Содержание: Школа – это, прежде всего, собственность государства. Обычным договором об аренде нежилого помещения не обойтись, если речь идет о необходимости арендовать территорию, официально принадлежащую школе. Но выгода от такой аренды может быть обоюдной – как для желающих развить свой бизнес на школьной территории, так и самому учебному учреждению. Внимание первого ориентировано на недорогую стоимость аренды из-за того, что помещение бюджетное, а второго – на возможность привнести в бюджет заведения лишние средства, которые для школ просто необходимы. Всякое учреждение имеет право действовать в отношении своих зданий и помещений на собственное рассуждение, не выходя за рамки своего целевого назначения, о чем гласит ст. 296 в Гражданском Кодексе Федерации. А вот 39 статья российского Закона «Про образование» разрешает заведению выступать в роли арендодателя.
ФЗ N124-ФЗ гласит:»Если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей.
Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий.
Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством».
Все 107 договоров аренды заключены на срок 11 месяцев.Поступления от сдаваемых университетом помещений в аренду в 2010 году составляли 72,8 млн рублей, которые были израсходованы на: работы и услуги по содержанию имущественного комплекса — 38,7 млн рублей; прочие услуги — 10,8 млн рублей; уплату налогов — 10,4 млн рублей; заработную плату и начисления — 0,8 млн рублей; приобретение оборудования и материалов — 3,2 млн рублей; услуги связи — 1,3 млн рублей.Договоры аренды заключались университетом на конкурсной основе в соответствии с установленной законодательством процедурой.Проверками устанавливались поступления арендных платежей: в Мордовском государственном университете им.
Н.П.Огарева — 8,9 млн рублей; в Санкт-Петербургском государственном горном университете им.
В Московском физико-техническом институте (государственном университете), расположенном в г.
Долгопрудном Московской области, было арендовано у сторонних организаций для проведения учебного процесса 2 объекта недвижимости общей площадью 1955,7 кв.
м. Аренда их обошлась университету в 3,4 млн рублей в 2010 году.При проверках ряда федеральных образовательных учреждений выявлялись отдельные факты несоблюдения требований нормативных правовых актов: федеральное имущество использовалось сторонними организациями без оформления договорных отношений, например, центрами коллективного пользования (временно не используемой университетами научно-исследовательской аппаратуры); фактически некоторыми сторонними организациями занималась площадь несколько больше, чем определено договором аренды; ряд договоров аренды заключен без согласования с собственником федерального имущества.
В уставе образовательного учреждения должен быть урегулирован порядок деятельности образовательного учреждения по сдаче имущества как форма использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением, и осуществления предпринимательской деятельности (пп.
6 п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»). Кроме этого, Закон РФ «Об образовании» в ред.
Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ устанавливает необходимость отразить в разделе устава, посвященном структуре финансовой и хозяйственной деятельности, «запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества (то есть появление прав на имущество у третьих лиц), закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения» (пп. 6 «д» п. 1 ст. 13).
Поэтому фактически учредитель имеет достаточно большую свободу усмотрения при проведении экспертной оценки, и на практике она приравнивается к даче его согласия на сдачу имущества в аренду.
В приложении № 6 приведена примерная форма акта экспертной оценки, разработанная Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Следует специально отметить неправомерность сдачи имущества, закрепленного за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, собственником.
Что касается арендных отношений, то общие положения об аренде изложены в Гражданском кодексе РФ в главе 34 «Аренда».Так, в статье 606 ГК РФ определено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; доходы, полученные арендаторами в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (ст. 607 ГК РФ).Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику (ст.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, социальной защиты и обслуживания детей.
Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Таким образом, договор аренды может быть заключен, если после проведения оценки последствий заключения такого договора учредителем не будет установлена возможность ухудшения условий обучения и социального обслуживания детей, а также нарушений прав обучающихся.
Школа – это, прежде всего, собственность государства. Обычным договором об аренде нежилого помещения не обойтись, если речь идет о необходимости арендовать территорию, официально принадлежащую школе. Но выгода от такой аренды может быть обоюдной – как для желающих развить свой бизнес на школьной территории, так и самому учебному учреждению. Внимание первого ориентировано на недорогую стоимость аренды из-за того, что помещение бюджетное, а второго – на возможность привнести в бюджет заведения лишние средства, которые для школ просто необходимы.
Всякое учреждение имеет право действовать в отношении своих зданий и помещений на собственное рассуждение, не выходя за рамки своего целевого назначения, о чем гласит ст. 296 в Гражданском Кодексе Федерации. А вот 39 статья российского Закона «Про образование» разрешает заведению выступать в роли арендодателя. Важная деталь:
Чтобы не допустить ошибок и не наткнуться на скандал или судебное обязательство, учредители школьного заведения должны побеспокоиться о таких деталях заключения арендной сделки:
Арендатор также может пострадать из-за просчетов сделки со школой или ошибок договора, который регламентирует все отношения между бюджетным заведением и частным бизнесом (будь это юридическое лицо, либо же физическое). Арендатор должен учесть следующие нюансы:
Учредители учебных заведений и арендаторы должны знать, кому принадлежит выручка от аренды госпомещения. В Бюджетном кодексе указано, что выручка от аренды, рента, которую получает школа от арендатора, принадлежит соответствующему бюджету (учреждения), но только после уплаты налоговых обязательств и сборов государству, а также налога на землю в некоторых отдельных случаях.
Ирина Самойлова
71780
14
Обрадуем наших читателей с первых строк: арендовать помещение в школе можно, это прямо предусмотрено законом. Более того, такая сделка часто выгодна обеим сторонам отношений. Оборудованные классы, спортивные и актовые залы, медицинские кабинеты - прекрасные места для частной практики репетиторов, психологов, массажистов, фитнес-тренеров и так далее. Ну, что заинтриговали? Тогда давайте выяснять, как арендовать недвижимость в школе, на что обратить внимание.
Фото с Flickr.com/Jodie Dee McGuire
Что должно быть в договоре:
На что обратить внимание
Поищете школу, у которой уже есть опыт в сдаче имущества в аренду, меньше проблем и вопросов. Оцените транспортную доступность - удобно ли будет вам и вашим клиентам добираться. Наладьте контакт с директором, если позволяет финансовое положение, спросите, в чем нуждается школа и принесете это в дар. Переговорите с директором о наличии незадействованных кабинетов, попросите посмотреть. Оцените помещение, есть ли техника, обучающие материалы, каково общее впечатление от кабинета.
Официальный
Когда доверие установилось, пишите письмо на имя директора с просьбой предоставить помещение во временное пользование, сразу указывайте цели, срок и подтверждайте статус ИП или другого юридического лица.
Ожидание
Письмо передадут в администрацию, а там проведут экспертизу и решат можно или нельзя предоставить кабинет.
Договор
Пока будут думать собственники имущества, не теряйте времени и вы. Запишите все нюансы, которые могут возникнуть в процессе и постарайтесь их урегулировать на этапе согласования условий. Можете с помощью юриста подготовить свой вариант договора, кто знает, может он придется администрации школы по вкусу.
Сдача имущества, закрепленного за школой, в аренду
Учредитель закрепляет имущество за государственными и муниципальными образовательными учреждениями на праве оперативного управления (ст. 120 ГК РФ, п. 1 и 2 ст. 39 Закона РФ «Об образовании»).
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения,пользования и распоряжения им. В соответствии с п. 11 ст. 39 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. В уставе образовательного учреждения должен быть урегулирован порядок деятельности образовательного учреждения по сдаче имущества как форма использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением, и осуществления предпринимательской деятельности (пп. 6 п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).
Кроме этого, Закон РФ «Об образовании» в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ устанавливает необходимость отразить в разделе устава, посвященном структуре финансовой и хозяйственной деятельности, «запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества (то есть появление прав на имущество у третьих лиц), закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения» (пп. 6 «д» п. 1 ст. 13). Данное требование при буквальном толковании ставит под сомнение саму возможность сдавать имущество государственных и муниципальныхобразовательных учреждений в аренду. Правоприменительная практика показывает, что отношения по сдаче школьного имущества в аренду осуществляются на основании п. 11 ст. 39 Закона РФ «Об образовании», согласно которому образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества, при этом не устанавливаются какие-либо исключения для государственных или муниципальных учреждений.
Упомянутый Федеральный закон № 122-ФЗ исключил из Закона РФ «Об образовании» и нормы, устанавливающие особенности сдачи в аренду имущества государственного или муниципального образовательного учреждения - необходимость получения согласия на сдачу имущества в аренду от учредителя. Однако это не означает, что теперь школы могут безо всяких ограничений, без ведома учредителя сдавать имущество в аренду. Ведь в любом случае заключению договора аренды должна предшествовать экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития детей,которая проводится учредителем . Если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий, то договор аренды не может быть заключен. А если такая экспертиза не проводилась, договор аренды может быть признан недействительным (п. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). На федеральном уровне никак не урегулирована процедура и критерии проведения экспертной оценки. Поэтому фактически учредитель имеет достаточно большую свободу усмотрения при проведении экспертной оценки, и на практике она приравнивается к даче его согласия на сдачу имущества в аренду. В приложении № 6 приведена примерная форма акта экспертной оценки, разработанная Комитетом по образованию Санкт-Петербурга.
Следует специально отметить неправомерность сдачи имущества, закрепленного за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, собственником. Как было отмечено выше, по общему правилу арендодателем имущества выступает его собственник, однако Гражданский кодекс РФ, определяя права учреждения и собственника имущества, закрепленного за ним, не предусматривает право собственника по своему усмотрению распоряжаться имуществом, закрепленным за образовательным учреждением, за исключением случаев изъятия излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества. Собственник вправе распорядиться имуществом по своему усмотрениютолько после его изъятия, т.е. прекращения права оперативного управления образовательного учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ).
Таким образом, местная администрация, выполняющая полномочия собственника имущества муниципальной школы, вправе сдать в аренду или иным образом распорядиться имуществом школы только после его изъятия в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 296 ГК РФ, и прекращения права оперативного управления учреждения на такоеимущество. Такой позиции придерживается и судебная практика (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 января 2005 г. по делу № КГ-А40/12160-04).
Договор аренды должен соответствовать требованиям главы 34 Гражданского кодекса РФ.
Договор аренды любого имущества, стороной которого является школа, заключается в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества - зданий, сооружений, помещений школы, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится территориальным органом Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ, действующим на территории соответствующего регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (п. 1 ст. 9 Федерального закона «Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
С заявлением о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества (п. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются поэтажные планы здания, сооружения, на которых обозначаются сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения) (п. 3 ст. 26 Федерального закона «Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
В приложении № 5 представлена модель договора аренды помещения школы для осуществления продажи канцелярских товаров и учебной литературы.
Бюджетный кодекс РФ рассматривает средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, как доходы соответствующего бюджета (п. 1 ст. 42). Поступившие от сдачи имущества в аренду средства обычно отражаются на лицевых счетах бюджетных образовательных учреждений, открытых в органах казначейства, и направляются на их содержание в качестве дополнительногоисточника бюджетного финансирования. Такая норма должна присутствовать в региональном или муниципальном бюджете (в зависимости от того, кто является собственником учреждения) на соответствующий год*. Таким образом, доходы от аренды имущества государственных и муниципальных образовательных учреждений могут рассматриваться как источник дополнительного финансирования школы только при наличии специального решения учредителя-собственника.
Отвечает старший помощник прокурора Курской области по правовому обеспечению Татьяна ПЕРОВА: «Согласно пункту 11 статьи 39 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1«Об образовании», пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 22 августа 1996 года №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» образовательное учреждение вправе с согласия собственника сдавать закрепленное за ним имущество в аренду.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, социальной защиты и обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий.
Таким образом, договор аренды может быть заключен, если после проведения оценки последствий заключения такого договора учредителем не будет установлена возможность ухудшения условий обучения и социального обслуживания детей, а также нарушений прав обучающихся.
Нормами действующего законодательства запрещено сдавать в аренду объекты недвижимости образовательных учреждений для распространения и рекламы алкогольной продукции, табачных изделий, пива и напитков, изготавливаемых не его основе, деятельности политических партий и религиозных организаций. Кроме того, не допускается передача в аренду жилых помещений в общежитиях образовательных учреждений для использования под офис и другие цели, не относящиеся к прямому назначению этих помещений, для незарегистрированной индивидуальной трудовой педагогической деятельности, а также аренда фасада и крыши зданий и сооружений, которые не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Статьей 614 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Контроль за использованием закрепленного за образовательными учреждениями имущества возложен на органы местного самоуправления, федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся данные образовательные учреждения. Надзор за законностью использования имущества, закрепленного за образовательными учреждениями, осуществляют органы прокуратуры».