Плюсы и минусы работы машинистом бульдозера. Профессия бульдозерист

Профессия машинист бульдозера считается истинно мужской. Для успешной работы по такой специальности требуется техническая грамотность и физическая выносливость. Допускаются к работе машинистом только люди, имеющие среднее специальное образование и разряд. На ответственные или опасные работы допускается машинист бульдозера, имеющий стаж работы и соответствующую квалификацию.

Особенности профессии машинист бульдозера

В современном строительстве нельзя обойтись без тяжелой строительной техники, в частности бульдозеров. Их применяют при постройке дорог, зданий, мостов и различных коммуникаций. Одним из главнейших факторов, обеспечивающих популярность профессии, является высокая заработная плата. Но стоит учесть, что работа "машинист бульдозера" достаточно сложная, рабочий день может быть больше 8 часов. Помимо этого, на рабочего возлагается высокая ответственность.

В процессе работы машинист выполняет планировку строительной площадки, засыпку траншей, срезание грунта. Для работы в опасных или неблагоприятных условиях рабочий должен отвечать индивидуальным требованиям профессии.

Рабочее место машиниста - это кабина бульдозера. Основные операции - это подъем и опускание отвала, передвижение строительного транспорта. Ремонт и уход за доверенной техникой также осуществляет машинист бульдозера. Вахта - один из наиболее распространенных форматов такой работы, места командировок могут находиться в разных частях страны.

Индивидуальные требования

Для освоения профессии машиниста человек должен обладать следующими качествами:

  • Крепкое здоровье.
  • Сила и выносливость.
  • Острота ощущений.
  • Большая скорость реакции.
  • Развитый глазомер.
  • Зрительная память.
  • Знание технических особенностей.

Все эти качества помогут освоить профессию "машинист бульдозера". Вахта подразумевает длительное отсутствие дома, это тоже немаловажный фактор.

Требования к специалисту

Должностная инструкция машиниста бульдозера описывает основные требования, которым должен соответствовать специалист.

Специалист должен знать:

  • Составные части и принцип работы бульдозеров и вспомогательного оборудования.
  • Способы монтажа навесных установок.
  • Причины возникновения поломок и способы устранения неисправностей.
  • Правила разработки грунта на разных глубинах.
  • Технику послойного засыпания и отсыпки грунта.
  • Умение работать по заданным отметкам и профилям.
  • Умение читать чертежи и эскизы.
  • Знать нормы расхода и характеристики горюче-смазочных материалов.
  • Нормы и требования выполняемых работ.
  • Правила оказания помощи при травмах на стройплощадке.
  • Правила техники безопасности и распорядок рабочего дня.

Медицинские противопоказания

Профессия "машинист бульдозера" противопоказана людям, имеющим следующие заболевания:

  • Патологические заболевание сердечно-сосудистой системы.
  • Плохое зрение, сужение поля обзора, дальтонизм.
  • Снижение функций уха, глухота.
  • Нарушение работы вестибулярного аппарата.
  • Патологии опорно-двигательного аппарата.
  • Бронхиальная астма.

Обязанности

Должностная инструкция машиниста бульдозера предписывает некоторые обязанности рабочего, которые он должен качественно выполнять:

  • Выполнять только ту работу, к которой есть допуск.
  • Проходить плановый и внеплановый инструктаж.
  • Получать указания непосредственно от своего руководителя.
  • Правильно соблюдать инструкции использования строительной техники.
  • Ставить руководство в известность обо всех неполадках.

В зависимости от разряда меняются функциональные обязанности работников.

Техника безопасности

Перед началом работы.

  • Перед началом рабочего дня нужно пройти медицинскую проверку и получить путевой лист.
  • Осмотреть технику на наличие неисправностей. Внимательно проверить все функциональные части.
  • Проверить наличие средств пожаротушения.
  • Заправка производится в светлое время дня, при заправке ночью должен быть источник яркого света.
  • После заправки вытереть все пролитые материалы.
  • Для продувки топливопровода нужно пользоваться насосом.
  • Перед запуском мотора следует вхолостую проверить исправность механизмов.
  • При обнаружении неисправностей занести их в дежурный журнал.
  • Оформить прием смены с подписью сдающего и принимающего.

Во время работы

  • Машинист бульдозера должен при себе иметь удостоверение и путевой лист.
  • Перед перемещением проверить гусеницы на наличие посторонних вещей.
  • Спуск с уклонов производить только на первой передаче.
  • На железнодорожных переездах следует быть особо внимательным.
  • При перемещении с прицепом нужно тщательно осмотреть скрепляющий механизм.
  • Перемещение и буксировка тяжелого оборудования допускается только с помощью жесткой сцепки.
  • Опасные планировочные работы производить под присмотром бригадира.
  • Углы откоса забоя при подъеме 25 градусов, при спуске - 30 градусов.
  • Ремонт и замена смазок производится на ровной площадке с выключенным двигателем.
  • Запасовку нужно выполнять в рукавицах, а рубку троса в защитных очках.

После окончания работ:

  • Проверить исправность бульдозера и результат осмотра записать в журнал.
  • Известить ответственное лицо об окончании работы и отметить в путевом листе.
  • Сдать бульдозер принимающему смену работнику и ознакомить с поломками.

Права машиниста

Сушествует много обязанностей и требований, которые имеет машинист бульдозера. Права работников этой сферы также предусмотрены законодательством.

Машинист бульдозера имеет право:

  1. Давать доверенным ему подчиненным задания, входящие в рабочие обязанности.
  2. Контролировать рабочие процессы. Своевременно давать задания и наставление подчиненным.
  3. Запрашивать документы, касающиеся вопросов профессиональной деятельности.
  4. Взаимодействовать со всеми службами предприятия по вопросам касающихся производственных процессов.
  5. Ознакомиться с проектными планами руководства.
  6. Предлагать руководству нововведения и решения для улучшения работы (в рамках должностной инструкции).
  7. Выносить на рассмотрение поощрение или наказание отличившихся работников.
  8. Докладывать руководству обо всех нарушениях и происшествиях.

Помимо перечисленных пунктов, рабочий имеет право на все категории, предусмотренные Трудовым Кодексом.

Ответственность

Машинист бульдозера-экскаватора несет на себе определенную ответственность за невыполнение условий должностной инструкции:

  • За ненадлежащее выполнение или невыполнение пунктов предусмотренных в должностной инструкции и законодательстве.
  • Нарушение внутренних правил предприятия.
  • При переходе на другое место работы машинист обязан сдать все дела и технику ответственному лицу.
  • За правонарушения, осуществленные в процессе работы.
  • Ответственность за разглашение коммерческой или конфиденциальной информации.
  • Невыполнение правил распорядка предприятия или игнорирование техники безопасности.

Разряды машинистов бульдозера

Как и у всех рабочих специальностей, профессиональные уровни квалификации имеет и машинист бульдозера. Разряды дают допуск к более мощной технике. Для получения профессии "машинист бульдозера", нужна специализированная подготовка.

Работа "машинист бульдозера", помимо применения стандартной техники, подразумевает использование смешанного рабочего оборудования (деревовала, рыхлителя грунта, кустореза).

В условиях нашего времени, новых проектов и круглогодичного строительства профессия машиниста бульдозера остается очень востребованной и перспективной. Ведь в любой отрасли строительства требуется на каком-то этапе применение бульдозера.

Профессия Машинист бульдозера — это рабочая специальность, специалист этой профессии управляет самоходными машинами, которые относятся к тракторному типу. Бульдозерист может работать индивидуально, а может работать совместно с другими водителями специальной техники, по своей значимости профессию машиниста бульдозера можно сравнить с профессией .

Работа «машинист бульдозера», помимо применения стандартной техники, подразумевает использование смешанного рабочего оборудования. В условиях технического развития и новых инновационных проектов, связанных с нарастающим строительством, профессия машиниста бульдозера остается очень востребованной и перспективной. Ведь в любой отрасли строительства, на всех его этапах, требуется применение бульдозера.

Профессия машиниста бульдозера предполагает наличие следующих навыков и умений: уметь выполнять работы бульдозерами с двигателями различных мощностей в зависимости от своей квалификации; уметь производить разработку, перемещение грунтов и планировку площадей при устройстве выемок, насыпей, резервов, кавальеров и банкетов при строительстве автомобильных и железных дорог, оросительных и судоходных каналов, плотин, оградительных земляных дамб, котлованов под здания и сооружения, опор линий электропередачи и контактной сети и других аналогичных сооружений; проводить аварийно-восстановительные работы на железнодорожном транспорте; выполнять работы под водой бульдозером.

Совместная работа бульдозера и экскаватора

Машинист бульдозера должен обладать определенными навыками и знать: устройство, принцип работы и технические характеристики тягачей и навесного оборудования; способы монтажа и демонтажа навесного оборудования; причины возникновения неисправностей и способы их устранения; правила разработки и перемещения грунтов различных категорий при разной глубине разработки; правила послойной отсыпки насыпей; правила разработки выемок, отсыпки насыпей и планировки площадей по заданным профилям и отметкам и пр.

Профессия машинист бульдозера имеет свою разрядную сетку (в зависимости от вида транспортного средства, которыми они могут управлять) Гостехнадзором установлены такие квалификационные разряды:

4 разряд – при мощности двигателя ТС до 60 л.с./43кВт;
5 разряд – при мощности двигателя ТС в интервале 60 л.с./43кВт – 100л.с./73кВт;
6 разряд – при мощности двигателя ТС в интервале 100л.с./73кВт - 200л.с./150кВт;
7 разряд – при мощности двигателя ТС в интервале 200л.с./150кВт – 380л.с./280кВт;
8 разряд – при мощности двигателя ТС, превышающей 380л.с./280кВт.

Для успешной работы по такой специальности необходимо иметь специальное образование, которое можно получить в автодорожных техникумах или пройти обучение на машиниста бульдозера в учебном центре.

Где учиться на Машиниста бульдозера

Чтоб получить специальность машинист бульдозера, вам нужно пройти подготовку в АНО ДПО «Учебно-курсовой комбинат» (теоретический и практический курс) и сдать квалификационный экзамен. После успешного окончания обучения вы получаете действующее свидетельство установленного образца. При повышении разряда – удостоверение о полученной квалификации.

АНО ДПО «Учебно-курсовой комбинат» () в городе Коркино, приглашает всех желающих пройти обучение по профессии машинист бульдозера или пройти курс повышения квалификации и получить более высокий разряд.

На нашем официальном сайте Вы можете заполнить , ознакомиться с расписанием начала обучения в разделе и ознакомиться с на оказание услуг по обучению.

Необходимые документы для обучения:

1. Паспорт.
2. Медицинская справка установленного образца, с открытой отметкой «годен к управлению тракторами и другими самоходными машинами».
3. Удостоверение тракториста-машиниста с любой открытой категорией (при наличии).
4. Фото 3*4 (2 шт.) с левым уголком.
5. Водительское удостоверение.

Характеристика работ . Управление бульдозером с мощностью двигателя до 44,2 кВт (60 л.с.). Перемещение горной массы, грунта, топлива, сырья и других материалов. Выполнение планировочных работ в карьере, на отвалах, складах. Зачистка пласта, бровки. Разравнивание породы, грунта. Профилирование и подчистка откаточных путей. Производство вскрышных работ. Передвижка железнодорожных путей. Подтягивание горной массы в забое к экскаваторам. Выравнивание подошвы забоя, крутых откосов, уступов. Погрузка, разгрузка и перемещение грузов. Распашка отвалов, снегоочистка и очистка территории. Рыхление грунта. Выполнение штабелировочных работ. Осмотр и заправка бульдозеров горючими и смазочными материалами. Смазка трущихся деталей. Выполнение профилактического ремонта и участие в других видах ремонта. Составление ведомости на ремонт бульдозера.

Должен знать: устройство, технические характеристики обслуживаемого оборудования, двигателей, приспособлений, системы управления; правила эксплуатации бульдозера; виды горных работ, выполняемых на бульдозере; марки и нормы расхода горючих и смазочных материалов; основные сведения о производстве открытых горных и дорожных работ; свойства горных пород; условия и возможности разработки горных пород и допустимые углы спуска и подъема бульдозера; правила составления ведомости на ремонт обслуживаемого оборудования; системы смазки, питания и охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

При управлении бульдозером с двигателем мощностью свыше 44,2 до 73,6 кВт (60 до 100 л.с.) - 4-й разряд;

при управлении бульдозером с двигателем мощностью свыше 73,6 до 147,2 кВт (100 до 200 л.с.); при управлении бульдозером с двигателем мощностью до 147,2 кВт (200 л.с.) при производстве вскрышных работ на рассыпных месторождениях - 5-й разряд;

при управлении бульдозером с двигателем мощностью свыше 147,2 до 279,7 кВт (200 л.с. до 380 л.с.) - 6-й разряд;

при управлении бульдозером с двигателем мощностью свыше 279,7 до 366,0 кВт (380 л.с. до 500 л.с.) - 7-й разряд;

при управлении бульдозером с двигателем мощностью свыше 366,0 кВт (свыше 500 л.с.) - 8-й разряд.

Примечание. Работы по разработке, перемещению и планировке грунтов при устройстве выемок и насыпей резервов, кавальеров и банкетов при строительстве автомобильных и железных дорог, оросительных и судоходных каналов, плотин, оградительных земляных дамб, котлованов под здания и сооружения, опор линий электропередачи и контактной сети, траншей для подземных коммуникаций, водоотливных кюветов, нагорных и забанкетных канав, проходке горных выработок подземным способом и других аналогичных по сложности сооружений тарифицируются по ЕТКС, выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы".

Бульдозерист

Бульдо́зер - самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор, тягач и т. п. с навесным рабочим органом - криволинейным в сечении отвалом (щитом), расположенным вне базы ходовой части машины. Служит для послойного копания, планировки и перемещения (на расстояние 60-300 м) грунтов, полезных ископаемых, дорожно-строительных и др. материалов при строительстве и ремонте дорог, каналов, гидротехнических и т. п. сооружений.

История создания

Слово "бульдозер" появилось в конце XIX века - оно относилось к любой силе, способной сдвинуть большую массу.

В 1929 году появился именно первый бульдозер - огромная и шумная машина. Они были сделаны на базе тракторов путём монтажа спереди металлической пластины .

Разновидности бульдозеров

с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно продольной оси базовой машины; с поворотным отвалом, который в горизонтальной плоскости можно устанавливать под углом в обе стороны от продольной оси машины или перпендикулярно к ней; универсальные с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин, устанавливаемых в горизонтальной плоскости под различными углами к продольной оси машины или перпендикулярно к ней (путепрокладчик).

Отвалы всех типов Б. оснащаются механизмами с гидравлическим, канатным или электромеханическим приводом для подъёма - опускания, поворотов в плане, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд - назад по ходу. Б. снабжаются сменным оборудованием (рыхлителями, откосниками, уширителями, открылками и др.), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.

Производство

В настоящее время, лидерами на мировом рынке производства бульдозеров являются компании Caterpillar, Komatsu, Dressta и ЧЕТРА (Промтрактор).

Самые крупные модели бульдозеров представлены в таблице.


Производитель Модель Вес, тонны Мощность двигателя, л.с. Емкость отвала, куб.м Год выпуска
?
ЧТЗ Т-800 76-106 820 26.2 1988
Четра Т40 69 590 21 2007
Komatsu D375 52-70 525 22 ?
44-53 422 17 ?

Характеристики бульдозеров

  • длина отвала - до 5,550мм
  • масса отвала – до 10т
  • размеры отвала: ширина – до 6100мм, высота – до 2200мм
  • высота с козырьком – 2300мм
  • подъем отвала – 1780мм
  • заглубление отвала – 800мм
  • расстояние перемещения породы - до 200 м
  • мощность двигателя – до 386кВт
  • масса – до 58т

Применение бульдозеров

  • послойное срезание и копание, разравнивание, планировка, перемещение горных пород, грунта, сыпучих материалов
  • пресс для гибких деталей

Рабочие инструменты бульдозеров

  • отвал
  • толкающая рама
  • механизм управления
  • рыхлительные зубья, откосники, уширители, открылки (дополнительное оборудование)

«В машинисты я б пошел, пусть меня научат» - фраза из далекого СССР. Сегодня на улице не встретишь подростка, мечтающего об этой сложной, трудоемкой и, увы, далеко не всегда хорошо оплачиваемой работе: работе машинистом бульдозера.

Данная профессия предусматривает неразрывный контакт человека и техники, их постоянное взаимодействие через элементы управления. Чего-чего, а элементов управления в современном бульдозере предостаточно. Благодаря техническому прогрессу по количеству разных электронных приспособлений, современные бульдозеры все больше напоминают космический шаттл, нежели землеройный агрегат.

Несмотря на стремление производителей максимально облегчить труд бульдозеристов, спектр, выполняемых ими действий по-прежнему очень широк:

  • управление гусеничными и колесными тракторами, отвалом, а также иным рабочим оборудованием, например, почворыхлителем
  • технический осмотр, обслуживание и ремонт вверенных им агрегатов
  • навеска и демонтирование бульдозерного оборудования
  • разработка грунтов: срез, перемещение, выравнивание, засыпание грунтов разных категорий, а также выполнение сопутствующие операции
  • по совместительству осуществление деятельности слесарей-ремонтников третьего разряда

Требования к кандидатам на вакансию машиниста

Кто же подходит для работы машинист бульдозера? Безусловно, это должен быть физически крепкий, выносливый человек, обладающий отменным здоровьем, техническим складом ума и отличной визуальной памятью. Традиционно эту специальность осваивают мужчины, так как большинство женщин попросту слабее и соответственно менее приспособлены к условиям труда бульдозеристов. Ведь это и работа в ночную смену, и нахождение в сидячем положении на протяжении нескольких часов, и однообразие манипуляций, и высокий уровень шума, вибрации, пыли, и необходимость разбираться в устройстве техники, осуществлять замену деталей, оборудования и пр.

Если опираться на требования должностной инструкции машиниста бульдозера, идеальный кандидат должен обладать следующими знаниями:

  • Знание технических характеристик, принципа работы и внутреннего устройства тракторов-бульдозеров разных классов
  • Знания об устройстве трансмиссий, их режимах работы
  • Знания о конструкции навесного рабочего оборудования разных видов
  • Умение различать типы, категории грунтов и знание ключевых особенностей работы на них
  • Знание типов грунтовых сооружений (насыпи, каналы и пр.)
  • Знание основ охраны труда, техники безопасности эксплуатации тракторов-бульдозеров
  • Умение читать и понимать схемы, чертежи конструкторских особенностей бульдозеров
  • Умение планировать порядок осуществления разного вида работ в зависимости от поставленных целей

По современным меркам данная профессия одна из самых либеральных по требованиям, предъявляемым к уровню образования. Для нормальной деятельности машинисту бульдозера достаточно: начального профессионального образования (профтехучилище или лицей), удостоверения тракториста-машиниста и разряда-допуска к бульдозерам определенной мощности.

Однако, притом, что бульдозерист может не обладать несколькими дипломами, здоровье у него должно быть как у космонавта. К работе на бульдозерах не допускаются люди с:

  • заболеваниями сердца и сосудов
  • близорукостью и/или дальнозоркостью
  • заболеваниями сетчатки глаза, восприятием цвета
  • плохим слухом
  • нарушениями в работе вестибулярного и/или опорно-двигательного аппарата
  • аллергией или астмой

Насколько востребована профессия?

Легко ли найти работу машиниста? Еще лет 10-15 назад этот вопрос даже не стоял. Работы было много, и оплачивалась она не хуже, а порой и на порядок выше любой другой. Даже 5 лет тому назад положение вещей было значительно лучше, чем сейчас, в начале второго десятилетия XXI века.

Вот уже несколько лет российское правительство со всех медийных площадок трубит о том, что стране нужны люди рабочих специальностей, что рынок перенасыщен экономистами, юристами и рекламщиками. Однако убедить им в этом удалось пока только самих себя. Работодатели остаются глухи и слепы ко всем правительственным увещеваниям.

Спрос не только не превышает предложение, по большей части он вообще отсутствует. Конечно, речь идет о таком спросе и о таких организациях, которые действительно оформляют сотрудников по ТК, соблюдают технику безопасности и (что, пожалуй, важнее всего) полностью выплачивают обещанную зарплату. Тех же, кто меняет по 50 человек за сезон и платит в лучшем случае 30% заработанного, много, катастрофически много. Другая крайность: официальное трудоустройство и копеечная зарплата, абсолютно не соответствующая реальным трудозатратам. Вот и получается, что потребность в рабочих кадрах вроде как есть, а адекватных условий для их труда - нет.

Давайте посмотрим, какие вакансии «машинист бульдозера» предлагает Рунет. Примерно половина объявлений - это работа вахтовым методом в крупных строительных, энергетических или промышленных компаниях. Другая половина - предложения от мелких региональных работодателей.

Что же предлагают региональные организации? Средняя заработная плата варьируется в пределахот 10 000 руб. до 30 000 руб. в зависимости от региона. Трудоустройство полностью официальное, с медицинской страховкой, больничным и отпуском согласно Трудовому Кодексу РФ. Работа осуществляется посменно. Серьезность подхода мелких организаций подтверждают и не менее серьезные требования к соискателю: наличие профессионального образования, опыта работы от 1 до 3 лет, а также всех необходимых корочек и документов, включая справку о состоянии здоровья соответствующей формы.

На контрасте с этими «неказистыми» объявлениями, предложения о работе вахтой машинистам бульдозера кажутся «райским искушением». Здесь и высокие зарплаты (от 50 000 руб. до 80 000 руб. в месяц), и устройство по ТК РФ, и комфортабельные общежития, и оплачиваемое питание, и униформа…

Правда, как водится, где-то по середине. С одной стороны вахта машинисту очень удобна и с точки зрения графика работы, и с точки зрения высокой оплаты труда. С другой стороны: большая половина объявлений о вахте - фальсификация и обман чистой воды.

Дабы не быть обманутыми, нужно соблюдать простые правила: внимательно читать то, что подписываете, изучать отзывы о компании, в которую устраиваетесь, ни при каких обстоятельствах не отдавать паспорт и требовать копию трудового договора ДО начала работ.

Наверное, лет через 10 государство достучится до работодателей, и условия труда машинистов бульдозера будут соответствовать сложности и трудоемкости работы. И тогда какой-нибудь подросток обязательно скажет: «В машинисты я б пошел, пусть меня научат».