Как правильно сделать подтяжку ремня генератора? Ремень генератора — натягиваем его самостоятельно.

В большинстве случаев у появления свиста, писка, скрипа или визга из-под капота машины причина одна – свистит ремень генератора, либо ремень ГРМ. На современных автомобилях приводной ремень помимо генератора может также вращать шкивы гидроусилителя руля, компрессора кондиционера, помпы системы охлаждения двигателя и другого навесного оборудования.

Причины появления свиста могут быть разными. Например, свист ремня генератора при влажной погоде может быть вызван попаданием влаги на ремень и шкивы. А если ремень генератора свистит на холодную, то это может происходить из-за загустевшей смазки в подшипниках генератора или натяжных роликах.

В данной статье мы расскажем о том, почему свистит ремень генератора, что делать в таких случаях, и как устранить свист приводного ремня самому.

Свист может появляться на какое-то время, а затем пропадать (например, свист ремня генератора при холодном двигателе, во время дождя или при включении кондиционера), а может быть постоянным. Что делать и с чего начать поиск причины свиста?

Многие автолюбители считают, что свист ремня генератора появляется только из-за его изношенности или провисания, но это не совсем так. Далеко не всегда можно устранить свист заменой старого ремня на новый или его "подтяжкой". Зачастую причины свиста могут быть неочевидны.

Для того чтобы понять как устранить свист ремня генератора нужно сначала разобраться с тем, почему он свистит (пищит, скрипит), и каковы причины появления этих звуков.

В процессе работы ремень генератора, как и другие приводные ремни автомобиля, подвергается длительным высоким нагрузкам. С его помощью вращающий момент от коленвала двигателя передается к генератору и прочему навесному оборудованию.

Большинство приводных ремней в автомобиле имеют клиновидную форму, которая обеспечивает большую силу трения в местах контакта со шкивами. Они так и называются – клиновые ремни. Те же ремни, которые имеют несколько клиновидных дорожек (так называемых "ручейков") называются – поликлиновые.

Клиновые ремни бывают с зубьями и без. Считается, что ремни с зубьями лучше работают на излом, не ломаются и проскальзывают реже.

Вот мы и подошли к ответу на главный вопроспочему свистит ремень генератора ? Всё очень просто – в 99% случаев свист появляется из-за трения ремня о шкивы и натяжные ролики в результате проскальзывания! То есть, если ремень не может провернуть шкив генератора или другого оборудования, то он просто проскальзывает, издавая неприятный звук похожий на свист, писк, скрип или визг.

Поэтому искать нужно не причину свиста, а причины, вызывающие проскальзывание ремня. И основных таких причин может быть пять:

  1. Слабое или очень сильное натяжение ремня генератора;
  2. Плохое качество или износ ремня;
  3. Попадание грязи, влаги, масла и других технических жидкостей на ремень и шкивы;
  4. Неисправный подшипник генератора или натяжного ролика;
  5. Несоосность шкивов.

Кроме того, на появление свиста могут повлиять и такие факторы, как влажность и температура воздуха окружающей среды, техническое состояние генератора, кондиционера, гидроусилителя руля и другого оборудования, приводящегося в движение от ремня генератора.

Избавиться от свиста ремня генератора можно, устранив причины, вызывающие его проскальзывание на шкивах.

При появлении признаков проскальзывания ремня, сопровождающегося неприятным свистом, предлагаем устранять его в следующем порядке:

  • Заглушите двигатель, откройте и зафиксируйте капот, во избежание его самопроизвольного закрывания;
  • Внимательно осмотрите ремень генератора, не снимая с машины. На его поверхности не должно быть надрывов, торчащих нитей и других видимых повреждений. При их обнаружении ремень подлежит замене на новый.
  • И внутренняя, и наружная сторона ремня должны быть сухими и чистыми, без следов грязи, масла и других технических жидкостей автомобиля. Это же касается и шкивов.
  • Проверьте степень натяжения ремня – в большинстве случаев причиной появления свиста из-под капота является именно слабое натяжение ремня генератора. О том, как правильно проверять степень натяжения ремня генератора .

Информацию об оптимальной степени натяжения ремня генератора Вашего автомобиля ищите в инструкции по эксплуатации к нему.

  • При необходимости отрегулируйте натяжение ремня. Хорошая видео-инструкция по регулировке ремня генератора есть внизу этой страницы.
  • Если всё вышеперечисленное не помогло и ремень генератора продолжает противно пищать, тогда при заведенном двигателе и хорошем освещении внимательно осмотрите линию шкивов на соосность.

Косвенным признаком несоосности шкивов является перескакивание поликлинового ремня с дорожки на дорожку и его сползание со шкива.

  • Обратите внимание на линейность вращения шкивов – если какой-либо шкив вращается "восьмеркой", то он будет рвать и сбрасывать с себя ремень. Чаще всего так ведут себя шкивы с резиновым демпфером, который со временем теряет эластичность и перестает выполнять свои функции.

И так, если ремень генератора свистеть не перестал, но при этом он целый, чистый, хорошо натянут, шкивы вращаются ровно и плавно, то ситуацию можно попытаться исправить ещё одним методом:

  1. Снимите ремень генератора и ещё раз тщательно осмотрите его на предмет повреждений и загрязнений. Если ремень целый, тогда нужно почистить его поверхность с внутренней и наружной стороны (можно с помощью бензина или керосина), если обнаружатся повреждения – покупайте новый ремень.
  2. При снятом ремне генератора хорошенько почистите шкивы от грязи и пыли. Лучше всего это делать при помощи металлической щетки. Можно также применять бензин или керосин.
  3. На чистые шкивы наденьте чистый ремень и отрегулируйте его натяжение. После этого свист ремня генератора должен исчезнуть.

Если всё вышеперечисленное не помогло и свист ремня никуда не делся, значит, проблема кроется либо в качестве самого ремня, либо в оборудовании, которое приводится в движении от него: натяжных роликах, генераторе, насосе гидроусилителя руля, компрессоре кондиционера и т.д. Возможно просто загустела смазка в подшипниках или они вышли из строя, а может причина куда более серьёзная, поэтому в данном случае лучше будет обратиться за помощью к специалистам автосервиса.

Временно свист можно попытаться устранить при помощи специальной автохимии, так называемых кондиционеров-натяжителей для приводных ремней. Проблему это, конечно же, не решит, но свист на какое-то время пропадет.

Видео-инструкция по регулировке ремня генератора на Рено Логан и Лада Ларгус

Современные автомобили – это сложный комплекс разнообразных деталей и механизмов, поэтому поддерживать надлежащее состояние составных элементов бывает проблематично. Но хуже всего, когда в самый ответственный момент автомобиль неожиданно выходит из строя.

Поэтому перед очередным выездом необходимо проводить тщательный технический осмотр важных систем. Наиболее привычной является проверка состояния и уровня моторного масла, давление в шинах, уровень охлаждающей жидкости. Также не стоит забывать проверять ремень генератора, а именно степень его натяжения.

Генератор должен исправно работать и выдавать требуемое напряжение для нормального функционирования электросистем автомобиля. Производительность зависит от скорости вращения шкива, поэтому исправность ременного привода очень важна. Простого наличия ремня не будет достаточно для нормальной работы генератора, он обязан иметь натяжение определенного уровня. Только в этом случае можно действительно не беспокоиться об энергообеспечении автомобиля.

Чтобы проверить натяжение ремня генератора, нужно надавить на него пальцем

Ремень осуществляет передачу вращательного движения с коленвала на генератор. Его производят из очень прочной эластичной армированной резины. Он соединяет два (и более) шкива, скорость вращения которых составляет несколько тысяч оборотов за одну минуту. В таких условиях важно чтобы ремень максимально плотно прилегал к соответствующей канавке шкива. Это позволит не допустить возможное проскальзывание. Слабое натяжение ремня генератора зачастую сопровождается характерным свистом из моторного отсека. Натяжения ремня может быть:

  • недостаточным;
  • чрезмерным;
  • оптимальным.

Когда ремень слабо натянут, он может проскальзывать, а это уменьшает эффективность работы генератора. Также проскальзывание ремня становится причиной его преждевременного износа. Сильно натянутый ремень способствует выходу из строя подшипников генератора.

Правильность регулировки натяжения можно проверить, надавив на середину ремня между двумя шкивами.

Как натянуть ремень генератора

Генератор крепится на двигателе таким образом, что он может вращаться в некотором диапазоне относительно оси крепящего болта. Положение генератора фиксируется дугообразной планкой со специальной прорезью и гайкой. Оптимальная натяжка ремня генератора выполняется при соблюдении следующей последовательности действий:

  1. Для начала необходимо открутить гайку, которая находится на планке.
  2. Используя монтажную лопатку или другой подходящий инструмент, требуется отжать генератор.
  3. Дальше затягиваем обратно гайку на планке.
  4. Теперь можно проверить натяжение ремня и если необходимо заново повторить весь процесс.

Как подтянуть ремень генератора при помощи регулировочного болта

Самым простым способом считается натяжение ремня с помощью регулировочного болта

Наиболее прогрессивным, удобным и практичным методом является болтовое регулирование уровня натяжения. Для качественного выполнения подобной процедуры необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Затяжку гаек нижнего и верхнего уровня крепления генератора требуется ослабить.
  2. Регулировочный болт поворачивается строго по часовой стрелке. Затем нужно отвести генератор от основного блока, одновременно контролируя степень натяжки ременного механизма.
  3. В конце гайки крепления генератора необходимо качественно затянуть.

Вне зависимости от выбранной системы регулировки, после выполнения всей процедуры, используя специальный ключ, следует осуществить 2-3 оборота вала, а потом снова проверить натяжку. Также измерение нужно будет провести после недлительной поездки.

Каждый владелец автомобиля понимает, что для его «железного коня» очень важно во время проводить техническое обслуживание. Но сложность заключается в том, что современные транспортные средства настолько сложны, что порой весьма затруднительно уследить за всеми узлами машины сразу.

Чтобы не допустить, неожиданной поломки автомобиля, опытные автовладельцы проводят регулярный визуальный осмотр основных узлов своего транспортного средства. Если вы раньше этого не делали, то обязательно начните, это поможет избежать многих проблем.

Помимо осмотра и проверки основных показателей, таких как уровень заряда аккумулятора, количество оставшегося моторного масла, уровень охлаждающей жидкости и так далее, следует регулярно проверять силу натяжение ремня автомобильного генератора. Все дело в том, что качество работы автомобильного генератора лишь частично зависит от исправности всех его компонентов, немалое значение в этом имеет именно сила натяжения его ремня.

От того, насколько близко к технически идеальному уровню находится сила натяжения ремня автомобильного генератора, зависит то, насколько достаточный уровень электрической энергии он преобразует из механической энергии вращения коленвала.

Своевременная регулировка ремня генератора

Все дело в том, что существует только один способ получения автомобильным генератором механической энергии от коленвала – его ременной привод. Сам ремень, представляет собой кольцо, которое изготовлено из специального сорта резины, который прошел процедуру армирования. Он закрепляется на двух шкивах, которые способны разогнать его до скорости в несколько тысяч оборотов в минуту. Из-за этих скоростей, и существует важность натяжения ремня автомобильного генератора, ведь в противном случае, он будет проскакивать, снизится коэффициент полезного действия, а значит, системы автомобиля не будут получать достаточное количество электрической энергии.

В статье очень подробно написано для чего производится натяжка привода генератора и почему нельзя его сильно затягивать или ослаблять. Также дана пошаговая процедура по замене ремня и его регулировки.


От того, как натянут ремень привода генератора, зависит работа таких деталей в двигателе, как водяной насос, подшипник коленвала и ролик натяжения. Если ремень будет ослаблен, то он не будет вырабатывать определённое количество силы тока для подзарядки аккумулятора. А если ремень будет затянут сильнее, то генерирующее устройство может сломаться. Ремень привода генератора рекомендуют менять каждые 15 тысяч километров, или когда на ремне есть трещины, расслоение резины и разрывы. Все процедуры проводились на автомобиле ВАЗ 2110, на других марках делать всё также.
  • Также читайте про .

  1. Важно, чтобы при проверке ремня, автомобиль был не заведён.
  2. Работать с ремнём привода генератора удобнее под автомобилем. Поэтому перёд машины нужно поднять с помощью домкрата и произвести снятие защиты картера двигателя.
  3. После следует поджать рукой ремень вверх по центру между валом коленчатым и шкивами генератора, причём усилие должно быть примерно 10 кгс. С помощью линейки измеряем величину прогиба, которая должна быть не более 10-15 миллиметров.

Регулировка натяжения

Если величина прогиба не соответствует цифрам, то ремень привода генератора необходимо отрегулировать. Для этого надо:



К натяжению или ослаблению ремня привода генератора следует подойти очень грамотно, так как при большом натяжении на ремень, натяжной ролик и подшипники генератора будут производиться повышенные нагрузки, что скажется на быстрой их поломке. А если же натяжение маловато, то ремень будет проскальзывать на шкивах, что плохо влияет на зарядку аккумулятора.


Если ремень не подлежит восстановлению, тогда его следует заменить. Для этого нужно проделать следующие действия:
  1. Ослабить болт на верхнем и нижнем креплении генератора, и болт, который регулировочный, открутить как можно больше.
  2. Генератор подвинуть как можно ближе к блоку цилиндров.
  3. Ослабленный ремень снять со шкива генератора и вала коленчатого.
  4. Новый ремень необходимо одеть сначала на шкив в коленчатом вале, а потом и на шкив в генераторе. Если ремень одевается с натяжкой, тогда следует поворачивать медленно коленчатый вал до той поры, пока не наденется ремень.
  5. Закрутить болты снизу и сверху на креплении генератора.
  6. Произвести проверку натяжения ремня.

Роль генератора в энергосистеме автомобиля – одна из ведущих. В любом транспортном средстве генератор тока является одним из важнейших узлов. На нём лежит ответственность за снабжение электроэнергией (постоянным током 12 - 24 V) всех механизмов и узлов машины. Генератор отвечает и за сохранность аккумулятора и нахождение его в постоянно рабочем состоянии. Поэтому, проверка натяжения ремня генератора должна проводится регулярно даже при отсутствии явных признаков ослабления натяжки ремня.

ПРИЗНАКИ СЛАБОГО НАТЯЖЕНИЯ ПРИВОДА ГЕНЕРАТОРА

В первую очередь, при слабом натяжении, ремень начинает издавать характерный «визг» при резком увеличении оборотов двигателя. Это особенно заметно при трогании машины или при вхождении в поворот, когда в момент переключения передачи раздаётся неприятный визжащий звук. Ещё одним признаком является «мерцание» фар в тёмное время суток. При нормально работающем генераторе с правильной натяжкой, свет фар ровный и яркий. Если натяжение ремня генератора слабое, в темноте свет фар постоянно меняет яркость при работающем двигателе.

ВИЗУАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ

Автолюбитель должен знать, как проверить натяжение привода генератора. Это просто необходимое знание для правильной эксплуатации автомобиля. Схема натяжения ремня генератора для каждой модели двигателя своя. Она зависит от точки расположения агрегата на двигателе. От количества подключенных дополнительных модулей (гидравлический усилитель руля, привод кондиционера и т.д.). Следовательно, порядок проверки натяжения для каждой модели мотора свой. Например, натяжение ремня генератора двигателя j20a происходит по схеме, приведённой на рисунке ниже.

Здесь под №1 сам ремень привода дополнительного оборудования, №2 – ролик натяжителя и №3 – гайка натяжного ролика.

Разные способы установки означают и различные методы проверки степени натяжения, но есть общая черта. Проверка делается на самом большом свободном участке привода. Так, опытный слесарь проверяет этот параметр лёгким поворотом ручьевого ремня на 45 градусов. На этот угол ремень идёт без особого усилия. Дальше нарастает сопротивление. Клиновидные ремни прогибаются при нажатии на 5 мм сравнительно легко, дальше усилие возрастает.

Важно! Нельзя допускать и перетяжки ремней привода генератора. Это приводит к быстрому износу втулок и подшипников, выходу из строя узлов и агрегатов двигателя.

Но более надёжна конечно проверка с помощью приборов.

СПОСОБЫ НАТЯЖЕНИЯ ПРИВОДНЫХ РЕМНЕЙ

На различных моделях двигателей предусмотрены свои методы натяжения ремней генератора и прочих агрегатов. Они делятся на три вида:

  • агрегатный;
  • роликовый;
  • автоматический.

При агрегатном способе, натяжение привода происходит перемещением корпуса какого-либо агрегата на подвижной основе. Это может быть сам генератор, насос гидроусилителя руля или компрессор кондиционера.

Роликовый метод предполагает, что натяжку производит эксцентричный ролик. За счёт смещённого осевого отверстия, при повороте корпуса ролика смещением производится натяжение.

Наконец, автоматический механизм натяжения ремня генератора. Это самый прогрессивный метод натяжки. Ролик натяжения смонтирован в механизм с мощной пружиной с точно рассчитанным усилием. При установке нового ремня ролик отводится в сторону и отпускается, когда тот на месте. Пружина упираясь даёт необходимое натяжение.

Двигатель j20a с автоматическим натяжением

Важно! При автоматическом способе ремень не требует подтяжки или силовой проверки. При ослаблении его только заменяют. При чём очень легко. Пружинный ролик отводится в сторону ослабления и весь привод спокойно снимается.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРИБОРЫ ПРОВЕРКИ НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЕЙ

Для проверки степени натяжения ремней существуют также специальные приборы. Они делятся на два типа:

Механические приборы выполнены на основе принципа динамометра. С помощью встроенной пружины измеряют прилагаемое для прогиба или оттягивания усилия. В паспорте автомобиля обязательно указан этот параметр. Поэтому этот инструмент доступен для любого пользователя. И вполне может занять место в арсенале простого автолюбителя, старающегося собственноручно выполнять хоть часть работ на своей машине

Электронные приборы основаны на принципе улавливания звуков высокой частоты. Пользователь, поднеся прибор к определённой точке ремня, наносит лёгкий удар по его поверхности. Устройство улавливает частоту колебаний и в цифровом формате выдаёт на мини экран результат. Но пользование этим прибором уже требует более глубоких знаний и навыков. Поэтому это скорее профессиональный инструмент.

Такие приборы уже подойдут для солидной станции технического обслуживания, заботящейся о своей репутации и готовой потратиться как на серьёзное оборудование, так и на обучение персонала для работы с ним.

Механический прибор контроля натяжения

ЧЕМ ГРОЗИТ СЛАБО НАТЯНУТЫЙ РЕМЕНЬ

Слабое натяжение ремня привода генератора снижает, в первую очередь, силу тока зарядки аккумулятора. При слабом заряде расходуется собственный внутренний ресурс батареи и, соответственно, срок службы её резко сокращается. Может произойти осыпание пластин или короткое замыкание, и аккумулятор современного типа (не ремонтируемый) останется только выкинуть. Кроме этого, скачки напряжения при недостаточном натяжении негативно воздействуют на все электронные системы нынешних автомобилей, вплоть до выхода их из строя. Слабо натянутый ремень может просто соскочить со шкивов и на большой скорости вращения шкива коленчатого вала наделать бед. Он даже в состоянии пробить капот автомобиля.

ЧРЕЗМЕРНОЕ НАТЯЖЕНИЕ

Очень сильная натяжка тоже не приведёт ни к чему хорошему. Появляется повышенная нагрузка на различные трущиеся детали дополнительных механизмов. Первым признаком перетяжки является неприятный гул. Чаще всего, так шумит ролик натяжения ремня генератора. Но это самая меньшая из неприятностей, которая может произойти. Гораздо хуже, когда подобный шум начинают издавать подшипники генератора, компрессора кондиционера или ГУРа, или втулка водяного насоса. В этих случаях ремонт окажется гораздо серьёзней и дороже.

Поэтому регулировка натяжения ремня генератора является очень важным элементом в техническом обслуживании автомобиля. Даже, если установлена автоматическая натяжка как, например, на двигателе j20a или у Пежо 306, необходимо время от времени проверять специальные метки на корпусе натяжителя ремня, сигнализирующие о времени замены в случае необходимости.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ МЕХАНИЗМА ПРИВОДА ГЕНЕРАТОРА

Разнообразие видов установки на различные виды двигателей огромного числа разных типов генераторов не позволяет однозначно называть какой-то единый инструмент для данной операции. Как правило, для каждой модели он свой. Хотя некоторые общие черты есть.

ИНСТРУМЕНТЫ

Обычно для профилактики привода с агрегатной регулировкой необходимы гаечные ключи для ослабления болтов крепления узла и ключ для вращения болта регулировки. Плюс небольшая монтировка для удержания узла в нужном положении. Для роликовых приводов ключ для ослабления гайки ролика и спецключ для поворота самого ролика. Для автоматического привода только монтировка или гаечный ключ для отжима ролика при замене ремня и гаечные ключи для замены самого ролика.

РЕМНИ И РОЛИКИ

Для каждого двигателя существует как свой ролик натяжения ремня генератора, так и сам ремень обязательно свой. Все они имеют специальную маркировку и свои знаки.

Важно! Установка деталей, не соответствующих по предназначению именно данной модели мотора, может привести к крупным поломкам с капитальными затратами.

Поэтому самым надёжным способом приобретения запчастей, является идентификация необходимых деталей по VIN-коду. Это современный способ получения запасных частей и деталей для машины. Любое автотранспортное средство имеет свой идентификационный номер, расположенный на специальной табличке кузова

В нормальных магазинах автомобильных запчастей уже не требуют обязательно везти сломанную деталь для идентификации (только в очень редких случаях). Достаточно продиктовать продавцу этот код, и с помощью специальной программы, связавшись с глобальной базой идентификаторов, продавец уверенно назовёт вам вид и размеры необходимой детали. При необходимости закажет на магазин её доставку в приемлемые сроки. Именно этот метод лучше всего использовать для приобретения нужных машине приводов навесного оборудования и натяжных роликов.