Рекомендации по дальнейшей эксплуатации автомобиля. Советы по эксплуатации автомобиля

Каждому из нас неизменно хотелось бы продлить жизнь нашему автомобилю, исключив какие-либо серьезные и сложные поломки. Продлить срок эксплуатации автомобиля можно не только использованием качественных запчастей и регулярным обслуживанием. Необходимо правильно использовать машину, что и предупредит ее преждевременный выход из строя.

Каждый из нас осведомлён о том, что необходимо регулярно выполнять сервисное обслуживание автомобиля, менять ремень ГРМ, колодки, топливные и воздушные фильтры, масло в двигателе. Причём такая работа выполняется на регулярной основе и желательно с периодичностью в 10000 километров пробега по замене масла. Пропускать такое обслуживание не следует, так как это приводит к серьезным поломкам двигателя и других дорогостоящих систем автомобиля. И всё же, не только от качественного ремонта и сервисного обслуживания двигателя будет зависеть эксплуатация автомобиля.



Многие из нас уверены, что своевременное мытье автомобиля сказывается исключительно на внешнем виде машины. Однако в действительности такая грамотная мойка машины позволит предупредить появление ржавчины, которая является настоящей чумой каждого автомобиля. В особенности в зимнее время года, когда дороги обильно посыпают реагентами и солью, потребуется своевременно мыть машину, что предупредит появление коррозии, а, следственно, автомобили можно будет эксплуатировать дольше.

Если летом ничего не мешает нам мыть автомобиль самостоятельно, то зимой следует всё же постоянно наведываться в специальные автомойки, причём заказывать услугу в том числе мытья днища машины. Такая работа выполняется с регулярностью раз в две недели при условии активной эксплуатации транспорта. Пренебрегать правильной мойкой автомобиля, в особенности в зимнее время года, не следует.



Автовладельцы часто возят в машине различный мусор и ненужные им тяжеловесные предметы. Дело в том, что такой лишний груз в машине только лишь нагружает транспорт, приводя к преждевременному выходу из строя двигателя, коробки передач и других узлов. Чем больше вес у автомобиля, тем больше нагрузка на него, следственно, тем меньше прослужит такой транспорт.

Поэтому следует убрать из багажника всё лишнее, не нужно возить огромную канистру с маслом, ящик с инструментами или пятилитровую бутылку с омывающей жидкостью. Убрав такие ненужные и неиспользуемые вещи можно на 50 и более килограмм уменьшить вес машины, соответственно улучшаются показатели экономии топлива, а машина при правильной эксплуатации прослужит вам максимально долго.

Многие машины попросту не предназначены для эксплуатации в тяжелых условиях, когда автомобиль постоянно загружен и эксплуатируется в качестве рабочей лошадки. Если вы заядлый дачник или занимаетесь стройкой загородного дома, то необходимо будет приобрести соответствующий джип или пикап, которые будут оптимизированы для эксплуатации в таких жестких условиях. А вот используя обычную легковую машину для перевозки различных тяжелых грузов и стройматериалов в скором времени мы неизменно столкнёмся с необходимостью дорогостоящего сложного ремонта техники.



Легковые автомобили не предназначены для скоростной и агрессивной езды. Любой резкий старт с места, в особенности с пробуксовкой, неизменно приведет к повышенной нагрузке на трансмиссию и двигатель. Следует ездить максимально плавно, аккуратно дозировать газ, исключая рывки в трансмиссии и торможения в пол. Если вы хотите почувствовать себя Шумахером и любите скоростную езду, то и машину следует покупать соответствующую спортивную, понимая при этом, что прослужит такой автомобиль куда меньше, нежели машина, которую бережно и аккуратно эксплуатируют.

Любой разгон автомобиля с пробуксовкой - это в первую очередь серьёзная нагрузка на трансмиссию. В особенности отрицательно подобное сказывается на автоматических коробках передач, где буквально несколько таких стартов в пол приведет к необходимости дорогостоящего ремонта техники. Также такие резкие разгоны и троганье с места с пробуксовкой приводит к быстрому истиранию протектора покрышек. Колёса приходится менять едва ли не каждый год, что существенно увеличивает расходы автовладельца на эксплуатацию техники.

Также рекомендуется не начинать сразу движение после длительной стоянки автомобиля. Лучше всего будет прогреть двигатель и коробку передач, и лишь после этого отправляться по делам. Таких пару минут прогрева мотора будет достаточно, чтобы температура масла вышла на рабочие параметры, двигатель и коробка правильно и качественно смазывались, что и позволит предупредить износ и преждевременные поломки дорогостоящих узлов автомобиля.



Несмотря на наш предыдущий совет не ездить быстро и не стартовать с пробуксовкой с каждого светофора, всё же следует правильно выбирать скорость движения автомобиля, и не ездить излишне медленно. Двигатель в оптимальном режиме должен работать приблизительно на двух-трех тысячах оборотов у бензиновых авто. Только так можно будет обеспечить его оптимальную нагрузку и отсутствие каких-либо серьезных поломок транспорта.

При этом помните, что длительная эксплуатация автомобиля, когда мотор часто держат у красной зоны тахометра, неизменно приводит к существенной нагрузке на двигатель, в итоге появляются серьезные проблемы с поршнями, цилиндрами и коленвалом, приходится выполнять дорогостоящий и сложный ремонт силового агрегата. Именно поэтому при эксплуатации транспорта следует избегать таких ситуаций, когда стрелка тахометра находится у красной зоны. Разгоняться следует всегда плавно, бережно эксплуатируя двигатель вашего автомобиля.

Соответственно, исходя из оптимальных оборотов двигателя и необходимо будет выбирать наилучшую скорость движения автомобиля. В машине с автоматической коробкой передач блок управления будет самостоятельно выбирать передачу, подстраивая автомобиль под оптимальную нагрузку. А вот с механической коробкой передач необходимо будет водителю самостоятельно определиться с тем, какая скорость необходима на том или ином участке движения и какую ему включить передачу.



Заключение

Правильная эксплуатация автомобиля станет залогом отсутствия его поломок, и машина прослужит своему владельцу максимально долго. Необходимо не только своевременно выполнять ремонт и техническое обслуживание, но и правильно использовать машину, не допускать быстрой и агрессивной езды, не перевозить в машине различные тяжеловесные грузы, правильно и регулярно мыть кузов. Это позволит избежать как появления коррозии, так и чрезмерной нагрузки на подвеску, трансмиссию и двигатель автомобиля.

АКПП от МКПП отличается простой управления и не требует от водителя дополнительных навыков или умений. С управлением автомобилем на автомате может успешно справиться даже ребенок. Эксплуатация АКПП имеет свои особенности.

Селектор АКПП – основной орган управления автоматической коробкой передач. На селекторе АКПП, как правило, расположены следующие обозначения:

P – Режим парковки. Коробка блокируется.

N – Нейтраль, колеса автомобиля не заблокированы, момент с двигателя на них не подается.

D(D3) – Нормальное движение вперед с переключением всех передач последовательно.

S(L2,2,D2)– Режим пониженной передачи. В экстремальных условиях это принудительный сброс передачи и торможение двигателем. Если зимний режим не предусмотрен, то S будет его аналогом.

L(D1) – Движение только на первой передаче. Ездить на этой передаче долго и тем более быстро нельзя. Коробка и мотор быстро перегреются, выйдут из строя и будет необходим ремонт.

Overdrive – Запрет на переключение последующей передачи. Необходим для обгона.

Power/Sport – Режим АКПП, когда передачи переключаются на более высоких оборотах двигателя.

ECO – Режим экономии.

Winter/Snow – Режим езды по скользким покрытиям (песок, снег, лед), машина будет стартовать со 2–3 передачи, обеспечивая более простое преодоление препятствий. Особенно актуально для зимних условий.

Block – Кнопка разблокировки (может быть в виде ключа) для переключения передач без ключа в замке зажигания. Необходимо для буксировки автомобиля после аварии или поломки.

Kick-down - Режим эксплуатации для быстрого ускорения. Педаль газа нажимается до упора, автомат «думает» 1–2 секунды и начинает резко разгонять автомобиль.

После покупки автомобиля лучше изучить руководство по его эксплуатации. Автомат серьезно облегчает жизнь любому автовладельцу, но не в состоянии исправить всего его ошибки. Для корректной езды все равно понадобится опыт и понимания работы автомобиля.

Как правильно ездить на машине с коробкой автомат?

  1. Перед поездкой, особенно в зимний период обязательно дать машине прогреться. Масло должно распределиться по АКПП. Некоторые производители советуют несколько минут постоять на включенной передаче (на тормозе, разумеется). Если не соблюдать это требование, коробка сломается и понадобится ремонт.
  2. Не рекомендуется оставлять машину на подъеме только на паркинге, необходимо использовать ручник. На положении P коробка блокируется механически, но блокировка не рассчитана на нагрузки. Если машина каким-то образом придет в движение в этом положении селектора АКПП получит повреждения.
  3. Задняя и передняя меняются только тогда, когда машина остановится, но при этом задерживать рычаг в положении N крайне не рекомендуется.
  4. Начинать движение только после характерного толчка включения передачи.
  5. Разгоняться и трогаться необходимо максимально плавно. От этого зависит износ механизмов АКПП.
  6. Переводить рычаг в положение N при непродолжительных остановках на светофорах не рекомендуется, как и при движении с горки. Опыт показывает, что переключение передач на скорости быстро выводит АКПП из строя.
  1. При движении на скользком покрытии (дождь, снег, лед, песок) необходимо двигаться максимально плавно не допуская пробуксовки. Если машина все-таки застряла, буксовать категорически нельзя – коробка может умереть прямо на месте. Существует огромное количество советов и способов преодоления препятствий. Привыкайте ездить плавно в зимних условиях.
  2. Периодически контролировать состояние и уровень масла. Старое масло теряет свои свойства и уже не может обеспечить коробке нормальные условия работы.
  3. При обгоне пользоваться режимом overdrive.
  4. Если с коробкой что-то не так – нужно сразу транспортировать её в сервис и произвести ремонт. Езда на неисправной АКПП только усугубит ситуацию.
  5. Запуск двигателя возможен только в положения N и P.
  6. Если необходимо быстро двинуться с места, а автомат «тупит», держите педали газа и тормоза 1–2 секунды до начала движения затем резко отпустите тормоз.
  7. Транспортировать автомобили с помощью АКПП не рекомендуется. В крайних случаях это можно сделать очень медленно и только на самой низкой передаче (L).
  8. Заливайте только то масло, которое рекомендует производитель. Если масло имеет другие свойства, АКПП выйдет из строя и будет необходим ремонт. Понять, какая марка нужна, поможет руководство по эксплуатации.

АКПП и зима

Режимы эксплуатации АКПП в зимний период имеют свои особенности. Большинство неполадок автоматических короб передач происходит именно зимой, поэтому очень важно соблюдение рекомендаций по эксплуатации автомобиля в холодный период года:

  1. Зимой много снега, что ведет к частым пробуксовкам автомобиля. Этого следует избегать.
  2. Важно прогревать коробку зимой, сразу после того, как прогрели двигатель.
  3. Если масло АКПП не менялось более 30 тыс. км пробега, стоит заменить его. Особенно важно сделать это перед эксплуатацией автомобиля зимой.
  4. Нужно переключить коробку в режим «движение зимой», если таковой имеется в автомобиле. Обычно он обозначается следующими символами: WINTER, SNOW, «*», HOLD.

Учитывая особенности управления автомобилем зимой и соблюдая правила эксплуатации, автовладелец избавит себя от множества проблем, характерных для этого времени года.

Эксплуатация популярных марок автомобилей с коробкой автомат

Форд Фокус

Коробка передачи автомобиля Форд Фокус отличается такой же надежностью и долговечностью, как и другие детали этой марки. Специалисты считают трансмиссии автомобилей Форд одними из самых безотказных и стабильных, кроме того их ремонт достаточно прост и дешев.

Неправильная и небрежная эксплуатация, несоблюдение рекомендаций производителя автомобилей Форд может привести к преждевременной поломке или даже окончательному выходу из строя АКПП Форд Фокус, с потребностью её полной замены. Чтобы избежать столь неприятных последствий, не стоит пренебрегать простейшими правилами пользования АКПП в автомобиле Форд Фокус и рекомендованными способами ухода за ней.

К слову, правила эти совсем несложные:

  • старайтесь избегать резкого старта и торможения, пробуксовки автомобиля Форд Фокус;
  • обязательно прогревайте Форд Фокус перед началом поездки;
  • правильно и плавно переключайте селектор, избегайте использование kick-down (принудительного понижения передачи);
  • следите за уровнем масла в АКПП, вовремя меняйте его; Узнать период замены для модели АКПП можно посмотрев руководство по эксплуатации.
  • время от времени заменяйте расходные материалы автомобиля Форд Фокус: фильтры, прокладки, сальники.

При соблюдении этих нехитрых приемов, можно в несколько раз продлить эксплуатационный период автоматической коробки передач автомобиля Форд Фокус, а также использовать ее потенциал в полном объеме.

Лада Гранта

Лада Гранта является первым автомобилем отечественного производителя, на который установили автоматическую коробку передач, что стало настоящим прорывом в машиностроение нашей страны. Первая Лада Гранта с такой коробкой передач была выпущена в 2012 году. АКПП для автомобилей Лада Гранта поставляет японская фирма JATCO. Трансмиссии этого бренда монтируются на автомобили таких известных марок, как Тойота, Ниссан, Фольксваген, Мазда и Субару. Адаптация японской АКПП с двигателем, произведенным в Тольятти, давалась производителям нелегко, в связи с этим инженеры решили обратиться за помощью к своим австрийским коллегам. Вследствие этих совмещений от многих функций АКПП из Японии пришлось отказаться, но, в конечном итоге, соединить азиатский АКПП с отечественным мотором все-таки удалось.

Сомневаться в надежности АКПП автомобиля Лада гранта не приходится, российским производителям удалось выпустить действительно качественный авто, постоянный ремонт которого не требуется. Многочисленные тест-драйвы и положительные отзывы автовладельцев машины марки Лада Гранта подтверждают эту информацию. Но, как и в любом другом автомобиле, при эксплуатации автоматической коробки передач в Гранте, нужно соблюдать некоторые правила:

  • следить за уровнем масла в АКПП и его состоянием, вовремя менять фильтры и сальники; Какие применять фильтры и какая нужна марка масла, можно узнать, посмотрев руководство по эксплуатации;
  • нажимать педаль газа плавно, стараться избегать пробуксовки;
  • в сильные морозы, стоит прогревать автомобиль 10–20 минут;
  • при транспортировке, важно фиксировать ведущие колеса над землей, чтобы избежать их вращения;
  • нельзя передвигаться на автомобиле Лада Гранта, когда у него неисправен двигатель, нажимать педаль «газ» и «тормоз» одновременно, и переключать передачу в режим «вперед» или «назад» пока движение автомобиля окончательно не прекращено;
  • при заднем ходе на автомобиле Лада Гранта не рекомендуется переходить на большую скорость движения;
  • если масло В АКПП стало черного или коричневого цвета, его следует немедленно заменить и провести диагностику работы АКПП автомобиля Лада Гранта.

Тойота Камри

Кузов Тойота Камри 30 комплектуется коробкой U241E. Это усиленная КПП предназначенная для работы на 2 и 3 литровых моторах. Камри 30 во всех отношениях надежная и неприхотливая машина, это касается и коробки. Запас мощности на 30 кузов достаточно солидный, что позволяет эксплуатировать АКПП в достаточно экстремальных условиях и долгое время передавать большой момент без последствий. По сравнению U240, 41 модель имеет усиленные барабаны, оси и насос. Для правильной эксплуатации Камри 30 понадобится следить за уровнем и состоянием масла, как и любая АКПП, U241E чувствительна к масляному голоданию. Имея в своем распоряжении надежную Камри 30, водители часто просто забывают о периодическом обслуживании, полагая что этот автомобиль сначала должен проехать свой первый миллион. Это не так. Камри 30 проедет больше 1000000 только при правильной эксплуатации. Также на 30 кузов можно найти АКПП U250, U141, U151. На 30 модели с двигателем 2AZ устанавливался 5-ступенчатая U250.

Хонда

Владельцам Хонда Цивик, Елемент, Пилот, Стрим следует помнить, что на АКПП нет дополнительного радиатора охлаждения и эксплуатировать коробку следует очень бережно. Современные АКПП Хонда, например, Аккорд кузов, начиная с CL7, оснащены дополнительным режимом М, отвечающим за ручное переключение передач. D3 – режим для тяжелых условий эксплуатации Хонда: городские пробки, прицеп, пересеченная местность.

Ауди 8, БМВ 3,5,6 и Фольксваген Фаетон

АКПП 09L устанавливается на премиальные автомобили Ауди 8, БМВ 3,5,6 серии (кроме 7 серии, на 740 кузов ставится по-прежнему 5-ступенчатая) и Фольксваген Фаетон . 09L имеет 6 ступеней и рассчитана на двигатели объемом до 3.5 литров. За счет такого количества передач в 09L серьезно влияет на экономию топлива, кроме того, 09L очень надежная и неприхотливая коробка. Для правильной эксплуатации 09L необходима частая замена основного фильтрующего элемента, однослойной мембраны. Если её не менять, это приведет к масляному голоданию и 09l быстро выйдет из строя и понадобится ремонт.

Мерседес

Бренд Мерседес Бенц самостоятельно разрабатывает и производит коробки передач для своих автомобилей, именно поэтому характеристики этого агрегата обладают надежными и долговечными параметрами. Работа АКПП автомобилей Мерседес отличается особой плавностью, что полностью совпадает с идеологией устройства машин этой марки в целом. Большинство моделей марки Мерседес Бенц имеют коробку передач -типа вариатор.

Вариатор - это приспособление в АКПП, передающее крутящий момент, который направлен на плавное изменение передаточного отношения в некотором диапазоне регулирования. Другими словами, вариатор необходим для бесступенчатого движения, которое придает плавное вращение ведущим колесам. Таким образом, Мерседес с коробкой передач типа вариатор, начинает свое движение более ровно, а скорость набирает без провалов и рывков. Ускорение при этом происходит более стремительно за счет отсутствия переключения передач.

Также владельцу автомобиля марки Мерседес, на котором стоит АКПП типа вариатор никогда не придется испытать такие неприятные моменты, как заглохшая на светофоре машина или откат назад при движении в гору. Некоторых автолюбителей может насторожить совершенно одинаковый звук мотора, в независимости от того, на какой скорости и в каком режиме он работает, но кроме отсутствия эстетического удовольствия от спортивного «рыка» двигателя, это не несет никаких негативных последствий, и никак не влияет на динамические свойства автомобиля марки Мерседес.

У коробки вариатор есть несколько весомых эксплуатационных отличий, которые должны учитывать владельцы автомобиля Мерседес:

  1. В вариатор заливают специальную жидкость, которая отличается от обычного масла, требующегося для АКПП. Кроме того, требуется тщательный контроль уровня этой жидкости в коробке передач.
  2. Следует избегать сильных нагрузок на автомобиль в холодное время. Перед началом движения обязательно прогревать автомобиль.
  3. Работа коробки вариатор напрямую зависит от исправности датчиков давления, скорости, положения коленвала. В случае когда хотя бы один из них выйдет из строя, использование автомобиля Мерседес будет нести за собой весьма пагубные последствия, в том числе и неправильную работу трансмиссии. Поэтому очень важно следить за датчиками автомобиля, делать их визуальный осмотр перед каждым началом движения.
  4. И самое важное, при обнаружении неполадок коробки вариатор, ее нельзя починить самостоятельно. Ремонтировать вариатор и производить его замену нужно только у специалистов в салоне по техническому обслуживанию автомобилей. Ремонт вариатора не освоен на территории России в должной мере, следует помнить об этом и не подвергать КПП лишним нагрузкам.
  5. Изучите руководство по эксплуатации автомобиля с вариатором и не допускайте ошибок.

Этот риторический вопрос задает себе каждый владелец авто, какой бы машиной он не владел. Ответ прост – читайте инструкцию, и Вы не ошибетесь. Если читать лень, то придется все равно прочитать эту статью, в которой мы хотим передать Вам советы инженера-автомобилиста с сорокалетним водительским стажем.

Начинаем с наружного осмотра: обходить авто по кругу не обязательно, но подходя к машине внимательно посмотрите на внешнее состояние кузова, накачку шин, наличие внешней навески – дополнительные фары, если они есть, щетки стеклоочистителя, молдинги, фирменные значки. Если все в порядке, можете сесть в машину. Дальнейшие Ваши действия зависят от технического состояния вашего авто. Машина новая – не морочьте себе голову и спокойно катайтесь на здоровье, техническое состояние машины в руках гарантийного СТО.

Ваша машина прошла гарантийный пробег — начинайте следить за ее поведением. Перед запуском двигателя загляните под капот, проверьте уровень масла, отсутствие подтеканий масла и тосола. Состояние ремня генератора проверяют нажатием руки.

Двигатель должен запускаться сразу. Без длительного использования стартера. Нормально отрегулированный двигатель должен запускаться на «холодную» через 5-8 секунд после запуска. Более длительный запуск свидетельствует о проблемах: состояние электорооборудования (свеч, состояние проводки, качество работы стартера). Повышенное дымление из выхлопной трубы свидетельствуют о проблемах поршневой группы: состояние колец и т.п. Все это может послужить поводом для визита к электрику или мотористу.

Наконец завели двигатель. Слушаем. Инструкции по эксплуатации пишут, что езду можно начинать сразу после запуска двигателя. В общем – сомнительно. Масло должно прогреться и попасть во все «щели», иначе будет плохо. В современных автомобилях рекомендуется начинать движение после того, как стрелка температурного датчика отойдет от нуля. Стука в работе движка не слышно. Значит поехали.

Не станем останавливаться на навыках и способах вождения – это особая тема. Итак поехали. Очень важно научиться слушать и, что самое главное слышать все то, что происходит в салоне. Надо научиться отличать шумы движения от так называемых звуков «тревоги» , которые могут шептать, могут говорить, но и могут кричать о том, что что-то не так. При наличии вещей, которые Вы не понимаете, не надо стесняться обратиться к специалисту, и поверьте – это обойдется Вам гораздо дешевле, чем советы «бывалых».

Не надо забывать, что шумы в салоне при всех прочих равных условиях напрямую завися от давления в шинах. Слишком малое давление может стать причиной преждевременного износа скатов, большое – может привести к износу ходовой. Где-то раз в две недели не поленитесь подъехать к шиномонтажке и проверить давление шин, помните, что оно может меняться в зависимости от температуры, режимов движения. При движении на ровной дороге и при отсутствии помех встречного и попутного движений попробуйте отпустить руки от руля на несколько секунд и посмотреть, как ведет себя автомобиль: если машина идет ровно без отклонений, то все в порядке, если ее тянет в какую-нибудь сторону, то это повод проверить развал, схождение. Вы заплатите мизер, по сравнению со стоимостью резины, ремонтом ходовой и похожими «мелочами».

Еще один небольшой совет: никогда не экономьте на жизненно-важных (для машины конечно) запчастях. Можно купить запчасти б/у без никакой гарантии и красиво «попасть» на покупку оригиналов плюс довольно таки дорогостоящие услуги специалиста.

Продажа топлива

Компания Интоп предлагает на выгодных условиях купить бензин или дизельное топливо оптом. Наше топливо проходит тщательную проверку на качество. Мы Вам сделаем самое оптимальное предложение по покупке топлива не рынке нефтепродуктов.

Долговечность автомобиля

Долговечность автомобиля во многом зависит от стиля вождения, поэтому обсудим то, как мы ездим и как не следует ездить, если, конечно, есть желание сберечь и автомобиль, и деньги.

Отправляясь на автомобиле на работу или в деловую поездку, попробуйте подсчитать, сколько раз вам приходится пользоваться сцеплением, коробкой передач и тормозами. Ведь пока машина в порядке, редко кому приходит в голову обращать внимание на то, как используются те или иные органы управления. Конечно, поменять, скажем, до времени стертые тормозные колодки несложно. А вот с заменой тормозных барабанов или дисков придется повозиться. И уж совсем непросто справиться с изношенными деталями сцепления или коробки передач.

Ничто, конечно, в автомобиле не вечно. Но если вы, допустим, неоправданно часто пользуетесь сцеплением, маневрируя в густом городском потоке, и не снимаете ногу с педали, даже стоя на светофоре, положенные 80 тыс. км пробега диск сцепления служить, разумеется, не будет. Досрочная его замена положения не спасет: на очереди преждевременный выход из строя пластин «корзины» сцепления и подшипника выключения сцепления, который от бездумной эксплуатации трансмиссии попросту «высыхает» и проламывает «корзину»...

То же самое можно сказать и о коробке передач. Самая «терпеливая» из отечественных – «жигулевская» коробка передач – способна «отъездить» и 150, и 200 тыс. км без ремонта; несколько больше способны служить коробки передач автомобилей Audi. Но лихое управление коробкой, сопровождающееся рывками рычага из одного положения в другое, задолго до срока выводит из строя синхронизаторы. А это хоть и не самый сложный, но ремонт. Поэтому терпеливые водители, переключая передачи, пользуются методикой «на три счета», то есть как бы про себя говорят «раз, два, три» при переводе рычага из одного положения в другое.

Впрочем, «спортсменам», предпочитающим резво «брать с места в карьер», приходится расплачиваться не только выходящим из строя рулевым управлением и досрочно изношенной резиной. При таком стиле езды огромная нагрузка приходится на детали привода – шарниры равных угловых скоростей, подшипники, диск сцепления, не говоря уже о двигателе. Спору нет, современные автомобили, оснащенные мощными моторами, могут какое-то время ездить, как спортивные. Но для «спортивных» нагрузок они не предназначены, если, конечно, речь не идет о «разовом» автомобиле.

Что делать, если все же возникает необходимость «рвать» мотор, выбираясь по раскисшей дороге или буксуя в песке или на льду? Опытные водители знают, как поступать в подобных случаях: они создают для автомобиля условия, повышающие его проходимость. Достаточно снизить давление в шинах ведущих колес до одной атмосферы, чтобы значительно улучшить сцепление колес с поверхностью грунтовой дороги. А на переднеприводном автомобиле, превосходящем по проходимости автомобиль классической компоновки, сложные участки грунтовых дорог преодолевают, двигаясь задним ходом.

Подготовка автомобиля к зиме

Все приведенные ниже советы и рекомендации необязательно выполнять самостоятельно. Если нет желания возиться – есть сервисные станции и мастера-профессионалы. Но вы должны представлять, что именно необходимо сделать с автомобилем, четко объяснить это мастеру, а иногда и проследить за тем, чтобы все было сделано как следует.

Шины

По снегу и льду в босоножках не ходят – автомобиль на зиму тоже надо переобуть. О зимней резине написано много, поэтому напомним коротко лишь основные моменты.

Для зимней эксплуатации предназначены шины с маркировкой: «M+S» («Mud+ Snow» означает грязь+снег), «W» («Winter», или зима). Эти надписи иногда сопровождаются пиктограммами в виде снежинки или тучки.

Лучше выбирать шины несколько уже, чем те, которые вы используете летом, – естественно, в пределах допустимого для вашего автомобиля диапазона размеров. Протектор должен продавливать снежно-грязевую кашу до твердого покрытия, узкие шины справляются с такой задачей лучше.

Зимой нежелательно применять всесезонные шины – те, что маркируются индексами «AS» («All Seasons» – все сезоны) или «AW» («Any Weather» – любая погода).

«Зимние» возможности у них слабенькие; всесезонными в полном смысле этого слова их можно считать только в том случае, если речь идет о малоснежной Европе, а не о России.

Шипованные шины на льду и снегу держат лучше, чем нешипованные. Но на чистом асфальте при торможении на шипах возрастает вероятность блокировки колес, заноса и тормозной путь: стальные шипы неплохо скользят по асфальту. Опасность состоит еще и в том, что водители слепо верят в шипы и, тормозя на асфальте, ожидают от них такой же мертвой хватки, как и на льду. Кстати, нешипованные зимние шины новых поколений на скользкой поверхности ведут себя не хуже, чем шипованные.

Некоторые водители зимой ставят шипованные шины только на ведущие колеса. А на ведомых оставляют... летние. Не делайте так, это опасно. На скользкой дороге вероятность сноса нешипованной пары колес очень велика даже в относительно безобидных ситуациях – слишком сильно отличаются коэффициенты сцепления и сопротивления боковому уводу.

Двигатель

Главная проблема зимой – пуск холодного двигателя. Чаще она возникает применительно к карбюраторным моторам, но в сильный мороз с ней может столкнуться и владелец автомобиля с двигателем, оснащенным системой впрыска. Причины известны – загустевшее масло, падение емкости аккумулятора и плохое испарение бензина. Масла и аккумуляторы мы рассмотрим отдельно, а пока несколько слов об опыте стран с холодным климатом, где широко применяются предпусковые электроподогреватели, этакие «кипятильники» в системе охлаждения двигателя. Подъехал к дому или офису, воткнул вилку в розетку, включил таймер... К нужному времени двигатель будет прогрет, а некоторые конструкции подогревателей обеспечивают и прогрев салона.

Электрические устройства подогрева уже несколько лет представлены и на российском рынке. Наибольшей популярностью пользуются финские подогреватели, которые могут комплектоваться таймерами.

Основной недостаток электроподогрева состоит в том, что у дома или офиса нужно иметь специальный щиток с розеткой. Выход – автономный подогреватель на жидком топливе, который тоже встраивается в систему охлаждения двигателя и работает по принципу водогрейного котла. Топливом для него служит бензин или дизельное топливо в зависимости от того, на чем работает двигатель вашего автомобиля.

Польза от систем подогрева состоит еще и в том, что при их применении увеличивается ресурс двигателя. Каждый пуск холодного мотора при температуре –20 °С эквивалентен пробегу 800 км. Кстати, согласно современным воззрениям мотор достигнет рабочей температуры быстрее, а его износ будет меньше, если после пуска не стоять на месте, а начать движение как можно быстрее, избегая, конечно, излишней нагрузки на двигатель.

Масло

Замену масла обычно прозводят в привязке к пробегу машины, а не к сезону. Подавляющее большинство современных моторных масел в той или иной степени всесезонное. Считается, что заливать надо то, что предписано производителем в инструкции по эксплуатации автомобиля. Но зимы бывают разные – и теплые слякотные, и морозные. И совершенно неясно, предполагал ли производитель, что его автомобиль будет эксплуатироваться в условиях российской зимы и что масло ему потребуется «похолоднее».

Если вы решили отступить от требований инструкции, при выборе масла можно пользоваться нехитрым приемом определения его температурной пригодности – для подстраховки. Назовем этот прием «правилом 35».

В маркировку моторного масла должно входить обозначение класса его вязкости по шкале SAE. Например: 15W-40. Это значит, что данное масло по вязкости при «минусовой» температуре удовлетворяет требованиям, предъявляемым к зимним маслам класса 15W, а при «плюсовой» – к летним маслам класса 40.

Запомните число «35». Если из него вычесть «зимний» индекс класса вязкости (в нашем примере это «15»), то получится величина, называемая предельной температурой прокачиваемости, т.е. температура, при которой масло еще сохраняет текучесть: 35–15=20. Значит, маслом 15W-40 можно пользоваться при температуре до –20 °С.

Соответственно, чем меньше «зимний» индекс класса вязкости, тем масло «холоднее»: 10W – до –25 °С; 5W – до –30 °С.

Аккумуляторная батарея

Ударил мороз, и аккумулятор, еще вчера бодро крутивший стартер, наотрез отказывается это делать. Ничего удивительного: когда вы заряжали его последний раз?

Если аккумулятор сравнительно «молод» (до 3–4 лет), то в преддверии зимы его достаточно вымыть снаружи, очистить клеммы и полностью зарядить (если автомобиль постоянно эксплуатировался в городе, заряд батареи, наверняка, далек от номинального). Если аккумулятор старый и до номинальной емкости не заряжается, меняйте без раздумий, иначе зимой он вас подведет – емкость и так сильно падает с понижением температуры, а тут еще и повышенное энергопотребление: отопитель, подогрев сидений, свет, «дворники», обогреватель заднего стекла...

По оценкам специалистов, средняя продолжительность «полноценной жизни» аккумуляторной батареи составляет около 12 месяцев, дальше начинается постепенное «увядание». А пик продаж стартерных батарей, по данным продавцов, приходится как раз на осень.

Времена, когда автовладелец сбивался с ног в поисках нового аккумулятора, давно прошли: от разнообразия торговых марок и моделей на полках магазинов рябит в глазах. Какой выбрать – личное дело каждого. Отметим лишь, что на рынке сейчас можно выделить две ценовые группы: батареи стоимостью свыше $60 (обычно до $100), например Bosch, Steco, American, Fiamm, и аккумуляторы по цене ниже $60 (Mutlu, Inci, Centra, SAEM и т.д.).

Более высокие цены батарей первой группы определяются более совершенной технологией их производства. Эти аккумуляторы, как правило, относятся к категории необслуживаемых. Специальные типы электролитов и герметичное исполнение таких батарей увеличивают их ресурс и обеспечивают высокие стартерные токи, гарантирующие проворачивание коленчатого вала двигателя даже при сильных морозах. Ведущие производители сейчас в обязательном порядке используют технологию пакетирования пластин, в результате чего удается избежать короткого замыкания батареи в случае их разрушения.

Более дешевые аккумуляторы требуют периодического обслуживания – проверки плотности электролита и измерения его уровня.

Часто при покупке новой батареи стараются выбрать емкость побольше, лишь бы батарея влезла на отведенное для нее место. Но емкость не главное. Куда важнее стартерный ток, который обеспечивает батарея. Ведь даже у аккумулятора большой емкости этот показатель (из-за большого собственного сопротивления) может оказаться ниже, чем у аккумулятора меньшей емкости. Кроме того, батарее большой емкости требуется более высокий ток зарядки, который генератор вашего автомобиля не обеспечит, и батарея в процессе эксплуатации будет разряжаться все больше и больше, что плачевно скажется на сроке ее службы.

При покупке батареи, отличающейся от штатной, обратите внимание на расположение ее клемм: попадаются аккумуляторы «обратной полярности», до клемм которых провода вашего автомобиля могут и не дотянуться.

Система зажигания

Перед наступлением зимы не забудьте о высоковольтных проводах. После пары лет езды по нашим «соленым» дорогам их желательно заменить, лучше всего на провода с силиконовой оболочкой, которые менее чувствительны к перепадам температуры. Кроме того, на них не образуется изморозь, которая часто бывает причиной отсутствия искры. Банальной причиной неполадок в системе зажигания может быть коррозия или плохая затяжка клемм аккумуляторной батареи.

Отдельно – о свечах. Обычно их меняют каждые 15–20 тыс. км, т.е. один раз в полтора года (некоторые сверхсовременные свечи выдерживают 100 тыс. км пробега и более). Экономить на свечах (прокаливать, чистить и регулировать зазоры) не стоит. Заменяйте свечи хотя бы раз в год – это недорого. Новые свечи устанавливайте в преддверии зимы.

Система питания

Нередко система питания является причиной неудовлетворительной работы двигателя в зимнее время. И все из-за скопившегося в топливном баке водяного конденсата. Если в баке есть сливная пробка, воду можно просто слить; если нет, то «нейтрализовать», применив так называемые вытеснители влаги. Практически все ведущие производители автохимии (STP, Loctite, Wynns, Aspokem) предлагают подобные препараты: заливаемые в топливный бак, они постепенно очищают систему питания.

Не будет лишним поставить и новый фильтр тонкой очистки топлива, убедиться в чистоте форсунок.

Кузов

Зима не лучший сезон для автомобиля, особенно при движении по улицам, обильно посыпанным солью. Именно в этот период кузов максимально подвергается коррозии, поэтому его антикоррозионная обработка весьма желательна. Впрочем, по мнению сотрудников некоторых авторизованных станций технического обслуживания, для ряда новых иномарок, особенно с оцинкованным кузовом, заводской обработки вполне достаточно.

Антикоррозионная обработка требует строгого соблюдения технологии, и, хотя практически все производители защитных материалов выпускают их в упаковке для бытового применения, все-таки предпочтительнее обработку проводить в специализированном сервисном центре. Стоит заранее

выяснить, по какой технологии она выполняется. В любом случае перед нанесением защитного покрытия на днище и арки машина должна быть очищена от грязи, вымыта и тщательно высушена.

Зима – нелегкое испытание и для лакокрасочного покрытия кузова. Резкие перепады температуры, снег вперемешку с солью, ледяная корка – все это приводит к появлению микротрещин на краске. Поверхность кузова можно защитить специальными составами, пригодными для использования при низкой температуре, например Plus Teflon или Color Magic. Обработку этими препаратами проводят примерно раз в месяц после обязательной мойки машины и ее сушки.

Вопрос о том, где держать машину зимой, на самом деле обычно не стоит: те, у кого гараж есть, держат ее в гараже, те, у кого нет, – на улице. Как ни странно, с точки зрения

сохранности кузова (от коррозии, а не от кражи) между поездками и на ночь лучше оставлять машину на улице – при холодном кузове процесс коррозии идет медленнее. В холодном гараже выделяемого автомобилем тепла хватает на то, чтобы его немного согреть, и подтаявший снег с солью некоторое время активно делает свое черное дело. Ну а в теплом гараже, даже если вы тщательно отмыли машину от соли снизу, она всю ночь будет стоять мокрая...

Стекла

Обзорность – не только комфорт, но и безопасность. Поэтому вряд ли стоит напоминать о том, что стеклоочистители, обдув и обогрев стекол должны быть исправны. Щетки, оставляющие на стекле матовые полосы, смело выбрасывайте. А покупая новые, старайтесь выбрать фирменные – Bosch, ITE, Champion и т.п. Жителям северных регионов можно попробовать обогреваемые щетки, которые подключаются к бортовой сети; они появились в продаже не так давно.

Теперь непосредственно о стеклах. Их осмотр лучше доверить специалисту, но и личный контроль не помешает. Даже небольшой скол на ветровом стекле в первый же мороз после осеннего дождя превратится в полноценную трещину. Существующие технологии ремонта позволяют устранить подобный дефект без снятия стекла. Это проще и дешевле, чем замена стекла.

Еще одна «зимняя» проблема – запотевание стекол. При исправной системе вентиляции возникает редко, но... Помогает применение жидкостей-антизапотевателей, например Anti-Fog или Never Fog, которые достаточно наносить на стекло раз в неделю.

Эксплуатационные материалы

Все расходные материалы, в том числе антифриз и гидравлические жидкости в приводах тормозов и сцепления, имеют свой срок службы. Если возникают хоть малейшие сомнения, не надо отбирать порцию побуревшего или позеленевшего от старости антифриза из радиатора и ставить ее на пробу в морозильник. Замените антифриз. И не экономьте, покупая сомнительные препараты без этикеток и сертификатов, – дороже обойдется.

Не менее тщательно следует подходить и к выбору незамерзающих жидкостей для омывателей стекол. Это в сельской местности при –20 °С под колесами сухой и чистый снег. А в Москве даже в сильный мороз – грязная жирная жижа, которую щетки охотно размазывают по стеклу, превращая в непрозрачную белесую пленку. Поэтому запас жидкости в бачке омывателя ветрового стеклаобязательное условие безопасной езды. Но покупая жидкость, температура замерзания которой –20 °С, не обольщайтесь и не разбавляйте ее, даже если на улице –10 °С. Практика показывает, что на ходу жидкости с температурой замерзания –40 °С застывают на ветровом стекле даже в десятиградусный мороз, если стекло не обогревать (к вопросу об исправности системы вентиляции и отопления).

Незамерзающие жидкости для омывателя ветрового стекла, как правило, содержат добавки, которые эффективно удаляют грязь и очищают стекло. Некоторые из них, правда, излишне вспениваются, но и они намного лучше, чем дешевая водка, которую некоторые предпочитают заливать в бачок.

Эксплуатация шин

Шины на любом автомобиле изнашиваются неодинаково и неравномерно. Это обусловлено его конструкцией (например, ведущие и управляемые нагружены больше), техническим состоянием подвески (сайлентблоков, пружин, амортизаторов) и другими причинами.

Чтобы шины (включая «запаску») в процессе эксплуатации изнашивались одновременно и равномерно, заводы-изготовители рекомендуют менять колеса местами при каждом ТО, то есть через 10–15 тыс. км пробега. Однако каждая шина, попадая на новое место, сначала прирабатывается, а это не всегда проходит без последствий. Скажем, у нее лучше сохранились наружные дорожки. Встав на место той, где те же дорожки больше изношены, она быстро протрет свои, поскольку они сначала будут нагружены сильнее изношенных внутренних. Подобная приработка шин «съедает» тем большую часть ресурса (ходимости), чем хуже техническое состояние автомобиля, в первую очередь подвески. Кроме того, после ремонта ходовой части или регулировки развала-схождения колес характер износа остающейся на старом месте шины покажет, изменилось ли здесь что-нибудь.

Учитывая все это, опытные автолюбители меняют шины местами через 25–30 тыс. км пробега, т.е. один-два раза до выхода из строя. В этом случае заменять (и покупать) можно не сразу весь комплект шин, что многих устраивает.

Не заводится (советы)

Ваше техническое оснащение должно быть безупречным – ведь время, которым вы располагаете, это те же самые деньги, которые, надеемся, у вас тоже есть. Не теряйте ни того, ни другого. Если невесть куда пропавший галстук или прожженная утюгом брючина могут стать причиной срыва деловой встречи, то что тогда говорить об автомобиле, который не хочет заводиться за час до назначенных переговоров.

Ранним утром, свежевыбритый и полный великих планов, вы запрыгиваете в машину, «ключ на старт» и... Что за черт?! Еще разок. Еще... Нервные манипуляции с ключом в замке зажигания и педалями успеха не приносят. День испорчен с самого начала. Планы и настроение – «коту под хвост».

Успокойтесь. Не надо в английском костюме бросаться под капот и, размазывая галстуком грязь, пытаться ставить диагноз. За пять минут, скорее всего, не вылечите. Возьмите другую машину, а лечение захворавшего друга оставьте до вечера. И лучше поручите его «докторам» с хорошей репутацией, особенно если вы не специалист. Так будет дешевле. Ну а если ваш друг вам хорошо знаком и вы считаете себя целителем – что ж, попробуйте сами, если не лень пачкаться или другого выхода нет.

К определению диагноза надо приступать спокойно: изучите мысленно симптомы. Первый – «крутит» ли стартер? Если да, то насколько бодро? Ответ вы уже знаете – припомните, что происходило при первых попытках завести автомобиль. Если не помните, попробуйте еще раз.

Если стартер не крутит вовсе и даже не щелкает тяговым реле при включении зажигания, то он либо неисправен (можно закрыть капот и последовать приведенному выше совету: «Возьмите другую машину…»), либо неисправна электрическая цепь питания стартера (аккумулятор отключился или сел). Лишь на редких моделях цепь питания стартера может быть защищена предохранителем. Его несложно найти, особенно если заранее знать, где он находится. Если виноват аккумулятор, то кроме стартера, как правило, не работает и все электрооборудование. Простейший и самый легкий случай – слетела, загрязнилась или окислилась одна из клемм, но аккумулятор в порядке. Подтяните крепления клемм на нем и на стартере (если есть). Если выяснится, что батарея полностью села (забыли выключить на ночь габаритные огни), уехать все же можно, но с посторонней помощью. Здесь, как говорится, возможны варианты. Можно попробовать завестись с толчка, горки или буксира. Однако не обольщайтесь: машину с автоматической коробкой передач или электронным впрыском топлива (если там электрический бензонасос) этими способами завести не удастся. Придется «прикуривать» у соседа. Правда, у некоторых машин это может привести к повреждениям «компьютера» – центрального блока электронной системы управления двигателем (читайте инструкцию к машине). Если стартер крутит, но вяло (дело происходит летом, зима – предмет отдельного разговора), скорее всего, аккумуляторная батарея почти совсем разряжена. Это будет видно по слабому свету фар или работе звукового сигнала. В этом случае вступают в действие вышеуказанные варианты посторонней помощи.

Если стартер крутит бодро, а двигатель не реагирует на попытки его завести, смело исключайте из дальнейших размышлений все связанное с аккумулятором. Проверяйте систему зажигания или подачи топлива, не ошибетесь. При определении диагноза и лечении «болезни» каждой из систем необходим системный подход. Начинать лучше всего с зажигания – в этой системе неполадки встречаются чаще, особенно в сырую погоду.

Итак, надо «искать искру». Ваша машина оснащена электронной бесконтактной системой зажигания, которая может быть интегрирована в электронную систему управления двигателя. В любом случае система зажигания состоит из трех частей. Часть первая – низковольтная (специальный датчик плюс коробочка с электронной начинкой, формирующая искру). Часть вторая – повышающий трансформатор, именуемый в миру катушкой зажигания. Часть третья – высоковольтная (механический или электронный распределитель зажигания и высоковольтные провода системы зажигания, по которым к свечам подводится ток высокого напряжения). И, естественно, сами свечи. Проверку всего этого хозяйства надо проводить поэтапно и лучше начинать «с конца».

Этап первый. Высоковольтная часть системы. Проверьте, есть ли искра на центральном проводе – это тот, который соединяет катушку зажигания с распределителем. Наконечник провода нужно вынуть из крышки распределителя и приблизить к любой детали, имеющей хороший контакт с «массой» (кузовом) автомобиля (окрашена она или нет, не имеет значения), и закрепить так, чтобы между наконечником и выбранной деталью оставался зазор 5–7 мм. Крепить провод надо особенно надежно: если упадет на «массу», электроника мгновенно «прикажет долго жить». По этой же причине нельзя «чиркать» проводом по корпусу. Рукой держать его тоже не советуем, даже не своей, – здорово ударит током.

Этап второй. Проверните двигатель стартером. При этом смотрите, что происходит на наконечнике провода. Возможны два варианта. Более благоприятный – искра есть. Мощная, сопровождаемая громким щелчком. Это значительно сужает поле дальнейших поисков.

Первым делом надо снять крышку распределителя. Под ней может оказаться сыро и грязно. По такому «проводнику» искра охотно проскакивает куда угодно, только не туда, куда надо.

Вытереть, вычистить и высушить. Заодно невредно почистить и контакты распределителя, например, мелкой шкуркой. Осмотрите так называемый «бегунок». Если на нем или на крышке распределителя обнаружите темный след электрического пробоя, деталь придется менять. Самым пристрастным образом проверьте провода, идущие от распределителя к свечам. Провода и их наконечники должны быть сухими и чистыми. Если с ними, на ваш взгляд, все в порядке, можно поставить крышку на место, восстановить соединения и попробовать завести двигатель. Если неисправность таилась под крышкой, двигатель заведется или в худшем случае хотя бы начнет чихать. Симптом тоже благоприятный – вы на верном пути. Правда, придется выворачивать, чистить и сушить свечи: в попытках завести двигатель вы залили их бензином. Если двигатель даже не чихает, свечи все равно придется выворачивать, чистить и проверять. Проще, если есть запасной комплект.

Если вы уже добрались до этапа выворачивания свечей, можно довольно эффективно (и эффектно) проверить систему зажигания в целом. Подсоединив к вывернутым свечам высоковольтные провода системы зажигания, соберите свечи в пучок, как морковки, и обмотайте его по резьбовой части свечей мягким оголенным проводом. Убедитесь в том, что провод контактирует с каждой свечой, но не касается их центральных электродов. Свободный конец провода соедините с «массой». Расположив пучок свечей в удобном для наблюдения из салона месте, покрутите двигатель стартером. Между электродами свечей по очереди (в соответствии с

порядком работы цилиндров) должны проскакивать веселые искры. Если это так, то вся система зажигания исправна. Звук двигателя при этом будет очень непривычным, но не пугайтесь, ведь он крутится с вывернутыми свечами. Долго не крутите. Хуже, если на втором этапе проверки имеет место другой вариант: искры между центральным проводом и «массой» нет. Значит, дело не в высоковольтных цепях. Дальнейшие поиски будут посложнее, оцените запас своего времени и желания. Если и то и другое в наличии, приступайте к третьему этапу.

Этап третий. Проверьте, подается ли напряжение на катушку зажигания. Это легко сделать тестером, а если его нет, можно использовать подкапотную лампу. Правда, понадобится пара проводов, чтобы подключить ее к катушке. Подключать лампочку нужно между «массой» и входом первичной обмотки.

На третьем этапе, как обычно, также возможны два варианта: напряжение на катушку либо подается, либо нет. Если подается, виновата катушка – пробой или короткое замыкание, что, впрочем, случается крайне редко. Катушку придется менять. Чаще бывает плохой контакт в соединении проводов с катушкой. Или та же мокрая грязь, по которой искра утекает неизвестно куда. Иногда катушка начищена до блеска, но под ней сохраняется невидимая, очень узкая полоска грязи – неплохой проводник.

Если на третьем этапе вы убедились, что напряжение на катушку не подается – виновата электроника или контакты и ненадежные соединения в низковольтной части системы зажигания. С электроникой (коммутатор и реже датчик в корпусе распределителя) вы не справитесь – для их диагностики нужно специальное оборудование. Можно разве что подергать разъем датчика на корпусе распределителя – вдруг поможет. Напряжение на контактах разъема всего 12 В, поэтому дергать можно безбоязненно. Если напряжение появилось (при дерганье контактов лампочка мигает), восстанавливайте все развинченное и разобранное, запускайте автомобиль и, может быть, еще успеете по своим делам. Если двигатель не запускается, но уже хотя бы чихает – выворачивайте свечи и... (см. выше).

Может получиться и так, что всю систему зажигания проверили, она в порядке, а двигатель, хоть ты тресни, все равно не заводится. Значит, проблемы с другой из упомянутых ранее систем – системой питания, то есть подачи топлива в двигатель.

Если у вас машина с впрыском (инжекторная система подачи топлива), не прикасайтесь к ней (к системе). Вы можете лишь прийти к заключению, что неисправна именно она: искра есть, топливо подходит – значит, она, родимая. Лечение только в стационаре. В домашних условиях и у кустарей чинить ее бесполезно и даже вредно.

Редкий, но самый неприятный диагноз мы оставили напоследок. Если стартер работает нормально, а вы уже потратили кучу времени и убедились в том, что зажигание и питание в полном порядке, но автомобиль тем не менее не заводится – стоит осмотреть ремень привода распределительного вала. Впрочем, решайте сами: эту проверку можно провести и вначале, особенно если двигатель прошел более 60 тыс. км. Сложность в том, что придется снять или хотя бы частично отогнуть верхнюю часть закрывающего ремень пластмассового или металлического кожуха. Возможно, у ремня срезаны зубья (у ремней, как и у людей, зубы теряются от старости). В этом случае распределительный вал не вращается и двигатель работать не будет. Понятно, что беззубый ремень надо заменить. Процедура замены ремня несложна, но довольно хлопотна. Проводится в стационаре. Хорошо, если все ограничится заменой одного ремня, а не погнутых клапанов или всей головки блока цилиндров – такое тоже бывает.

Засорение системы питания (о причинах «атеросклероза»)

Попробуем объяснить, почему кровеносная система автомобиля иногда поражается «атеросклерозом». Бензин – кровь машины. А кровь должна быть чистой и бежать по чистым сосудам. И в том, что в сосудах сверх допустимой меры накапливается «холестерин», как правило, виноваты мы сами. Часто ли вы пользуетесь канистрой для доливки бензина в бак? Если да, то шансы засорить бензопровод и фильтры повышаются, особенно если ваша воронка без сеточки. В канистре обычно скапливается мусор, ржавчина, песок, а если канистра внутри крашенная, то и частицы краски. Понятно, что чем меньше промежуточной тары используется на пути бензина из колонки в бак, тем лучше. Как это ни странно, даже на самой захудалой бензоколонке грязи в цистернах в удельном отношении меньше, чем в «домашней» канистре. Бич наших бензоколонок не столько грязь, сколько вода. Но тут мы бессильны. Однако, чтобы собственноручно не добавлять воду в отечественный разбавленный бензин, старайтесь всегда держать бак полным. В неполном баке скапливается конденсат, особенно в межсезонье, когда случаются резкие перепады температуры.

Стоит сказать пару слов и об аккумуляторе. Поскольку на большинстве современных автомобилей он необслуживаемый, нет смысла приводить здесь инструкции по эксплуатации. Дадим лишь несколько дополнительных советов, как подольше сохранить аккумулятор жизнеспособным. Не увлекайтесь напичкиванием вашей машины дополнительными потребителями энергии. Тот факт, что в энергетическом балансе машины предусмотрен определенный запас, позволяющий подключаться двум-трем «нахлебникам», не означает, что можно навешивать на автомобиль шесть клаксонов и десять противотуманных фар – имейте чувство меры. К тому же, если вы подключаете непредусмотренные потребители самостоятельно, велика вероятность повреждения изоляции. Да и вообще, как показывает практика, любое, даже самое квалифицированное вмешательство в электропроводку автомобиля рано или поздно дает о себе знать неприятностями.

Если ваш аккумулятор «дышит на ладан», старайтесь не глушить двигатель во время бесчисленных остановок в городе. Ничто так не истощает батарею, как частое пользование стартером.

И, наконец (это касается не только аккумулятора, но и всего электрооборудования автомобиля), запомните: все клеммы, контакты, наконечники проводов должны быть сухими и чистыми, хорошо прилегающими к «местам назначения». Грязная, замасленная изоляция рано или поздно пробивается, а подгорание и окисление любой контактной поверхности может послужить единственной (и достаточной) причиной отказа системы зажигания или пожара.

На этом можно остановиться. Дотошные автолюбители, несомненно, обратили внимание на некоторую поверхностность наших советов. Признаемся, мы намеренно не желаем углубляться в дебри, чтобы не провоцировать вас на самолечение – оно к добру не приводит. Понимание природы болей внизу живота справа не означает, что вы сами должны удалять у себя аппендикс. Но описать врачу симптомы аппендицита вы должны точно. Очень помогает лечению.

В зимнее время посадка в салон автомобиля становится неудобной из-за громоздкой теплой одежды. То ли дело летом в одной футболке! Да и комфортабельность далеко не на высоте, когда все стекла в инее, а в салоне колотун. Но если вы уже выполнили все наши рекомендации и , то и внутри тепло, и гололед вам не страшен.
Вот казалось бы авто во всеоружии, но не стоит впадать в эйфорию. Вам потребуется много чего изучить, в том числе на собственном опыте.

Подготовка к выезду

Начнем с места хранения авто. Если таковое открытая площадка, то в этом случае вам понадобится следующее.
Средство для разморозки замков, если вы ими пользуетесь. Во время мойки в личинки может попасть вода и на морозе застыть. Однако чтобы это предупредить, еще в теплое время возьмите шприц, да-да, именно обыкновенный медицинский шприц на 2-5 мл. Наберите в него немного чистого моторного, а лучше трансмиссионного масла, наденьте иглу и через нее залейте по нескольку капель прямо в тело личинки и в верхнюю часть зазора между личинкой и телом замка. Затем сразу вставьте ключ и покрутите личинку, чтобы масло разошлось. После этого масло не даст льду прихватить металл.
Есть такой секрет – чтобы наполнение шприца маслом не доставило лишних хлопот, наденьте иглу и вытащите поршень, затем налейте масло через верх.
Вот вы открыли все-таки машину, сели в нее и даже запустили двигатель (об этом ниже), но не стоит бездельничать при прогреве двигателя. Тем более что работы еще и много. Но даже, если это не так, то все равно не сидите в машине, на промерзших стеклах изнутри образуется плотный иней.
Как правило, после ночной или многодневной спячки машина оказывается под сугробом снега, а на стеклах – толстый слой, нет, не шоколада, а инея. Для удаления инея вам потребуется специальный скребок. Но приготовьтесь к сюрпризам, в сильный мороз этот иней становится сухим и трудносчищаемым (он прочно прилипает к стеклу). После того, как вы очистили стекла от инея, вам пригодится щетка-сметка для очистки поверхностей, преимущественно горизонтальных, от снега. Есть в автомагазинах и комбинированные щетки-скребки.
Счищать с кузова необходимо только снег. Не счищайте с него иней и лед – это портит краску!
При чистке МирСоветов советует поглядывать на температуру двигателя и, если она уже достаточна, то включить вентилятор отопителя на обдув стекол, пусть прогреваются. Поэтому запускать и прогревать двигатель необходимо с открытым краном отопителя.
Как правило, после выполнения этих операций, двигатель уже достаточно прогрет, и можно отправляться в путь. Можно ехать? Не всегда! Бывает, что потребуется применение лопаты (саперной) для откапывания колес. Лопата зимой – ваша верная подруга!
Но, если ваша машина ночует в гараже, то это отнюдь не значит, что выше указанные аксессуары вам не понадобятся.
Гараж ведь не ездит за вами на работу, например.
Для гаражных замков вам опять-таки потребуется либо указанная разморозка, либо смазка. Только перед этим их лучше бы высушить. Кроме того, будет необходим такой аксессуар, как снежная лопата для очистки выезда из гаража.
Помимо указанного не помешает возить с собой:
  • буксировочный трос;
  • пару плоских досок для подкладки под колеса (по возможности);
  • немного сухого песка (посыпать голый лед).
А теперь давайте вернемся к запуску двигателя.

Запуск двигателя зимой

Как правило, с запуском инжекторных двигателей при исправных системах особых усилий не требуется. Немного хуже обстоят дела зимой с карбюраторными авто. О них и поговорим.
Подкачайте топливным насосом бензин в поплавковую камеру, вытяните «подсос» и, не забыв поставить на ручник, выжмите сцепление и установите рычаг КПП в нейтральное положение. Не отпуская сцепления, включите стартер на 3-5 секунд. Сцепление требуется выжимать, если температура окружающей среды минус 25 °С и ниже, а также при использовании неподходящего масла в КПП. Отпускать его надо после того, как двигатель начнет устойчиво работать и делать это достаточно плавно и медленно.
Возьму на себя смелость и скажу, что вопреки бытующему мнению, что перед запуском двигателя в холодное время требуется включить на несколько минут ближний свет, этого делать не надо. Во-первых, масса свинца в АБ такая, что этим ее за несколько минут не прогреть. А, во-вторых, двигатель все равно не запустится с первой попытки. И эффект поверхностного нагрева пластин и электролита достигается за счет большого тока стартера – примерно 250...300 А против 5 А у ближнего света.
После первой попытки дайте передохнуть аккумулятору и стартеру и повторите попытку через 10...15 сек. Если после 3-4 попыток двигатель не подает признаков жизни, то либо есть неисправность, либо температура слишком низкая. Даже при исправных системах запустить двигатель при температуре ниже минус 25 °С достаточно сложно. Проверьте, нет ли льда в диффузорах карбюратора.
Можно, конечно, придумывать различные способы подогрева, но, по мнению автора, этого делать не следует, т.к. под час это опасно как для самой машины, так и для здоровья ее владельца. Да и манипуляции на столь свежем воздухе далеко не на пользу.
В наше время куда комфортнее воспользоваться аэрозолью типа «Быстрый старт», которая продается в автомагазинах, причем абсолютно свободно.
Эти аэрозоли подходят на любые автомобили и впрыскиваются перед запуском в воздухозаборник двигателя. В сильные морозы, возможно, придется повторять процедуру несколько раз. Но запуск становится безпроблемным. Это экономит не только ресурс двигателя, аккумулятора, стартера, но и ваши нервы.
Не стоит забывать, масло на морозе густое и поступает к шейкам коленвала с достаточно большим опозданием. Поэтому, как только двигатель заработал более-менее устойчиво, МирСоветов рекомендует снизить обороты до минимально устойчивых.
Кроме того, не следует пугаться, что охлаждающая жидкость в мороз сравнима с теплым или даже гуще – это нормально.
Избавляют от этих проблем системы подогрева двигателя, так называемые предпусковые подогреватели. Двигатель запускается уже без проблем, т.к. масло, охлаждающая жидкость, да и сам двигатель уже приемлемой температуры. Единственная проблема – цена, которая весьма впечатляет. И ставить такую систему на сравнительно дешевый автомобиль нерационально.
Вот почти и всё. Но проблемы эксплуатации зимой не заканчиваются только техническими вопросами самого авто, есть еще и изменившиеся погодные условия. В отличие от теплого времени года, зима накладывает определенный и весьма существенный отпечаток. Вы вынуждены садиться за руль в теплой одежде, что не всегда удобно, и меняет привычную посадку. Сидеть за рулем зимой лучше вертикально, обязательно пристегнувшись. Перед выездом на дорогу необходимо поуправлять автомобилем на разных скоростях, чтобы определить его реакции и оценить качество сцепления.
Зимой световое время суток куда меньше, поэтому чаще приходится ездить со светом фар. Естественно фары должны работать исправно, быть настроенными и обязательно чистыми. При движении избегайте резких манипуляций педалями – это может привести к заносам. Особую осторожность следует соблюдать перед светофорами и у остановочных пунктов общественного транспорта, где образуется наледь. Старайтесь поддерживать бОльшие интервалы и дистанцию.
Таким образом, зимой надо быть готовым к любым сюрпризам, как со стороны своей машины, так и от окружающего транспорта.