Автообувь: какие зимние шины лучше шипованные или нешипованные в наших условиях? Нужны ли шипы на шинах? Зачем нужны шипы на зимней резине.

Наиболее эффективными в зимних условиях являются шипованные покрышки. Этим и объясняется их популярность, особенно в России. Чтобы понять, как работают шипы зимних шин, надо сначала разобраться, из чего они сделаны, почему имеют именно такую конструкцию и состав.

Конструкция, виды

Чаще всего шипы состоят из двух элементов. Основной из них – это корпус. Именно благодаря ему шип держится в протекторе. С дорожным покрытием контактирует уже другая его часть – твердосплавная вставка. От ее формы зависит эффективность сцепления с дорогой.

Шипы выпускаются практически всех геометрических форм – от круглой до многогранной. По структуре различают одно- и многофланцевые элементы ошиповки. Первые – простейшие, их можно назвать прародителем современных шипов.

Однофланцевые значительно уступают по характеристикам своим модифицированным «потомкам»: двухфланцевым (преимущественно применяемых для легковушек), трехфланцевым, актуальным для грузовиков. Они хуже держатся в резине, соответственно, чаще выпадают, не могут похвастать длительным рабочим ресурсом.

Из чего сделаны шипы для шин

В последнее время производители покрышек начали изменять форму и материал изготовления когтей для их улучшения свойств. Изначально все они производились из стали.

Основные отличия зимних шипованных шин от нешипованных.
Как влияет сезон и условия на эксплуатацию шин.

Зимние и летние шины

Зимняя шина отличается от летней составом резиновой смеси и рисунком протектора. Зимняя резина должна быть более мягкой для того, чтобы не "дубеть" при отрицательных температурах и сохранять свою эластичность.

Зимние шины лучше заменить на летние, когда дневная температура продолжительное время превышает +10С. Более мягкий состав резины зимних шин компенсирует уменьшение полезной площади их пятна контакта в сравнении их с летними шинами, но ведёт к повышенному их износу при движении по асфальту.

Кроме того, на асфальте, особенно мокром, в сравнении с летними шинами, зимние шины снижают курсовую устойчивость и управляемость, комфортабельность и тормозные качества автомобиля. Происходит это в первую очередь из-за своеобразного рисунка протектора, состоящего в основном из образованных разнонаправленными канавками крупных блоков, рассечённых многочисленными ламелями - мелкими тонкими прорезями. Зимой блоки, проминая верхний слой укатанного снега или льда, врезаются в него гранями, значительно улучшая сцепление с дорогой, а ламели усиливают это воздействие, цепляясь за шероховатости снежного и ледяного покрова своими гранями.

При движении по типичной для городов шуге (растопленной снежно-ледяной смеси), образуемые глубокими канавками блоки продавливают её слой, доставая до твёрдой части дорожного покрытия и обеспечивая тем самым надёжное сцепление колёс.

Типичные для рисунка протектора летних шин широкие продольные канавки у зимних шин встречаются редко.

Зимние шипованные шины

Шипованная шина при внешней похожести на нешипованную зимнюю шину отличается от неё не только наличием самих шипов. Прежде всего, из-за необходимости их монтажа у неё более жёсткий состав резины протектора, что несколько ухудшает сцепление шины с дорогой. Этот недостаток, а также уменьшение пятна контакта из-за наличия шипов, обычно компенсируется увеличением числа ламелей. При длительном движении по асфальту наличие шипов ведёт к разрушению шины, поэтому её делают с большей толщиной протектора и, вследствие этого, более тяжёлой.

В продаже часто встречаются зимние шины без шипов, в которых предусмотрены места для их установки. Если сразу после приобретения шипы не будут установлены и начнётся эксплуатация шины без них, это приведёт к её повышенному износу на сухом покрытии. Кроме того, из-за характерных для шипованной шины материала и рисунка протектора, положительные качества такой шины снизятся. Поэтому шину предназначенную для ошиповки лучше эксплуатировать в ошипованном виде.

Особенности шипованных шин

Замена обычных зимних шин на шипованные при движении по укатанному снегу и, особенно, по льду, ведёт к улучшению динамики, курсовой устойчивости и тормозных свойств автомобиля. Но на асфальте перечисленные свойства меняются на противоположные.

Поэтому выбор между обычными и шиповнными зимними шинами неоднозначен и зависит от условий их применения.

Если сравнить два одинаковых автомобиля: один с шипованными шинами , другой - с близкими по рисунку, но нешипованными зимними шинами, можно отметить следующее. При движении по льду, в зависимости от его состояния, при установленных шипованных шинахпроисходит уменьшение тормозного пути и возрастание разгонной динамики (на 10-15%), а курсовая устойчивость улучшается примерно на треть. На укатанном снегу преимущества шипов не так заметны: в некоторых случаях (тёплая погода, тонкий слой снега) их может не быть и вовсе, а в среднем шипы, при движении автомобиля по заснеженной дороге, улучшают динамические и тормозные свойства на 2-3%. В большинстве случаев экономичность двигающегося по снегу и льду автомобиля при замене зимних нешипованных шин на шипованные не изменится, но примерно на 10% уменьшится акустический комфорт, а плавность хода ухудшится приблизительно на треть.

На асфальте картина иная - шипованная шина утрачивает преимущества перед нешипованной зимней шиной и проигрывает ей практически по всем параметрам. При её применении до 10% возрастает длина тормозного пути, ухудшается динамика, курсовая устойчивость и экономичность, продолжает падать комфорт. Кроме того, при трогании автомобиля на асфальте наблюдается пробуксовка ведущих колёс.

Конструкция и эксплуатация зимних шипованных шин

Раньше силовой элемент шипа автомобильных шин - стержень - впаивали или запрессовывали в его корпус. Теперь запрессовка стержней практически вытеснила их впайку, хотя в последнем случае шип получался прочнее и долговечнее.

Сами изготовители шин редко занимаются установкой шипов, хотя и такое случается. Западноевропейские компании часто поручают это своему официальному российскому партнёру, поэтому в магазинах широк выбор готовых шипованных шин.

Обычно на шину ставят от 90 до 120 шипов. Причём нельзя провести чёткую зависимость между их количеством и изменением характеристики шины. Устанавливают шипы так, чтобы они образовывали не одну, а несколько дорожек движения. Над поверхностью протектора шип выступает примерно на 1,5мм.

Так называемые "плавающие шипы" позволяют варьировать это значение в зависимости от покрытия - под ними располагают "подкладку", которая при соприкосновении с асфальтом сжимается, и он частично втягивается в протектор. Кроме того жёсткость такой "подкладки" варьируется в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Следует упомянуть, что после установки новых шипованных шин первые 200км не стоит превышать скорость более 60км/ч, а отказаться от резкого трогания и торможения лучше на протяжении 1000км.

В настоящее время можно наблюдать, как с наступлением зимы - а порой даже и не зимы, а самых первых холодов - множество автолюбителей начинают в экстренном порядке заменять шины, в которые «обута» их машина. Это вполне понятно. Не «переобувшись», ездить по дорогам зимой практически невозможно из-за двух причин. Первая из них - это большое количество снега. Далеко не всегда и далеко не везде снег убирается на таком уровне, чтобы это могло устроить водителя. И потом, всегда можно найти такой участок дороги, где снег не убран. Даже если этот участок всего один на сто километров, этого вполне достаточно, чтобы там застрять и потратить много времени, вытаскивая из снега автомобиль, который не оборудован специальной зимней резиной. Во-вторых, еще хуже, чем снег, это лед. Лед образуется практически повсеместно, если после дождя или оттепели внезапно следует мороз. Езда по обледеневшей дороге представляет собой существенную опасность, потому что в этом случае нет никакой гарантии, что в случае необходимости можно будет осуществить резкий поворот или торможение. Если машину не подготовить должным образом к зиме, то она будет чувствовать себя очень неуверенно при езде по заледенелым трассам, как и водитель, который ею будет управлять.

Чтобы всего этого избежать, сейчас, к счастью, есть такая возможность, как приобретение шин с шипами. Шипованные шины хороши, в первую очередь, тем, что помогают ездить по льду, потому что с большим количеством шипов не составляет никакого труда обеспечить сцепление с дорогой, даже если она, по большей части, ледяная. При этом практика показывает, что «шипов много не бывает»: чем их больше, тем лучше сцепление и тем выше параметры безопасности. Правда, помимо количества шипов, нужно обращать внимание также и на рисунок. Грамотно составленный рисунок на поверхности делает качественные шины, как, например, шины зимние Dunlop, очень хорошо приспособленными к передвижению практически по любой поверхности. Так что лучше всего приобретать именно качественные шины, потому как именно они являются самыми надежными и позволяют ездить, ничего не опасаясь.

В то же время, как быть со снегом? Действительно, со снегом шипы сами по себе справиться практически не в силах. Но чтобы не завязнуть в сугробе, есть другое хорошее средство - протекторы. При этом протекторы лучше всего приобретать повыше, чтобы пропорционально повышалась и глубина снега, из которого сможет в случае чего выбраться автомобиль. А поскольку в некоторых дворах снег вообще убирается только от случая к случаю, то протектор можно взять и самый высокий. Правда, он несколько снижает скорость, но в большинстве случаев по зимним дорогам гонять и так не приходится. А вот проходимость высокие протекторы увеличивают очень значительно.

Стоит заметить, что можно не только купить уже «готовую» шипованную шину, но и провести так называемую ошиповку в автосервисе. Однако же, очень важно учитывать, что шины для ошиповки должны быть зимними. Зимние шины являются намного более мягкими и не твердеют так сильно, как летние, предназначенные, основном, для использования в условиях высоких температур. А поскольку на чрезмерно твердых шинах ездить практически невозможно, то правильный выбор шины определяет и комфортность всех будущих поездок. Приобретя качественные шины, можно получить возможность ездить несколько сезонов подряд, точно зная, что при любой температуре окружающей среды автомобиль будет способен выполнить все развороты, повороты и другие маневры, которые от него могут потребоваться в разных ситуациях.

Автомобилисты со стажем рассказывают, что споры относительно пользы шипованной резины велись ещё 30–40 лет назад, когда в СССР водители пользовались , и только отдельным счастливчикам удавалось доставать колёса, оборудованные выступающими металлическими деталями. Обсуждения не утихают и поныне - некоторые люди считают, что шипованная резина позволяет получить , а их противники указывают на недолговечность таких изделий и наличие у них определённых минусов. Так какой же вариант - шипованная или нешипованная резина, лучше подходит для передвижения в условиях дорог нашей страны?

Шипованная или нешипованная резина — извечный предмет спора многих автолюбителей

Зачем нужны шипы?

Характеристика нешипованных моделей

Преимущества

Каких только обидных прозвищ не придумали адепты традиционного подхода к зимней подготовке автомобиля - её называют и «липучкой», и «беззубой». Вот только ситуация от этого не меняется - с каждым годом нешипованные модели, которые производители предпочитают именовать фрикционными, получают всё лучшие характеристики. В частности, большинство изготовителей применяет многослойную структуру таких колёс, которая позволяет обеспечивать одинаково точное соответствие следующим дорожным условиям:

  • Покрытой снегом дороге;
  • Сильному гололёду;
  • Мокрому асфальту после таяния снега;
  • Сухому асфальту при относительно невысокой температуре окружающего воздуха.

Сравнение шипованной и нешипованной резины показывает, что к условиям современных мегаполисов гораздо больше приспособлена вторая категория колёс. Во многих применяется направленный протектор, который лучше справляется со своевременным отведением воды, снега, ледяной крошки, благодаря чему устраняется эффект аквапланирования - потери управления при проезде участка, заполненного водой либо мокрым снегом. Конечно же, необходимо отметить отсутствие в этом случае типичных недостатков шипованных шин - быстрого износа покрытия дороги и потери конструктивных элементов.

Недостатки

Если вы собираетесь часто загород либо отправляться на своём внедорожнике за пределы транспортных путей с асфальтовым покрытием, не стоит раздумывать, использовать шипованные или нешипованные шины. Последние обеспечат вам очень слабый уровень удобства управления и безопасности. Если же дело происходит в отдалённом регионе, в особенности - северном, перед наступлением зимы можно подумать о приобретении специальных цепей для улучшения сцепных свойств колёс, но никак не резины, лишённой шипов.

Перспектива езды в суровую снежную зиму или в гололед пугает многих водителей, поэтому многие из них и не рискуют водить машину зимой. Установка цепей – далеко не лучший вариант, и поэтому автоконцерны уже давно имеют в своем арсенале гораздо лучшие альтернативы – шипованные и нешипованные особые зимние шины. Необходимо тщательно разобраться, какие плюсы и минусы есть у этих типов шин, чтобы определиться, какие шины – шипованные или нешипованные – предпочтительнее выбрать для собственного автомобиля зимой.

Сходу необходимо отметить такой факт: шипованная (или ошипованная) резина, в большинстве государств ЕС, а также в части штатов США, запрещена – по причине разрушающего воздействия на дорожное полотно. Вместе с тем, в Скандинавских странах, Рф, Украине, Беларуси, других штатах США эксплуатация некоторых моделей шипованных шин разрешена только в течение ограниченного периода времени года.

Наступление зимы часто приносит с собой обильные снегопады, и тогда водителям становится не до веселья. Облегчить жизнь водителей в снегопады можно несколькими путями: установить цепи или выбрать шины из многообразного ассортимента зимних шин. Мы уже давно уверены в том, что цепи – это самый действенная защита от скольжения. И хотя они наращивают сцепление при движении по снегу, в особенности на склонах, они, на самом деле, очень понижают маневренность машины на сухих дорогах. Получается, что цепи – это только временное решение трудности, и применение этого решения ограничено типом поверхности.

Для более универсальной и надежной защиты, разумнее купить зимние шины, произведенные по инновационным технологиям, специально для вождения зимой, на которых можно ездить как по заснеженным, так и по чистым дорогам.

Зимние шины бывают двух видов: шипованные и нешипованные (мы не будем здесь учитывать всесезонные шины, так как их нельзя считать абсолютно зимними). Рассмотрим плюсы и минусы шипованной и нешипованной резины, для того, чтобы чтобы выяснить, какие зимние шины лучше подойдут вашему автомобилю.

В чем их отличие от простых шин? Так как нешипованные шины не очень подходят для скользких дорог, поверхностей с наледью в зимний период, были придуманы особые шины со встроенными шпильками из карбида вольфрама, причем размер этих шпилек зависит от глубины протекторов. Такие шины обширно начали применяться во время снегопадов. Шипованную шину допустимо использовать не один сезон, но, покупать шипованные шины б/у все-таки нежелательно. Кроме того, шипы на шинах должны быть поставлены исключительно на заводе-изготовителе.

Естественно, крепкие железные шпильки, которые выступают из шин и впиваются в поверхность льда во время движения автомобиля, дают повышенное сцепление. Тем не менее, слишком стремительно ускоряться и маневрировать, а также резко тормозить не следует. Сцепление растет, благодаря собственному весу автомобиля и центробежной силы, поэтому, чем тяжелее машина и чем резвее она едет – тем сцепление прочнее и лучше.

Каковы минусы у шипованных шин?

Шипованные шины хорошо подходят для езды по обледенелой поверхности и спрессованному мокрому снегу. Однако, на других проблемных типах дорог, к примеру, при слякоти – эффективность этой резины не существенна. Не важно – есть на дороге лед или снег, или она совсем сухая – шпильки колес, в любом случае, отрабатывают по полотну: если льда нет – они врезаются в бетонное покрытие.

Но самый большой минус эксплуатации шипованных шин заключается в ущербе дорожному полотну. Зимой это может стать причиной аквапланирования – утраты тяги из-за наличия воды между колесом и поверхностью дороги, из-за чего в дальнейшем езда по такой дороге будет не безопасной. Если такие дороги не чинить, то даже простой дождик будет представлять опасность для машин, движущихся по покоробленному шипами дорожном полотне. Чтобы избежать этой угрозы, раз в год тратятся большие средства на ремонт дорог, которые покороблены шипованными шинами.


В чем их отличие от простых шин? Продукции из страны восходящего солнца всегда можно довериться, когда речь идет про инновационные технологии. Вот и первые нешипованные зимние шины были выпущены именно японскими производителями. Нешипованные шины, невзирая на отсутствие интегрированных шпилек, благодаря собственной конструкции, помогают сделать лучше управление и торможение машины в снегопад. Благодаря усовершенствованному составу резины, эти покрышки не теряют своей эластичности и гибкости даже в лютый мороз.

А вот простые шины, в отличие от специализированных нешипованных шин, как раз становятся жесткими, а это снижает их адаптивность к езде по заснеженным участкам на пересеченной местности.

Нешипованные шины также обладают уникальными, специально разработанными протекторами, которые улучшают управление машиной по снегу и слякоти. Протекторы у нешипованных шин глубже, и узор на них состоит из крохотных щелей. Эти прорези, именуемые сайпсами (ламелями), предназначены конкретно для усиления сцепления при езде по снегу.

За счет чего нешипованные шины эффективны при вождении зимой? Оказывается, что именно за счет специальных глубоких протекторов, которые испещрены маленькими щелями, шины способны разогнать или вытолкнуть слой воды, или снега из-под колес, при соприкосновении с дорогой.

Щели протекторов липнут к ледяной поверхности, и, благодаря этому, улучшается сцепление. Кроме того, улучшается торможение и маневренность автомобиля, в целом. Кроме зимы, эти шины используются так же осенью и даже ранней весной. Нешипованные шины хорошо адаптированы к изменениям погодных условий. Они подходят для езды по заснеженным, сухим и влажным дорогам, и даже по слякоти. Разумеется, нешипованные зимние шины также имеют свои минусы и некоторые ограничения.

Каковы минусы у нешипованных шин?

Например, на мокром льду и на поверхности с укатанным снегом нешипованные зимние шины не способны обеспечить хорошее сцепление и тягу, в отличие от шипованных шин, которые с этими задачами справляются отлично. Это происходит по причине отсутствия мощного механизма захвата, который впивается в твердую поверхность с целью создать сцепление.

Совершенно естественно, ни один водитель не будет возиться со сменой шин каждые 2 месяца. Так как нешипованные шины могут эксплуатироваться не только зимой, некоторые водители считают, что на этих шинах можно ездить круглогодично. Это совсем не так. Летом износ нешипованных шин происходит очень стремительно, и нешипованные шины не обеспечивают сцепление на достаточном уровне, если сравнивать их с обычными шинами.

Как правильно выбрать шины?

Чтобы выбрать между шипованными и нешипованными шинами, нужно учесть следующее:

А. Нужно проверить законность, нормативы и разрешительные процедуры, дозволяющие езду с шипованными шинами. Это – в первую очередь.

Б. Главный определяющий фактор в момент выбора шин – погодные условия, которые можно ожидать в том населенном пункте, где будет использоваться автомобиль:

1) если снегопад – нередкое явление, а на трассах часто бывает слякоть, или, возможно, дороги покрыты снегом бывают редко, но зато они часто влажные либо совсем сухие, то логично ваш выбор должен пасть на нешипованные зимние шины;

2) если довольно часто на улице бывает температура ниже нуля, а на дорогах лежит утрамбованный снег, либо наледь, то выбор лучше остановить на шипованных зимних шинах.

Если вы не любитель шумной езды и всеобщего внимания, то вам не нужны шипованные шины. Расстояние, которое вы планируете в общей сложности «намотать» за зимний период, и тип местности, по которой, в основном, будут пролегать ваши маршруты, также должны оказать влияние на ваш выбор.

Если в ваши планы входит частая езда по уклонам и спускам, то самый надежный выбор – это шипованные шины или цепи. Несмотря на то, что шипованные шины позволяют в должной мере контролировать движение на дороге – все-таки, во время нахождения за рулем, нужно помнить про большой вред, который шипованные шины наносят дорогам, и ставить их на автомобиль только по мере необходимости. В любом случае, главный приоритет – это безопасность. Если появляются сомнения по поводу выбора типа шин, какие зимние шины лучше поставить на свой автомобиль, посоветуйтесь с механиком.

И помните: зимой необходимо всегда делать замену всего комплекта шин вашей машины, даже в случае, если вы водите полноприводный джип. Безопасность вождения зимой зависит не только от шин, но, в большей мере, от того, как водитель относится к изменившимся погодным условиям. Спокойная езда и спланированная заранее поездка лучше всего обеспечат вам уверенность, безопасность и комфорт во время движения на своем автомобиле в холодную зимнюю погоду!
Как выбрать зимние шины?
Маркировка автомобильных шин: расшифровка

Видео: ТОП-10 нешипованных зимних шин для автомобилей