Агроном, изобретатель первой в мире зерноуборочной машины типа комбайн. Классификация зерноуборочных машин Назначение и классификация зерноуборочных комбайнов


Покупая хлеб в магазине, люди очень часто даже не задумываются над тем, насколько это тяжелый и ответственный труд – вырастить этот самый хлеб. Столетия идут, а хлеб неизменно занимает главенствующее место в пищевом рационе. Сколько выражений, афоризмов и мудрости связано с этим продуктом. И сегодня речь пойдет об одном из инструментов, который играет важнейшую роль в производстве хлеба.

1. СК-3


Самоходный комбайн, 3-ая модель. Советская зерноуборочная машина, которая была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки.

2. СК-4


Самоходный комбайн, 4-ая модель. Как несложно догадаться, пришел на смену более старой модели – СК-3. Выпускалась машина с 1964 по 1974 год на Таганрогском комбайновом заводе, а также в Ростсельмаше. Зерноуборочная машина получила премию Лейпцигской международной торговой ярмарки, а также наград выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. Коллектив-разработчик машины под руководством Х. И. Изаксона удостоен Ленинской премии.

3. СКД-6 «Сибиряк»


Двухбарабанный советский комбайн, который выпускался в период с 1981 по 1984 годы на Красноярском комбайновом заводе. Машина была продуктом глубокой модификации СКД-5 «Сибиряк», который выпускался с 1969 года и несмотря на высокую надежность к 80-ым годам XX века морально устарел. У машины было множество «специальных» модификаций, в том числе для уборки риса, работы на участках без чернозема, модель с расширенной колеей.

4. Енисей 1200


Комбайн с красивым названием «Енисей» даже молодые люди должны хорошо помнить из своего детства. Дело в том, что выпуск машины начался в 1985 году. Комбайн подходил для уборки самых разных культур, в том числе подсолнечника, трав, бобовых культур и крупы. Машина также могла осуществлять уборку культуры в «труднодоступных» местах поля.

5. Дон-1500


Пожалуй, самый популярный комбайн на территории СНГ после распада Советского союза. Машина начала серийно выпускаться в 1986 году. По объективным причинам, машину использовали очень долго в бывших республиках союза. Повсеместный отказ от зерноуборочного комбайна начался только в 2006 году, когда ему на смену поспешили более совершенные импортные и отечественные модели.

6. КСГ-Ф-70


Весьма интересный образец. Советский комбайн на гусеничной базе, который разрабатывался специально для работы на переувлажненных почвах. По большей части машина работала с кормовыми культурами: травой и кукурузой. Производился комбайн «Донсельмашем» в городе Биробиджан. Больше всего таких машин стояло на вооружении дальневосточных хозяйств.

7. СК-5 «Нива»


Советский комбайн, выпускавшийся с 1970-го года предприятием «Ростсельмаш». Разработкой руководил Изаксон Ханаан Ильич. Машина примечательна тем, что смогла стать визитной карточкой советского комбайностроения. Ничего удивительного в этом нет, машина была одной из самых широко распространённых в СССР за все время.

В продолжение темы рассказ про и помог продвинуть науку.

Используется самая разнообразная техника как широкого, так и узкого применения. Причем некоторые ее виды трудятся круглый год, а другие большую часть времени стоят без дела в ангарах. Но без той и другой техники аграриям не обойтись. Так, например, в страду на поле можно увидеть зерноуборочный комбайн, который в наше время исполняет работу десятка косарей. И он является очень сложной зерноуборочной машиной, которая непрерывным потоком и последовательно выполняет несколько операций. Комбайн срезает злаки, подает их в молотильный аппарат и вымолачивает зерно из колосьев. Потом он отделяет его от соломы и прочих примесей и транспортирует его в бункер. А из него уже время от времени или даже непрерывно механическим способом выгружает зерно на другой транспорт.

В принципе, зерноуборочный комбайн заменяет сразу три более простые машины - жатку, веялку и молотилку. И к нему можно цеплять дополнительные узлы, которые позволяют убирать различные сельскохозяйственные культуры. А родиной этого чуда техники является США. Еще в 1828 году изобретатель S. Lane запатентовал сложную комбинированную машину для культур. Она должна была срезать зерновое растение, обмолачивать его, а также очищать от шелухи зерно. Но ее так и не построили. А в 1836 году два изобретателя из той же Америки уже смонтировали что-то похожее на зерноуборочный комбайн. Он был похож на 4-колесную повозку. А вращение привода режущего аппарата и молотильного барабана осуществлялось передачей от задней оси.

Но комбайн, конструктивно напоминающий современные модели, удалось получить в 1836 году двум другим изобретателям - J. Hascall и H. Moore. И эта машина уже в 1854 году убрала 600 акров хлеба. Потом постепенно зерноуборочный комбайн все более совершенствовался вместе с развитием техники. А в Россию первую такую машину, произведенную фирмой Holt, завезли в 1913 году. Она представляла собой деревянную конструкцию на гусеничном ходу. У нее был бензиновый мотор, который одновременно приводил в действие механизмы для уборки и для движения. Но применить этот комбайн так и не успели, так как вскоре началась война.

А при СССР к комбайнам вернулись вновь. Сначала их импортировали из США, параллельно налаживая свое производство. И в 1930 году из ворот запорожского завода «Коммунар» выехал первый зерноуборочный комбайн, цена которого соответствовала труду многих людей. А к концу того же года заводчане выпустили уже 347 таких машин. Годом позже Ростовский завод «Ростсельмаш» начал производить знаменитые «Сталинцы». А в 1932 году выпуск комбайнов наладили в Саратове на заводе имени Шелбодаева. Эти модели были далеки от совершенства, но селянам они помогали основательно. А после войны в Союзе провели серьезные научные исследования, результатом которых стали модели СК-5 и СК-6. Потом с 1970 года Таганрогский завод стал выпускать зерноуборочный комбайн «Колос» или СК-6-ll, а Ростсельмаш - «Ниву» СК-5.

И эти машины долгое время бороздили поля Советского Союза, а потом и независимых государств. А сейчас их сменили более современные модели, такие как зерноуборочный комбайн «Полесье» КЗС-812-16. Это компактная и маневренная машина, которая имеет более 8 кг/с. Она способна за час выдавать свыше 12 тонн зерна. Эта машина относится к типу комбайнов, которые уже получили широкое признание. У них один молотильный барабан, битер и клавишный соломотряс. И в состав этого комбайна «Полесье» входит жатка зерновая ЖЗК-6-5 и самоходная молотилка модели КЗК-8-0100000.

На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу, ведь доставался он тяжелым трудом крестьян. Поспевшую пшеницу или рожь жали чаще всего женщины с помощью серпов.

А с развитием технического прогресса им на смену пришли зерноуборочные комбайны.

История зерноуборочных комбайнов началась в Соединенных штатах Америки в начале девятнадцатого века. Еще в 1828 году в США была запатентована первая сложная комбинированная система для уборки зерновых. Машина самостоятельно срезала культуры, обмолачивала их и очищала зерно от мусора. Однако, построена эта машина так и не была.

Первым же реализованным проектом комбайна следует считать машину, которая была изобретена американцами Бриггсом и Карпентером еще в 1836 году. Машина была установлена на четырехколесной повозке и передвигалась при помощи лошадиной тяги. Привод же режущего и молотильного аппаратов осуществлялись за счет передачи от задних колес.

В том же 1836 году конструкторы Мур и Хескалл запатентовали машину, которая по основным принципам работы очень походила на конструкцию современных комбайнов.

Эта машина в 1854 году работала на полях Калифорнии и убрала около шестисот акров, что примерно равняется двести сорока гектарам.

Стоит отметить, что до 1867 года разработкой и созданием зерноуборочных комбайнов занимались преимущественно в восточных штатах.

В 1875 году, в той же Калифорнии конструктор Петерсон построил машину, которая наконец-то получила признание производителей. И уже в 1890 году сразу шесть промышленных компаний выпускали зерноуборочные комбайны для продажи. Все комбайны делались главным образом из дерева и перемещались при помощи лошадей или мулов, а привод на рабочие органы комбайна осуществлялся от колес, а с 1889 года - от специальной паровой машины. Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов, и их вес иногда доходил до 15 т.

Параллельно с американскими конструкторами комбайн был создан и запатентован в Австралии изобретателем МакКеем, прочитавшем в 1883 году о калифорнийских комбайнах.

В начале ХХ века началось производство первых самоходных комбайнов. Первопроходцем в этом деле стала американская компания Holt, которая в 1905 году представила миру свой первый самоходный комбайн на паровой тяге, а в 1907 году и комбайн с двигателем внутреннего сгорания.

Применение в последующие годы более надежных материалов, совершенных механизмов и легких бензиновых двигателей значительно снизило вес комбайна, уменьшило стоимость и сделало их более доступными для применения в сельском хозяйстве США. Однако, эта совершенная машина, несмотря на её громадные преимущества, стала достоянием только крупных хозяйств, мелкие фермеры не могли купить комбайн.

Только с 1926 года началось относительно широкое внедрение комбайнов в сельскохозяйственном производстве США. Развитие зернового хозяйства США и высокие цены на хлеб при дороговизне рабочих рук в сельском хозяйстве влияли как на развитие производства комбайнов, так и на их внедрение.

Значительно затормозил развитие комбайностроения мировой кризис 1929-33 г.г., учитывая, что основным производителем комбайнов на тот момент были США, а по ним кризис "ударил" сильнее всего.

Новый толчок развитие комбайнов получило в 1937 году благодаря фирме Massey-Harris, которая усовершенствовала самоходные комбайны, сделала их более легкими и дешевыми и в 1940 году эти комбайны были запущены в массовое производство.

В Европе производство комбайнов развивалось гораздо медленнее. Первый самоходный комбайн европейского производства был представлен только в 1952 году фирмой Claeys.

А в 1953 году CLAAS представил комбайн "Геркулес", который стал первым коммерчески успешным европейским самоходным комбайном.

В России первые прообразы комбайнов также появились в XIX веке.
В апреле 1830 года русский изобретатель А. Вешняков представил Вольному экономическому обществу молотовеяльную машину, состоящую из молотильного аппарата, сит (решет) и вентилятора. Спустя три года крепостной крестьянин Жигалов создал так называемую "колосожатную машину", содержащую режущий аппарат. Машины не были объединены конструктивно в комбайн. Сделать это удалось 35 лет спустя агроному А. Р. Власенко, который изобрел так называемую "конную зерноуборку на корню", имеющую основные узлы и механизмы нынешнего комбайна. Работала она так. Лошади запрягались в дышло и толкали машину впереди себя. Гребенка прочесывала убираемые растения, отрывала колосья, а бильный барабан обмолачивал их. Зерновой ворох подавался затем на решето, которое отбирало зерно и отправляло его в бункер. И хотя на испытаниях, проведенных в сентябре 1868 года на полях Тверской губернии, машина показала хорошие результаты, царское правительство не сочло нужным заняться ее изготовлением - министр земледелия наложил на прошение о производстве запретительную резолюцию: "Выполнение сложной машины не под силу нашим механическим заводам! Мы же более простые жатвенные носильные машины и молотилки привозим из-за границы".


Так еще в 1869 году могла начаться, но не началась российская история применения зерноуборочных комбайнов. В 1870 году в Австро-Венгрии открылась Всемирная выставка, где демонстрировались новейшие конструкции сельскохозяйственных машин всех стран. Широко была представлена американская техника. Россия не смогла показать машину А. Р. Власенко, так как царская казна не отпустила средств на ее транспортировку.
А первый комбайн был завезён в Россию фирмой Holt в 1913 году на Киевскую сельскохозяйственную выставку. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновременного приведения в действие механизмов и передвижения самой машины. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, дал относительно хорошие показатели работы. Но применения в условиях сельского хозяйства России не нашёл - в 1914 году началась Первая мировая война.
Вновь к комбайну возвращаются уже в СССР. В связи с организацией крупного товарного производства в зерновых совхозах СССР в период с 1929 по 1931 годы организуется массовый импорт комбайнов из США.Одновременно с импортом развертывается собственное производство. В начале 1930 года первенец советского комбайностроения завод "Коммунар" в Запорожье выпустил первые 10 советских комбайнов "Коммунар", к концу года общее число произведенных комбайнов достигло 347.

Зерноуборочный комбайн

Зерноуборочные комбайны предназначены для уборки зерновых и зернобобовых культур прямым комбайнированием, а также для подбора и обмолота валков. Комбайны, снабженные специальными приспособлениями, используют для уборки семенников трав, овощей, крупяных и масличных культур, люпина, подсолнечника, сорго, кукурузы и других культур. Сложная машина выполняет функции трёх простых - жатки, молотилки и веялки.


История комбайна

Родиной современного зерноуборочного комбайна являются США. В 1828 году S. Lane заявил первый патентна сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала зерно от шелухи. Однако, эта машина построена не была.

Первым осуществленным комбайном нужно считать изобретённый Е. Briggs и E. G. Carpenter в 1836 году. Этот комбайн был смонтирован подобно повозке на 4-колёсном ходу; вращение молотильного барабана и привод в действие режущего аппарата осуществлялись передачей от 2 задних колес.



Построенный в 1875 году в Калифорнии комбайн конструкции Д. Петерсона (D. С. Peterson), нашёл значительно большее применение, чем комбайны других изобретателей.

В 1890 году заводским изготовлением комбайнов занимались уже 6 фирм (в том числе Holt), которые выпускали комбайны для продажи.

Все калифорнийские комбайны выполнялись, главным образом из дерева, имели большой захват режущего аппарата. Передвижение комбайна по полю осуществлялось, главным образом, лошадьми и мулами, которых требовалось до 40 голов, рабочие органы приводились в движение с помощью передач, от ходовых колес, а с 1889 - от специальной паровой машины. Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов, и их вес иногда доходил до 15 т.


Зерноуборочная машина в России

Власенко Андрей Романович, в 1868 году запотентовал первую в России зерноуборочную машину ("конная зерноуборка на корню")

Его машина оригинальной конструкции, названная им «конной зерноуборкой на корню», успешно осуществляла сложный процесс срезания колосьев, транспортирования их в барабан молотилки и обмолота на ходу. Обмолоченное зерно вместе с мякиной собиралось в ларь, куда сыпалось зерно с мякиной.


В начале 1930 года первенец советского комбайностроения завод «Коммунар» в Запорожье выпустил первые 10 советских комбайнов Коммунар, к концу года общее число произведенных комбайнов достигло 347. С 1931 года начал выпуск комбайнов Ростовский завод имени Сталина «Ростсельмаш» (комбайн «Сталинец»), в 1932 году приступил к производству завод им. Шеболдаева в Саратове (СКЗ - «Саркомбайн», ныне Саратовский авиационный завод ),

которые были однотипны и работали по одному принципу, в то же время у «Сталинца» был больший рабочий захват (6,1 м) и некоторые конструктивные отличия. На «Коммунар» и «СКЗ» ставился бензиновый двигатель автомобильного типа ГАЗ,


Устройство зерноуборочного комбайна

1. Мотовило

2. Режущий аппарат

4. Наклонная камера с транспортёром

5. Камнеуловитель

6. Молотильный барабан

8. Соломотряс

9. Транспортная доска

10.Вентилятор

11. Решето половы 21.Отбойный

12. Колосовое решето битер

13. Колосовый шнек

14. Возврат колосков

15. Зерновой шнек

16. Бункер для зерна

17. Измельчитель соломы

18. Кабина управления

19. Двигатель

20. Разгрузочный шнек


Классификация зерноуборочных комбайнов

1. По конструкции молотильно-сепарирующего устройства (классическая схема, роторная схема)

Чаще применяются зерноуборочные комбайны с классической схемой молотилки. К ним относятся СК-5М «Нива», Дон-1500Б, JohnDeer, Claas, Лида-1300, КЗС-7 и др. В последние годы применяются также комбайны с роторной схемой молотилки. К ним относятся КТР-10 «Ротор», СК-10В «Дон-Ротор», КЗР-10 «Полесье-Ротор», КЗС-10 и др.


2. По способу соеденения с источником энергии (самоходные, навесные, прицепные)

Самоходная сельхозтехника на сегодняшний день наиболее популярна. Её функционирование происходит благодаря двигателю, который и приводит в действие все движущиеся механизмы.

Прицепной комбайн буксируется трактором и работает от двигателя, который установлен на комбайне, или же от вала отбора мощности трактора.

Навесной комбайн устанавливается на самоходном шасси. Такая конструкция подходит для мини-тракторов.


3. По направлению скошеной хлебной массе (Г-образные, прямоточные, Т-образные)

основная характеристика зерноуборочного комбайна- пропускная способность (кг/с) молотилки, оцениваемая предельным колличеством хлебной массы (с соотношением содержания зерна к соломе 1: 1,5), которую может обработать комбайн за 1 с при соблюдении агротехнических требований.


Российские комбайны уверенно завоевывают отечественный рынок, вытесняя зарубежных производителей. Причин этому несколько: возросший уровень оснащенности машин передовыми технологиями; повышение надежности; доступные цены.

Первые комбайны для уборки зерновых были завезены в СССР из США. Первая отечественная модель — Коммунар — появилась в начале 40-х гг. прошлого века на Запорожском заводе. В 1931-м начал работать Ростсельмаш, выпустивший модель Сталинец-1, через год появились аналогичные машины из Саратова. Комбайн Сталинец 6 выпущен в 1947-м.

1936 год — появление машины СКАГ-5А, способной убирать увлажненные зерновые; 1947-й — первого самоходного агрегата С-4. С 1956-го производился комбайн СК-3, с 1962-го — СК-4, с 1969-го — СКД-5 Сибиряк. Машина Нива выпущена Ростсельмашем в 1970-м, а Колос (СК-6- II) — в то же время Таганрогским заводом.

Сталинец

Машины такой марки являлись прицепными и выпускались в 1931-1958 гг. Комбайн Сталинец 6 — последний в серии и первая послевоенная машина, участвовавшая в освоении целины. Обладала пропускной способностью 2,5 кг/с. В ней применены:

  • модернизированная молотилка агрегата Сталинец-1 с увеличенными размерами колес;
  • увеличенная до размера 4,9 м жатка комбайна Коммунар;
  • бункер емкостью 1,8 м³;
  • карбюраторный двигатель марки У-5МА мощностью 40 л. с.;
  • конвейерно-роторный соломотряс Г-образного типа.


Другие

Выпуск комбайнов в СССР и их совершенствование шли постоянно. На смену прицепным машинам в 1947 году пришли самоходные (первенец — С-4). Из последних марок — выпущенные в 1970 году:

  1. Нива. Производитель — Ростсельмаш.
  2. Колос. Производитель — Таганрогский комбайновый завод.

Одновременно с зерновыми выпускались советские . Работы по их созданию начались в 1020-1930 гг. с механизации отдельных операций. В 1948-м появилась первая самоходная машина СПГ-1. В дальнейшем производились агрегаты:

  • теребильного типа, в которых вначале выдергивалась свекла из почвы, а затем обрезалась ботва;
  • срезающие ботву, после чего происходил процесс извлечения корнеплодов из земли.

Смотрите » ТОП-5 высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов марки Торум от завода Ростсельмаш

Российские

Зерноуборочные комбайны российского производства представлены несколькими брендами:

  • Ростсельмаш, занимающий 70% рынка, предлагающий весь спектр машин для уборки зерновых;
  • продолживший традиции сибирских комбайнов Енисей холдинг Агромаш;
  • реализующая в России концепции финского комбайна Sampo компания Terrion;
  • самая молодая из производителей комбайнов — фирма Муромец.

Ростсельмаш

Это группа компаний, включающая 13 предприятий.

Выпускает продукцию под марками ROSTSELMASH и VERSATILE в 4 странах на 10 производственных площадках.

Ее агрегаты поставляются в 56 стран. Объясняется успех:

  • 85-летней историей, связанной с выпуском комбайнов;
  • большой линейкой выпускаемых моделей;
  • оптимальным соотношением качества агрегатов и их цены;
  • наличием большого количества станций техобслуживания.


Ассортимент зерноуборочных комбайнов включает машины:

  1. NOVA. Относится к 3-му классу. Она неприхотливая, ремонтопригодная. Обладает мотором 180 л. с., работает с жатками шириной 3-6 м. Имеет зерновую емкость 4,5 м³.
  2. Серии Vector. Модель 410 — это тот же Дон 1500, но с современным кузовом. 450 — на гусеничном ходу — единственная модель компании на таком движителе. Машины с мощностью двигателя 255 л. с. комплектуются жатками 5-9-метровой ширины, собирают зерно в бункер емкостью 6 м³.
  3. Серии Acros (5-6-й классы), представленной большим числом модификаций, рассчитанных на уборку зерновых с разных площадей. Наиболее востребованные модели — 585/550 и 595. Последняя — для больших полей со средней урожайностью.
  4. Серии Torum (7-й класс), новые модели которой (780/750, 785/770) — из самых производительных (40 т/ч) в мире машин роторного типа, способны эффективно убирать урожай с засоренных и мокрых полей. Они с комфортной кабиной, бункерами емкостью 10,5 и 12 м³, с двигателями Мерседес (425, 506 л. с.). Ведутся работы по созданию беспилотной модели Torum 760.
  5. RSM 161. Отличается универсальностью, позволяет за сезон убрать зерновые, бобовые, крупяные, масличные культуры с 2000 га полей. У машины новая кабина, обеспечивающая панорамный обзор.

Смотрите » Надежные зерноуборочные комбайны Скиф, Лаверда и Есиль с максимальной производительностью

Агромаш

Производитель комбайнов на отечественном рынке давно, но из-за плохо развитой дилерской сети не может похвастаться большими успехами. Выпускает несколько моделей, которые способны убирать зерновые, сою, крупяные культуры, подсолнечник, зернобобовые: Агромаш 3000, 4000, 5000, 5121.


Машины 3-5-го классов. Укомплектованы:

  • моторами мощностью 180-280 л. с.;
  • жатками шириной 4-8 м;
  • зерновыми накопительными бункерами — 5-8 м³.

Terrion

Локализация производства в России комбайнов такой марки незначительна, хотя постоянно расширяется. Машины Terrion сегодня — это финские комбайны Sampo, собираемые из крупных узлов на отечественном предприятии.


Линейка моделей небольшая — 3 серии, 1 из которых представляет мини зерноуборочный комбайн для селекционных участков. Остальные:

  1. Серия 2000. Включает машины 2-3-го класса, способные убирать захватку шириной — 3,1-5,1 м. Агрегаты с мощностью двигателей 100-185 л. с., зерновыми бункерами с вместимостью 3,3-5,5 м³.
  2. Серия 3000, модели которой относятся к 4-му классу. У них мощнее (210-300 л. с.) силовые агрегаты, возможна комплектация жатками шириной 5,1-7,5 м. Бункеры для накопления зерна объемом 5,2-7,6 м³.

Муромец

Комбайн с таким названием один — Муромец 1500. Модель от предприятия, вышедшего на рынок в 2014 году. Первенец, относящийся к 4-му классу, обладает доступной ценой, что объясняется.