Какой телескопический погрузчик лучше. Телескопический погрузчик: первый взгляд покупателя

"Телескоп" представляет собой уменьшенную копию короткобазного крана. Данная техника широко применяется на стройках, в аграрном секторе и на открытых складах, а их производством занимается не один десяток компаний. Попробуем сориентироваться в том многообразии, которое предлагается на рынке

Практически все погрузчики укомплектовываются неповоротной стрелой, правда, некоторые модели оснащаются стрелой, которая монтируется на поворотную платформу. Например, итальянская компания Merlo выпускает серию погрузчиков Roto с поворотной платформой. Существует подобная линейка техники и у Bobcat. Также компания Daewoo, еще будучи самостоятельной, изготавливала «телескопы», установленные на шасси колесного экскаватора. Но подавляющее большинство данной техники является погрузчиками с неповоротной стрелой, которая монтируется на опоры в задней части рамы. Телескопический погрузчик прост в управлении, в то время как погрузчики с поворотной платформой являются довольно специфическими машинами и требуют определенного подхода.

Такие погрузчики подразделяются на строительные и аграрные. Подобное деление является по большей части маркетинговым, и серии могут пересекаться, хотя имеются и отличия между линейками. Аграрные погрузчики чаще всего укомплектовываются двухсекционной стрелой. Они могут обладать меньшей высотой, для того чтобы проезжать в ворота надворных построек. Также погрузчики для сельскохозяйственных работ могут быть оснащены колесами большего размера. Компания Merlo оборудует свои аграрные погрузчики задней трехточечной навеской, за счет чего машину можно использовать в качестве трактора.

Компания JLG Industries, Inc. является одним из мировых лидеров по производству передвижных платформ для высотных работ, продающихся под брендами JLG, Liftlux и Toucan. Компания Gradall, специализировавшаяся на производстве погрузчиков, была куплена JLG в 1999 году. Бренды Sky Trak и Lull были приобретены в 2003 году. В 2005 году JLG создает альянс с компанией Caterpillar для производства и реализации погрузчиков Caterpillar. В 2006 году JLG вошла в состав Oshkosh Truck Corporation. Производственные площадки JLG в настоящее время размещаются во Франции, Бельгии и США. Сервисные представительства компании работают на шести континентах.

Для европейского рынка компания JLG представила новую усовершенствованную серию Powershift, состоящую из семи моделей: 3508PS, 3509PS и 3513PS грузоподъемностью 3,5 тонны, обладающих высотой 7,9-13 метров; и модели 008PS, 4009PS, 4013PS и 4017PS грузоподъемностью 4 тонны и высотой 7,9-16,7 метров.


Погрузчик JCB 515-40 ростом с человека

"Телескопы" Powershift, оснащенные гидромеханической трансмиссией, могут эксплуатироваться в тяжелых условиях окружающей среды. Три модели данной техники - 3513PS, 4013PS, 4017PS - могут быть укомплектованы интеллектуальными подъемными платформами, за счет которых увеличивается коэффициент загрузки машины.

Также компания JLG выпускает линейку малогабаритных погрузчиков серии Compact - 2505, L2906H, 2906H, 3507H.

Британская компания JCB представила свой первый телескопический погрузчик JCB 520 в 1977 году. Всего за год вручную было изготовлено 300 машин. В настоящее время количество собранных машин превысило 100 тысяч.

Компания JCB развивает две линейки рассматриваемого типа техники - аграрную Agri и строительную Loadall. Строительная линейка включает 14 моделей погрузчиков, аграрная состоит из 11 моделей. При расшифровке названий моделей, цифра 5 указывает на погрузчик по внутренней номенклатуре JCB, затем расположены две цифры, которые обозначают максимальную грузоподъемность техники. Цифры, расположенные после дефиса, означают максимальную высоту подъема. Например, модель JCB Loadall 541-70 расшифровывается следующим образом - погрузчик, обладающий максимальной грузоподъемностью 4,1 тонны и максимальной высотой подъема 7 метров.


Обе линейки техники JCB - строительная и аграрная - начинаются моделью 515-40 и заканчиваются моделью 541-70. Различия между линейками имеются в средней части. Так, строительные машины характеризуются высотой подъема до 17 м, сельскохозяйственные обладают высотой до 9,5 м. Грузоподъемность линейки строительных машин распределена равномерно и расположена в диапазоне 1,5-4,1 тонны и в диапазоне высот 4-14 метров. В то же время половина сельскохозяйственных моделей погрузчиков сосредоточена в середине диапазона грузоподъемности 2,4-3,1 тонны и высоты 5-7 метров.

Модели 535-125 и 535-140, расположенные в строительной линейке, изготавливаются в соответствии с концепцией HiViz. То есть техника характеризуется улучшенным обзором, особенно назад: основание опоры данных у моделей снижено на 235 мм и снижена высота стрелы в транспортном положении на 13%. Также машины обладают укороченным задним свесом и оснащены мостами с большим углом поворота колес, за счет чего был сокращен радиус поворота.

Линейка компактных погрузчиков, состоящая из моделей 515-40, 520-40, 520-50, 524-50, 525-50 и 527-55, которые обладают грузоподъемностью 1,5-2,7 тонн и высотой подъема 4-5,6 метров, специально предназначена для фермерских работ. Компактные погрузчики отличаются задним расположением двигателя и смещенной вперед кабиной. Двухсекционная стрела на данной технике сдвинута вправо. Все колеса являются ведущими, управляемыми и снабжены гидростатическим приводом.


Погрузчик JCB 541-70. Не пытайтесь повторить это дома!

Модели большей грузоподъемности укомплектовываются рамой, которая состоит из двух толстых боковых пластин, соединенных поперечинами, и гидродинамической трансмиссией. На технику устанавливается двигатель Dieselmax, который монтируется поперечно между колесами правого борта и укомплектован гидротрансформатором, конической передачей и четырехступенчатой коробкой передач PowerShift с переключением под нагрузкой. Стрелы состоят из 2-4 секций и выдвигаются длинным гидроцилиндром. При комплектации погрузчиков трех- и четырехсекционными стрелами устанавливается также многосекционный гидроцилиндр. На основании стрелы вводятся компенсационные гидроцилиндры, которые предназначены для автоматического поддержания положения груза при подъеме стрелы. Модели, характеризующиеся большой высотой подъема, снабжаются передними аутригерами. Остальные модели могут быть также дополнительно укомплектованы аутригерами. Благодаря механизму выравнивания рамы, который состоит из гидроцилиндра, соединяющего раму и передний мост с правой стороны, данные погрузчики на уклоне до 9° в безопорном положении возможно выставлять горизонтально. Некоторые модели могут быть укомплектованы таким дополнительным оборудованием, как механизм сдвига рамы. Имеется три режима рулевого управления - диагональным ходом, поворотом только передними колесами и согласованным поворотом передними и задними колесами, за счет которых обеспечивается маневренность погрузчиков. Управление рабочим оборудованием может быть либо рычажным либо джойстиковым, по выбору заказчика машины.

Компания Merlo также специализируется на выпуске "телескопов". Ее линейка строительных погрузчиков состоит из 40 базовых моделей и подразделяется на три серии - Compacts, Panoramic и Roto. Модели всех трех серий характеризуются боковым расположением двигателя и кабины, наличием гидростатической трансмиссии с приводом обоих мостов, трехрежимным рулевым управлением, а также расположением стрелы, близко к геометрической продольной оси машины.


Погрузчик Merlo Roto 33.16 KS с поворотной платформой

Индекс погрузчиков Merlo расшифровывается следующим образом - первые две-три цифры указывают на грузоподъемность техники, а вторая цифра после точки обозначает высоту подъема. Например, «34.7» в индексе модели говорят о том, что грузоподъемность погрузчика составляет 3,4 тонны, а высота подъема равна 7 метрам.

Из последних разработок компании можно выделить силовую окантовку steel ring и мосты портального типа. Окантовка является стальным прутом, диаметр которого сотавляет 70 мм и который опоясывает всю машину, защищая узлы и агрегаты от повреждений. Мосты портального типа drop portal предназначены для обеспечения максимального дорожного просвета. Полуось размещается сверху и помещается в зацепление с зубчатым колесом бортового редуктора.

Серия погрузчиков Compact представлена тремя базовыми моделями и их модификациями грузоподъемностью 2,5-3,2 тонны и с высотой подъема 5,9-8,2 метров. Данная техника характеризуется центральным расположением стрелы. Двигатель монтируется между правыми колесами, кабина размещается между левыми колесами машины.


Серия Panoramic является самой многочисленной и включает 26 моделей грузоподъемностью 3,4-12 тонн и высотой подъема 7-17,76 метров. Машины могут быть укомплектованы жестко зафиксированным передним мостом и механизмом, предназначенным для выравнивания рамы, состоящим из двух гидроцилиндров. За счет этого погрузчики можно выставлять горизонтально на уклоне до 10°. Кроме того, механизм выравнивания рамы может быть дополнительно оборудован активной гидропневматической подвеской EAS, которая состоит из двух гидроазотных аккумуляторов, подсоединяемых к гидроцилиндрам выравнивания рамы. Также модели, снабженные механизмом выравнивания рамы, могут дополняться механизмом сдвига рамы Sideshift, состоящим из гидроцилиндра, установленного диагонально между передним мостом и рамой. Подобное устройство применяется во время работы на большой высоте и позволяет точно выставить груз без перестановки погрузчика. Рабочий гидропривод можно расширить системой стабилизации стрелы BSS, снабженной гидроазотным аккумулятором, подсоединенным к контуру гидроцилиндра подъема стрелы. Во время передвижения по неровностям система BSS убирает ударные нагрузки, которые передаются от ковша с грузом на несущие конструкции погрузчика. Однако, системы EAS и BSS одновременно не монтируются на технику.

Серия Roto, характеризующаяся наличием поворотной платформы, состоит из 10 базовых моделей грузоподъемностью 3,8-5 тонн и с высотой подъема 10,4-26 метров. Предназначены машины данной серии для работы с большими высотами в стесненных условиях, там, где не развернуться обычному погрузчику. Погрузчики Roto могут быть укомплектованы генератором и компрессором, которые используются для подключения инструмента. Двигатель устанавливается внизу, на шасси. Применяются они, как правило, для подъема людей на рабочей платформе.

Также компания Merlo выпускает аграрные погрузчики, представленные двумя сериями - Turbofarmer и Multifarmer. Серия Turbofarmer состоит из восьми моделей грузоподъемностью 3,4-4,1 тонны и с высотой подъема 7 и 9,7 метров. Первые четыре модели данной линейки являются также и строительными погрузчиками Panoramic, то есть присутствуют в обеих сериях. Остальные четыре модели являются уникальными для Turbofarmer. Все погрузчики данной серии укомплектовываются гидравлическим механизмом быстрой смены навесного рабочего оборудования, а также гидравлическими и электрическим выводом на корме, предназначенным для подключения оборудования и прицепа. Тягово-сцепное устройство поставляется отдельно. Серия Turbofarmer создавалась таким образом, чтобы в каждом типоразмере присутствовали вариации машин с механизмами выравнивания и сдвига рамы и с жестко зафиксированным передним мостом.


Погрузчик ЧЕТРА

Серия Multifarmer включает четыре базовые модели и их модификации грузоподъемностью 2,7-3 тонны и с высотой подъема 6-8,55 метров. Данные погрузчики оснащаются валом отбора мощности, выводами гидросистемы и задней трехточечной навеской, поэтому машины серии Multifarmer могут не только грузить, но также пахать и сеять.

Еще одним изготовителем "телескопов" является компания Bobcat, которая совсем недавно начала выпускать погрузчики с поворотной платформой. Новая серия техники TR (Telescopic Roto) представлена четырьмя моделями грузоподъемностью 3,5-5 тонн и с высотой подъема 16-21 метра - TR35160, TR40250, TR45190 и TR50210. Первые две цифры в индексе машин указывают на их грузоподъемность, три последние цифры обозначают высоту подъема. Конструкция данных погрузчиков схожа с машинами Merlo Roto. Двигатель устанавливается на шасси, трансмиссия является гидростатической. Погрузчики оборудуются четырьмя опорами. Рама в безопорном положении может быть выровнена на уклоне до 8 градусов (кроме модели TR35160) при помощи механизма выравнивания рамы. Имеются три режима рулевого управления и большой выбор навесных рабочих инструментов.

Все остальные машины Bobcat в настоящее время представлены шестью моделями грузоподъемностью 2,2-4 тонны и с высотой подъема 5-17 метров. Все «телескопы» Bobcat, как и прежде, снабжаются рамой коробчатого сечения, гидростатической трансмиссией, трехрежимным рулевым управлением. Двигатель устанавливается между правыми колесами машины, кабина монтируется между левыми колесами. Также в базовую комплектацию входят механизмы выравнивания и сдвига рамы и аутригеры.

У компании Bobcat отсутствует подразделение погрузчиков на строительные и аграрные. Техника предлагается обоим секторам. Модели Bobcat TL360 и TL470 дополнительно оснащаются тягово-сцепным устройством на корме, а также гидравлическими и электрическим выводами.

Стоит отметить, что компании JLG, JCB, Merlo и Bobcat не являются единственными поставщиками погрузчиков. Подобные машины также выпускают такие фирмы, как Manitou, Case, New Holland и Caterpillar. Совсем недавно «телескопы» начали изготавливать компании Claas, Liebherr, минский «Амкодор» и российская «ЧЕТРА».

Читайте:

Существует огромное количество моделей телескопического погрузчика, поэтому неопытному человеку очень легко в них запутаться и выбрать такой, чья функциональность не будет полностью соответствовать требованиям к данному оборудованию. Правильно выбранный агрегат может всего за несколько лет эффективного использования полностью окупить затраты на его приобретение. Даже если вы берете погрузчик в аренду, подходить к этому необходимо внимательно.

Сделать ошибку здесь также просто, как когда вы выбираете электростанции и генераторы. Чтобы этого избежать при совершении выбора, необходимо обратить внимание на несколько основных факторов.

Нюансы выбора погрузчика

Основные параметры, на которые необходимо обращать внимание при покупке телескопического погрузчика, это грузоподъемность и длина стрелы. Именно по этим критериям различаются все существующие модели данной техники. Помимо этого, к погрузчикам также добавляется навесное оборудование. То, какое количество подвесного оборудования поддерживает конкретная модель погрузчика, зависит и его функциональность, поэтому на данный параметр необходимо обращать пристальное внимание.

Есть еще ряд деталей, которые потребуют вашей оценки перед выбором. Например, условия эксплуатации и вес груза, который потребуется перемещать, зависит и грузоподъемность, которая нужна. Выбирать слишком мощный для ваших целей погрузчик не стоит – он только обойдется вам дороже, а пользы от этого не будет. Это будет просто перерасход средств, которые лучше пустить на другие нужды строительства.

Также важно обратить внимание на кабину. Она должна быть достаточно просторной, с хорошим обзором, иначе в ней будет некомфортно работать. Важно помнить, что оператору данной техники может быть придется проводить в ней много часов подряд, а значит, условия должны быть подходящими для такой работы.

Важное значение также имеет экономичность погрузчика. На нее стоит обращать внимание при покупке или аренде погрузчика. В данное определение входит, к примеру, расход топлива, который у некоторых моделей может быть достаточно высоким, особенно при интенсивной работе.

В целом, все ведущие на текущий момент бренды предоставляют модели высокого качества, но выбирать необходимо, исходя из того, что именно нужно вам для ваших нужд в работе. Погрузчики, как и электростанции, значительно облегчают выполнение многих видов работ, если выбрать их правильно.

Среди многочисленной спецтехники, работающей на стройплощадках и сельхозугодьях нашей страны, сложно не заметить огромной армии телескопических погрузчиков. Погрузчики с выдвижной стрелой считаются универсальными машинами специального назначения, способными по своим техническим характеристикам заменить в работе сразу несколько видов обычной строительной техники. Как фронтальный погрузчик «телескоп» может производить загрузку и выгрузку материалов; сменив ковш на вилы, он легко работает вкачестве вилочного погрузчика; повесив гусёк – превращается в кран; установив захват – укладывает тюки или перемещает бочки; при монтаже отвала чистит снег; навесив платформу – работает как подъемник, и прочее-прочее-прочее, благо выбор сменного навесного оборудования это позволяет.

В наши дни трудно себе представить, что такая техника, как телескопический погрузчик, была довольно редкой машиной на российских просторах еще пару десятилетий назад. В Европе эта техника появилась намного раньше, прародителем телескопических погрузчиков в начале 1970-х гг. была компания Matbro из графства Суррей в Англии. Именно там на базе лесных вилочных погрузчиков и появился этот новый вид строительной техники. Изначально телескопическая стрела располагалась перед кабиной оператора, а шасси было шарнирно-сочлененным. Серийно первые телескопические погрузчики в привычном для нас виде были выпущены компанией JCB в 1977 г. Модель JCB 520 с двухцилиндровым двигателем, высотой подъ­ема 6,4 м и максимальной грузоподъемностью (г/п) 2,25 т стала основателем целой гаммы погрузчиков, которые с каждой новой моделью становились всё популярнее не только в Англии, но и во всем мире.

В России пользуются спросом различные модели от десятка ведущих компаний-производителей со всего мира. Мировой рынок телескопических погрузчиков увеличивается день ото дня, количество ежегодно произведенных машин оценивается примерно в 55 000 единиц, и эта цифра продолжает расти. Сейчас почти каждый бренд строительной техники имеет свою линейку телескопических погрузчиков. По технической части конструкция современных машин практически одинакова – это пневмоколесное шасси, часто полноприводное, с электрогидравлической системой рулевого управления и несколькими режимами работы. Оператор в зависимости от вида работ может выбирать необходимый ему режим: поворот только передними колесами, так называемый «крабовый ход», когда все четыре колеса повернуты в одну сторону, или «след в след», когда колеса передней и задней оси вывернуты в разные стороны.

Скорость большинства моделей может доходить до 30–40 км/ч, для выравнивания шасси при движении на неровной поверхности имеется электронный контроль подвески. Коробка передач реверсируемая, способная переключаться под нагрузкой. В основном производители используют дисковые маслопогружные тормоза, планетарные бортовые редукторы и блокируемые осевые дифференциалы. Высота подъ­ема стрелы достигает уже более 40 м, а г/п выше 7000 кг. Кроме обычных моделей существуют варианты с повышенной высотой стрелы и поворотные телескопические погрузчики. Кабина оператора комфортабельная, с отличным круговым обзором и защитой от опрокидывания и падения предметов сверху. Информацию о текущей нагрузке и состоянии важных систем и узлов оператору помогают отслеживать аварийные и диагностические световые и звуковые индикаторы. Гидравлические контуры позволяют работать с многочисленным навесным оборудованием.

Традиционно впереди несколько производителей, пальму первенства попеременно оспаривают две компании JCB и Manitou . По количеству проданных машин эти заводы идут практически вровень, и у обеих компаний есть что предложить миру. Так, у англичан модель JCB 516-40 на сегодня самый маленький телескопический погрузчик в мире. Инновационная машина вобрала в себя как черты мини-погрузчика, так и фронтального и вилочного погрузчика. Максимально небольших габаритов удалось добиться за счет специального однохребетного шасси, которое как бы охватывает кабину, благодаря чему саму кабину удалось установить ниже, чем обычно, причем такое конструктивное решение не потребовало уменьшать ее размеры. Центр нагрузки расположен под монолитной сварной стрелой, максимальный вылет которой 2,54 м, а высота подъ­ема равна 4 м. г/п составляет 1,6 т. При весе в 3421 кг, высоте машины до 1,8 м и ширине до 1,56 м этот телескопический погрузчик отлично справляется с работой в условиях ограниченного пространства, например, при работах в теплицах или на многоуровневых автопарковках.

В качестве силовой установки используется дизельный двигатель Kohler стандарта Tier 3, полный привод доступен уже в базовой версии. Обслуживание максимально упрощено: точки смазки и профилактических проверок расположены на уровне земли и по своей конструкции позволяют оператору в считаные минуты добраться к важным узлам и фильтрам. Система JCB LiveLink дает возможность управлять погрузчиком через Интернет, предоставляя полную информацию о работе машины. На российском рынке популярность данного бренда подкреплена надежным сервисом, который обеспечивают многочисленные дилеры, такие как «Лонмади» или «ЭкоНива-Техника», с выездными сервисными бригадами и постоянным наличием запасных частей на складе.

Специалисты Manitou недавно представили новый вариант телескопического погрузчика – модель MRT 2470 действительно смотрится впечатляюще. Судите сами: г/п этого поворотного погрузчика составляет внушительные 7000 кг, а высота подъема равна 24,8 м, что делает эту машину одной из самых мощных в своем классе. Возможность поворота кабины на 360° позволяет оператору выполнять различные операции без необходимости перемещения машины. Конструкция стрелы коробчатая пятиугольная, что обеспечивает высокую точность управления при сохранении боковой жесткости стрелы независимо от степени ее износа. Телескопические аутригеры с широким рабочим диапазоном гарантируют устойчивость машины, к тому же ими можно управлять по отдельности, а в сложенном состоянии они не выступают за габариты.

Точную работу с грузом обеспечивают рулевое управление с усилителем и гидростатическая трансмиссия. За перемещение отвечает двигатель марки Mercedes мощностью 176 л.с., разгоняющий погрузчик весом в 21 760 кг до 40 км/ч. Четыре ведущих колеса с широкими шинами и высокий дорожный просвет дают возможность уверенно чувствовать себя на пересеченной местности и на рыхлом и труднопроходимом грунте. Несмотря на то, что погрузчик довольно габаритный, у него малые радиусы поворота. Обширнейшая сеть дилеров, среди которых такие суперопытные компании, как «ИСТК» и «ФКР Машинери», охватывает территорию России от Смоленска до Петропавловска-Камчатского.

Догоняют лидеров рынка и другие производители, тут и Dieci, Faresin и Merlo из Италии, Liebherr из Германии и Bobcat, JLG, Genie из США. Среди итальянской тройки наиболее масштабно выглядит компания Dieci , ведущая свою историю с 1962 г. и поставившая перед собой цель – производить лучшие погрузчики в мире. В линейке 40 моделей, разделенных на две линейки: для строительной отрасли и работы в сельском хозяйстве, кроме обычных машин в наличии и телескопические погрузчики с поворачивающейся башней. Постоянно обновляя свои модели, компания старается предоставить клиентам помимо выбора между разными машинами и самую современную технику, отвечающую духу времени.

Вот и Dieci Agri Star 38.10, улучшенная версия предшественника Dieci 37.7, тому подтверждение. Новый погрузчик имеет улучшенные показатели грузоподъемности и вылета стрелы, теперь они равны 3,8 т и 9,7 м соответственно, что позволяет расширить функционал погрузчика. Производительность машины также выросла: мощность двигателя марки FPT равна 127 л.с., а это на 15–25% выше мощности ДВС конкурентов, представленных на рынке России. Гидравлическая система погрузчика тоже претерпела изменения, теперь насос выдает не 110 л/мин, а 130 л/мин при давлении 250 бар. Идеальное сочетание ДВС и гидравлической системы позволяет добиться максимально короткого рабочего цикла – всего 30,3 сек. Сервисную поддержку в нашей стране осуществляют более 80 дилеров, среди которых такая компания, как «Технотрак» с филиалами от Санкт-Петербурга до Хабаровска.

Итальянская компания Faresin Industries S.P.A. , несмотря на наличие в линейке телескопических погрузчиков для строительной отрасли, делает ставку на выпуск сельскохозяйственных версий. Оно и понятно, Faresin единственный производитель в мире, кто выпускает сразу два связанных между собой вида техники: телескопические погрузчики и смесители-кормораздатчики, благодаря чему и приобретена широкая известность во всем мире. Новая модель суперкомпактного телескопического погрузчика Faresin 6.26 Classic г/п 2,6 т, с высотой подъема 5,9 м. Максимальная г/п увеличена на 100 кг, электронная система управления теперь русифицирована. Модель получила сверхмалые габариты для своего класса, что позволяет с легкостью проезжать в здания с высотой проемов до 2 м.

Шасси и стрела изготовлены из специальной высоковыносливой стали, полностью сварены с помощью роботизированных систем. Стрела погрузчика в местах наибольшего напряжения укреплена пластинами, повышая срок службы даже в самых экстремальных условиях работы. На российских просторах компания «ВЕРКОН-техника» – официальный дилер Faresin – и еще около десяти дилеров обеспечивают полную поддержку покупателям в региональных офисах от Москвы до Новосибирска.

Концерн Merlo Group – один из старейших производителей подъемно-транспортного оборудования, основанный в 1964 г. на севере Италии. В год компания производит более 6000 погрузчиков. Важно отметить, что Merlo был одним из пионеров в производстве телескопических погрузчиков, выпустив первый свой телескоп в 1981 г. Компания продолжает обновление популярных моделей, так, Merlo 27.6 – новая версия погрузчика предыдущей версии 25.6. В качестве силовой установки телескопический погрузчик компактной серии использует японский двигатель Kubota мощностью 75 л.с., скорость передвижения доходит до 40 км/ч. Грузоподъемность увеличилась до 2,7 т, рабочая высота составила 6 м. Внешний вид машины выполнен в одном дизайне с другими погрузчиками производителя. Сверхкомпактные размеры с длиной в 3,9, шириной всего 1,8 и высотой до 1,9 м делают новую модель особенно удобной при работе в условиях ограниченного пространства. Сервисное обслуживание осуществляется более чем двумя десятками дилеров, таких как «Смарт-М» и торговых представителей компании, но в основном на территории России до Урала.

Компания Liebherr в особом представлении не нуждается. Среди широчайшей линейки строительной техники нашлось место и телескопическим погрузчикам, сегодня их производится 10 моделей, но уже объявлено о том, что в течение этого года появится 8 новых машин с высотой подъема от 6 до 10 м, которые будут предлагаться в 26 различных версиях. Анонсировано, что новинки будут разделены на две серии: S – телескопы продвинутого класса, для перевалки материалов при работе на производственных предприятиях, и Value – стандартные машины для простых задач по штабелированию и подъему грузов. Гидравлика обеих серий будет существенно отличаться друг от друга, так, у погрузчиков с индексом «Value» будет применяться гидравлическая система классического типа. У машин со значком «S» будет внедрена высокопроизводительная гидросистема, основанная на новом гидрораспределителе, контролирующем поток независимо от нагрузки, и мощном гидравлическом насосе с функцией контроля нагрузки Load Sensing и объемом подачи 160 л/мин.

Будет также разной и система управления: у моделей Value это джойстик «5-в-1», у погрузчиков «S» – многофункциональный джойстик, но в обоих случаях контролировать все основные рабочие функции машины оператор сможет одной рукой, в то время как вторая рука будет оставаться на рулевом колесе. Новые модели уже заслужили высокую оценку, так, телескопический погрузчик Liebherr T46-7 еще до официального старта продаж был удостоен двух наград за выдающийся дизайн. Компания Liebherr на территории России работает с 1965 г. и в наши дни располагает тремя ремонтно-складскими комплексами в Москве, Кузбассе и Хабаровске. Надежная работа сервисных служб обеспечивается даже в самых удаленных точках страны.

Американская компания Bobcat , основанная в 1947 г., ныне входит в группу компаний Doosan , кроме трех заводов в США имеет производственные мощности во Франции, Чехии и Китае. Телескопические погрузчики появились в гамме продукции Bobcat в 2000 г., когда был приобретен контрольный пакет акций французского завода Sambron SA, давно освоившего подобную технику. В наши дни у Bobcat 15 стандартных моделей и 4 модели «телескопов» с поворотной башней. Из обновленных машин выделяется компактный телескопический погрузчик TL30.70 AGRI для сельского хозяйства. Новая машина обеспечивает максимальную г/п 3 т и высоту подъема до 7 м. Этот погрузчик – компактная и экономичная альтернатива более крупным моделям, особенно там, где требуется маневренность при выполнении работ в ограниченном пространстве.

TL30.70 выпускается с двумя типами кабин, разными по высоте, для установки в низком положении, с габаритом по высоте до 2,1 м, или в более высоком положении для лучшей обзорности. В основе шасси – коробчатая рама повышенной жесткости, экранированная нижняя пластина защищает жизненно важные компоненты. Трансмиссия сверхпрочная гидростатическая, обеспечивает плавный ход на скорости до 40 км/ч и позволяет буксировать прицеп массой до 17 т. Основное преимущество для владельцев продукции Bobcat – это гарантия дилерской поддержки и обслуживания. Только на территории нашей страны количество дилеров Bobcat больше десяти, и у каждого из них есть филиалы, так что можно всегда быть уверенным в том, что рядом найдется склад запчастей. Например, у компании «НАК Машинери» региональная сеть сервисных центров охватывает больше 15 городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов, Волгоград, Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, Сургут.

Телескопические погрузчики компании JLG рассчитаны на эксплуатацию в самых тяжелых условиях и отличаются высокой производительностью, надежностью и эффективностью применения. Американский производитель выпускает линейку машин г/п от 2,5 до 4 т, с высотой подъема до 17 м. Производственные площадки JLG в настоящее время размещаются во Франции, Бельгии и США. Обновленные модели, например, такие как JLG 1644, первые в гамме погрузчиков компании оснащенные технологией SmartLoad, которая состоит из трех частей – системы распознавания груза, информационной системы управления нагрузкой и индикатора стабильности нагрузки.

Телескопический погрузчик с высотой подъема стрелы 13,28 м и г/п 7,1 т дополнительно оснащен системой точного гравитационного опускания, и теперь кроме гидравлики при подъеме стрелы машина использует гравитацию при ее опускании. Небольшое количество выпускаемых моделей объясняется давним соглашением с Caterpillar, по которому именно JLG выбран основным партнером для производства и реализации телескопических погрузчиков под маркой Caterpillar. На территории России дилеров JLG пока не так много, но такие дистрибьюторы, как VERTEX, предлагают покупателям техники JLG обслуживание в трех офисах компании, а количество сервисных центров уже больше десяти и охватывает российские регионы от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга.

Компания Genie производит технику с 1966 г., сегодня входит в состав корпорации Terex и также выпускает телескопические погрузчики. Линейка разделена на стандартные модели и погрузчики с поворотной башней. Настоящая «рабочая лошадка» – модель Genie GTH 4014– телескопический погрузчик повышенной проходимости и с большим вылетом стрелы. При г/п 4 т машина способна поднимать грузы на высоту до 14 м. Трансмиссия гидростатическая с насосом переменного объема, работающим в паре с гидромотором. Двигатель турбодизельный, мощностью 100 л.с. Перечисленные характеристики увеличивают производительность на рабочей площадке при выполнении любых видов работ, от погрузки сыпучих материалов до строительства зданий.

Отличная управляемость, точное позиционирование и широкий выбор сменного навесного оборудования делают эту модель незаменимой на строительной площадке. Дилерская сеть Genie в России представлена несколькими компаниями, среди которых именитые «Коминвест-АКМТ» и «ЮниРент», их филиалы по всей стране позволяют оперативно реагировать на запросы клиентов по обслуживанию техники Genie.

Из новых имен на рынке набирают силы французская компания Haulotte и итальянская Magni, хотя, конечно, обе они и не новички вовсе. Французский завод, основанный в 1881 г., изначально выпускал паровозы, но, уловив тенденции рынка, вовремя перешел на выпуск строительной техники. Окончательно объединившись в 1995 г. в Haulotte Group, компания стала одним из главных поставщиков подъемного оборудования. Свои первые телескопические погрузчики появились у Haulotte в 2002 г. в результате партнерского договора с компанией Faresin. Позже этот союз распался, и сегодня Haulott производит телескопические погрузчики самостоятельно.

Всего в линейке Haulotte таких машин 8 моделей, новые модели появляются практически ежегодно, например, такие как Haulotte HTL 3510 Tier 3. Один из самых коротких по длине среди аналогов, этот погрузчик сочетает в себе компактность и силу, небольшие размеры позволяют работать в условиях ограниченного пространства. Высота подъема стрелы равна 10 м, г/п составляет 3,5 т, но основные особенности модели – это возможность выравнивания крена на 10° и способность преодолевать уклоны до 45°. Эти опции обеспечивают комфортную работу на любых неровных грунтах. Погрузчик укомплектован дизельным двигателем, используется гидростатическая трансмиссия, автоматический контроль и блокирование опасных движений во время проведения работ. Кабина водителя с удобной и простой системой управления работой и движением, отличается широким обзором, оборудована вентилятором и печкой. Сеть дилеров, среди которых группы компаний «Агат» и «Атлет», обеспечивают сервис по всей России.

Компания Magni , основанная в 1972 г., долгое время производила телескопические погрузчики для Manitou и находились в тени именитого бренда, хотя надо отдать должное: большинство конструкторских решений принадлежит инженерам Magni. С 2009 г. компания отправилась в самостоятельное плавание, и это, учитывая опыт, им удалось. В новых моделях Magni используются самые инновационные разработки с более совершенной начинкой – так, среди поставщиков электронных компонентов значится Liebherr, а для управления погрузчиком используется интегрированный планшетный компьютер. Также в отличие от конкурентов телескопические погрузчики Magni приятно удивляют отсутствием опций – у них максимальная комплектация предлагается сразу в базовом исполнении.

Один из самых высоких в мире телескопических погрузчиков Magni RTH 6.46 SH способен поднимать грузы на высоту до 46 м, этому способствует 7-секционная стрела. Такая модель с легкостью заменяет 50-тонный автомобильный кран. Кроме уже привычных у телескопов функций вилочного, фронтального погрузчика и самоходного крана, при навеске платформы для подъема людей эту модель можно использовать как подъемник при проведении высотно-монтажных работ. В этом случае максимальная рабочая высота погрузчика с телескопической люлькой составляет 58 м, а в горизонтальном отклонении позволяет работать на высоте до 30 м. Плотно покрыв территорию Европы сетью своих дилеров и сервисных центров, в нашей стране компания Magni пока представлена единичными дилерами в Москве и Санкт-Петербурге, но это только начало, тем более, что среди представителей компании такие сильные поставщики, как компания «Стройкомплект» с филиалами от Перми до Владивостока.

В завершение хочется сказать, что, принимая решение о покупке телескопического погрузчика, нужно четко понимать всю широту сфер его применения. Так, телескопический погрузчик может использоваться как фронтальный погрузчик, а телескопическая стрела позволяет выполнять функции самоходного подъемного крана, благодаря чему груз может быть поднят на значительную высоту, а возможность передвижения позволяет использовать погрузчик как внутри помещения, так и на открытых складских площадках. Отдельно стоит упомянуть, что в связи с увеличением характеристик по грузоподъемности и высоте подъема стрелы телескопические погрузчики практически вытеснили автомобильные краны с г/п меньше 20 т, по крайней мере, в Европе производители автокранов практически свернули выпуск моделей такого класса. Телескопические погрузчики универсальны: достаточно купить необходимые навесные элементы, и погрузчик заменит значительный парк техники. Производители «телескопов» пристально следят за качеством своей продукции, выпуская новые модели, сочетающие в себе удобство, комфорт и простоту использования. Так что можно быть абсолютно уверенным, что, покупая телескопический погрузчик, вы покупаете универсальную технику, использование которой позволит доставить товары на любую высоту вашего бизнеса.

Телескопический погрузчик - сравнительно молодой вид техники, разработанный в конце 50-х годов прошлого века. И только через 20 лет компания JCB начала активно развивать этот новый тип машин. Позднее инициативу британцев поддержали многие производители с мировым именем, среди которых отметим такие компании как Manitou, Merlo, Caterpillar, John Deere, Terex, Liebherr, Case, New Holland и многие другие. Популярность телескопических погрузчиков во всем мире объясняется в первую очередь их универсальностью - они могут заменить и воплотить в себе функции сразу нескольких машин, к примеру, небольших автокранов, фронтальных и вилочных погрузчиков.

Не вдаваясь глубоко в историю, отметим, что основой пополнения российского рынка телескопическими погрузчиками служат импортные поставки из стран дальнего зарубежья. На постсоветском пространстве выпускают рассматриваемую технику белорусский «Амкодор» и «ЧЕТРА» - зарегистрированная торговая марка холдинга «Концерн «Тракторные заводы». Белорусские партнеры ежегодно отгружают российским потребителям порядка 10-15 машин. Количество техники, проданной российским производителем, остается неизвестным (по крайней мере, комментариев о ее количестве у представителей завода получить не удалось), при том, что первый экземпляр телескопического погрузчика ЧЕТРА ПТС 4012-201 был презентован еще на 11-й Международной специализированной выставке «СТТ-2010». Хочется верить, что при всех заявленных преимуществах перед импортными аналогами, данный проект получит свое развитие в самое ближайшее время.

А пока перейдем к показателям импорта, на базе которого, собственно, и формируется отечественный парк телескопических погрузчиков. Динамика развития рынка рассматриваемых машин в период с 2008 года схожа с общим трендом развития рынка строительной техники, за исключением, пожалуй, первых трех кварталов 2013 года. После резкого спада показателей в посткризисном 2009 году сразу на 70%, уже с 2010 года можно было наблюдать постепенное восстановление объемов импорта, которые в этом же году увеличились на 160%, в 2011 году импорт увеличился еще в 2 раза относительно данных по ввозу телескопических погрузчиков за 2010 год. Далее в 2012 году темпы роста снизились до 9%. Не менее 5% роста стоит ожидать и по итогам 2013 года, что позволит превысить докризисные показатели импорта телескопических погрузчиков 2008 года более чем в 2 раза. А если говорить о первых трех кварталах минувшего года, то объемы ввоза в каждом из них находятся на максимально высоком уровне относительно аналогичных периодов прошлых лет. Второй квартал 2013 года стал наиболее успешным по показателям, которые сопоставимы с данными по импорту за весь 2010 год, уступая им 18%.

Динамика российского импорта телескопических погрузчиков в 2008- сентябре 2013 гг., шт.

Год назад, при анализе рынка телескопических погрузчиков («Основные Средства» №02/2013), развитие конкурентной борьбы между марками JCB и Manitou - лидерами отрасли, было разделено на два этапа: до 2008 г., когда пальма первенства попеременно переходила от одной марки к другой, и посткризисный период, начиная с 2009 г., когда британская марка JCB вышла в лидеры. В настоящее время, видимо, можно говорить уже о следующем этапе, ведь по итогам всего 2012 года под маркой Manitou в Россию было ввезено на 2 телескопических погрузчика больше, чем под маркой JCB, а уже по итогам трех кварталов 2013 года это преимущество увеличилось до 50 единиц техники. Лидер первых трех кварталов 2013 года Manitou ввез в нашу страну на 31% телескопических погрузчиков больше, чем в аналогичном периоде 2012 года, что позволило марке занять треть импортного рынка по итогам рассматриваемого периода. Меньший прирост, равный порядка 6%, обеспечил JCB вторую позицию.

Что касается остальных участников ведущей пятерки, то и здесь мы видим перестановки. С третьего на пятое место переместились телескопические погрузчики марки Claas, объемы импорта которых сократились на 17%, а доля упала с 9 до 6% по итогам января-сентября 2013 года. Отличные показатели демонстрирует марка Dieci, темп прироста импорта которой в сравниваемых периодах 2012 и 2013 года равнялся 61%, что позволило закрепиться в тройке лидеров. И наконец, отметим неплохой 45%-ый прирост ввоза погрузчиков под маркой Merlo, расположившейся на четвертой позиции.

Из остальных отметим JLG, объемы импорта телескопических погрузчиков которой увеличились с 5 единиц в январе-сентябре 2012 до 30 единиц в рассматриваемом периоде 2013 года. Также неплохие показатели роста продемонстрировали марки Bobcat, Haulotte, Ausa, New Holland. По большинству остальных отмечается спад.

Импорт основных марок телескопических погрузчиков в Россию в январе-сентябре 2013 года, % .

В географическом распределении стран, выпустивших телескопические погрузчики для российского импорта, лидирует Франция во главе с маркой Manitou. И это несмотря на то, что более 100 погрузчиков было произведено на итальянском заводе Manitou, где выпускаются погрузчики с поворотной кабиной серии MRT, а также «тяжелые» (повышенной грузоподъемности) машины серии MHT. Среди остальных марок французской сборки отметим Bobcat, Haulotte, Case и Massey Ferguson.

Великобритания представлена в рейтинге двумя производителями - JCB и Caterpillar, под марками которых было произведено и впоследствии импортировано в Россию за первые три квартала 2013 года 398 и 4 телескопических погрузчика соответственно. Кроме уже ранее упомянутой Manitou, в Италии, которая в рейтинге расположилась на третьем месте, были собраны погрузчики еще девяти различных марок, из которых основная доля принадлежит Dieci, а далее идут Merlo, New Holland, Faresin и другие. Германия и Бельгия замыкают наш рейтинг ведущих стран с показателями в 95 и 39 собранных погрузчика соответственно.

Лидером среди получателей телескопических погрузчиков, импортированных в Россию по итогам рассматриваемого периода, как и год назад, является ООО «Джей Си Би Раша». При росте объемов ввоза в 17%, доля компании осталась на уровне 20% за счет большей активности остальных участников рынка.

В ведущей пятерке получателей один новый участник - ООО «Универсал-Спецтехника». Таким образом, число представителей марки Manitou в лидирующей группе увеличилось до трех компаний, из которых ООО «Маниту Восток» является лидером, увеличившим свои показатели сразу на 58%. Следом за ней, на третьей позиции расположилось ООО «Мировая техника» (прирост 17%), на четвертой - ООО «Универсал-Спецтехника (прирост 174%). Общее количество импортеров техники французского производителя составило 41 компанию. Всего в импортных операциях приняло участие 143 российских предприятия, при этом 16 из них выступили получателями погрузчиков двух и более марок.

Замыкает группу лидеров ООО «Клаас Восток» на 11,5% сокративший свой объем поставок телескопических погрузчиков в Россию за январь-сентябрь 2013 года. На 10% уменьшилось количество поставок рассматриваемой техники ЗАО «Лонмади», что отодвинуло российско-британскую компанию на шестую позицию.

Основные получатели телескопических погрузчиков январе-сентябре 2013 года, %.

Рынок телескопических погрузчиков в России достаточно молод и далек от насыщения. А универсальность и многофункциональность данных машин объясняет довольно сильную заинтересованность отечественного потребителя, сопровождающуюся ростом покупок. В этой связи динамика, которая наблюдается на рынке телескопических погрузчиков, безусловно, идет вразрез с общим трендом на рынке строительной техники, который в 2013 году имеет скорее выжидательный характер, вследствие чего, показатели по некоторым позициям находятся либо ниже уровня 2012 года, либо не намного превышают их. Ожидаемые темпы прироста рынка телескопических погрузчиков в 2014 году составят не более 10%.

Ловков Андрей, аналитик ID-Marketing для журнала «Основные Средства»

Незаменимый помощник в любом подразделении сельхозпроизводства — телескопический погрузчик — уверенно завоевывает симпатии сельхозпроизводителей, вытесняя традиционно распространенные в этом секторе работ фронтальные погрузчики. Мощность, маневренность, компактность и многофункциональность делает эти машины круглогодично и ежедневно востребованными. Как правильно подобрать, сохранить и продлить ресурс работоспособности этого «мастера на все руки»?

Популярность телескопических погрузчиков в сельхозсекторе очень велика: невзирая на кризис, спрос на них с начала 2000-х годов стабильно увеличивается. Более того, даже на вторичном рынке интерес к «телескопам» крайне высок. Если в Европе трех-пятилетние машины (с наработкой 5 тыс. моточасов) фермеры обычно меняют на новые, то в России даже на рынке б/у техники сложно найти телескопические погрузчики с наработкой 10-15 тыс. моточасов, поскольку при наличии бесперебойного снабжения запчастями они используется в сельхозпредприятиях до полного износа.

Минус комфорт

Выбирая телескопический погрузчик, в первую очередь надо обратить внимание на его технические характеристики и сопоставить их с задачами, которые этой машине приходится решать.

Чаще всего покупатели хотят получить универсальную машину, которую можно будет задействовать и в животноводческом, и растениеводческом секторе (зерно грузить, солому складировать, загружать кормораздатчик и т. д.). При этом использованием на сельхозработах эксплуатация универсальных погрузчиков не ограничивается, отмечает замдиректора технического департамента компании «Агропром-МДТ» (продажа универсальных телескопических погрузчиков Faresin и MERLO, Италия) Максим Григорьев. В скором времени телескопический погрузчик начинает применяться на строительстве или реконструкции помещений, чистке дорог, погрузке тяжелых строительных материалов и т. д. Безусловно, многофункциональность помогает быстрее окупить стоимость машины и максимально загрузить имеющиеся в хозяйстве мощности, говорит специалист. Однако для достижения положительных результатов еще на этапе выбора необходимо продумать комплектацию и не экономить на необходимых функциях.

Как ни банально, основной ошибкой при выборе телескопического погрузчика, по наблюдениям технического директора компании «СМАРТ-М» (официальный представитель концерна MERLO в России) Максима Дорошенко, становится ориентирование на цену машины. «Покупатель смотрит самые дешевые «голые» комплектации, не сопоставляя возможности такого погрузчика со своими планами на него, и в итоге, сэкономив 2-3 тысячи евро, получает некомфортную для оператора технику с трудностями в управлении или вообще не соответствующую характеру выполняемых работ», — констатирует Дорошенко.

По его наблюдениям, первыми в списке «на удешевление» оказываются стеклоочистители (задние и на крыше). В этом случае, когда оператор работает в грязных запыленных условиях (погрузка зерна на склад, соломы в поле и т. д.), он, не видя груза ни на стреле вверху, ни сзади, вынужден действовать вслепую.

Также, по словам Дорошенко, экономят на дополнительном освещении. Однако погрузчик может работать только при хорошей видимости, а этого иногда трудно добиться как в поле, так и на запыленном складе, не говоря уже о том, что во время заготовки кормов работать приходится круглосуточно. Света штатных фар в такой ситуации хватает не всегда.

Неприемлемо, на взгляд Максима Дорошенко, отказываться от системы кондиционирования (а это, увы, довольно распространенная практика). Покупка телескопического погрузчика без кондиционера для полевых работ, где такая машина задействована практически постоянно, равносильна убийству оператора, предупреждает специалист.

Не урезать гидравлические возможности

Основной компонент гидравлической системы — это гидронасос. От его производительности зависит быстрота выполнения операций и рабочие возможности погрузчика. На телескопические погрузчики устанавливаются насосы шестеренчатого типа или аксиально-поршневого типа. Редко, но может использоваться пара насосов, стоящих друг за другом.

Как объясняет Максим Дорошенко, шестеренный насос дешевле, но ресурс его в 3-4 раза меньше аксиально-плунжерного. Машина с шестеренным насосом медленнее выполняет рабочие операции, что снижает производительность, а также делает невозможным использование навесного оборудования, для работы которого требуется высокий гидропоток: щетки, снегометатели, разбрасыватели соломы и т. п.

При этом важен поток масла, который напрямую сказывается на производительности машин: чем сильней поток, тем быстрее могут производиться основные операции в работе погрузчика — подъем, выдвижение стрелы, оборот ковша и работа орудия (например, закрытие захвата), говорит бизнес-менеджер по сельскохозяйственной технике JCB в России и СНГ Семен Костин.

В этом же контексте Максим Григорьев обращает внимание, что для быстрой работы навесного оборудования в движении производительность гидронасоса должна быть не менее 150 л/мин.

Для таких работ, как выемка силоса (с фрезой или силосно-отрезным захватом), производительность насоса должна составлять не менее 140 л/мин, добавляет Семен Костин. Для других работ такая высокая производительность обеспечивает высокую скорость комбинированных операций.

Не менее важен тип гидравлического распределителя. Особенно в таких работах, где задействовано несколько функций гидравлики одновременно. Например, в погрузочном цикле зерна или кормов: поднимается груз, выдвигается стрела, работает гидравлика отрезного захвата для силоса. Как объясняет Семен Костин, часто в более простой комплектации производитель ставит так называемые «строительные» гидрораспределители, в которых возможно задействование только одной функции гидравлики. В этом случае каждая операция будет выполняться последовательно. Такие погрузчики больше пригодятся для работы с палетными вилами).

При многоцелевой загрузке «телескопа» в сельхозсекторе (погрузка соломы, приготовление рациона, обрезка деревьев и т. д.) монофункциональный гидрораспределитель будет тормозить процесс работ, делать производственные циклы растянутыми и дискретными, предупреждает Костин.

Региональный менеджер сельхознаправления компании Manitou Павел Коньков обращает внимание, что для некоторых работ (например, где задействовано навесное оборудование, на котором установлены гидромоторы — силосный ковш с фрезой или щетка) понадобится дополнительная гидролиния — опция свободного слива в гидробак.

При использовании телескопического погрузчика с обрезчиком деревьев требуется постоянный обязательный безнапорный возврат масла, приводит пример специалист по телескопическим погрузчикам компании CLAAS Леонид Яковлев. Также на подобных работах удобно задействовать функцию циркуляции гидравлики на стреле (чтобы не держать постоянно нажатой кнопку выполнения функции, а просто активировать ее «и забыть»), добавляет специалист.

Рациональный протектор

Семен Костин также рекомендует уделить внимание выбору типа шин и рисунку протектора, который должен подбираться исходя из типов поверхностей, на которых будет использоваться погрузчик, и продолжительности предполагаемых перегонов.

При выборе шин должна быть разумная экономия, считает Павел Коньков. Конечно, можно использовать и диагональные шины, они будут дешевле, но при этом хуже проходимость и меньше срок службы. В стандартной комплектации к погрузчикам сельхозназначения, как правило, идут радиальные шины с протектором «елочка», которые предназначены для использования по бездорожью и обеспечивают лучшую проходимость, имеют увеличенный ресурс и придают более мягкий ход погрузчику в сравнении с диагональными, которые чаще устанавливаются на погрузчиках строительного типа. А если погрузчик покупается для работ только на твердых покрытиях (перегрузка минеральных удобрений на ж/д узлах, зернотоках и т. д.), нужно заказывать радиальные шины с «индустриальным» протектором.

Телескопический погрузчик, использующийся в сельхозпроизводстве, обычно работает как на твердых покрытиях, так и в условиях бездорожья, убежден Семен Костин. В связи с этим специалист рекомендует аграриям для телескопических погрузчиков выбирать шины радиальной конструкции (с протектором типа «елочка»). На плохом покрытии более мягкие эластичные шины радиальной конструкции заметно повышают проходимость погрузчика, а на разбитой и неровной дороге увеличивают скорость его перемещения, тогда как более жесткие «индустриальные» шины диагональной конструкции, напротив, усложняют передвижение и доставляют дискомфорт оператору, объясняет Костин.

Однако у мягких резиновых «елочек» есть недостаток — повышенная склонность к истиранию, напоминает Павел Коньков. В среднем комплект шин, если они используются не только в условиях бездорожья, но и на асфальтовом и бетоном покрытии, и при этом претерпевают перегоны средней дальности и частоты, «живет» 1-2 сезона. Что же касается ширины, то с точки зрения снижения давления на почву шины должны быть «чем шире, тем лучше», не сомневается Коньков.

Например, для машины грузоподъемностью 3-4 тонны оптимальный диаметр колесного диска — не менее 24 дюймов, уточняет Семен Костин. На таких шинах машина данной грузоподъемности сможет работать не только на твердой поверхности, но также в поле в разгар посевных работ, на компостохранилище на очень рыхлой поверхности и т. д.

Помимо этого, Максим Григорьев, учитывая разностороннее использование телескопических погрузчиков, советует брать машины с высоким дорожным просветом — не менее 35 см. В особо сложных условиях эксплуатации как опцию можно установить комплект пневматических колес с дисками размером R24, клиренс в таком случае увеличится до 42 см, обращает внимание специалист.

О таких опциях, как «крабовый ход» и «колея в колею», Максим Дорошенко советует подумать, если погрузчик будет «трудиться» в узких помещениях. Такие опции незаменимы, если, например, требуется вычистить узкий проход в коровнике: движение «крабовым ходом» позволяет погрузчику справляться с работой по обеим сторонам здания без выезда для разворота.

Рассчитать высоту

По словам Леонида Яковлева, у некоторых производителей телескопические погрузчики не имеют фронтального вылета стрелы. В этом случае рабочая высота подъема будет меньше, чем максимальная, и при планировании работ и выборе машины это надо учитывать.

Как объясняет Семен Костин, стрелу необходимо брать с запасом. Например, при высоте силосной траншеи всего 3 метра семиметровая стрела пригодится для того, чтобы снять снег, балласт, укрывной материал, то есть осуществить подготовительные работы для выемки силоса без привлечения дополнительной техники. Если же погрузчик будет задействован в растениеводстве, то отправной точкой будет высота борта зерновоза — то есть максимум 4 м, и здесь вполне подойдет модель с высотой подъема 5-6 метров.

При этом Леонид Яковлев напоминает, что погрузчики с большим вылетом стрелы (8-10 м) менее маневренные и компактные, и предприятию стоит заранее учесть максимальную высоту проемов и помещений, куда этот погрузчик должен заезжать.

При больших перегонах

Также при соотнесении своих задач с характеристиками погрузчика следует исходить из частоты перемещения машины и продолжительности перегонов. Семен Костин обращает внимание, что возможность отключения полного привода на погрузчике значительно сказывается на расходе топлива и износе шин. Как правило, погрузчики с гидростатической трансмиссией такой возможности не имеют, тогда как некоторые «гидротрансформаторные» модели отключить полный привод позволяют.

Если передвижение машины ограничено одной рабочей площадкой, «гидростаты» вполне подойдут — они более компактны, имеют минимум компонентов. Однако для длительных перегонов стоит выбирать «гидротрансформаторные» модели.

Кроме того, если заранее известно, что «телескопу» придется регулярно преодолевать длительные перегоны, то следует выбирать машины, способные ездить с максимальной для этого класса скоростью — 40 км/ч. Иначе, по словам Павла Конькова, они не будут успевать выполнять весь объем возложенных на них работ, не говоря о том, что станут источником трудностей на дорогах общего пользования.

Помимо этого, замечает Семен Костин, для телескопических погрузчиков сельхозназначения важны эффективная система охлаждения (что пригодится для работы в сильно запыленных ангарах и в жаркую погоду на погрузке зерна) и блокировка дифференциала для повышения тяговых характеристик.

Некоторые производители (например, Claas ), адаптируя свои машины к российским реалиям, устанавливают в стандартной спецификации дополнительные фильтры для российского дизтоплива. Однако у многих производителей такое оборудование опционально, и они настоятельно рекомендуют установку дополнительных фильтров в качестве подстраховки от некачественного ДТ.

Также при выборе машины для работ в запыленных условиях (погрузка тюков соломы на поле, работа на складах и т. д.) рекомендуется обратить внимание на оснащенность ее реверсом вентилятора охлаждения, предупреждает Леонид Яковлев. В противном случае решетка радиатора будет забиваться, что чревато перегревом двигателя.

Навеску по потребности

Стандартным комплектом навесного оборудования для «телескопов» сельхозназначения Семен Костин называет зерновой ковш и палетные вилы.

Навесное оборудование специалисты рекомендуют подбирать в соответствии с максимальной грузоподъемностью погрузчика. По словам Павла Конькова, важно подобрать оптимальный зерновой ковш, а не гнаться за большим объемом. Тяжелый вес ковша максимального объема будет замедлять гидравлику, а его немалые габариты — снижать обзор. На практике часто получается, что при погрузке зерна ковшами 2,5 тыс. и 2 тыс. литров на одинаковых моделях погрузчика ковш меньшего размера не уступает по производительности своему «старшему собрату», приводит пример Павел Коньков. Причина в том, что ковш меньшего объема меньше по габаритам, что удобнее для оператора, а также весит меньше, и гидравлические движения проходят быстрее.

Семен Костин на земляных, строительных и планировочных работах вместо входящего в стандартный набор навесок зернового ковша советует задействовать грунтовый (приобретается отдельно). Его форма обеспечивает более легкое заполнение, а габариты увеличивают обзор, говорит специалист. И если на машину грузоподъемностью 3 т рекомендованный размер зернового ковша — 2,5 м³, то для грунтового на ту же машину достаточно 1,2 м³. Причем даже с таким маленьким грунтовым ковшом производительность погрузки тяжелых строительных материалов будет выше.

Кстати, если подразумевается, что смена навесных орудий будет частой, то имеет смысл задуматься о гидравлическом замке, советует Леонид Яковлев. Тогда орудия можно будет менять, не выходя из кабины.

Ошибки настройки: не навреди

Настройки телескопических погрузчиков просты и понятны. Единственное, что, по мнению Павла Конькова, нуждается в калибровке — система безопасности (защита от опрокидывания). Ее настройка проводится в период, регламентированный инструкцией, и заниматься ей должен специалист. Неправильно откалиброванная система может уменьшать реальную грузоподъемность машины и увеличивать опасность переворота. Поэтому такие настройки обычно проводят совместно с дилером, и проблем не возникает.

Семен Костин советует регулярно поводить проверку зазоров стрелы и проставок на предмет износа, а также контролировать давление в шинах, так как это не только влияет на их срок службы, но и предотвращает чрезмерное раскачивание машины во время подъема грузов.

Главное, чего просит избегать Максим Григорьев, — вмешательства в электронную систему машины. Устранение ошибок компьютера своими силами, как правило, вызывает массу проблем, устранять которые приходится специалистам сервисной службы, констатирует он. Поэтому любые настройки электронной системы лучше проводить с дилером.

С ним солидарен Максим Дорошенко, который считает, что около 80% поломок оборудования происходит из-за вмешательства в электронные системы машины неквалифицированного персонала. Как правило, своими силами устанавливают допоборудование, на котором сэкономили при покупке, например более мощные фары, магнитолу, кондиционер, вентиляторы и другой «колхозный тюнинг», перечисляет специалист компании «СМАРТ-М».

По его наблюдениям, подключения происходят с нарушениями, влекущими за собой выход из строя высокотехнологичных дорогостоящих систем. Например, такое часто случается при установке дополнительного освещения или при неквалифицированной врезке в штатную электронную систему дополнительного модуля gps-слежения.

Не всесильный

Телескопический погрузчик — грузоподъемная машина, поэтому в первую очередь следует избегать передвижений с выдвинутой стрелой, так как любой груз, находящийся на вытянутой стреле, добавляет лишний крутящий момент, и машина становится менее устойчивой, предупреждает Леонид Яковлев. Нельзя также ездить с поднятой стрелой, потому как смещение центра тяжести способствует потере равновесия во время маневров. Еще одна ошибка — игнорирование сигналов датчика перегрузки. Все эти факторы приводят к тому, что машина может опрокинуться, в результате чего повреждения стрелы неизбежны.

Семен Костин напоминает, что во время длительных перегонов лучше отключать полный привод (если машина обладает такой возможностью). В противном случае отсутствие межосевого дифференциала приведет к чрезмерному износу шин, не говоря уже о значительном увеличении расхода топлива.

Также, по наблюдениям Семена Костина, одной из частых ошибок управления «телескопом» становится неправильная техника заполнения ковша. Как объясняет специалист JCB, неопытный оператор сначала максимально заглубляет ковш в горизонтальной плоскости, после чего пытается опрокидывать его с помощью гидравлики.

Это тяжелейшая задача для погрузчика, потому что в этот момент он приподнимает не только объем самого ковша, но и весь пласт материала, находящийся сверху, тогда как при правильной технике заполнения ковша его нужно одновременно опрокидывать на себя, приподнимая стрелу и не выключая передачу, поясняет Костин.

Еще одной распространенной ошибкой он называет растягивание погрузочного цикла из-за неполного использования свойств гидравлических функций. Очень часто неопытный механизатор при погрузке машины сначала поднимает стрелу с грузом вверх, затем выдвигает ее и только потом опрокидывает ковш, говорит Костин. Но оптимальнее поднять груз на минимальную для преодоления борта кузова высоту, одновременно выдвигая стрелу и опрокидывая ковш. В этом случае погрузка будет проходить гораздо быстрее.

Помимо этого, стремясь увеличить грузоподъемность, аграрии зачастую чрезмерно перегружают машину, а «для устойчивости» искусственно утяжеляют заднюю часть (чаще всего заполняют колеса погрузчика водой). Грузоподъемность, конечно, увеличится на 50-100 кг, но это отрицательно повлияет на надежность оборудования, в частности на проставки стрелы и на калибровку датчика опрокидывания, предупреждает Леонид Яковлев. Он обращает внимание, что главное средство оценки возможностей машины — нагрузочная диаграмма. Именно сверяясь с ней, оператор должен выбирать тактику работы с грузом.

Нередко аграрии пытаются с помощью «телескопов» сдвинуть что-то тяжелое с места, применяя динамическую нагрузку (сдернуть, отодвинуть рывком и т. д.). Такие воздействия губительны для техники, не сомневается Максим Дорошенко. Зачастую в таких случаях ломаются стрелы и рвутся шланги.

Семен Костин также рассказывает о том, что сброс давления в дополнительной гидролинии порой осуществляется «варварским методом»: оператор начинает стучать подручным инструментом по соединительным муфтам с целью сбросить давление, деформируя и повреждая их. Тогда как существует последовательность действий для сброса давления, и для этого не надо выходить из кабины.

Учимся в межсезонье

Учитывая, что телескопические погрузчики — одни из самых высокозагруженных машин в сельхозпарке предприятия, работа на которых в сезон идет зачастую в три смены, Максим Григорьев напоминает о необходимости регулярного и неукоснительного проведения ТО в соответствии с регламентом.

По наблюдениям Максима Григорьева, в постгарантийный период аграрии экономят на качестве моторного масла двигателя, а иногда и вовсе забывают его менять. Для такой дорогой машины, как телескопический погрузчик, такая халатность губительна, предостерегает он.

По мнению Павла Конькова, свести к минимуму подобные острые ситуации поможет постоянная совместная работа дилеров и сельхозпроизводителей — регулярное обучение правильному процессу эксплуатации техники, проводимое в межсезонье (зимний период).

Зачастую после того, как сервисный инженер провел обучение и показал, какие кнопки задействованы в основных процессах, механизатор не заглядывает в инструкцию по эксплуатации, продолжает Коньков. Если представители компаний-производителей техники возьмут за правило проведение семинаров по продаваемой технике, где будет рассказываться о возможностях уже купленной машины и о ее правильной эксплуатации, ошибок и жалоб на технику будет гораздо меньше.

В то же время он предлагает и покупателям (сельхозпроизводителям) требовать от дилеров проведения таких семинаров в межсезонье.

Максим Дорошенко акцентирует внимание на том, что машины, занятые в сельхозсекторе, нуждаются в качественном дизтопливе. И замечает, что заправка техники зачастую производится в полевых условиях ненадлежащим способом. Также необходимо проводить своевременное техническое обслуживание с применением смазочных материалов и фильтров надлежащего качества, желательно силами официального дилера.

Особенного внимания требуют высоконагруженные шарнирные соединения рамы и стрелы. При этом особенно важно использовать для их обслуживания правильную смазку. Практика показывает, что проблемы с разбитыми втулками и пальцами шарниров у клиентов возникают при использовании смазки, не соответствующей требованиям эксплуатации машины, рассказывает Семен Костин. Так, российские аграрии любят дешевый «Литол-24», который пригоден для смазки подшипников и карданных соединений, испытывающих совершенно другой уровень нагрузки. А для высоконагруженных соединений нужна специализированная смазка, которая сохраняет свои свойства и в этих условиях.

Позаботьтесь о маслах

Руководитель отдела технической поддержки «Шелл » в России Андрей Кудимов, отмечает, что одним из наиболее требовательных к смазочным материалам узлов данного вида оборудования являются направляющие телескопических стрел. Это связано с тем, что конструкция такого узла за последние годы претерпела ряд усовершенствований. Внедрение более современных технологий и применение композитных материалов является одним из приоритетных направлений. Соответственно, необходим иной подход и в применении смазочных материалов.

«На практике оператор может столкнуться с сокращением ресурса направляющих стрел, с высоким уровнем шума при выдвижении или с рывками вместо равномерного выдвижения. В таких случаях можно сделать вывод о том, что узел испытывает слишком высокие нагрузки, неправильно сконструирован или поврежден. А проблема чаще всего заключается в том, что для смазки данного участка применяются продукты, не полностью соответствующие требованиям (за неимением других или по невнимательности)», — объясняет Кудимов.

Зачастую в требованиях к смазкам для направляющих прописана только консистенция продукта Однако выбирать пластичную смазку только по консистенции даже в рамках одного класса будет ошибкой, предупреждает Кудимов. Дело в том, что разброс по эксплуатационным свойствам продуктов может быть слишком широк. Поэтому, когда мы говорим об эффективной работе стрелы, подбор смазки должен начинаться с определения материала изготовления направляющих, говорит специалист.

Например, если пара трения стрелы — «металл — металл», рекомендуется применять пластичные смазки, содержащие твердые наполнители. Чаще всего это графит или дисульфид молибдена. Как правило, такие продукты темно-серого или почти черного цвета.

Однако такие классические смазки неприменимы для более перспективного материала изготовления направляющих стрел — полимерного (пара трения «металл — полимер»), обращает внимание Кудимов. В паре трения «металл — полимер» твердые частички могут работать как абразив, и их присутствие в смазке нежелательно. Поэтому, чтобы обеспечить необходимый уровень противоизносных свойств, при этом сохранив плавность скольжения, необходимо использовать базовые масла более высокой вязкости и передовые технологии загустителей, советует он.

Так, обычно рекомендованная вязкость базового масла в смазке составляет 150-220 сантистокс (сСт), но в случае отсутствия твердых наполнителей ее повышают более чем в два раза (кстати, такие смазки на вид более светлые). По словам специалиста, одним из наиболее перспективных типов пластичных смазок для данного узла является смазка, изготовленная с применением полимочевинного загустителя. Изначально подобные смазки применялись в автоспорте. Эта технология позволяет обеспечить более низкий по сравнению с классическими решениями коэффициент трения. В телескопических стрелах применение таких смазок обеспечивает более плавное скольжение стрелы. Тогда как использование для пары «металл — полимер» смазки с твердыми наполнителями может привести к износу направляющих стрелы, предупреждает Кудимов.

Помимо смазочных материалов для телескопических стрел, Андрей Кудимов также советует при обслуживании обращать внимание на рабочий температурный диапазон использования минеральных масел (трансмиссионного, гидравлического, моторного), то есть смотреть, насколько они совпадают с реальными условиями эксплуатации машины.