Регулятор холостого хода вибрирует но не включается. Как распознать неисправный рхх

Регулятор холостого хода предназначен для того, чтобы стабилизировать создаваемые двигателем обороты. Возникает логичный вопрос о том, настолько важно и необходимо присутствие этого устройства? А также можно ли вообще без него обойтись и как правильно осуществить ремонт в случае возникновения неисправности. От этого устройства зависит вся работа автомобиля.

Для того, чтобы понять на какие рабочие процессы влияет регулятор холостого хода и почему возникает необходимость регулировать его работу необходимо иметь понятие о том, каковы принципы его работы.

Принцип работы

Очень важно чтобы топливо и воздух были в определенных соотношениях. Поскольку при отклонениях того или иного показателя, процесс горения будет не совершенным или же будет вообще отсутствовать. Главной задачей регулятора холостого хода является регулировка подачи количества воздуха в момент нахождения в режиме холостого хода. Подача происходит не через дроссельную заслонку, так как она открывается в момент воздействия на педаль газа.

Регулятор холостого хода состоит из шагового электродвигателя, а также из подпружиненной конусной иглы. Для того, чтобы регулировать количество воздуха при работе автомобиля на холостом ходу необходимо с помощью регулятора изменять сечение в проходном канале. Одновременно с РХХ происходит работа специального датчика, который производит учет количества воздуха. В свою очередь контроллер производит подачу горючего.

Наверное, большинство людей, не посвященных в тонкости работы автомобиля, при упоминании словосочетания «холостой ход» думают, что это самый простой и легкий режим работы автомобиля, но это далеко не так. Данный режим является для двигателя самым утомительным, поскольку очень тяжело работать при небольших оборотах. И на это есть свои причины:


Причиной, вышеуказанным процессам, является маленькая скорость подачи топлива, обогащенного воздухом, в выпускную систему. В результате этого реакция смешивания происходит на недостаточном уровне и значительно снижается уровень эффективности. Конечно, при правильной регулировке РХХ будет работать очень долго, но зачастую неисправности в работе данного устройства не являются редкостью. Чаще всего во всем виновата плохая проводка. Достаточно большую популярность заслужила установка РХХ механического образца.

Внимание! Благодаря механическому РРХ можно добиться значительного уменьшения токсичности выхлопных газов.

Самые распространенные неисправности холостого хода

К возможному появлению неисправностей, связанных с работой регулятора холостого хода, нужно относиться с полной серьезностью, поскольку они могут привести к страшным и не желательным последствиям. Существует ряд определенных признаков, которые указывают на то, что есть неисправности датчика холостого хода. К ним относятся:


Необходимо знать, каким образом можно проверить исправность датчика холостого хода, поскольку некоторые признаки поломки могут свидетельствовать о неисправности других деталей автомобиля.

Причины возникновения проблем

Существует много причин, которые могли привести к данной неисправности. Не стоит терять много времени на догадки, а нужно как можно быстрее устранить неисправность. Ведь длительная эксплуатация автомобиля с ней может привести к более серьезным проблемам с двигателем. Выделяют две, самые распространенные, причины появления неисправностей:

  • износ направляющей иглы;
  • обрыв контактов в середине корпуса датчика.

Проверка исправности регулятора

Перед тем как начать процесс проверки регулятора холостого хода необходимо обеспечить неподвижность транспортного средства, то есть затянуть ручник и подложить под колеса башмаки. Рассмотрим самые простые и доступные способы диагностирования.

Устройство изымается из общей электрической цепочки и при помощи вольтметра производится проверка напряжения. При включении зажигания полученное напряжение не должно выходить за стандартные пределы, то есть, 20 вольт. Если напряжение намного ниже - неисправность с зарядкой аккумулятора, если отсутствует - стоит проверить всю цепь.

Следует проверить уровень сопротивления. Он не должен превышать 53 Ома.

Внимание! Если работа регулятора холостого хода идеальная, то показатель напряжения будет очень высоким.

Если включить зажигание и приложить к регулятору холостого хода колодку питания, то игла датчика должна сменить свое положение, если нет, то это свидетельствует о неисправности.

Возможно, что главная неисправность находится в самой работе РХХ. При определенных навыках и знаниях заменить неисправный регулятор холостого хода можно самостоятельно, без помощи работников автосервиса.

Замена регулятора

Для того, чтобы произвести настройку регулятора холостого хода в автомобилях карбюраторного типа, существуют специальные винты, которые позволяют сделать замену вручную. Но понадобятся дополнительные устройства такие, как тахометр и газоанализатор. В общем, сам процесс замены регулятора холостого хода на данных автомобилях характеризуется определенной сложностью.

Но на транспортных средствах нового образца эту процедуру можно сделать намного легче и быстрее. Правда, придется неуклонно следовать некоторым советам и рекомендациям:


Есть один небольшой, но важный нюанс, который касается ремонта регулятора холостого хода. Он просто напросто не предусмотрен. Некоторые неисправности можно устранить при помощи обработки поверхности специальными химическими средствами. Например, WD-40 или средство для чистки карбюратора.

Важно! Все чистящие процедуры необходимо проводить максимально аккуратно, чтобы не повредить прибор.

Приобретение регулятора

Агрегат, в котором не ощущается вибрация иглы, не подлежит ремонту. В таком случае, чтобы не тратить время на бессмысленные реанимационные усилия, нужно просто от него избавиться. Чтобы приобрести новый датчик не нужно затрачивать огромные денежные средства.

Совет! Самым оптимальным вариантом относительно цены и качества считаются датчики отечественного производства.

В специализированных магазинах продавцы консультанты помогут определиться с выбором датчика. Если есть сомнения по поводу нового типа устройства, то лучше всего в качестве образца взять с собой старый датчик и приобрести именно такую модель.

Очень важно купить оригинальный прибор, а не дешевую подделку. Стоит обратить внимание на все надписи и голограммы на упаковке. Если есть ошибки в написании слов или другие подозрительные моменты, то лучше посетить другой магазин и выбрать устройство которое не вызывает сомнений.

Покупку лучше всего осуществлять в проверенных местах. Для больших гарантий можно проверить наличие сертификатов качества на указанный агрегат. Также не стоит забывать о чеке. Его необходимо брать всегда, поскольку он является вашей гарантией.

В случае, когда в работе автомобиля в холостом режиме замечены нарушения не характерные для работы двигателя такие, как резкая смена оборотов, то необходимо провести диагностику для того, чтобы выявить причину данных нарушений работы. Если не обнаружить и не устранить проблему вовремя, то ситуация может усугубиться. Не стоит уповать на недостаток времени для проведения ремонтных работ, ведь это не займет его много.

Замена датчика холостого хода показана на примере автомобиля ВАЗ 21103:

Регулятор холостого хода (РХХ) представляет собой устройство, предназначенное для контроля оборотов двигателя. Его правильная работа обеспечивает бесперебойное функционирование силового агрегата. Необходимость проверить датчик холостого хода может возникнуть у автовладельцев, столкнувшихся с проблемами в работе ДВС (двигателя внутреннего сгорания).

[ Скрыть ]

Где находится и как работает датчик холостого хода?

Регулятор холостых оборотов в автомобиле устанавливается на двигателе, в частности, на корпусе дроссельного узла. Модель транспортного средства не играет роли. Устройство можно увидеть рядом с контроллером положения заслонки дросселя. На узле регулятор фиксируется с помощью одного или нескольких болтов. В некоторых моделях авто датчик зафиксирован посредством лака.

Месторасположение РХХ в автомобиле

Принцип работы РХХ основан на отсчете шагов и возвращении клапана в начальное состояние. Если водитель производит активацию зажигания, шток на датчике полностью выходит и упирается в технологическое калибровочное отверстие. Оно располагается на дроссельной магистрали. Затем устройство выполняет отсчет шагов, а клапан возвращается в изначальное состояние. Положение последнего зависит от прошивки блока управления.

Если силовой агрегат полностью прогрет, то на автомобилях ВАЗ в момент регулировки контроллер располагается на отметке около 30-50 шагов. В случае, когда этот параметр увеличивается либо падает, происходит изменение объема воздушного потока, который проходит через калибровочное отверстие. Если шток вытягивается, совершается увеличение количества поступательных движений, а когда втягивается — уменьшение. На ВАЗах ход этого элемента составляет около 250 шагов. В силовой агрегат подается определенный объем воздушного потока, который требуется для оптимальной работы двигателя, это позволяет регулировать обороты.

Пользователь Дмитрий Шарк подробно рассказал о принципе функционирования контроллера холостого хода в автомобиле.

Воздух, попадающий в ДВС, анализируется с помощью устройства контроля массового расхода. С учетом полученного объема микропроцессорный модуль подает нужное количество горючего в силовой агрегат, которое проходит через топливные форсунки. В соответствии с показаниями контроллера положения коленвала управляющий модуль мониторит число оборотов ДВС и производит регулировку холостого хода. Это позволяет подавать в двигатель машины необходимый объем воздушного потока.

Если мотор автомобиля не прогрет, то увеличение оборотов происходит в результате работы контроллера холостого хода. По мере прогрева их количество возрастает. Благодаря такому принципу действия у автовладельца есть возможность начала движения на машине без прогрева ДВС.

Пользователь Alex ZW подробно рассказал об устройстве, а также принципе действия контроллера холостых оборотов двигателя авто.

Причины неисправностей

Причины неполадок в работе датчика холостого хода:

  1. Внутри контроллера произошел обрыв электропроводки. Проблема может быть связана с износом проводников, появлением окисления на клеммах разъемов кабелей, а также с коротким замыканием (КЗ). Замкнуть контакт может вследствие истирания изоляционного слоя.
  2. Произошел износ направляющей иглы, который привел к ее стиранию. Это связано с длительной эксплуатацией устройства.
  3. Загрязнение механических компонентов механизма, в результате чего шток не может нормально передвигаться. При работе ДВС через воздушное фильтрующее приспособление проходят частицы пыли, которые смешиваются с парами моторной жидкости, отработавшими газами из вентиляционной системы. В результате это способствует загрязнению компонентов заслонки дроссельного узла. Образование нагара содействует засорению байпасного канала и его попаданию внутрь контроллера холостых оборотов. Шток датчика начинает перемещаться с подклиниванием, что приводит к нестабильному функционированию ДВС.
  4. Еще одна причина — засорение приводного устройства червячно-анкерного механизма. Данная передача используется для того, чтобы предотвратить вращательное движение ротора электрического моторчика в поступательное перемещение конусного штока. Если происходит износ резьбы механизма, то элемент не сможет нормально двигаться.
  5. Выход из строя электрического моторчика. По устройству данный двигатель представляет собой надежный механизм. Но в результате проблем в работе электроцепи питания есть вероятность перегорания обмотки электромотора. Для обнаружения неисправности придется выполнить полную диагностику РХХ.
  6. Разрушение уплотнительного элемента. Из-за повреждения кольца происходит подсос воздушного потока датчиком массового расхода.

Проблемы, связанные с работой РХХ, нельзя запускать. Если вовремя не устранить неисправность датчика холостого хода, это приведет к снижению ресурса эксплуатации двигателя машины в целом.

Признаки поломки

«Симптомы», по которым можно определить неисправность контроллера:

  1. Двигатель автомобиля заводится «бодро», но через несколько минут после запуска глохнет. Такая проблема проявляется постоянно.
  2. На холостом ходу силовой агрегат функционирует нестабильно. Обороты двигателя могут резко увеличиваться и так же быстро падать. Это хорошо слышно, поскольку скачки серьезные. Такая проблема может привести к появлению вибрации в работе силового агрегата, что негативно отражается на его функционировании в целом.
  3. При активации системы кондиционирования, отопления или других потребителей энергии количество оборотов резко падает. То же самое наблюдается при включении оптики. Этот признак может сообщить и о некорректной работе генераторного устройства.
  4. Мотор машины произвольно глохнет, когда водитель переключает рычаг передач. Возможна остановка ДВС, когда автомобиль стоит на светофоре или во время движения «накатом».
  5. Если происходит холодный пуск силового агрегата, число оборотов ДВС будет минимальным. В некоторых случаях стрелка тахометра не поднимается выше нулевой позиции. При нажатии водителем на педаль газа не происходит никаких действий, мощность ДВС не увеличивается.
  6. Силовой агрегат машины начинает троить, когда авто движется на холостых оборотах.

Канал Sdelaj Sam! Pljus interesnoe! подробно рассказал о признаках неисправностей в работе РХХ автомобиля.

Как проверить датчик холостого хода?

Есть несколько вариантов, как проверить датчик холостого хода:

  • с помощью компьютера;
  • с использованием тестера;
  • народный способ.

Компьютерная диагностика

Хотя сам РХХ называют датчиком, этот регулятор не имеет обратной связи с управляющим модулем двигателя и считается исполнительным механизмом. В процессе работы микропроцессорный блок посредством подачи напряжения на шаговый электромотор выставляет необходимое положение штока. Но объективно датчик управления не может произвести фактический вылет этого элемента, поэтому практические значения не фиксируются.

Вследствие этого, если датчик холостого хода выходит из строя, на контрольном щитке не появляется индикатор «Check Engine».

Наличие системы самодиагностики позволяет только зарегистрировать неполадки, связанные с электроцепью, к которой подключено устройство. Для проверки потребуется подключение к диагностическому выходу компьютера через специальный адаптер. На ПК запускается программное обеспечение для проверки, которое после пуска сканирует все системы автомобиля.

В зависимости от машины, коды поломок РХХ могут быть разными, но обычно они имеют следующий вид:

  • Р0505 — неисправность, сообщающая о неполадках в работе электроцепи, к которой подключен контроллер;
  • Р0506 — регулятор холостого хода заблокирован, двигатель функционирует на пониженных оборотах;
  • Р1509 — микропроцессорным модулем зафиксирована перегрузка проводника управления контроллером;
  • Р1513 — произошло замыкание на заземление электропроводки, к которой подключен регулятор;
  • Р1514 — микропроцессорный модуль сообщает о КЗ электроцепи либо обрыве на +12 вольт.

Канал VD Test рассказал о выполнении компьютерной диагностики автомобиля на предмет обнаружения неисправностей с помощью планшета.

Проверка РХХ мультиметром

Для диагностики потребуется тестер — мультиметр, при его отсутствии можно воспользоваться амперметром либо омметром:

  1. Перед выполнением проверки производится пуск силового агрегата машины, чтобы немного его прогреть, 60 градусов будет достаточно. Выполняется отключение всех электрических приборов и устройств. Перед диагностикой надо удостовериться в работоспособности контроллера положения заслонки дроссельного узла, а также лямбда-зонда. Проверка не допускается при наличии утечек в вакуумной и в системе выпуска. Также необходимо убедиться, что тахометр подключен верно.
  2. Производится пуск мотора. Если контроллер холостых оборотов рабочий, то он будет функционировать беспрерывно, при работе регулятор может гудеть и немного вибрировать. После запуска производится отключение электрической колодки от датчика. Количество оборотов должно увеличиться до 2 тысяч в минуту.
  3. Если этот параметр не поменялся, то берется тестер и выполняется проверка уровня сопротивления между контактными элементами диагностируемого устройства. Рабочая величина должна составить 9-10 Ом. Надо удостовериться, что при подаче напряжения от батареи на устройство элемент находится в закрытом состоянии, а при отключении регулятор открывается. Если диагностика показала, что у датчика нет нужного сопротивления либо он функционирует некорректно, то РХХ нерабочий и подлежит замене.
  4. Следующим этапом будет диагностика параметра тока управления. От регулятора отсоединяется колодка с проводами, после чего один контакт штекера связывается с контактным элементом РХХ с помощью перемычки. Можно использовать скрепку либо кусочек кабеля. Ко второму контакту подключается мультиметр, настроенный в режим работы амперметра, диапазон устройства составляет от 0 до 1000 мА.
  5. При функционировании силового агрегата на холостых оборотах диагностируемая величина должна составить от 400 до 500 мА, если параметры другие, РХХ подлежит замене. Надо учесть, что диагностическое оборудование может показать величину силы тока выше, чем 500 мА. Это обычно происходит при несоблюдении условий, описанных в первом пункте.
  6. Если диагностика показала отсутствие тока управления, то микропроцессорный модуль автомобиля подлежит ремонту либо замене.
  7. Если машина оборудована трехпроводным регулятором холостых оборотов, то для диагностики выполняются аналогичные действия, только надо учесть нюансы. Процедура замера параметра сопротивления должна осуществляться между двумя контактными элементами, расположенными по краям. Значение составит 40 Ом. Затем выполняется проверка сопротивления между крайним и средним контактом. Рабочее значение при работающем датчике составит 20 Ом.
  8. Процедура диагностики тока управления в трехпроводных устройствах выполняется посредством замера напряжения на центральном контактном элементе. Эта величина должна соответствовать значению на батарее. Параметр рабочего напряжения между центральным и крайним контактным элементом должна составить 10 вольт.

Пользователь Игорь Белов рассказал о выполнении диагностики регулятора холостых оборотов с помощью мультиметра, а также о других способах проверки.

Диагностика с использованием тестера является наиболее точным вариантом диагностики

Народный метод

Реализация этого способа возможна только с помощником:

  1. Производится демонтаж датчика. Для этого обычно достаточно выкрутить фиксирующие болты.
  2. Выполняется подключение разъема на четыре контакта.
  3. К концу иглы датчика прикладывается палец, серьезных усилий прилагать не нужно.
  4. Помощник садится за руль и выполняется активацию зажигания. В момент включения контроллер должен выдвинуть иглу. Если это случилось, то регулятор работоспособный. Неисправности надо искать в функционировании контроллера положения заслонки дросселя.

Как почистить датчик холостого хода?

Чистка РХХ выполняется после подготовки следующих инструментов и материалов:

  • отвертка с крестовым наконечником;
  • средство для очистки карбюраторов, подойдет также обычный спирт, растворитель или жидкость WD-40;
  • гаечные ключи;
  • ключи Тоrх;
  • ветошь без ворса, желательно светлого цвета.

Пользователь Александр Филимонов рассказал о нюансах выполнения очистки регулятора холостых оборотов.

Чистить устройство надо так:

  1. Двигатель машины должен быть отключенным и остывшим.
  2. Производится демонтаж воздуховода, соединяющего фильтрующий элемент с крышкой дроссельного узла. Для этого откручиваются два хомута и производится его демонтаж, так будет удобнее выполнять очистку. Отсоединяется магистраль вентиляционной системы картерного устройства, производится снятие заслонки дросселя. Сама крышка обычно фиксируется с помощью хомута, но доступ к нему может быть затруднен. Возможно, потребуется несколько отверток для его выкручивания.
  3. Средство для очистки распыляется на закрытую заслонку дросселя. Делается это осторожно, чтобы не забрызгать другие детали устройства, расположенные рядом. Рекомендуется распылять средством несильными кратковременными нажатиями. После выполнения задачи необходимо протереть заслонку ветошью без ворса, а затем опять произвести очистку. Только теперь надо распылить жидкость на стенки камеры, остатки средства убираются тканью.
  4. Аналогичным образом выполняется очистка узла при открытой заслонке. Действия повторяются до момента, пока устройство не будет поворачиваться максимально мягко и без заеданий. Она должна закрываться наиболее плотно.
  5. Затем от контроллера холостых оборотов отсоединяется колодка с проводами. Используя гаечный ключ соответствующего размера, выкручиваются болты, фиксирующие регулятор. Производится демонтаж устройства, при снятии нельзя потерять уплотнительный элемент, расположенный на креплении. Если заслонка открыта, отверстие воздушного канала необходимо заглушить тряпкой. Производится очистка всех компонентов, в том числе посадочного места регуляторного устройства.
  6. Также с помощью очищающего средства выполняется прочистка контроллера. Действовать необходимо осторожно, чтобы в процессе проведения работ шток не сместился. На завершающем этапе надо протереть крышку заслонки дросселя, после чего выполняется монтаж всех демонтированных элементов. Если в процессе очистки шток был смещен, его положение необходимо отрегулировать, чтобы он стал обратно.

Замена датчика холостого хода

Процедура смены выполняется так:

  1. Все действия осуществляются на отключенном моторе.
  2. Выполняется поиск места установки контроллера. От установленного датчика необходимо открутить два монтажных винта. Производится демонтаж вышедшего из строя устройства.
  3. Установка нового регулятора осуществляется в обратном порядке. При выполнении задачи надо зафиксировать контроллер в посадочном месте и до конца затянуть винты. Нельзя, чтобы датчик был зафиксирован неплотно, поскольку воздействие вибраций во время движения приведет к его поломке.
  4. При монтаже надо учитывать, что расстояние между установочным фланцем и контроллером должно составить не более 2,3 см.
  5. Выполняется подсоединение контактной колодки.
  6. После подключения надо произвести активацию зажигания на 10 секунд. Силовой агрегат при этом не запускается. При включении зажигания микропроцессорный модуль выполняет калибровку нового установленного устройства. По истечении десяти секунд допускается запуск двигателя, можно проверять работоспособность регулятора.

Пользователь ОВСЮК представил наглядное руководство по замене контроллера холостых оборотов в автомобиле.

  1. Нельзя допускать, чтобы в заслонку дроссельного узла попадала жидкость. Это приведет к скоплению влаги и грязи внутри устройства.
  2. Необходимо следить за состоянием воздушных фильтров. РХХ является регулятором поступления потока, поэтому это важно для датчика.
  3. Если автомобиль в холодное время года используется редко, то для него необходимо найти гараж. В таком случае требуется периодически производить запуск и прогрев мотора, выполнять перегазовку. Это позволит разрабатываться контроллеру холостого хода и не застывать. После длительной стоянки в условиях низких температур датчик может заклинить.

При возникновении нестабильности в работе холостого хода, первым делом владельцам автомобилей рекомендуется проверить состояние датчика холостого хода. Нестабильность работы ДХХ или регулятора ХХ проявляются в следующем:

  • При движении автомобиль глохнет в момент переключения передач;
  • Обороты то снижаются резко, то вновь начинают увеличиваться.

Если вы обнаружили одну из подобных неприятностей, РХХ придется, скорее всего, заменить. Но для начала разберемся, что это вообще за устройство.

Внешний вид и расположение

ДХХ отвечает за регулировку холостого хода. Отсюда и другое название — регулятор холостого хода. Внешне девайс представляет собой миниатюрный электродвигатель, на конце которого располагается небольшая конусообразная игла.

А где он находится? РХХ крепится на корпус дроссельного узла с помощью двух винтов или обычного лака. Рядом с ДХХ находится датчик положения дроссельной заслонки. Потому с поиском датчика проблем возникнуть не должно.

Неисправности

Особенность работы датчика холостого хода заключается в том, что невозможно отследить возникновение неисправности за счет работы бортового компьютера. Система не распознает поломку, потому приходится все делать вручную.

Есть несколько характерных признаков, которые могут подсказать вам о возникших проблемах с датчиком ХХ:

  • Автомобиль часто глохнет при работе на холостых оборотах;
  • Возникает такое явление как плавающие обороты;
  • Отсутствуют при запуске холодного двигателя повышенные обороты;
  • Если выключается передача, двигатель способен самопроизвольно заглохнуть.

Есть и несколько ошибок на бортовом компьютере, но полагаться сугубо на них не стоит.

Многие путают признаки поломки РХХ с датчиком положения дроссельной заслонки. Симптоматика действительно во многом похожа. Но суть в том, что бортовой компьютер сигнализирует о поломке датчика положения, а вот относительно РХХ он молчит.

Способы диагностики

Изучите оба, чтобы понять, какой вариант диагностики подходит больше вам.

Первый способ

  1. Обзаведитесь тестером, если ранее у вас его не было.
  2. Отключите ДХХ от колодки с проводами.
  3. Если у вас двигатель объемом 1,6 литра, тогда обязательно отсоедините крепежи дроссельного узла и сдвиньте его от ресивера примерно на 1 сантиметр.
  4. С помощью вольтметра проверьте, поступает ли напряжение на регулятор. Минус подключается к массе, а плюс идет на колодку — используйте выводы A-D.
  5. На включенном зажигании тестер должен показывать минимум 12 Вт.
  6. Если напряжение отсутствует, тогда в цепи питания или электрическом блоке автомобиля имеются проблемы.
  7. Если напряжение есть, но оно значительно меньше 12Вт, тогда это говорит о низком уровне заряда вашего аккумулятора. Обязательно подзарядите батарею.
  8. Проверив цепь на предмет эффективной работы, приступайте к изучению самого ДХХ. На данном этапе зажигание отключается.
  9. По очереди подключайте клеммы к тестеру к парам А-В и C-D. Нормальный показатель сопротивление должен быть примерно 53 Ом.
  10. Поменяйте пары на A-C и B-D. При их замерах сопротивление должно оказаться бесконечно большим.

Если проверка показывает, что показания не соответствуют нормам, тогда можно предпринять несколько действий:

  • Прочистите контакты, дроссельную заслонку, конусовидную иглу и прочие элементы датчика с помощью карбюраторного очистителя. Его отыскать не сложно, и он дешевле, чем специализированные очистители;
  • Если есть возможность, попробуйте отремонтировать РХХ;
  • При невозможности выполнить ремонт, проведите замену старого датчика на новый регулятор.

Второй способ

Для этого варианта проверки вам потребуется простейший тестер, который легко можно изготовить своими руками. Предлагаем соответствующую видео инструкцию

Теперь действуем следующим образом.

  1. Открутите крепежные винты регулятора и извлеките его с посадочного места. Расположение ДХХ вам уже прекрасно известно.
  2. Отсоедините регулятор от основной колодки, и приложите палец правой руки. Причем указательный. Не нужно прикладывать большое усилие и создавать набор.
  3. Нюанс прикладывания пальца заключается в особенностях самого регулятора, на конце которого располагается конусовидная игла.
  4. Если двигатель перестает работать, то при исправном РХХ игла выходит полностью.
  5. Палец позволит вам ощутить небольшой толчок при включении зажигания.
  6. Если этот толчок отсутствует, тогда устройство вышло из строя.

Максимальным расстоянием от выступающей головки штока до фланца является 23 миллиметра. Покупая новый РХХ, обязательно примите во внимание данный факт.

Вопрос выбора

При проверке датчика удалось выяснить, что устройство вышло из строя и нуждается в замене. Но что на его место выбрать?

Сегодня особым спросом для ВАЗ 2114 пользуются два типа устройства от разных производителей — ОМЕГА и КЗТА.

В случае с ОМЕГА обращайте внимание на номер 2112-114830. Если же решили выбрать КЗТА, тогда подходящий вам вариант имеет каталожный номер 2112-1148300-04.

Последние две цифры могут быть другими, и это очень важный момент. Если номер вашего РХХ заканчивается на 01, менять его на 03 не стоит, иначе вы просто зря потратите деньги. Устройство заменяется на аналогичное или с последующим номером — 01 меняют на 01 или 02 и т.д.

Стоимость РХХ составляет в районе 300-400 рублей, в зависимости от региона и конкретного магазина. Будьте внимательны, поскольку сейчас на рынке присутствует внушительное количество подделок.

Замена

Для работы вам потребуется:

  • Новый регулятор, подходящий для вашего ВАЗ 2114;
  • Ветошь;
  • Крестовая отвертка;
  • Ключ на 13 миллиметров;
  • Очиститель для карбюраторов;

Имея в наличии необходимые инструменты и материалы, можно приступать к работе.

  1. Поставьте автомобиль на ровную площадку, включите ручник.
  2. Поднимите капот и прочно его зафиксируйте, дабы избежать ненужных травм.
  3. Отключите минусовую клемму от аккумулятора. РХХ — это электроприбор, потому это мероприятие обязательное.
  4. Снимите защитный кожух с силового агрегата.
  5. Немного ослабьте хомут, чтобы отсоединить резиновую трубку от патрубка воздушного фильтра. Это нужно для того, чтобы трубка не мешала.
  6. Демонтируйте хомут, который удерживает патрубок воздушного фильтра. Гофра отсоединяется и отодвигается немного в сторону.
  7. Крепежный винт троса, идущего от педали газа к заслонке (дроссельной) нужно немного ослабить.
  8. Ветошью удаляется вся грязь возле, и на самом дроссельном узле.
  9. Крепежную гайку дроссельного узла, а также крепежные винты РХХ обработайте с помощью всемогущего средства WD40. Это позволит легче выполнить демонтаж.
  10. Снимите полностью дроссельный узел. Для этого откручиваются две гайки с помощью ключа на 13 миллиметров.
  11. Снимите разъем датчика с клемм.
  12. При наличии грязи на местах соприкосновения ДХХ и дроссельного узла, обязательно удалите ее ветошью.
  13. Отверткой открутите два крепежа, с помощью которых соединяются дроссельный узел и наш искомый датчик.
  14. Достаньте из крепежного гнезда регулятор.
  15. Промойте с помощью карбюраторного очистителя весь дроссельный узел.
  16. Установите новый регулятор в аналогичном положении, как стоял только что демонтированный ДХХ.
  17. Моторным маслом обработайте новую резиновую прокладку, которая должна идти в комплекте с РХХ.
  18. Верните на место два винта и убедитесь, что регулятор плотно прилегает к корпусу дроссельного узла.
  19. Верните ДУ на место и проверьте, насколько прочно зафиксированы гайки.
  20. Подключите разъем на клеммы устройства.
  21. Установите на место тросик, патрубки и трубки. Затяните как следует все хомуты.
  22. Поставьте обратно защитный кожух двигателя.

После сборки остается очень важный этап — калибровка нового РХХ. Для этого нужно подключить аккумулятор, и включить зажигание. Достаточно 10 секунд. За это время электронный блок управления самостоятельно выполнит калибровку.

Все, новый регулятор готов к работе. Чтобы не возникало проблем с заменой, посмотрите обучающее видео.

Ремонт

Не всегда есть возможность или даже желание тратить деньги на покупку нового устройства. Вне зависимости от причин, проблему вышедшего или плохо функционирующего датчика холостого хода вполне можно попытаться решить методом ремонта.

  1. Попробуйте промыть старый датчик.
  2. Для этого его следует демонтировать и тщательно очистить все контакты с помощью ватной палочки, вымоченной в карбюраторном очистителе.
  3. Далее очистителем обильно обрабатывается шток, игла и пружина.
  4. Зубной щеткой легко можно зачистить смазанные карбюраторным очистителем участки.
  5. Повторно промойте устройство, а затем верните его на место.
  6. Не редко подобные мероприятия позволяли достичь отличного результата, холостые обороты вновь начинали работать как раньше.

Но это наиболее простой вариант ремонта, рассчитывать на который не всегда стоит. Есть более сложный, но при этом более эффективный вариант самостоятельного ремонта вышедшего из строя регулятора холостого хода:

  • Демонтируйте датчик, очистите его внешние элементы, как указано в предыдущем способе ремонта;
  • Извлеките три шпильки, фиксирующие корпус датчика;
  • Максимально аккуратно демонтируйте корпус регулятора. Действительно медленно и осторожно, чтобы не повредить контакты;
  • После демонтажа вы можете обнаружить наличие обрыва припоя. В данной ситуации провод припаивается на место, а место пайки обрабатывается специальным антикоррозийным лаком;
  • При наличии в корпусе регулятора зазоров, они устраняются с помощью герметика. Так через клапан не будет подсасываться воздух.

Если при разборке устройства обнаружились проблемы на обмотке или же износилась игла, ремонт не поможет. Придется менять РХХ полностью .

Вопрос неисправности регулятора холостого хода достаточно распространен в случае с ВАЗ 2114. Этот элемент нельзя назвать слабым местом автомобиля, однако сталкиваться с подобной поломкой не хочется никому. Как, впрочем, и с любой другой неисправностью. Но куда от них денешься?!

Сегодня, героем нашего повествования станет еще один незаметный и скромный компонент системы автомобиля, который называется регулятор холостого хода, или РХХ. Что такое РХХ, зачем нужно регулировать холостой ход, какими бывают подобные устройства и какие проблемы с ними возникают, обо всем об этом, мы и поговорим.

Каждый раз, когда вы выключаете передачу и отпускаете педаль газа, по логике вещей, двигатель должен бы остановиться, но этого не происходит. Более того, мотор продолжает работать на определенных оборотах, самостоятельно поддерживая их. Если вам захочется включить печку, что-либо из электрооборудования машины на холостом ходу, то обороты двигателя будут автоматически увеличены. А педаль-то газа никто не трогает. Следовательно, подача воздуха в двигатель осуществляется в обход дроссельной заслонки. Вот за эту подачу, как раз и отвечает РХХ. И хотя это устройство характерно для двигателей с непосредственным впрыском топлива, у карбюраторных систем существует отдаленный аналог. Он называется электромагнитный клапан. Вот только регулирует этот клапан подачу топлива через канал холостого хода. А подача воздуха на холостом ходу в карбюраторных автомобилях регулируется руками, при помощи специальных винтов на карбюраторе. И для этой процедуры нужно дополнительное оборудование, ну и необходимые знания, конечно.

Как выглядит РХХ для Лада Калина

Помимо поддержания стабильности работы двигателя на холостом ходу, РХХ отвечает за прогревочные обороты мотора. Так, если двигатель холодный, то он на холостом ходу работает на более высоких оборотах, благодаря чему, осуществляется быстрый прогрев системы, а значит, вы быстрее сможете ехать. Кроме того, регулятор холостого хода включается в работу, когда вы бросаете педаль газа, чтобы нажать на тормоз. Именно благодаря РХХ, двигатель не глохнет в подобных ситуациях.

Еще одна важная функция регулятора холостого хода заключается в том, что с его помощью электроника предотвращает работу мотора на обедненной смеси. Что очень вредно как для самого двигателя, так и негативно сказывается на расходе топлива. Вот таковы в общих чертах, функции регулятора холостого хода.

Виды регуляторов холостого хода

По своей сути, регулятор холостого хода, это клапан который открывает или закрывает подачу воздуха в систему, по так называемому, «байпасному каналу». Название происходит от английского bypass – идти в обход. В данном случае, воздух подается в обход дроссельной заслонки. Собственно разновидности РХХ, это различные способы открывания и закрывания такого клапана. Сам клапан представляет собой конусообразную иголку, которая входит в отверстие, перекрывая его, или же напротив выходит из отверстия, соответственно открывая доступ воздуху.

Как выглядит РХХ на Chevrolet Lanos

В современных автомобилях в основном применяются три типа регуляторов холостого хода:

  • соленоидный;
  • шаговый;
  • роторный;

Соленоидные РХХ, имеют достаточно простое устройство и принцип работы. Когда на соленоид подается рабочее напряжение, его сердечник втягивается, тем самым, открывая канал подачи воздуха. При отключении соленоида сердечник возвращается на место, перекрывая bypass канал. Но такие устройства имеют лишь два положения – открыто и закрыто. А потому, для тонкой регулировки подачи воздуха в них используется изменение частоты подачи управляющих импульсов. Сердечник с высокой скоростью двигается вперед и назад, тем самым обеспечивая нужное количество воздуха.

В роторных РХХ для открывания и закрывания клапана применяется ротор. Для тонкой регулировки подачи воздуха, здесь так же используют частотно-импульсный тип управления. Просто, вместо соленоида клапан приводит в движение, вращающийся ротор.

Ну а шаговый регулятор холостого хода в своей конструкции имеет кольцевой магнит и четыре обмотки. Вот на эти-то обмотки поочередно и подается напряжение, благодаря чему, вращается управляющий ротор. Собственно, шаговый электродвигатель известен давно и широко применяется в различной технике.

В принципе, нельзя однозначно сказать, какой из типов РХХ лучше или хуже. Это часть сложной и вариативной системы, а потому, оценивать стоит именно надежность и эффективность всей системы, а не отдельного ее элемента.

Видео о проблемах с РХХ

О поломках и проблемах с РХХ

Для начала, давайте разберемся с признаками того, что регулятор холостого хода работает не штатно или не работает вообще. В целом, симптоматика нарушений здесь сходна с поломками датчиков:

  • положения дроссельной заслонки;
  • массового расхода воздуха;
  • положения коленвала;
  • положения распредвала;

Достаточно выразительным отличием в случае поломки РХХ, является отсутствие светового сигнала – Check Engine. А в общем, симптомы достаточно распространенные. Изменение оборотов или вообще остановка двигателя на холостом ходу. Отсутствие реакции мотора при включении печки, кондиционера, или иного навесного оборудования, опять-таки на холостом ходу. Остановка двигателя при отпускании педали газа. При появлении одного или нескольких подобных симптомов, имеет смысл проверить работу регулятора холостого хода. Но помните, контроль его работы, другими словами, обратная связь осуществляется обычно при помощи датчика коленвала или датчика распредвала, а значит, проблемы возможно возникают в них.

Грязный РХХ на Daewoo Matiz

Основными причинами отказа регулятора холостого хода, следует считать проблемы с проводкой, собственно выход из строя самого датчика – когда сгорает обмотка или происходит механическая поломка, а так же причиной отказа РХХ может быть то, что он банально засорился. Промывают регулятор холостого хода, обычно при помощи средства для промывки карбюраторов, но подойдет и WD 40. Если вы снимали РХХ или даже меняли его, необходимо произвести калибровку датчика. Для этого, как правило, нужно обесточить электронный блок управления двигателем, установить и подключить РХХ, а затем подать напряжение на ЭБУ. После этого, включаете зажигание на пять – десять секунд, за это время, электроника откалибрует РХХ.

Вообще говоря, считается, что регулятор холостого хода должен пройти весь моторесурс двигателя без проблем, но реальность, как это обычно бывает, далека от идеала.

«Лада» 14-й модели - весьма популярный в России автомобиль. Он представляет собой усовершенствованную версию «девятки». Помимо инжекторного впрыска, в конструкции ДВС появилось много датчиков. Один из таких - ДХХ. Данный элемент необходим для контроля и создания оборотов двигателя в режиме холостого хода. Датчик холостого хода ВАЗ-2114 - это немного неправильное название для элемента. Это регулятор холостого хода. Внутри него заключен электромотор, а также игла конусной формы. Этот элемент периодически может выходить из строя. Каждый владелец данного автомобиля должен уметь диагностировать этот датчик. И в сегодняшней статье мы расскажем, как это сделать.

Принцип действия элемента

При повороте ключа и включении зажигания шток, находящийся непосредственно на датчике холостого хода ВАЗ-2114, выдвигается полностью и заходит в отверстие, которое есть на патрубке дросселя. Затем регулятор вычисляет нужное количество шагов, а игла возвращается в свое изначальное положение. Оно зависит от типа прошивки автомобиля. Так, для популярной «Январь 5.1» положение составляет 110 шагов на горячем моторе, а на прошивке от "Бош" - 50 шагов на прогретом двигателе.

Когда агрегат достиг своих рабочих температур, в момент регулирования оборотов датчик установлен на отметке в 40. С ростом или падением количества шагов воздух, который проходит через отверстие в дроссельном патрубке, постоянно меняется. Если шток выдвигается, то количество шагов растет, и наоборот. Полный ход штока датчика холостого хода ВАЗа 2114-й модели - 250 шагов.

На новом регуляторе, который еще не устанавливался на двигатель, расстояние от штока до фланца составляет не более 23 миллиметров. При покупке нового датчика следует измерить длину головки, которая выступает. В мотор подается определенный объем воздуха, который нужен для нормального его функционирования. За счет этого регулируется холостой ход. Затем воздух исследуется ДМРВ, и по его количеству ЭБУ подает нужное количества топлива через форсунки в цилиндры. При помощи ДПКВ ЭБУ контролирует обороты коленчатого вала и изменяет положение регулятора холостого хода. Так осуществляется подача нужного количества воздуха для оптимального сгорания топлива.

Когда силовой агрегат еще не прогрет, датчик холостого хода ВАЗ-2114 регулирует объем воздуха так, чтобы смесь была обогащенной. При этом автоматически выставляются повышенные обороты. Так, можно сразу начать движение на автомобиле без необходимости предварительного прогрева.

Симптомы неисправности

Установленный в автомобиле бортовой компьютер имеет очень ограниченный функционал и не способен сообщить водителю о неисправности датчика холостого хода на ВАЗ-2114. Компьютер, как и регулятор, не оснащены системой самостоятельной диагностики. Но есть симптомы, которые подскажут, что РХХ вышел из строя.

Один из самых явных признаков, говорящих о неправильной работе датчика, - это неровная работа силового агрегата на холостом ходу. Особенно яркий симптом - мотор останавливается, когда водитель снимает машину с передачи при движении.

Характерные признаки неисправности датчика холостого хода на ВАЗ-2114 - это низкие обороты после запуска силового агрегата «на холодную». Но все эти признаки полностью идентичны тем, что бывают при выходе из строя ДПДЗ. Это усложняет диагностику. Но как не запутаться? Проверяется это следующим образом - в случае с ДХХ на приборной панели загорится лампа «Проверьте двигатель».

Как проверить регулятор?

Если появились эти признаки, датчик холостого хода ВАЗ-2114 нужно проверить. Деталь отсоединяют от колодки. Затем нужно убедиться, что на регулятор приходит нужное для его работы напряжение. Выполнить данную операцию можно при помощи мультиметра. Проверка выполняется следующим образом. Нужно выключить зажигание автомобиля, а затем измерить напряжение. Если его нет, то проверяют всю цепь (в том числе и ЭБУ). Если напряжение есть, а его уровень составляет около 12 В, то датчик исправен. Скорее всего, разрядился аккумулятор. После этой проверки включают зажигание, а ДХХ присоединяют к колодке. Датчик холостого хода инжекторного ВАЗ-2114 неисправен, если при этом его игла не будет двигаться.

Демонтаж

Если после диагностики выяснилось, что причина в датчике, то его необходимо демонтировать и заменить. Данный элемент на автомобилях ВАЗ имеет небольшие габариты. Находится он на дросселе, в посадочном месте. Демонтаж выполняется очень легко. Зная, где находится датчик холостого хода на ВАЗ-2114 (расположение элемента показано на фото ниже), нужно открутить два винта. Иногда в редких случаях может возникнуть необходимость в снятии дросселя.

Демонтаж выполняют следующим образом. Первым делом автомобиль ставят на стояночный тормоз. Затем отсоединяют минусовую клемму аккумулятора. Далее отсоединяют колодку от регулятора. Обязательно нужно очистить место, где датчик соединяется с корпусом дросселя. Это нужно, чтобы грязь и ржавчина не попала в отверстие. Затем выкручивают винты, удерживающие датчик.

Чистка

Любые неработающие РХХ вначале рекомендуется тщательно очистить. Это позволит окончательно убедиться в неисправности. Данная процедура очень проста и не потребует от автовладельца много времени. Для работы пригодится очиститель карбюратора, а также универсальное средство ВД-40.

Очистку выполняют следующим образом. С регулятора снимается колодка. Далее на ватную палочку наносят один из очистителей. Затем палочкой тщательно обрабатывают контакты. После этого можно открутить винты, на которых закреплен регулятор, и вынуть его из посадочного места.

Когда датчик будет устанавливаться на свое место, важно максимально точно провести замеры расстояния между корпусом и иглой РХХ. На нормально работающем датчике этот зазор должен составлять 23 миллиметра. Если датчик не заработал после такой чистки, то можно говорить об износе направляющей иглы или о внутреннем обрыве. В данных случаях ремонт невозможен, а решить проблему можно только путем замены элемента.

Качественные датчики на ВАЗ

Опытные автолюбители рекомендуют приобретать РХХ, изготовленные группой "Омега". Также неплохие отзывы получает продукция от КЗТА. Купить регулятор можно в любом магазине запчастей, а цена составит около 350 рублей. При покупке стоит проверить, что магазин не предлагает подделку.

Заключение

РХХ - небольшое устройство, которое может создать водителю серьезные проблемы. Диагностировать и чистить данный элемент несложно, а процесс замены потребует наличия минимума инструментов. Все работы легко можно сделать собственными руками.