Объясните, почему стучат клапана в двигателе? Почему стучат. Стучат клапана в двигателе: причины и устранение проблемы

» Стук клапанов в двигателе — причины почему стучат клапана и какие последствия ждать

Причина стука клапанов

Ни один механизм, в том числе и ДВС, не может работать без своевременного технического обслуживания. Важно проводить предварительную диагностику и регламентные ремонтные работы вне зависимости от того, исправно работает силовой агрегат или нет. Всевозможные инородные шумы из под капотного пространства являются верными признаками наличия неисправностей, что при несвоевременном вмешательстве сулит обернуться весьма внушительными затратами для автовладельца.

Пожалуй, стук клапанов невозможно спутать с другим источником звука. По уровню шума с цокотом клапанов может конкурировать только мотор, который троит. Рассматриваемая проблема характерна для двигателей, которые проехали более ста тысяч километров, несвоевременно и некачественно обслуживались либо подвергались нагрузкам, которые превышают номинальные. В последнем случае стук клапанов может проявиться даже на новой машине, которая еще находится на гарантии.

Что касается причины возникновения стука, она вполне очевидна и характеризуется увеличением зазора между кулачками распределительного вала и рычагами. Металлический цокот появляется, когда норма величины зазора, установленная производителем, превышает допустимые пределы. Игнорировать подобную неисправность нельзя, поскольку сам по себе неприятный звук – это только «цветочки».

Почему стучат клапана в двигателе

  • Когда двигатель длительное время работает с неисправной газораспределительной системой, это не может не отразиться на его эксплуатационных характеристиках и рабочем ресурсе. В частности, наблюдается повышенный износ всех рабочих узлов, за счет чего двигатель и вовсе может выйти из строя. Автовладелец должен понимать, что для каждой модели автомобиля величина зазоров клапанов индивидуальна, поэтому регулировка на «авось» не принесет желаемого результата.
  • Если регулировка зазоров произведена неверно и при этом их величина составляет меньше нормированного значения, клапана при работе будут постоянно зажиматься. Работа клапанов в таких условиях может привести к тому, что со временем они перестанут полностью закрываться. Следствием перебоев в работе газораспределительной системы являются частые пер евы двигателя и снижение компрессии в цилиндрах.
  • Если стук клапанов начинает слышаться при прогретом моторе, скорее всего, давление масла в системе не соответствует требуемой норме. В любом случае, во избежание проблем регулировку клапанов следует производить каждые 15-20 тысяч километров пробега.
  • Так же стук клапанов или одного клапана на холодную при прогреве двигателя можно слышать при неисправных гидрокомпенсаторах, при прогреве двигателя шум от клапанов как правило уходит, в этом случае с ремонтом еще можно подождать, это не критично, в таком режиме двигатель может еще проработать очень большое время и 10 и 20 тысяч километров

Необходимость замены гидрокомпенсаторов на головке блока наступает когда стук от клапанов проявляется как и на холодном, так и на прогретом двигателе. В данном случае рекомендуется полностью перебрать головку блока (ГБЦ).

Как избежать стука клапанов

Важно понимать, что при производстве регламентных работ регулировке подлежат как впускные, так и выпускные клапаны. Что касается снижения давления масла в системе, подобная неприятность случается при его загустении и несвоевременной замене.

Густому маслу трудно пробиваться через тонкие масляные каналы, соответственно, некоторые узлы не получают смазку в надлежащем объеме, что ведет к их преждевременному износу. Пожалуй, самым страшным последствием несвоевременной замены масла может стыть выход из строя коренных подшипников коленвала.

Регулировка клапанов должна производиться профессионалами на специализированном СТО. По сути, процедура эта не слишком сложная и недорогая. Для работы мастеру необходим лишь щуп, который устанавливается между верхней точкой штока и коромыслом. Регулировка не займет много времени и позволит автовладельцу оставаться спокойным за состояние своего транспортного средства.

Стук в передней подвеске — устройство и ремонт подвески
Где находится клапан ЕГР — чистка или как заглушить EGR
Газораспределительный механизм двигателя — принцип действия Глохнет Пежо, причины и неисправности Обрыв ремня ГРМ и возможные последствия — причины, симптомы, ремонт Перегрев двигателя — причины и последствия
Стук в двигателе на холодную, диагностика стука

Чем больше срок эксплуатации автомобиля, тем чаще водитель сталкивается с проблемой стука клапанов в двигателе. Также она актуальна и при интенсивном режиме работы и чрезмерных нагрузках на машину. Но почему возникает подобная ситуация на новых авто?

Причины стуков клапанов

— рост люфта рычагов и узлов распределительного вала. При существенном размере зазора начинается стук кулачков по рокеру.

— детонация в моторе, когда происходит взрывание в цилиндрах. Основным фактором, способствующим этому, является ускоренный процесс сгорания топлива.

К чему приводят стуки клапанов двигателя?

Если не обращать внимания на появившиеся звуки, то вскоре можно допустить полный выход из строя силовой установки. Дело в том, что при расширении зазора повышается число повреждений в механизме.

При этом следует иметь в виду, что слишком короткое расстояние между деталями тоже не благоприятно отражается на работе системы, поскольку клапаны будут находиться в зажатом состоянии, а значит, не смогут в полной мере закрываться. В дальнейшем это приведет к перегреву двигателя и сокращению компрессии в цилиндрах.

Как устранить стук клапанов?

В первую очередь, нужно установить, клапаны стучат на холодном или горячем агрегате? В первом случае, речь идет о значительном люфте и полном износе элементов мотора. Во втором – о выходе из строя толкателей. Очень часто нарушение процесса подачи масла к деталям происходит из-за их загрязнения.

Для устранения неполадки необходимо выполнить диагностику впускных и выпускных клапанов. Поступающая жидкость должна быть свежей и качественной, а давление соответствовать нормативным показателям. Кроме этого следует произвести регулировку компонентов. Делается с помощью щупа. Начинать установку зазоров рекомендуется сверху со штока до коромысла, иногда между кулачками и толкательными устройствами.

Если самостоятельные попытки обнаружить источник стука клапанов в двигателе не увенчались успехом, тогда нужно обратиться к специалистам, которые проведут осмотр и устранят поломку. Также в сервис необходимо отправляться и в тех ситуациях, когда клапаны начали стучать неожиданно во время езды и после набора скорости.

Вообще профессиональные мастера советуют осуществлять регулировку клапанов через каждые 10 тысяч километров пробега. Кроме этого периодически нужно выполнять чистку деталей, что позволит всегда поддерживать функциональность газораспределительного оборудования на оптимальном уровне.


Warning on line 97

Warning : getimagesize(/home/g/godf1989ma/public_html/wp-content/uploads/2017/07/remont-ebu.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /home/g/godf1989ma/public_html/wp-content/themes/dt-the7/inc/extensions/aq_resizer.php on line 97

Статья описывает ситуацию, когда стучат клапана, в чем заключается проблема и на какие неисправности может указать появление подобного звука. Как провести самостоятельную диагностику.

Основные причины стука клапанов

Ровная работа двигателя без посторонних звуков, зачастую, говорит о своевременном и качественном обслуживании, иными словами, об его исправности. Появление нехарактерных звуков – первый сигнал о наличии неисправности. К сожалению, не всегда неисправность проявляется подобным образом. Стук клапанов можно отнести к проблеме, которую всегда можно определить на слух. Подобная проблема может сигнализировать о многих грядущих неисправностях.

Зона риска

Как правило, проблемы подобного рода возникают на двигателе с большим пробегом или при серьезной проблеме. Кроме этого в зону риска попадают двигатели, которые эксплуатируются при больших нагрузках, к примеру, на полугрузовом автомобиле установлен мотор, нерассчитанный на перевозку груза определенного веса. Кроме этого, стук клапанов – частое явление, встречающееся на автомобилях отечественного производства. Однако, известный случаи, когда стук появляется на холодном двигателе у новых иномарок. Какие проблемы могут привести к подобному явлению?

В чем заключается проблема?

Как бы далеко не ушел прогресс в сфере авто строительства, принцип работы двигателя внутреннего сгорания практически не изменился, только усовершенствовался. Почему же появляется стук клапанов?

Подобные проблемы можно предотвратить, если вовремя определить, стучат ли это клапана или звук исходит от других элементов ДВС.

Определяем причины появления звука

На современных автомобилях установлены двигатели, в которых регулирование зазора проводится автоматически. При поиске ответа на вопрос, почему стучит клапан на иномарке, ответ скорей всего не в регулировке зазора. Все современные ДВС комплектуются гидрокомпенсаторами. А вот с отечественными автомобилями и другими иномарками, которым подобная система не досталась, вопрос регулировки зазора актуален.
На многих иномарках процедура регулировки или проверки зазора – сложная тема. Как правило, проводить проверку двигателя на предмет нарушения величины зазора следует у специалистов. На старом двигателе или отечественных агрегатах проверить, почему стучат клапана можно следующим образом:

Остальные причины можно выявить только при профессиональном осмотре двигателя, в некоторых случаях, при его разборе.

Ремень ГРМ и клапана

Ремень ГРМ может также стать причиной, по которой стучит клапан. Подобное явление происходит следующим образом:

При слабом натяжении сбивается такт, что и приводит к рассматриваемой проблеме.
Если ремень ГРМ соскочил на один или несколько зубов, стук клапанов будет появляться постепенно. Как правило, все начинается с небольшого постукивания, на который не многие обратят внимание на автомобиле старше 10 лет. Со временем звук усилиться в несколько раз. Все, как правило, заканчивается обрывом ремня ГРМ и всеми другими проблемами, которые возникают в подобной ситуации. Поэтому посторонние звуки со стороны клапанов – то, на что следует уделять внимание.

Когда ремень ГРМ соскакивает на один зуб, двигатель получает незначительные повреждения, в основном, страдает именно газораспределительная система. При полном обрыве страдает блок цилиндров, цилиндры, головка и другие составные части мотора. К сожалению,определить визуально то, что ремень перескочил довольно сложно. Кроме этого, своевременная его замена не является гарантией того, что обрыв не произойдет. Слизанные шлицы и выход из строя натяжного ролика часто приводит к подобным проблемам.
Регулировка клапанов на современных ДВС без гидрокомпенсаторов – сложный процесс, за который берется не каждый дилерский центр. Это связано с тем, что нужно проводить разбор двигателя с дальнейшей регулировкой зазоров. Менять практически ничего не нужно, только элементы мотора, которые могут изнашиваться и при удобном случае быть заменены. Также следует остерегаться центров обслуживания, которые начинают «рассказывать» о необходимости замены многих элементов, о том, что работа занимает несколько дней.

Моторист, который знает конкретный двигатель и проводил подобную работу, сможет все выполнить за несколько часов, а регулировка клапанов обойдется в несколько тысяч рублей.

Стройная и бесперебойная работа мотора – это самый верный признак «здоровья» автомобиля и его правильного обслуживания. Любой посторонний звук, будь то скрип, стук, гул или глухие удары, свидетельствует, как правило, о наличии проблем в двигателе. Сегодня мы хотим поговорить о том, почему в машине могут стучать клапана двигателя .

Наиболее частая проблема

Стук клапанов автомобильного двигателя является, пожалуй, наиболее распространенной проблемой, с которой доводилось встречаться каждому автомобилисту. На втором месте после стука клапанов стоит проблема, когда двигатель троит, но этот вопрос мы оставим для следующей статьи, а сейчас попробуем разобраться в причинах возникновения стука клапанов.

Данная проблема встречается, как правило, на двигателях автомобилей с приличным пробегом либо же на тех силовых агрегатах, за которыми не следят должным образом и при этом с завидным постоянством подвергают предельным нагрузкам. Тем не менее встречаются и такие ситуации, когда клапана начинают «барахлить» и в новых автомобилях, находящихся на гарантийном обслуживании.

В чем причина стука клапанов?

Основная причина, по которой клапана могут начать издавать посторонние звуки – это увеличившийся зазор между кулачками и рычагами распредвала, вследствие чего кулачок начинает стучать по рокеру, издавая посторонние звуки, напоминающие металлический цокот. И чем больше этот зазор, тем сильнее будут повреждения, которые ускорят износ деталей и в конечном итоге могут привести к полному выходу двигателя из строя.

Следует отметить, что величину зазора выставляет производитель, и данный параметр одинаков для всех силовых агрегатов какой-либо определенной автомобильной марки, но отличен от зазора в моторах других марок авто. Зазор должен быть определенного размера – не больше и не меньше определенных производителем параметров. Несоответствие величины зазора в меньшую сторону приведет к тому, что клапан будет излишне зажат, а со временем по этой причине перестанет плотно закрываться.

Зажатые или не до конца закрытые клапана могут вызвать перегрев двигателя и снижение компрессии. Кроме всего прочего, не стоит упускать из виду, что по этой же причине один или несколько цилиндров могут полностью выйти из строя. Чтобы такого не произошло, специалисты рекомендуют своевременно регулировать зазоры. Регламентированные производителями сроки регулировки варьируются от 10 до 15 тысяч километров пробега.

Что еще может стать причиной стука клапанов?

Помимо неправильной регулировки причиной стука клапанов может послужить детонация силового агрегата. Когда двигатель детонирует, внутри его происходить что-то вроде взрыва, от которого исходит волна, бьющая как по стенкам цилиндров, так и по прочим деталям, входящим в поршневую группу. От таких ударов клапана также могут стучать , хотя металлический цокот из-под капота может раздаваться и по другой причине.

Характерные признаки детонации двигателя :

  • выхлоп черного или иного, нехарактерного для него цвета;
  • повышенная вибрация;
  • перегрев мотора;
  • снижение мощности.

Причины стука клапанов на разогретом двигателе:

  • работа мотора на больших оборотах при недостаточном давлении масла;
  • увеличившиеся зазоры (об этом мы уже упоминали в начале нашей статьи);
  • большой износ либо повреждение деталей.

Как определить конкретную причину стука?

Для того чтобы точно определить по какой из вышеприведенных причин стучат клапана , необходимо проверять состояние не только впускных, но и выпускных клапанов двигателя, и первым делом следует обеспечить нормальное давление моторного масла, а кроме того, проверить его характеристики – вязкость, смазывающие свойства. Когда стук клапанов раздается на холодном двигателе, причина, скорее всего, будет в износе толкателя. Когда толкатели загрязнены или имеют течь вполне возможна недостаточная подача масла к клапанам. Именно поэтому на холостых оборотах, пока двигатель прогревается, можно услышать металлический цокот.

Если давление масла в норме, стоит проверить зазоры, возможно, понадобится их регулировка, при выполнении которой обычно используют специальные щупы. Если распредвал находится внизу, щупы вводят в щель, находящуюся между коромыслом и верхним краем штока. Когда же распределительный вал вверху – щуп пропускают между кулачком и толкателем.

Бывает и так, что перепробовав все варианты по устранению стука, избавиться от него в гаражных условиях не удается, и клапаны продолжают стучать. В этом случае самым верным решением станет обращение на станцию техобслуживания, иначе можно попросту «убить» двигатель.

Владельцы современных автомобилей иногда замечают какой-то неестественный звонкий стук, доносящийся из-под капота. Это стучат клапана. Многие удивляются этому обстоятельству. По общему мнению, стук клапанов характерен лишь для старых авто, где регулирование происходит с помощью болта или подбором шайб. Механический износ рабочих частей кулачков распредвала и других деталей способствуют увеличению зазоров. С этим всё ясно.

Как объяснить происхождение стука, если тепловой зазор регулируется автоматически такими новомодными устройствами, как гидрокомпенсаторы? Оказывается, и в этом случае стук клапанов очень часто может возникать. Причин для появления такого неприятного звука гораздо больше, чем у иных видов регулирования теплового зазора клапанов.

Немного теории о клапанах

Считается, что гидрокомпенсатор - это самая надёжная система регулирования тепловых зазоров клапанов. В действительности при полной исправности всех систем мотора, водителю совершенно не стоит беспокоиться о регулировании зазоров. , состоящий из корпуса и плунжера, устанавливается между кулачком распредвала и клапаном. Регулирование зазора происходит каждый раз при нажатии кулачка автоматически за счёт давления масла в системе смазки.

Принцип работы гидрокомпенсатора заключается в следующем:

  • в начальной стадии нажатия кулачка, когда корпус гидрокомпенсатора начинает двигаться вниз, его масляный канал совпадает с каналом в . Масло под давлением поступает в плунжер и выталкивает его из корпуса, занимая всё пустое пространство между кулачком и торцевой частью стержня клапана. Масло под давлением закупоривается внутри шариковым клапаном. Тепловой зазор устраняется и под дальнейшим движением кулачка клапан движется вниз (открывается);
  • возвращаясь в исходное положение, давление масла выравнивается, открывается шариковый клапан и излишек масла сбрасывается, что позволяет появиться зазору снова.

Такое цикличное действие повторяется каждый раз при нажатии кулачка и движении гидрокомпенсатора вниз. Моторное масло, имея низкий коэффициент сжатия, позволяет максимально эффективно справиться с задачей. При этом происходит смазывание всех частей .

Почему стучат клапана - способы устранения неполадок

Даже самые совершенные системы имеют свои недостатки. Гидрокомпенсаторы - это лучшее, что предлагает машиностроение, но их исправная работа зависит от многих факторов. Рассмотрим самые типичные варианты неполадок, при которых возникает неприятный клапанный звон.

Типичные причины из-за которых звенят клапана:

  • механический износ. Не стоит удивляться появлению стука, если после последней замены гидрокомпенсаторов автомобиль проехал свыше 150-200 тыс. км. Даже самые качественные изделия не застрахованы от износа. Устраняется поломка заменой гидрокомпенсаторов. Следует помнить, что гидрокомпенсаторы меняются комплектом все полностью, а в случае ремонта нельзя менять местами гидрокомпенсаторы, если при сборке устанавливаются старые;
  • некачественное или старое масло. От качественного состояния масла зависит многое. Плохое масло имеет меньшую вязкость и больше сжимается, что приводит к появлению стука. Масло следует менять своевременно;
  • засорение масляных каналов плунжера или головки. Длительная эксплуатация без замены фильтра приводит к постепенному засорению каналов, что существенно снижает давлением масла или вовсе препятствует его поступлению. Встречаются ситуации, когда плунжер заклинивает в корпусе гидрокомпенсатора и механизм вовсе перестаёт работать. Устраняется поломка промывкой, заменой фильтра и масла;
  • падение давления масла из-за засорения фильтра или износа масляного насоса. Когда давление масла падает, то гидрокомпенсатор не получает необходимое его количество для полного устранения зазора. Регулярная замена фильтра и масла, а также профилактика и своевременный ремонт масляного насоса помогут избежать поломки;
  • слишком низкий уровень масла или нахождение автомобиля под углом, что приводит к засасыванию в систему смазки воздуха. Обогащение масла воздухом приводит к существенному снижению коэффициента сжатия. «Лечится» указанная поломка промывкой системы, заменой масла и постоянным контролем его уровня.

Учитывая, что гидрокомпенсаторы незаменимая составная часть системы смазки, очевидна прочная связь между техническим состояние насоса, системы фильтрации, качественным состоянием масла и работой системы газораспределения. В большей части случаев, клапана стучат по причине нарушения работы именно системы смазки мотора. Если автолюбитель своевременно проводит смену масла и фильтра, следит за состоянием масляного насоса, гидрокомпенсаторы будут исправно служить весь отведённый им срок.