Как выбраться из колеи зимой. Всё, что Вы не знали о колее

Движение по колее – то, с чем рано или поздно встречается практически каждый водитель. Как правильно выезжать из колеи – обсудим далее.

Зимняя колея представляет собой два продольных углубления на дороге, покрытые снегом или льдом. Попав в такую колею, бывает сложно ее покинуть, особенно если она глубокая. Особо проблематично это весной, когда стенки колеи покрыты льдом, а внутри колеи находится вода, делая лед еще более скользким.

Если колея неглубокая, Вы можете двигаться по ней всеми колесами, но уменьшите скорость движения. Так сделать проще, чем пытаться бороться с ней.

При движении по колее используйте так называемое уступающее руление: не пытайтесь судорожно сжимать руль, позвольте колее направлять Ваш автомобиль. Если Ваш автомобиль раскачивает из стороны в сторону, значит Вы двигаетесь слишком быстро, сбросьте скорость. Чтобы избежать раскачивания, мягко прижимайте колеса одного борта к краю колеи.

Чтобы выехать из неглубокой колеи, особенно на переднеприводном автомобиле, нужно выполнить 3 приема:

    Сброс газа

    Рывковый поворот руля

    Выравнивание автомобиля

Сбросив газ перед началом маневра, Вы дополнительно загрузите передние колеса массой автомобиля, что позволит им легче принять маневр.Одновременно со сбросом газа резко поверните руль в нужную сторону. Как только передние колеса выехали из колеи, также быстро верните руль в исходное положение и плавно нажмите на газ, тем самым стабилизируя автомобиль.

Помните, если передние колеса выехали из колеи, а задние нет, это приведет к мощному и резкому заносу, который поставит Ваш автомобиль поперек дороги или вовсе развернет его. Чтобы избежать этого, максимально сбросьте скорость и выполняйте опережающие действия рулем быстро и точно.

Если колея глубокая, старайтесь, если есть возможность, не заезжать в нее, а пропускать между колес. Тем самым можно избежать повреждения низко расположенных элементов автомобиля и не застрять в этой колее.

Если все же Вы заехали в глубокую колею, то используйте приемы, описанные выше, но перед поворотом руля в нужную сторону резко поверните его в противоположную. К примеру, если Вы хотите повернуть налево, резко и быстро поверните руль вправо, а потом так же быстро влево. Передние колеса оттолкнутся от края колеи и им проще будет выехать из нее. Опять же не забывайте о возможном заносе. Помните, чем глубже колея и выше скорость, тем более резко и непредсказуемо развивается занос.

Если Вам нужно пересечь колею поперек, то это нужно делать под углом 45 градусов. Если делать это под прямым углом, колеса могут застрять в колее, и выехать, даже в раскачку, будет сложно. Если делать это под острым углом, автомобиль будет скользить вперед вдоль колеи и может резко уйти в занос.

Движение по ледяной колее – серьезное испытание даже для опытного водителя, что уж говорить о новичках. Тем не менее, боятся колеи на зимней дороге не стоит.

Чем опасно движение по ледяной колее

Расстояние между пятнами контакта колес на одной оси автомобиля (автомобильная колея) – величина постоянная. Ширина же дорожной зимней колеи постоянно меняется, то сужаясь, то расширяясь.

Время от времени одна пара колес (переднее и заднее) двигается по желобу колеи, а вторая пара – по гребню. С изменением ширины дорожной колеи изменяется сила и характер реакции дороги на каждое отдельно взятое колесо.

В результате автомобиль начинает рыскать по колее, а со стороны это выглядит так, будто водитель быстро и резко крутит рулевым колесом вправо-влево.

При неблагоприятном стечении обстоятельств такое курсовое раскачивание машины может закончиться выносом автомобиля на обочину или того хуже — встречную полосу, а в некоторых случаях оно приводит к опрокидыванию машины.

Скоростной режим

Если вы не являетесь разрядником по автоспорту или профессиональным раллистом, сбавьте скорость движения сразу же после въезда в колею на зимней дороге.

Снижайте скорость до тех пор, пока раскачивание автомобиля не станет минимальным и он не обретет устойчивость на дороге.

Работа рулем

При езде в ледяной колее используйте уступающее руление. Что это значит?

Разрешите машине незначительно смещаться вправо-влево относительно оси колеи, слегка и удерживая контроль над автомобилем.

Не держите руки в напряжении, хват руля должен быть мягким.

Избегайте резких поворотов рулевого колеса. Движения руля должны быть плавными и просчитанными.

Что делать при заносе

Характер действий водителя в случае заноса при движении в колее, аналогичен мерам, предпринимаемым при .

Двигаясь в заднеприводном автомобиле, сбавьте скорость, отпустив педаль акселератора, и поверните руль в сторону заноса.

Для переднеприводного автомобиля необходимо тоже повернуть рулевое колесо в сторону заноса и, вместо снижения скорости, плавно добавьте «газу».

При начавшемся заносе, независимо от типа привода, не пользуйтесь педалями сцепления и тормоза, сосредоточившись только на педали акселератора.

Выезд из колеи

Сбавив скорость до минимальной, дождитесь участка дороги с максимальной шириной колеи.

Кратковременно повернув рулевое колесо в сторону, противоположную от направления выезда, мягко выверните руль обратно, а затем поверните его в сторону выезда из колеи.

При правильно выполненном маневре сначала передние, а затем и задние, колеса заедут на гребень колеи, преодолеют его и автомобиль благополучно продолжит движение по ровной поверхности проезжей части.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!

Зима - самый сложный период для автомобилиста. Когда снегопад, а на дорогах гололёд и колея, управлять машиной гораздо трудней. Малейшая ошибка водителя может стать причиной серьёзной аварии.

В этот период времени автолюбителю нужно быть предельно внимательным и осторожным.

О том, каких правил придерживаться на дорогах зимой корреспондент «АиФ-Прикамье» поговорил с директором и тренером-инструктором Центра повышения водительского мастерства Сергеем Седовым . -

Виктор Михалёв, «АиФ-Прикамье»: Как водителям адаптироваться к меняющимся погодным условиям?

Сергей Седов : Чтобы понять ситуацию на дороге надо прочувствовать сцепление автомобиля с асфальтом. Для этого нужно сильнее передавить тормоз перед светофором и посмотреть машина замедляется также как, к примеру, вчера или на дороге гололёд.

- Как правильно трогаться с места зимой?

Всё зависит от привода автомобиля. Трогаться с места, когда укатанный снег, лучше без пробуксовки, а потом её можно допускать, чтобы шипы вырывали и выгрызали снег. При подъёме в гору колёса нужно направить прямо, так как машина разгоняется быстрее, а повёрнутые в сторону колёса - это всегда замедление и снижение тяговых усилий, особенно при подъёме.

- Как управлять автомобилем в гололёд?

На льду руль становиться более лёгким, так можно понять, что на дороге скользко. В этом случае не надо резко тормозить и делать резкие выпады.

Не стоит пытаться проскочить на перекрестке, гололёд может сыграть с вами злую шутку.

- Что делать, если автомобиль попал в колею?

- Колея зимой - смерти подобна. Чем выше скорость автомобиля, тем сильнее машину будет качать из стороны в сторону и рано или поздно её выкинет из колеи.

При движении по колее надо постепенно сбавить скорость и проехать этот участок. Не надо пытаться по инерции выехать из неё, передние колёса могут выскочить, а задние останутся там и автомобиль встанет боком, может вылететь на встречную полосу.

- Как ехать на машине по рыхлому снегу?

Когда дорога почищена, а рыхлый снег находится между полосами и на обочине в него можно заехать после обгона. Двигаясь по такой дороге, автомобиль может занести и выбросить с полосы. Нельзя нажимать на тормоз, а нужно продолжать держать газ и рулём «дробить» снег, делая небольшие качания.

Если автомобиль едет по рыхлой обочине, то его может затянуть в снег, таких ситуаций тоже стоит избегать.

- Что главное при управлении машиной в снегопад?

При плохой видимости нужно снизить скорость, а лучше остановиться и подождать, пока погода улучшиться.

- Как выйти из заноса?

Занос может быть как на прямой дороге, так и при входе, в середине и в конце поворота. Водителю нужно реагировать немедленно.

При каждой ситуации и в зависимости от привода авто необходимы определённые действия. К примеру, при заносе на автомобиле с передним приводом нужно добавить газу, а руль повернуть в сторону заноса. Если задняя ось «пошла» в сторону, то протектор шин направляем туда, куда мы хотим поехать.

Самое важное при любом заносе - это управление рулём. Не добавляя и не убирая газ, можно только с помощью руля выровнять машину. Важно при управлении сидеть прямо, а руль держать обеими руками. Тогда при любом заносе автоматически будете возвращать руль в правильное положение. Если водитель сидит криво или наклонён, то он может не почувствовать начало заноса.

- Как нужно тормозить зимой?

На автомобиле с АБС (Антиблокировочная система - Ред.)при спокойной езде тормозить нужно до срабатывания системы. В предаварийной ситуации, чтобы быстро остановиться, водитель должен ударить по педали тормоза и тормозить со всей силой, как будто хочет сломать педаль.

На автомобиле без АБС, при спокойной езде нужно тормозить до блокировки колёс. В экстренной ситуации тормозить нужно ступенчато: нажали на тормоз до блокировки, отпустили педаль и поправили направление рулём, снова нажали на педаль тормоза. Нельзя просто зажать педаль тормоза, и отправить автомобиль в свободное движение.

Про мужчин и женщин

- Есть разница, кто управляет автомобилем мужчина или женщина?

Разницы абсолютно никакой. «Блондинки» есть и среди мужчин, но женщины лучше обучаются. И дальше, управляя автомобилем, всё делают так, как их учили. А мужчины пытаются пробовать все возможные варианты и пока этого не сделают, не поймут, что их действительно учили правильно.

Порой женщины «за рулём» лучше мужчин, так как не перебирают со скоростью и правильно входят в поворот. Мужчины же любят почувствовать «жгучий драйв». Им интересно узнать, что там за гранью.

Довольно часто можно встретить водителей, которые прочно попадают в колею на дороге и безуспешно пытаются из неё выехать, не прибегая к . К сожалению, это не всегда возможно, особенно если автомобилист совершает некорректные действия, и его машина садится всё глубже. Оптимальный вариант в такой ситуации - это обратиться к другим водителям, которые могли бы помочь вам выехать из колеи.

Но не всегда рядом оказываются люди, поэтому нужно научиться преодолевать такое препятствие самостоятельно, чтобы не чувствовать себя беспомощным в экстремальной ситуации. Ещё один момент - это безопасность, которую не каждый способен обеспечить себе и окружающим. Мы попробуем разобраться, как выезжать из колеи, не причиняя вреда себе, своей машине и другим водителям.

Что такое колея

Как показывает практика, многие даже не знают, что такое автомобильная колея. А как можно бороться с тем, что тебе незнакомо? Поэтому для начала рекомендуем понять, что представляет собой эта загадочная колея.

Ежедневно по дорогам движется огромное количество автомобилей. Они едут практически безостановочно, причём в любое время суток. И это не только «легковушки», но и большие грузовые автомобили с багажом в несколько тонн, рейсовые автобусы, спецтехника и т. д. В связи с этим асфальтовое покрытие проминается и образуется колея.

Что же делать в такой ситуации? Первым делом нужно погасить амплитуду такого колебания. Резкие повороты руля тут не помогут. Рекомендуется прижаться колесом максимально близко к бортику колеи - в ту сторону, куда вы собираетесь выехать. Например, если вы хотите выбраться из «капкана» по направлению влево - прижмитесь к левому бортику.

Только после этого быстро и уверенно прокрутите руль в необходимую сторону и верните его в исходное положение. Таким способом вы сможете выровнять автомобиль, поставив колёса прямо. Подобный манёвр позволит избежать длительного с кромкой и, соответственно, уменьшить риск вылета из колеи.

Также не стоит беспрерывно давить на газ . Если при первой попытке автомобиль не сможет преодолеть препятствие, то колёса будут пробуксовывать на месте. Это только усугубит и без того малоприятную ситуацию. Лучше медленно раскачивать машину, осуществляя плавные движения вперёд-назад. Постепенно разгон автомобиля увеличится, и вы сможете беспрепятственно выбраться из колеи.

Используйте песок

На видео рассказано, как нужно ездить в колее:

Случается, что ни одно из вышеописанных действий не приводит к желаемому результату. В таком случае нужно использовать другие методы, но для этого вам следует заблаговременно запастись небольшим количеством песка. Подойдёт также гранитная крошка. При необходимости один из этих материалов можно , тогда сцепление колёс с дорогой значительно улучшится, что повысит шансы на освобождение из колеи.

Также можно взять лопату и постараться увеличить колею. Но такой способ не является универсальным. Если на улице мороз и колея обледенела, то здесь сможет помочь только лом. Поэтому в таком случае тоже целесообразно применить гранитную крошку.

Современным водителям необязательно возить с собой песок. Сегодня в продаются специальные пластины. Они создавались именно для преодоления ледяных препятствий и препятствуют скольжению. При попадании в колею их нужно просто подложить под шины и плавно тронуться. Обычно такие пластины очень эффективны в зимний период.

Езда по снегу

Если планируете ехать по только что заснеженной дороге, то сначала взвесьте возможности своей машины. По целине нужно двигаться крайне осторожно, поскольку под слоем снега могут попасться пни, камни и т. д. При езде выбирайте возвышенные места, а по пешеходным тропам двигайтесь под углом. Надевайте на шины специальные цепи, которые препятствуют скольжению. Но делайте это только на труднодоступных участках.

На видео - ДТП произошло из-за того, что водитель не смог выехать из колеи зимой:

Преодоление сугробов

Оптимальный - с разгона. Если машина забуксует, то нужно отъехать назад по той же траектории и повторить попытку. На всякий случай возите с собой лопату, чтобы можно было раскопать сугроб.

Подъёмы

Преодолевайте подъёмы на самой низкой передаче, но с разгона. Если вам незнакома местность, то сначала лучше проверить подъёмы, пройдясь пешком. Как правило, в таких местах много снега, а в нём легко можно застрять.

Теперь вы знаете, как преодолеть любое препятствие на дороге. Используйте полученные знания не только во благо себе, но и для помощи другим водителям. Если увидите автомобилиста, застрявшего в колее, подумайте о том, что на его месте могли бы оказаться вы.

Пожалуйста, оставьте свой комментарий к статье!

С приходом зимы эксплуатация автомобиля значительно затрудняется. На дорогах, покрытых слоем льда или реагента, бывает трудно удержать автомобиль от заноса. Вождение зимой кардинальным образом отличается от летнего вождения.

Выпавший зимой снег усложняет подъезд к жилым кварталам и офисным центрам. Здесь автомобили очень часто буксуют.

Рассмотрим несколько типичных ситуаций, возникающих при вождении зимой и в гололед...

Как тронуться с места на гололеде или в снегу…

Многим из нас знакома такая ситуация. Человек садится за руль своего автомобиля, запускает двигатель и делает попытку тронуться, но колеса автомобиля буксуют, и автомобиль практически стоит на месте.

В такой ситуации нужно постараться выяснить, какое колесо буксует. Легче всего это сделать, если есть помощник, который может нажимать на педаль газа или смотреть за колесами. В большинстве случаев передние колеса буксуют, когда под задние колеса набивается много снега.

Расчистите небольшую колею перед всеми колесами, тогда автомобиль сможет двигаться и покинет скользкое место без особых затруднений.

Старайтесь трогаться очень плавно. Это проще, если у вашего автомобиля механическая коробка передач - управляя сцеплением и педалью газа опытный водитель может обеспечить очень плавное кручение колес и трогание, что называется «в натяг».

Если колеса продолжают буксовать, попробуйте освободиться методом раскачки. Для этого начинайте трогаться поочередно вперед и назад. Перемещения автомобиля вперед и назад начнут увеличиваться, пока не образуется колея, достаточная для выезда.

Считается, что этот прием возможен только на механике, но некоторые современные автоматические коробки передач позволяют имитировать ручную коробку и обеспечивают откат при отпускании педали газа, но злоупотреблять этим не следует. Используйте такую возможность только в крайнем случае.

Выезд из ледяной колеи…

Если колеса автомобиля забуксовали при переезде колеи, установите их под углом к препятствию и попробуйте переехать через злополучную колею.

Если ничего не получается, то придется срубить (небольшой лопаткой, которая должна быть в багажнике с началом зимнего сезона) бортик колеи или насыпать в колею песок, камни, землю, навалить веток - что доступно в конкретной ситуации.

После этого снова пытаемся выехать.

Езда по колее на трассе зимой

Нередко у нас так бывает, что дорога имеет весьма заметную колейность - это когда машины продавливают (прокатывают) асфальт колесами и образуются на дороге две ямы, которые тянутся вдоль дорожного полотна, доставляя автолюбителям массу неприятных ощущений.

Эти ощущения и летом то порой заставляют переживать, а уж зимой и вовсе страшно может быть. Все дело в том, что ехать по колее действительно сложно. Автомобиль все время под действием силы тяжести старается съехать на дно колеи, но вести машину так ровно, чтобы она всегда колесами была на дне не может ни один водитель.

Автомобиль то и дело, то левыми, то правыми колесами наезжает на борта ямы, при этом если передние колеса уже начали движение вверх, то задние могут еще катиться по дну, и автомобиль оказывается как бы боком (пусть и под небольшим углом) по направлению движению.

Но автомобиль все время будет стремиться свалиться на дно. Его туда тянет сила тяжести, поэтому, когда едете по колее, то и дело чувствуете, что машину болтает.

А зимой к этому прибавьте еще и то, что дорога скользкая, к естественной глубине колеи прибавляется еще высота снега и льда, которые образуются на гребнях колеи, а из самой колеи снег и лед выбивается колесами. Колея становится глубже, что только добавляет опасности.

Теперь представьте, что пытаясь выбраться из скользкой колеи на большой скорости, передние колеса за что-то цепляются (это даже может быть снежная каша) или кусочек дороги, на котором наледь отсутствует. Передние колеса, которые при выезде из колеи могут скользить боком (как говорилось выше), цепляются за что-то, а задние колеса продолжают свое движение. А поскольку автомобиль находится под углом к направлению движения, то может быть две ситуации...

Если скорость не очень большая, то автомобиль резко свалится обратно в колею, либо наоборот выскочит из нее, а если скорость была сильно превышена, то зад машины запросто может оказаться спереди, машину закрутит.

Летом колея не так страшна, поскольку сцепление с дорогой намного лучше, а зимой с колеей шутить нельзя.

Все машины ведут себя в колее по-разному. Одни водители говорят, что он вообще колею не замечает, другой скажет, что его машину в колее постоянно бросает из стороны в сторону. И это действительно так. Все зависит от ширины колеи и ширины машины, а точнее насколько широко разведены колеса автомобиля. Одни машины проваливаются на самое дно колеи, а другие едут по гребням и для них колея как бы заметно мельче, от того и устойчивость лучше.

Немного увеличить устойчивость машины можно, если поставить более широкую резину, но это возможно только если автомобиль конструктивно это позволяет.

1) Скорость! Это самое важное. Необходимо выбрать такой скоростной режим, при котором автомобиль будет иметь минимальную раскачку. Необходимо чувствовать, что автомобиль адекватно реагирует на движения рулем. Не обращайте внимания на тех, кто едет быстрее, не пытайтесь соревноваться в скорости. Это не то место и не то время.

2) Плавность! При перестроении или обгонах на колейной дороге никаких резких движений рулем (это кстати, относится и к дороге, на которой снежная каша). Все необходимо делать очень плавно. Выезжать из колеи или просто пересекать бугорки из снежной каши необходимо под максимально острым углом относительно направления движения, то есть выворачивать руль очень медленно и помните о скорости. Если в колее вы могли ехать до 80 км/ч, то при перестроении скорость лучше сбросить до 60 км/ч или даже еще больше (зависит от состояния дороги).

Ровная ледяная поверхность…

Предположим, ваш автомобиль буксует на ледяной горизонтальной поверхности. Попробуйте тронуться на второй передаче. Когда вы трогаетесь на второй передаче, уменьшается крутящий момент, прикладываемый к колесам. Поэтому пробуксовка колес уменьшается.

Этот прием легко сделать на механической коробке передач, что же касается автоматической трансмиссии, то в некоторых коробках имеется возможность включения специального режима - гололед.

И совсем повезло тем водителям, автомобили которых оснащены антипробуксовочной системой, которая сама определяет пробуксовку и распределяет нагрузку на колеса таким образом, чтобы обеспечить максимальное сцепление с дорогой.

Попав на обледенелый участок дороги, управление автомобилем следует выполнять плавными движениями. Торможение надо выполнять импульсными нажатиями на педаль.

Оставляя автомобиль при сильном снегопаде, продумайте, как вы будете выезжать с этой стоянки. Рекомендуем проехать несколько раз в сторону выезда, чтобы утрамбовался снег, по которому будет легче выехать.

Парковаться на стояночной площадке с уклоном следует так, чтобы автомобиль начинал движение под уклон. Чтобы тронуться в снегу или на льду, установите передние колеса прямо.

Подъемы в гололед следует преодолевать, предварительно разогнавшись. Иначе автомобиль может забуксовать, не доехав до верхней части подъема.

Подготавливая автомобиль к зиме, не забудьте поменять летние шины на шипованные. Обязательно проверьте состояние шипов.

В зимнее время необходимо иметь в багажнике автомобиля складную лопатку и трос для буксировки.

Соблюдайте эти правила, следуйте здравому смыслу и вождение зимой и в гололед будет для вас в удовольствие.