько километров до заправки пешком (обсох через несколько часов после покупки автомобиля — продавец уверял, что заправил много), но поскольку пришел с пластиковой канистрой, то буквально на коленях умолял работников заправочной станции позволить налить туда бензин.
И хотя хранение в течение определенного срока допускают любые сорта бензина, но именно условиями конкретного места определяется, портится или нет топливо за это время. Так, повышенная температура приводит к усиленному его испарению и окислению. Поэтому хранить топливо рекомендуется в темном прохладном помещении и металлических емкостях. В таких условиях находиться оно может и более одного года без изменения своих характеристик.
Как подтверждение сказанному можно расценивать приказ министерства обороны, регламентирующий сроки хранения при различных условиях, выписка из которого приведена ниже.
Правда стоит заметить, что на длительный период закладывается горючее со значением коэффициента индукционного периода более 900. Естественно, что хранить бензин надо в полных, закрытых емкостях, это ограничит к нему доступ кислорода.
В тех случаях, когда машина остается на длительный срок на стоянке, топливо будет сохранять свои характеристики как минимум год. Некоторые водители рекомендуют при запуске двигателя после такого перерыва добавить свежего горючего.
Отдельно стоит коснуться двухтактных двигателей. Как известно, для их работы необходимо смешивать бензин с маслом. Такую смесь готовят заранее, и она хранится в баке или канистре. Определить точное количество горючего просто невозможно. Так что зачастую после окончания работ остается его готовая смесь с маслом. Стоит исходить из правила – срок ее хранения меньше, чем отдельных чистых продуктов.
Хотя имеются неоднократно подтвержденные факты, что подобная смесь с маслом бензина для двухтактных моторов работает и через достаточно длительный срок после составления, не рекомендуется ее хранить долгое время в канистре или баке. Обычная практика – срок шесть месяцев считается нормальным. Главное, чтобы компоненты смеси были хорошего качества.
Бензин – это одна из основных забот водителя. Его постоянно интересует, где можно найти качественное топливо и как пережить постоянный рост цен на горючее? Чтобы хоть как-то оградить себя от таких проблем, многие пытаются создавать небольшой собственный запас в канистре в гараже. Однако длительное хранение бензина требует соблюдения определенных правил. При их выполнении вполне можно создавать собственные запасы горючего, и на некоторое время избавиться от постоянных забот о топливе.
Хранение бензина имеет смысл. Это весьма расходный ресурс, цены на который постоянно растут. Поэтому многие люди по возможности делают запас этого топлива, храня его в гараже или же дома. Но проблема в том, что хранение бензина - отнюдь не простая задача, требующая соответствующей подготовки условий. Об этом и пойдет речь далее.
Нередко люди делают запасы в сотни литров бензина, используя канистры и подручные резервуары. Ведь нефть хранится под землей миллионы лет, почему же топливо не может лежать несколько лет? Однако это популярное заблуждение.
Бензин может портиться, если не соблюдены соответствующие условия хранения. Различные перепады температуры, влажность и многие другие факторы приводят к тому, что он теряет свои свойства. Это происходит не мгновенно, но с каждым днем неправильного хранения эффективность такого топлива существенно снижается.
Имеется 4 фактора, из-за которых со временем ухудшается качество бензина:
Первый фактор - испарение. В бензине имеется масса легкоиспаряемых фракций, необходимых для повышения октанового числа. Если топливо хранится не в герметичном контейнере, а условия не соблюдают температурный режим, то это приводит к испарению этих веществ.
Второй фактор - окисление, присущее любой активной жидкости. Топливо взаимодействует с кислородом, что существенно снижает его качество. Использование окисленного бензина приводит к отложению смолы в системах автомобиля, а также возникновению нагара на свечах и цилиндрах.
Распад присадок также влияет на эффективность топлива. Присадки, добавляемые для повышения октанового числа, имеют небольшой срок жизни, поэтому разрушаются при длительном хранении. Некоторые наименования распадаются уже через 2 недели после хранения, поэтому стоит учитывать этот фактор.
Совет! При длительном хранении никогда не стоит предварительно добавлять присадки в бензин. Лучше использовать их непосредственно при заполнении бака.
Последний нюанс, из-за которого качество топлива ухудшается - возникновение осадка. Топливо отстаивается длительный срок, из-за чего мелкие фракции опускаются на дно. Если такой концентрированный осадок попадет в топливную систему, то это негативно отразится на топливном фильтре и может спровоцировать поломку.
В результате этих причин срок годности бензина при идеальных условиях не превышает 5 лет, а при их пренебрежении составляет лишь 1 год . Учитывая столь существенную разницу в длительности хранения, предпочтительно соблюдать все факторы. Это позволит не только увеличит срок хранения, но и снизит потерю свойств топлива.
Идеальной емкостью для хранения бензина является герметичный металлический резервуар. Для этого подойдет бак, бочка, канистра и другие подобные сосуды. Что касается пластиковых резервуаров, они нежелательны. Этому есть две причины:
Пластиковые резервуары, особенно простые бутылки, крайне не рекомендуются к хранению. Бензин может вступать реакцию с материалом, что повлечет за собой потерю свойств топлива и разрушение самого контейнера. Вторая же причина — риск искры при переливании жидкости. Пластик способен накапливать статический заряд, что может привести к воспламенению.
Интересно! Некоторые типы пластика не вступают в реакцию с топливом. Зачастую их используют для его перевозки и хранения.
В остальном же хранение бензина в пластиковых резервуарах не хуже, чем в металлических. Срок хранения приблизительно одинаковый, на него больше влияют другие факторы. Поэтому стоит выбирать тот вариант, который обеспечит надежность и герметичность.
Хотя срок годности топлива в канистрах наиболее мал, они также используются в качестве резервуаров. Лучшим вариантом будут заглубленные или полузаглубленные цистерны, которые скрыты от солнца и не нагреваются благодаря грунту. В домашних условиях оптимальное решение — закопать бочку с герметичной крышкой по верхнюю линию в землю, после чего использовать как постоянный резервуар для бензина.
Если все же хранить бензин самостоятельно, то стоит соблюдать все условия. Это позволит увеличить срок его использования до 5 лет, в то время как в канистре этот период не превышает 1 года. Поэтому при хранении стоит учитывать следующие факторы:
Резервуар уже ранее был обсужден. Идеальным вариантом является закопанная металлическая бочка с герметичной крышкой. Она практически не уступает масштабным резервуарам на топливных заправках по качеству хранения. Такой выбор оптимален и в домашних условиях.
Доступ солнечных лучей — это тот же температурный режим, прямое влияние солнца на топливо. Необходимо скрыть резервуар от него, чтобы тот не нагревался. Оптимальное решение — поставить в подвал или закопать.
Далее идет температурный режим. Лучше хранить топливо при температуре в районе 20-30 градусов , хотя этот показатель можно снижать. Важно, чтобы он не превышал 70 градусов, что приводит к интенсивному испарению. Также нельзя бензину перемерзать, поэтому температуры ниже -10 градусов нежелательны.
Последний нюанс — герметичность и контакт с воздухом, что необходимо соблюдать при хранении. Важно снизить интенсивность окисления, однако избежать его полностью невозможно. Для этого нужно учитывать два фактора: герметичность и количество воздуха в резервуаре. С первым все ясно, нужно лишь надежно закрывать крышку и изолировать резервуар. Что касается количества воздуха, его не должно быть больше 5% от объема контейнера.
Сроки хранения варьируются от 1 до 5 лет. Это зависит от выполнения вышеперечисленных условий. Но в некоторых случаях срок может быть даже меньше, если идет полное пренебрежение требованиями. Особенно это касается случаев, когда бензин хранится в открытых резервуарах, куда может попасть различный сор. Это же касается готовых топливных смесей, которые рекомендуется использовать сразу после приобретения.
Таблицу сроков можно представить следующим образом:
Несоблюдение температурных условий способно сократить срок хранения на 20-35% , а отсутствие герметичности и доступ кислорода - на 20%. Во втором случае не столько снижается срок, сколько страдает автомобиль от окисленного топлива.
Интересно! Дизельное топливо имеет куда больший срок хранения, достигающий 10 лет. Его хранить предпочтительнее, нежели бензин.
Поэтому бензин можно хранить до 5 лет в идеальных условиях. Но достичь их трудно, поэтому зачастую достаточно бочки в подвале или другом прохладном месте. Это позволит хранить топливо до 2 лет, сохраняя его свойства.
Если изначально имеется смесь бензина с маслом, что необходимо для работы двухтактных двигателей, то хранить ее не рекомендуется. По отдельности эти составляющие имеют куда больший срок службы, нежели вместе. Если смешать их, то использовать эту смесь можно лишь на протяжении 6 месяцев, после чего она лишь вредит автомобилю.
Если автомобиль требует использования такой смеси, то лучше приобретать ее по необходимости или же хранить бензин и масло раздельно. Такой вариант будет оптимальным, ведь длительность использования компонентов существенно возрастает.
Что касается марки бензина, это практически не влияет на срок хранения и условия. Стоит лишь отметить, что АИ-95 способен переносить немного меньшие температуры, нежели другие. Однако этот нюанс незначителен, ведь опускать температуру до критической отметки никто не будет. Другие же факторы абсолютно безразличны, как и набор присадок. Большинство из них разрушится в процессе хранения, поэтому рекомендуется приобретать чистое топливо.
Нередко хранение бензина используется не как средство экономии, а как резервный запас в автомобиле. Для таких задач оптимальными будут специальные пластиковые канистры, имеющие герметичную крышку и удобную для размещения форму. Выбрать подобные резервуары поможет это видео, где указаны советы по подбору подходящей канистры для путешествий и хранения бензина в салоне автомобиля:
Топливо, хранящееся продолжительное время, лишается части свойств. Здесь стоит упомянуть про химические процессы, происходящие под воздействием кислорода и температурных изменений. При этом, даже принимая во внимание ситуации с соблюдением условий хранения и необходимых показателей, срок годности бензина не превысит 5–6 лет.
Говоря о сроке годности можно упомянуть о советском ГОСТе от 1977 г., где время хранения декларировано пятью годами. Правда, сейчас этот стандарт аннулирован. После этого можно плавно переноситься к действующему ГОСТу (1997 г.), где срок хранения уже ограничивается одним годом.
По ГОСТу | 1 год |
АИ 92 | 1 год |
АИ 95 | 1 год |
А76 | 2 года |
В целом срок хранения бензина не превышает шести лет. Однако в данном случае можно поспорить, если рассматривать вопрос с точки зрения разновидности бензина.
Срок годности АИ 92 не превышает года, так как в его составе находятся всевозможные добавки, разрушающие октановое число бензина, причем достаточно быстро. Октановое число также падает в случае с несоблюдением принципов хранения:
Если рассматривать срок хранения бензина АИ 95 , то он совпадает с бензином марки АИ 92. Однако, нужно повторить, что качество топлива находится в прямой зависимости от условий хранения.
Гарантийный период сохранности автомобильного бензина А76 — 2 года со дня изготовления бензина.
Вопрос хранения бензина в канистрах также сводится к условиям хранения, где температура и влажность воздуха являются базовыми факторами. Из второстепенных параметров необходимо отметить материал изготовления канистр. Пластиковый вариант с герметичной пробкой способен продлить срок годности, но не более чем на пару месяцев. При хранении в алюминиевых цистернах и стальных канистрах, можно говорить о увеличении срока годности на пол года и более.
В случае с превышением срока годности произойдут химические изменения в бензине, существенно сокращающее октановое число. В случае использования такого топлива, в камере сгорания двигателя образуется свинцовый нагар, приводящий к изменениям в его функционировании.
Бррр... стоп стоп.Во-первых в крышке бензобака клапан который пускает воздух только на вход в бак. Никак не на улицу. Иначе бы бензином воняло вокруг авто, (это встречается только на волге...) а это не экологично. Избыточное давление из бака выходит в атмосферу через адсорбер, в нем задерживаются пары бензина, а потом они потребляются двигателем на определенных режимах работы.
Во-вторых не "ферроцетон" а ферроцен, и он запрещен к употреблению в качестве присадки. Если он у вас в топливе то я бы волновался не за то что он куда-то выпадет от простоя, а за то что он быстренько похоронит свечи и катализаторы.
В-третьих на длительной стоянке рекомендуется оставлять бак полным! Для того чтобы уменьшить количество конденсата который будет скапливаться на стенках из-за суточных колебаний температуры. И в итоге будет в качестве воды скапливаться внизу бака.
В-четвертых http://www.nge.ru/g_p_51105-97.htm ГОСТ Р 51105-97:
" 9.2 Гарантийный срок хранения автомобильного бензина всех марок - 1 год со дня изготовления бензина."П.С.
Еще чуток накопал:
http://www.eurodisel.ru/xranenie_benzina.htmlХранение бензина
Длительное хранение бензина сказывается на его качестве, естественно отрицательно. В процессе длительного хранения образуется большое количество смол из-за окисления углеводородов. В результате на пару единиц снижается октановое число. Образовавшиеся смолы создают в бензине вязкие коричневые вещества, которые попадая на детали или предметы, откладываются на них. Обычно, местом для этого образования являются детали карбюратора, внутренние стенки бака. Это отрицательно влияет на работу двигателя. Окислению бензина в баке способствуют некоторые вещества, например, медь ускоряет процесс окисления. Если заборная трубка и сетка топливного бака сделаны из латуни, бензин будет быстрее окисляться, чем в железной канистре. Воздух так же способствует окислению, если имеет свободный доступ к топливу. При высоких температурах окисление проходит быстрее, так как температура ускоряет химические процессы. Поэтому, зимой окисление ослабленное.
Есть и серьезные последствия окисления бензина. Если этилированный бензин хранится длительное время в неплотно закрытой емкости, из бензина испаряется бромистый этил, который предназначен в бензине для выноса оксида свинца из камеры сгорания двигателя. При совсем длительном хранении бромистого этила может остаться так мало, что он не сможет выводить свинец из камеры сгорания. Конечно же, это приведет к активному появлению нагара в камере сгорания. Поэтому, настоятельно рекомендуется хранить бензин в плотно закрытых емкостях при низких температурах. Лучше всего для таких целей в бытовых условиях подходят бензиновые канистры. При большинстве регионов бензин в канистрах может храниться до 12 месяцев без потери качества и своих химических свойств. В то время, как в баке машины срок хранения не превышает 6 месяцев. Эти сроки увеличиваются для прохладных (северных) районов и сокращаются вдвое в южных, теплых районах. В случаи, если бензин все же застоялся и окислился, его можно немного «освежить». Для этого необходимо в окисленный бензин добавить свежий бензин таких же свойств. Объем свежего бензина должен превышать окисленный в 2-3 раза. В этом случае, общий объем бензина будет практически как свежий, нормальный бензин[свернуть]
И еще, есть мнение что хранить бензин в пластиковой таре как бы и нельзя... Типа перевезти, налить/слить можно, а хранить не желательно. С учетом того что у нас пластиковый бак... короче ездить надо на машине, стоять она не обучена
Бензин — горючая смесь легких углеводородов с температурой кипения 30-200°C. Плотность около 0,75 г/см³. Теплотворная способность около 10500 ккал/кг. Температура замерзания от - 60°C и ниже. |
Большинство автолюбителей хранят бензин в канистрах -металлических емкостях предназначенных для транспортировки и хранения всех видов топлива. Самый популярный объем - 20 литров. |
Октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы |
Бензин не хранят в медных емкостях и емкостях из сплавов меди! |
Во времена топливного кризиса, при подорожании топлива один из самых главных вопросов - вопрос хранения топлива. Как долго можно хранить? Меняются или нет свойства при хранении? В чем хранить? В каких условиях? Попробуем дать исчерпывающий ответ простым и ясным языком.
Первое - бензин хранить можно (да я не открыл Америку), но не долго . Со временем свойства топлива меняются, так при длительном хранении бензина на одну, две единицы понижается октановое число, возрастает количество смол из-за окисления углеводородов. Какие смолы? Если вы видели бензиновый двигатель в разобранном состоянии, то вы не могли не заметить осадок коричневого цвета на деталях соприкасающихся с бензином, парами бензина. Теперь немного «легкой» химии, бензин окисляется быстрее при контакте с медью и ее сплавами (катализатор медь и ее сплавы), при контакте воздуха (чем больше площадь соприкосновения, тем окисление происходит быстрее), при повышении температуры.
Техника безопасности |
Пары бензина очень токсичны для человека!!! Вдыхание паров может вызвать отравление!!! Будьте осторожны! |
При длительном контакте с воздухом этилированного бензина уменьшается количество легколетучего бромистого этила влияющего на выход свинца из камеры сгорания. Если количество этого вещества приблизится к нулю, то свинец будет оставаться в камере сгорания и сильно возрастет образование нагара. Отсюда можно сделать вывод: бензин не хранят в медных емкостях и емкостях из сплавов меди, не допускается применение медных сеток, муфт, переходников, емкости должны плотно закрываться, хранить бензин необходимо в холодном помещении. В емкостях (канистрах), для средней климатической зоны бензин можно хранить около одного года, в баке автомашины около 6 месяцев.
Вывод: Бензин лучше всего хранить в прохладном месте (идеальный вариант холодное) в плотно закрытой емкости (медь и сплавы - враг бензина!!!) .
Свойства бензина - октановое число, содержание фактических смол и кислотность - свойства потерянные вследствие длительного хранения можно восстановить путем смешивания с бензином, имеющим определенный «запас» - превосходящим по параметрам (качеству).
Важно: Не пытайтесь повысить октановое число бензина в бытовых условиях путем добавления этиловой жидкости - этил Яд! - обладает высокой токсичностью - опасен для здоровья!!!
Автомобильный бензин обладает ярко выраженными наркотическим действием, при вдыхании раздражает верхние дыхательные пути, пары бензина раздражают слизистую оболочку глаз. При попадании бензина на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз обильно промыть глаза теплой водой.
Температурой самовоспламенения 255-370 °С.
Емкости предназначенные для хранения и транспортировки бензина, должны быть защищены от статического электричества.
Показатели качества автомобильного бензина изменяющиеся при хранении:
- давление насыщенных паров; - фракционный состав; - детонационная стойкость; - содержание фактических смол; - кислотность. |
|
Марки автомобильных бензинов по ГОСТ 2084-77: А-72, А-76, АИ-9, АИ-93, АИ-95. | |
Этилированный бензин содержит этиловую жидкость, в состав которой входит яд - тетраэтилсвинец. |
Обезвреживание поверхностей при попадании этилированного бензина - для обезвреживания необходимо применять дегазаторы дихлорамин (3 % раствор в воде) или хлорную известь в виде кашицы (1 к 3 - хлорная известь/вода). Металлические поверхности требуется обработать растворителями (керосином, щелочными растворами).
Нормативная база:
ГОСТ Р 51105-97. Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Гарантийный срок хранения автомобильного бензина всех марок - 1 год со дня изготовления бензина.
Литература: