Китаева Светлана Александровна
Должность:
мастер производственного обучения
Учебное заведение:
ГБПОУ "Дзержинский технический колледж"
Населённый пункт:
г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Техническое обслуживание системы зажигания автомобиля ВАЗ 2107"
Дата публикации:
19.02.2017
Раздел:
среднее профессиональное
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Дзержинский технический колледж
Учебный материал
Тема: «Техническое обслуживание и ремонт системы
зажигания автомобиля»
Профессия: Автомеханик
Предмет: УП 01 ПМ 01 «Техническое обслуживание и
ремонт автомобилей»
Выполнил: Китаева С.А
г. Дзержинск
Приложение № 1
Сведения из теории
Система зажигания служит для обеспечения надежного воспламенения рабочей
смеси (горючей смеси, перемешанной с остатками отработавших газов) в камерах
сгорания цилиндров двигателя в соответствии с порядком и режимом работы двигателя.
На автомобилях ВАЗ 2107 применяется контактная (классическая) система зажигания,
которая состоит из:
1. Аккумуляторной батареи;
2. Генератора;
3. Катушки зажигания;
4. Распределителя напряжения, который состоит из прерывателя тока низкого
напряжения и распределителя тока высокого напряжения;
5. Искровых свечей зажигания;
6. Выключателя зажигания;
7. Проводов высокого и низкого напряжения;
Принцип работы контактной системы зажигания
Схема системы зажигания состоит из двух электрических цепей:
Низкого напряжения (первичной);
Цепи высокого напряжения (вторичной);
В первичную цепь входят: источники тока, выключатель зажигания, дополнительное
сопротивление, первичная обмотка катушки зажигания, прерыватель цепи низкого
напряжения, конденсатор.
Во вторичную цепь - вторичная обмотка катушки зажигания, распределитель тока
высокого напряжения и свечи зажигания.
При включенном выключателе зажигания и замкнутых контактах прерывателя
низкого напряжения по первичной обмотке катушки зажигания проходит ток от
аккумуляторной батареи или генератора. Проходя по первичной обмотке катушки
зажигания, ток создает сильное магнитное поле. При размыкании контактов
прерывателя прерывается ток в цепи низкого напряжения, созданное магнитное поле
исчезает. При этом магнитное поле пересекает вторичную обмотку катушки зажигания,
и в ней индуктируется ток высокого напряжения. Ток подводится к ротору
распределителя зажигания, который вращается вместе с кулачком прерывателя. В
момент размыкания контактов прерывателя ток высокого напряжения поступает по
одному из контактов распределителя зажигания, которые соединены со свечами
зажигания. Искровой разряд между электродами свечи зажигания происходит в
цилиндре, в котором в это время заканчивается сжатие рабочей смеси, т.е. в
последовательности, соответствующей порядку работы двигателя.
Схема классической системы зажигания :
1 - свечи зажигания;
2 - прерыватель - распределитель зажигания;
3 - конденсатор;
4 - кулачок прерывателя;
5 - катушка зажигания;
6 - монтажный блок;
7 - реле зажигания;
8 - выключатель зажигания;
А - к клемме "30" генератора.
Бесконтактная система зажигания
С 1989 г. на части автомобилей устанавливается бесконтактная система
зажигания. У этой системы цепь питания первичной обмотки катушки зажигания
прерывается электронным коммутатором,
который размыкает и замыкает цепь за счет
запирания или отпирания выходного транзистора (т.е. без контактов).
Бесконтактная система зажигания состоит из:
1. Катушки зажигания;
2. Свечей зажигания;
3. Проводов высокого и низкого напряжения;
4. Электронного коммутатора;
5. Датчика - распределителя зажигания;
6. Выключателя зажигания;
Преимущества бесконтактной системы зажигания:
1. Позволяет повысить напряжение на электродах свечей и тем самым увеличить
энергию искрового разряда.
2. Уровень напряжения на свечах зажигания не снижается при малой частоте вращения
двигателя, поэтому улучшаются условия пуска двигателя.
3. Управляющие импульсы на коммутатор подаются от бесконтактного датчика,
расположенного в датчике-распределителе зажигания.
Рис 2. Схема бесконтактной системы зажигания:
1 - свечи зажигания; 8 - реле зажигания;
2 - датчик-распределитель зажигания; 9 – выключатель зажигания;
3 - экран; А – к клемме «30» генератора
4 - бесконтактный датчик;
5 - коммутатор;
6 - катушка зажигания;
7- монтажный блок;
Катушка зажигания – преобразует ток низкого напряжения 12 В в ток высокого
напряжения, который может достичь 16-20 кВ в контактной с системе зажигания и 20-
25 кВ в бесконтактной системе зажигания.
На автомобиле ВАЗ 2107 с контактной системой зажигания применяется
катушка зажигания типа Б-117 А. Катушка зажигания установлена в моторном отсеке
автомобиля и крепится гайками на двух шпильках к левому брызговику, представляет
собой трансформатор с магнитопроводом, состоящим из сердечника и наружного
магнитопровода, и двух обмоток - первичной и вторичной.
Прерыватель - распределитель зажигания служитдля прерывания тока в цепи
низкого напряжения катушки зажигания и распределения импульсов высокого
напряжения по свечам зажигания.
автомобилях ВАЗ-2107 применяется распределитель зажигания 30.3706. Первый
распределитель зажигания отличается от второго только длиной валика 21 и для
отличия на конце валика около шлицев имеет кольцевую канавку.
Датчик-распределитель зажигания – предназначен для выдачи управляющих
импульсов низкого напряжения на коммутатор и для распределения импульсов
высокого напряжения по свечам зажигания.
В бесконтактной системе зажигания для ВАЗ-2107 применяется датчик-
распределитель зажигания 38.3706.
Коммутатор – преобразует управляющие импульсы бесконтактного
микроэлектронного датчика в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.
Свеча зажигания – обеспечивает получение электрической искры в цилиндре
двигателя.
В автомобиле ВАЗ 2107 применяют неразборные свечи А 17 ДВ.
Буквы и цифры в маркировке свечи обозначают:
А – резьба М 14х1,25;
17 – калильное число;
Д – длина резьбы, равна 19 мм;
В – нижняя часть изолятора выступает из корпуса.
Выключатель зажигания – обеспечивает включение и выключение системы
зажигания, стартера, КИП и других приборов. На автомобиле ВАЗ2107 применяют
выключатели зажигания с противоугонным устройством марки ВК-347.
Контрольный лист № 1
Техническое обслуживание системы зажигания
Поддержание автомобилей в исправном состоянии и надлежащем виде
достигается техническим обслуживанием и ремонтом на основе рекомендаций планово-
предупредительной системы обслуживания.
Сущность этой системы заключается в
том, что техническое обслуживание автомобилей является профилактическим и
проводится принудительно в плановом порядке через определенные пробеги.
ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1. Ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
2. Первое техническое обслуживание (ТО-1);
3. Второе техническое обслуживание (ТО-2)
4. Сезонное техническое обслуживание (СО) – 2 раза в год при подготовке автомобиля к
эксплуатации в холодное или теплое время года
Нормативы периодичности автомобиля «ВАЗ 2107»
ТО-1 – 4000 км. ТО-2 – 16000 км.
Возможные неисправности, их причины и методы устранения
Неисправность
Причина
Метод устранения
Двигатель не запускается
1. Ток не проходит через
контакты прерывателя
1. Загрязнены, окислены или
пригорели контакты преры-
2. Увеличенный зазор между
между контактами;
3. Ослаблено крепление или
окислены наконечники
проводов в цепи низкого
напряжения;
4. Обрыв в проводах или
замыкание их «с массой»;
5. Неисправен выключатель
зажигания (не замыкаются
контакты);
6. Пробит конденсатор;
7. Обрыв в первичной
обмотке катушки зажигания;
1. Очистите контакты.
2. Отрегулируйте зазор
между контактами.
3. Проверьте провода и их
соединения.
4. Поврежденные провода
замените.
5. Проверьте, замените
неисправную контактную
часть выключателя.
6.Замените конденсатор.
7. Замените катушку
зажигания
2. Не размыкаются
контакты прерывателя
1. Нарушена регулировка
зазора между контактами
прерывателя;
2. Сильно изношена
текстолитовая колодка или
втулка рычажка прерывателя
3. Вышел из строя
1. Отрегулируйте зазор
между контактами.
2. Замените контактную
3. Замените подшипник или
подшипник подвижной
пластины прерывателя;
распределитель зажигания.
3. Не подается высокое
напряжение к свечам
зажигания
1. Неплотно посажены в
2. Оторвались или окислены
наконечники проводов
высокого напряжения;
Провода сильно загрязнены
или повреждена изоляция;
3. Износ контактного уголька
4. Утечка тока через
трещины или прогары в
крышке или роторе
распределителя зажигания;
5. Перегорание резистора в
6. Повреждена катушка
зажигания
1.Проверьте и восстановите
соединения.
2. Очистите загрязненные
контакты бензином, а
окисленные или обгорев-
шие - зачистите надфилем
или замените провода.
3. Проверьте и, при
необходимости, замените
4.Замените крышку и
ротор, если в них имеются
5.Замените резистор.
6.Замените катушку
зажигания.
Двигатель работает
неустойчиво или глохнет на
холостом ходу
1. Слишком ранее зажигание
в цилиндрах двигателя из-за
нарушение угла опережения
зажигания
2. Большой зазор между
электродами зажигания;
3.Малый зазор между
контактами прерывателя
1. Проверить и, при
необходимости,
отрегулировать момент
зажигания.
2. Проверьте,
отрегулируйте зазор.
3.Отрегулируйте зазор
между контактами
Двигатель неравномерно и
неустойчиво работает при
большой частоте вращения
1. Ослабла пружина
подвижного контактного
прерывателя;
2. Большой зазор между
контактами прерывателя;
3. Ослабли пружины
грузиков регулятора
распределителе зажигания
1.Замените контактную
2. Отрегулируйте зазор
между контактами.
3. Замените пружины,
проверьте работу
центробежного регулятора
на стенде.
Двигатель не развивает
полной мощности
1. Неправильная установка
момента зажигания;
2. Заедание грузиков
регулято-ра опережения
зажигания, ослабление
пружин грузиков;
3. Большой износ втулки
подвижного контакта
прерывателя;
1. Проверьте, отрегулируй-
те момент зажигания.
2. Проверьте, замените
поврежденные детали.
3. Проверьте, замените
контактную группу
ЕО –
1. Проверка работы системы зажигания на слух.
2. Проверка внешним осмотром состояния приборов системы зажигания;
ТО-1–
1. Проверка крепления приборов зажигания и соединительных проводов;
2. Очистка приборов от пыли и грязи;
3. Проверка и подтягивание крепления проводов на приборах;
4. Проверка целостности защитных резиновых колпачков на проводах
высокого напряжения;
ТО-2 –
1. Проверка катушки зажигания: сопротивление обмоток и сопротивление
изоляции;
2. Проверка свечей зажигания и, при необходимости, очистка от нагара;
3. Регулировка зазора между электродами свечей;
4. Проверка конденсатора;
5. Очистка внутренней поверхности крышки распределителя;
6. Проверка и, при необходимости, регулировка угла опережения
зажигания;
7. Проверка состояния контактов поверхности крышки распределителя;
8. Проверка состояния контактов прерывателя и, при необходимости,
регулировка зазора между ними;
9. Смазочные работы;
10. Установка зажигания;
СО – при подготовке к зимней эксплуатации:
1. Снятие с двигателя прерывателя-распределителя;
2. Обслуживание и проверка его на стенде;
Очистка прерывателя-распределителя .
Перед регулировкой зазора между контактами прерывателя необходимо
проверить состояние рабочей поверхности контактов. При наличии нагара
на контактах необходимо зачистить их плоским бархатным надфилем.
Применять для этих целей шлифовальную шкурку нельзя, так как от нее на
контактах остаются абразивные частицы, которые могут привести к
искрообразованию и преждевременному выходу контактов из строя. После
зачистки контактов прерывателя проверяют и, при необходимости,
зачищают контакты в крышке распределителя и на роторе. Затем чистой,
смоченной бензином замшей или другим материалом, который не
оставляет волокон, протирают контакты прерывателя и ротора, наружную и
внутреннюю поверхности крышки распределителя.
Проверочные работы:
1. Проверка крышки распределителя.
При проверке обращают внимание на чистоту поверхности, отсутствие
трещин, надежность крепления зажимами к корпусу прерывателя.
Протереть крышку распределителя изнутри ветошью, смоченной
бензином, а если будет обнаружено замасливание - протереть диск и
контакты прерывателя. Н а внутренней поверхности не должно быть
следов нагара. Центральный контакт (уголек) должен перемещаться без
помех. При наличии трещин в крышке или роторе распределителя их
необходимо заменить.
2.Проверка конденсатора.
Для проверки вынимают провод высокого напряжения из центрального
зажима распределителя и устанавливают конец провода на расстоянии 7-10
мм от «массы». После этого снимают крышку и ротор распределителя и
включают зажигание. Пусковой рукояткой вращают коленчатый вал и
наблюдают за искрением между контактами прерывателя и проводом
высокого напряжения и «массой».
При неисправном конденсаторе между контактами наблюдается сильное
искрение, а между проводом высокого напряжения и «массой» не будет
искры или она будет нерегулярной при зазоре менее 4 мм.
3.Проверка катушки зажигания
1. Проверьте:
Сопротивление обмоток;
Сопротивление изоляции;
Сопротивление первичной обмотки при 20С º должно составлять 3,07-3,5
Ом, а вторичной обмотки 5500-9200 Ом.
Сопротивление изоляции на массу должно быть не менее 50 Мом.
У катушки зажигания 27.3705, применяемой в бесконтактной системе
зажигания, сопротивление первичные обмотки при 20 º С должно
составлять (0,45+-0,05) Ом, а вторичной обмотки (5+-0,5) кОм.
4. Проверка работы распределителя зажигания на стенде.
1. Установите распределитель зажигания на контрольно-испытательный
стенд для проверки приборов зажигания и соедините его
электродвигателем, частота вращения которого регулируется.
2. Выполните соединения с катушкой зажигания и с аккумуляторной
батареей стенда аналогично схеме системы зажигания. Четыре клеммы
крышки соедините с искровыми разрядниками, зазор между электродами
которых регулируется.
3. Установите зазор 5 мм между электродами разрядников, включите
электродвигатель стенда и вращайте валик распределителя зажигания
несколько минут по часовой стрелке с частотой 2000 мин-1.
4. Затем увеличьте зазор между электродами до 10 мм и следите, нет ли
внутренних разрядов в распределителе. Они выявляются по звуку или по
ослаблению и перебою искрения на разряднике испытательного стенда.
5. Во время работы распределитель зажигания не должен производить
значительного шума при любой частоте вращения валика.
Проверка и установка момента зажигания.
Рис. 1 Метки для установки момента зажигания: 1 - метка ВМТ на шкиве коленчатого вала; 2
Метка опережения зажигания на 10°; 3 - метка опережения зажигания на 5°; 4 - метка
опережения зажигания на 0°
Для проверки момента зажигания имеется три метки 2, 3 и 4 (рис. 1) на
крышке механизма газораспределения и метка 1 на шкиве коленчатого
вала, соответствующая ВМТ поршня в первом и четвертом цилиндре при
совпадении с меткой 4 на крышке.
Проверить и установить момент зажигания можно с помощью
стробоскопа, действуя в следующем порядке:
Соедините зажим "плюс" стробоскопа с клеммой "плюс" аккумуляторной
батареи, зажим массы - с клеммой "минус" аккумуляторной батареи, а
зажим датчика стробоскопа присоедините к проводу высокого напряжения
1-го цилиндра;
Обозначьте мелом для лучшей видимости метку 1 на шкиве коленчатого
Запустите двигатель и прогрейте его, чтобы он работал на минимальных
оборотах холостого хода;
Направьте мигающий поток света стробоскопа на шкив и проверьте,
соответствует ли положение метки шкива значениям угла опережения
зажигания.
6. Проверка исправности свечей зажигания.
Проверка предназначена для определения состояния электродов и
изолятора. Исправная свеча – сухая, цвет нижней части изолятора желто-
коричневый.
Перед испытанием свечи зажигания с нагаром или загрязненные очистите
на специальной установке струей песка и продуйте сжатым воздухом.
Если нагар светло-коричневого цвета, то его можно не удалять, так как, он
появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы
зажигания. Свечи с черным нагаром просушивают, зачищают нижнюю
предметами, так как в бороздках царапин скапливается нагар,
шунтирующий электроды свечи. Прокаливание свечи приводит к
разрушению изолятора и герметика. Если на изоляторе свечи имеются
сколы, трещины или повреждена приварка бокового электрода, то свечу
замените.
Регулировочные работы
Регулировка зазора между контактами прерывателя.
Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо,
вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое
положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты.
Проверить щупом величину зазора между контактами и, если оно
превышает заданную, ослабить стопорные винты крепления контактной
панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее,
установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты.
2. Регулировка момента зажигания.
Для регулировки момента зажигания остановите двигатель, ослабьте гайку
крепления распределителя зажигания и поверните его на необходимый
угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус распределителя
следует повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения - по
часовой стрелке. Затем снова проверьте установку момента зажигания
3. Регулировка зазора между электродами свечи зажигания.
После очистки осмотрите свечи и отрегулируйте зазор между электродами.
Зазор (0,5-0,6 мм) и (0,7-0,8 для обычной системе зажигания) между
электродами свечи проверяйте круглым проволочным щупом. Проверять
зазор плоским щупом нельзя, так как при этом не учитывается выемка на
боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор
регулируйте подгибанием только бокового электрода свечи.
Отрегулировав
зазор между электродами свечи до 0,6 мм, вверните ее в гнездо на стенде и
затяните динамометрическим ключом моментом 31-39 Н- м (3,2 - 4 кгс-
Испытание свечи зажигания на герметичность.
Вверните свечу в соответствующее гнездо на стенде, и затяните
динамометрическим ключом моментом 3,2 - 4 кгс. А затем создайте в
камере стенда давление 2 МПа (20 кгс/см²).
Накапайте из масленки на
свечу несколько капель масла или керосина; если герметичность нарушена,
то будут выходить пузырьки воздуха, обычно между изолятором и
корпусом свечи. Герметичность обеспечивается эластичной прокладкой
штуцера гнезда.
Замена свечей зажигания.
Заменять свечи в бесконтактной системе зажигания следует более часто по
сравнению с контактной системой - через каждые 15 000... 20 000 км
Для обеспечения надежного пуска двигателя с бесконтактной
системой зажигания в зимний период свечи зажигания, независимо от
употреблении рабочие свечи можно затем использовать в теплое время.
Смазочные работы.
Через 10000 км. пробега необходимо производить смазку оси подвижного
контакта и фетровую вставку маслом для двигателя. Через
20 000 км пробега надо залить 3-4 капли масла, применяемого для
двигателя, в отверстие масленки на корпусе распределителя
зажигания, предварительно повернув ее крышку до открытия
заливного отверстия
Крепежные работы.
При обслуживании следует проверять крепление приборов системы
зажигания и соединительных проводов и, при необходимости надежно
закреплять их, предварительно проверив правильность установки
зажигания.
Производить крепление деталей системы зажигания согласно
требуемых моментов затяжек резьбовых соединений.
При замене свечей зажигания, во избежание срыва резьбы при
завертывании, свечу следует устанавливать в специальный свечной
ключ, а затем вместе с ключом - в отверстие головки цилиндров.
Легким поворотом руки вначале несколько влево, а затем вправо, без
большого нажима, ввертывать свечу, пока она легко не пойдет по резьбе,
после чего окончательно затянуть с применением воротка. Для
облегчения последующего отворачивания свечей перед ввертыванием их в
блок желательно натереть резьбовую часть свечей графитным порошком.
4. Для чего предназначена система зажигания?
5. Опишите устройство системы зажигания.
6. Опишите принцип действия системы зажигания.
З.Э.1. Диагностирование системы зажигания
В системе зажигания могут быть неисправны катушка и свечи зажигания, прерыватель-распределитель, провода. Для поэлементного диагностирования различных узлов системы зажигания применяют приборы Э-215, Э-102, Э-216, Э-206 и др. Стробоскопическими приборами Э-215 и Э-102 диагностируют угол опережения зажигания, прибором Э-216 - разность мощностей по цилиндрам, прибором Э-206 с осциллоскопом - работоспособность системы зажигания. Для комплексного диагностирования применяются мотор-тестеры и специальные стенды. Кроме специальных приборов при диагностировании системы зажигания могут использоваться контрольные лампы, вольтметры, амперметры, щупы. Диагностировать можно и по внешним признакам работы системы.
Для проверки цепи низкого напряжения между АКБ и катушкой зажигания к зажиму ВК-6 катушки присоединяют один контакт контрольной лампы, другой контакт соединяют с массой. Если лампа загорается, то цепь низкого напряжения исправна. Если лампа не загорается, то контакты AM и КЗ включателя зажигания соединяют между собой коротким куском провода. Загорание лампы - показатель неисправности включателя.
Для проверки исправности катушки зажигания крышку распределителя зажигания снимают и рукояткой прокручивают коленчатый вал двигателя до положения замыкания контактов прерывателя. Конец высоковольтного провода извлекают из центрального гнезда крышки распределителя и, держа на расстоянии 5 мм от «массы» двигателя, включают зажигание. При размыкании и замыкании вручную контактов прерывателя между концом провода и «массой» двигателя должна образовываться искра. Если искры нет, катушку зажигания заменяют. Если искры нет и после замены катушки, то неисправен и подлежит замене провод.
Неисправности распределителя зажигания определяют при внешнем осмотре и опробовании. Зазор между контактами измеряют щупом (величина зазора - 0,3-0,4 мм). Упругость пружины рычажка проверяют, отжимая его пальцем. Рычажок должен быстро возвращаться в исходное положение. Если при покачивании рычажка на оси рука ощущает люфт, то рычажок подлежит замене. Ощутимое поперечное колебание приводного валика распределителя в радиальном направлении при покачивании его рукой свидетельствует об износе втулок или самого валика.
На исправных свечах образуется красновато-коричневой налет, который не следует путать с нагаром, имеющим черный цвет. Нагар на свечах зажигания образуется при низком температурном режиме, богатой горючей смеси или при попадании масла в камеры сгорания. Перегрев свечей возникает после длительной работы двигателя на бедной смеси. При наличии трещин на изоляторе свечу заменяют. Зазор между электродами свечи, который должен составлять 0,8- 0,9 мм, измеряют круглым проволочным щупом. Работоспособность свечей определяют на работающем двигателе. При отключении провода исправной свечи частота вращения снижается, а при отключении провода поврежденной свечи - остается неизменной.
Работу центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания контролируют с помощью специальных средств диагностирования. Правильность установки зажигания проверяют на стенде для контроля тягово- экономических показателей автомобиля или при движении автомобиля по ровному участку дороги на прямой передаче: развивают скорость 25-30 км/ч для грузовых автомобилей и 40-50 км/ч - для легковых, затем резко, до отказа, нажимают на педаль управления дроссельной заслонкой. При этом должны прослушиваться и быстро исчезнуть слабые детонационные стуки. Если они сильны - зажигание раннее, если отсутствуют - позднее.
3.3.2 Техническое обслуживание системы зажигания
При ТО-1 протирают и зачищают контакты прерывателя-распределителя зажигания.
При ТО~2 проверяют состояние и очищают поверхность коммутатора, катушки зажигания, изоляторов свечей и проводов низкого и высокого напряжения от пыли, грязи и масла. Снимают крышку распределителя зажигания и протирают ее внутреннюю поверхность. Проверяют состояние контактов распределителя. При необходимости зачищают их и регулируют зазор между контактами. Регулируют угол опережения зажигания. Проверяют состояние электропроводов. При необходимости изолируют поврежденные места или заменяют провода высокого напряжения. Проверяют работу свечей зажигания. При необходимости очищают их от нагара и регулируют зазор между электродами.
3.3.3 Ремонт и регулировки системы зажигания
Регулировка зазора в контактах прерывателя. Перед регулировкой контакты зачищают, промывают и продувают сжатым воздухом. Затем, проворачивая коленчатый вал, ставят рычажок прерывателя в положение наибольшего размыкания контактов и щупом проверяют зазор между контактами. Если он не соответствует требуемому значению, его регулируют смещением пластины неподвижного контакта вокруг оси рычажка с помощью эксцентрика. Для этого ослабляют стопорный винт и вращением эксцентрикового винта поворачивают пластину с неподвижным контактом до установления необходимого зазора, а затем закрепляют стопорный винт.
Регулировка угла опережения зажигания. Угол опережения зажигания устанавливают на неработающем двигателе, а проверяют на стенде или в пути при разгоне до определенной скорости. Перед установкой зажигания проверяют и при необходимости регулируют зазор между контактами прерывателя. Затем вывертывают свечу первого (считая от радиатора) цилиндра и ввертывают свисток или вставляют пробку из смятой бумаги. Проворачивая коленчатый вал двигателя, устанавливают его в положение, соответствующее концу такта сжатия в первом цилиндре (выталкивание бумажной пробки или затихание свист
ка). Продолжая вращать коленчатый вал до соответствующего совпадения меток на шкиве и корпусе блока, определяют момент зажигания в первом цилиндре. Затем ослабляют гайку октан-корректора и устанавливают октан-корректор в среднее положение (т.е. на нулевое деление), затягивая гайку. Сняв крышку прерывателя-распределителя, присоединяют контрольную лампу (напряжением 12 В): одним проводом - к соединенному с рычажком прерывателя- распределителя зажиму низкого напряжения, а другим - к «массе». Ослабив крепление прерывателя-распределителя и включив зажигание, поворачивают корпус прерывателя-распределителя (по часовой стрелке - для автомобилей с правым вращением кулачка распределителя и против - для автомобилей с левым вращением) до замыкания контактов прерывателя (при этом контрольная лампа не должна гореть). Затем корпус прерывателя-распределителя поворачивают в обратную сторону до положения, соответствующего началу размыкания контактов (о чем сигнализирует загоревшаяся контрольная лампа), и в этом положении закрепляют. Крышку распределителя ставят на место и присоединяют провода высокого напряжения согласно порядку работы цилиндров двигателя.
После установки зажигания производят диагностирование оптимальности угла опережения зажигания и при необходимости проводят регулировку с помощью октан-корректора.
_______________ Основные неисправности сист емы зажигании ___________
\ |
Обрыв электрических проводов. Неисправность выключателя. Тепловое разрушение транзистора в коммутаторе
Удалить масло и бензин с контактов свечей.
Просушить свечи и очистить их на пескоструйном аппарате. Заменить провод.
Зачистить наконечник провода и плотно соединить с зажимами. Очистить загрязнение поверхности сухой ветошью. Заменить ротор или крышку. Заменить угольный контакт. Очистить или зачистить контакты.
Отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Заменить катушку.
Заменить провода, Заменить выключатель. Заменить транзистор
Снижение мощности и экономичности двигателя
Обрыв (ослабление) пружин грузов центробежного регулятора. Нарушение герметичности полости вакуумного регулятора. Ослабление пружины диафрагмы. Нарушение регулировки угла one- режения зажигания ____
Заменить пружины.
Затянуть штуцер трубки, заменить диафрагму. Заменить пружину. Отрегулировать угол опережения зажигания
Затрудненный пуск и перебои в работе цилиндров двигателя
Нагар на свечах.
Увеличение зазора между электродами свечи. Трещины в изоляторе свечи. Перегрев свечи.
Трещины и обугливание поверхности ротора или крышки. Замасливание, окисление, подгорание контактов прерывателя. Нарушение зазора между контактами прерывателя. Потеря упругости пружины рычажка подвижного контакта. Пробой конденсатора. Межвитковое замыкание первичной обмотки катушки. Тепловое разрушение стабилитрона
Удалить нагар.
Отрегулировать зазор между электродами свечи. Заменить свечу.
Заменить прокладку под корпусом свечи.
Заменить ротор или крышку.
Очистить контакты.
Отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Заменить пружину вместе с рычажком.
Заменить конденсатор. Заменить катутлку зажигания.
Заменить стабилитрон.
Способы устранения основных неисправностей системы зажигания. Замасленные контакты распределителя зажигания снимают и очищают щеточкой или замшей, смоченной в бензине, обгоревшие - надфилем толщиной не более 1 мм или межой стеклянной бумагой зернистостью 150-170. Зазор между электродами свечи зажигания регулируют подгибанием бокового электрода. Центральный электрод подгибать нельзя, так как это вызывает трещины в изоляторе и отказ свечи в работе.
Задание для закрепления изученного материала 1. При ТО-! системы зажигания выполняют следующие работы:
2. При ТО-2 системы зажигания выполняют следующие работы:
3. При диагностировании системы зажигания контролируют следующие
параметры: 1)_________________________ ; 2)________________________ __ ;
3)______________________________ ; 4)___________________________
5)______________________________ ; 6)_____________________________ .
4. Перечислите основные регулировки системы зажигания:
2)_______________ ;
5. Двигатель не запускается при следующих неисправностях системы зажигания: 1) ;
2) ; 3)_______________________ ;
4) .___________________________ ; 5)____ ;
6) ; 7)_________________________ ;
8) ; 9)_________________________ ;
Ю)___________________________ ; 11)__________________________ ;
12) ___________________________ .
6. Снижение мощности и экономичности двигателя возникает при следующих неисправностях системы зажигания:
1) ; 2)__________________________________ ;
3) ; 4)__________________________ .
7. Затрудненный пуск и перебои в работе цилиндров двигателя возникают при следующих неисправностях системы зажигания:
1) ; 2)___________________________________________________
3) ; 4)__________________________
5) ; 6)__________________________
7) ; В)__________________________
9) ; 10)_________________________
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите приборы и приспособления, используемые при диагностировании системы зажигания.
2. Опишите способ диагностирования цепи низкого напряжения.
3. Опишите диагностирование катушки зажигания.
4. Опишите диагностирование распределителя зажигания.
5. Опишите диагностирование свечей зажигания.
6. Опишите диагностирование оптимальности установки угла опережения зажигания.
7. Перечислите операции, выполняемые при ТО-1 системы зажигания.
8. Перечислите операции, выполняемые при ТО-2 системы зажигания.
9. Опишите технологию регулировки зазора между контактами прерывателя.
10.Опишите технологию регулировки зазора между электродами свечи.
11. Опишите технологию регулировки угла опережения зажигания.
12. Перечислите неисправности системы зажигания, при которых двигатель не запускается.
13. Перечислите неисправности системы зажигания, при которых возникает снижение мощности и экономичности двигателя.
14. Перечислите неисправности системы зажигания, при которых затруднен пуск двигателя и возникают перебои в работе цилиндров.
15. Опишите способ очистки контактов прерывателя.
ЗАТехническое обслуживание ш ремонт
контрольно-измерительных и дополнительных приборов
1. Каково назначение контрольно-измерительных и дополнительных приборов?
2. Перечислите контрольно-измерительные и дополнительные приборы.
3. Опишите общий принцип действия контрольно-измерительных приборов.
3.4.1, Диагностирование контрольно-измерительных и дополнительных приборов
Работоспособность контрольно-измерительных и дополнительных приборов проверяют при пробном включении. Механические повреждения определяют методом визуальной оценки. Нарушения контактов проводов находят с помощью тестора или контрольной лампы. Точность показаний контрольно- измерительных приборов проверяют специальными тестерами (их параллельно подключают к диагностируемому прибору).
3.4.2» Техническое обслуживание контрольно-измерительных и дополнительных приборов
При ТО-1 и ТО-2 проверяют: действие ламп щитка приборов, работоспособность указателей контрольно-измерительных приборов (неисправные лампы заменяют); надежность крепления электрических проводов (при необходимости подтягивают); работу электродвигателей дополнительных приборов и оборудования.
3.43. Ремонт контрольно-измерительных и дополнительных приборов Неисправности контрольно-измерительных и дополнительных приборов
Неплотный контакт наконечников проводов __
Подтянуть винты или гайки крепления проводов
Неисправность электродвигателя. Обрыв токоподводящего провода
Заменить электродвигатель. Соединить или заменить провод
Способы устрашения основных неисправностей контрольно- измерительных и дополнительных приборов. Оборванные провода соединяют, по возможности пропаивают и изолируют. Окисленные клеммы зачищают, проверяют крепление проводов, ослабленные соединения подтягивают. Неисправный электродвигатель разбирают, прочищают коллектор, заменяют поврежденную проводку, смазывают шайбу самоустанавливающихся втулок. При невозможности устранить неисправность электродвигатель заменяют.
3.5. Техническое обслуживаниеи ремонт
приборов освещения и сигнализации
1. Для чего предназначены приборы освещения и сигнализации?
2. Перечислите приборы освещения и сигнализации.
3. Опишите устройство приборов освещения и сигнализации.
3.5.1. Диагностирование приборов освещения и сигнализации
Работоспособность приборов освещения и сигнализации проверяют при пробном включении. Механические повреждения устанавливают по внешним признакам. Нарушение контакта проводов определяют тестером и ли контрольной лампой, напряжение в цепях приборов освещения и сигнализации - с помощью вольтметра или специальным тестером. Признаком низкого напряжения в цепи является тусклое свечение ламп. Исправность звукового сигнала определяют по громкости, тону звучания и силе тока, показываемой амперметром на щитке приборов.
3.5.2. Техническое обслуживание приборов освещения и сигнализации ^При ЕО проверяют действие звукового сигнала, фар, подфарников, указателей поворотов, заднего фонаря и стоп-сигнала. При необходимости внешние поверхности рассеивателей приборов внешнего освещения и световой сигнализации очищают от загрязнений. Перегоревшие лампы заменяют^
При ТО-1 проверяют крепление и при необходимости закрепляют фары, подфарники, задний фонарь и прибор звукового сигнала. Проверяют надежность крепления проводов и при необходимости подтягивают.
При ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют направление светового потока фар.
3.5.3. Ремонт ш регулировки приборов освещения и сигнализации
Для проверки и регулировки света фар должны быть соблюдены определенные условия: автомобиль не нагружен, давление воздуха в шинах нормальным, помещение затемнено (возможно проведение работ в вечернее время). Автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку перпендикулярно стене (или экрану) с нанесенными линиями разметки. Направление светового пучка регулируют винтами фары, которыми изменяют положение отражателя. Регулировку фар в горизонтальной плоскости осуществляют боковым винтом, а в вертикальной - верхним. При правильной регулировке световые пятна обеих фар должны иметь вид эллипсов, а их верхние края - находиться на одной высоте.
Громкость звучания звукового сигнала регулируют винтом: при повороте винта по часовой стрелке громкость увеличивается, против - уменьшается. При этом сила тока должна быть в рекомендуемых заводом-изготовителем пределах. Тон звучания настраивают стержнем, отпустив контргайку при помощи
торцового ключа: поворотом по часовой стрелке - повышают тон, против - понижают.
Неисправности приборов освещения и сигнализации. Характерные неисправности приборов освещения и сигнализации: обрыв проводов, плохой контакт, перегорание нитей ламп, механическое повреждение приборов, нарушение их регулировки. Отказ звукового сигнала может быть вызван обрывом проводов или плохим контактом в цепи, обгоранием контактов сигнала, кнопки и реле. Громкость или тон звучания может измениться при повреждений конденсатора (сопротивления) или износе обмотки.
Неисправность (признак) 1 Причины | Способ устранения | ||
ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ | |||
Не загораются отдельные лампы | Перегорание нити лампы. Плохой контакт в патроне лампы, переключателях, выключателях, на соединительных панелях | Заменить лампу. Зачистить и затянуть контакты | |
Частое перегорание нитей ламп | Повышенное напряжение в системе электрооборудования. Сильная вибрация спирали ламп из- за слабого крепления лампы в патроне, оптического элемента в корпусе или фары (фонаря) в целом | Отрегулировать регулятор напряжения. Затянуть винты крепления оптических элементов и фар | |
Уменьшение силы света приборов освещения | Загрязнение отражателя и рассеива- теля оптического элемента. Плохой контакт лампы в патроне. Окисление контактных пластин в выключателях и переключателях | Очистить отражатель и рассеиватель. Восстановить нормальный контакт. Очистить контактные пластины | |
ЦЕПИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ | |||
Отсутствие напряжения в проводах | Обрыв или замыкание проводов на «массу» | Ликвидировать обрыв и замыкание. Изолировать места нарушения изоляции | |
Потеря напряжения в цепях электрооборудования | Ослабление крепления проводов Замасливание и окисление наконечников проводов | Подтянуть зажимы крепления проводов. Очистить наконечники проводов от грязи и окислов | |
Способы устранения основных неисправностей приборов освещения и сигнализации. Окисленные клеммы зачищают, проверяют контакт ламп с массой и крепление проводов. Ослабленные соединения подтягивают. Лампы, с перегоревшей нитью заменяют. При смене ламп продувают отражатель сжатым воздухом, не допуская попадания пыли внутрь оптического элемента. Загрязненный рефлектор промывают водой и просушивают, но не протирают. Разбитый или треснувший рассеиватель заменяют. Оборванные провода заменяют или соединяют, пропаивают и изолируют. При нарушении контакта подтягивают контактные винты. Обгоревшие контакты зачищают надфилем или шкуркой. Если регулировка звукового сигнала не дает положительного результата, то открывают крышку и зачищают контакты прерывателя абразивной пластинкой. При необходимости заменяют конденсатор (сопротивление) или изношенную обмотку.
Задание для закрепления изученного материала
1. При ТО-1 и ТО-2 контрольно-измерительных и дополнительных приборов выполняют следующие операции:____________________________________
2. Контрольно-измерительный прибор не включается в работу при следующих неисправностях: 1)________________________________________________ ;
3. Стрелка прибора полностью отклоняется вправо и не возвращается в нулевое положение при следующих неисправностях:
1)___ ; 2)_______________________ .
4. Признаком неплотного (ненадежного) контакта наконечников проводов в цепи контрольно-измерительного прибора является____________________ _____
5. При ЕО приборов освещения и сигнализации выполняются следующие операции: _________________
6. При ТО-1 приборов освещения и сигнализации выполняются следуй щие операции:_____________________________________________________
7. При ТО-2 приборов освещения и сигнализации выполняются следующие операции: _____________________________________________________
В. Лампы приборов освещения и сигнализации не загораются при следующих неисправностях: 1)___________________________ ; 2)__________________ .
9. Уменьшение силы света приборов освещения и световой сигнализации
возникает при следующих неисправностях: 1)_____________________ ;
2)___ ; 3)________________________ .
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите способы диагностирования контрольно-измерительных и дополнительных приборов.
2. Каким образом проверяется точность показаний контрольно-измерительных приборов.
3. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании контрольно-измерительных и дополнительных приборов.
4. Перечислите неисправности контрольно-измерительных и дополнительных приборов, их причины и способы устранения.
5. Перечислите способы диагностирования приборов освещения и сигнализации.
6. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании приборов освещения и сигнализации.
7. Опишите технологию регулировки направления светового пучка фар.
8. Опишите технологию регулировок звукового сигнала.
9. Перечислите основные неисправности приборов освещения и сигнализации, их причины и способы устранения.
Неисправности возникающие в приборах системы зажигания , могут вызвать затрудненный пуск или невозможность пуска двигателя, перебои в работе цилиндров, снижение мощности и экономичности двигателя. При одном неработающем цилиндре расход топлива возрастает до 30% в четырехцилиндровом и до 15% в восьмицилиндровом двигателе при значительном снижении мощности.
При замасленные контакты прерывателя протирают плотной тканью, смоченной в бензине. Окисленные контакты зачищают стеклянной бумагой зернистостью 140-170 или абразивной пластинкой. Увлажненные контакты прерывателя транзисторной системы зажигания протирают слабым раствором лимонной кислоты. Угол замкнутого состояния контактов прерывателя регулируют изменением зазора между контактами.
Неисправные конденсатор, катушку зажигания, свечи и включатель зажигания заменяют. В случае пробоя транзистора не прерывается ток низкого напряжения при разомкнутых контактах прерывателя и выключенном включателе зажигания, а стрелка амперметра не отклоняется на нуль.
При техническом обслуживании системы зажигания исправность действия и работу приборов проверяют как на автомобиле, так и на контрольно-испытательных стендах.
Позволяет проводить следующие работы:
От правильной установки зажигания зависит мощность, экономичность и устойчивость работы двигателя.
Зажигание устанавливают в следующей последовательности:
Такую проверку установки зажигания при движении автомобиля следует производить при смене сорта бензина, после регулировки карбюратора, регулировки зазора между контактами прерывателя и регулировки центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.
Страница 5 из 6
Ремонт системы зажигания состоит в замене вышедших из строя элементов (свечей, проводов высокого напряжения, катушки зажигания, конденсатора, электронного коммутатора, выключателя зажигания или его контактной группы, датчика-распределителя, распределителя зажигания и его элементов - крышки, ротора, контактной группы, кулачка, вакуумного регулятора).
Техническое обслуживание системы зажигания. Чтобы контактная система зажигания работала нормально, необходимо следить за чистотой всех приборов, входящих в эту систему, за креплением проводов на приборах, следить за целостностью защитных резиновых колпачков на проводах высокого напряжения и выполнять все работы по техническому обслуживанию в установленные сроки.
Через 10 000 км пробега необходимо снять крышку распределителя, протереть ее изнутри ветошью, смоченной бензином, а если будет обнаружено замасливание, протереть диск и контакты прерывателя. Смазать ось подвижного контакта и фетровую вставку маслом для двигателя.
Через 20 000 км пробега надо залить 3-4 капли масла, применяемого для двигателя, в отверстие масленки на корпусе распределителя зажигания, предварительно повернув ее крышку до открытия заливного отверстия. Осмотреть контакты прерывателя и при обнаружении окисления, неровностей и обгорания зачистить их. Проверить и отрегулировать величину зазора между контактами прерывателя. После регулировки зазора между контактами прерывателя каждый раз следует проверять и регулировать угол опережения зажигания, который при изменении величины зазора также изменяется. Вывернуть свечи, при наличии нагара удалить его указанными выше способами и отрегулировать зазоры между электродами свечей.
Через 30 000 км пробега свечи рекомендуется заменить новыми. Во избежание срыва резьбы при завертывании свечу следует устанавливать в специальный свечной ключ, а затем вместе с ключом - в отверстие головки цилиндров и легким поворотом руки вначале несколько влево, а затем вправо без большого нажима ввертывать свечу, пока она легко не повдет по резьбе, после чего окончательно затянуть с применением воротка. Для облегчения последующего отворачивания свечей перед ввертыванием их в блок желательно натереть резьбовую часть свечей графитным порошком. При техническом обслуживании бесконтактной системы зажигания главное вниманием необходимо уделять содержанию в чистоте и креплению всех приборов и проводников. Следует тщательно протирать чистой тканью, смоченной бензином, наружную и внутреннюю поверхности крышки датчика-распределителя и ротора, защищать электроды боковых клемм и токоразностную пластину ротора. Надо также протирать корпус электронного коммутатора и катушку зажигания, проверять надежность крепления соединений в электрических цепях низкого и высокого напряжения и целостность защитных резиновых колпачков всех соединений.
Не допускается снимать наконечники свечей с проводов и провода высокого напряжения из крышки датчика-распределителя при горячем двигателе во избежание обрыва токопроводящей жилы, которая от нагревания становится более эластичной (мягкой).
Необходимо проверять плотность посадки проводов на полную глубину в наконечниках свечей и крышки датчика-распределителя.
На автомобилях применяются батарейные контактные (классические), контактно- и бесконтактно-транзисторные, а также цифровые системы, по существу являющиеся вариантом автоматического управления транзисторного зажигания для отдельных цилиндров. По статистике, на батарейное зажигание приходится примерно 12% всех отказов и неисправностей, которые в 80% случаев являются также причиной повышения расхода топлива и снижения мощности двигателя; для бесконтактно-транзисторных систем показатели надежности значительно лучше.
Система зажигания предназначена для воспламенения топливно-воздушной смеси бензинового двигателя. Воспламенение смеси происходит от искры, поэтому другое наименование системы - искровая система зажигания, а бензинового двигателя - двигатель с искровым зажиганием (сокращенно - ДсИЗ).
Не смотря на различия в конструкции можно выделить следующее общее устройство системы зажигания:
источник питания (автомобильный генератор и аккумуляторная батарея);
выключатель зажигания;
устройство управления накоплением энергии (прерыватель, транзисторный коммутатор, электронный блок управления);
накопитель энергии (катушка зажигания);
устройство распределения энергии по цилиндрам (механический распределитель, электронный блок управления);
свечи зажигания.
Характерными неисправностями системы зажигания являются: разрушение изоляции проводов высокого напряжения и свечей зажигания, нарушение контакта в местах соединений; ослабление пружины подвижного контакта; повышенный люфт валика распределителя; нагар на электродах свечей зажигания; изменение зазора между электродами свечей; межвитковые замыкания (особенно в первичной обмотке) катушки зажигания; неправильная начальная установка угла опережения зажигания; неисправность центробежного и вакуумного регуляторов.
Для диагностирования системы зажигания используют стационарные неавтоматизированные и компьютеризированные мотор-тестеры с электронно-лучевой трубкой, а также переносные электронные автотестеры, достоинством которых является низкая стоимость, приспособленность для условий небольших АТП и СТО в сочетании с широкими функциональными возможностями. В ряде моделей отечественных автомобилей предусмотрен специализированный разъем для подключения мотор-тестеров.
В последнее время все большее применение находят упрощенные цифровые приборы для проверки зазора в контактах прерывателя в комбинации с тахометром и вольтметром с двумя диапазонами измеряемого напряжения: до 20 В и до 0.5-1,0 В (последний используется для измерения напряжения на замкнутых контактах). Более сложные приборы, выполненные на основе микропроцессоров последних разработок, позволяют измерять величину напряжения пробоя и длительность искрового заряда.
Проверку и регулировку угла опережения зажигания проводят следующим образом. При неработающем двигателе производят начальную установку угла по совмещению подвижной и неподвижной меток ВМТ, расположенных на маховике или шкиве привода вентилятора двигателя, однако указанный метод дает погрешность до 5°. Проверку и окончательную регулировку данного угла, а также работу центробежного и вакуумного регуляторов осуществляют на режимах разгона автомобиля или "разгона" двигателя на холостом ходу. В последнем случае полезно использовать вакуумметр, подключаемый через тройник в разрыв соединения вакуумного регулятора с карбюратором, предварительно проверив общую работоспособность регулятора (при снятой крышке распределителя) по перемещению его рабочего органа при создании разряжения внешним вакуумным насосом (соответствие регулировочных характеристик проверяется только при снятом блоке вакуумного регулятора на специальном стенде). Необходимо учитывать, что при правильной регулировке систем включение в работу вакуумного регулятора происходит при углах открытия дроссельной заслонки карбюратора более 6-7° и поэтому на номинальном режиме холостого хода подключенный вакуумметр должен показывать "нулевое" разрежение и рост его величины при открытии дросселя (повышении частоты вращения коленчатого вала). Если этого не наблюдается, как правило, при засорении канала подвода разрежения, то необходимо устранить данный дефект или же произвести регулировку положения дросселя на холостом ходу.
Правильнее проверку угла опережения зажигания проводить на работающем двигателе при помощи стробоскопического устройства. Принцип его работы заключается в том, что если в строго определенные моменты времени относительно угла поворота вращающейся детали освещать ее коротким импульсом света (примерно 0,0002 с), то деталь будет казаться неподвижной. Таким образом, проверяют соответствие измеряемых углов опережения их нормативным значениям намалой, средней и большой частотах вращения коленчатого вала двигателя (с учетом работы вакуумного регулятора). По результатам проверки производят регулировку или замену прерывателя. Снятый прерыватель можно восстанавливать в условиях специализированного участка с использованием для проверки качества восстановления стационарных стендов. В условиях участка эффективны также пескоструйная очистка свечей и проверка их работоспособности при определенном давлении (на специальных приборах).
«Техническая эксплуатация автомобилей»