Правила замены масла в тракторе, двигателе трактора.

МТЗ 82 – это трактор белорусского производителя, который имеет большую популярность в нашей стране. Прежде чем эксплуатировать любое рабочее транспортное средство, следует проверить уровень всех жидкостей и при необходимости дополнить. Только зная заправочные емкости МТЗ 82 и заливаемые марки масел, можно выполнить эту задачу.

Основные заправочные объемы МТЗ 82 и МТЗ 80

В первую очередь трактористу необходимо знать, сколько топлива может вместиться в топливный бак и сколько масла в МТЗ 82 в двигателе. Объем топливного бака 120 литров. Но они не единственные. Имеется еще бак пускового двигателя ПД-10. В него вмещается 1,9 литров.

Дополнительный карбюраторный двигатель необходим для пуска двигателя. Он обеспечивает легкий старт даже в сложных условиях при низкой температуре. Он состоит из одноступенчатого редуктора и электрического стартера с подогревателем.

Трактор Беларус

МТЗ 82 может оснащаться одним из двух силовых агрегатов: Д240 и Д240Л. Что касаемо заправочных объемов, то разница между ними лишь в том, что Д240 имеет 20-литровую охлаждающую систему, а Д240Л – 22-литровую.

Заправочные емкости МТЗ 82:

  1. Объем картера моторного масла — 15л.
  2. Корпус трансмиссии, с учетом коробки передач и заднего моста — 40 л.
  3. Передний ведущий мост – 1,7 л.
  4. Колесный редуктор ПМ – 1,7 л. каждый.
  5. Верхняя коническая пара колесных редукторов переднего моста – по 0,3 каждый.
  6. Гидроусилитель руля – 6 л.
  7. Топливный насос – 0,2 л.
  8. Пусковой двигатель, редуктор – 0,4 л.

Марки и заправочный объем

Емкость узлов не является предопределяющей для заправки. Заливать в систему необходимо определенное количество масла или смазки. Прежде чем заливать жидкость или смазывать узлы, необходимо уточнить, какую марку необходимо использовать.

При работе трактора в холодное время года при температуре до +5 С необходимо использовать моторное масло М-8ДМ, которое соответствует ГОСТ 8581-78. Заливать необходимо 12 литров. То же количествао смазки, но уже марки масел М-10ДМ по ГОСТ 8581-78 необходимо обновить при температуре окружающего воздуха +5 С и более. Менять смазку необходимо каждый 500 мч. Использовать можно и альтернативные варианты: М-10Г2К и М-10Г2. Первый образец меняется каждые 250 мч, а второй 500 мч.

В топливный насос можно заливать одно из вышеперечисленных масел. Причиной замены жидкости в узле может стать его ремонт. В остальных случаях заливать его не требуется. В топливный насос вмещается 0,25 л моторного масла.

Воздухоочиститель – еще один узел трактора, который требует наличия моторного масла. Но здесь есть особенность. Можно добавлять отработку, дав ему отстояться. Замена производится каждый 500 мч. Но обязательно знать, сколько литров масла добавлять. В этом случае — 1,5 л.

Моторный отсек

Заправочная емкость силовой передачи – 40 литров. Система заправляется полностью. При каждом очередном плановом то необходимо заменить 40 литров трансмиссионного масла ТАп-15В, ТСп-10 или ТСп-15К. Можно дублировать другим — ТАД-17.

Колесный редуктор вмещает 3,7 л того же масла, что и в трансмиссию. В отличие от других элементов, в редуктор необходимо заполнять сразу в двух точках. Колесные редуктор, верхняя коническая пара, опора привода и приводной шкив заправляются Тап-15В и другими аналогичными маслами.

Все гидроагрегаты и ГОРУ заправляются модернизированным моторным маслом М-10Г2. Можно использовать и другие: М-8Г2К или М-10Г2К. Это же касается и гидроусилителя руля, туда заправляется такое же масло.

Смазка подшипника обводки выполняется Литолом-24. В качестве альтернативы можно использовать многоцелевую пластичную дублирующую смазку марки LCP-GM. Выполнять это необходимо как при эксплуатации, так и техническом обслуживании. Чтобы заполнить 0,2 литра рабочего объема, необходимо использовать специальный шприц. Нескольких нагнетаний будет достаточно.

Начиная с 1974 года, с конвейера Минского тракторного завода сходит универсальный колёсный трактор марки МТЗ 80. Конструкция разрешает использовать машину в областях: сельское хозяйство, строительство, жилищная сфера. Среди колёсных тракторов, модель распространена, поскольку количество выпущенной техники превосходит конкурентов.

Причина популярности технического средства, применение надёжной и в то же время простой силовой установки, роль которой выполнял двигатель Д240. Конструкция агрегата проста, не требует сложных условий по уходу, используется в температурных диапазонах как южных, так и северных широт. Кроме того, приемлемая цена двигателя и установка на Д240 ассортимента навесного оборудования делает устройство доступным для массы покупателей.

Трактор МТЗ 82.1 с навесным оборудованием:

Описание двигателя

Агрегат относится к дизельным четырёх цилиндровым моторам, блок цилиндров установки усиленный, выполнен из чугуна, объём двигателя Д240 составляет 4.75 литров. Силовая установка атмосферная, отличается повышенной надёжностью и простотой конструкции. Ремонтируется мотор легко, процедура возможна даже в полевых условиях.

Поскольку силовая установка дизельная, подача топлива, это впрыск, мотор обеспечен нужной тягой и достаточной мощностью. К тому же двигатель Д240 т составляет 28 кгс*м, чего хватает для выполнения большинства поставленных задач. Процесс запуска силовой установки Д240 происходит при помощи электрического стартера, модификация Д240Л оборудована пусковым двигателем, что помогает облегчить запуск главного агрегата в холодное время года.

Конструктивным решением было применение на силовом агрегате рабочей камеры нераздельного типа. Кроме того, впрыск топлива двойной, с образованием паров рабочей жидкости по объёму и распределением горючего в виде плёнки по цилиндру и поршню. Благодаря решению, удаётся получить эффект, используя ресурс мотора и реализовать потенциал. Таким образом, динамические характеристики агрегата выше, что делает возможным справляться мотору с большим количеством поставленных целей.

Рабочую камеру, с целью улучшения смесеобразования, конструкторы выполнили в виде шара, это образовывает внутри камеры вихревые потоки и использует выделяемое тепло с эффектом. Силовая установка вырабатывает 80 лошадиных сил при 2200 мин-1 оборотах коленчатого вала. Такие показатели гарантируют тягу в диапазоне оборотов.

Избегать температурных деформаций блоку цилиндров силового агрегата помогает высокопрочный серый чугун. Материал сделал мотор тяжелым, масса двигателя Д240 составляет 430кг, это себя оправдало, поскольку у мотора нет болезней, присущих аналогичным механизмам.

Силовой агрегат Д240:

Технические характеристики двигателя Д 240

Популярностью силовая установка обязана простоте и надёжности. Решающую роль сыграли характеристики двигателя Д240, которые на момент выпуска, отвечали ожиданиям пользователей.

Двигатель Д240 технические характеристики:

Данные Расшифровка
Силовой агрегат, количество тактов 4
Смесь топлива и воздуха Камера в поршне
Давление впрыска горючего (кгс*см 2) 175-180
Цилиндры, итого (шт.) «4»
Положение цилиндров вертикально, ряд
Объём агрегата (л.) 4,75
Очерёдность хода «1» + «3» + «4» + «2»
Цилиндр, поперечник (мм.) 110
Поршень, ход (мм.) 125
Отношение полного объёма к объёму камеры сгорания 16
Мощность (л.с.) 80
Импульс (кгс*м) 28
Вес двигателя д 240 (кг.) 430
Ресурс (км.) 500000
Смазка Система смазки (нагнетание + пары масла)
Моторное масло, объём (л.) 15
Масло Летнее: М10Г, М10В;Зимнее: М8Г, М8В, ДС-8
Охлаждение Жидкостью, замкнуто, вентиляция
Объём антифриза (л.) 19

В таблице указана масса сухого агрегата. Дополнительное навесное оборудование или заправка установки жидкостями, увеличивает вес двигателя Д240 в сборе в сторону больших величин, нежели указаны в таблице.

За счет того, что технические характеристики агрегата показывали неплохие параметры по мощности и динамике, мотор часто используют для переоборудования автомобилей ЗИЛ и ГАЗ.

Компоненты агрегата

Нормальное функционирование агрегата обусловлено комплексной работой компонентов.

  • Компоненты снижения избыточной температуры агрегата.Силовой агрегат, при превышении температурой установленных норм, с целью снижения показателей, применяет жидкость. Циркуляция вещества происходит в замкнутом пространстве, сообщение с атмосферой происходит посредством предохранителя.

Составляющие:

  1. теплообменник, насос для жидкости;
  2. термический регулятор;
  3. лопасти крыльчатки, охлаждающие полости установки, трубки, подводящие и отводящие жидкость охлаждения.

Система охлаждения дизеля Д240:


  • двигателя Д240.Силовой агрегат применяет смазку с одним контуром. Смазка деталей происходит комбинацией, одни детали двигателя получают смазку посредством принудительного распыления, другие самотёком и масляным туманом.

Составляющие:

  1. механизм забора масла из нижней части агрегата;
  2. помпа, подающая смазку;
  3. механизм центробежной очистки масла;
  4. теплообменник, терморегулятор, механизмы, приводящие в действие помпу.

Система смазки дизеля Д240:


  • Компоненты, обеспечивающие подачу горючего.Силовая установка оснащена компонентами, которые представляют собой скопление механизмов и устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу горючего и отвод сгоревшего материала.

Компоненты:

  1. элемент очистки воздуха;
  2. коллекторы, топливные фильтрующие элементы;
  3. топливный насос, распылители, трубки, подающие горючее под давлением и без давления.

Система подачи топлива дизеля Д240:


  • Компоненты пуска силовой установки.Силовой агрегат Д240, входящий в комплект электрический стартер быстро и бесперебойно заводит мотор. Производительность стартера 4.8 лошадиных сил. Кроме того, в комплекте устройство подогрева, предназначено поддерживать температуру подаваемого воздуха на нужном уровне для образования смеси, в случае, если процесс запуска происходит в период отрицательных температур.

Стартер редукторный МТЗ Д240:


Модификация агрегата Д240Л в комплектации содержит мотор, состоящий из одного цилиндра, питающийся смесью приготовленной карбюратором. Кроме того, за рабочий цикл силовой агрегат выполняет два такта, маркируется ПД 10УД, выдаёт 10 лошадиных сил. Механизм пуска оснащен устройством регулировки, поддерживающим постоянную частоту вращения, принцип работы, центробежная сила. Количество режимов регулировки, один. Зажигания магнето, монтированного на корпусе, процесс происходит как в ручном режиме, так и при помощи стартера. Для используют жидкостный подогреватель. За счет применения дополнительного навесного оборудования в виде пускового мотора, модификация Д240Л весит больше, в сухом виде без муфты сцепления вес двигателя составляет 490 килограмм.

Пусковой двигатель ПД 10УД, устанавливается на дизель Д240Л:


Силовая установка оснащена генератором переменного тока, мощностью 400 Вт со встроенным выпрямителем, напряжение 14В, напряжение электрической цепи 12В. Достоинство мотора, простая электрическая схема, поскольку на агрегате применяется помпа с механическим приводом.

Неисправности двигателя Д240- способы устранения

В процессе эксплуатации установки выявляются дефекты, связанные с недоработкой механизма. При использовании мотора Д240 периодически происходят такие сбои:

Поведение Действие
Силовой агрегат не заводится.
Элементы очистки горючего засорены. Очистить и промыть фильтры, если надо, поменять.
Эксплуатация холодного, не достаточно прогретого силового агрегата. Подогрейте подаваемый в цилиндр воздух, использую подогреватель. Залейте в радиатор мотора горячую жидкость.
Повышенная вязкость горючего. Слейте старое горючее, залейте новое, зимнее.
Стартер не прокручивает мотор. Демонтируйте стартер, проведите ремонт.
Работа силового агрегата сопровождается сбоями.
Попадание атмосферы в механизмы, отвечающие за поставку топлива. Устранить воздушные пробки, заполнить пустоты горючим.
Засорение элементов, фильтрующих топливо. Проведите очистку, если надо, замену.
Выход струи горючего происходит с малой силой. Провести регулировку, увеличить силу струи.
Клапан, обеспечивающий давление горючего, даёт течь. Демонтируйте деталь, очистите, замените.
Работа клапана головки цилиндров сопровождается сбоями. Демонтируйте головку, почистите деталь от нагара.
Проведите ремонт агрегата.
Агрегат Д240 дымит:
Чёрный дым
Переключить передачу на низшую.
Отверстия форсунки забиты, игла залипает. Очистите распылитель от нагара, если надо, замените.
В агрегат подаётся мало воздуха. Диагностика и обслуживание фильтрующего элемента.
Нарушены настройки помпы. Регулировка помпы.
Сбита настройка шестерён распределения. Установить детали, по нанесенным рискам.
Белый выхлоп.
Компрессия установки не соответствует норме. Регулировка места соприкосновения клапана и седла. Притереть детали, заменить пришедшие в негодность.
В дизеле присутствует вода. Слить горючее, залить свежее.
Сизый выхлоп.
Сгорание смазки с горючим. Проверить, сколько смазки в агрегате, отрегулировать необходимый объём.
Износ поршней, цилиндров и других деталей группы. Проведите ремонт агрегата.
Силовая установка перестаёт работать.
Попадание атмосферы в механизмы, отвечающие за поставку топлива. Устранить воздушные пробки, заполнить пустоты горючим.
Прекращена подача питания. Диагностика на предмет присутствия горючего, работоспособность аппаратуры и фильтров.
Наличие жидкости в горючем. Слейте старое горючее, налейте свежее.
Заедание: поршень, коленчатый, распределительный валы. Проведите диагностику, отремонтируйте.
Агрегат стучит.
Горючее транспортируется с опережением. Корректировка момента, когда начинает подаваться горючее.
Не исправлен распылитель. Провести диагностику, исправить неполадки.
Нарушено место соприкосновения клапана и седла. Необходима регулировка клапанов двигателя Д 240.
Палец и посадочное место в поршне имеют износ. Провести ремонт агрегата.
Износ поршней и гильз цилиндра. Провести ремонт агрегата.
Коленчатый вал, износ: вкладыши, шатунные шейки. Провести ремонт силовой установки.
Агрегат перегревается.
Недостаточный объём охлаждающей жидкости. Доведите уровень жидкости до нормы.
Слабое натяжение привода вентилятора. Проверить натяжение ремня.
Радиатор силовой установки загрязнён. Очистить радиатор.
Система охлаждения содержит много накипи и грязи. Промыть и очистить систему.
Клапан терморегулятора открывается не полностью. Заменить клапан.

Регулировка клапанов агрегата Д240:

При работе двигателя возникает трение при взаимодействии деталей, приводящих механизм в движение. Во избежание сухого трения они должны быть постоянно смазанными. В дизельном двигателе трактора «Беларусь» часть деталей смазывается под давлением, другие — за счет разбрызгивания масла.

Под давлением, созданным масляным насосом, смазываются:

  • шестерни привода топливного насоса ;
  • подшипники коленчатого и распределительного валов;
  • втулки промежуточной шестерни;
  • клапанный механизм.

Смазка механизма разбрызгиванием происходит во время работы двигателя, а также при циркуляции в системе.

Таким методом смазываются :

  • поршни;
  • гильзы;
  • поршневые кольца;
  • привод масляного насоса;
  • кулачки распределительного вала.

В работающем двигателе смазка постепенно загрязняется продуктами износа и пылью. Ко всему прочему необходимо учитывать химические воздействия кислорода и влияние металлов, вследствие чего происходит образование кислот, смол и других вредных разрушающих веществ.

Прогресс не стоит на месте, и постепенно появляется лучшее: на смену минеральным маслам приходят полусинтетические и синтетические для малооборотистых дизельных двигателей. Изготовленное на основе сырой нефти, оно быстрее теряет свои полезные свойства из-за высоких температур и большого давления. В камере сгорания минералка коксуется, образуя нагар. При соприкосновении его с раскалённым поршнем образуется лак, вызывающий пригорание поршневых колец. Результатом становится износ и капитальный ремонт двигателя.

Синтетические масла изначально были придуманы для моторов реактивных самолётов. Со временем высокие технологии стали доступны простому обывателю. Разработанная в лабораториях, синтетика не содержит естественных химических веществ, разрушающихся при высоких температурах. Из ее состава удалены химические соединения, вызывающие осадок и окисление. Кроме того, она выдерживает чрезвычайно высокие температуры, которые не выдержала бы минералка, созданная на основе нефти.

Еще одним плюсом синтетики является морозоустойчивость. При низких температурах минеральные смазки густеют, усложняя запуск двигателя. Синтетика не густеет, и начинает работать сразу после старта двигателя.

Полусинтетические получаются после смешивания синтетического и минеральных масел. Добавление минерального снижает стоимость, а синтетика даёт смазочной смеси свои положительные свойства, продлевая ресурс двигателя и упрощая его запуск при отрицательных температурах.

Срок службы

Системы фильтрации и смазки оказывают непосредственное влияние на срок службы масла. Для отделения вредных примесей, в различных двигателях трактора «Беларусь», используются системы фильтрации и очистки. В двигателе Д-36 она двойная. В чугунном корпусе, закреплённом на блоке цилиндров, установлены масляные фильтры грубой и тонкой очистки. В модели Д-40К появилась новая вариация: очищение осуществляется с помощью установленного центробежного фильтра с постоянным фильтрующим элементом, повышается износоустойчивость трущихся деталей и снижается расход картерного масла.

Замену масла рекомендуется производить каждый год или через 250 моточасов. Более подробную информацию можно посмотреть в химмотологической карте для конкретной модели трактора.

Химические свойства

Масла могут быть не только синтетическими или минеральными, то есть отличаться по химическим свойствам, заданными составом образующих веществ. Важнейшими качествами их являются:

Вязкостно-температурные свойства. Слишком большая вязкость будет затруднять циркуляцию в системе, и препятствовать проникновению в малые зазоры. Малая вязкость позволит маслу вытекать из зазоров, попадать в систему сгорания и просачиваться в технологические соединения деталей. Лучшим вариантом для двигателей является смазка с наименьшей допустимой вязкостью, обеспечивающей надёжное жидкостное трение. Качественное масло меньше разжижается при нагревании и меньше густеет при низких температурах.

Стабильность – это способность масел сохранять свои первоначальные полезные свойства. С большей характеристикой стабильности оно обладает лучшей сопротивляемостью воздействию высоких температур, кислорода воздуха.

При взаимодействии с металлом происходит окисление или коррозия. Коррозионные свойства обусловлены содержанием в масле кислот. Они могут появляться как от некачественной очистки, так и в результате химических реакций, при циркуляции в двигателе.

Для улучшения вышеперечисленных свойств, в них добавляют химические вещества – присадки.

Виды масел для тракторных дизельных двигателей

  1. Летом дизельное масло с присадкой ДП-11, ДСП-11;
  2. Зимой — также с присадкой ДП-8 (ГОСТ 5304-54); МС-14 ГОСТ 1013-49;
  3. Солидол жировой ГОСТ 1033-51.

Буквами в маркировке обозначают: Д – дизельное, П – наличие присадки, С –тщательная селективная очистка, цифра (11 или 8) обозначает вязкость при температуре 100°С. Зимой рекомендуется применять менее вязкие, летом более вязкие.

МС-14 — масло селективной очистки, применялось в качестве базовой смазки, на сегодняшний день снято с производства.

Альтернативные масла

В инструкции по эксплуатированию тракторов Беларусь производитель категорически запрещает использовать для смазки двигателя альтернативные варианты. Информация ниже приведена для справки.

Масла с вязкостью SAE-30, SAE-40, SAE-50 не рекомендуется заливать в тракторный двигатель в зимний период. Они используются в основном в судоходстве, так как двигатель располагается в закрытом машинном отделении, где температура выше 0°С.

Для мощных форсированных двигателей в летний период применяют Дп-14. Это специальное масло для быстроходных дизелей.

М-10Г2 или М-10Г2к — сезонное, по вязкости соответствует SAE-30, по характеристикам эксплуатации API соответствует классу СС. Применяется, в основном, для форсированных дизелей без наддува, работающих в экстремальных условиях. Является продуктом переработки малосернистых и сернистых видов нефти. В состав входит достаточно большое количество эффективных присадок, способствующих обеспечению высокой термической стабильности и применению в жёстких условиях. Антиокислители, противоизносные, нейтрализующие и моющие присадки препятствуют возникновению высокотемпературных отложений.

Буква «к» в названии означает, что оно разработано для высокофорсированных дизельных двигателей тракторов К-701 и автомобилей Камаз. Также оно нашло широкое применение в автомобилях ЗИЛ и автобусах Икарус.

Аналоги М-10Г2к (SAE 30): Shell Rotella TX, Total HD 1-B, Texaco Ursa Extra Duty, Mobil Delvac 1200, Mobil Special, Gulflube XHD, ESSO Estor SDX, Castrol CRB-30, BP Vanellus.

Кинематическая вязкость при температуре 100°С составляет 11 мм2/с, что делает его применение нежелательным в зимний период.

Моторное масло М-8Г2 (ГОСТ 8581-78)

Серию Г2 получают из малосернистых и сернистых сортов нефти. М8Г2 содержит более эффективные присадки, чем В2. Применяется для зимней эксплуатации дизельных двигателей без наддува или с невысоким наддувом. Присадки группы Г2 позволяют применять их в самых сложных условиях, где важна высокая температурная стабильность. Кинематическая вязкость при 100°С составляет 8 мм2/с. Вязкость соответствует SAE-20.

Аналоги М-8Г2: Shell Rotella 20/20W, Ravenol Formel Diesel 20W, Addinol Diesel, Nordix Diesel, Sintek Sintoil.

При температурах ниже -30°С применяют масло М-4/8В2. Вязкость соответствует классу SAE-20. Добавленные в состав присадки не позволяют ему загустеть даже при самых низких температурах, делая его применение оптимальным в самых морозных регионах.

Следует помнить, что масло в дизельном двигателе темнеет достаточно быстро. Если при пробеге 800-1500 км уже видны чёрные частицы, значит, начали работать моющие присадки удаляющие сажу из двигателя.

Дизельный двигатель трактора очень быстро пачкает масло. Связано это с применением не качественного топлива. Поэтому, неважно, что вы льете: синтетическое или минеральное – меняйте его строго в срок. Не надейтесь на сверх способности синтетики.

Если вы решили перейти с синтетики на минеральное масло двигатель не обязательно промывать. Достаточно слить старое масло. Однако следует помнить про масляный радиатор, устанавливаемый на большинстве турбодизельных моторов, в котором находится достаточное количество масла, которое при смешивании может причинить вред двигателю. Нельзя просто перемешивать и доливать синтетическое масло и минеральное.

Не стоит добавлять присадки в современные масла. Всё необходимое в них уже содержится и вряд ли вы сможете чем-то улучшить их свойства.

7.6.1. Техобслуживание дизеля трактора МТЗ-82

ЗАМЕНА МАСЛА В КАРТЕРЕ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

При замене масла в картере дизеля выполняйте следующие рекомендации:
заливайте в масляный картер только рекомендованное настоящей инструкцией масло, соответствующее сезонному периоду эксплуатации;
заливайте масло до верхней метки на маслоизмерительном стержне. Не допускайте работу дизеля с уровнем масла ниже нижней и выше верхней метки; проверку уровня масла проводите не ранее, чем через 3-5 мин после остановки дизеля;
замену масла в картере дизеля производите через 500 ч. (при ТО-2).
Для слива масла в нижней части масляного картера дизеля имеется отверстие, закрываемое пробкой.

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАНАХ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и регулируйте после обкатки нового трактора и через каждые 500 ч. (при ТО-2), а также после снятия головки цилиндров, ПОДТЯЖКИ болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов. Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана на непрогретом дизеле регулируйте на величину 0,25...0,30 мм для впускных и выпускных клапанов.

Регулировку производите в следующем порядке(рис. 35):

  1. установите поршень первого цилиндра в ВМТ (оба клапана должны быть закрыты);
  2. отпустите контргайку 2 винта на коромысле регулируемого клапана и, вворачивая или выворачивая винт 1, установите между бойком коромысла и торцом стержня необходимый зазор по щупу 3. После установки зазора затяните контргайку и снова проверьте зазор щупом, проворачивая штангу. Клапаны регулируйте в последовательности, соответствующей порядку работы дизеля (1-3-4-2), проворачивая коленчатый вал на 1/2 оборота по ходу часовой стрелки.

Рис. 35. Регулировка зазоров в клапанах дизеля

Допускается регулировка клапанов другим способом:

  1. снимите колпак крышки головки цилиндров;
  2. проверьте затяжку крепления стоек валика коромысел;
  3. проверните коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан 1-го цилиндра начинает открываться, выпускной клапан - заканчивает закрытие) и отрегулируйте зазор в 4, 6, 7 и 8 клапанах (отсчет клапанов от вентилятора);
  4. проверните коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулируйте зазор в 1, 2, 3 и 5 клапанах.

После регулировки зазоров поставьте на место колпак крышки. При перепроверке на холодном дизеле допускаются зазоры 0,20...0.35 мм для впускных и выпускных клапанов.

ПРОВЕРКА ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ КРЕПЛЕНИЯ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров проводите после обкатки нового трактора и через 10ОО ч (при ТО-3) на прогретом дизеле в следующем порядке:

  1. снимите колпак и крышку головки цилиндров;
  2. снимите ось коромысел с коромыслами и стойками;
  3. динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления головки цилиндров в последовательности, указанной на рис. 36. Момент затяжки должен быть 19-21 кгс*м (190-210 Н*м);
  4. после проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров установите на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между коромыслами и клапанами. Установите на место крышку головки и колпак крышки.


РАЗБОРКА И ОЧИСТКА РОТОРА ЦЕНТРОБЕЖНОГО МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

Очистку ротора центробежного масляного фильтра производите одновременно со сменой масла в картере дизеля.

Очистку ротора производите в следующей последовательности:

а) отверните колпачковую гайку 1 (рис. 37) крепления колпака 2 центробежного фильтра и снимите его;

б) между корпусом фильтра и днищем ротора вставьте отвертку (стержень небольшого диаметра) и застопорите ротор от проворачивания (см. рис. 38). Ключом S=36 мм, вращая гайку 4 крепления стакана ротора, стяните стакан 3 с корпуса ротора;

в) с помощью деревянного скребка удалите слой отложений с внутренних стенок стакана ротора;

г) при необходимости очистите сопловые отверстия в верхней части колонки ротора;

д) соберите ротор в последовательности, обратной разборке, совместив метки на роторе и стакане ротора. Перед установкой стакана ротора смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо. Гайку крепления стакана заворачивайте с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор; гайку 1 крепления колпака 2 затягивайте моментом 3,5-5,0 кгс*м (35-50 н*м);

е) проверьте работу центробежного масляного фильтра.

После остановки дизеля в течение 30-60 с под колпаком фильтра должен быть слышен легкий шум от вращения ротора.

ПРОМЫВКА ФИЛЬТРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

После обкатки трактора и через каждые 1000 ч работы промойте фильтр предварительной очистки масла 1 (рис. 39) и продуйте сжатым воздухом до полного удаления загрязнений, предварительно демонтировав его из масляной магистрали дизеля. При установке фильтра в масляную магистраль обеспечьте вход масла с той же стороны, что и до снятия фильтра.

ПРОМЫВКА НАБИВКИ САПУНА

Набивку сапуна дизеля промывайте топливом через 1000 ч (при ТО-3). Для этого снимите корпус сапуна, выньте сапун, промойте его и продуйте сжатым воздухом. Залейте внутрь сапуна немного масла и, дав ему стечь, поставьте сапун на место. Одновременно с промывкой сапуна промойте сетку, установленную между маслозаливной горловиной и блоком цилиндров.

РЕГУЛИРОВКА СЛИВНОГО КЛАПАНА ЦЕНТРИФУГИ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

При работе дизеля на номинальных оборотах и температуре воды 95 °С давление масла должно быть 2,5-3,5 кгс/см² (0,25-0,35 МПа). Если давление масла при указанных условиях ниже 1,0 кгс/см² (0,1 МПа), остановите дизель, выясните и устраните причины снижения давления масла. Подрегулировку давления масла в системе смазки производите затяжкой пружины сливного клапана центробежного масляного фильтра (рис. 40), предварительно сняв резьбовую пробку.


ОПЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

При ТО системы охлаждения придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. поддерживайте уровень охлаждающей жидкости в верхнем бачке на 50-60 мм ниже верхнего торца заливной горловины радиатора (уровень должен быть не ниже 100 мм от верхнего торца заливной горловины);
  2. следите за температурой охлаждающей жидкости. При превышении температуры проверьте уровень охлаждающей жидкости и натяжение ремня вентилятора;
  3. содержите радиатор в чистоте и периодически очищайте его;
  4. натяжение ремня вентилятора проверяйте через 125 ч (при ТО-1) Натяжение ветви между шкивами коленчатого вала и генератором должно быть таким, чтобы при нажатии с усилием 40 Н прогиб ремня был 15-22 мм. Регулировку натяжения производите поворотом генератора;
  5. при необходимости, но не реже, чем через 2000 ч, очищайте систему охлаждения от накипи. Для этого заполните ее раствором, состоящим из 50-60 г кальцинированной соды на 1 л воды, запустите дизель, дайте ему возможность проработать 8-10 ч, после чего остановите дизель, слейте из системы раствор и промойте ее чистой водой;
  6. в водяном насосе системы охлаждения установлены подшипники и торцевое уплотнение, не требующие технического обслуживания в течение всего периода эксплуатации.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЯ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

Обслуживание воздухоочистителя производите через 1000 ч работы дизеля, а также в случае загорания контрольной лампы засоренности воздушного фильтра, что свидетельствует о его предельной засоренности. Для проведения обслуживания проделайте следующие операции (рис. 41):

  1. снимите с дизеля воздухоочиститель и разберите его (отделите поддон и удалите из корпуса фильтрующие элементы);
  2. очистите и промойте в дизельном топливе поддон 7, корпус 1 и центральную трубу, промойте фильтрующие элементы. Дайте топливу стечь, продуйте сжатым воздухом детали и соберите воздухоочиститель. Установите его на дизель;
  3. заполните поддон 7 маслом до уровня кольцевой канавки и установите его на место;
  4. проверьте герметичность всех соединений воздухоочистителя и впускного воздухопровода, для чего при снятом моноциклоне на средних оборотах дизеля перекройте центральную трубу воздухоочистителя, при этом дизель должен быстро остановиться. В противном случае, выясните и устраните неплотности;
  5. при сборке воздухоочистителя после промывки фильтрующие элементы 2, 3 и 4 устанавливайте в следующей последовательности: сначала элемент 2 (черного цвета) с наименьшим диаметром нити (0,2 мм); затем - фильтрующий элемент 3 со средним диаметром (0,24 мм), и наконец - фильтрующий элемент 4 с наибольшим диаметром (0,4 мм) нити, затем установите обойму 5 и стопор 6.

В случае отсутствия на тракторе или неисправности контрольной лампы предельной засоренности обслуживание воздухоочистителя проводите следующим образом: через каждые 125 ч в нормальных условиях (через 20 ч в условиях сильной запыленности воздуха) снимите поддон и проверьте уровень и состояние масла. В случае загрязнения масла слейте его, промойте поддон и залейте свежее масло до уровня кольцевой выдавки. При работе в условиях засоренности воздуха крупными частицами установите на сетку фильтра грубой очистки воздуха защиту из марли. Через каждые 1000 ч проводите обслуживание воздухоочистителя, как указано выше в пунктах "а", "б", "в", "г" и "д".

Слив отстоя и промывка фильтра грубой очистки топлива

Через каждые 125 ч (при ТО-1) слейте отстой из фильтра грубой очистки топлива. Для этого отверните сливную пробку 2 (рис. 42) в нижней части стакана и слейте отстой до появления чистого топлива.


Через 1000 ч (ТО-3) промойте фильтр грубой очистки топлива, для чего (рис. 43):

  1. закройте краник топливного бака;
  2. снимите болты 1 крепления стакана 3;
  3. снимите стакан 3;
  4. отвинтите гаечным ключом отражатель 2 с сеткой;
  5. снимите рассеиватель;
  6. промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан 3 фильтра в дизельном топливе и установите их на место.

После сборки фильтра заполните систему топливом.

Слив отстоя и замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

Через каждые 500 ч (при ТО-2) слейте отстой из фильтра тонкой очистки топлива. Для этого отверните пробку (рис. 44) в корпусе фильтра и слейте отстой до появления чистого топлива. Замену фильтрующего элемента производите через 1000 ч (при ТО-3). Для этого (рис. 45):

  1. закройте кран топливного бака;
  2. слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4;
  3. отверните гайки, снимите крышку 1 фильтра, выньте фильтрующий элемент 2;
  4. промойте крышку и внутреннюю полость фильтра;
  5. установите новый фильтрующий элемент и соберите фильтр;
  6. откройте кран топливного бака, заполните систему топливом, удалите воздух из топливной системы.

ЗАПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ И УДАЛЕНИЕ ВОЗДУХА ИЗ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

Откройте краник топливного бака. Отвинтите на 1-2 оборота пробку 3 (рис. 46) на корпусе топливного насоса и штуцер продувочного вентиля 1 на фильтре тонкой очистки топлива. При помощи насоса ручной подкачки 2 прокачайте систему, закрывая последовательно, по мере появления топлива без пузырьков воздуха, пробку на корпусе топливного насоса и штуцер на фильтре тонкой очистки. После удаления воздуха из системы плотно завинтите рукоятку насоса ручной подкачки.

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ФОРСУНКИ

Через каждые 2000 ч работы (при ТО-3) снимите форсунки с дизеля и направьте в мастерскую для проверки их на стенде.

ПРОВЕРКА НА ДИЗЕЛЕ УГЛА НАЧАЛА ПОДАЧИ ТОПЛИВА НАСОСОМ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

При затрудненном пуске дизеля, дымном выхлопе, перебоях в работе, а также при замене и установке топливного насоса после ТО-3 или ремонта обязательно проверьте угол начала подачи топлива насосом. Проверку угла производите в следующей последовательности:

а) установите рычаг управления подачей топлива в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;

б) отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо нее подсоедините моментоскоп (накидная гайка с короткой трубкой, к которой с помощью резиновой трубки подсоединена стеклянная трубка с внутренним диаметром 1 -2 мм);

в) проверните коленчатый вал дизеля ключом до появления из стеклянной трубки струи топлива без пузырьков воздуха;

г) удалите часть топлива из стеклянной трубки и, встряхнув ее и медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем топлива в трубке. В момент начала подъема топлива прекратите вращение коленчатого вала;

д) выверните установочный болт 1 (рис. 47) из резьбового отверстия заднего листа и вставьте его не-нарезанным концом в то же отверстие до упора в маховик. При этом установочный болт должен совпасть с отверстием в маховике (это значит, что поршень первого цилиндра дизеля установлен в положение, соответствующее 24° до ВМТ). При несовпадении установочного болта с отверстием в маховике произведите регулировку с помощью квалифицированного специалиста.

Очень часто на форумах владельцы тракторов спрашивают, сколько масла МТЗ 82 или 80 нужно двигателю. Поэтому в данной статье мы решили вам рассказать обо всех особенностях замены масла в двигатели МТЗ.

Напомним, что наша компания является официальным дилером Минского тракторного завода. Поэтому если вам нужно купить запчасти МТЗ с гарантией качества - обращайтесь к нам.

Своевременная замена масла обеспечивает длительную работу мотора трактора без сбоев. Очень важно, чтобы смазка подходила к погодным условиям и соответствовала стандартам по качеству. В летние месяцы нужна вязкость уровня 10, в зимнее время - 8.

Документом по смазке МТЗ 80 предусмотрена полноценная замена масла через 480 моточасов для модификаций 10Г2 и 8Г2, через 240 моточасов - для 10В2 и 8В2. После замены мотор кратковременно запускают и останавливают.

Далее контролируют уровень масла - он должен достигать максимальной отметки. В ином случае смазку доливают. Одновременно производится промывка фильтрующего элемента либо его замена. При проверке уровня масла в норме жидкости достигает верхней риски на стержне.

При замене масла в МТЗ 82, 80 помните, что картер мотора имеет емкость в 15 л, в случае необходимости выполняют доливку. Вспенивание и «старение» состава сокращается при заправленном баке.

Если масло не доходит до нижней отметки на масломере, трактор эксплуатировать нельзя. Повышенный расход смазки может свидетельствовать о повреждении цилиндро-поршневого узла.

Сколько масла МТЗ 82 нужно? Проверяем количество смазки.