Лифт (англ. lift - подъем, поднимать) - широко используемый вид грузоподъемных машин, предназначенных для подъема/спуска грузов и людей. К основным особенностям, отличающим лифт от других грузоподъемных устройств, относятся стационарность и наличие прямых направляющих, расположенных под углом к вертикали не более чем на 15º. По режиму работы лифт является машиной периодического действия.
Требования к устройству, монтажу, эксплуатации, обслуживанию, диагностике лифтов и СДК регламентируются ПУБЭЛ («Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов»).
Виды лифтов
Лифты классифицируются по многим параметрам. В зависимости от вида перемещаемого груза различают следующие категории оборудования.
Пассажирские лифты . Устанавливаются в общественных, жилых и промышленных зданиях, предназначены для перевозки людей и домашних вещей, вес которых не превышает допустимых значений.
Больничные . Разработаны для медицинских учреждений, служат для подъема/спуска находящихся на медицинских транспортных средствах больных и сопровождающих их врачей.
Грузовые. Используются для подъема/спуска различных грузов. По способу управления и конструктивным особенностям грузовые лифты подразделяют на следующие виды:
Основные технические параметры лифтов
Грузоподъемность. Предельный вес груза, который допускается поднимать с помощью лифта. Вес кабины со всем находящимся в ней оборудованием в значение грузоподъемности не входит. Номинальная г/п лифта зависит от площади пола кабины.
Вместимость. Это количество людей, которые могут одновременно находиться в лифте. Равна частному от деления грузоподъемности машины на средний вес человека, который принимается равным 75 кг. Полученное дробное значение округляется до ближайшего целого.
Точность остановки лифта. Расстояние между уровнем площадки на этаже и полом остановившейся кабины. Допускается отклонение в ту или иную сторону не более 35 мм.
Скорость движения. Различают номинальное и рабочее значение. Первое - это расчетное значение скорости перемещения кабины. Второе - фактическое, то которое имеет место при эксплуатации. По скорости движения лифты подразделяются на четыре категории:
Есть еще двухскоростные лифты, у которых перед остановкой происходит снижение скорости до 0,4 м/с. Это повышает точность остановки кабины.
Вид грузонесущей площадки . Лифт может иметь стандартную кабину или платформу.
Тип привода дверей. Различается по способу открывания:
По типу исполнительного механизма (виду потребляемой энергии):
Система управления лифтом
Управляющая система классифицируется по двум критериям: месту, с которого осуществляется управление, и характеру подачи и приема управляющих команд.
Лифтом можно управлять из следующих мест:
В зависимости от алгоритма приема и исполнения команд возможна реализация следующих способов управления.
Простое раздельное управление . Это тот случай, когда принимается и исполняется только одна команда.
Собирательное . При этом способе производится прием и регистрация нескольких команд, но порядок их исполнения определяется программой, заложенной в систему управления. Собирательный способ управления предполагает промежуточные остановки, при которых забираются попутные пассажиры с этажных площадок. На лифтах, работающих в жилых зданиях, промежуточные остановки допускаются только при спуске кабины. В лифтах, работающих в общественных зданиях, система управления реализует промежуточные остановки как при движении вниз, так и вверх.
Одиночное . Лифт управляется от одной кнопки вызова.
Групповое . Реализуется для группы лифтов, которые расположены в одной шахте и работают на одних и тех же этажах. Один из вариантов такого вида управления - часто используемое в жилых домах парное управление.
Режимы работы лифта
Различают следующие режимы работы:
Рабочий . Используется при перемещении пассажиров.
Режим обслуживания . Предполагает управление кабиной из машинного отделения, в котором находится электромеханик, производящий обслуживание оборудования.
Ревизия. Управление осуществляется электромехаником, находящимся на крыше кабины.
Пожарная опасность . Переход на этот режим происходит при получении сигнала о пожаре. Электросхема лифта в этом случае обеспечивает подачу кабины на основной посадочный этаж, игнорируя команды, поступающие с других мест (посадочной площадки или кабины).
Перевозка пожарных. Управление перемещением лифта, а также закрывание/открывание дверей шахты/кабины возможно только изнутри кабины.
Приложение к Техническому регламенту «Безопасность лифтов» «Требования к характеристикам лифта и устройствам безопасности»
Приложение к Техническому регламенту «Безопасность лифтов»
1. Общие требования к характеристикам
1) точность автоматической остановки кабины лифта, допускающего транспортирование людей при эксплуатационных режимах работы, должна быть в пределах ± 0,035 м;
2) двери шахты, двери кабины, стены купе кабины должны выдерживать нагрузку равную 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см 2 , приложенную под прямым углом в любой точке с упругой деформацией не более 15 мм. При этом остаточная деформация не допускается;
3) высота в свету проема двери шахты и кабины лифта, допускающего транспортирование людей должна быть не менее 2,0 м;
4) усилие, необходимое для предотвращения закрывания автоматической двери шахты с механическим приводом, не должно превышать 150 Н.
Кинетическая энергия двери шахты и жестко связанных с нею элементов при средней скорости закрывания должна быть не более 10 Дж в тех случаях, когда предусмотрено автоматическое реверсирование закрывающихся створок дверей при или до воздействия их на препятствие, находящееся в дверном проеме.
При отсутствии реверса кинетическая энергия двери шахты и жестко связанных с нею элементов при средней скорости закрывания должна быть не более 4 Дж.
Вышеизложенные требования распространяются на конструкции, в которых двери шахты и кабины кинематически соединены между собой;
5) высота купе кабины лифта, допускающего транспортирование людей, измеренная от пола до конструктивного потолка кабины, должна быть не менее 2,0 м
При этом выступающие от конструктивного потолка вниз не более чем на 0,05м элементы (плафон светильника, декоративные элементы) не учитываются;
6) в лифте, у которого предусмотрена возможность самостоятельного освобождения пользователей из кабины, находящейся в зоне отпирания дверей шахты, усилие открывания дверей кабины должно быть не менее 50 Н и не более 300 Н;
7) величина среднего замедления при посадке кабины с номинальным грузом на ловители плавного торможения или на буфера должна быть не более 9,81 м/с 2 , на ловители резкого торможения - не более 25,0 м/с 2 . Допускается величина замедления не более 25,0 м/с 2 при времени его действия не более 0,04 с;
8) токоведущие части электрооборудования лифтов, находящиеся под напряжением более 42 В переменного тока и более 60 В постоянного тока должны быть защищены от прикосновения, обозначены предупредительными надписями и иметь специальную маркировку;
9) напряжение питания цепей управления лифта, освещения, розеток для подключения переносного инструмента, вентиляции, двухсторонней переговорной связи должно быть не более 250 В.
Напряжение питания цепей розеток переносных ламп должно быть не более 42 В;
10) максимальная величина ускорения (замедления) движения кабины при эксплуатационных режимах работы не должна превышать:
для пассажирских лифтов и грузовых лифтов доступных для людей - 2 м/с 2 ;
для пассажирских лифтов для лечебно-профилактических учреждений - 1 м/с 2 ;
Величина среднего замедление кабины при экстренном торможении должна быть не более 9,81м/с 2 ;
11) Уровень звука в кабине при установившемся движении не должен превышать:
для лифтов пассажирских и грузопассажирских всех типов и видов не более 55 дБА;
для лифтов пассажирских в производственных зданиях не более 70 дБА.
12) Уровень звука в кабине при открывании и закрывании дверей для лифтов пассажирских и грузопассажирских всех видов и типов должен быть не более 60 дБА.
13) Виброскорость пола кабины при установившемся движении должна быть не более 0,06·10 -2 м/с.
2. Требования к характеристикам лифта, обеспечивающего доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения
1) ширина дверного проема кабины и шахты в свету должна быть не менее 800 мм;
2) размеры кабины, обеспечивающей доступность для инвалидов на кресле-коляске с ручным приводом должны быть не менее 1100 мм × 1250 мм (ширина × глубина кабины);
3) время задержки начала закрывания дверей кабины и шахты от момента их полного открывания должно регулироваться в пределах 2 - 20 с;
4) точность остановки кабины лифта на уровне этажной площадки должна быть в пределах ± 20 мм;
5) освещенность кабины должна быть не менее 100 люкс на уровне пола кабины и на аппаратах управления.
3. Требования к характеристикам лифта,
обеспечивающего транспортирование пожарных и во время пожара (лифты для пожарных)
1) двери шахт лифтов для пожарных должны иметь предел огнестойкости не ниже EI60.
При расположении лифта для пожарных в общей шахте с другими пассажирскими лифтами предел огнестойкости дверей шахт этих пассажирских лифтов должен быть не ниже EI60;
2) ширина дверного проема кабины и шахты лифта для пожарных должна быть не менее 800 мм;
3) кабина лифта для пожарных, обеспечивающая транспортировку спасаемых людей на носилках или кроватях, должна иметь пол с размерами не менее 1100 мм × 2100 мм;
4) скорость перемещения кабины лифта в м/с должна быть не менее величины, определяемой по формуле Н/60, где Н - высота подъема кабины в метрах;
5) грузоподъемность лифта для пожарных должна быть не менее 630 кг;
6) в крыше кабины лифта для пожарных должен быть оборудован люк размером в свету не менее 0,4 м × 0,5 м для лифтов грузоподъемностью 630 и не менее 0,5 м × 0,7 м для лифтов грузоподъемностью 1000 кг и более.
4. Требования к характеристикам лифта, предназначенного для установки в здании, сооружении, в котором возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования, влияющего на его безопасность
1) двери шахты и кабины должны быть автоматическими горизонтально раздвижными;
2) двери шахты и кабины, включая элементы крепления, а также стены кабины, должны выдерживать испытания маятником для нежесткого удара без разрушения элементов конструкции и остаточных деформаций, препятствующих нормальному функционированию дверей. Высота падения нежесткого маятника массой 45 ± 0,5 кг должна быть:
для лифтов, подвергающихся умеренным вандальным действиям - 700 мм;
для лифтов, подверженным грубым вандальным действиям - 1000 мм;
3) для лифтов, подверженных грубым вандальным действиям должны быть предусмотрены средства, предотвращающие проникновение в шахту со стороны этажной площадки цилиндра диаметром 10 мм;
4) кнопки управления, посты управления и сигнальные устройства должны быть испытаны на удар от воздействия ударного устройства массой 1,0 кг, падающего с высоты 0,2 м для лифтов, подвергаемых умеренным вандальным воздействиям, и с высоты 1,0 м для лифтов, подвергающимся грубым вандальным воздействиям;
5) кнопки управления, посты управления и сигнальные устройства должны быть испытаны на устойчивость к воздействию пламени зажигалки высотой 40 мм продолжительностью 60 с для лифтов, подвергающихся умеренным вандальным воздействиям, и 120 с для лифтов, подвергающимся грубым вандальным воздействиям;
6) кабины лифтов должны быть оборудованы защищенным от вандальных воздействий стационарным электрическим освещением, обеспечивающим освещенность не менее 100 люкс на аппаратах управления и на уровне пола кабины.
5. Номинальная грузоподъемность лифта
Номинальная грузоподъемность |
Полезная |
Номинальная грузоподъемность |
Полезная максимальная площадь кабины (м²) |
Примечание:
1. Минимум для лифта на одного человека.
2. Минимум для лифта на двух человек.
3. После 2500 кг добавлять 0,16 м 2 на каждые последующие 100 кг. Для промежуточных значений нагрузки площадь определяется посредством линейной интерполяции.
6. Вместимость кабины
Число пассажиров |
Полезная минимальная площадь кабины (м²) |
Число пассажиров |
Полезная минимальная площадь кабины (м²) |
Примечание: после 20 пассажиров добавлять 0,115 м² на каждого последующего пассажира.
Очень важным вопросом при проектировании подъемных установок, является точная остановка подъемника против заданного уровня. Кабина лифта или клеть шахтного подъемника после торможения должна останавливаться против уровня загрузки с заданной степенью точности. Недостаточная точность остановки ухудшает эксплуатационные качества подъемных машин, снижает безопасность пользования ими и их производительность.
При ручном управлении лифтами и шахтными подъемниками, если подъемный сосуд при торможении по тем или иным причинам не остановился против заданного уровня, доводка его может быть произведена оператором путем повторного включения двигателя. В этом случае непосредственно к системе электропривода каких-либо специальных требований в отношении точной остановки не предъявляется. При автоматизации подъемной установки управление всеми элементами рабочего процесса и, в частности, процессом остановки полностью возлагается на электропривод. В связи с этим к нему предъявляются жесткие требования в отношении точной остановки, которые в ряде случаев оказывают решающее влияние на выбор системы электропривода.
Рассмотрим в качестве примера остановку кабины лифта (рис. 48). При подходе кабины к этажной площадке происходит переключение путевого датчика точной остановки ДТО упором У на кабине, и в схему управления электропривода поступает командный импульс. После срабатывания датчика кабина некоторое время будет продолжать следовать с постоянной скоростью , пока не сработают аппараты, отключающие двигатель от сети, и не наложится механический тормоз. Кабина при этой скорости пройдет путь, определяемой выражением
- начальная постоянная скорость, м/с;
- суммарное время работы аппаратов, с.
Далее начинается торможение кабины, за время которого она проходит путь . Кинетическая энергия, запасенная в движущихся частях лифта расходуется на совершение работы по преодолению сил сопротивления на пути
или
,
m – приведенная к скорости движения кабины масса всех движущихся частей подъемника, кг;
–статическое и тормозное усилия, приведенные к скорости движения кабины, Н.
Рис. 48. Процесс остановки кабины. Уровни пола кабины: х1 – х1 при недоподъеме; х2 – х2 при переподъеме; х – х при точной остановке
Путь пройденный кабиной с момента воздействия на датчик точной остановки до полной остановки равен
,
где
,
или та же величина, выраженная через
.
Величины
,
,и
при работе лифта изменяются в более или
менее широких пределах. Например, момент
инерции
и статический момент
зависят от загрузки кабины, скорость
определяется жесткостью механической
характеристики двигателя и значением
,
время
и момент тормоза
не остаются в процессе работы постоянными
под влиянием различных случайных
факторов. Поэтому путьS
также меняется по величине.
Если
обозначить через
и
наибольшее и наименьшее возможные
значения путиS
,
то его среднее значение определяется
по формуле
.
Датчик точной остановки ДТО устанавливается на расстоянии от уровня пола этажа. Тогда максимальная неточность остановки кабины, характеризуется величиной
,
может быть подсчитана по формуле
,
,
,
,
- наибольшие возможные отклонения
величин от их средних значений;
-
составляющие остановочного пути для
средних значений
,
,
,
.
Из
выражения (*) следует, что повысить
точность остановки можно в первую
очередь путем снижения
,
а также уменьшением времени
и увеличением тормозного момента
.
Повышение момента механического тормоза
может привести, однако, к увеличению
темпа торможения кабины выше допустимого
значения.
Наиболее
эффективно влияет на точность остановки
начальная скорость кабины при торможении.
Поэтому при больших рабочих скоростях
лифта необходимо заблаговременно
снизить перед остановкой кабины ее
скорость до значения
,
при которой неточность остановки
не будет превосходить допустимого
значения
.
Следовательно электропривод должен
обеспечивать достаточный диапазон
регулирования скорости и иметь достаточно
жесткие характеристики во всем диапазоне.
Значение
лежит в пределах: 35 - 50 мм для пассажирских
и грузовых свободно загружаемых лифтов;
10 - 15 мм для грузопассажирских и грузовых
лифтов с грузами на тележках; 250 - 300 мм
для скиповых шахтных подъемников.
Остановки) - расстояние по вертикали между уровнем пола кабины и уровнем этажной площадки после автоматической остановки кабины..."
Источник:
Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 N 31 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.05.2003 N 4597)
Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .
точность остановки - 3.4 точность остановки: Максимальное расстояние по вертикали между порогами кабины и этажной площадки в момент остановки кабины системой управления лифта на этаже назначения при полностью открытых дверях шахты. Источник: ГОСТ Р 52626 2006: Лифты …
Точность остановки: максимальное расстояние по вертикали между порогами кабины и этажной площадки в момент остановки кабины системой управления лифта на этаже назначения при полностью открытых дверях шахты... Источник: ЛИФТЫ. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ… … Официальная терминология
точность - 3.1.1 точность (accuracy): Степень близости результата измерений к принятому опорному значению. Примечание Термин «точность», когда он относится к серии результатов измерений, включает сочетание случайных составляющих и общей систематической… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53780-2010: Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке - Терминология ГОСТ Р 53780 2010: Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке оригинал документа: 3.12 «запорный» клапан: Управляемый вручную двухходовой клапан, который пропускает или перекрывает поток жидкости. Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 51631-2008: Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения - Терминология ГОСТ Р 51631 2008: Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения оригинал документа: 3.2 смешанное простое кнопочное управление:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Лифт - (от англ. lift поднимать) стационарный Подъёмник обычно прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жёстким направляющим, установленным в шахте. Прообразы Л. имелись в Древнем Риме ещё в 1 в. до н. э.,… … Большая советская энциклопедия
ГОСТ Р 52626-2006: Лифты. Методология оценки и повышения безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации - Терминология ГОСТ Р 52626 2006: Лифты. Методология оценки и повышения безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации оригинал документа: 3.5 владелец установки (лифта): Физическое или юридическое лицо, имеющее в собственности, владении,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
система - 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Управление - 2 Управление Совокупность целенаправленных действий, включающая оценку ситуации и состояние объекта управления Выбор управляющих воздействий и их реализация (ГОСТ 34.003 90). Применительно к персоналу (как объекту управления) под управлением… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Operation Flashpoint: Cold War Crisis - Operation Flashpoint Разработчик Bohemia Interactive Studio Издатели … Википедия
"...Точность остановки кабины (точность остановки) - расстояние по вертикали между уровнем пола кабины и уровнем этажной площадки после автоматической остановки кабины..."
Источник:
Постановление Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 N 31 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.05.2003 N 4597)
Психотерапевтическая энциклопедия
Словарь ГОСТированной лексики
Строительный словарь
Энциклопедия техники
Энциклопедия техники
Энциклопедия техники
Официальная терминология
Большой медицинский словарь
Большой медицинский словарь
Официальная терминология
Официальная терминология
Официальная терминология
Официальная терминология
Официальная терминология
Большая Советская энциклопедия
Словарь синонимов
Дом без лифта Пресловутое чередование оттепелей и заморозков в российской истории проще назвать чересполосицей мобильности и стабильности: карьеру тут можно сделать в очень краткие и, как правило, довольно противные периоды послереволюционного хаоса. Происхождение
Душевые кабины Душ старого образца вместо ванны в современных квартирах уже не устанавливают, разве что только как дополнительное оборудование. Тем не менее отдельным жильцам все еще приходится довольствоваться эмалированным чугунным ПМ или ПГ – поддоном мелким или
Подростки сожгли кнопки лифта С покупками идут домой И мамой впереди. В коляске двое малышей У папы на груди. Идут, считая этажи, Ругая все на свете. Усталые родители И радостные
«Эффект лифта» Продолжительность жизни, активная трудовая жизнь, заработная плата - эти три компонента в процессе развития ФРГ сдвинулись в сторону расширения жизненных возможностей. Средняя продолжительность жизни намного увеличилась (за прошедшие сто лет у мужчин
Вне и внутри лифта Закон инерции является первым большим успехом в физике, фактически ее действительным началом. Он был обнаружен при размышлении над идеализированным экспериментом, над телом, постоянно движущимся без трения и без воздействия каких-либо других внешних
ВОЗЛЕ ЛИФТА Сидевший на подоконнике посетитель, сняв фуражку и положив ее рядом с собой, оглядывался по сторонам.Комната была большая. Напротив входной двери - лестница, ведущая наверх. Возле нее решетка подъемной машины - лифта. Вдоль стены деревянный жесткий диван,
Душевые кабины Сделанная из современных материалов, легкая и компактная душевая кабина в последнее время пользуется все большей популярностью и даже постепенно вытесняет из многих квартир традиционную ванну.Гидромассажные системы объединяют в себе все достоинства
Душевые кабины Гидромассажные системы объединяют в себе все достоинства гидромассажных ванн и душевых кабин. Как правило, они внушительны по своим размерам, но, тем не менее, экономят много места.Различают два типа комбинированных душевых кабин: ванна с душевой кабиной,
Мама бросается в шахту лифта Эта страшная командировка в Москву возникла неожиданно. Мне было поручено сопровождать в столицу дочь маршала Тимошенко, которая собиралась рожать. Ее муж - военный летчик, служил в Париже. Маршал же непременно хотел, даже требовал, чтоб дочь
АНТ-25 – взгляд из кабины В своей книге «Полет сквозь годы» штурман чкаловского экипажа АНТ-25 Александр Васильевич Беляков представил несколько описательных моментов, касающихся самолета и экипировки экипажа. Перед полетом в ожидании старта он писал: «Мы с Георгием уже
Остановка лифта по желанию Одна секретарша, спускаясь на лифте с 41 этажа на 12, вспомнила, что должна что–то сделать на 31. Она вспомнила об этом где–то в районе 32 этажа и даже сказала попутчикам об этом. И вот лифт остановился на 31 этаже. Я не утверждаю, что желание выйти было
Правило лифта В офисах лифт рассматривают как транспортное средство. Значит – кто ближе и справа, тот и входит первым. Если вы заходите в полный лифт, то здоровайтесь с находящимися внутри. Старайтесь стоять лицом к окружающим, но при этом не принято их разглядывать.
Проект космического лифта НАСА Понятно, что потребность в таком циклопическом сооружении, как ОТС, возникнет еще очень нескоро, если вообще возникнет. А вот о сокращении затрат на космическую транспортировку следует думать уже сегодня, и в этом смысле космический лифт