Трение в природе и технике таблица. Трение в природе и технике — Гипермаркет знаний

7 класс.

Тема: Трение в природе и технике.

Цель урока:

1. Обучающая

Выяснить какое важное значение имеют силы трения в окружающей жизни, технике; какими способами можно увеличить и уменьшить трение.

2. Развивающая

Формировать у учащихся умение пользоваться учебно - популярной и справочной литературой; проявлять творческие способности.

3. Воспитательная

Воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе; умение видеть физику вокруг себя.

Ход урока.

Мотивация урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны выяснить: трение союзник или враг человека.

I. Доклады о трении

Доклады подготовлены учениками заранее.

1. Трение и движение (скольжение и качение).

2. Трение и покой.

3. Жидкое трение (смазка).

4. Почему возникает трение (причины трения)?

5. Скользить и катиться. (Рассказ о подшипниках; качения и скольжения).

II. Кто лучше?

Учащиеся отвечают на вопросы по желанию, подняв руку.

1. Почему любое тело, приведенное в движение, в конце концов, останавливается?

Ответ: На движущееся тело действует сила трения скольжения, которая направлена против движения и уменьшает скорость тела.

2. Как измеряют силу трения скольжения?

Ответ: К телу прикрепляют динамометр и перемещают тело равномерно. Показания динамометра (сила упругости пружины) равны силе трения скольжения.

3. Зачем для передвижения тяжелого груза под него кладут катки?

Ответ: В данном случае заменяют силу трения скольжения силой трения качения, которая значительно меньше.

4. Какими способами можно уменьшить трение?

Ответ: Смазка уменьшает трение, и заменить скольжение тела качением. Сила трения качения меньше силы трения скольжения.

5. Как увеличить трение?

Ответ: Сделать поверхность неровной (шероховатой) или увеличить силу давления.

6. Почему труднее санки сдвинуть с места, чем их везти?

Ответ: Сила трения покоя при трогании с места санок больше силы трения скольжения.

7. Для чего иголки тщательно полируют?

Ответ: Гладкая отполированная поверхность иголки имеет меньшую силу трения скольжения и ею легче шить.

8. Какую роль играет слюна при глотании пищи?

Ответ: Роль смазки, уменьшается трение и легче глотать.

9. Почему мел оставляет след на классной доске?

Ответ: Когда прижимают мел к доске, создают большую силу трения, которая и отрывает частички мела - возникает след на доске.

10. Для чего "разводят" пилы, т.е. соседние зубья, наклоняют в противоположные стороны?

Ответ: При разведенной пиле пропил имеет ширину, большую толщины полотна пилы. Это уменьшает трение движущейся пилы о стенки пропила.

11. У автомобиля повышенной проходимости при движении по плохим дорогам обе оси могут работать как ведущие. При движении же по хорошим дорогам у этих автомобилей, как и у обычных, в качестве ведущей применяют только заднюю ось. Почему проходимость автомобиля увеличивается, когда обе оси делают ведущими?

Ответ: При вращении ведущей оси между колесами и грузом возникает сила трения покоя, толкающая автомобиль. Чем больше ведущих осей, тем больше сила, действующая на автомобиль.

12. Дайте физическое обоснование пословице: " Коси коса, пока роса, роса долой, и мы домой" Почему при росе легче косить?

Ответ: Роса увеличивает массу стебля. Поэтому при ударе косой он в меньшей степени изгибается, и коса срезает его. Роса создает смазку и уменьшает силу трения, когда при обратном движении косы она скользит по траве.

13. Почему осенью около трамвайных путей, проходящих в районе парков, бульваров, садов, вывешивают надписи " Осторожно листопад!"

Ответ: Потому что лист на рельсах уменьшает трение и может помешать торможению.

14. Почему колеса порожней автомашины буксуют больше, чем колеса груженой?

Ответ: У груженой машины вес больше и больше сила давлении на дорогу, поэтому сила трения увеличивается и машина не пробуксовывает.

15. По заявлению членов экипажа " Апполон - 12 " Ч.Конрода и А.Бина, по Луне легко ходить, но они часто теряли равновесие, так как даже при легком наклоне вперед можно упасть. Объясните явление.

Ответ: Устойчивость ходьбы человека определяется силой трения между подошвой обуви и почвой. Поскольку сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле, то там при ходьбе возникала и малая сила трения.

III. Практические задания

(экспериментальные задачи.)

Сравнить силу трения покоя, скольжения, качания и вес тела. Оборудование: динамометр, 2 груза, брусок деревянный, 2 круглых карандаша (палочки).

IV. Заслушивание сказок учащихся.

А теперь представим себе мир без трения.

Например:

" Приключения Ивана-дурака. "(Травматология)

Однажды Иван–дурак получил двойку по физике. Они как раз проходили тему " Сила трения ".

Придя домой, закинув учебник по физике в дальний угол, он с ненавистью подумал: "Пропади ты пропадом, сила трения ".

И вдруг он поскользнулся и упал на ровном месте, попытался встать, ухватившись за ножку стула. Стул с легкостью выскочил из его рук и, отлетев в сторону, опрокинул этажерку с книгами. В комнате начался кавардак. Предметы слетали со своих мест и, кружась по комнате, сталкивались и разлетались в разные стороны. Из дальнего угла, размахивая страницами, вылетел учебник физики. Комната была похожа на космический корабль, находящийся в невесомости. Иван-дурак, собравшись с силами, попытался поймать учебник. Вдруг его осенило: по его желанию исчезла сила трения. Наконец он ухватил учебник физики, на лету открыл заданную страницу и прочитал параграф и понял, какое огромное значение имеет сила трения в жизни. Благодаря силе трения по улицам ездят автобусы, ходят люди и животные, лыжники скользят по снегу, фигуристы катаются на льду, предметы стоят на своих местах.

Вдруг в комнате все встало на свои места. Сила трения возобновила свое действие. С этого дня Иван перестал быть дураком и стал серьезно заниматься физикой.

Подведение итогов:

А теперь подведем итоги и оценим трение по заслугам. Конечно, только благодаря наличию в природе силы трения возможна жизнь в том виде, в каком она существует на Земле. Но вместе с тем, трение изнашивает машины и подошвы нашей обуви, двигатели автомобилей, самолетов, паровозов. Они все работают против трения (сухого и жидкого), на это тратится огромное количество различных видов горючего. Трение в одних условиях полезно, а в других вредно. Следовательно, надо умело использовать силы трения. Когда в повседневной жизни, в производстве, в технике, на транспорте трение нам необходимо, нужно увеличивать его.

Когда трение мешает, вызывает расход энергии и материалов, необходимо уменьшать его. Так люди поступают с незапамятных времен. Но, чтобы подчинить себе трение, нужно знать какие законы им управляют.

а) Чем больше давление между соприкасающимися поверхностями, тем больше сила трения покоя.

б) Во сколько раз увеличивается давление, во столько раз увеличивается трение покоя.

в) Величина силы трения зависит от рода трущихся поверхностей.

г) Сила трения качения меньше силы трения скольжения.

д) Смазка уменьшает трение.

Дома: повторить п. 30 - 32

Литература:

1.Буров и др. " Фронтальные экспериментальные задания по физике ", Просвещение, 1981 г.

Изучением трения ученые занимаются уже пятьсот лет. Первым его исследовал еще Леонардо да Винчи (1452-1519). Важные результаты в этой области были получены французскими учеными Г. Амонтоном (1663-1705) и Ш. Кулоном (1736-1806).

Какую роль играет трение в природе и технике - положительную или отрицательную? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Трение может быть как полезным, так и вредным. В первом случае его стараются усилить, во втором - ослабить.

В отсутствие трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле. В гололедицу, когда трение между подошвой обуви и льдом становится малым и ноги начинают скользить, лед посыпают песком: песок увеличивает трение.

На гладкой поверхности не смогли бы двигаться и автомобили: их колеса, вращаясь, проскальзывали бы и буксовали на месте.

Именно трение останавливает машины при торможении. На льду они даже при включенных тормозах продолжали бы двигаться по инерции.

Но трение может играть и отрицательную роль. Ведь именно из-за него нагреваются и изнашиваются многие движущиеся части различных механизмов. В таких случаях его стараются уменьшить.

Существуют разные способы уменьшения трения.

1. Введение между трущимися поверхностями смазки (например, какого-либо масла). При наличии смазки (рис. 42) соприкасаются не сами поверхности тел, а ее соседние слои. Трение же между слоями жидкости слабее, чем между твердыми поверхностями. Кстати, именно благодаря смазке, возникающей в результате таяния льда под коньком, скольжение на коньках по льду сопровождается очень слабым трением. 2. Использование шариковых и роликовых подшипников (рис. 43). Внутреннее кольцо таких подшипников насаживают на вал какой-либо машины или станка. Наружное кольцо подшипника закрепляют в корпусе машины. Когда машину или станок включают и вал начинает вращаться, то вместе с внутренним кольцом он начинает не скользить, а катиться на шариках или роликах, находящихся между кольцами подшипника. Трение же качения существенно меньше трения скольжения. Поэтому вращающиеся части машин при наличии подшипников изнашиваются значительно медленнее и дольше служат людям.
3. Применение воздушной подушки . Уменьшение трения при этом происходит за счет того, что между машиной и опорой создается область воздуха с повышенным давлением, препятствующая их непосредственному контакту. Подобные устройства применяют в судах на воздушной подушке, экранопланах и других аппаратах.

1. Приведите примеры, показывающие, что трение может быть полезным. 2. Приведите примеры, показывающие, что треиие может быть вредным. 3. Какие способы увеличения и уменьшения трения вы знаете?

>>Трение в природе и технике

Но трение может играть и отрицательную роль. Ведь именно из-за него нагреваются и изнашиваются многие движущиеся части различных механизмов. В таких случаях его стараются уменьшить.

Существуют разные способы уменьшения трения.

1. Введение между трущимися поверхностями смазки (например, какого-либо масла). При наличии смазки (рис. 42) соприкасаются не сами поверхности тел, а ее соседние слои. Трение же между слоями жидкости слабее, чем между твердыми поверхностями. Кстати, именно благодаря смазке, возникающей в результате таяния льда под коньком, скольжение на коньках по льду сопровождается очень слабым трением.

Рисунок 42. Уменьшение трения с помощью введения смазки.

2. Использование шариковых и роликовых подшипников (рис. 43). Внутреннее кольцо таких подшипников насаживают на вал какой-либо машины или станка. Наружное кольцо подшипника закрепляют в корпусе машины. Когда машину или станок включают и вал начинает вращаться, то вместе с внутренним кольцом он начинает не скользить, а катиться на шариках или роликах, находящихся между кольцами подшипника. Трение же качения существенно меньше трения скольжения. Поэтому вращающиеся части машин при наличии подшипников изнашиваются значительно медленнее и дольше служат людям.


Рисунок 43. Уменьшение трения с помощью использования шариковых и роликовых подшипников.

3. Применение воздушной подушки . Уменьшение трения при этом происходит за счет того, что между машиной и опорой создается область воздуха с повышенным давлением, препятствующая их непосредственному контакту. Подобные устройства применяют в судах на воздушной подушке, экранопланах и других аппаратах.

Вопросы.

1. Приведите примеры, показывающие, что трение может быть полезным.

2. Приведите примеры, показывающие, что трение может быть вредным.

3. Какие способы увеличения и уменьшения трения вы знаете?

Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала, экспериментальная работа.

Цель урока: продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, развивать мотивацию изучения физики; формировать умения объяснять физические явления в природе, технике, быту.

Задачи урока:

  • образовательная : изучить новый вид сил – силу трения, причину ее возникновения, научить учащихся различать виды силы трения – трение покоя, скольжения, качения, рассмотреть примеры положительного и отрицательного влияния силы трения.
  • развивающая: продолжить формирование умений пользоваться измерительными приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов, пробуждать интерес к творчеству;
  • воспитательная : воспитание чувства коллективизма при работе в группах, прививать интерес к чтению дополнительной литературы.

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • приборы для экспериментального задания: трибометр, деревянный брусок, динамометр, карандаши 2 шт.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

Фронтальный опрос

  • Чем определяется действие силы на тело?
  • Какую силу называют равнодействующей сил?
  • Как определить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой?
  • Как определить равнодействующую сил, направленных в противоположные стороны?
  • Как будет двигаться тело, если на тело действуют две равные по модулю и направленные в противоположные стороны силы?

III. Изучение нового материала.

<слайд № 1>

Знакомьтесь, сила трения,
Достойна обсуждения!
Никак подобной силой
Нельзя пренебрегать.
Мешает сила трения
Любому из движений,
Мешает также скорость
Движенью сохранять.

1. Движение лыжника при спуске с горы, катящийся по лужайке шарик после удара, движение велосипедиста, после того как он прекращает вращать педали. Одинаковый характер движения в перечисленных примерах. Действие на эти тела силы, направленной противоположно движению. Понятие силы трения. Отличие этой силы от силы тяжести и упругости. . <слайд № 2>

2. Причины возникновения силы трения. <слайд № 3>

3. Виды сил трения: трение скольжения, трение качения и трение покоя. <слайд № 4>

4. Измерение силы трения. Сравнение действия силы трения качения и трения скольжения. <слайд № 5>

Силу трения можно измерить. Чтобы измерить силу трения скольжения деревянного бруска по поверхности стола, надо прикрепить к нему динамометр. Затем равномерно двигать брусок по столу.

На брусок в горизонтальном направлении действуют две силы. Одна – сила упругости пружины динамометра, направленная в сторону движения. Вторая сила – это сила трения, направленная против движения. Так как брусок движется равномерно, то равнодействующая сил равна нулю. Значит, силы равны по модулю и противоположны по направлению. Таким образом, измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы измеряем силу трения.

5. Выяснение причин, от которых зависит действие силы трения.

<слайд № 6>

6. Способы уменьшения и увеличения силы трения. <слайд № 7> <слайд № 8>

7. Историческая справка. <слайд № 9>

8. Роль трения в природе и технике. <слайды № 10 – 14>

IV. Закрепление материала.

Экспериментальное задание: “Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения”

Экспериментальное задание: “Сравнение силы трения с весом тела”

Приборы и материалы: трибометр, деревянный брусок, динамометр, карандаши 2 шт.

Учащиеся измеряют силы трения скольжения и качения, а так же вес тела, сравнивают их значения и делают выводы.

1. Величина силы трения зависит от вида трения. Сила трения скольжения больше силы трения качения.

2. Сила трения зависит от силы давления и не зависит от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления.

Рассуждают о необходимости практического применения законов физики в жизни.

Благодаря наличию в природе силы трения возможна жизнь в том виде, в каком она существует на Земле. Но вместе с тем, трение изнашивает машины и подошвы нашей обуви, двигатели автомобилей, самолетов, паровозов. Они все работают против трения, на это тратится огромное количество различных видов горючего. Трение в одних условиях полезно, а в других вредно.

Следовательно, надо умело использовать силы трения. Когда в повседневной жизни, в производстве, в технике, на транспорте трение нам необходимо, нужно увеличивать его. Когда трение мешает, вызывает расход энергии и материалов, необходимо уменьшать его. Так люди поступают с незапамятных времен. Но, чтобы подчинить себе трение нужно знать, как можно увеличивать и уменьшать трение.

V. Итоги урока.

  • познакомились с новым видом сил – силой трения и причинами возникновения трения;
  • узнали, чем отличаются различные виды трения;
  • рассмотрели примеры положительного и отрицательного влияния силы трения;
  • экспериментально установили соответствие между силами трения качения и скольжения и весом тела.

VI. Домашние задание.

Параграфы 30, 31; привести примеры проявления силы трения в вашей жизни.


«Приложение 2»

Приложение 2

Вариант 1

    Сани скатываются с горы под действием силы …, а, скатившись, останавливаются за счет силы …

    Трения … тяжести;

    Упругости … трения;

    Трения … упругости;

    Тяжести … трения

    Совпадает ли сила трения с направлением скорости движения тела?

    Совпадает с направление скорости;

    Направлена в сторону, противоположную скорости.

    При равных нагрузках сила трения скольжения всегда … силе (силы) трения качения.

  1. Трактор при вспашке земли, двигаясь равномерно, развил силу тяги 15 кН. Чему равна сила сопротивления почвы?

Вариант 2

    Два биллиардных шара, столкнувшись, отталкиваются друг от друга за счет силы …, а затем останавливаются за счет силы…

    Трения …тяжести;

    Упругости … трения;

    Трения … упругости;

    Упругости … тяжести.

    На рисунке изображены силы, действующие на движущийся брусок. Какая из указанных сил – сила трения?

    Для равномерного движения бруска (см. рис.) необходимо, чтобы сила 1 была … силы (силе) 3.

  1. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет состав силой 150 кН. Чему равна сила сопротивления (трения)?

    150 кН; 2. 30 кН; 3. 15кН; 4. 120 кН; 5. 300кН.

Просмотр содержимого документа
«Трение в природе и технике»

X межмуниципальный конкурс «Мой мультимедийный урок»

(2016-2017 учебный год)

Трение в природе и технике

7 класс

(Е.М. Гутник, А.В. Перышкин (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. Е.Н. Тихонова М.: Дрофа, 2013.))

Дзюрич Елена Алексеевна

учитель физики муниципального

общеобразовательного учреждения «Средняя

общеобразовательная школа с. Агафоновка

Питерского района Саратовской области»

e .dzyurich @yandex .ru

Аннотация

Урок физики в 7 классе. Урок объяснения нового материала и комплексного применения знаний. Рассказывается о способах уменьшения и увеличения силы трения. Показывается роль силы трения в природе и технике. На данном уроке отрабатываются навыки решения качественных задач. Расширяется кругозор обучающихся по предмету. Предложенные задачи помогают школьникам лучше узнать и полюбить предмет, увидеть проявление физики в повседневной жизни.

Тема урока. Трение в природе и технике.

Цель:
- расширение и уточнение знания о природе силы трения и способах её изменения, выяснение важности силы трения в природе и технике, оптимизация психоэмоционального состояния школьников на уроке
Задачи:
Образовательные:
- показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике;
- познакомить учащихся со способами изменения силы трения.
Развивающие:
- формировать умения применять знания в нестандартных ситуациях;
- создать условия для развития мышления; способностей учащихся к анализу;
- способствовать развитию воображения, образного и логического мышления, развивать умение анализировать факты, развивать наблюдательность, память;
- формировать умение систематизировать информацию, находить требуемую информацию в различных источниках, формировать умения и навыки работы с научно-популярной и дополнительной литературой.
Воспитательные:
- развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения, умение видеть физику вокруг себя;
- активизировать деятельность учащихся, снизить уровень тревожности при умственном напряжении, способствовать сохранению психического, физического, духовного здоровья школьников;
- воспитывать у детей отношения к ПК, как к инструменту, предназначенному для работы, учить методу проектирования.

Тип урока. Урок изучения и обобщения материала

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 1), карточки-тесты по теме «Сила трения» (Приложение 2).

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент. Сообщение целей урока.

Учитель направляет обучающихся на совместное формирование целей урока.

Совместно с учителем формулируют цели урока.

Самостоятельная работа.

Организует проведение тестового задания.

Приложение 2

Записывают ответы на вопросы теста

По окончании осуществляют взаимопроверку, затем проверяют правильность ответов по готовому шаблону.

Объяснение нового материала

Объясняет новый материал

Участвуют в обсуждении вопросов

Решение качественных задач.

Осуществляет подборку качественных задач.

Обсуждают и решают предложенные задачи.

Подведение итогов урока.

Подводит итоги урока. Проводит рефлексию.

Отвечают на вопросы рефлексии.

Объясняет домашнее задание.

Записывают необходимую информацию по выполнению домашнего задания.

    Организационный момент. Формулирование целей урока.

    Самостоятельная работа.

    Объяснение нового материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Настраивает обучающихся на рабочий лад. Формулирует основополагающий вопрос: «Трение – полезно или вредно» (слайд 3)

Предлагают свои ответы на основополагающий вопрос

Первично вводит материал с учетом закономерностей познания при высокой активности учащихся.

Активные действия учащихся с изучаемым материалом.

Рассказывает о роли силы трения при ходьбе. (слайд 4)

Рассматривается ходьба по скользкой поверхности. (слайд 5)

Приводят примеры.

Обсуждают вредное и полезное проявление силы трения. Трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить.

Подводит обучающихся к тому, чтобы они сами предлагали варианты уменьшения и увеличения силы трения

Предлагают свои ответы.

1. Какие ещё виды смазки, кроме жидкой, вы знаете?

2. Знаете ли вы такую жидкость, которая увеличивает трение?

3. (слайд 6)

Советский учёный К.Вейнберг доказал, что при трении о лёд (например, полозьев) выделяемое тепло заставляет лед плавиться; при этом образуется тонкая водяная плёнка, которая играет роль смазки и делает лёд скользким. Так как трение о бугристый лёд больше, то и тепла выделится больше, значит, он и будет более скользким.

4. Для чего подковывают лошадей? (слайд 7)


5. (слайд 8)


6. (слайд 9)

7. (слайд 10)

Сухая, графитовая

Гудрон

Скольжение лучше на шероховатом льду.

Для увеличения сцепления между ногами и поверхностью земли.

Нагруженный автомобиль оказывает большее давление на дорогу, вследствие этого сцепление колёс с грунтом у него больше, чем у пустого.

Вследствие большого трения можно обжечь руки и ноги.

Скольжение уже заторможенного, не вращающегося колеса называется юзом. Попавшие под колеса свежие листья, будучи раздавленными, дают влагу, значительно уменьшающую трение. Начинается скольжение.

«Тихая вода подмывает берега» (слайд 11)

Какой смысл заложен в этой пословице? С житейской точки зрения, по-видимому, ее смысл в том, что малое, но длительное воздействие приводит к значительному результату. С точки зрения физики можно дать такое объяснение.

Между отдельными слоями воды, текущей в реке, действует трение, которое называется внутренним. В связи с этим скорость течения воды на разных участках поперечного сечения русла реки не одинакова. Самая большая в середине русла (на быстрине), самая маленькая у берегов. Но сила трения не только тормозит воду, но и действует на берег, вырывая частицы грунта и тем самым, подмывая берег.

Формулирует совместно с обучающимися выводы:

Сила трения зависит от свойств соприкасающихся тел (от рода поверхностей);
- сила трения зависит от силы давления и не зависит от площадей трущихся поверхностей
.

Записывают в тетрадях выводы.

    Решение качественных задач.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Объясните с физической точки зрения некоторые пословицы.

    «Плуг от работы блестит.» (слайд 12)

    «Коси коса, пока роса; роса долой, и мы домой.» (слайд 13)

    «Корабли спускают, так салом подмазывают.» (слайд 14)

Поверхность плуга при работе испытывает большую силу трения о землю, в результате поверхность шлифуется, полируется, становится блестящей..

Уменьшение силы трения. Роса увеличивает массу стебля. Поэтому при ударе косой он в меньшей степени изгибается, и коса сразу срезает его. Роса создает смазку, и уменьшается сила трения, когда при обратном движении косы она скользит по траве.

Роль смазки выполняет сало

Ответьте на вопросы:

    Почему кусок хозяйственного мыла легче разрезать крепкой ниткой, чем ножом? (слайд 15)

    Зачем зимой дорожки посыпают солью? (слайд 16)

    Почему уменьшается глубина рельефного рисунка на колесах тракторов, зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной технике по мере ее эксплуатации? (слайд 17)

    Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами? (слайд 18)

При разрезании ниткой возникает меньшая сила трения, чем при разрезании ножом

Чтобы увеличить силу трения

Вследствие действия силы трения

Для лучшего сцепления с поверхностью

    Подведение итогов урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня на уроке мы познакомились с примерами проявления силы трения в природе и технике. (слайд 19)

Какие понятия мы повторили?

Сила трения. Виды силы трения.

Что нового узнали на уроке?

Как уменьшать или увеличивать силу трения. Вредное и полезное проявления силы трения.

Чем запомнился вам урок?

Многие явления в произведениях можно объяснить с физической точки зрения.

Оценивают работу на уроке.

    Домашнее задание. (слайд 20)

Литература

1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений-9-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.: ил.

2. Тихомирова С.А. Физика в загадках, пословицах, сказках, полэзии, прозе и анекдотах: пособие для учащихся и учителей /С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2008. -152 с.: ил.

Просмотр содержимого презентации
«приложение 1»


МОУ «СОШ с. Агафоновка Питерского района Саратовской области»

Учитель физики: Дзюрич Елена Алексеевна


Ответы к тесту

варианта

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание


Основополагающий вопрос:

Трение - полезно или вредно?

















  • Какие понятия мы повторили?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Чем запомнился вам урок?
  • Оцените свою работу на уроке.

  • §32, подобрать 3,4 пословицы на тему «Сила трения»
  • По желанию подготовить презентацию или буклет по теме «Трение в природе и технике».

  • http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577016/577016_html_347b626a.png
  • http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=140373743-49-72&n=21
  • http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=137823746-29-72&n=21
  • http://bm.img.com.ua/img/prikol/images/large/5/1/172615_344014.jpg
  • http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=510769990-30-72&n=21
  • http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=251028368-50-72&n=21
  • http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=226509706-35-72&n=21
  • http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=144812129-13-72&n=21
  • http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=274105974-05-72&n=21

  • http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=711459-24-72&n=21
  • http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=92987697-35-72&n=21
  • http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=427068993-31-72&n=21
  • http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=575017404-42-72&n=21
  • http://www.price-list.kiev.ua/img/board_files/04_02_2011/e40259020851dfbb12386098cd44631a.jpg
  • http://class-fizika.narod.ru/vid.htm