Федеральное законодательство в области безопасности дорожного движения претерпело ряд изменений. Преобразования коснулись порядка обучения водителей в специализированных учреждениях по отдельным группам транспортных средств (ТС) и номенклатуры категорий. Право управления определенными ТС подтверждается специальными отметками в водительском удостоверении. Категория D1 водительских прав является разновидностью основной группы ТС, которая характеризуется особыми условиями обучения и имеет ограничения.
В условиях автошколы проводится специализированная подготовка слушателей к сдаче экзаменов на право управления ТС с различными техническими характеристиками и функциональным предназначением.
Все транспортные средства традиционно делятся на 5 основных типов:
Изменениями в дорожном законодательстве в 2018 г. предусмотрено открытие трех новых групп ТС. Действующая классификация ведена в целях повышения безопасности на дороге и в связи с усилением практической направленности подготовки водителей к управлению отдельными видами пассажирского транспорта.
ВАЖНО! В рамках каждой группы транспорта устанавливаются буферные подкатегории, отражающие особенности управления ТС (например, авто с прицепом, автопоездами, предназначенные для пассажирских перевозок в черте населенного пункта и др.).
Данная разновидность транспортных средств, указанная в ВУ, подтверждает право управлять соответствующим видом наземного транспорта. Традиционные классы А и В включают ТС, к вождению которых допускаются автолюбители. Более сложные типы автомобильной техники требуют усиленной подготовки и получения профессиональных водительских прав.
Группа «D» является профессиональной и позволяет осуществлять пассажирские перевозки на ТС с количеством посадочных мест более 16. «D1» — что это? Категория D1 распространяется на водителей, допущенных к управлению микроавтобусами и маршрутными такси с числом пассажирских мест не более 16.
ВАЖНО! Водительские права с отметкой D подтверждают право водителя управлять всеми видами пассажирского транспорта, в том числе в рамках группы D1.
Как получить права и осуществлять перевозку пассажира на микроавтобусах? Специальная подготовка заинтересованных лиц к экзамену по категории «D1» проходит при следующих условиях:
ВАЖНО! К подкатегории «D1» относятся ТС с прицепом, имеющим массу не более 750 кг. Однако прицепное устройство не может использоваться для пассажирских перевозок. Общая масса технической конструкции авто с прицепом не должна превышать 12 т.
На видео о получении прав
Квалификационные экзамены в ГИБДД на новую категорию «D1» проходят в общем порядке. Стандартный пакет документов включает гражданский паспорт, водительское удостоверение, 2 фотографии 3х4, оригинал медицинской справки по установленной форме. Единственным ограничением является возраст – открыть «D1» можно только в 21 год.
С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.
Рассмотрим подробнее каждую категорию/подкатегорию водительских прав и выясним их особенности использования для управления конкретным транспортным средством.
любым типом мотоциклов, в их числе — оборудованных коляской.
Кроме вышесказанного, категории «A» разрешает управлять мотоколяской (если кто-то еще помнит что это).
Напомним: в соответствии с ПДД, мотоцикл – двухколесное транспортное средство без бокового прицепа либо с ним. Категория «А» разрешает управлять трехколесным либо четырехколесным транспортным средством массой менее 400 килограмм в снаряженном состоянии.
К этой подкатегории причисляют мотоцикл с объемом двигателя не более 125 см. куб., а мощностью – не более 11 кВт.
Отметим, что человек с правами в которых категория «А» открыта может законно управлять и ТС по категории «А1».
С 05.11.13 определена новая и легкого квадрицикла.
Если у человека есть права в принципе с любой открытой категорией – у него есть законное право на управление по категории «М».
Нюанс: удостоверение тракториста-машиниста права на управление обозначенными мопедами не дает.
В случае если прицеп весит более 750 кг – к такому составу предъявляют дополнительные требования, а именно:
Чтобы управлять машиной категории «B» в связке с тяжелым прицепом, человек должен получить категорию «BE»:
На данный момент мы готовим подробный данные для подкатегории «B1». Ждите обновленной информации.
Сразу уточним: «квадрИцикл» и «квадрОцикл» технически разные понятия. В силу этого водительские права для квадроцикла не подходят для управления квадрициклом.
Категория «CE» пригодится водителю с открытой категорией «С» для управления автомобилем с тяжелым прицепом (больше чем 750 кг).
Чтобы иметь право управлять грузовым автомобилем с весом 3,5-7,5 тонны, человек должен иметь права с действующей категорией «C1»:
Дополняющая подкатегория «C1E» характеризует автомобили категории «С1», однако уже весящими более 750 кг (тяжелыми прицепами). Согласно ПДД, в таком случае общий вес всего состава не должен быть более 12 тонн.
Водители со старшей подкатегорий «CE» имеют право управлять грузовиками, относящимся к категории «C1E».
Чтобы иметь право управлять автобусами, человек должен обладать водительскими правами по категории «D»:
Категория «D» дает право управления автобусами различных типоразмеров не зависимо от их массы, в том числе связкой «автобус плюс прицеп» с максимальный весом последнего не более 750 кг. В том случае если масса самого прицепа более 750 кг – необходима открытая категория «DE».
Если есть необходимость использовать более тяжелые прицепы – нужна будет подкатегория «D1E» для водителя автобуса:
Чтобы управлять трамваем или троллейбусом, начиная с 2016 года и уже в 2019 году, человеку потребуются права со специальной категорией «Tb» / «Tm».
Военно-врачебная комиссия проводит осмотр призывников и определяет уровень готовности гражданина к прохождению военной службы. Решением становится категория годности (А, Б, В, Г или Д), ее заносят в военно-учетные документы.
Следует понимать, что врачи призывной комиссии не ставят диагноз и не назначают лечение. По состоянию здоровья они определяют, годен ли призывник к службе, в каких войсках он может служить, имеет ли право на отсрочку.
Тяжелые заболевания, не поддающиеся лечению, служат законным основанием для полного освобождения от армии. Призывная комиссия отстраняет гражданина от прохождения срочной службы, не призывает на военные сборы и не мобилизует в военное время.
Как правило, молодые люди, имеющие серьезные проблемы со здоровьем на протяжении нескольких лет, знают, что им присвоят категорию Д. Болезни, входящие в нее, протекают продолжительное время и вызывают серьезные дисфункции органов и систем. Но в некоторых случаях патологические изменения находятся на начальных стадиях развития. Обнаружить их можно на обследовании в условиях клиники.
Обо всех заболеваниях, подходящих под категорию годности Д, можно узнать из Расписания болезней. Приведем список основных патологий:
С врученным военным билетом гражданин подлежит комиссованию по состоянию здоровья. Присвоенная категория значит, что для призывника нет таких условий, при которых его призвали бы в армию.
Врачи призывной комиссии проводят освидетельствование по уже имеющимся данным в медицинских документах. Поэтому до начала призывных мероприятий молодому человеку следует подготовиться к прохождению военно-врачебной комиссии.
Военно-врачебная комиссия проводит оценку здоровья призывника дважды. В первый раз молодой человек, в год достижения 17 лет, ставится на военучет и получает предварительное заключение по степени годности к строевой службе. По достижению 18 лет гражданин проходит повторное освидетельствование, медкомиссия отслеживает динамику болезни. Если произошли улучшения, то литера Д изменяется на В.
Диагноз лечащего врача должен быть сформулирован так же, как в Расписании болезней. В этом случае категория Д будет гарантирована. Иначе у специалистов военно-врачебной комиссии могут появиться сомнения по степени тяжести заболевания. Тогда призывника направляют на вторичное медосвидетельствование. Если гражданин отказывается от него, то категория годности устанавливается согласно имеющимся данным и состоянию человека в текущий момент. То есть взамен ожидаемой литеры Д поставят В.
В Расписании болезней приведен конкретный список с четко прописанными диагнозами по категории Д. Иное решение может быть вынесено в том случае, если болезнь находится на начальных стадиях, когда симптомы еще не проявили себя, или диагноз сформулирован не в соответствии с Расписанием болезней. При несогласии с заключением гражданин вправе оспорить его в суде. Для этого предпринимаются следующие шаги:
Если призывник подал жалобу в суд, то сотрудники военкомата не вправе оформить какие-либо документы, где утверждена категория годности.
Обжалование в суде заключения военно-врачебной комиссии требует грамотной подготовки документации. Здесь не обойтись без помощи эксперта. Юристы нашей компании помогут правильно составить заявление в суд, подготовить все необходимые документы и представят ваши интересы в суде.
Вопрос на тему того, для чего нужна категория Д, интересует многих водителей. К примеру, я зарабатываю себе на жизнь с помощью перевозки грузов, а также иногда и пассажиров. Перед тем как поступать на обучение в автошколу, я долго раздумывал над тем, стоит ли мне открывать категорию D. В результате я все-таки это сделал и не пожалел, поскольку мне предложили работу водителем автобуса.
В связи с этим, так как в жизни могут возникнуть разные ситуации, к которым нужно быть готовыми, я рекомендую физическим лицам пройти дополнительную программу обучения и получить в своих правах отметку D. А о том, как это сделать, я как раз и расскажу в этой статье. Кроме того, я проинформирую физических лиц о предназначении данной категории, а также ее особенностях и разновидностях.
Категория, обозначающаяся буквой Д, введена специально для физических лиц, занимающихся массовыми перевозками и управляющими крупногабаритными видами транспорта. Иначе говоря, такая пометка, как D, должна стоять в водительских удостоверениях водителей автобусов, а также маршрутных такси.
Стать обладателем этой категории не так уж и просто, поскольку физические лица, которые водят транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров, несут ответственность не только за свои жизни, но и многих других людей. В связи с этим экзамен специально делают довольно сложным, чтобы его могли сдать только те водители, которые действительно умеют согласно всем правилам дорожного движения управлять крупногабаритными видами транспорта и не подвергают здоровье пассажиров опасности.
Если физическое лицо успешно сдает в ГИБДД экзамен, по результатам которого ему присваивается категория типа Д, то это означает, что у него есть право управлять автобусами. Подразумевается, что количество посадочных мест больше шестнадцати. Место водителя при подсчете сидячих пассажирских мест не учитывается.
Есть еще одна подобная категория, которая обозначается Д1. Ее отличие от категории вида Д состоит только в виде транспортных средств, которыми разрешено управлять, а точнее, их вместительности. Если в планах физического лица предвидится работа на автобусах либо маршрутных такси, число пассажирских мест в которых меньше шестнадцати, то достаточно открыть категорию Д1.
Еще существует подгруппы каждой из перечисленных категорий. К примеру, если к автобусу, общая вместительность которого больше шестнадцати мест, требуется прикрепить прицеп (с массой равной либо превышающей семьсот пятьдесят килограмм), то нужно сдавать на категорию ДЕ. Если же возникла аналогичная ситуация, связанная с использованием прицепа, но только для транспортного средства, вместительность которого меньше шестнадцати человек, то обучение нужно пройти на категорию Д1Е.
Большинство физических лиц хотят как можно скорее получить категорию типа D и даже не задумываются о том, что, согласно нормам российского законодательства, для этого необходимо выполнить целый ряд условий. Самое главное требование – это наличие категории типа В. Если физическое лицо предварительно не получило навыки, связанные с вождением легковых автомобилей, и не имеет в удостоверении отметки В, то об управлении автобусами и речи быть не может. Кроме того, от будущего водителя автобуса требуется выполнение еще нескольких требований, в число которых входят такие, как:
После того как физические лица изучают требования, предъявляемые к водителям, занимающимся массовыми перевозками пассажиров, и понимают, что полностью им удовлетворяют, то у них автоматически возникает вопрос на тему того, какие действия предпринимать дальше. В первую очередь, необходимо обратиться в государственную больницу либо частную клинику и получить справку, подтверждающую, что будущий водитель автобуса здоров. Далее можно переходить к выбору автошколы, вносить деньги за обучение и начинать посещение занятий. По окончании обучающей программы физическому лицу предстоит выполнить самые важные шаги на пути получения прав категории D:
Если в водительском удостоверении имеется отметка D, то это не только означает, что водитель имеет право управлять автобусами, но и прикреплять к данным транспортным средствам прицепы. Однако максимальная их масса может быть не более 750 килограмм. Помимо того, использовать прицепы разрешается исключительно для перевозки грузов.
Категория, которая открыта в водительском удостоверении (ВУ) обозначает тот вид транспортных средств (ТС), которым имеет право управлять обладатель ВУ. При этом управление таким транспортом, который в указанную категорию не входит, приравнивается к такому понятию, как езда без прав. При возникновении такой ситуации водителю придется заплатить штраф, размер которого находится в интервале 5000-15000 рублей.
В сегодняшнем материале мы подробно рассмотрим зачем нужна категория Д, какие транспортные средства (ТС) можно водить с данной категорией и как ее отрыть.
К транспорту группы «D» относятся:
Особенности водительских прав с открытой категорией «D»:
Если вам необходимо получить категорию, позволяющую управлять автобусом, то придется потратить немало сил и времени, поскольку нужно будет посещать в течение 2 месяцев автошколу, досконально изучить ПДД, а также усвоить приемы вождения автобуса.
Если говорить кратко, то для получения ВУ с открытой категорией «D», необходимо выполнение следующих условий:
Если рассматривать всю процедуру более подробно, то для получения категории «D» водителю нужно действовать поэтапно.
Получение водителем категории «D» потребует наличия у него документов, которые подтвердят, что он имеет стаж вождения не меньше, чем З года. Такими документами являются права (категории В), техпаспорт, протоколы и пр.
Обучение в автошколе стоит 30000-40000 рублей и займет 2,5 месяца, после чего вам будет нужно сдать экзамен. Для качественной подготовки к этому экзамену следует посетить в автошколе 24 теоретических занятия и 14 уроков вождения (практических занятий).
Следует отметить, что для обучения вождению большинство автошкол предоставляет автобусы ЛАЗ.
Практические занятия очень важны, поскольку вождение автобуса – процесс гораздо более сложный, чем управление обычным легковым автомобилем. Здесь есть свои нюансы, которым вас обучат инструкторы.
Когда вы окончите курс обучения в автошколе (теоретические и практические занятия), нужно будет сдавать экзамен.
Обратите внимание, что перед прохождением экзаменационных тестов, нужно будет предоставить паспорт и медицинскую книжку. Без наличия этих документов вы просто не будете допущены к сдаче экзамена.
Обратите внимание, что при получении категории «D», вы имеете право сдать экзамен на категорию «С» параллельно. Стоит воспользоваться такой возможностью, ведь лишней такая категория в правах не будет.
После сдачи экзамена (успешной) нужно со старыми правами прийти в автошколу, сфотографироваться и получить права с категорией «D».
Прием экзаменов и выдача ВУ производится в экзаменационных подразделениях ГИБДД в пределах субъекта РФ, в котором потенциальный водитель зарегистрирован (прописан) по месту жительства, месту временного проживания либо пребывания.
По желанию лица, которое хочет получить категорию «D», прием экзамена с последующей выдачей ВУ нужной категории можно проводить в экзаменационном подразделении по месту расположения учебной организации (автошколы), где водитель проходил обучение.
Управлять транспортными средствами, подпадающими под категории «D» и «D1» разрешено лицам после достижения ими возраста 21 года.
Управлять транспортными средствами, подпадающими под категорию «DЕ» разрешено лицам, которые имеют право управлять ТС категории «D» на протяжении периода времени не менее 1 года.
Составами транспортных средств, попадающих под подкатегорию «D1Е» имеют право управлять те водители, которые имеют право управлять ТС категории «D» или подкатегории «D1» на протяжении периода времени не менее 1 года.
Лица, находящиеся на военной службе, которые прошли соответствующую подготовку согласно программе профессионального обучения водителей категории «D» и подкатегории «D1», могут допускаться к сдаче экзамена при достижении ими 20-летнего возраста.
До момента достижения такими лицами 21-летнего возраста, выданные водительские удостоверения позволяют им управлять ТС, подпадающим под категории «D» или подкатегории «D1», которые принадлежат исключительно Вооруженным силам РФ и другим воинским формированиям, а также органам, предусматривающим прохождение в них воинской службы.
Обучение такое проводится в 2 этапа и включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть представляет собой занятия в автошколе, где, под руководством преподавателя, изучаются ПДД, устройство ТС категории «Д», основные правила осуществления пассажирских перевозок, основы безопасного управления автобусами, а также основы оказания первой медицинской помощи и разрешение конфликтных ситуаций.
Практические занятия направлены на обучение вождению и на первых этапах проводятся на автодроме с инструктором автошколы. В ходе таких занятий будущие водители овладевают знаниями и тренируются трогаться с места на подъеме, совершать развороты, заезжать в бокс, и пр. На втором этапе будущие водители обучаются вождению уже на дорогах.
Экзамен для получения категории «D» проводится в 2 этапа и состоит из теоретического и практического экзамена по вождению ТС на автодроме.
1. Теоретический экзамен – билеты для сдачи экзамена для категории «D» совпадают с билетами категорий В-С. Так что вы можете одновременно сдавать теоретическую часть на получение категории С и Д.
2. Вождение (практическая часть на автодроме) – здесь водитель должен выполнить одно из следующих заданий (на выбор экзаменатора):
Завершающим этапом практической части экзамена является вождение в городе.
В завершение хотелось бы отметить, что принципиальных отличий сдачи экзамена на категорию «D» в сравнении с экзаменом на получение категории «В» не имеет. Однако очень важно получить навыки адекватного управления автобусом, поскольку управлять таким ТС намного сложнее, чем обычным легковым автомобилем.