Какой телескопический погрузчик лучше купить. Мировые бренды телескопических погрузчиков: обзор линеек

Существует огромное количество моделей телескопического погрузчика, поэтому неопытному человеку очень легко в них запутаться и выбрать такой, чья функциональность не будет полностью соответствовать требованиям к данному оборудованию. Правильно выбранный агрегат может всего за несколько лет эффективного использования полностью окупить затраты на его приобретение. Даже если вы берете погрузчик в аренду, подходить к этому необходимо внимательно.

Сделать ошибку здесь также просто, как когда вы выбираете электростанции и генераторы. Чтобы этого избежать при совершении выбора, необходимо обратить внимание на несколько основных факторов.

Нюансы выбора погрузчика

Основные параметры, на которые необходимо обращать внимание при покупке телескопического погрузчика, это грузоподъемность и длина стрелы. Именно по этим критериям различаются все существующие модели данной техники. Помимо этого, к погрузчикам также добавляется навесное оборудование. То, какое количество подвесного оборудования поддерживает конкретная модель погрузчика, зависит и его функциональность, поэтому на данный параметр необходимо обращать пристальное внимание.

Есть еще ряд деталей, которые потребуют вашей оценки перед выбором. Например, условия эксплуатации и вес груза, который потребуется перемещать, зависит и грузоподъемность, которая нужна. Выбирать слишком мощный для ваших целей погрузчик не стоит – он только обойдется вам дороже, а пользы от этого не будет. Это будет просто перерасход средств, которые лучше пустить на другие нужды строительства.

Также важно обратить внимание на кабину. Она должна быть достаточно просторной, с хорошим обзором, иначе в ней будет некомфортно работать. Важно помнить, что оператору данной техники может быть придется проводить в ней много часов подряд, а значит, условия должны быть подходящими для такой работы.

Важное значение также имеет экономичность погрузчика. На нее стоит обращать внимание при покупке или аренде погрузчика. В данное определение входит, к примеру, расход топлива, который у некоторых моделей может быть достаточно высоким, особенно при интенсивной работе.

В целом, все ведущие на текущий момент бренды предоставляют модели высокого качества, но выбирать необходимо, исходя из того, что именно нужно вам для ваших нужд в работе. Погрузчики, как и электростанции, значительно облегчают выполнение многих видов работ, если выбрать их правильно.

Владимир Романов, к. с.-х. н.

Правильно выбранный телескопический погрузчик способен окупить себя за 2–3 года. На какие характеристики агрегата нужно обратить внимание?

Телескопический погрузчик - это универсальная машина, оснащенная телескопической стрелой. На стреле, в свою очередь, могут быть закреплены устройства различного типа - к примеру, вилы, крюк, зерновой ковш, бетономешалка, ковш с захватом, захват для труб и т.д. Грузоподъемность машины может быть разной, в зависимости от модели и технических характеристик. Высота подъема стрелы также может различаться.

В настоящее время телескопические погрузчики вилочного типа пользуются огромным спросом. И заинтересованность потребителей продолжает расти, так как телескопические погрузчики подходят для решения разнообразных задач. Они применяются для подъема, погрузки и перемещения грузов с различными габаритами, для преодоления дороги с препятствиями (стрела проходит сверху помехи), для работы на открытых площадках с неровными дорогами, изготовления скважин, бетона, очистки улиц и т.д.

Телескопические вилочные погрузчики используют в различных областях сельского хозяйства: на фермах и в растениеводческих хозяйствах. Они незаменимы не только в очистке ферм, транспортировке навоза, укрытии подстилки, смешивании и раздаче кормов, но и в перегрузке зерна, сахарной свеклы, соломы, тюков с соломой, в строительстве, а также используются как небольшие трактора.

Основная стрела телескопических погрузчиков оснащается гидравлическим цилиндром или цепями (возможно комбинирование). Он необходим для выдвижения второй части стрелы. Тросы или цепи (зависит от модели) одновременно выдвигают остальные части. Для удержания секций телескопической стрелы предусмотрены не стопоры, а противоизносные накладки. Они легко меняются на новые, а это увеличивает срок службы стрелы.

Помимо вил с телескопическими погрузчиками допускается использование другого навесного оборудования. В таком случае возможности машин практически ничем не ограничены. Навесные орудия позволяют эксплуатировать телескопический погрузчик в качестве автокрана, вышки или бульдозера в зависимости от используемого оборудования.

Технические особенности телескопических погрузчиков

В отношении телескопических погрузчиков будет правильно утверждение, что внешне модели различных производителей могут быть очень похожи. Но вместе с этим машины могут значительно различаться «начинками», что не исключает наличия примерно одинаковых технических характеристик разных моделей. Посмотрим, на что нужно обратить внимание при выборе погрузчика.

Тип рамы

Существуют рамы коробчатого сечения и рамы корытообразные с двумя несущими боковыми плитами. Каждый из этих видов рам имеет свои преимущества. Стоит сказать, что гидравлическая стрела должна выдерживать большие нагрузки - фактически стрела остается одним из слабых мест телескопического погрузчика. Это связано с тем, что она испытывает многократные нагрузки максимальной силы. Поэтому для производства корытообразной рамы производители применяют металл большой толщины. Если же мы говорим о раме коробчатого сечения, то здесь используется конструкция из отдельных коробов. Такая рама легче корытообразной, но в отношении телескопического погрузчика нельзя сказать, что это минус. Технология ее производства дороже и сложнее, чем изготовление корытообразной рамы. Выбор рамы зависит от себестоимости и экономической рентабельности, поэтому производители постоянно совершенствуют тип и конструкцию, изменяя вес и жесткость рамы.

Выдвижение секций стрелы

Используется один из вариантов выдвижения секций стрелы: с использованием гидроцилиндров и цепной. В настоящее время многие производители склоняются к мнению, что гидроцилиндры более надежны. Цепи растягиваются в процессе эксплуатации. По этой причине состояние цепи обязательно должно отслеживаться и, при необходимости, регулироваться. Но и гидроцилиндры имеют минус - их цена довольно высока из-за сложности производства и значительного расхода материалов. В любом случае ремонт телескопической стрелы требует времени и больших трудозатрат.

Тип трансмиссии

По своему типу трансмиссия может быть гидродинамическая или гидростатическая. По функционалу профессионалы советуют делать выбор в пользу гидростатической трансмиссии. В свою очередь, гидродинамическая трансмиссия имеет свои преимущества: в ней отсутствуют высокое давление и РВД в отличие от гидростатической. Хотя при гидростатической трансмиссии у агрегата намного меньше деталей, и, соответственно, для ремонта требуется меньше запасных частей. Но гидростатическая трансмиссия позволяет выполнять операции более точно и быстро.

Из этого можно сделать следующий вывод. В общем-то, все телескопические погрузчики от известных производителей, успевших хорошо себя зарекомендовать к сегодняшнему дню, являются надежными и многофункциональными машинами. Выбор остается за покупателем. При покупке важно оценить условия работы (в том числе особенности типа почвы и погоды), технические характеристики, которые будут реально использоваться, обзорность и комфортабельность кабины оператора, расход топлива, возможность использования навесного оборудования и, наконец, максимально допустимую стоимость погрузчика. Ну а самое главное - возможность перед покупкой протестировать машину. Эту возможность предоставляют крупнейшие дистрибьюторы сельхозтехники, такие как «Эконива», «Юпитер», «ЛБР групп», «Агропром -МДТ».

Например, компания «Агропром-МДТ» предоставляет своим клиентам возможность протестировать погрузчики Faresin непосредственно в хозяйствах. При всей технической оснащенности телескопические погрузчики остаются той техникой, которая постоянно совершенствуется. Сегодня мы имеем возможность эксплуатировать машины, в которых уже все сделано для удобной и безопасной работы.

Знакомство с участниками тест-драйва

Проводя сравнение «телескопов» французской фирмы Manitou, английской JCB и итальянской Faresin, следует выделить их следующие характеристики. Безусловное преимущество Manitou состоит в том, что эта компания первой запустила в производство ряд телескопических погрузчиков, для чего освоила новые технологии и тем самым заслужила доверие клиентов.

Ее английский конкурент JCB в свою очередь достаточно стабильно и уверенно держится на российском рынке и располагает разветвленной дилерской сетью. Компании-представители JCB имеют достаточно хорошую сервисную базу. Как показывает опыт, даже самая лучшая техника не будет востребована в случае, если клиент не уверен в надежности сервиса. Manitou также много внимания уделяет сервисной базе своих дилеров, но здесь помимо фактора наличия или отсутствия таковой играет субъективную роль имидж, сложившийся у клиента.

Парк JCB представлен широко, клиенты эту технику еще полностью не знают. Сказывается и хорошая ценовая политика компании. Поэтому, несмотря на то что машины JCB уступают Manitou по некоторым техническим параметрам (вылет стрелы, мощность, грузоподъемность, масса, комфортабельность, легкость в управлении), они являются достойным конкурентом на российском рынке.


Faresin
- новое звено в ряду производителей телескопических погрузчиков. Итальянская техника уверенно завоевывает добрую репутацию, каких-то серьезных технических преимуществ компания предоставить не может, но предлагает совершенно идентичные Manitou машины, да еще с гидростатическим приводом и по более низкой цене. Кроме того, стоимость сервиса и запчастей погрузчиков Faresin намного ниже, чем у более раскрученных брендов. Но делая выбор в пользу того или иного производителя, стоит помнить, что на первом месте всегда стоят сервис и послегарантийное обслуживание.

Тест-драйв

Телескопические погрузчики грузоподъемностью порядка 4 т, c вылетом стрелы до 7 м - самые распространенные модели в России. Мы проводили сравнение этих моделей у Manitou, JCB и Faresin в сельхозпредприятиях, которые эксплуатируют машины в строительстве и уборке.

Габариты и вес

Погрузчик JCB оказался самым длинным и тяжелым. Он длиннее и тяжелее машин Manitou и Faresin на, соответственно, 25 и 60 см и 760 и 820 кг. Погрузчик Faresin - самый короткий, узкий, и у него наименьший клиренс. Если ваши надворные постройки низкие, то погрузчик Manitou и Faresin высотой 2,34 м вам будет в самый раз.


Качество сборки и доступ в кабину

У погрузчика JCB лучшая сборка и отделка, самые аккуратные трубопроводы и электрика. В целом, телескопический погрузчик Manitou собран хорошо, но при более пристальном рассмотрении заметны недочеты, да и пластмассовые элементы имеют несколько дешевый вид. По такому же принципу собран и погрузчик Faresin.

Габариты кабины, удобство, управление, безопасность и уровень шума

На уровне плеч кабина у Manitou оказалась самой длин ной (1,55 м) и узкой (82 см). Самой просторной оказалась кабина у Faresin - 1,35 × 1 м. Примерно такая же кабина и у JCB (1,40 м × 95 см). Кабина итальянской модели телескопического погрузчика кажется самой просторной благодаря своей форме, близкой к кубической. Доступ в кабину каждой модели хороший, даже у относительно высокого погрузчика Manitou.

Все модели телескопических погрузчиков оборудованы обязательными распашными дверями, состоящими из верхней и нижней части, но только у Faresin можно полностью одновременно открыть как верхнюю, так и нижнюю часть двери.

У других моделей на нижней части имеется ограничительный ремень, который, похоже, в некоторых хозяйствах долго не прослужит. Удобство пребывания в кабине зависит от роста и комплекции оператора. Крупным операторам вряд ли понравится ограниченное пространство для ног в кабине Manitou. Все телескопические погрузчики имеют регулируемую рулевую колонку. В погрузчике JCB можно наблюдать понятную приборную панель, выполненную в классическом автомобильном стиле, и джойстик, встроенный в подлокотник сиденья. У Manitou и Faresin - обычное расположение с круглыми указателями. Во всех моделях внедрены защитные системы - датчики, располагаемые в сиденье оператора.

Все телескопические погрузчики имеют простую блокировку функций стрелы, а агрегат JCB располагает к тому же функцией экстренной остановки. Но лишь эта модель требует активации гидравлической системы перед каждым запуском двигателя, хотя машина заводится и без присутствия оператора на сиденье. Индикаторы превышения допустимой нагрузки различные. У Faresin такой индикатор может быть отключен, а у JCB и Manitou индикаторы будут продолжать сигналить, но при этом предусмотрена функция беззвучного режима. По сравнению с тракторами эти погрузчики довольно шумные. Самый сильный шум вентиляторов, охлаждающих двигатель и кабину, наблюдается у Manitou. С увеличением оборотов у Faresin замечен не- большой резонанс, а рулевое управление в отличие от других не шумит. Трансмиссия у Manitou скрежещет. Мы обратили внимание, что у погрузчика JCB самый низкий уровень шума. Низкий пол кабины Manitou не позволяет оператору в достаточной степени обозревать остальную часть «железа», поскольку стрела и капот двигателя находятся высоко. Но это компенсируется наличием в кабине широкоугольного зеркала.

Противоположная ситуация наблюдается у компактного погрузчика Faresin, в котором оператор сидит высоко, что обеспечивает ему прекрасный круговой обзор, в том числе и навесных приспособлений. Не столь хорошо обстоят дела с укороченным окном в крыше и его крохотным стеклоочистителем.

Погрузчик JCB занимает промежуточное положение по комфортности между двумя вышеописанными моделями: у него сравнительно короткий, но довольно объемный капот двигателя, а также окно с хорошим панорамным обзором в крыше.

Замена навесного оборудования

Все модели имеют широкий выбор навесного оборудования, а также механический и гидравлический замок на каретке. Под заказ гидравлический замок под навески других производителей имеется у Faresin. Самый простой выдвижной фиксатор - у Manitou, но он уступает JCB в удобстве.

Гидравлика телескопических погрузчиков в действии

Теперь обратимся к «сердцу» машины. Казалось бы, гидравлическая система с закрытым центром и зависимые от нагрузки гидравлические насосы должны обеспечивать еще более быструю работу стрелы для каждой машины. Но это справедливо только для JCB, чья система позволяет осуществлять весь спектр рабочих операций на относительно низких оборотах двигателя. Погрузчик Faresin довольно быстр, но, как показали испытания, он может выполнять три операции одновременно только на высоких оборотах. Разработчики этого погрузчика говорят, что такая опция, как разделение потоков гидравлики увеличивает потребляемую мощность.

Телескопический погрузчик Faresin также имеет увеличенный угол наклона ковша. Стрела у Manitou работает довольно медленно, хотя у нее самый широкий диапазон наклона и есть функция мягкой остановки в конце выдвижения.

Джойстик у погрузчика JCB позволяет осуществлять самое чуткое управление, но его кнопку отключения сцепления сложно использовать во время телескопирования. Стрела Faresin движется очень быстро и плавно при втягивании, а Manitou демонстрирует средние показатели.

Полезное дополнение - опционально можно установить постоянный приток масла к навесному оборудованию (щетка, различные смесители и т.д.); кроме того, увеличились возможности гидравлики, и появился съемный гидравлический подъемный крюк. Но ни один из разработчиков не догадался добавить такую опцию, как слив гидравлического масла под давлением, ведь это так облегчило бы работу операторов.

Замечено, что у всех представленных моделей телескопических погрузчиков не имеется функции бокового смещения каретки и наклона вил (которые могут быть очень полезными, хотя и не обязательными), а также нет регулируемой подвески переднего моста (это уже строительные модели или дополнительная опция). Для смягчения толчков стрелы все разработчики используют азотные сферические аккумуляторы. Все это помогает оператору и машине работать там, где требуется быстро ездить, в том числе по неровностям. Субъективно (на взгляд операторов, проводивших тест-драйв) Faresin и JCB работают лучше, немного опережая Manitou.

Трансмиссия телескопических погрузчиков

Гидростатический привод Faresin сочетает в себе гибкое изменение скорости, простоту и стремительное движение вперед и назад в удобной для оператора форме. Любое изменение направления движения не вызывает резкого повышения оборотов двигателя и уровня шума. Впрочем, при этом сохраняется плавность даже при высоких скоростях челночного движения. B результате Faresin получает высшие оценки.

JCB - единственный производитель, разработавший шестиступенчатую коробку передач с преобразователем крутящего момента, которая позволяет максимально увеличить вращающий момент. Кроме того, появилась функция автоматического переключения передач на высоких скоростях. Еще одна дополнительная опция - кнопка остановки для загрузки. Но все равно крутые повороты и резкое изменение направления требуют много времени. А в целом этот показатель влияет на общее время работы, так как повороты могут занимать до половины рабочего времени.

Manitou имеет пятиступенчатую коробку переключения передач при невыключенном сцеплении с автоматическим переключением на высоких скоростях, кнопку ступенчатой остановки и три задние передачи. Имеется и джойстик челночного движения.

Максимальная скорость движения всех моделей - 40 км/ч. Переключение передач и челночный режим осуществляются мягче, чем в погрузчике JCB. Только погрузчик JCB имеет переключение с двух ведущих колес на четыре без блокировки дифференциала. Все модели имеют блокировки дифференциала, работающие отдельно, у Manitou и Faresin - полуавтоматически. Сила сцепления с дорогой не ограничена ни в одной из представленных моделей.

Рулевое управление телескопических погрузчиков

У всех моделей предусмотрен обычный набор: 2 ведущих колеса, 4 ведущих колеса и «крабовый» ход. Кроме того, погрузчик Manitou имеет возможность поворота при четырех ведущих колесах при «крабовом ходе». Переключение режимов в погрузчике JCB имеет «защиту от дурака» и полностью автоматизировано; примерно то же самое, но более медленное, есть и у Manitou. Помимо этого, у всех агрегатов имеется контроль за прямым положением передних и задних колес.

Усилия на рулевом колесе у всех моделей невелики. Число оборотов рулевого колеса от упора до упора составляет: у JCB - 4, у Faresin - 4,75, у Manitou - 4,25. Радиус поворота у всех моделей практически одинаковый.

Тормоза

У всех погрузчиков, кроме JCB, есть система торможения на 4 колеса. Итальянцы, как ни странно, использовали мокрые тормозные диски, чтобы усилить систему гидростатического торможения. Для сравнения, «мягкая» педаль у погрузчика Manitou утомляет ногу оператора.

Тяговое усилие и мощность

Максимальные тяговые усилия и мощность измерялись на бетонной площадке. Они, конечно же, примерные, потому что измерялись на одном типе покрытия, но в разных местах. У Manitou максимальное тяговое усилие составило порядка 7,8 т, у Faresin - 7,5 т, а у JCB - 5,62 т. Столь высокий показатель у Manitou согласуется с предварительными результатами официальных испытаний.

Тяговая мощность составила 72 л.с. у JCB, 69 л.с. у Faresin и 64,4 л.с. у Manitou. Телескопические погрузчики теряют до 45-52% заявленной мощности двигателя при движении по земле, в то время как типовой полноприводный трактор с переключением передачи при невыключенном сцеплении - менее 25%.

Грузоподъемность и усилие отрыва

Усилие подъема измерялось в диапазоне высот от 0,2 до 3,8 м. Поскольку в ходе измерений машины были зафиксированы, полученные максимальные показатели будут недостижимы на практике в постоянной работе, поэтому это всего лишь инструмент для сравнения совершенства конструкции. Грузоподъемность у погрузчиков различается весьма незначительно и немного превышает заявленную номинальную (4 т). Что касается усилия отрыва, то здесь лидирует Faresin (6,5 т), за ним следуют JCB (5,1 т) и Manitou (4,5 т).

Расход топлива

По сравнению с трактором аналогичной мощности телескопические погрузчики под полной нагрузкой менее экономичны. Например, полноприводный трактор MF54703 с мощностью двигателя 125 л.с., проходивший испытания в 2008 г., обеспечивает тяговую мощность 104 л.с. на номинальных оборотах двигателя при расходе дизельного топлива 283 г на 1 кВт.ч. В аналогичных условиях с 1,5 т груза на вилах телескопические погрузчики расходуют топлива больше, чем трактор MF5470: относительно экономичный Manitou - на 23%, JCB (415 г на 1 кВт.ч) - на 47%, Faresin с гидростатическим приводом (429 г на 1 кВт.ч) - на 57%.

Машины тестировали по следующей программе: сначала они должны были проехать 440 м под легкой нагрузкой и на полном газу, затем - еще 440 м под средней нагрузкой, а в заключение - дважды поднять 1,5 т на максимальную высоту.

Этот цикл повторялся трижды, после чего измерялся расход дизтоплива. В итоге получилось, что погрузчик Manitou израсходовал в ходе данных испытаний 1,22 кг топлива, Faresin - 1,34 кг, а JCB - 1,48 кг. Но мощностные характеристики и высокая скорость подъема стрелы у JCB позволили этому погрузчику выполнить вышеуказанную программу испытаний за 357 с. Результат Faresin - 390 с, Manitou - 421 с.

Езда по дороге

Езда на погрузчике JCB с двумя ведущими колесами напоминает движение на легковом автомобиле. За ним следует погрузчик Faresin - езда на нем по шоссе так же хороша благодаря простоте гидростатического привода и отличному обзору, разве что машина иногда вступает в неприятную резонансную полосу частот. Погрузчик Manitou в этом смысле «середнячок» из-за низкой посадки оператора,шумной трансмиссии и посредственных тормозов.

Обслуживание

Уход за телескопическими погрузчиками, которыми часто управляют разные операторы, должен быть максимально простым. У погрузчика Faresin операторам понравятся простота дозаправки, проверки уровня масла и пользования смазочными шприцами. Пользователи машины Manitou не получат аналогичную простоту проверки уровней трансмиссионного масла и охлаждающей жидкости, очистки радиатора или наполнения топливом, но зато без труда найдут точки смазки по картинкам в руководстве по эксплуатации. Механики одобрят смазочные шприцы у JCB, но вряд ли обрадуются плохому доступу к аккумулятору, тогда как операторы будут в восторге от легкого доступа к узлам, требующим ежедневной проверки. Исключение - частично спрятанный смотровой глазок для гидравлического масла.


Результаты тест-драйва

Итак, мы провели испытания трех моделей телескопических погрузчиков с точки зрения покупателя, т.е. осмотрели то, что можно «пощупать». Используя простейшие измерительные приборы, которые нам предоставила сервисная служба дилера, мы ставили перед собой задачу самостоятельно, без советов со стороны профессионалов узнать работу каждой модели. Кроме того, мы пообщались с людьми, которые уже имеют опыт эксплуатации испытуемых погрузчиков.

В целом, можно услышать от многих владельцев один очень важный момент. Он состоит в том, что если вы задумались о приобретении погрузчика, то, во-первых, найдите возможность испытать интересующую модель на своей земле, а во-вторых, узнайте о сервисе и стоимости запасных частей. С одной стороны, хорошая модель с комплектом стандартных навесок может стоить от 75 000 до 95 000 евро. Это достаточно большие расходы для любого хозяйства. С другой стороны, экономическая выгода и эффективность работы каждого погрузчика велики.

Подсчитать их можно, просуммировав выгоду использования этой машины во всех сферах деятельности хозяйства: уборка и складирование зерна, работа на ферме, погрузка навоза, компоста, удобрений, загрузка сеялок, разбрасывателей, строительство любой сложности, очистка и планирование дорог и т. д.

На практике получается, что помимо быстрой окупаемости в хозяйстве увеличиваются все показатели работы. Загрузка разбрасывателей и сеялок осуществляется быстрее, что приводит к увеличению суточной производительности, погрузка зерна или тюков на току позволяет быстро заполнить хранилище, работы на строительстве позволяют сократить затраты на кран и погрузчик. Таких примеров много, и все они получены из практики эксплуатации погрузчиков. В среднем получается, что можно окупить полностью эту машину за 2-3 года.

Телескопический погрузчик - сравнительно молодой вид техники, разработанный в конце 50-х годов прошлого века. И только через 20 лет компания JCB начала активно развивать этот новый тип машин. Позднее инициативу британцев поддержали многие производители с мировым именем, среди которых отметим такие компании как Manitou, Merlo, Caterpillar, John Deere, Terex, Liebherr, Case, New Holland и многие другие. Популярность телескопических погрузчиков во всем мире объясняется в первую очередь их универсальностью - они могут заменить и воплотить в себе функции сразу нескольких машин, к примеру, небольших автокранов, фронтальных и вилочных погрузчиков.

Не вдаваясь глубоко в историю, отметим, что основой пополнения российского рынка телескопическими погрузчиками служат импортные поставки из стран дальнего зарубежья. На постсоветском пространстве выпускают рассматриваемую технику белорусский «Амкодор» и «ЧЕТРА» - зарегистрированная торговая марка холдинга «Концерн «Тракторные заводы». Белорусские партнеры ежегодно отгружают российским потребителям порядка 10-15 машин. Количество техники, проданной российским производителем, остается неизвестным (по крайней мере, комментариев о ее количестве у представителей завода получить не удалось), при том, что первый экземпляр телескопического погрузчика ЧЕТРА ПТС 4012-201 был презентован еще на 11-й Международной специализированной выставке «СТТ-2010». Хочется верить, что при всех заявленных преимуществах перед импортными аналогами, данный проект получит свое развитие в самое ближайшее время.

А пока перейдем к показателям импорта, на базе которого, собственно, и формируется отечественный парк телескопических погрузчиков. Динамика развития рынка рассматриваемых машин в период с 2008 года схожа с общим трендом развития рынка строительной техники, за исключением, пожалуй, первых трех кварталов 2013 года. После резкого спада показателей в посткризисном 2009 году сразу на 70%, уже с 2010 года можно было наблюдать постепенное восстановление объемов импорта, которые в этом же году увеличились на 160%, в 2011 году импорт увеличился еще в 2 раза относительно данных по ввозу телескопических погрузчиков за 2010 год. Далее в 2012 году темпы роста снизились до 9%. Не менее 5% роста стоит ожидать и по итогам 2013 года, что позволит превысить докризисные показатели импорта телескопических погрузчиков 2008 года более чем в 2 раза. А если говорить о первых трех кварталах минувшего года, то объемы ввоза в каждом из них находятся на максимально высоком уровне относительно аналогичных периодов прошлых лет. Второй квартал 2013 года стал наиболее успешным по показателям, которые сопоставимы с данными по импорту за весь 2010 год, уступая им 18%.

Динамика российского импорта телескопических погрузчиков в 2008- сентябре 2013 гг., шт.

Год назад, при анализе рынка телескопических погрузчиков («Основные Средства» №02/2013), развитие конкурентной борьбы между марками JCB и Manitou - лидерами отрасли, было разделено на два этапа: до 2008 г., когда пальма первенства попеременно переходила от одной марки к другой, и посткризисный период, начиная с 2009 г., когда британская марка JCB вышла в лидеры. В настоящее время, видимо, можно говорить уже о следующем этапе, ведь по итогам всего 2012 года под маркой Manitou в Россию было ввезено на 2 телескопических погрузчика больше, чем под маркой JCB, а уже по итогам трех кварталов 2013 года это преимущество увеличилось до 50 единиц техники. Лидер первых трех кварталов 2013 года Manitou ввез в нашу страну на 31% телескопических погрузчиков больше, чем в аналогичном периоде 2012 года, что позволило марке занять треть импортного рынка по итогам рассматриваемого периода. Меньший прирост, равный порядка 6%, обеспечил JCB вторую позицию.

Что касается остальных участников ведущей пятерки, то и здесь мы видим перестановки. С третьего на пятое место переместились телескопические погрузчики марки Claas, объемы импорта которых сократились на 17%, а доля упала с 9 до 6% по итогам января-сентября 2013 года. Отличные показатели демонстрирует марка Dieci, темп прироста импорта которой в сравниваемых периодах 2012 и 2013 года равнялся 61%, что позволило закрепиться в тройке лидеров. И наконец, отметим неплохой 45%-ый прирост ввоза погрузчиков под маркой Merlo, расположившейся на четвертой позиции.

Из остальных отметим JLG, объемы импорта телескопических погрузчиков которой увеличились с 5 единиц в январе-сентябре 2012 до 30 единиц в рассматриваемом периоде 2013 года. Также неплохие показатели роста продемонстрировали марки Bobcat, Haulotte, Ausa, New Holland. По большинству остальных отмечается спад.

Импорт основных марок телескопических погрузчиков в Россию в январе-сентябре 2013 года, % .

В географическом распределении стран, выпустивших телескопические погрузчики для российского импорта, лидирует Франция во главе с маркой Manitou. И это несмотря на то, что более 100 погрузчиков было произведено на итальянском заводе Manitou, где выпускаются погрузчики с поворотной кабиной серии MRT, а также «тяжелые» (повышенной грузоподъемности) машины серии MHT. Среди остальных марок французской сборки отметим Bobcat, Haulotte, Case и Massey Ferguson.

Великобритания представлена в рейтинге двумя производителями - JCB и Caterpillar, под марками которых было произведено и впоследствии импортировано в Россию за первые три квартала 2013 года 398 и 4 телескопических погрузчика соответственно. Кроме уже ранее упомянутой Manitou, в Италии, которая в рейтинге расположилась на третьем месте, были собраны погрузчики еще девяти различных марок, из которых основная доля принадлежит Dieci, а далее идут Merlo, New Holland, Faresin и другие. Германия и Бельгия замыкают наш рейтинг ведущих стран с показателями в 95 и 39 собранных погрузчика соответственно.

Лидером среди получателей телескопических погрузчиков, импортированных в Россию по итогам рассматриваемого периода, как и год назад, является ООО «Джей Си Би Раша». При росте объемов ввоза в 17%, доля компании осталась на уровне 20% за счет большей активности остальных участников рынка.

В ведущей пятерке получателей один новый участник - ООО «Универсал-Спецтехника». Таким образом, число представителей марки Manitou в лидирующей группе увеличилось до трех компаний, из которых ООО «Маниту Восток» является лидером, увеличившим свои показатели сразу на 58%. Следом за ней, на третьей позиции расположилось ООО «Мировая техника» (прирост 17%), на четвертой - ООО «Универсал-Спецтехника (прирост 174%). Общее количество импортеров техники французского производителя составило 41 компанию. Всего в импортных операциях приняло участие 143 российских предприятия, при этом 16 из них выступили получателями погрузчиков двух и более марок.

Замыкает группу лидеров ООО «Клаас Восток» на 11,5% сокративший свой объем поставок телескопических погрузчиков в Россию за январь-сентябрь 2013 года. На 10% уменьшилось количество поставок рассматриваемой техники ЗАО «Лонмади», что отодвинуло российско-британскую компанию на шестую позицию.

Основные получатели телескопических погрузчиков январе-сентябре 2013 года, %.

Рынок телескопических погрузчиков в России достаточно молод и далек от насыщения. А универсальность и многофункциональность данных машин объясняет довольно сильную заинтересованность отечественного потребителя, сопровождающуюся ростом покупок. В этой связи динамика, которая наблюдается на рынке телескопических погрузчиков, безусловно, идет вразрез с общим трендом на рынке строительной техники, который в 2013 году имеет скорее выжидательный характер, вследствие чего, показатели по некоторым позициям находятся либо ниже уровня 2012 года, либо не намного превышают их. Ожидаемые темпы прироста рынка телескопических погрузчиков в 2014 году составят не более 10%.

Ловков Андрей, аналитик ID-Marketing для журнала «Основные Средства»

Текст: С. Костин, бизнес-менеджер по сельскохозяйственной технике JCB в России и СНГ

Телескопические погрузчики становятся все более популярными вспомогательными машинами в российском сельском хозяйстве. Подобную универсальную технику можно использовать в растениеводческом и животноводческом направлениях для различного вида работ, благодаря чему данные агрегаты являются незаменимыми помощниками на сельхозпредприятии.

На российском рынке представлен достаточно широкий ассортимент телескопических погрузчиков от многих производителей. Модели различаются своими техническими характеристиками, габаритами и другими параметрами, определяющими возможность их использования для тех или иных аграрных работ. В этой связи полезными будут практические советы по покупке данной сельскохозяйственной техники.

ФАКТОР ВЫСОТЫ

При выборе телескопического погрузчика в первую очередь необходимо определить основной вид работ, для выполнения которых он приобретается. От данного фактора зависит самый важный параметр агрегата — максимальная высота подъема или выгрузки. Например, если сельхозпредприятие планирует использовать подобную машину для отгрузки зерна в прицепы, то определяющим показателем при выборе и покупке техники станет уровень борта грузовика, который обычно не превышает 3,8 м. В этом случае для нормальной работы достаточно будет погрузчика с высотой подъема, равной шести метрам. Более высокие показатели данной характеристики позволяют расширить спектр применения агрегата и виды выполняемых им работ в хозяйстве, а также обеспечивают большую универсальность. Однако следует иметь в виду, что с увеличением высоты подъема обычно изменяются габариты самой техники, и, соответственно, теряется ее маневренность. Не каждая машина, выполняющая работы по погрузке кормов на молочной ферме, сможет без затруднений функционировать внутри коровника из-за своих размеров. Зачастую в таких случаях вместо приобретения погрузчика с более высокими техническими характеристиками лучше применять различные виды сменного навесного оборудования — ковшей с увеличенной высотой разгрузки, удлинителей стрелы и тому подобного.

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ

Другой важный фактор при покупке погрузчика — показатели производительности и времени, за которое он может выполнять необходимый объем работ. В этом случае нужно обратить внимание на грузоподъемность машины. Данный параметр определяет максимальную емкость навесного оборудования, например ковша, чей размер, в свою очередь, влияет на высоту выгрузки.

Оптимальный ковш подбирается в зависимости от типа перегружаемого материала. Для сыпучего зерна важен угол полного запрокидывания этого рабочего органа, что сказывается на его заполняемости и предотвращает чрезмерные потери при перемещении материала. При работе с липкими и инертными грузами, к примеру, навозом, грунтом, дефекатом и другими, нужно обеспечить увеличенный угол выгрузки, чтобы не затруднять процесс опустошения ковша и сократить погрузочный цикл. Так как заполнение данного оборудования производится в основном за счет его заталкивания в массу материала, необходимо обратить внимание на тяговое усилие, создаваемое агрегатом. Оно зависит не только от мощности двигателя и типа трансмиссии, но и от вида и размерности шин. Например, шины радиальной конструкции с протектором «елочка» значительно повысят тяговое усилие на рыхлом грунте и предотвратят чрезмерную пробуксовку колес, в то время как промышленный рисунок может значительно увеличить срок службы комплекта шин при постоянной работе на твердой поверхности.

УДОБСТВО И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Важными техническими характеристиками телескопического погрузчика являются максимальная производительность гидравлики и тип насоса. Данные параметры определяют продолжительность погрузочного цикла и могут серьезно повлиять на расход топлива на тонну перегруженного материала.Если машина работает с активным навесным оборудованием, то значение максимального гидравлического потока на дополнительную выносную линию гидравлики повлияет на производительность операции. Например, силосно-отрезной захват, работа которого обеспечивается двумя или тремя мощными гидроцилиндрами, сможет функционировать быстрее и эффективнее. Не менее важными при выборе погрузчика являются тип трансмиссии и удобство ее управления, то есть переключения направления движения и передач, поскольку данные параметры могут серьезно влиять на общую производительность выполняемых работ. В частности, гидростатическая трансмиссия имеет преимущество перед гидромеханической с точки зрения точности управления ходом, но существенно ограничивает возможности погрузчика при перемещении между рабочими площадками и при буксировании прицепов. При этом вторая разновидность трансмиссии обычно обходится значительно дешевле в эксплуатации и обслуживании.

Безусловно, существуют и другие, более частные особенности погрузчиков, которые также помогут не только обеспечить повышенную производительность, но и снизить эксплуатационные расходы. К их числу относятся наличие быстросъемного устройства для навесного оборудования, амортизации стрелы, автоматизированных систем смазки и выравнивания колес, реверсивного вентилятора охлаждения, отключения полного привода и многое другое.

Погрузчики телескопические - это особый вид универсальных внедорожников, в оснащении которых имеется телескопическая стрела. Именно на нее крепятся дополнительные элементы, позволяющие использовать эти машины для самых различных целей. Модели этих агрегатов обладают различными характеристиками, именно от них зависит высота подъема и грузоподъемность.

Самый популярный в наше время телескопический погрузчик - вилочного типа. В первую очередь это связано с универсальностью его использования. Такие механизмы используются для ремонтных работ, перевозки грузов различного типа, в сельскохозяйственных угодьях.

Технические особенности

Разные производители выпускают погрузчики телескопические, достаточно похожие по внешним характеристикам, при этом их функциональные возможности могут значительно отличаться.

И даже если общие характеристики моделей совпадают, все равно разница может заключаться в деталях, из которых собрана машина. Есть множество моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе внедорожника такого типа.

Рама

На данный момент погрузчики телескопические могут быть оснащены двумя типами рам. Первый тип имеет корытообразные рамы, а второй - две несущие боковые плиты. Чтобы укрепить стрелу первого типа, при ее создании обязательно используется мощный, толстый металл, так как нагрузки она должна выдерживать очень большие. Для второго типа делают несколько отдельных коробов. Но производство такого типа рам требует больших финансовых затрат.

Стрела

Погрузчик с телескопической стрелой имеет несколько типов выдвижения конструкции. Стрела может выдвигаться благодаря гидроцилиндрам или посредством цепей. Считается, что первый вариант более надежен и прочен, поскольку со временем цепи теряют свои первоначальные качества, растягиваясь в процессе использования. Именно поэтому важно следить за их состоянием и регулировать его. Но при этом цепной механизм намного дешевле гидравлического.

Трансмиссия

Существуют погрузчики с гидродинамической и гидростатической трансмиссией. Первый тип считается более надежным, поскольку в нем меньше давление и РВД. Второй тип отличается тем, что для него нужно меньше деталей, а, соответственно, реже нужны ремонт и замена элементов.

Одним словом, погрузчики телескопические, созданные известными производителями имеют достаточно хорошие характеристики. Естественно, каждая модель имеет свою цену, преимущества и недостатки, но в целом, потребителю есть из чего выбрать идеальный агрегат для личных целей.

Сравнение агрегатов известных брендов

Самыми популярными на отечественном рынке считаются агрегаты компаний Manitou, JCB и Faresin. Эти погрузчики производят во Франции, Англии и Италии соответственно. Телескопический погрузчик Manitou имеет особое преимущество перед моделями других компаний, ведь они самые первые начали выпускать такую технику.

У них очень хорошая база и все детали на высоком уровне. Единственный недостаток - это цена, ведь модели этой фирмы самые дорогие на отечественном рынке. Более дешевые агрегаты представляет английская компания. Телескопический погрузчик JCB уже знаком покупателю, но не в той мере, как французские агрегаты. На данный момент компания предлагает широчайший выбор агрегатов с невысокой стоимостью и хорошей комплектацией. Машины, выпущенные компанией Faresin, совсем недавно появились в свободном доступе, и клиенты пока только узнают о преимуществах этой техники. Поскольку это новая компания, заслужить внимание потребителей она старается качественными агрегатами, копирующими машины "Маниту", по достаточно низким ценам.

Тест-драйв

Самыми востребованными моделями в нашей стране считаются агрегаты, грузоподъемность которых составляет примерно 4 тонны, а вылет стрелы достигает 7 метров. Если сравнивать эти марки во время использования в строительстве и сельскохозяйственных целях, выходят следующие результаты: самый длинный и грузный - JCB, самый короткий и узкий - Faresin. Из этого можно сделать вывод, что самым удобным вариантом для возведения невысоких построек будет телескопический погрузчик "Маниту" (или "Фаресин").

Что касается параметров сборки, то самые хорошие показатели ее качества, аккуратности в трубопроводах и электрике - у JCB. У "Маниту" есть свои недочеты, а пластиковые детали не вызывают доверия. Собственно, и последняя рассматриваемая модель имеет те же недостатки.

Лучшие габариты кабины - у JCB и Faresin, они имеют квадратную форму и очень просторные, в то время как "Маниту" предлагает узкую и длинную кабину, что не очень удобно. Хотя доступ к ней хорош на всех моделях. Заблокировать стрелу из кабины достаточно просто, во всех моделях есть удобная панель управления.

Преимущество JCB в этом плане заключается в том, что он оснащен еще и кнопкой экстренной остановки. Если превышается допустимая нагрузка, срабатывает специальный индикатор. Во всех моделях они различны. У итальянской модели его можно отключить, у французской он продолжит сигналить, но можно выключить звук. Если сравнивать с подобными машинами, то погрузчики данного типа очень шумные. У JCB уровень шума самый низкий.

Рабочие операции на низких оборотах двигателя доступны только для моделей JCB. Испанские модели достаточно быстрые, но выполнение нескольких операций сразу возможно лишь на высоких оборотах. Что касается "Маниту", то работа стрелы очень медленная, хотя это позволяет плавно перемещать ее.

Итоги тест-драйва

Рассмотрев основные параметры, которыми обладают погрузчики телескопические основных компаний-производителей на отечественном рынке, можно смело говорить о том, что выбор у потребителей большой. Среди представленного ассортимента можно подобрать технику, которая будет отвечать всем запросам как по характеристикам оборудования, так и по его стоимости. Главное, прежде чем осуществлять покупку, нужно проверить оборудование в действии. После этого обязательно нужно узнать о том, сколько стоят и где можно достать запасные детали к машинам.

Такое оборудование, хоть и не дешевое, но достаточно быстро окупается в хозяйстве. Кроме того, с его помощью намного проще проводить различные работы как по строительству, так и в сельскохозяйственном секторе. Такие машины окупают себя в среднем за несколько лет. При этом эффективность работы предприятия и скорость осуществления работ увеличивается в разы. К тому же, имея погрузчик, можно сэкономить на аренде крана во время строительных работ. Поэтому телескопические погрузчики пользуются большой популярностью на отечественном рынке и не только.