Взвешивание машин на автомобильных весах. Методологические особенности поосного взвешивания автомобилей

Подробности

Вес объекта определяется как его объем, умноженный на удельный вес (SG). Разница между тонной пуха и тонной свинца иллюстрирует идею удельного веса. Тонна пуха и тонна свинца весят одинаково, но имеют огромную разницу в объеме. Это потому, что удельный вес пуха значительно меньше, чем удельный вес свинца. Объем и удельный вес такого объекта, как куб из древесины, легко вычислить, поскольку он имеет правильную форму и весь состоит из однородного материала. К сожалению, нельзя сказать, что грузовой автомобиль имеет правильную форму, и нельзя сказать, что он состоит из однородного материала. Поэтому невозможно точно определить вес автомобиля путем вычислений.

Следовательно, нам придется взвешивать грузовой автомобиль , сравнивая его вес с известным набором грузов (например, граммы, килограммы, тонны) с помощью взвешивающей машины определенного типа. На рычажных весах, на одну сторону весов добавляют вес до тех пор, пока этот вес не уравновесит точно объект на другой стороне. Этот метод взвешивания считается наиболее точным при условии, что используются точные гири. Однако, чтобы взвесить грузовой автомобиль, очевидно, потребуется более крупная взвешивающая машина. Имеется несколько типов таких устройств. В некоторых весах используется сжатие пружины, с которым связано движение указателя по шкале. В других весах используются тензодатчики, дающие электрический сигнал. В других конструкциях измеряется количество вытесненной жидкости. Единственный недостаток всех этих методов состоит в том, что все они являются относительными, т.е. сравнивают взвешиваемый объект с грузом известного веса с помощью косвенных средств, таких как индикатор, циферблат, шкала или электронный выходной сигнал. Поэтому важно понимать, что никакие автомобильные весы не могут быть абсолютно точными все время. (Можно провести простой тест – взвесить один автомобиль с одинаковой загрузкой и одинаковым количеством топлива на нескольких весах, и сравнить результаты.)

Помимо проблемы фактической точности используемых весов, существует еще одна проблема, когда речь идет о взвешивании больших объектов, таких как автомобиль. Эта проблема состоит в том, что не всегда возможно, и не всегда желательно, взвешивать весь автомобиль за одну операцию. Иногда оператору нужно определить вес, приходящийся на каждую ось автомобиля. В таких случаях единственным решением является взвешивание "по частям", например, определение нагрузок на ось. Это, в свою очередь, создает ряд дополнительных проблем, которые будут рассмотрены далее.

Учет частичных нагрузок и их влияние.

Есть несколько методов взвешивания автомобилей по частям. Различия между имеющимися типами автомобильных весов описаны далее в тексте. Пока достаточно сказать, что все типы автомобильных весов делятся на две категории:

  • установленные на поверхности, т.е. передвижные весы или стационарные весы, установленные на дорожное покрытие
  • установленные под поверхностью, т.е. стационарные автомобильные весы

Методы раздельного взвешивания автомобилей на весах, установленных на поверхности, характеризуются наибольшим риском перераспределения веса, т.е. смещения центра тяжести. Мы покажем основные недостатки раздельного взвешивания на примере портативных весов.

Во-первых, нужно помнить о том, что чем ближе оси расположены одна к другой, тем больше вероятность перераспределения веса и влияния этого перераспределения веса.

Это видно еще лучше, если мы возьмем трехосный тягач в качестве другого примера. Для демонстрации перераспределения веса предположим, что 3 оси имеют независимую подвеску, и что шасси трейлера является жестким.

Единственный способ избежать такого перераспределения веса – одновременно поднять все три оси на одну и ту же высоту над землей.

Раздельное взвешивание на весах, установленных под поверхностью, с меньшей вероятностью приведет к перераспределению веса, поскольку уровень поверхности по обе стороны от весов, т.е. уровень опоры других частей автомобиля, незначительно выше или ниже уровня весов. Для этого случая, мы покажем, как может происходить перераспределение веса в фиксированных системах на примере весов, измеряющих нагрузку на ось.

Как показано выше, перераспределение веса минимально или отсутствует, если поверхность дороги имеет постоянный уклон. Однако если уклон меняется, то может происходить перераспределение веса, как показано ниже.


Дело осложняется еще и тем, что уклон – это не единственный фактор, который нужно учитывать в связи с измерением нагрузок на ось. Как показано ниже, оба автомобиля несут одинаковую полезную нагрузку, и оба автомобиля имеют допустимый полный вес, и все же один из них не отвечает требованиям.

Таким образом, мы видим, что, если у нас нет весов, которые могут взвесить весь автомобиль целиком, то существует несколько важных аспектов, которые нужно учитывать в связи с раздельным взвешиванием автомобилей, чтобы получить точные результаты и избежать наказания за нарушение требований.

Вопросы эксплуатации и парк автомобилей.

Как мы уже упоминали, если бизнес оператора постоянно связан с взвешиванием автомобилей, и если основной интерес представляет полный вес автомобиля, то платформенные весы на всю длину автомобиля – это наилучший возможный метод. Однако можно рассмотреть другие варианты.

Тип операции:

  • доставка в разные места;
  • склад;
  • грузоперевозка;
  • сбор и доставка мелких грузов;
  • работа на площадке.

Тип автомобиля :

  • двухосный автомобиль;
  • многоосный автомобиль с жесткой рамой;
  • автомобиль с шарнирно-сочлененной рамой;
  • автомобиль с шарнирно-сочлененной рамой и с динамической или самокомпенсирующей подвеской.

Численность парка:

  • большая;
  • средняя;
  • малая.

Первое общее правило состоит в том, что в случаях, когда есть относительно большой парк автомобилей или относительно большая потребность во взвешивании, стационарные автомобильные весы дадут наиболее удовлетворительный результат. Тип автомобильных весов будет зависеть от того, имеют ли автомобили оси на динамической или самокомпенсирующей подвеске. Если нет, то весы, измеряющие нагрузку на ось, будут наилучшим решением. К этой категории операций относятся распределительные базы и склады. Если число автомобилей невелико, или если потребность во взвешивании возникает редко, то можно использовать передвижные весы, даже если это склад или товарная база. Если парк состоит из двухосных автомобилей, то переносное взвешивающее оборудование тоже будет довольно удобным, если потребность во взвешивании не слишком велика.

Чем больше осей в автомобиле, тем больше смысла установить стационарные весы, измеряющие нагрузку на ось, поскольку затраты будут сопоставимы с затратами на покупку нескольких передвижных весов для взвешивания многоосных автомобилей. Если автомобили осуществляют дальние перевозки, сбор и доставку мелких грузов, или работают на площадке (дорожные работы, земляные работы, и т.п.), то наиболее эффективным средством взвешивания является передвижное оборудование. Когда доступ к другим способам взвешивания отсутствует, передвижные весы и здравый смысл, по крайней мере, позволят водителю оценить загрузку автомобиля на месте, даже если условия не являются оптимальными. Пара передвижных устройств и четыре дешевые пассивные платформы позволят экономично взвесить даже шестиосный тягач с полуприцепом. Вероятно, сильнее всего будут нагружены ведущая ось тягача и передняя ось трехосной тележки прицепа. Если сначала взвесить нагрузку на эти оси, и если эта нагрузка не превышает допустимой величины, то, вероятно, определить нагрузки на другие оси будет сложнее. В любой случае, на табличке на автомобиле указывается фактическая разрешенная нагрузка на ось. Большинство автомобилей имеют табличку производителя, на которой указан максимальный полный вес и максимальные нагрузки на оси, на которые рассчитана конструкция автомобиля. Во время регистрации транспортный департамент тоже устанавливает на автомобиль свою табличку. На этой табличке указан разрешенный полный вес и разрешенные нагрузки на оси для этого автомобиля. Если на этих двух табличках указаны разные величины, то табличка департамента транспорта имеет преимущественную силу. Максимальная полезная нагрузка автомобиля равна полному весу автомобиля, указанному на табличке, минус вес не нагруженного автомобиля, в который входит также вес топлива, инструмента, запасного колеса, воды, водителя, запасных частей. Хотя можно уверенно предполагать, что на табличке на автомобиле указан правильный разрешенный вес, нельзя уверенно рассчитывать на то, что каждый водитель будет знать максимальные разрешенные нагрузки на оси. Рекомендуется установить в кабине каждого автомобиля карточку, где будут указаны максимальные разрешенные нагрузки на оси тягача и прицепа. Эта карточка будет визуально напоминать водителю о его обязанностях и ответственности.

Заключение

Принимая решение о том, какой тип взвешивающего оборудования использовать для ваших конкретных целей, важно принять во внимание следующее:

  • предполагаемый объем взвешивания;
  • условия на площадке, на которой предполагается производить взвешивание;
  • тип взвешиваемых автомобилей;
  • какой вес нужно измерить: полный вес автомобиля или нагрузку на оси.
Помимо этого, есть дополнительные моменты, которые стоит учесть.

Цена : Цена может варьироваться в широких пределах. Различия в цене не всегда связаны с эффективностью. Часто различия в цене связаны с методом взвешивания и разными дополнительными возможностями.

Точность : Не все способы выражения точности можно сравнивать между собой. Некоторые производители заявляют, что точность их оборудования составляет +/- "x"%, другие заявляют, что точность их оборудования составляет +/-% полной шкалы. Если весы имеют точность 1% полной шкалы, и максимальный вес (полная шкала) составляет, например, 40 тонн, то это эквивалентно точности +/- 0,4 тонны. Однако это может означать ошибку +/- 0,4 тонны при взвешивании веса 20 тонн или даже 10 тонн.

Техобслуживание : В определенной степени необходимые затраты на техобслуживание зависят от конструкции и технической сложности оборудования. Однако имеет смысл выяснить, что может выйти из строя, и сколько будет стоить ремонт. Наконец, после того как мы указали на все проблемы и опасности, связанные с взвешиванием ваших автомобилей и штрафными санкциями за превышение допустимых нагрузок, короткое замечание о контролирующих органах. Они почти всегда оставляют некоторый запас на ошибку взвешивания автомобиля. Иногда это может быть целых 5%. Это не означает, что вы можете загрузить свой грузовой автомобиль до разрешенного законом веса и затем добавить еще 5%. Это означает, что хорошее взвешивающее оборудование, правильное размещение, правильная эксплуатация и правильное обслуживание взвешивающего оборудования позволяют получить уровень точности, необходимый для того, чтобы вы могли перевозить максимальные грузы без задержек и штрафных санкций.

Общие правила использования весоизмерительного оборудования приведены в гл. 3 "Правил пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания", утвержденных Приказом Минторга РСФСР от 12.11.1975 N 368.
Перед взвешиванием необходимо убедиться в равновесии ненагруженных весов, и в случае, если равновесие нарушено, его следует восстановить с соблюдением требований заводской документации.
Равновесие весов может быть восстановлено путем:
- очистки чашек и крестовин от загрязнения - в весах настольных обыкновенных, не имеющих тарировочной камеры (полости);
- регулирования веса тарировочного груза, помещенного в тарировочной камере, находящейся под площадками весов,- в весах настольных закрытых и обыкновенных, изготовленных с тарировочной камерой;
- регулирования веса тарировочного груза, находящегося под гиревой площадкой, при несовпадении стрелок с нулевым штрихом шкалы (после установки их по уровню) - в весах настольных циферблатных;
- регулирования тарировочного приспособления, имеющегося на коромысле весов, и тарировочного груза в камере гиредержателя - в товарных весах; регулирования тарировочных приспособлений, имеющихся на коромысле,- в весах лабораторных 2, 3 и 4-го классов.
При взвешивании товаров должен соблюдаться предел взвешивания в соответствии с требованиями ГОСТа 14004-68 "Весы рычажные общего назначения. Пределы взвешиваний. Нормы точности".
Масса взвешенных товаров должна находиться в границах от наибольшего до наименьшего пределов взвешивания используемых весов, указанных на циферблате или коромысле весов.
Запрещается взвешивать на весах грузы ниже следующих пределов (норм);
- на весах настольных с наибольшим пределом взвешивания 2, 5, 10 и 20 кг - соответственно 20, 40, 100 и 200 граммов;
- на весах лотковых циферблатных с наибольшим пределом взвешивания 10 кг - 500 граммов;
- на весах электронных торговых с наибольшим пределом взвешивания 3 кг - 40 граммов;
- на весах передвижных, врезных и стационарных- ниже 5 процентов наибольшего предела взвешивания.
Запрещается производить взвешивание, устанавливая гири одновременно на обеих чашках весов, и определять вес путем вычитания. При взвешивании на весах необходимо пользоваться возможно меньшим количеством гирь.
При взвешивании следует обязательно пользоваться тем видом гирь, который присвоен данному типу весов: при пользовании циферблатными и обыкновенными настольными весами надлежит применять гири общего назначения 5-го класса, при пользовании товарными (неравноплечими) весами - условные гири.
При взвешивании товаров, которые могут отпускаться только в таре покупателя, необходимо предварительно взвесить эту тару, назвать ее вес покупателю и дать ему возможность увидеть показания веса пустой тары.
Запрещается использование в торговле на весах циферблатных съемных чашек, масса которых не введена в тару весов.
Не допускается упаковка, нарезка или вскрытие грузов па площадке (лотке, чашке или платформе) весов.
В соответствии с п. 3.20. Правил, при пользовании весами запрещается:
- подкладывать под ножки циферблатных настольных весов какие-либо предметы (картон, щепки и т.п.);
- производить взвешивание на весах, не защищенных от действия ветра, дождя, снега;
- привязывать гири к весам или к столу, а также связывать их между собой;
- применять гири для других целей, кроме взвешивания;
- применить гири общего назначения при взвешивании на товарных неравноплечих весах и условные гири при взвешивании на настольных циферблатных и обыкновенных весах;
- пользоваться средствами измерений с просроченным клеймом.

В последние годы наблюдается существенный рост объёмов автомобильных перевозок, логистика полностью оформилась в самостоятельное направление бизнеса.

Всё это повлекло за собой возрастание потребностей в операциях по учёту грузопотоков, в т.ч. взвешивания на весах большегрузных.

Большегрузные автоматические весы для статического взвешивания, как правило, включаются в состав ИУС (информационно-управляющих систем), имеющихся на предприятиях.

Полученные результаты взвешивания ложатся в основу расчётов между продавцами и покупателями, используются для бухгалтерского и внутрифирменного учёта, для управления идущими технологическими процессами. Эти данные зачастую становятся основной принимаемых управляющих решений.

Другим вариантом для взвешивания автомобилей являются .

Назначение автомобильных весов статического взвешивания и область их применения

Автомобильные весы статического взвешивания предназначены для определения веса неподвижно размещающихся на них автомобилей, автопоездов, прицепов, карьерных самосвалов и т.п.

Все статические весы выполняются согласно положениям стандарта 53228-2008. Указанный ГОСТ Р введён приказом за № 739-ст, изданным Ростехрегулирования 25.12.08.

Весы указанных моделей широко используются на предприятиях всех форм собственности.

Погрешность автомобильных весов зависит от их конструкции.

Принцип работы существующих моделей

Сегодня рынок и производители предлагают широкий ассортимент таких изделий, как весы автомобильные стационарные, отличающиеся способами установки, применяемыми электронными комплектующими, конструктивным исполнением, материалом, из которого выполнена грузовая платформа.

Принцип действия у них одинаков: между неподвижным основанием и грузовой платформой размещают датчики, деформирующиеся за счёт действующей нагрузки, обусловленной весом транспортного средства, проходящего взвешивание, с выдачей аналогового сигнала на процессор, трансформирующий его в цифровой вид.

После этого информация о результатах взвешивания выводится на электронное табло или монитор ПК.

Поверка автомобильных весов осуществляется в сроки, указанные в инструкции по эксплуатации

Варианты установки автомобильных весов

Установка автомобильных весов может быть выполнена в нескольких вариантах.

Вариант эстакадный. В данном случае весы приподнимаются над поверхностью дороги на 300 – 400 мм в зависимости от марки последних и оборудуются пандусами, обеспечивающими съезд и заезд транспортных средств.

В качестве основания весов в указанном случае используются ленточные фундаменты, либо бетонные блоки под каждой парой весоизмерительных датчиков. Изготовление полноценного фундамента не требуется, что удешевляет монтажные работы.

Дополнительный плюс заключается в лёгком доступе к датчикам, что упрощает обслуживание весов.

Минус. Пропускная способность несколько ниже весов, выполненных заподлицо с уровнем дороги.

Вариант фундаментный. Весы устанавливаются в приямок. Плюсы: высокая пропускная способность, экономия места за счёт отсутствия пандусов и боковых ограждений. Минус – в приямке скапливается влага.

Весы фундаментного исполнения

Вариант бесфундаментной установки.

Весы монтируются на внешнюю опорную раму, выполненную из высокопрочного металла, которая устанавливается предварительно на ровную площадку, прошедшую предварительную подготовку (асфальт, бетон, подушка из песка и щебня).

Чаще всего используется в ходе работ сезонного характера (уборка урожая) т.к. весы таких конструкций легко разобрать, переместить и собрать на новом месте.

Минус – достаточно высокая стоимость опорной рамы.

Весы бесфундаментного исполнения

Наличие и перечень дополнительных опций

Кроме стандартного набора опций, присущих статическим автомобильным весам любых конструкций, производители каждой модели стремятся реализовать в ней дополнительный набор опций, наличие которых будет являться серьёзным преимуществом в глазах покупателя. Несколько примеров.

Для расширения функциональных возможностей весов и повышения удобства работы с ними компания «ВЕСКОМ» обеспечивает свою продукцию набором дополнительных опций. Некоторые из них перечислены ниже.

Наличие системы видеонаблюдения

В комплекте с весами поставляются от 1 до 4 цветных IP-видеокамер с комплектом монтажного оборудования и режимом ночной съёмки. Вся информация выводится на экран монитора ПК оператора.

Предусмотрена передача изображения на соответствующие видеорегистраторы для его архивирования, а также через Интернет в любую точку мира, что позволяет руководителю предприятия в любой момент проконтролировать работу того или иного весового поста.

Момент взвешивания фиксируется каждой из имеющихся камер и записывается на жёсткий диск ПК. На данное фото специальным образом наносится информация, содержащая существенные параметры взвешивания, подделать её невозможно.

Перечень позиций, которые будут фиксироваться на фото, закладывается в программу и может включать: фамилию оператора, номер автомобиля, номер весов, результат взвешивания, время и дата его выполнения и т.п. в спорных ситуациях, касающихся параметров отгрузки, это фото рассматривается судом в качестве доказательного материала.

Автоматическое распознавание автомобильных номеров

Государственные номерные знаки при больших грузопотоках помогают оператору существенно ускорить работу.

Возможность удаления его рабочего места на любое расстояние от весов позволяет оборудовать его в удобном для этого месте.

Дополнительные опции:

  • осуществление взвешивания без участия оператора;
  • наличие дополнительных систем коммуникации (клиент – кассир, громкая связь с водителем, табло, дублирующее информацию для водителя);
  • оборудование для регулировки очерёдности проезда (искусственные дорожные неровности, дорожные знаки, аншлаги, датчики наличия автомобиля, шлагбаумы, светофоры);
  • комплектация поставляемых весов помещением для оператора (мобильное быстровозводимое здание, размеры которого согласуются с заказчиком).

Если вы хотите сделать свои еще более функциональными, приобретите для них .

Железные весы также могут быть универсальными, т.е. они предназначены для взвешивания как подвижных, так и неподвижных составов. Подробнее об этом оборудовании читайте .

Технические характеристики, комплектация, дополнительная комплектация весов автомобильных статического взвешивания

Характеристики на примере продукции группы компаний «ФизТех»:

Весы «ВА-К»

со стороны моста, т
Разновидность модели Габаритная ширина, м
1 ось 2 оси 3 оси
«Копейка» 2,7 12 16 18
«Стандарт» 3,0 16 21 23
«Экстра» 3,2 19 25 28
«Экстра +» 3,2 33 43 48

Характеристики установленных весоизмерительных датчиков колонного типа.

Возможные способы установки:

  • фундаментный с пандусами;
  • фундаментный заподлицо с уровнем полотна дороги;
  • бесфундаментный по двум вариантам (в зависимости от типа подготовленной площадки).

Комплектация:

  • комплект модулей платформы (1 – 4);
  • комплект датчиков;
  • коробка соединительная;
  • разводка кабельная;
  • кабель (от 10 м);
  • терминал. Имеющий интерфейс RS-485 или 232;
  • «Автовес – Статика» – специализированное ПО;
  • комплект документации;
  • схема установки.

Возможная дополнительная комплектация:

  • разборные металлические пандусы;
  • межмодульные панели;
  • межмодульные усиленные панели;
  • боковая защита;
  • табло индикаторные дополнительные;
  • радиоканал;
  • БУД – блок управления дозированием;
  • ограждения боковые;
  • электропакет для зимней эксплуатации;
  • системы обогрева СО-1 и СО-2 с различными функциями;
  • устройства управления движением, позиционирования и идентификации.

Проанализировав информацию по упомянутым выше пунктам, прилагаемую производителями к каждой модели весов, покупатель сможет более взвешенно подойти к выбору той или иной модели.

Модель Предел взвешивания, т Дискретность Длина весов номинальная / фактическая, м
Количество платформ в составе весов, шт
6 / 5,9
(1)
7/ 7
(1)
9 / 8,5
(2)
12 / 11,6
(2)
16 / 15,9
(3)
18 / 17,3
(3)
23 / 23
(4)
ВА – 20 т 20 5 кг
ВА – 30 т 30 до 15 т – 5 кг
свыше- 10 кг
ВА – 40 т 40 до 30 т – 10 кг,
свыше – 20 кг
ВА – 60 т 60
ВА – 80 т 80 до 60 т – 20 кг,
свыше – 50 кг
ВА – 100 т 100
ВА – 120 т 120
ВА – 150 т 150

Не следует экономить на качестве оборудования, так как это может привести к большим финансовым потерям в будущем. Благодаря автомобильным весам статистического взвешивания, можно определить совокупный вес, добиться высокой точности взвешивания и автоматизировать работу.

Статистического взвешивания сегодня в основном используют на предприятиях крупной промышленности, обогатительных и добывающих. Взвешивание тяжелого транспорта не обойдется ни ни одном предприятии без таких весов.

Обзор моделей автомобильные весов на российском рынке

С. Голышев

Товарооборот крупных и средних предприятий требует учета, и каждая организация решает эту проблему по-своему. Нередко экономия на единовременных затратах в дальнейшем приводит к дополнительным ежесезонным затратам немалых денежных средств. Проблему учета грузовых потоков можно успешно решить, установив весоизмерительную систему. В случае когда основным способом доставки грузов является автомобильный транспорт, основой системы весоизмерения становятся автомобильные весы.

Чтобы покупка и установка весов были проделаны грамотно и принесли выгоду владельцу, надо учесть некоторые особенности собственного производства и оценить следующие факторы:

  • сезон максимального товарооборота;
  • площадь и расположение имеющейся свободной территории;
  • количество используемого автотранспорта;
  • необходимую точность учета товарных потоков.

Весы, несмотря на достаточно высокую стоимость, при большом грузопотоке могут окупиться быстро – всего за полгода.


В последние десять лет электронные устройства на тензодатчиках практически полностью сменили механические весы. Именно эти устройства и определяют точность и надежность всей системы взвешивания. Усилие от взвешиваемого груза в электронных весах сначала поступает на тензодатчики, затем преобразуется в электрический сигнал, который передается на электронный индикатор. Электронный индикатор преобразует этот сигнал в цифровой код и выдает информацию о массе груза на дисплей.

Весы по функциональным возможностям подразделяют на динамические (изготавливаются по ГОСТ 30414–96 «Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования») и статические (по ГОСТ 29329–92 «Весы для статического взвешивания. Общие технические требования»). Весы всех типов должны соответствовать требованиям пылевлагозащищенности, ударопрочности и выдерживать рабочие температуры широкого диапазона. При статическом взвешивании автомобиль обычно целиком должен находиться на платформе весов, хотя можно взвешивать его и по частям с дальнейшим суммированием показаний. Взвешивание в статике характерно для предприятий:

  • требующих более точного взвешивания (погрешность примерно 0,02%);
  • с достаточно большой свободной территорией;
  • использующих системы дозирования грузов (зерно, гравий, песок, жидкости и т. п.).

В целом взвешивание в динамике применяется на предприятиях:

  • с бoльшей свободной территорией;
  • не нуждающихся в очень точном измерении, т. е. для некоммерческого взвешивания (погрешность около 1%).

Монтаж врезных весов для взвешивания в динамике – дело очень трудоемкое: для всех устройств этого типа необходимо подготовить приямок, залить фундамент, установить раму, залить ее, установить платформу, откалибровать, поверить. Применение автомобильных динамических весов существенно повышает эффективность использования транспортных средств, снижает простои. Скорость движения транспорта при проведении измерений должна составлять от 2 до 5 км/ч, в режиме транзитного контроля – до 20 км/ч.


При измерении массы в последнее время используют принципиально новый для отечественного потребителя подход в технологии взвешивания автотранспорта – принцип поосного взвешивания. Вес в этом случае определяется путем суммирования усилий, создаваемых каждой осью автомобиля либо его совмещенными мостами. Конструкция таких весов позволяет исключить строительные работы по изготовлению дорогостоящего фундамента, а их монтаж осуществляется очень просто и в кратчайшие сроки. Однако точность измерений у этих устройств на порядок ниже, чем у весов для статического взвешивания. Весы для поосного взвешивания просты в обслуживании и могут подключаться к компьютерной сети предприятия для автоматизации учета контроля процессов отгрузки и снабжения.

В зависимости от способа установки эти модели имеют подкладное и врезное исполнение. Врезные весы представляют собой грузоприемную платформу, установленную в металлическую раму, залитую по периметру бетоном. Грузоприемная платформа располагается на одном уровне с проезжей частью дороги, что предельно упрощает процесс взвешивания. Наиболее мобильный вариант весов большой грузоподъемности – подкладные весы. Эти устройства имеют небольшую собственную массу, легко транспортируются в кузове грузовика и могут питаться от автомобильного аккумулятора. Следует отметить, что при поосном, поэтапном взвешивании автотранспорта речь идет о наибольшем пределе нагрузки на ось либо на совмещенные мосты.



На использование разных видов взвешивания существуют определенные ограничения. Так, жидкости можно взвешивать только на весах для статического взвешивания. Весы для поосного или группового (группа осей) взвешивания в движении не могут использоваться для взвешивания жидких грузов или любых других грузов, центр массы которых может измениться во время перемещения.

При необходимости автомобильные весы дополняют программным обеспечением для обработки результатов измерений, которое имеет следующие возможности: печать накладных; суммирование результатов взвешивания; сортировка по времени, операторам, видам продукции; многоуровневый доступ.

Компании, продающие весы, помимо собственно реализации обычно осуществляют подбор и поставку необходимого оборудования для заказчика при оптимальном соотношении цены и качества, проведение пусконаладочных работ и обучение персонала, гарантийное и сервисное обслуживание весоизмерительной техники, модернизацию оборудования под конкретные условия эксплуатации.

Ориентировочная суммарная стоимость затрат на приобретение автомобильных весов

Электронные стационарные весы с наибольшим пределом взвешивания 40 т и длиной платформы 12 м – примерно 450 000 руб.

Электронные стационарные весы с наибольшим пределом взвешивания 60 т и длиной платформы 18 м – около 600 000 руб.

Врезные электронные весы для поосного взвешивания – примерно 300 000...400 000 руб. (нереально найти дешевле нормальные весы для взвешивания автопоездов (на 60 т); весы для взвешивания в движении с меньшей нагрузкой практически не применяют).

Подкладные электронные весы поосного взвешивания – примерно 200 000 руб. за комплект из двух платформ.

«ФизТех» производит надежные автомобильные весы всех возможных типов: для взвешивания в статическом положении всего автомобиля/ автопоезда, врезные и подкладные для поосного взвешивания, врезные для взвешивания в движении. Весы отвечают требованиям ГОСТ 29329–92 и ГОСТ 30414–96, сертифицированы, внесены в Госреестр средств измерения под № 19242-03, 18880-04. На все весы предоставляется гарантийное, послегарантийное и сервисное обслуживание.

При изготовлении всех автомобильных весов «ФизТех» используются морозостойкие тензодатчики FLINTEC (Германия), выполненные из нержавеющей стали с наивысшей степенью пылевлагозащиты IP68 (100%-ная защита от пыли и измерение веса даже в затопленном состоянии). Применение датчиков FLINTEC гарантирует бесперебойную работу оборудования при температурах от –40 до +80 °С при любых погодных условиях. Подключение любой модели весов к компьютеру осуществляется стандартным кабелем для разъема RS-232 к COM-порту. Возможен вывод результатов взвешивания на большое светодиодное табло (высота цифр 8 или 13 см), принтер, через систему проговаривания веса. При необходимости весы комплектуют радиостанцией, которая позволяет передавать результаты взвешивания на терминал без прокладки кабеля.

Модели ВАЭ (весы автомобильные электронные) предназначены для взвешивания в статическом положении всего автомобиля (автопоезда) и состоят из нескольких грузоприемных платформ, устанавливаемых на балки с тензорезисторными датчиками. От датчиков через распределительную коробку сигнал поступает на весовой терминал, где производится индикация результатов взвешивания. Компания выпускает более 20 модификаций весов, отличающихся наибольшим пределом взвешивания (от 10 до 80 т) и длиной грузоприемных платформ (от 6 до 23 м), а также весы с нестандартными параметрами, например, для карьерных самосвалов. По способу установки весы подразделяются на фундаментные и бесфундаментные. Фундаментные весы монтируются на подготовленное бетонное основание, спроектированное в соответствии со свойствами грунта. Для монтажа бесфундаментных весов используют от двух до пяти дорожных плит (в зависимости от числа платформ). Преимуществом второго варианта является отсутствие фундаментных работ и быстрый ввод весов в эксплуатацию, но он подходит не для всех типов грунтов.


Весы работают в двухдиапазонном режиме, что позволяет проводить более точные измерения веса за счет меньших значений поверочных делений первого диапазона. Так, например, ВАЭ-60т при взвешивании автомобиля полной массой от 20 до 60 т отображают вес с дискретностью 20 кг, а при весе до 20 т более точно – с дискретностью 10 кг. Высота платформы моделей ВЭА – от 33 см, что существенно облегчает заезд и позволяет использовать короткий пандус. Ширина проезжей части составляет 3,2 м для удобства маневров. Конструктивными особенностями обеспечивается высокая жесткость платформы. Полностью разборная конструкция не требует спецтранспорта для перевозки и ускоряет процесс монтажа. В качестве опций предлагаются металлические пандусы, боковые ограждения и межколейные защитные панели от снега и мусора, закрывающие проем между колеями весов.

Существует два варианта исполнения весов ВАЭ: «Стандарт» и «Экстра». Преимущества исполнения «Экстра»: повышенная устойчивость к боковым ударам и весовым перегрузкам (специальные модули защиты датчиков), наличие антирезонансных демпферов, увеличенная жесткость платформы и улучшенное антикоррозионное покрытие. Обе модели имеют самую низкую цену в соответствующих классах. Гарантийный срок на ВАЭ «Стандарт» составляет 15 мес., на ВАЭ «Экстра» – 40 мес.

Модели ВАЭ-ВД (весы автомобильные электронные для взвешивания в движении) предназначены для поосного взвешивания автомобилей и автопоездов в движении в любом направлении с последующим автоматическим суммированием результатов взвешивания. Они представляют собой грузоприемную платформу на тензорезисторных датчиках, установленную в металлическую раму, которая залита по наружному периметру бетоном. Грузоприемная платформа располагается на одном уровне с проезжей частью дороги. Тензорезисторные датчики расположены над платформой, в боковых ограждениях, что исключает их засорение и заливание. В весах предусмотрен доступ для очистки конструктивных зазоров и подплатформенного пространства без демонтажа весовой платформы. Взвешивание в динамике происходит при скорости движения через весы не более 5 км/ч. Результаты взвешивания рассчитываются поставляемым программным обеспечением с использованием персонального компьютера (ПК).

Весы могут использоваться и для взвешивания в статике (если необходимо получить более точные значения веса). В этом случае они комплектуются терминалом и работают в двухдиапазонном режиме без использования ПК. Выпускаемые модели отличаются наибольшим пределом взвешивания (60, 100, 200 и 300 т – от среднетоннажных грузовых автомобилей до карьерных самосвалов) и размерами грузоприемных платформ. Гарантийный срок на весы ВАЭ-ВД – 15 мес.

ВТП-А (весы транспортные подкладные автомобильные) – малогабаритные модели, которые предназначены для статического поосного или поколесного взвешивания автотранспорта при поочередном или одновременном (в случае соединения платформ) наезде колесных пар на грузоприемные платформы. Модели легки и удобны, имеют встроенные ролики и ручку для переноски или перекатывания одним человеком. Пандусы для заезда встроены в платформу.

Весы ВТП-А производят с наибольшим пределом взвешивания от 1 до 15 т и платформой размерами 750х560 или 1000х620 мм. Платформа изготовлена из конструкционной стали с износостойким спецпокрытием или полностью из нержавеющей стали. Высота весов – всего 48 мм, что значительно увеличивает точность благодаря малому сопротивлению рессор. ВТП-А, как и другие модели, работают в двухдиапазонном режиме. Изготавливается два варианта исполнения: «Стандарт» с защитой IP67 (от кратковременного погружения в воду) и диапазоном рабочих температур от –20 до +65 °С и «Экстра» с защитой IP68 (от –40 до +80 °С). Гарантийный срок на ВТП-А «Стандарт» составляет 12 мес., на ВТП-А «Экстра» – 15 мес.

Весоизмерительная компания «Тензо-М» (ВИК «Тензо-М») является одним из лидеров в разработке и производстве электронных автомобильных весов как на российском рынке, так и в ближнем зарубежье. Ее продукция работает на различных предприятиях пищевой, добывающей и перерабатывающей промышленности. Автомобильные весы «Тензо-М» всепогодны и сохраняют работоспособность при температуре окружающей среды от –30 до +40 °С, сертифицированы и внесены в Госреестр средств измерений.





Компания выпускает необходимые для коммерческого учета автомобильные весы для статического взвешивания, имеющие погрешность не более 0,03...0,1%, и весы для поосного взвешивания автомобилей в движении с погрешностью 2%, которые применяют службы контроля по автомобильным дорогам, а также предприятия, взвешивающие недорогой продукт (песок, мусор и т. д.), для которых такая погрешность допустима.

Все модели, выпускаемые ЗАО «ВИК «Тензо-М», в стандартной комплектации имеют возможность для передачи данных в компьютерную сеть предприятия для накопления в базе данных результатов всех взвешиваний. Эти первичные данные являются основой для последующей обработки информации по любым алгоритмам и программам, необходимым для эффективного ведения хозяйственной деятельности, например распечатка объема продаж за неделю, месяц, квартал или ассортимента и количества продукции, отпущенной определенному покупателю за месяц. Поставляемое базовое программное обеспечение позволяет организовать совместимость накопленных результатов взвешиваний с целым рядом распространенных прикладных программ: «Бухгалтерия 1С», «MS Excel» и любыми другими программными средствами, работающими в среде Windows, и открывает широкие перспективы для компьютерного учета и контроля товарных и сырьевых потоков предприятия.

«Тензо-М» производит широкую гамму автомобильных весов для статического взвешивания типа ВА с наибольшими пределами взвешивания (НПВ) от 10 до 100 т и размерами стандартного модуля 3х5 или 3х6 м. Высота весов не более 45 см. Набирая платформу из двух, трех или четырех модулей, можно получить весы с длиной рабочей части 10, 12, 15, 18, 20 или 24 м. Увеличивается соответственно и НПВ весов. Благодаря использованию многоопорной модульной схемы грузоприемной платформы автомобильные весы «Тензо-М» имеют малую строительную высоту, что позволяет устанавливать их над поверхностью асфальта двора или врезать в приямок малой глубины. Для предотвращения раскачивания весов в конструкции платформы предусмотрены регулирующие болты-ограничители и отбойные закладные детали в стенах приямка или в заездных пандусах.

Следует отметить и то, что среди фирм, предлагающих сегодня на рынке автовесы, компания «Тензо-М» является единственным производителем, в цехах и лабораториях которого организован полный производственный цикл, начиная от заготовки металла и заканчивая готовыми датчиками, металлоконструкциями весов, микропроцессорными весовыми терминалами и базовым программным обеспечением сетевой поддержки.

Огромный опыт в создании весоизмерительных систем и богатый научно-технический потенциал позволили конструкторам компании в 2004 г. разработать ряд новинок, среди которых автомобильные весы «Сахалин» с металлической разборной платформой и весы «Бетон» с бетонной платформой.

Размеры стандартного модуля модели «Сахалин» – 3х5,5х0,25 м. Это позволяет получить весы с длиной рабочей части 11; 16,5 и 22 м. Платформа состоит из двух продольных балок, соединенных между собой стыковочными элементами, и удерживается от продольно-поперечных перемещений в горизонтальной плоскости специальными устройствами. Разборная конструкция позволяет: упростить транспортировку весов, особенно на большие расстояния; перевозить весы с одной площадки на другую в разобранном виде без привлечения специального автотранспорта; снизить трудоемкость изготовления за счет уменьшения габаритов составных частей и использования соответствующей оснастки и повысить качество лакокрасочного покрытия путем дробеструйной обработки поверхности малогабаритных балок платформ. Кроме того, разработан вариант экономичного фундамента под эти весы, при изготовлении которого затраты на материалы снижены почти вдвое.


Каждая платформа весов «Бетон» выполнена в виде сборной рамы, представляющей собой несъемную опалубку. Рама снабжена узлами для установки на тензоопоры, такелажными узлами и узлами для удержания от продольно-поперечных перемещений. Рамы перевозят на место установки в разобранном виде и собирают на ровной поверхности предварительно выполненного фундамента.

Затем вяжут арматуру и заливают бетон. После затвердевания бетона платформу поднимают и устанавливают на тензоопоры при помощи домкратов. Преимуществами таких весов являются снижение металлоемкости, трудозатрат на изготовление и расходов на транспортировку, а также увеличение стабильности показаний взвешивания благодаря повышенному собственному весу платформ (массе покоя).

Помимо собственной продукции компания предлагает минимальный по затратам вариант модернизации механических весов путем установки старой грузоприемной платформы на весоизмерительные тензорезисторные датчики. Рычажную систему механических весов при этом демонтируют, а весы через вторичный прибор подключают к компьютеру. Но целесообразность такой модернизации полностью зависит от состояния старой платформы.

Подготовлено по материалам компаний «Альфа-Эталон», «ФизТех», «Тензо-М»

Компания « СХТ» предлагает своим клиентам широкий ассортимент автомобильных весов и множество дополнительных услуг.

Существует множество различных вариантов исполнения и модификаций автомобильных весов, а также дополнительного оборудования. Выбор обуславливается исходя из рода деятельности и индивидуальных предпочтений заказчика.

Независимо от типа весов и их комплектации, принцип определения веса автомобиля на автомобильных весах остается неизменным.

Автомобиль, вес которого необходимо определить, подъезжает к установленным и готовым к эксплуатации весам. В случае если в комплект весов входит комплекс видеонаблюдения, то оператор весового терминала фиксирует марку и государственный номер автомобиля для ведения отчетности. Далее оператор обнуляет показания весового терминала, проверяет готовность автомобильных весов к взвешиванию и дает разрешение на заезд автомобиля на грузоприемную платформу автомобильных весов, известив водителя звуковым или световым сигналом (если звуковая сигнализация и/или светофор входит в комплект). Водитель заезжает на металлическую платформу по бетонному или металлическому пандусу (в зависимости от типа автомобильных весов), который устанавливается монтажной бригадой во время строительства фундамента и монтажа автомобильных весов. Во время заезда на грузоприемную платформу автомобильных весов, металлическая платформа приходит в движение – это нормальное явление. Платформа может состоять из нескольких модулей которые в свою очередь установлены на несколько тензометрических датчиков 4/6/8 или 10 (в зависимости от длины и грузоподъемности автомобильных весов), которые установлены на одном уровне и двигаются по принципу всем известной « неваляшки». От излишних колебаний положения платформы, весы оберегают боковые отбойники и регулировочные винты. Платформа в момент определения веса, автомобиля не должна механически контактировать с элементами фундамента во избежание влияния на показания автомобильных весов.

Принцип работы весового тензодатчика

Автомобиль, заехавший на платформу, оказывает усилие через металлоконструкцию грузоприемной платформы на тензодатчики, принцип работы которых основан на зависимости сопротивления проводников от приложенного к датчику механического усилия.

Изменение сопротивления происходит по двум причинам: изменение размеров чувствительного элемента и изменение удельного сопротивления материала тензодатчика. Сигнал об изменении сопротивления тензодатчиков собирается воедино в нормируемой коробке и поступает на аналогово-цифровой преобразователь весового терминала.

После преобразования аналогового сигнала в цифровой на экране терминала появляется информация о весе автомобиля. Посредством соединительного кабеля значение измеренного веса передается на компьютер, на котором установлен пакет программного обеспечения на базе платформы 1С, обеспечивающий ведение отчетности (если входит в комплект). После фиксации информации о весе автомобиля оператор дает разрешение на съезд с платформы весов, подав звуковой или световой сигнал и подняв шлагбаум.

После окончания процесса определения веса автомобиля, персонал обслуживающий весы, должен удостовериться в отсутствии попадания грязи или камней с колес автомобиля между платформой и фундаментом весов с целью предотвращения негативного влияния на работу автомобильных весов.