Система зажигания. Ремонт системы зажигания Техническое обслуживание и ремонт контактной системы зажигания

При нормальной эксплуатации автомобиля и периодическом его обслуживании система зажигания не доставляет водителю больших хлопот. Но некоторые водители вообще забывают о том, что кроме пепельницы и магнитолы в автомобиле есть еще и многострадальный двигатель, и в частности его система зажигания.

Наступает момент, и машина "говорит" водителю о том, что у нее тоже есть "нервы и предел терпения". Двигатель начинает фыркать и дымить, глохнуть и не заводиться. Это могут быть крупные поломки или мелкие неисправности в системах и механизмах двигателя, но, как правило, проблема кроется всего лишь в нарушенных регулировках и соединениях.

Так как мы уже знаем, что "электроника – это наука о контактах", то в первую очередь необходимо следить за чистотой и надежностью электрических соединений. Поэтому при эксплуатации автомобиля иногда приходится зачищать клеммы проводов и штекерные разъемы.

Периодически следует контролировать зазор в контактах прерывателя (рис. 21)и при необходимости его регулировать. Если зазор в контактах прерывателя больше нормы (0,35–0,45 мм), то наблюдается неустойчивая работа двигателя на больших оборотах. Если меньше – неустойчивая работа на оборотах холостого хода. Все это происходит по причине того, что нарушенный зазор меняет время замкнутого состояния контактов. А это уже влияет и на мощность искры, проскакивающей между электродами свечи, и на сам момент ее возникновения в цилиндре (опережение зажигания).

К сожалению, качество нашего бензина нередко оставляет желать лучшего. Поэтому, если сегодня вы заправили свой автомобиль не очень качественным бензином, то в следующий раз он может оказаться еще хуже. Естественно, это не может не влиять на качество приготавливаемой карбюратором горючей смеси и процесс ее сгорания в цилиндре. В таких случаях, чтобы двигатель безотказно продолжал выполнять свою работу, необходимо подстраивать систему зажигания под "сегодняшний" бензин.

Если первоначальный угол опережения зажигания не соответствует оптимальному, то можно наблюдать и ощущать следующие явления.

Угол опережения зажигания слишком велик (раннее зажигание):

– затрудненный запуск холодного двигателя;

– "хлопки" в карбюраторе (обычно хорошо слышны из-под капота при попытках запуска двигателя);

– потеря мощности двигателя (машина плохо "тянет");

– перерасход топлива;

– перегрев двигателя (индикатор температуры охлаждающей жидкости активно стремится к красному сектору);

– повышенное содержание вредных веществ в выхлопных газах.

Угол опережения зажигания меньше нормы (позднее зажигание):


– "выстрелы" в глушителе;

– потеря мощности двигателя;

– перерасход топлива;

– перегрев двигателя.

Короче говоря, при неправильно выставленном зажигании двигатель хочет "умереть", а машина не хочет ехать. Перечень вышеописанных "кошмаров" можно было бы и продолжить, но и этого достаточно для того, чтобы вы поняли, что двигатель и его системы требуют периодических регулировок. А кто будет этим заниматься, зависит от вас. Можно самостоятельно овладеть некоторыми навыками в не очень трудоемких и не очень сложных операциях по регулировкам. Или можно обращаться к специалисту, которому вы будете доверять свою "ласточку".

Свеча зажигания, как было упомянуто ранее, это маленький и с виду простенький элемент системы зажигания, но это только с виду.

Нормальная работа двигателя возможна при условии, если зазор между электродами свечи будет конкретным и одинаковым в свечах всех цилиндров. Для контактных систем зажигания зазор должен быть в пределах 0,5–0,6 мм, а для бесконтактных систем 0,7–0,9 мм и более.

Теперь вспомните "жуткие" условия, в которых работают свечи зажигания. Не всякий металл выдержит огромные температуры в агрессивной среде. Поэтому со временем электроды свечей подгорают и покрываются нагаром.

Вообще-то, изношенные или обросшие нагаром свечи рекомендуется заменить. Но если в пути запасных свечей не оказалось, то очищаем электроды "забарахлившей" свечи от нагара мелкозернистым надфилем или специальной алмазной пластинкой, регулируем зазор, подгибая боковой электрод, и вкручиваем свечу на место.

Каждый раз, выкручивая свечи зажигания, обращайте внимание на цвет их электродов. Если они светло-коричневые, то свеча работает нормально. А если они черные, то возможно свеча вообще не работает.

Сегодня в продаже есть силиконовые высоковольтные провода. При замене вышедших из строя старых проводов имеет смысл приобрести именно силиконовые, так как они не "пробиваются" током высокого напряжения. А ведь перебои в работе двигателя нередко происходят из-за утечки импульса тока высокого напряжения по высоковольтному проводу на "массу" автомобиля. Вместо того чтобы пробивать воздушный барьер между электродами свечи и поджигать рабочую смесь, электрический ток выбирает путь наименьшего сопротивления и "уходит" на сторону.

Старайтесь не открывать капот автомобиля, когда на улице идет дождь или снег. После мокрого душа двигатель может не запуститься, так как вода, попав на приборы электрооборудования и провода, образует токопроводящие мостики, по которым высокое напряжение утекает на "массу".

Тот же эффект, но более усугубленный, возникает у любителей прокатиться по глубоким лужам на большой скорости. В результате "купания"

водой заливаются все приборы и провода системы зажигания, расположенные под капотом, и двигатель, естественно, глохнет, поскольку ток высокого напряжения уже не может добраться до свечей зажигания. Возобновить поездку в таких случаях удается лишь после того, как горячий двигатель своим теплом просушит все "электрическое" в подкапотном пространстве.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДОСТАТОЧНОЙ МОЩНОСТИ И БЕСПЕРЕБОЙНОСТИ ИСКРООБРАЗОВАНИЯ НА СВЕЧАХ

при этом наблюдается затрудненный запуск и неустойчивая работа даже прогретого двигателя, снижение его мощности и экономичности, или ток высокого напряжения вообще не поступает на свечи и происходит полный отказ в работе системы зажигания.

Причины:

неисправность контактной группы включения в замке зажигания происходит обычно при окислении или обгорании контактов (например, при длительном одноразовом включении стартера);

обрыв в первичной цепи в т.ч. окисление или повреждение клемм;

электрический пробой крышек распределителя или катушки зажигания происходит при образовании трещин, обломов или при загрязнении их (сильная утечка тока происходит через образующиеся в микротрещинах грязевые отложения с металлической пылью);

пробой изоляции, замасливание, загрязнение или отсыревание проводов высокого напряжения например, при длительных стоянках при повышенной влажности воздуха;

пробой на массу или отложение большого количества нагара на электродах свечей. Нагар образуется в основном при попадании масла в камеры сгорания, причем при сильном проявлении вышеуказанных причин может произойти полный отказ искрообразования как на отдельных (при пробое на массу), так и на всех свечах двигателя;

несоответствие норме зазора между электродами свечей. При слишком большом зазоре (особенно в зимнее время при низких температурах) наблюдается неустойчивое искрообразование (пропуски в зажигании), при этом увеличивается возможность пробоя свечей на массу;

снижение вторичного напряжения катушки зажигания ;

обрыв или пробой изоляции проводов (межвитковое замыкание) в первичной или начальных витках вторичной обмотки. Этому способствует старение изоляционного лака проводов при высокой температуре, наблюдающейся в катушках зажигания при работе (именно поэтому не рекомендуется оставлять на продолжительный период включенным зажигание без пуска двигателя);

обрывы в электрической цепи обмоток чаще всего в местах пайки соединений;

перегорание добавочного сопротивления или дополнительного резистора;

неисправная работа прерывателя-распределителя:

пробой конденсатора (в контактных системах зажигания);

слишком маленький зазор между контактами (в разомкнутом состоянии). При этом на больших и средних частотах нет четкости в размыкании первичной цепи, в результате исчезновение магнитного поля первичной обмотки катушки получается смазанным и во вторичной обмотке при этом не индуктируется ЭДС достаточной мощности (снижается вторичное напряжение);

слишком большой зазор между контактами. В результате подвижный контакт не успевает возвращаться в исходное положение, к моменту подхода следующего кулачка прерывателя первичная цепь при этом не разомкнется и на одну из свечей не будет подан ток высокого напряжения (это явление приводит к повышенному износу цилиндро-поршневой группы двигателей (говорят двигатель троит), оно возникает и при отказе одной из свечей двигателя);

износ граней кулачков, ослабление жесткости пружины подвижного контакта, биение валика при повышенных износах. В результате наблюдается отсутствие четкости размыкания первичной цепи;

замасливание, обгорание или эрозия контактов (лунка-выступ);

электрический пробой ротора распределителя, износ контактного уголька или обгорание токораздаточной пластины и сегментов;

неисправная работа транзисторного коммутатора (в контактно-транзисторных и бесконтактных системах зажигания). Происходит при выходе из строя диодов стабилитрона, импульсного транзистора, электролитических конденсаторов, транзисторов и т.п.

неисправная работа датчика импульсов (в бесконтактных системах зажигания). Это генераторный датчик-распределитель в виде малогабаритного генератора переменного тока, управляющий работой транзисторного коммутатора, в нем могут выйти из строя стабилизатор, датчик Холла, усилитель, резистор и выходной транзистор или релейный элемент (триггер) микропереключателя, являющегося основным узлом датчика.

МОМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИСКРЫ НА СВЕЧАХ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ОПТИМАЛЬНОМУ УГЛУ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ (для конкретных условий эксплуатации автомобиля).

Причины:

неправильно выполнена установка угла опережения зажигания;

неисправная работа центробежного регулятора. Происходит обычно при ослаблении пружин и заедании грузиков;

неудовлетворительная работа вакуумного регулятора. Обычно из-за выхода из строя диафрагмы, при засорении или разрыве вакуумного шланга;

заедание опорного подшипника приводного валика прерывателя. Происходит при засорении или износе подшипника.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ЕО

Перед пуском двигателя проверить визуально состояние элементов системы зажигания обращая особое внимание на целостность электрических цепей, клемм, проводов, крышек катушки зажигания и прерывателя-распределителя.

По характеру пуска и устойчивой работе двигателя на линии (без характерных хлопков в глушителе или впускном коллекторе, без пропусков в зажигании и снижении мощности двигателя, без значительных детонационных стуков и т.д.) опытный водитель может определить техническое состояние системы зажигания, выделив при необходимости негативное воздействие на характер работы двигателя, неполадок в топливной системе.

При работе на линии водитель может косвенно проверить правильность установки угла опережения зажигания. Для этого на ровном участке дороги, нажатием на педаль акселератора резко разгоняет автомобиль с 25—30 до 55—60 км/ч — на скорости 40—45 км/ч должна появиться легкие кратковременные детонационные стуки (их полное отсутствие свидетельствует обычно о слишком позднем зажигании).

Если в темное время суток открыть капот при работающем двигателе, на крышках катушки зажигания или распределителя можно заметить проскакивание по их поверхности электрических разрядов, это свидетельствует о загрязнении или пробое изоляции крышек и необходимости замены вышедших из строя узлов и деталей системы зажигания.

ТО-1

Выполнить объем работ при ЕО.

Затем очистить от пыли, грязи и налетов масла все элементы системы зажигания, проверить крепление и внешнее техническое состояние.

Провода с нарушенной изоляцией и поврежденными контактами заменить. Окисленные контакты зачистить стеклянной шкуркой, нанести тонкий слой противоокислительной аэрозоли типа «Унисма».

По регламенту работ при ТО-1 необходимо вывернуть свечи зажигания и осмотреть их.

Если нижняя часть имеет незначительный слой ржаво-коричневого оттенка, корпус покрыт от длительной эксплуатации тонким слоем сажи, а центральный электрод имеет нормальный серый цвет значит свеча работает нормально.

Если выступающие в камеру сгорания части свечи покрыты слоем бархатистого нагара, это может быть вызвано работой на переобогащенной смеси, засорением воздухо-очистителя, неправильной регулировкой клапанов и т.д.

Если свеча покрыта слоем масла, это признак износа («залегания») поршневых колец, высокого уровня залитого масла или неисправности самой свечи.

Если свеча с налетом твердого нагара серо-коричневого или серо-синего цвета, это вызвано, скорее всего, низким калильным числом свечи, преобладанием работы на бедной смеси, установкой слишком раннего зажигания.

Отказ работы хотя бы одной свечи, сопровождаемый потерей мощности, неустойчивой работой, хлопками в глушителе и выбросами дыма темно-бурого оттенка и т.д., приводит к очень негативным последствиям: несгоревшее топливо смывает смазку с зеркала цилиндра, резко возрастают износы и т.д. Поэтому эксплуатацию необходимо прекратить, выявить неисправную свечу и заменить ее. Для этого используют метод поочередного отключения проводов высокого напряжения от свечей на холостом ходу. Если после отключения какой-либо свечи характер работы двигателя не более ухудшится, значит свеча работает, если нет, значит именно эта свеча неисправна.

Перед проверкой и регулировкой зазора между электродами свечи проволочным калибром и специальным ключом рабочую часть свечи необходимо очистить.

На качество искрообразования свечу испытывают, завернув ее в гнездо воздушной камеры прибора Э-203.П наблюдая за характером искрообразования через смотровое окно, предварительно создав в камере рукояткой воздушного насоса давление 0,8—1,0 МПа (искра должна быть бесперебойной, яркого голубого цвета, без дополнительных искрообразований, характеризующих пробой изолятора).

Герметичность свечи определяют по скорости падения давления в воздушной камере по манометру.

Угол опережения зажигания является одним из важнейших параметров, влияющих на работу системы зажигания в целом.

Метод проверки установки зажигания по совпадению специальных меток в конце сжатия первого цилиндра и началу размыкания контактов в прерывателе-распределителе (которое определяется по загоранию контрольной лампочки, подсоединенной параллельно контактам) давно устарел и используется в частной практике или при сборке двигателей и установке на место прерывателя-распределителя.

Необходимо помнить, что при сборке двигателей нужно тщательно проверять совпадение соответствующих меток на шестерне коленчатого вала и шестерне распределительного вала, иначе в дальнейшем будет нарушена вся работа системы зажигания.

В настоящее время для определения правильности установки начального угла опережения зажигания или для корректировки его, в зависимости от изменившихся условий работы автомобиля, широко используют различного типа стробоскопы.

Стробоскоп подключают в ходе проверки к аккумуляторной батареи специальными зажимами, в крышку распределителя на место провода высокого напряжения от свечи первого цилиндра устанавливается переходник щупа, а затем и провод высокого напряжения. Поскольку лампа вспыхивает на очень короткое время в момент проскакивания искры на свече первого цилиндра, то и специальные метки нанесенные на вращающихся деталях кажутся неподвижными.

С помощью стробоскопического пистолета (например, мод. Э-102) можно проконтролировать правильность установки начального угла опережения зажигания по положению контрольных меток относительно друг друга при импульсном подсвечивании, откорректировать его при изменившихся условиях эксплуатации (например, при значительном понижении температуры окружающего воздуха угол опережения зажигания приходится увеличивать иногда на 2—4° и более), проверить работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.

На прогретом двигателе при минимальной частоте вращения коленчатого вала, когда вакуумный и центробежный автоматы не работают, проверяют правильность угла опережения зажигания, направив луч импульсной подсветки стробоскопа на подвижную метку которая будет казаться неподвижной. Если она не совпадает с контрольными неподвижными отметками (рисками, штифтами и т.д.), необходимо ослабить крепление корпуса прерывателя и плавно поворачивать его вправо или влево до момента совпадения меток.

Центробежный регулятор проверяют при отсоединенной трубке вакуумного регулятора постепенным увеличением частоты вращения КВ двигателя: подвижная метка должна плавно сместиться относительно неподвижной. Если перемещения не происходит или происходит рывком, это свидетельствует о заклинивании грузиков на осях.

При проверке вакуумного регулятора устанавливают частоту 2000—2500 мин-1 и быстро подключают соединительную трубку— должно произойти резкое отклонение подвижной метки.

ТО-2

В крупных АТП углубленную диагностику системы зажигания делают дважды — до начала работ по обслуживанию и по их завершении. Причем диагностика может проводиться в постах отдельной зоны диагностики Д-2 с использованием стационарных высокопроизводительны стендов (мотор-тестеров и т.д.), а может проводиться совмещенно, непосредственно на рабочих местах зоны ТО-2, в основном с помощью переносных диагностических приборов.

При ТО-2 особое внимание уделяется контролю и обслуживанию прерывателей-распределителей.

Необходимо снять крышку распределителя, очистить внутреннюю полость от пыли и грязи, при необходимости зачистить контакты в крышке и на роторе стеклянной шкурке: зернистостью 100—120. Затем продуть полость сжатым воздухом.

Контакты, в т. ч. и в гнездах крышки для проводов высокого напряжения целесообразно обработать антиокислительной аэрозолью типа «Унисма».

Затем надо проверить состояние контактов прерывателя — при наличии нагара или при повышенном износе (в т. ч. с образованием бугорка и кратера) их следует зачистить плоским бархатным надфилем, соблюдая при этом параллельность контактов. После этого полость продуть сжатым воздухом.

Вращая рукояткой КВ, добиться положения максимальной разомкнутости контактов и вставить между ними щуп, соответствующий нормативному зазору (0,3—0,45 мм). При регулировке ослабляют стопорный винт отверткой вращают эксцентрик, пока щуп не будет плотно входить между контактами, и в этом положении стопорный винт закрепляют. Необходимо отжать пальцем рычажок подвижного контакта и отпустить его — он должен быстро, со щелчком вернуться в исходное положение, в противном случае необходимо проверить упругость пружины динамометром. Натяжение должно быть 5,0—6,5 Н.

Очень удобен малогабаритный переносной прибор мод. Э-213 для проверки и регулировки прерывателей-распре¬делителей непосредственно на автомобиле, с его помощью можно замерять падение напряжения на контактах, значение угла замкнутого состояния кон¬тактов, емкость конденсатора и частоту вращения КВ двигателя.

В объем работ ТО-2 по прерывателю-распределителю входит смазка чистым моторным маслом оси рычажка и фильц-масленки (по одной-две капли), втулки кулачка (до пяти капель), и завернуть на один-два оборота крышку колпачковой масленки подшипников вала привода (смазка — ЦИАТИМ-201).

КОМПЛЕКСНАЯ И ПОЭЛЕМЕНТНАЯ ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

Переносной прибор мод. Э-214 удобен тем, что практически все элементы электрооборудования можно проверить на автомобиле, в т. ч. на работающем двигателе, что дает большую экономию времени. Этот прибор Э-214 позволяет проводить как комплексную диагностику системы зажигания, так и поэлементную проверку.

Вначале целесообразно проверить работу системы зажигания в целом. Для этого электрическую цепь разрядника с помощью провода и переходника подключают к центральной клемме высокого напряжения катушки зажигания, а второй провод, также с помощью переходника — к центральной клемме крышки распределителя. Таким образом, ток высокого напряжения, срабатываемый диагностируемой системой зажигания, проходит через разрядник прибора, а затем от контактов крышки распределителя идет к свечам зажигания двигателя. Вращением рукоятки нижнего электрода разрядника, закрытого предохранительным стеклянным колпачком, можно изменять расстояние между электродами разрядника.

Принцип проверки заключается в том, что чем больший зазор между электродами разрядника сможет пробить ток высокого напряжения испытуемой системы зажигания при работающем двигателе, тем в лучшем состоянии находится и катушка зажигания, и прерыватель, и остальные элементы.

Перед проверкой тумблером устанавливают соответствующий вольтаж проверки (12 или 24 В), а рукояткой устанавливают предстоящий род проверки. Зная нормативные значения зазоров между электродами разрядника для различных моделей автомобилей, пускают двигатель и увеличивают зазор в разряднике до «Lmax» для данной модели двигателя.

Если двигатель легко запустился, а искра в разряднике будет яркой и устойчивой при максимальном нормативном зазоре значит система зажигания находится в хорошем состоянии и дальнейшую (поэлементную) проверку можно не проводить.

При увеличении зазора между электродами разрядника сверх нормативного искра в разряднике становится вначале неустойчивой, затем вообще исчезает, и двигатель остановится.

Диагностика системы зажигания и ее элементов может производиться на автомобиле также с помощью высокоточных современных установок — анализаторов (мотор-тестеров).

Диагностирование с их помощью более удобно и менее трудоемко, а результаты проверок получаются емкими и точными, т.к. диагностирование может проводиться комплексно, во взаимосвязи с другими системами, причем в большинстве случаев на работающем двигателе.

Помимо основных многофункциональных измерительных приборов на многих моделях мотор - тестерах в верхней части корпуса расположены поворотные стрелы со жгутами присоединительных проводов с зажимами и переходниками, дополнительными приборами и приспособлениями (во время проверок стрела устанавливается прямо над двигателем, благодаря чему повышается удобство в работе). С помощью мотор-тестеров можно проверять техническое состояние двигателя, анализировать состав отработавших газов, производить комплексную проверку электрооборудования автомобиля.

При диагностике системы зажигания особая роль придается осциллографу, позволяющем; визуально наблюдать за быстротечными процессами по изображаемым на экране осциллограммам.

На вход прибора подаются сигналы с контактов прерывателя, с вывода высокого напряже¬ния от катушки зажигания и от свечи первого цилиндра. Горизонтальная ось отградуирована в градусах, вертикальная ось — в кВ, пики диаграмм вдоль нее дают сведения о максимальны, первичном и вторичном напряжениях в системе зажигания. Поворачивая переключатель выбора можно получать осциллограммы в виде кадров серии сравнивая их затем с «эталонными» диаграммами, что требует высокой квалификации оператора-диагноста. Эта задача упрощается, если использовать сравнительный метод осциллограмм сразу для нескольких цилиндров, получаемый путем наложения сигналов друг на друга — сразу видны различные отклонения и дефекты. Горизонтальную развертку первичной цепи условно делят на участки, характеризующие процессы в системе зажигания — от длительности искры до угла замкнутого состояния контактов прерывателя — одного важнейших диагностических параметров.

Прерыватель-распределитель оказывает большое влияние на работу всей системы зажигания. Поэтому в ходе проверки при ТО-2 вышеописанными методами при подозрении на неудовлетворительную работу прерывателя-распределителя, а при сезонном ТО-2 обязательно его снимают и передают в электроцех.

После тщательной очистки прерыватель проверяют на стенде мод. СПЗ-8М.

Кроме прерывателей-распределителей на нем можно проверять техническое состояние катушек зажигания, транзисторных коммутаторов и конденсаторов а также регулировать работу центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Привод проверяемых прерывателей осуществляется от двигателя, подключаемого к сет переменного тока 220 В. Питание проверяемых приборов осуществляется от аккумуляторной батареи напряжением 12 В. Прибор содержит вакуумный насос и синхроноскоп. На панели установлены выключатели, рукоятки управления и т.д. Синхроноскоп предназначен для проверки прерывателя, центробежного и вакуумного регулятор состоит из привода с диском, подвижной шкалы с делениями в градусах, неоновой ламп и импульсного трансформатора. Неоновая лампа закреплена под диском, имеющим радиальную щель. Вращение испытуемого прерывателя осуществляется от вала привода диска (для обеспечения синхронности вращения диска и вала прерывателя), а вал прерывателя соединяется муфтой с приводом стенда. При вращении кулачок прерывателя разрывает цепь в первичной обмотке импульсного трансформатора и импульсы ЭДС вторичной обмотки вызывают вспышки неоновой лампы. В результате на вращающемся диске синхроноскопа будут видны светящиеся риски (по количеству кулачков прерывателя), а угол чередования вспышек измеряют по шкале и сравнивают с нормативным.

Кроме того, в ходе испытаний на данном приборе при замере угла чередования вспышек по специальной градуированной шкале можно определить и разницу угла опережения зажигания для различных цилиндров и благодаря этому выявить дополнительные негативные факторы.

При проверке центробежного регулятора опережения зажигания следует помнить, что для различных моделей он может увеличивать угол на 15—20° (регулировка производится подгибанием стоек крепления пружинок).

Вакуумный регулятор при изменении нагрузки на двигатель должен работать в пределах повышения угла опережения зажигания до 10—15°. При неисправной работе его следует снять с прерывателя, осмотреть все детали, неисправные заменить, а необходимую регулировку можно произвести заменой регулировочной прокладки 2 на прокладку другой толщины.

ИЗМЕРИТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ

В небольших АТП и СТОА в основном используются переносные малогабаритные диагностические приборы.

Переносной прибор мод. К-484 электронного типа, многофункциональный. Помимо измерения эффективности работы цилиндров, он позволяет определять угол опережения зажигания, угол замкнутого состояния контактов прерывателя (т.е. техническое состояние всех деталей блока размыкания первичной цепи). Для проведения проверок он содержит тахометр, вольтметр, амперметр, омметр, киловольтметр, а также комплект присоединительных проводов с наконечниками, микростробоскопом.

При измерении эффективности работы цилиндров принцип действия аналогичен прибору Э-216М: измеряется значение снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя при поочередном отключении каждого цилиндра электронным выключателем путем шунтирования контактов прерывателя в необходимые моменты времени. Разница снижения частоты по цилиндрам не должна превышать 25% от среднего значения, полученного при испытаниях.

Принцип измерения угла замкнутого состояния контактов прерывателя основан на том, что средний электроток, проходящий во время испытаний через автотестер, пропорционален этому углу.

Переносной прибор мод. Э-216М предназначен для определения эффективной работы и обнаружения ненормально работа¬ющих цилиндров карбюраторных двигателей с числом цилиндров 4, 6, 8, с номинальным напряжением электрооборудования 12 В.

Принцип действия прибора заключается в измерении снижения частоты вращения КВ двигателя при поочередном отключении каждого цилиндра. Прибор содержит высокочувствительный измеритель частоты вращения коленчатого вала двигателя (поэтому прибор может использоваться при диагностике просто в качестве тахометра) и электронного выключателя зажигания, с помощью которого прекращают искрообразование в выбранном цилиндре путем шунтирования контактов прерывателя в необходимые моменты времени. В комплект прибора входит датчик с переходником и жгут из проводов подсоединения прибора к аккумуляторной батареи и к массе (корпусу двигателя). Датчик подсоединяют с помощью переходника к гнезду распределителя, а свечной провод первого цилиндра — в гнездо датчика.

Проверку производят на хорошо прогретом двигателе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ 1-генератор; 2-выключатель (замок) зажигания; 3- прерыватель; 4-распределитель; 5-свеча зажигания; 6-катушка зажигания; 7-аккумуляторная батарея

2 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ При ТО-1 проверяют и при необходимости подтягивают крепление прерывателя-распределителя и катушки зажигания Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора распределителя. При ТО-2 проверяют состояние поверхности катушки зажигания, проводов низкого и высокого напряжения и сухой тряпкой очищают их от пыли, грязи и масла. Проверяют состояние свечей зажигания. Очищают свечи от нагара и регулируют зазор между электрода­ми или заменяют свечи.

3 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Снимают с двигателя прерыватель-распределитель и протирают сухой тряпкой внутреннюю и наружную поверхности крышки, ротор и корпус. Проверяют, нет ли в крышке и роторе трещин и обуглившейся поверхности изоляционного материала, а также состояние угольного контакта в центральном вводе крышки и подавительного резистора в роторе распределителя. Проверяют состояние контактов прерывателя, регулируют зазор между ними и зачищают рабочую поверхность от окиси металла.

4 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Протирают рабочую поверхность контактов прерывателя замшей, смоченной очищенным бензином или спиртом, а затем просушивают контакты.Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора. Смазывают ось рычажка одной каплей масла. Снимают ротор, а затем фильц и закапывают 4…5 капель на втулку кулачка. Потом пропитывают фильц-щетку двумя каплями масла. Проверяют состояние других узлов и деталей.

5 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ При подготовке автомобиля к зимней эксплуатации прерыватель-распределитель разбирают и тщательно проверяют состояние подшипника подвижного диска, рычажка прерывателя, валика и скользящих подшип­ников его, кулачка, контактов прерывателя, центробеж­ного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Устраняют выявленные неисправности. Проверяют на стенде и при необходимости регулируют угол замкнутого состояния контактов прерывателя, центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания, а также исправность ротора, крышки распределителя и конден­сатора.

6 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Если в системе зажигания двигателя нет искры, необходимо проверить исправность первичной и вторичной цепей, а также исправность конденсатора. Для определения неисправности в первичной цепи следует взять контрольную лампу и присоединить один ее провод к корпусу автомобиля, а другой последовательно (при включенном зажигании и разомкнутых контактах прерывателя) к включателю стартера, к входной и выходной клеммам замка и катушки зажигания и, наконец, к клемме низкого напряжения прерывателя. Отсутствие в цепи контакта будет на том участке, в начале которого лампа горит, а в конце не горит. Отсутствие накала лампы, присоединенной к выводной клемме катушки зажигания или к клемме прерывателя, помимо обрыва цепи на этом участке может указать и на неисправность изоляции подвижного контакта (замыкание контакта на корпус автомобиля). Рычажок подвижного контакта с неисправной изоляцией следует заменить.

7 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Для проверки исправности цепи высокого напряжения (при исправной цепи низкого напряжения) следует снять крышку распределителя, поворотом коленчатого вала поставить контакты прерывателя на полное смыкание и вынуть провод высокого напряжения из центральной клеммы распределителя. Затем надо включить зажигание и, удерживая конец провода на расстоянии 3... 4 мм от корпуса автомобиля, размыкая контакты прерывателя. Отсутствие искры на конце провода свидетельствует о неисправности в цепи высокого напряжения или пробое обмоток конденсатора. Для окончательного выявления причин необходимо заменить конденсатор и снова проверить цепи: если искры нет - заменить катушку зажигания.

8 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Слишком раннее зажигание: Смесь воспламеняется преждевременно и давление газов,действующее навстречу поршню,движущемуся к ВМТ,увеличивается настолько,что мощность двигателя уменьшается, сильно увеличивается износ деталей кривошипно-шатунного механизма

9 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ При слишком позднем зажигании: Смесь не будет успевать сгорать к началу рабочего хода и горение смеси будет продолжаться при начавшемся рабочем ходе. Давление газов на поршень снижается,падает мощность двигателя,увеличивается расход топлива,двигатель и выпускной коллектор будут перегреваться,выстрелы из глушителя

10 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо, вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Надо проверить щупом величину зазора А. Если она превышает заданную (0,35...0,45 мм), следует ослабить стопорные винты 3 крепления контактной панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее, установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты. Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо, вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Надо проверить щупом величину зазора А. Если она превышает заданную, следует ослабить стопорные винты 3 крепления контактной панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее, установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты.

11 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Момент зажигания на автомобиле можно проверить стробоскопом - прибором, позволяющим видеть движущийся объект неподвижным, или 12-вольтовой лампой. При использовании стробоскопа необходимо один его зажим соединить с клеммой Б катушки зажигания, подсоединить клеммы питания и надеть на провод первого цилиндра датчик импульсов, затем установить на двигателе обороты холостого хода и направить мигающий поток света стробоскопа на метку шкива коленчатого вала (для двигателей «Москвич», ГАЗ, ВАЗ-2105) или на маховик через специальный люк в картере сцепления. При этом метка на шкиве - вторая по ходу вращения шкива (для двигателей «Москвич» и ГАЗ) должна совпадать с меткой на блоке (средней для двигателя ВАЗ-2105). Для двигателя ВАЗ-2108 метка 3 на маховике не должна доходить до средней метки шкалы 2 на 0...2 деления по ходу вращения маховика.

12 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Для установки момента зажигания с помощью контрольной лампы необходимо: вывернуть свечу первого цилиндра (считая от радиатора) и заглушить отверстие бумажной пробкой, затем повернуть рукояткой коленчатый вал до выталкивания пробки. Это означает, что в первом цилиндре происходит такт сжатия. После этого продолжать медленно поворачивать коленчатый вал до совмещения меток установки зажигания; ,

13 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ снять крышку распределителя, повернуть ротор в положение, при котором его контактная пластина будет совпадать с боковой клеммой крышки первого цилиндра (пластина ротора направлена на клемму низкого напряжения корпуса), и в таком положении установить распределитель в гнездо блока; слегка поворачивая ротор, ввести валик в зацепление с приводом, завернуть вручную гайку крепления распределителя к двигателю и установить октан-корректор на нулевое деление; присоединить контрольную лампу одним проводом к клемме низкого напряжения распределителя, а другим - на корпус автомобиля. включить зажигание и поворачивать корпус распределителя против направления вращения ротора до момента размыкания контактов. В момент размыкания контактов загорается контрольная лампа

14 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Момент размыкания контактов можно также определить по искре (для этого провод высокого напряжения, отсоединенный от центральной клеммы распределителя, следует удерживать на расстоянии 3...4 мм от корпуса двигателя, поворачивая корпус распределителя. В момент размыкания контактов между проводом и корпусом двигателя появляется искра); выключить зажигание, затянуть ключом гайку крепления распределителя к двигателю; закрыть крышку распределителя, начиная с клеммы первого цилиндра, присоединить провода высокого напряжения к свечам в направлении вращения ротора по порядку работы цилиндров двигателя. если перепутать провода, со­единив их со свечами без учета порядка работы ци­линдров, двигатель работать не будет.

15 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Практическую проверку правильности установки момента зажигания можно провести и непосредственно на автомобиле. Для этого необходимо пустить двигатель, прогреть его до нормальной температуры и, двигаясь со скоростью 50 км/ч на высшей передаче по ровной дороге, резко увеличить скорость. При этом в двигателе должны прослушиваться слабые непродолжительные металлические стуки; отсутствие стуков указывает на позднее зажигание, а непрекращающиеся стуки - на раннее зажигание. Уточнение угла опережения зажигания в этом случае осуществляется октан-корректором.

16 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ 1-датчик-распределитель зажигания; 2-свеча зажигания; 3-катушка зажигания; 4-коммутатор; 5-выключатель (замок) зажигания

17 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ отли­чается от контактной системы отсутствием прерывате­ля. В бесконтактной си­стеме прерыватель заменен специальным устройством (бесконтактным электронным датчиком), посылающим импульсы тока низкого напряжения и распределяю­щим ток высокого напряжения в соответствии с по­рядком работы цилиндров двигателя. Его называют коммутатором. Именно он руководит момента­ми прекращения подачи тока в первичную обмотку катушки зажигания.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ В микропроцессорной системе зажигания полностью исключены механиче­ские приспособления. Такая система состоит из модуля зажи­гания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. Устройство управления системой впрыска представля­ет собой автономный микропроцессорный блок управления зажиганием или блок управления двига­телем с подсистемой управления зажиганием. Это устройство, пользуясь обратной связью, автоматичес­ки рассчитывает момент зажигания. При этом учитываются частота вращения коленчатого вала двигателя и его положение, положение распределительного ва­ла, нагрузка двигателя, определяемая по положению дроссельной заслонки, а также температура охлаждающей жидкости и данные датчика детонации. Регули­ровка опережения зажигания реализована программ­но в блоке управления.

20 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Электронный блок управления выполняет в мик­ропроцессорной системе зажигания функции головно­го мозга. Его работа состоит в сборе информации от датчиков. Для определения необходимого момента зажигания считывается информация с датчика поло­жения коленчатого вала, датчика положения распре­делительного вала, датчика детонации, датчика угла открытия дроссельной заслонки. На основании полу­ченной информации рассчитываются оптимальный момент зажигании, время зарядки катушки и через коммутатор выдаются команды управления первич­ной цепью катушки.

21 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Датчики положения коленчатого и распредели­тельного валов дают информацию о текущих оборотах двигателя, а также текущем положении распредели­тельного вала.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Датчик детонации Датчик детонации пьезоэлектрического типа установлен на блоке двигателя под впускным трубопроводом четвертого цилиндра. Датчик воспринимает вибрации стенки блока, вызванные ударными волнами, образующимися при детонационном сгорании в цилиндра, и выдает на соединительные контакты переменное напряжение, соответствующее уровню детонации двигателя. Блок управления отфильтровывает сигналы, появляющиеся в результате случайных механических воздействий. При выходе из строя датчика или неисправности в его цепи электронный блок управления перейдет в резервный режим работы с заведомо поздним углом опережения зажигания.

25 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Датчик положения дроссельной заслонки опреде­ляет нагрузку на двигатель.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ датчик Холла можно проверить с помощью вольтметра, подключенного по схеме: подключаем батарею, резистор 2...3 кОм и при вращении вала датчика снимают показания вольтметра. Верхний уровень импульса должен быть не более чем на 3 В меньше напряжения питания, а нижний - не превышать 0,4 В.

30 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ ПРОВЕРКА ДАТЧИКА ХОЛЛА С ПОМОЩЬЮ ВОЛЬТМЕТОРА 1.–ДАТЧИК-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ 2. – РЕЗИСТОР 2 Ком 3. – ВОЛЬТМЕТР 4. – РАЗЪЁМ ДАТЧИКА-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Проверка и ремонт магнитоэлектрического датчика генераторного типа. Прежде всего необходимо выполнить внешний осмотр: снять крышку и ротор распределителя и осмотреть датчик, обращая внимание на крепление деталей и отсутствие люфтов. Проверить работоспособность датчика можно с помощью тестера в режиме вольтметра переменного тока. Для проверки подключаем тестер между выводом датчика и корпусом (при отсоединенном от вывода датчика проводе низкого напряжения). Включаем стартер, при этом вольтметр должен показывать напряжение не менее 2 В. Ремонт датчика заключается в замене изношенных или неисправных деталей с обязательной последующей регулировкой датчика и системы зажигания в целом. Для замены узлов магнитоэлектрического датчика необходимо снять и разобрать датчик-распределитель.

33 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Осматривают снятые узлы и детали, проверяют сопротивление обмотки статора датчика (оно должно быть в пределах 280...470 Ом), люфты ротора на валике (не более 0,2 мм) и подшипника опоры статора (люфт не допускается), радиального люфта валика (не более 0,2 мм), а также отсутствие износа шипа муфты валика и заклинивания грузиков на осях. После замены изношенных или неисправных узлов или деталей собирают датчик-распределитель в последовательности, обратной разборке, и смазывают все трущиеся соединения смазкой «Циатим-201» или № 158. На фильц наносят 1 ...2 капли моторного масла. Продольный люфт валика и ротора при сборке регулируют в пределах 0,05...0,2 мм с помощью регулировочных шайб. После установки на двигатель проверяют и при необходимости регулируют момент зажигания.

34 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Протирают снаружи и изнутри крышку распределителя. Заменяют крышку с трещинами, следами пробоя (очень тонкие трещины), сколами или сильно изношенными контактами. Контактный уголек должен свободно перемещаться внутри крышки. Если контактный уголек имеет сколы, трещины, сильно изношен или пружина уголька сломана, вынимают его с пружиной из крышки и заменяют.

35 слайд

Описание слайда:

Бегунок с трещинами, следами обгорания, значительным износом или коррозией наружного контакта 1 заменяют. Бегунок должен плотно устанавливаться на валик. Это обеспечивается пластинчатой пружиной 2. Бегунок с ослабленной или сломанной пружиной надо заменить. Омметром измеряют сопротивление резистора 3, оно должно быть равно 1 кОм. В противном случае заменяют бегунок.

36 слайд

Описание слайда:

Снимают муфту привода распределителя и регулировочные шайбы. Заменяют муфту с сильно изношенными шипами

37 слайд

Описание слайда:

Устройство центробежного регулятора угла опережения зажигания Центробежный регулятор опережения зажигания находится в корпусе прерывателя-распределителя. Он состоит из двух плоских металлических грузиков, каждый из которых одним из своих концов закреплен на опорной пластине, жестко соединенной с приводным валиком. Шипы грузиков входят в прорези подвижной пластины, на которой закреплена втулка кулачков прерывателя. Пластина с втулкой имеют возможность проворачиваться на небольшой угол относительно приводного валика прерывателя-распределителя. 1 2 3 4 5 1 - кулачокпрерывателя;2 –втулка кулачков; З-подвижная пластина;4- грузики; 5- шипы грузиков;6-опорнаяпластина; 7 – приводной валик;8-стяжная пружина

38 слайд

Описание слайда:

Системы зажигания При увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя, увеличивается и частота вращения валика прерывателя-распределителя. Грузики, подчиняясь центробежной силе, расходятся в стороны, и сдвигают втулку кулачков прерывателя "в отрыв" от приводного валика. То есть набегающий кулачок поворачивается на некоторый угол по ходу вращения навстречу молоточку контактов. Контакты размыкаются раньше, угол опережения зажигания увеличивается При уменьшении числа оборотов коленвала (и скорости вращения приводного валика), центробежная сила уменьшается и, под воздействием пружин, грузики возвращаются на место - угол опережения зажигания уменьшается.

39 слайд

Описание слайда:

Снимают ведомую пластину центробежного регулятора с экраном Грузики центробежного регулятора должны свободно поворачиваться на осях. В противном случае снимают стопорные кольца крепления грузиков. Затем снимают оба грузика с осей. Прочищают отверстия грузиков и смазывают их консистентной смазкой. Если валик сильно изношен или имеет задиры – его необходимо заменить

40 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Нарушение нормальной работы вакуумного регулятора вызывается потерей герметичности его вакуумной камеры, ослаблением пружины диафрагмы, износом или заклиниванием подшипника и ослаблением крепления винтов регулятора к распределителю. Герметичность вакуумного регулятора можно проверить с помощью шинного насоса или компрессора. Для этого снятый с распределителя регулятор опускают в емкость с водой и нагнетают в его вакуумную камеру давление не более 1 кгс/см2. Пузырьки воздуха покажут место повреждения. Если воздух выходит из-под штуцера, то его нужно подтянуть. Если пузырьки воздуха появляются в месте завальцовки частей корпуса, то стык нужно сначала уплотнить, простучав молотком, а затем для надежности покрыть эпоксидным клеем. Регулятор с поврежденной диафрагмой следует заменить.

41 слайд

Описание слайда:

42 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Для небольшого увеличения натяжения пружины вакуумного регулятора со штампованной крышкой можно слегка прогнуть крышку регулятора

43 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Перед установкой муфты устанавливают бегунок наружным контактом в сторону контакта первого цилиндра в крышке распределителя

44 слайд

Описание слайда:

устанавливают муфту на вал так, чтобы шипы муфты совпали с прорезями на распредвалу при установленном в ВМТ поршне 1-го цилиндра

45 слайд

Описание слайда:

46 слайд

Описание слайда:

Для проверки сопротивления первичной обмотки катушки подсоедините омметр к низковольтным клеммам катушки.

47 слайд

Описание слайда:

КК КК К Б Для проверки сопротивления вторичной обмотки катушки подсоединяют омметр к высоковольтной клемме и низковольтной клемме «Б» катушки.

48 слайд

Описание слайда:

КК КК К Б Для проверки сопротивления изоляции на «массу» подсоедините омметр к корпусу катушки и поочередно к каждой из клемм. Во всех случаях омметр должен показать сопротивление не менее 50 МОм.

49 слайд

Описание слайда:

Система EFS Систему EFS (нем. Einzel Funken Spule) называют системой независимого зажигания, так как в ней (в отличие от систем синхронного зажигания) каждая катушка управляется независимо и дает искру только для одного цилиндра. В этой системе каждая свеча имеет свою индивидуальную катушку зажигания. Кроме отсутствия в системе механических движущихся частей, дополнительным преимуществом является то, что при выходе из строя катушки перестанет работать только один "ее" цилиндр, а система в целом сохранит работоспособность

50 слайд

Описание слайда:

COP система Одной из наиболее популярных разновидностей EFS-систем является так называемая COP система (Coil on Plug - "катушка на свече") - в этой системе катушка зажигания ставится прямо на свечу. Таким образом, стало возможным полностью избавиться еще от одного не вполне надежного компонента системы зажигания - от высоковольтных проводов

51 слайд

Описание слайда:

52 слайд

Описание слайда:

53 слайд

Описание слайда:

54 слайд

Описание слайда:

55 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ первичная обмотка катушки присоединена к контактам 1 и 3 разъёма. 0,5 Ом - норма. Если показаний нет, то проверяют качество подключения щупов к контактам катушки и правильность подключений (нам нужны крайние выводы разъёма катушки) , если всё равно нет показаний, то первичная обмотка в обрыве и ИКЗ неисправна.

56 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ проверяя вторичную обмотку катушки переключатель мультиметра переводят в положение 2000 кОм, щупы мультиметра необходимо подключить соблюдая полярность - красный к пружинке внутри резинового колпачка, чёрный к среднему (2) контакту разъёма.

57 слайд

Описание слайда:

Система статического синхронного зажигания с двухвыводными катушками зажигания (одна катушка на две свечи) - DFS (нем. Doppel Funken Spule) система Кроме систем, с индивидуальными катушками, используются и системы, где одна катушка обеспечивает высоковольтный разряд на двух свечах одновременно. При этом получается, что в одном из цилиндров, который находится в такте сжатия, катушка дает "рабочую искру", а в сопряженном с ним, который находится в такте выпуска) дает "холостую искру" (поэтому такая система часто называется системой зажигания с холостой искрой - "wasted spark").

58 слайд

Описание слайда:

59 слайд

Описание слайда:

Система статического синхронного зажигания с двухвыводными катушками зажигания (одна катушка на две свечи) - DFS (нем. Doppel Funken Spule) система Рабочая искра Холостая искра

60 слайд

Описание слайда:

Система статического синхронного зажигания с двухвыводными катушками зажигания (одна катушка на две свечи) - DFS (нем. Doppel Funken Spule) Катушки зажигания в системе DFS могут устанавливаться как отдельно от свечей и связываться с ними высоковольтными проводами (как в системе EFS), так и прямо на свечах (как в системе COP, но в этом случае высоковольтные провода все равно используются для передачи разряда на свечи смежных цилиндров - условно такую систему можно назвать "DFS-COP"

61 слайд

Описание слайда:

62 слайд

Описание слайда:

63 слайд

Описание слайда:

Отсоединяем высоковольтные провода от разъемов вторичной обмотки катушки зажигания

64 слайд

Описание слайда:

Подключаем к выводам первичной обмотки катушки омметр и измеряем ее сопротивлениеУ исправной катушки сопротивление первичной обмотки должно быть в пределах 0,4–0,5 Ом.

65 слайд

Описание слайда:

Подключают к высоковольтным выводам омметр и замеряем сопротивление вторичной обмотки катушки

66 слайд

Описание слайда:

67 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ 1 - контактная (штекерная) гайка; 2 - изолятор; 3 - оребрение изолятора (барьеры тока); 4 - контактный стержень; 5 - корпус свечи; 6 токопроводящий стеклогерметик; 7 - уплотни-тельное кольцо; 8 - центральный электрод с медным сердечником (биметаллический); 9 - теплоотводящая шайба; 10 - тепловой конус изолятора; 11 - боковой электрод ("массы"); h - искровой зазор.

68 слайд

Описание слайда:

69 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Серо-коричневый цвет и легкий износ электродов. Калильное число свечей соответствует типу двигателя и общему его состоянию.

70 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Замасливание свечи вызывается износом маслоотражательных колпачков. Масло попадает в камеру сгорания через изношенные направляющие клапанов или поршневые кольца. Вызывает пропуски зажигания, затрудняет запуск и приводит к нестабильности работы двигателя.

71 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Мягкие коричневатого цвета отложения на одном или обоих электродах свечи. Источником их образования являются применяемые присадки к маслу и/или топливу. Чрезмерное накопление может привести к изоляции электродов и вызвать пропуски зажигания и нестабильную работу двигателя при ускорении.

72 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Скругление электродов с небольшим скоплением отложений на рабочем конце. Цвет нормальный. Приводит к затруднению запуска двигателя в холодную влажную погоду и повышению расхода топлива.

73 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Изолятор имеет белый цвет, но может быть и загрязнен вследствие пропусков зажигания или попадания в камеры сгорания посторонних частиц. Может привести к выходу двигателя из строя. Возможные причины НЕ соответствует калильное число, угол опережения зажигания, смесь слишком обеднена, закупорена система охлаждения,ненормально функционирует система смазки.

74 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ После пропусков зажигания в течение длительного промежутка времени отложения могут разрыхляться при сохранении рабочей температуры в камере сгорания. При высоких скоростях отложения хлопьями отрываются от поршня и налипают на горячий изолятор, вызывая пропуски зажигания.

75 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Изолятор имеет желтоватый цвет и полированный вид. Говорит о внезапном повышении температуры в камерах сгорания при резком ускорении. Обычные отложения при этом оплавляются, приобретая вид лакового покрытия. Приводит к пропускам зажигания при высоких скоростях движения.

76 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Механические повреждения свечи зажигания могут быть вызваны попаданием посторонних материалов в камеру сгорания или возникнуть при ударе поршня о слишком длинную свечу. Приводят к отказу функционирования цилиндра и к повреждению поршня.

77 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ: Изоляторы могут оказаться сколотыми или треснутыми. К повреждению изолятора может привести также неаккуратная техника регулировки свечного зазора. Может привести к повреждению поршней.

78 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Свечи зажигания можно проверить следующим способом: отключают разъемы форсунок на время проверки (для защиты катализатора и лямбла-зонда); извлекают свечу из двигателя и подключают к одному из высоковольтных проводов распределителя зажигания, обеспечив зазор 5...6 мм корпуса свечи с бортовой «землей» (для защиты усилителя зажигания); коротко проворачивают двигатель стартером и визуально убеждаются в высоком качестве сформированной искры (голубая и «толстая»); аналогично проверяют все остальные свечи зажигания. Практика эксплуатации показывает, что ресурс свечей составляет 15...20 тысяч километров пробега. Признаком отказа свечей являются пропуски зажигания и, как следствие, «провалы» и потеря мощности в режиме полной нагрузки.

79 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Свечи зажигания требуют регулярной очистки и регулировки зазора между электродами. При интенсивной эксплуатации автомобиля эти операции следует производить приблизительно через каждые 10 тыс.км. Если же годовой пробег автомобиля не превышает 10-15 тыс.км, то очищать свечи и регулировать зазор рекомендуется дважды в году - перед началом летнего и зимнего эксплуатационных сезонов. Для очистки свечей нельзя применять острые металлические предметы, так как ими легко повредить или поцарапать изолятор. На поцарапанном же конусе изолятора ускоряется и усиливается нагарообразование, а нагар шунтирует электроды, свеча перестает работать. Подходящий инструмент для очистки свечей - щетка из тонкой стальной проволоки.

80 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Химический способ очистки свечей зажигания. 1) Обезжирить свечи промывкой в бензине. 2) Просушить. 3) Погрузить в горячий 20%-ный водный раствор ацетата аммония (другое название - уксуснокислый аммоний). 4) Выдержать в этом растворе в течение 25-30 мин при температуре не ниже 90° С (можно при слабом кипении раствора). 5) Прочистить свечи жесткой волосяной или капроновой щеткой. 6) Хорошо промыть горячей водой. 7) Просушить. Эту работу следует проводить на открытом воздухе, так как из горячего раствора выделяются пары уксусной кислоты.

81 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ 1 - выключатель, 2 - индукционная катушка, 3 - наконечник, 4 - испытуемая свеча, 5 - корпус, 6 - искровой разрядник, 7 - штуцер, 8 - распределительная камера, 9 - диафрагма, 10 - крышка корпуса, 11 - штифт, 12, 13, 14 - винты, 15 - фильтр, 16 - винт крепления крышки, 17 - крышка манжеты, 18 - отражательный диск, 19 - манжеты, 20 - крышка камеры, 21 -пескоструйная камера, 22 - слой песка, 23 - насадка, 24 - отверстие для обдува проверенной свечи, 25 - манометр, 26 - заглушки, 27 - смотровое окно, 28 - воздушная камера

82 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Очистку свечи от нагара выполняют мелким кварцевым песком. Для этого свечу вставляют в отверстие сменной резиновой манжеты 19, установленной под крышкой 20 пескоструйной камеры 21. При вывинчивании винта 14 сжатый воздух под давлением проходит через слой песка 22 в насадке 23, захватывая его, ударяется о загрязненную поверхность свечи и очищает ее от нагара. В боковых стенках насадки есть отверстия, через которые песок засасывается во внутреннюю полость насадки при движении воздуха. Из пескоструйной камеры сжатый воздух выходит наружу через окна в крышке 20, песок же задерживается сеткой и матерчатым фильтром 15.

Неисправности системы зажигания могут являться причинами за-трудненного пуска двигателя, неустойчивой его работы на холостом ходу (двигатель глохнет), перебоев на всех режимах работы, потери мощно-сти двигателя (двигатель плохо тянет) и повышенного расхода топлива. Основными неисправностями системы зажигания, вызывающими вы-шеуказанные признаки, являются нарушение угла опережения зажига-ния (слишком раннее и позднее зажигание), перебои в одном или не-скольких цилиндрах, а также полное прекращение зажигания.

Позднее зажигание характеризуется потерей мощности и перегре-вом двигателя, а раннее зажигание - потерей мощности и стуком в двигателе. Для устранения неисправности нужно проверить и при не-обходимости отрегулировать угол опережения зажигания путем пово-рота корпуса распределителя зажигания или датчика-распределителя.

Перебои в одном цилиндре чаще всего вызываются неисправнос-тью свечи зажигания, порчей изоляции провода высокого напряже-ния, присоединяемого к свече, а также плохим контактом этого прово-да в наконечнике свечи или в гнезде крышки распределителя.

Перебои в нескольких цилиндрах могут появиться в результате порчи изоляции центрального провода высокого напряжения, пло-хого его контакта в гнезде крышки распределителя или клемме ка-тушки зажигания, неисправности конденсатора, обгорания контак-тов прерывателя, неправильного зазора между ними или периоди-ческого замыкания подвижного контакта прерывателя на «массу» вследствие порчи изоляции, трещин крышки распределителя и ро-тора. Частыми причинами перебоев зажигания в цилиндрах явля-ются попадание влаги и загрязнений на элементы системы зажига-ния: на крышку распределителя зажигания, провода высокого на-пряжения, наконечники свечей, а также загрязнение или обгорание контактов в распределителе зажигания и нарушение зазора между контактами.

При малом зазоре между контактами прерывателя время разомк-нутого состояния контактов уменьшается и магнитное поле, создава-емое первичной обмоткой, не успевает полностью исчезнуть. При слишком большом зазоре, наоборот, уменьшается время замкнутого состояния контактов и ток в первичной цепи не успевает восстанав-ливаться до максимального. В том и другом случаях во вторичной обмотке уменьшается напряжение и могут появляться перебои в ци-линдрах, особенно с увеличением частоты вращения коленчатого вала.

Загрязненные контакты протирают чистой ветошью, смоченной бензином, а окисленные и обгоревшие зачищают надфилем. При за-чистке контактов следует удалить бугорок на одном из них, а на дру-гом только слегка сгладить углубление (кратер). Учитывая, что слой вольфрама на контактах тонкий, полностью удалять углубление не следует с целью увеличения срока службы контактов. Не следует применять для зачистки шлифованную шкурку, имеющую на повер-хности твердые частицы наждака; при работе попавшие на контакты частицы вызывают сильное искрение и быстрое изнашивание кон-тактов. После зачистки надо отрегулировать зазор и проверить угол опережения зажигания.

Полное прекращение зажигания может быть вызвано неисправ-ностями как в цепях высокого, так и низкого напряжения. В этом случае производится проверка неисправности сначала цепи низкого напряжения, а затем высокого.

Комплексная диагностика системы зажигания производится с применением стационарных или передвижных мотор-тестеров.

Проверка технического состояния системы зажигания включает в себя проверку следующих основных параметров: проверку и регу-лировку угла опережения зажигания; проверку цепей низкого и вы-сокого напряжения; проверку конденсатора.

Перед проверкой угла опережения зажигания на двигателях с кон-тактной системой зажигания необходимо проверить и отрегулиро-вать зазор между контактами распределителя зажигания.

Проверка и регулировка зазора между контактами прерывателя производится следующим образом. Снять крышку распределителя, повернуть рукояткой коленчатый вал до полного размыкания кон-тактов и щупом проверить зазор, который должен составлять 0,35- 0,45 мм. Если зазор неправильный, на двигателях ВАЗ-2106 и -2105 следует ослабить стопорный винт, установить в паз отвертку и перемещать площадку с неподвижным контактом прерывателя.-

После установки надлежащего зазора затянуть стопорный винт. На двигателях УЗАМ-331 и -412 надо ослабить два стопорных винта пластины неподвижного контакта и поворотом отверткой, установленной в паз, установить нормальный зазор, после чего зак-репить стопорные винты и установить крышку распределителя.

Проверка и регулировка угла опережения зажигания осуществля-ется с помощью стробоскопа либо контрольной лампы.

Регулировка угла опережения зажигания с помощью контрольной лампы производится следующим образом:

1. Установить поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия. Для этого нужно вывернуть из первого цилиндра свечу, установить вместо нее бумажную пробку и проворачивать колен-чатый вал до момента выталкивания пробки из отверстия. После этого продолжать медленно поворачивать коленчатый вал до со-вмещения меток установки зажигания.

2. Снять крышку распределителя, установить его ротор в положе-ние, при котором его контакт будет совпадать с боковой клеммой крышки для провода к первому цилиндру, и вставить распреде-литель в гнездо блока.

3. Слегка поворачивая ротор, ввести валик распределителя в зацеп-ление с приводом и завернуть вручную гайку(ки) крепления кор-пуса распределителя (датчика-распределителя).

4. Подсоединить контрольную лампу к клемме низкого напряже-ния распределителя или специальное проверочное устройство с лампой к клемме датчика-распределителя и включить зажигание.

5. Поворотом корпуса распределителя в ту или другую сторону оп-ределить момент включения-выключения лампы и зафиксиро-вать положение корпуса затяжкой его крепления. После чего ус-тановить на место крышку распределителя.

6. Подсоединить к крышке распределителя провода от свечей в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя с уче-том направления вращения ротора распределителя. При под-регулировке угла опережения зажигания, когда распределитель уже установлен на двигателе при проверке, производится только совмещение установочных меток и выполнение работ, указан-ных в п. 4-6.

Практическую проверку правильности установки угла опереже-ния зажигания можно произвести на автомобиле во время движе-ния. Для этого на автомобиле с прогретым двигателем развивают скорость 50 км/ч и, двигаясь на высшей передаче, резко нажимают на педаль газа, открывая дроссельную заслонку. При этом в двигате-ле должны прослушиваться несильные и быстро исчезающие дето-национные стуки. Полное отсутствие стуков указывает на слишком позднее зажигание, а долго непрекращающиеся стуки - на слишком раннее.

Проверка цепей низкого и высокого напряжения. Наиболее точ-ную и достоверную информацию об электрических процессах, проте-кающих в цепях системы зажигания, можно получить при использо-вании специальных диагностических стендов с осциллографами, при-менение которых позволяет достаточно просто и быстро определить работоспособность элементов системы зажигания по осциллограм-мам. Для этого подключают осциллограф к цепям низкого (клемма первичной обмотки катушки зажигания) и высокого (клемма вторич-ной обмотки катушки зажигания) напряжения. На типовых осцил-лограммах системы зажигания можно выделить следующие харак-терные участки.

Оценку системы зажигания осуществляют, сравнивая получен-ную форму кривой с эталонной.

При отсутствии специального стенда с осциллографом проверка цепей контактной системы может быть выполнена с использованием индикатора (контактной лампы) в следующей последовательности.

Для проверки исправности цепи низкого напряжения следует при-соединить один провод индикатора к корпусу автомобиля («к мас-се»), а другой - последовательно (при включенном зажигании и ра-зомкнутых контактах прерывателя) к входной и выходной клеммам выключателя зажигания, входной и выходной клеммам катушки и, наконец, к клемме низкого напряжения прерывателя. Нарушение контакта или обрыв будет на том участке цепи, в начале которого лампа горит, а в конце не горит. Отсутствие накала лампы, присо-единенной к выходной клемме катушки зажигания или к клемме прерывателя, помимо обрыва цепи на этом участке может указы-вать и на неисправность изоляции подвижного контакта (замыка-ние контакта на «массу»). В этом случае необходимо заменить кон-тактную группу прерывателя.

Для проверки исправности цепи высокого напряжения (при исправ-ной цепи низкого напряжения) необходимо снять крышку распредели-теля, поворотом коленчатого вала полностью соединить контакты пре-рывателя и вынуть провод высокого напряжения из центральной клем-мы распределителя. Затем включить зажигание и, держа конец прово-да на расстоянии 4-5 мм от «массы», пальцем размыкать контакты прерывателя. Отсутствие искры на конце провода свидетельствует о наличии неисправности в цепи высокого напряжения или неисправно-сти конденсатора. Для окончательного выявления причины необходи-мо заменить конденсатор заведомо исправным и повторить проверку; если искры нет, заменить катушку зажигания.

Проверка исправности конденсатора производится сле-дующим образом. Отсоединить провод конденсатора от клеммы пре-рывателя, после чего, поставив контакты прерывателя на полное смыкание, включить зажигание и рукой размыкать контакты, между которыми должно наблюдаться сильное искрение. После этого про-вод конденсатора следует снова присоединить к клемме и размыкать контакты. Если искрение уменьшается, конденсатор исправен, в противном случае его необходимо заменить.

Ремонт системы зажигания состоит в замене вышедших их строя: элементов (свечей, проводов высокого напряжения, катушки зажигания, конденсатора, электронного коммутатора, выключателя зажи-гания или его контактной группы, датчика-распределителя, распре-делителя зажигания и его элементов - крышки, ротора, контактной группы, кулачка, вакуумного регулятора).

Контактные системы зажигания уже в прошлом, на смену приходят все более новые виды бесконтактных систем. Преимущество основное - отсутствие контактов прерывателя. Кто имел дело с контактными системами, прекрасно знает, что контакты подгорают, отчего двигатель начинает неустойчиво работать, троить. В настоящее время в бесконтактных системах используют индуктивные датчики, датчик Холла. При работе этих датчиков они ни с чем не соприкасаются, что увеличивает их срок службы.

Принцип работы бесконтактной системы заключается в том, что при включении зажигания и вращении коленвала ДВС датчик выдает серию импульсов напряжения на коммутатор. Коммутатор же, в свою очередь, является преобразователем в прерывистые импульсы тока, которые подаются на катушку зажигания. В момент, когда ток прерывается в первичной обмотке, во вторичной возникает ток с высоким напряжением, который через распределитель зажигания идет к свечам зажигания по бронепроводам.

Как правило, современные бесконтактные системы зажигания являются необслуживаемыми. Срок работы у них очень большой, особого ухода не требуют. Если же случилась поломка (например, нет искры), то можно при помощи простейшего тестера или лампы на 12 вольт проверить напряжение в низковольтных цепях. Обычно все находится и исправляется очень быстро.

Есть системы зажигания с управляемыми некоторыми характеристиками. Как правило, блок компьютерного зажигания анализирует некоторые характеристики (например, температуры ДВС и охлаждающей жидкости, давление масла, нагрузку на автомобиль), подбирает соответственно под каждую определенную ситуацию определенный режим работы системы зажигания.

В обслуживании самое главное - контроль работоспособности свечей зажигания и высоковольтных проводов. Сильно изношенные, с признаками повреждения провода следует как можно скорее заменять. Свечи зажигания имеют свойство покрываться нагаром, который желательно раз в десять тысяч километров пробега очищать, а замену свечей проводить примерно раз в тридцать тысяч километров пробега.

Что необходимо учитывать и знать при эксплуатации автомобиля с электронной системой зажигания:

1. Клемму «-» аккумулятора во время работы двигателя отсоединять категорически запрещено. Также запрещено к ней касаться;

2. Провода системы, приборов измерения, отсоединять лишь при отключенном зажигании. При включенном может возникнуть искровой промежуток, который выведет из строя датчик или блок управления;

4. При внешнем нагреве двигателя сначала дать ему остыть, а после разрешено запускать;

5. Провода низкого и высокого напряжений запрещено укладывать в одном жгуте.