Какие машины можно водить, если у вас есть категория Д? Остановите два десятка водителей на легковом автомобиле и загляните к ним в права: можно поспорить, что категория Д открыта в лучшем случае у одного из них. А всё потому, что данная категория предназначена для водителей АВТОБУСОВ и мало кому реально нужна. Обычно данная категория открыта только у профессиональных водителей, которые зарабатывают на жизнь перевозкой пассажиров.
Водительские права с открытой категорией D
Управляя пассажирским автобусом, вне зависимости от его размеров и вместимости, вы несёте ответственность за большое количество жизней. Поэтому и требования, которые предъявляются к претендентам на получение прав этой категории, также соответствующие. Поэтому отнестись к ним, как к пустой формальности, элементарно не получится.
Но для получения водительского удостоверения с открытой категорией Д (а в российском законодательстве предусмотрены подкатегории D1, DE и D1E, об особенностях которых мы расскажем ниже) есть обязательные требования:
Он мало чем отличается от того, что сдаётся при получении прав категории B. Если бы не одно «но»: практику вы сдаёте на древнем ЛАЗе или ЛиАЗе, маневренность и управляемость которых не идёт ни в какое сравнение с современными автобусами. Только не забудьте документ, удостоверяющий личность и медкнижку. Иными словами, когда отправляетесь на экзамен, возьмите гражданский паспорт: без него вас попросту не допустят.
Во всём остальном он аналогичен обычному экзамену на вождение:
И когда все этапы позади, вам остаётся только получить новые права с открытой заветной категорией Д.
Но как уже было сказано выше, у вас есть возможность получить права:
ДЭ (благая сила) - одно из основополагающих и наиболее полисемантичных понятий китайской философии, а также философий Восточной Азии. Наиболее употребительные варианты перевода и контекстуальные значения -добродетель, благодать, качество, дарование, достоинство, достояние, доблесть, моральная сила, закономерность. Восходит к обозначению в эпоху Шан-Инь (XVII- XI вв. до н.э.) магической силы, сообщаемой горними сферами правителю-вану: благодаря этой силе, распространяемой на подвластные земли, обеспечивается процветание социума и должное протекание природных процессов. В наиболее ранних фрагментах древнекитайских текстов, которые могут быть отнесены к эпохе Западного Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.), Д. выступает и как ниспосылаемая божественным Небом (см. Тянь ди жэнь) благая сила монарха, вследствие которой осуществляется его мироустроительная роль, и как качество, обеспечивающее совершенное поведение и дарования человека вообще, т.е. добродетель и достоинства.
Последняя область значений Д. была акцентирована идеологами конфуцианства, которые стремились обосновать право бюрократии («благородных мужей», см. Цзюнь цзы) на фактическое исполнение властных функций. У Конфуция Д. по преимуществу выступает как добродетель, ее содержанием являются такие качества цзюнь цзы, как верность (чжун, см. Чжун шу), синь (доверие/ благонадежность), и (долг/справедливость) (XII 10). Благая сила правителя уже не ставится им выше благой силы благородного мужа. Управление на основе Д. сопрягается с поддержанием спокойствия посредством ли ([этико-ритуальной] благопристойности) и противопоставляется ущербному правлению на основе закона и наказаний (II 3). Д. у Конфуция социально, этически наполнено, подразумевает градации качества и в то же время носит внутренний характер, сочетая смыслы полученной свыше благодати, дарований и моральной добродетели.
Онтологическое измерение понятие Д. получило в основополагающем для даосизма трактате «Дао дэ цзин» («Канон дао и дэ», ок. IV-III вв. до н.э.). Д. осмысляется там как манифестация источника всего сущего и мирозакона - дао. Если последнее является порождающим началом, то Д. - принципом, «пестующим» порожденное (51). Продолжение этого пассажа связывает онтологический план с антропологическим - Д. как манифестация дао являет образец для человеческого Д.: «Порождать и не присваивать, творить и не гордиться, выращивать и не повелевать - это и называется сокровенным дэ» (Там же). Как и ранние конфуцианцы, основоположники даосизма постулируют возможность возрастания человеческого Д.: от персонального уровня, когда человек «совершенствует дао внутри себя» и это делает Д. искренним (см. Чэн) через ступени совершенствования дао применительно к семье, уезду, царству, до уровня Поднебесной, на котором Д. становится всеобщим (54).
Эти ступени полноты Д. корреспондируют с иерархией личностных достоинств в конфуцианских памятниках «Да сюэ» («Великое учение») и «Чжун юн» («Срединное и неизменное», см. Конфуцианство). Обретение всей полноты благой силы, согласно «Дао дэ цзину», уподобляет человека младенцу, пребывающему в совершенной гармонии с дао (55). Наиболее общим значением Д. оставалось понятие свойства, или силы, охватывающее почти все другие смыслы, в том числе дарованной свыше благодати и добродетели. Д. может быть также негативным - беспорядочным, мелким, плохим и т.п.
В китайском буддизме иероглиф Д. использован для передачи термина «гуна» - «субстанциальное свойство». В буддийской и даосской религиозной практике принят термин «гун Д.» («деяние Д.»), который подразумевает благие дела, духовные достижения. Бином «дао Д.», объединивший два фундаментальных понятия китайской философии, в современном языке означает «мораль», но в философских построениях часто сохраняет связь с традиционными значениями составляющих его морфем.
Полисемантичность Д., параллельное использование этого понятия в разных смыслах дали основание конфуцианцу Хань Юю (768-824) назвать его, как и дао, «пустой позицией», не имеющей точно определенного значения. В современных историко-философских исследованиях Д. сопоставляется с океанийской маной - безличной сверхъестественной силой, с идеей кармы или латинской virtus (с корректировкой по поводу связи последнего понятия с воинской доблестью, насилием, которой не имеет Д.), а также с благом в платоновском смысле и греческой арете (добродетель). Однако Д. в отличие от «блага» вторично, собирательно и противоречиво (может иметь разные качества), а не беспредпосылочно и абсолютно; арете разнится от Д. коннотацией, в частности с военным и физическим мужеством, тогда как Д. предполагает мужество только моральное.
Литература:
От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007 , с. 157-158.
ДЭ (кит. – добродетель, благодать, а также качество, дарование, достоинство, достояние, доблесть, моральная сила, закономерность) – одна из фундаментальных категорий китайской философии, манифестация дао . Иногда отождествлялась с кармой, mana и virtus. Использовалась для передачи буддистского понятия «гуна» . В самом общем смысле обозначает основное качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, т.е. индивидуальную «благодать», поэтому часто определяется посредством омонима – дэ-«достижение». Поскольку специфику человека китайские мыслители конфуцианского толка обычно усматривали в способности придерживаться «долга/справедливости» (и ) и «благопристойности/этикета» (ли ), его дэ в основном понималось как «добродетель», хотя могло означать, подобно арете , чисто телесные достоинства. Будучи индивидуальным качеством, дэ относительно (в отличие от всеобщего и потому абсолютного дао), поэтому «благодать» для одних может негативно оцениваться другими. Дэ – собирательный образ всего множества разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом, поэтому гармонизирующая их универсальная «благодать» часто выделяется посредством специальных эпитетов: «предельная», «великая», «таинственная», «сиятельная» и т.п. То, что для конкретного индивида является его «частной», или «отдельной благодатью» (сы, ли дэ), напр., незаконное обогащение с точки зрения «общей благодати» (тун дэ) оценивается как «нечестивая», «темная», «развратная» или «плохая благодать» (сюн, хунь, цзянь, э дэ). Как «внутреннее», органичное и естественное качество дэ составляет основную оппозицию с «внешней» физической силой, насилием, наказаниями и законом. Сочетание «у дэ» – «пять благодатей» со времен Цзоу Яня (3 в. до н.э.) синонимично у син – «пяти элементам».
В «Лунь юе» «благодать» изреченна, более того – родит дар слова, состоит в «верности», «благонадежности» и «долге/справедливости», противостоит прельщающей внешности (цветовому образу – сэ) и почвенной закоренелости (ту).
«Благодатью» следует отвечать на «благодать», а не на вражду, что соответствует мысли «Ши цзина» : «Нет безответной благодати». В отношениях же между дэ благодать «благородного мужа» (цзюнь цзьг) доминирует над благодатью «ничтожного человека» (сяо жэнь), как ветер над травой. Идеальна гармония между дэ правителя и подданных, выражаемая главным тезисом «Да сюэ» об общественном благоустройстве как «выявлении сиятельной благодати в Поднебесной», которое предполагает предварительное духовное и телесное самосовершенствование личности.
В «Чжуан-цзы» предельное всемогущество дао проявляется в естественном детерминизме «благодати»: «Знать, что тут ничего не поделаешь, и спокойно принимать это как предопределение есть предел благодати». Дэ «проникает в небо и землю», подразделяется на восемь разновидностей: левое и правое, нравственную норму и долг/справедливость, долю и различение, соперничество и борьбу. Три благодати конкретной личности – высокорослость, дородство, красота, а «предельная благодать сердца» – бесстрастие.
Восходящие к «Лунь юю» и «Чжуан-цзы» соответственно конфуцианская и даосская трактовки дэ развивались в русле эволюции концепций дао.
С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.
Рассмотрим подробнее каждую категорию/подкатегорию водительских прав и выясним их особенности использования для управления конкретным транспортным средством.
любым типом мотоциклов, в их числе — оборудованных коляской.
Кроме вышесказанного, категории «A» разрешает управлять мотоколяской (если кто-то еще помнит что это).
Напомним: в соответствии с ПДД, мотоцикл – двухколесное транспортное средство без бокового прицепа либо с ним. Категория «А» разрешает управлять трехколесным либо четырехколесным транспортным средством массой менее 400 килограмм в снаряженном состоянии.
К этой подкатегории причисляют мотоцикл с объемом двигателя не более 125 см. куб., а мощностью – не более 11 кВт.
Отметим, что человек с правами в которых категория «А» открыта может законно управлять и ТС по категории «А1».
С 05.11.13 определена новая и легкого квадрицикла.
Если у человека есть права в принципе с любой открытой категорией – у него есть законное право на управление по категории «М».
Нюанс: удостоверение тракториста-машиниста права на управление обозначенными мопедами не дает.
В случае если прицеп весит более 750 кг – к такому составу предъявляют дополнительные требования, а именно:
Чтобы управлять машиной категории «B» в связке с тяжелым прицепом, человек должен получить категорию «BE»:
На данный момент мы готовим подробный данные для подкатегории «B1». Ждите обновленной информации.
Сразу уточним: «квадрИцикл» и «квадрОцикл» технически разные понятия. В силу этого водительские права для квадроцикла не подходят для управления квадрициклом.
Категория «CE» пригодится водителю с открытой категорией «С» для управления автомобилем с тяжелым прицепом (больше чем 750 кг).
Чтобы иметь право управлять грузовым автомобилем с весом 3,5-7,5 тонны, человек должен иметь права с действующей категорией «C1»:
Дополняющая подкатегория «C1E» характеризует автомобили категории «С1», однако уже весящими более 750 кг (тяжелыми прицепами). Согласно ПДД, в таком случае общий вес всего состава не должен быть более 12 тонн.
Водители со старшей подкатегорий «CE» имеют право управлять грузовиками, относящимся к категории «C1E».
Чтобы иметь право управлять автобусами, человек должен обладать водительскими правами по категории «D»:
Категория «D» дает право управления автобусами различных типоразмеров не зависимо от их массы, в том числе связкой «автобус плюс прицеп» с максимальный весом последнего не более 750 кг. В том случае если масса самого прицепа более 750 кг – необходима открытая категория «DE».
Если есть необходимость использовать более тяжелые прицепы – нужна будет подкатегория «D1E» для водителя автобуса:
Чтобы управлять трамваем или троллейбусом, начиная с 2016 года и уже в 2019 году, человеку потребуются права со специальной категорией «Tb» / «Tm».
Федеральное законодательство в области безопасности дорожного движения претерпело ряд изменений. Преобразования коснулись порядка обучения водителей в специализированных учреждениях по отдельным группам транспортных средств (ТС) и номенклатуры категорий. Право управления определенными ТС подтверждается специальными отметками в водительском удостоверении. Категория D1 водительских прав является разновидностью основной группы ТС, которая характеризуется особыми условиями обучения и имеет ограничения.
В условиях автошколы проводится специализированная подготовка слушателей к сдаче экзаменов на право управления ТС с различными техническими характеристиками и функциональным предназначением.
Все транспортные средства традиционно делятся на 5 основных типов:
Изменениями в дорожном законодательстве в 2018 г. предусмотрено открытие трех новых групп ТС. Действующая классификация ведена в целях повышения безопасности на дороге и в связи с усилением практической направленности подготовки водителей к управлению отдельными видами пассажирского транспорта.
ВАЖНО! В рамках каждой группы транспорта устанавливаются буферные подкатегории, отражающие особенности управления ТС (например, авто с прицепом, автопоездами, предназначенные для пассажирских перевозок в черте населенного пункта и др.).
Данная разновидность транспортных средств, указанная в ВУ, подтверждает право управлять соответствующим видом наземного транспорта. Традиционные классы А и В включают ТС, к вождению которых допускаются автолюбители. Более сложные типы автомобильной техники требуют усиленной подготовки и получения профессиональных водительских прав.
Группа «D» является профессиональной и позволяет осуществлять пассажирские перевозки на ТС с количеством посадочных мест более 16. «D1» — что это? Категория D1 распространяется на водителей, допущенных к управлению микроавтобусами и маршрутными такси с числом пассажирских мест не более 16.
ВАЖНО! Водительские права с отметкой D подтверждают право водителя управлять всеми видами пассажирского транспорта, в том числе в рамках группы D1.
Как получить права и осуществлять перевозку пассажира на микроавтобусах? Специальная подготовка заинтересованных лиц к экзамену по категории «D1» проходит при следующих условиях:
ВАЖНО! К подкатегории «D1» относятся ТС с прицепом, имеющим массу не более 750 кг. Однако прицепное устройство не может использоваться для пассажирских перевозок. Общая масса технической конструкции авто с прицепом не должна превышать 12 т.
На видео о получении прав
Квалификационные экзамены в ГИБДД на новую категорию «D1» проходят в общем порядке. Стандартный пакет документов включает гражданский паспорт, водительское удостоверение, 2 фотографии 3х4, оригинал медицинской справки по установленной форме. Единственным ограничением является возраст – открыть «D1» можно только в 21 год.