МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕРМСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА Д.Н.ПРЯНИШНИКОВА
Кафедра эксплуатации машинно-тракторного парка
ДИАГНОСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ.
(СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ)
(Методические указания к лабораторной работе)
Методические указания к лабораторной работе составлены ассистентом Кучковым С.Б.
Указания предназначены для студентов инженерного факультета специальности 311900 – «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК».
Печатаются по решению методической комиссии инженерного факультета (протокол № от 2002 г.).
РАБОТА 13. ДИАГНОСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ.
(СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ)
1.Двигатель авт. ЗИЛ-130
2.Автомобиль Москвич «ИЖ-2715»
3.Переносной прибор Э-214
4.Автотестер цифровой модели К295
5.Комплект инструмента
6.Контрольная лампочка
7.Комплект приборов Э-203П и Э-203О
1.Изучить устройство и принцип работы приборов и приспособлений для диагностики электрооборудования
2.Проверить состояние электрооборудования (система зажигания) на автомобилях.
3.Выполнить необходимые регулировки и провести ТО
1.Работы по диагностике и ТО автомобильного электрооборудования проводить в спецодежде.
2.Приборы, приспособления и инструменты следует размещать в порядке удобном для использования.
3.Не включать приборы без преподавателя или учебного мастера.
4.Внимательно проверять правильность соединения собранной схемы проверки.
5.Нельзя проверять наличие напряжения в цепи коротким замыканием т.к. это приводит к выходу из строя приборов и узлов.
6.При проверке бесконтактных и контактно-транзисторных систем зажигания запрещается отсоединять провода от свечей, т.к. при этом возможен выход из строя коммутатора.
4.1. Признаки и характерные неисправности системы зажигания
Техническое состояние системы зажигания оказывает большое влияние на надежность и экономичность двигателя и автомобиля в целом.
Затрудненный пуск и неустойчивая работа двигателя.
Двигатель не пускается
Снижение мощности и экономичности двигателя.
Не работает один или несколько цилиндров, и т.д.
В первом случае неисправна система питания, а во втором- зажигания.
Проверка работы системы зажигания двигателя проводят на специальных стендах или переносными автотестерами типа: модель Э-214 или более современная модель К-295, МЗ-2.
На двигателях с контактной системой зажигания можно легко проверить исправность работы приборов системы зажигания, по наличию напряжения на проводах высокого напряжения, идущих от катушки зажигания и к свечам (на искру). Для этого достаточно выдернуть провод высокого напряжения из центральной клеммы распределителя или наконечник любой свечи и установив его на расстоянии 3…7 мм прокрутить двигатель. При отсутствии искры проверяют цепь низкого напряжения, определяя с помощью индикатора или обычной лампочки подачу тока на клемму низкого напряжения распределителя зажигания.
4.2. Техническое обслуживание системы зажигания
Таблица 13.1 – Операции технического обслуживания.
Наименование операции | Вид ТО |
1 Внешний осмотр, проверка работоспособности замка зажигания, надежности электрических контактов, крепления приборов | ЕТО |
2. Очистка всех приборов и проводов от пыли и грязи. Проверка на наличие трещин в крышке распределителя, высоковольтных проводов и изоляторов свечей. | ТО-1 |
2.Обслуживание системы зажигания.С помощью переносного прибора-тестера К-295 или Э-214 диагностируем приборы системы зажигания (прерыватель-распределитель, катушка зажигания и свечи). Проверяем угол опережения зажигания. Проверяем и регулируем зазор между контактами прерывателя. Смазываем подшипники пластины распределителя. При каждом четвертом ТО-2 снимаем эти приборы и проверяем их на специальных стендах. | ТО-2 |
Рис.13.1. Правильная (а) и неправильная (б) форма контактов прерывателя после зачистки.
4.3. Обслуживание и регулировка свечей.
Свеча один из элементов системы зажигания, назначение которой своевременно и эффективно поджигать рабочую смесь в цилиндрах.
Маркировка
Возьмем пример:
Отечественные свечи для «Самары» (ВАЗ-2108, 2109) или «Оки» (ВАЗ-1111) маркируются так А-17 ДВР. Обозначение частей из ряда независимых элементов.
А – свидетельствует, что ввертываемая часть корпуса имеет резьбу М14´1,25
Ранее применялись более крупные свечи с резьбой М18´1,5 («Победа») и кодовой буквой «М». Позже они вышли из употребления.
Цифры после буквы представляют собой так называемое калильное число. Чем оно больше, тем выше рабочая температура, на которую рассчитана свеча. Эта температура зависит не только от форсировки двигателя, но и от других факторов. Двигатель «Запорожца» имеет воздушное охлаждение и соответственно напряженный температурный режим. В обиходе такие свечи называют «холодными», поскольку у них обеспечен интенсивный отвод тепла от центрального электрода. Свечи с небольшим калильным числом именуются «горячими».
Делались свечи и еще короче (11 мм) обозначавшиеся буквой «Н», но сейчас таких изделий в ходу уже почти нет, а обычные короткие их заменяют.
Следующей в нашем обозначении идет буква «В». Этот символ относится к конструктивному исполнению свечи; если посмотреть сбоку, то видно, что изолятор выступает из корпуса. Когда он утоплен, буквы в маркировке нет. Разница этих решений в том, что при выступающем электроде искра больше вынесена в пространстве камеры сгорания и активно работает, но и «живет» в более тяжелых условиях.
Замыкает маркировку буква «Р» она означает, что в центральном электроде имеется резистор, который нужен для подавления радиопомех.
В конце маркировки через черточку или без нее могут стоять какие-то цифры, скажем (01 или 10), они относятся к вариантным исполнениям данной модели и не иметь практических значений для потребителя.
Применяемость свечей.
Свечи, устанавливаемые на двигатели внутреннего сгорания, должны быть того типа, который указан в инструкции автомобиля.
Для устойчивой работы двигателя тепловая характеристика свечи (калильное число) должна быть нормальной. Если свеча слишком «горячая», то при напряженном работе двигателя она перегреется и вызовет калильное зажигание, а это не безопасно для двигателя. Через чур «холодная» свеча забивается нагаром (самоочистка ее не достаточна) и поэтому возможен отказ. Впрочем, небольшие отклонения от заводских норм могут быть. Например, автомобиль «Волга» ГАЗ-24 или ГАЗ-31029 работает на бензине АИ-92, то должен быть укомплектован свечами А-14В, и наоборот, если двигатель дефорсирован и работает на А-76, то более холодные А-17В будут вести себя лучше штатных А-14В.
Свечи А-17ДВ или А-17ДВР полностью взаимозаменяемы. Установка свечей А-17ДВР на модели ВАЗ позволяет избавиться от резисторов в бегунке.
Эксплуатация свечей.
При нормальной работе свеча абсолютно надежна примерно на 15 тыс. км, но это не значит, что свечу нужно сразу заменять, многое зависит от условий эксплуатации. Следует, однако, иметь ввиду, что полувыгоревший электрод сильно раскаляется, отвод тепла у него ухудшен. Такую свечу нужно заменить. Свечи желательно менять комплектом и одной модели.
Заводская инструкция ВАЗ предписывает замену свечей через 30 тыс. км пробега на классической модели, на новых моделях пробег уменьшен вдвое. Момент затяжки свечей в головке 15-40 Н*м. Допустимый пробег без замены свечей до 35 тыс. км.
Через 10-15 тыс. км регулируют зазор между электродами. В контактной системе зажигания 0,5…0,6 мм, в бесконтактной 0,8…0,9 мм.
Таблица 13.2. Свечи для отечественных легковых автомобилей.
Модель отечест-веннойсвечи | Применяемость | Зарубежные аналоги | ||||
Bosch,Германия | Champion,США | Beru,Германия | NGK,Япония | Unipart,Англия | ||
А23 | Автомобили ЗАЗ и ЛуАЗ с двигателями воздушного охлаждения МеМЗ-966 и МеМЗ-968 | W5АСW5АР | LB2C | 14-5AU | B7HZ | – |
А20Д | Автомобили АЗЛК и ИЖ с двигателями мод. «412», работающими на бензине АИ-93 | W6DCW6DP | N7YGN7GY | 14-6DU | BP7ES | – |
А17ДВ | Все модели «Жигулей», ВАЗ-2121 «Нива», ЗАЗ-1102 «Таврия», а так же автомобили с дефорсированными двигателями мод. «412» (бензин А-76) | W7DCW7DP | N9YCC | 14-7DU | BP6ES | GSP |
А17ДВР | ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификации, ВАЗ-1111 «Ока» | WR7DCWR7DP | RN9YCC | 14R-7DU | BPR6ES | GSP263 |
А17В | ГАЗ-24 «Волга» с двигателями, работающими на бензине АИ-93 | W7BCWBP | L87YCC | 14-7BU | BP6HS | GSP |
А14В | ГАЗ-24 «Волга» с дефорсированными двигателями (бензин А-76) | W8BCW8BP | L92YCC | 14-8B | BP5HS | GSP |
А14Д | ГАЗ-3102 «Волга» | W8CCW8CP | N5CN5G | 14-8C | B5ES | GSP160 |
А11,А11Н | ГАЗ-21 «Волга», «Москвич-408», а так же иные модели и модификации с теми же двигателями | W9ACW10AC | L90LB8 | 14-9A14-10A | B4HB4L | – |
Примечание: Свечи с биметаллическим центральным электродом фирмы «Бош» и «Чемпион» обозначают буквой «С» в конце маркировки, фирма «Беру»-буквой «U», фирма NGK-буквой “S”. В случае, когда и боковой электрод выполнен биметаллическим, фирма “Чемпион” добавляет вторую букву “С”. Сведения по маркировке фирмы “Унипарт” отсутствуют.
Проверку и очистку свечей осуществляем приборами Э-203П и Э-203О. Они предназначены для диагностики и ТО свечей.
Комплект приборов обеспечивает:
С помощью комплекта могут быть выявлены следующие дефекты свечей:
Устройство и принципы работы.
Комплект выполнен в виде двух отдельных блоков: прибора для очистки Э-203О и проверки Э-203П. Для контроля и регулировки имеется комбинированный щуп и ключ.
Принцип действия прибора Э-203П основан на визуальном наблюдении искрообразования между электродом через смотровые стекла воздушной камеры при заданном давлении воздуха окружающего электроды. Напряжение подается на свечу от прибора высокого напряжения, имитирующего систему зажигания автомобиля. Питание на прибор 220В. Перед работой приборы необходимо заземлить.
Общий вид прибора показан на рисунке 13.2.
Корпус 9 крепится к столу и заземляется проводником к клемме 6.
Проверяемые свечи ввертываются в воздушную камеру 13 имеющую смотровое окно и боковое отверстие, в котором выполнено окно и зеркало отражатель 12. В воздушную камеру сжатый воздух подается от поршневого насоса, приводимого в действия рукояткой 8. Давление воздуха контролируется по манометру 3. На панели 11 крепится кнопка 1 «проверка». Внутри прибора смонтирован преобразователь напряжения 220В в высокое.
Подключаем шнур 7 в розетку 220В. Соединяем наконечник 2 с контрольным разрядником 4, закрепленным на откидной крышке 5. Нажимаем на кнопку 1, при этом на разряднике 4 должно наблюдаться бесперебойное искрообразование.
Перед проверкой очищают свечу от нагара и регулируют зазор между электродами. Затем, ввертывают свечу в резьбовое отверстие 14, перед этим подобрав и надев уплотнительную прокладку из комплекта, на свечу и плотно затягивают. Для проверки герметичности свечи, создают давление воздуха 1 МПа ±0,05 и наблюдаем за показаниями манометра.
Рис.13.2. Приборы Э-203П (а) и Э-203О (б) для техобслуживания свечей зажигания.
Допускается падение давления от первоначального на 0,05 МПа в течение 1 мин. Более быстрый спад свидетельствует о том, что свеча не обладает нужной герметичностью.
Надеть наконечник высоковольтного провода на свечу. Установить давление воздуха в камере нулевое.
Таблица 13.3. Испытательное давление
Нажать кнопку 1 «Проверка» и наблюдать за искрообразованием между электродами свечи через верхнее смотровое или боковое отражающее зеркало. У нормально работающей свечи визуально должно наблюдаться бесперебойное искрообразование между электродами. Через боковое зеркало должен наблюдаться светлый ореол вокруг центрального электрода.
При пробое изолятора через боковое зеркало будут видны искры пробоя.
Через верхнее стекло у неисправной свечи будут наблюдаться перебои в образовании искр. Пробой изолятора так же будет наблюдаться визуально.
При бесперебойном искрообразовании, при заданном давлении, свечи исправны и пригодны к эксплуатации.
При обнаружении перебоев, снижаем давление в камере прибора, руководствуясь таблицей.13.4.
Таблица 13.4. Допускаемое снижение давления
Снова сделать проверку. Если искрообразование бесперебойно, то свеча годная, но ее ресурс ниже, чем исправной. Если и при уменьшении давления будут перебои, то свеча выбраковывается.
Очистка свечей
Очистка от нагара и сдув частиц песка проводятся последовательно при одной установке свечи в отверстие 4 прибора Э-203О (рис. 13.2б).
Сжатый воздух под давлением 0,3…0,6 МПа подводится через штуцер в камеру приспособления. При нажатии на кнопку «Очистка» песок засасывается эжектором из мешка-фильтра и через сопло подается под давлением на свечу, вставленную в отверстие 4. Сдув частиц песка со свечи производится после очистки струей сжатого воздуха подаваемого через другое сопло головки при нажатии на кнопку «Обдув». Чистку свечи производят в течении не более 10 с, при очистке свечу поворачивают вокруг оси с небольшим наклоном в стороны.
Нельзя нажимать на кнопку «Очистка» без вставленной свечи, так как возможен выброс песка наружу.
Проверка и регулировка зазора между электродами свечи зажигания.
Проводят с помощью специальных ключей-щупов (рис.13.3). Регулировку зазора производят подгибанием только бокового электрода. Зазор проверяют только круговыми щупами.
Рис.13.3. Проверка и регулировка зазора между электродами свечи
а – измерение зазора; б –регулировка зазора
4.4. Автотестер цифровой модели К-295
4.4.1. Назначение прибора
Предназначен для проверки технического состояния бензиновых карбюраторных двигателей с числом цилиндров 2, 4, 6, 8 с номинальным напряжением 12В, соединенным с отрицательным полюсом источника тока на корпусе автомобиля, путем контроля диагностических параметров:
Дополнительно с помощью осциллографа, подключаемого к выходным гнездам автотестера, можно визуально наблюдать электрические процессы в первичной и вторичной цепях системы зажигания.
Автотестер предназначен, для применения в автотранспортных предприятиях и СТО автомобилей, а также передвижных ремонтных средств и мастерских.
4.4.2. Принципы работы автотестора.
Заключается в преобразовании величины измеряемого параметра в пропорциональное ему напряжение постоянного тока, которое через соответствующий переключатель подается на один из двух аналого-цифровых преобразователей и выводится на цифровое табло.
Рис. 13.4. Передняя панель автотестера К-295.
I – панель переключателей на девять положений для выбора диапазона измерений;
8, 9. Электрического сопротивления в Ом и КОм.
10 – кнопочный переключатель на три положения «4», «6», «8»;11 – левая панель; 12 – правая панель; 13, 14 – лампы сигнализации измеряемой величины (Dr min), А;
На задней панели автотестера расположены:
Рис. 13.5. Задняя панель автотестера:
Подключение к двигателю.
Подключать автотестер к двигателям в следующем порядке, представленном на рис. 13.7.
Рис. 13.6. Схема соединительных проводов автотестера К-295
Рис. 13.7. Схема первоначального подсоединения автотестера
Такое подключение автотестера к проверяемому двигателю позволяет проводить проверку систем зажигания и электрооборудования без отсоединения проводов.
Порядок работы.
Нажать кнопку переключателя числа цилиндров 4, 6 или 8 (рис. 13.4) в зависимости от двигателя (при проверке двухцилиндровых двигателей все кнопки отпущены)
Нажать кнопку «А». Установка нуля осуществляется корректором на правой стяжке автотестера.
Подключить к двигателю жгут автотестера.
В случае измерения отдельных параметров достаточно подключить только те зажимы и датчики, которые задействованы в измерении.
Подключить зажим «М» (рис. 13.6) на «-», а зажим «Б» на вывод «+» аккумулятора. Зажим «-» провода 3 на корпус двигателя, зажим «+» на кнопку «+» аккумулятора.
Установить датчик тока на провод соединяющий аккумулятор с потребителями. Нажать кнопку «А».
Включить зажигание автомобиля и потребители, чтобы разрядный ток, контролируемый индикатором автотестера, был примерно равен 0,1 емкости аккумулятора. Если при измерении тока загораются оба светодиода «Г/min» и «А», то надо перевернуть датчик тока на 180 °.
Ориентировочная зависимость между напряжением исправной аккумуляторной батареи и степенью ее заряженности отражена в табл. 13.5.
Таблица 13.5. – Степень разряженности батареи
Повышенное напряжение значит перезарядку. Пониженное является признаком разряженности или неисправности батареи.
Отсоединить центральный провод высокого напряжения от распределителя и закрепить его на корпус перемычкой входящей в комплект автотестера для предотвращения запуска двигателя.
Установить датчик тока на проводе, соединяющем аккумуляторную батарею и стартер. Включить стартер на (5-10) с., зафиксировать показания индикаторов автотестера.
Напряжение аккумуляторной батареи должно быть не ниже 9,5 В ток, потребляемый стартером должен соответствовать нормативному значению.
Таблица 13.6.Данные для проверки стартера.
Снижение напряжения ниже нормы может быть из-за разряженности аккумуляторной батареи или при плохом контакте в стартерной цепи.
Для уточнения измерить напряжение «Uб» и «Uх» при повторном включении стартера.
Если «Uх»< «Uб» на 0,3 В и более, то плохой контакт.
Причиной повышенного тока стартера может быть его неисправность. Недостаточная частота прокручивания коленвала стартером при нормальном напряжении и токе стартера не превышающих норму, может быть из-за плохого контакта в цепи.
Последовательно подключая зажим «+» провода 3 автотестера на контактном соединении от аккумулятора к стартеру при нажатой кнопке «Uх» определить плохой контакт, по наибольшему падению напряжения при кратковременном включении стартера.
Нажав кнопку «И» включить зажигание, медленно проворачивая коленвал, замкнуть контакты прерывателя. Напряжение при этом должно уменьшаться, но не более чем на 0,5 В. Если падение напряжения больше допустимого, то неисправен выключатель зажигания или ослаблены контакты в цепи. Для обнаружения плохого контакта нужно поперемещать зажим «+» провода 3 от клеммы катушки на клемму «+» аккумулятора.
Рис.13.8.Схема контактной системы зажигания автомобилей ВАЗ-2106-2121.
4.2. Проверка состояния контактов прерывателя (контакты системы зажигания)
Подключить клеммы «М» и «Б» к клеммам аккумулятора.
Зажим «-» провода 3 к минусу батареи, зажим «Uпр» жгута проводов к выводу катушки зажигания соединенному с прерывателем.
Нажать кнопку «Uпр», включить зажигание. Медленно проворачивая, коленвал двигателя, замкнуть контакты прерывателя. При этом показатели левого индикатора должны измениться от напряжения батареи до падения напряжения на замкнутых контактах прерывателя.
Величина падения напряжения не должна превышать 0,2 В для контактных систем зажигания и 0,1 В для контактно-транзисторных систем.
Повышенное падение напряжения может быть следствием плохого состояния контактов прерывателя, ослабления контактных соединений в прерывателе или плохого контакта между корпусом распределителя и «-» и аккумулятора. Для проверки последнего подключить зажим «-» провод 3 непосредственно на корпус распределителя.
Если напряжение понизится, то состояние контактных соединений неудовлетворительное.
4.3. Проверка систем зажигания с коммутатором ТК-102
Подключить зажим «-» провода 3 к корпусу двигателя, зажим «+» к безымянной клемме катушки зажигания. Нажать кнопку «Uх». Включить зажигание и провернуть коленвал. При замыкании контактов прерывателя показания левого индикатора должны быть не более 1,5В, а при размыкании напряжение не должно отличаться от напряжении на клемме «ВК-Б» добавочного резистора СЭ-107. В противном случае проверить напряжение во всех элементах первичной системы зажигания при разомкнутых контактах прерывателя. Элемент, до которого напряжение есть, после которого нет – неисправен. Напряжение на всех клеммах кроме «М» коммутатора ТК-102 не должно отличаться от напряжения на клемме ВК-Б добавочного резистора СЭ-107.
Рис.13.9. Схема системы зажигания автомобиля ЗИЛ
4.4. Проверка бесконтактных систем с магнитоэлектрическим датчиком.
Подключить зажим «-» провода 3 к корпусу двигателя, зажим «+» к клемме катушки зажигания соединенной с коммутатором.
Рис.13.10. Бесконтактная система зажигания автомобиля ГАЗ-24-10.
При включенном зажигании напряжения находится в пределе 2…4В. Переключить зажим «Б» жгута на клемму катушки зажигания соединенную с добавочным резистором. Напряжение должно составлять 5,7…7,3В. Если напряжение на обеих клеммах катушки равны нулю, то не исправен добавочный резистор. Если напряжение не соответствует норме – не исправен коммутатор или плохое соединение катушки зажигания с добавочным резистором и коммутатором. Для проверки соединений проверить напряжение на клемме коммутатора, соединенного с катушкой зажигания, и напряжение на клемме добавочного резистора, соединеного с катушкой. Эти напряжения не должны отличаться от напряжения на катушке зажигания более чем на 0,2 В.
В случае, когда двигатель не запускается (отсутствует высокое напряжения на катушке зажигания), а первичная цель исправна, проверить датчик распределителя. Для этого подключить зажим «+» провода 3 к клемме «Д» коммутатора. Включить зажигание. Нажать кнопку «К» автотестера. Сопротивление исправного датчика должно быть в пределах 100…200 Ом для 8-цилиндровых двигателей и 500…800 Ом для 4-цилиндровых.
4.5. Проверка бесконтактных систем зажигания с датчиками Холла (двигатели ВАЗ-2108).
Рис.13.11. Схема системы зажигания автомобиля ВАЗ-2108.
Подключим зажим «- » и «+» провода 3 к корпусу и выводу «Б» катушки зажигания. Нажать кнопку «Uх» и измерить напряжение. Подключить зажим «+» к выводу «К» (коммутатор) катушки. Медленно провернуть коленвал спец. ключом (можно вывесить на домкрате одно из колес, включить передачу, и провернуть колесом). Напряжение должно измениться от уровня напряжения на выводе «Б» до уровня на 3,2…4,5 В меньше чем на клемме «Б». Если остановим коленвал в момент уменьшения напряжения, то через 4…7 сек. оно должно вернуться к прежнему уровню.
Для проверки датчика подключить зажим «+» к среднему (2) контакту разъема на распределителе. При медленном поворачивании коленвала, напряжение должно измениться, от уровня не более 0,4 В до уровня не более, чем на 3 В меньшего напряжения аккумуляторной батареи.
4.6. Проверка относительного угла замкнутого состояния контактов прерывателя. (ОУЗСК)
Подключить зажим «М» к корпусу двигателя, зажим «Пр» к выводу катушки зажигания, соединенному с прерывателем (коммутатором). Нажать кнопку «α %». Подключить провод высокого напряжения к центральному гнезду распределителя. Запустить двигатель, и на холостом ходу, снять показания ОУЗСК с левого индикатора. Для перевода ОУЗСК из % в градусы необходимо пользоваться формулой
α˚=α% х 3,6/N
где N –число цилиндров или шкал нанесенных на крышке автотестера.
4.7. Проверка напряжения заряда аккумуляторной батареи и генератора.
Подключить зажим «М» и «Б» на клеммы «-» и «+» аккумулятора батареи зажим «Пр» к выводу катушки зажигания соединенному с прерывателем (коммутатором). Установить датчик тока на провод идущий от генератора к регулятору напряжения.
Нажать кнопку «Uб». Запустить двигатель и установить частоту вращения и ток нагрузки соответствующие режиму проверки регулятора напряжения.
Контроль тока производить автотестером, нажав кнопку «А». Изменять ток нагрузки можно включением различных потребителей (фары, вентилятор). Напряжение заряда аккумуляторной батареи должно соответствовать данным, приведенным в таблице 13.8.
Если режим проверки регулятора напряжения не известен, то установить частоту вращения коленвала двигателя 2000…2500 об/мин и включить дальний свет фар.
Для стабилизации зарядного тока дать поработать двигателю 5…10 мин. Показания вольтметра должны соответствовать данным табл.13.7.
Табл.13.7.Номинальное напряжение генератора.
Таблица 13.8. Автомобильные генераторы переменного тока.
Параметры | Г250-И1 | 16,3701 | Г221-А | Г222 | 37,3701 | 29,3701 | 32,3701 | Г272 | Г273-А |
Установлен на автомобиле*
Номинальное напряжение, ВМаксимальная сила тока, АЧастота вращения ротора, при которой достигается номинальное напряжение без нагрузки, мин -1 . Не болееЧастота вращения ротора при контрольной нагрузке, мин -1 , не болееСила тока контрольной нагрузки, АСопротивление обмотки возбуждения, ОмСопротивление обмотки одной фазы, ОмУсилие пружин, гсМинимальная высота щеток, ммВыпрямительный блок Работает с реле-регулятором |
ЗИЛ-130
1450950 2100 28 3,7 0,12180-260 8ВБГ-1БПВ-4-45РР350РР362 |
ГАЗ-3102-24-10 1465950 2100 50 2,5 0,09180-260 8БВП460-02 13,3702 | ВАЗ-2101-2103-2106 14421150 2000 25 4,3±02 0,11400-440 5БП86-50-02 РР380121,3702 |
ВАЗ-210521072104 14501250 2400 35 3,7±0,2 0,08400-440 5БПВ6-50-02Я112-В |
ВАЗ-21082109 14551100 2000 35 2,6±0,1 0,0035400-440 5БПВ11-60 17,3702 |
«Москвич2140, ИЖ2125,2715 14601250 2250 32 3,7 0,12180-260 8БПВ4-60 Я112-А |
ЗИЛ-130431410 14601050 2200 40 3,7 0,12180-260 8БПВ4-45 Я112-А201,3702 |
МАЗКрАЗКамАЗ 28301000 2100 20 16,5 0,18180-260 8ВБГ-1 РР35611,3702 |
МАЗКамАЗ 28281100 2200 20 16,5 0,18180-260 8БПВ4-45 Я120-М |
Если напряжение выше нормы, то возможны следующие неисправности:
Если напряжение ниже нормы, то:
4.8. Проверка начального угла и регуляторов опережения зажигания.
Отсоединить трубку вакуумного регулятора от распределителя. Протереть или обозначить мелом подвижные контрольные метки на двигателе для лучшей видимости.
Подключить зажим «М» к выводу катушки зажигания, соединенный с прерывателем (коммутатором). Установить датчик импульсов на проводе свечи зажигания первого цилиндра.
Нажать кнопку «j°» (рис. 13.4). Запустить двигатель и установить наименьшую устойчивую частоту вращения, при которой не работает центробежный регулятор.
Установить регулятор на осветителе (стробоскопе) в положении максимальной задержки (макс. показатель индикатора). Если осветитель работает с пропусками вспышек и показания индикатора в момент пропуска близки к нулю, то перевернуть датчик на свечном проводе на 180º. Если это не устранило дефект, вывернуть и проверить свечу первого цилиндра. При этом возможные неисправности:
Если видны дополнительные вспышки стробоскопа и показания тахометра нестабильны, то возможны такие неисправности, как:
– пробой изоляции свечного провода
Для устранения помех можно использовать более длинный провод и расположить его вместе с датчиком в удалении от остальных высоковольтных проводов.
Установить регулятор на осветителе в положении минимальной задержки (минимальные показания индикатора, лампа осветителя вспыхивает).
Направить луч осветителя на контрольные метки. В результате стробоскопического эффекта метка на вращающем шкиве (маховике) будет казаться неподвижной.
При правильной установке начального угла опережения зажигания метка момента зажигания на подвижной детали должна совпадать с неподвижной меткой на двигателе. Если не совпадает, то ослабляем крепление распределителя и поворачивая его, добиваемся совпадения меток, затягиваем и снова проверяем.
Если имеется только метка ВМТ, то поворачивая регулятор на осветителе, совместить метки. После этого по индикатору автотестера произвести отчет начального угла опережения зажигания и сравнить с нормативным.
В случае отклонение отрегулировать. Для этого поворачивая регулятор на осветителе исправить на индикаторе показания до нормативного значения угла.
Если при проверке метки нестабильны, то возможны следующие неисправности:
Поэтому после установки нормативного значения угла необходимо проверить работу регулятора.
Установить регулятор на осветителе в положение минимальной задержки. Осветить метки. Плавно увеличивать частоту вращения коленвала двигателя. При этом, вращающаяся метка, должна плавно без рывков, сдвигаться относительно неподвижной, что свидетельствует о работе центробежного регулятора.
Для снятия характеристики центробежного регулятора необходимо провести несколько замеров при разных оборотах, и каждый раз измерять угол опережения совмещая метки.
Значения угла опережения зажигания для различных автомобилей приведены в табл. 13.9.
Таблица 13.9. Значение угла опережения зажигания начальное (на холостых оборотах).
Регулировку частоты вращения коленвала проводить при помощи винта количества смеси карбюратора. Если имеется совмещение меток момента зажигания и точно установлен начальный угол, то показания индикатора дают непосредственно угол центробежного регулирования.
Если имеется только метка ВМТ, то при совмещении меток показания индикатора дают сумму начального угла и угла центробежного регулирования. В этом случае для получения угла центробежного регулирования необходимо из показания автотестера вычесть величину начального угла опережения зажигания.
Обычно достаточно снять показания в трех точках:
Если значение отличаются от нормы, то это может быть вызвано следующими причинами:
Автотестер замеряет частоту вращения коленвала двигателя и угла опережения зажигания по коленвалу. Если характеристика центробежного регулятора дана по валу распределителя, то значение частоты вращения и угла опережения необходимо удвоить.
После присоединения трубки вакуумного регулятора к распределителю на частоте вращения коленвала с максимальным центробежным регулированием, метка должна заметно сместиться. Если нет, то возможны неисправности:
4.9. Проверка вторичного напряжения системы зажигания.
Установить датчик напряжения на высоковольтном проводе соединяющем катушку зажигания и распределитель, а датчик импульсов на проводе свечи первого цилиндра.
Нажать кнопку «КV». Запустить двигатель. На холостом ходу определить пробивное значение напряжения на каждой свече зажигания. Для этого поочередно нажать кнопки «1…8» переключателя выбора цилиндров и считать показания на индикаторе. Если нажата кнопка «3» и порядок работы 1-3-4-2, то измеряется напряжение на свече 4 цилиндра.
Пробивные напряжения на каждой свече должны находиться в пределах 8…14 кВ и отличаться друг от друга не более, чем на 3 кВ, если напряжение на всех свечах превышает 14 кВ, то возможны неисправности:
Если напряжение на всех свечах меньше 8 кВ то:
Если напряжение на свечах отличается более чем на 3 кВ, то:
– разные зазоры в свечах
Замкнуть на корпус поочередно все свечи, измеряя при этом падение напряжения (возможно только для контактных систем зажигания, для бесконтактных и контактно-транзисторных возможен выход из строя коммутатора).
Падение напряжения меньше чем на 5 кВ свидетельствует о допустимом зазоре между ротором и крышкой и удовлетворительное состояние проводов.
Если падение больше 5 кВ, то возможны неисправности:
При помощи захвата, входящего в комплект автотестера, отсоединяем поочередно высоковольтные провода от свечей, измеряя при этом напряжение на каждом проводе.
Величина напряжений должна быть одинакова для всех цилиндров, и соответствовать нормативным значениям для данной катушки зажигания.
Если напряжение ниже нормы на всех цилиндрах, то возможны неисправности.
Если напряжение ниже нормы на одном или нескольких цилиндрах, то возможен пробой на корпусе крышки распределителя или свечных проводов.
4.10. Проверка эффективности работы цилиндров двигателя.
Подключить зажим «М» на корпус двигателя, зажим «Пр» к выводу катушки зажигания, соединенного с прерывателем (коммутатором). Установить датчик импульсов на проводе свечи зажигания первого цилиндра.
Нажать кнопку «Δr/min». Запустить двигатель и при помощи винта количества смеси карбюратора установить частоту вращения в пределах 1200…1500 об/мин.
Колебания частоты вращения связанные с неустойчивой работой двигателя не должны превышать 20 об/мин.
Неустойчивая работа двигателя возможна в следующих случаях:
Нажать кнопку «1» переключателя выбора цилиндров. Выключается зажигание в первом цилиндре. Произвести отчет показаний на левом индикаторе после их стабилизации в течение 5…10 с. Отпустить кнопку «1» легким нажатием на любую другую кнопку переключателя выбора цилиндров. С интервалом 10 с, необходимым для восстановления первоначальной частоты вращения, проверить остальные цилиндры.
Номера кнопок переключателя выбора цилиндров соответствует порядку зажигания. Если нажата кнопка «3» и порядок работы цилиндров 1-3-4-2, то включено зажигание в 4 цилиндре.
Работа в цилиндре считается неудовлетворительной, если уменьшение частоты вращения при его отключении составляет менее 75% от наибольшего значения, полученного при поочередном отключении всех цилиндров – например: 1 ц –100, 2 ц –80, 3 ц –70, 4 ц – 30. Третий и четвертый работают неудовлетворительно.
4.11. Измерение сопротивлений некоторых элементов электрооборудования
Нажать кнопку необходимого предела измерений и установить нулевые показания на индикаторе резистором установки нуля при замкнутых зажимах «+» и «-» провода 3.
Подключить зажимы к объекту измерений, провести отсчет показаний.
Два предела измерений обеспечивают измерение сопротивлений обмоток катушек зажигания, свечных проводов, помехоподавителей и других элементов, а так же проверку полупроводниковых приборов. Значение сопротивлений приведено в табл. 13.10.
Таблица 13.10. Сопротивление.
Запрещается измерять сопротивление объектов находящихся под напряжением.
4.12. Подключение осциллографа к автотестерам.
Для визуального наблюдения электрических процессов в системе зажигания двигателя на задней панели автотестера имеются гнезда, которые служат для подключения осциллографа.
Для наблюдения первичного напряжения подключить осциллограф к гнездам «Их» и «┴», для вторичной к гнездам «И2» и «┴» для внешней синхронизации развертки подключить вход синхронизации осциллографа к гнезду « α°»
Протокол.
Проверки тех. состояния бензинового карбюраторного двигателя с номинальным напряжением 12В.
Марка автомобиля ………….
Двигатель …………….
Измеряемые параметры | Ном. | Замер. | Выводы |
1.Частота вращения на холостом ходу мин -1 . | |||
2.Напряжение аккумуляторной батареи, В | |||
3.Проверка первичной цепи системы зажигания. | |||
3.1 Проверка напряжения на катушке зажигания (контактной системы), В | |||
3.2. бесконтактной системы с датчиком Холла. Проверка датчика Холла, В | |||
3.3. бесконтактных систем с магнетоэлектрическими датчиками В.Проверка датчика (по сопротивлению) Ом | |||
4.Проверка ОУЗСК. | |||
5.Проверка напряжения заряда аккумуляторной батареи. | |||
6.Проверка начального угла опережения зажигания. | |||
7.Проверка центробежного регулятора. | |||
8.Проверка вакуумного регулятора. | |||
9.Проверка вторичного напряжения системы зажигания. | |||
9.1. Пробивные значения напряжения на каждой из свечей. | |||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
10.Проверка эффективности работы цилиндров двигателя, об/мин. | |||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
11.Измерение сопротивления обмоток катушки. | |||
Первичной | |||
Вторичной | |||
Высоковольтных проводов |
Литература
Э-203.-00000 П.С.1991
Методические указания к лабораторной работе «Диагностика и техническое обслуживание электрооборудования автомобилей. (Система зажигания)».
Составитель: Кучков Сергей Борисович
Компьютерная верстка: А.Г. Тетенов
Макет-оригинал подготовлен Тетеновым А.Г.
Сдано в набор
Подписано к печати
Отпечатано на множительном участке пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова
Тираж экз.
614000, г. Пермь, ул. Коммунистическая, 23
Если сравнить автомобиль с железным конём, то система зажигания - это составная часть пищеварения вашего зверя. Функция системы состоит в воспламенении воздушно-топливной смеси. Именно система зажигания ответственна за рабочий такт двигателя внутреннего сгорания. Если система выходит из строя, двигатель будет работать с перебоями, если будет работать вообще. Диагностика и ремонт системы зажигания автомобиля - это залог движения вашего железного друга.
Как понять, что неисправна система зажигания?
Симптомы могут быть разные:
О чём говорят неисправности работы?
О том, что одна или несколько деталей системы зажигания вышли из строя, и их требуется заменить.
Что может сломаться?
Наиболее частые проблемы системы зажигания:
Но что именно вышло из строя, самостоятельно определить не так-то легко. Лучше доверить диагностику и ремонт зажигания автомобиля квалифицированному автомеханику.
Большинство деталей системы зажигания подлежит замене . Заменяют катушки зажигания, свечи зажигания, конденсаторы, датчики, провода высокого напряжения. Некоторые детали системы зажигания подлежат ремонту, а иногда требуется только их тонкая регулировка с помощью специальных приборов и приспособлений.
Нужно ли дожидаться поломки?
Как и большая часть систем автомобиля, система зажигания требует планового ремонта. Плановый ремонт системы зажигания автомобиля связывается с пробегом. Для системы зажигания плановый ремонт таков:
В качестве дополнения
Впрочем, иногда система зажигания не запускается по более простой причине - неисправен замок. Почему замок сломался? Может быть, он просто износился со временем, а иногда он ломается из-за неаккуратной эксплуатации, в том числе, в результате попытки угона. Надо сказать, что хороший автомеханик может починить не только «внутренности» вашего автомобиля. Специалисты техцентра производят и ремонт замка зажигания автомобиля - в том числе, и замену его с перекодировкой под ваши ключи.
По какой бы причине ваш железный конь ни забастовал, всё можно исправить. Главное - не запускать проблему и вовремя обратиться за помощью в техцентр.
Страница 5 из 6
Ремонт системы зажигания состоит в замене вышедших из строя элементов (свечей, проводов высокого напряжения, катушки зажигания, конденсатора, электронного коммутатора, выключателя зажигания или его контактной группы, датчика-распределителя, распределителя зажигания и его элементов - крышки, ротора, контактной группы, кулачка, вакуумного регулятора).
Техническое обслуживание системы зажигания. Чтобы контактная система зажигания работала нормально, необходимо следить за чистотой всех приборов, входящих в эту систему, за креплением проводов на приборах, следить за целостностью защитных резиновых колпачков на проводах высокого напряжения и выполнять все работы по техническому обслуживанию в установленные сроки.
Через 10 000 км пробега необходимо снять крышку распределителя, протереть ее изнутри ветошью, смоченной бензином, а если будет обнаружено замасливание, протереть диск и контакты прерывателя. Смазать ось подвижного контакта и фетровую вставку маслом для двигателя.
Через 20 000 км пробега надо залить 3-4 капли масла, применяемого для двигателя, в отверстие масленки на корпусе распределителя зажигания, предварительно повернув ее крышку до открытия заливного отверстия. Осмотреть контакты прерывателя и при обнаружении окисления, неровностей и обгорания зачистить их. Проверить и отрегулировать величину зазора между контактами прерывателя. После регулировки зазора между контактами прерывателя каждый раз следует проверять и регулировать угол опережения зажигания, который при изменении величины зазора также изменяется. Вывернуть свечи, при наличии нагара удалить его указанными выше способами и отрегулировать зазоры между электродами свечей.
Через 30 000 км пробега свечи рекомендуется заменить новыми. Во избежание срыва резьбы при завертывании свечу следует устанавливать в специальный свечной ключ, а затем вместе с ключом - в отверстие головки цилиндров и легким поворотом руки вначале несколько влево, а затем вправо без большого нажима ввертывать свечу, пока она легко не повдет по резьбе, после чего окончательно затянуть с применением воротка. Для облегчения последующего отворачивания свечей перед ввертыванием их в блок желательно натереть резьбовую часть свечей графитным порошком. При техническом обслуживании бесконтактной системы зажигания главное вниманием необходимо уделять содержанию в чистоте и креплению всех приборов и проводников. Следует тщательно протирать чистой тканью, смоченной бензином, наружную и внутреннюю поверхности крышки датчика-распределителя и ротора, защищать электроды боковых клемм и токоразностную пластину ротора. Надо также протирать корпус электронного коммутатора и катушку зажигания, проверять надежность крепления соединений в электрических цепях низкого и высокого напряжения и целостность защитных резиновых колпачков всех соединений.
Не допускается снимать наконечники свечей с проводов и провода высокого напряжения из крышки датчика-распределителя при горячем двигателе во избежание обрыва токопроводящей жилы, которая от нагревания становится более эластичной (мягкой).
Необходимо проверять плотность посадки проводов на полную глубину в наконечниках свечей и крышки датчика-распределителя.
В техническое обслуживание системы зажигания входит проверка установки момента зажигания, очистка свечей зажигания от нагара и их замена, проверка целостности и изоляции высоковольтных проводов. При техническом обслуживании бесконтактной системы зажигания необходимо проверить чистоту и крепление всех приборов и проводников. Наружную и внутреннюю поверхности крышки датчика-распределителя и ротора-распределителя необходимо тщательно очистить, как и электроды боковых клемм и токоразносную пластину ротора. Также необходимо протирать корпус электронного коммутатора и катушку зажигания, проверять надежность крепления соединений в электрических цепях низкого и высокого напряжения и целостность защитных колпачков всех соединений.
Кроме того, необходимо проверять плотность посадки клемм проводов на полную глубину в наконечниках свечей и крышки датчика-распределителя. Свечи в системах зажигания необходимо заменять согласно моторесурса, установленного заводом-изготовителем, а при замене следить за соответствием марки свечей зажигания относительно двигателя.
Если цвет изолятора свечи зажигания от светло-серого до светло-коричневого, корпус чистый, электроды не изношены, то это говорит о соответствии свечи данному двигателю и его нормальной работе. Черный сухой нагар на свече означает, что она не соответствует данному двигателю либо переобогащена рабочая смесь. Выгоревшие электроды указывают на перегрев свечи, вызванный ее несоответствием данному двигателю, либо на применение низкооктанового бензина или неверную установку момента зажигания.
Отказ в работе системы зажигания может быть вызван следующими причинами:
Ток не проходит через контакты прерывания (загрязнены, окислены или пригорели); образовался бугорок и кратер на контактах; слишком большой зазор между контактами или ослабление прижимной пружины; не размыкаются контакты прерывателя (нарушена регулировка зазора); изношена текстолитовая подушечка или втулка рычажка прерывателя;
Ослаблено крепление или окислены наконечники проводов в цепи низкого напряжения, обрыв в проводах или замыкание их с массой;
Неисправен выключатель зажигания;
Из-за короткого замыкания пробит конденсатор;
Обрыв в первичной обмотке катушки зажигания;
Не подается высокое напряжение к свечам зажигания (неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения, провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция);
Износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке распределителя зажигания;
Утечка тока через трещины или прогары в роторе распределителя зажигания, либо через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки;
Обрыв или замыкание на «массу» вторичной обмотки катушки зажигания;
Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к контактам крышки распределителя зажигания;
Зазор между электродами свечей не соответствует норме или замаслены свечи зажигания; свечи зажигания повреждены из-за трещин на изоляторе;
Неправильная установка момента зажигания.
Если двигатель не развивает полной мощности, возможными причинами неисправности могут быть: неправильная установка момента зажигания; большой износ втулки подвижного контакта прерывателя.
Порядок выполнения работы
1. Соберите схему и установите и закрепите трамблер во фланце электропривода, на передней панели стенда, заданной преподавателем системы зажигания
2. Подключите вакуумную трубку к вакуумному регулятору опережения зажигания.
3. Рассоедините высоковольтные провода по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров четырех цилиндрового двигателя внутреннего сгорания: 1-3-4-2
4. Установка и проверка момента зажигания с помощью стробоскопа
5. Для проверки и установки угла опережения зажигания, произведите подключение стробоскопа к системе зажигания стенда
Датчик искры стробоскопа подключите к высоковольтному проводу первого цилиндра согласно номера на крышке трамблера
6. Направьте мигающий поток света стробоскопа на шкив двигателя, если момент зажигания установлен правильно, то на холостых оборотах видимая метка ВМТ на окне стенда должна находиться напротив метки необходимого угла опережения зажигания на шкиве двигателя.
7. Ослабить гайку крепления трамблера и поверните его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус трамблера поверните против часовой стрелки, а для уменьшения - по часовой стрелке
8. Затяните гайку крепления трамблера и вновь проверьте установку момента зажигания.
4. Для чего предназначена система зажигания?
5. Опишите устройство системы зажигания.
6. Опишите принцип действия системы зажигания.
З.Э.1. Диагностирование системы зажигания
В системе зажигания могут быть неисправны катушка и свечи зажигания, прерыватель-распределитель, провода. Для поэлементного диагностирования различных узлов системы зажигания применяют приборы Э-215, Э-102, Э-216, Э-206 и др. Стробоскопическими приборами Э-215 и Э-102 диагностируют угол опережения зажигания, прибором Э-216 - разность мощностей по цилиндрам, прибором Э-206 с осциллоскопом - работоспособность системы зажигания. Для комплексного диагностирования применяются мотор-тестеры и специальные стенды. Кроме специальных приборов при диагностировании системы зажигания могут использоваться контрольные лампы, вольтметры, амперметры, щупы. Диагностировать можно и по внешним признакам работы системы.
Для проверки цепи низкого напряжения между АКБ и катушкой зажигания к зажиму ВК-6 катушки присоединяют один контакт контрольной лампы, другой контакт соединяют с массой. Если лампа загорается, то цепь низкого напряжения исправна. Если лампа не загорается, то контакты AM и КЗ включателя зажигания соединяют между собой коротким куском провода. Загорание лампы - показатель неисправности включателя.
Для проверки исправности катушки зажигания крышку распределителя зажигания снимают и рукояткой прокручивают коленчатый вал двигателя до положения замыкания контактов прерывателя. Конец высоковольтного провода извлекают из центрального гнезда крышки распределителя и, держа на расстоянии 5 мм от «массы» двигателя, включают зажигание. При размыкании и замыкании вручную контактов прерывателя между концом провода и «массой» двигателя должна образовываться искра. Если искры нет, катушку зажигания заменяют. Если искры нет и после замены катушки, то неисправен и подлежит замене провод.
Неисправности распределителя зажигания определяют при внешнем осмотре и опробовании. Зазор между контактами измеряют щупом (величина зазора - 0,3-0,4 мм). Упругость пружины рычажка проверяют, отжимая его пальцем. Рычажок должен быстро возвращаться в исходное положение. Если при покачивании рычажка на оси рука ощущает люфт, то рычажок подлежит замене. Ощутимое поперечное колебание приводного валика распределителя в радиальном направлении при покачивании его рукой свидетельствует об износе втулок или самого валика.
На исправных свечах образуется красновато-коричневой налет, который не следует путать с нагаром, имеющим черный цвет. Нагар на свечах зажигания образуется при низком температурном режиме, богатой горючей смеси или при попадании масла в камеры сгорания. Перегрев свечей возникает после длительной работы двигателя на бедной смеси. При наличии трещин на изоляторе свечу заменяют. Зазор между электродами свечи, который должен составлять 0,8- 0,9 мм, измеряют круглым проволочным щупом. Работоспособность свечей определяют на работающем двигателе. При отключении провода исправной свечи частота вращения снижается, а при отключении провода поврежденной свечи - остается неизменной.
Работу центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания контролируют с помощью специальных средств диагностирования. Правильность установки зажигания проверяют на стенде для контроля тягово- экономических показателей автомобиля или при движении автомобиля по ровному участку дороги на прямой передаче: развивают скорость 25-30 км/ч для грузовых автомобилей и 40-50 км/ч - для легковых, затем резко, до отказа, нажимают на педаль управления дроссельной заслонкой. При этом должны прослушиваться и быстро исчезнуть слабые детонационные стуки. Если они сильны - зажигание раннее, если отсутствуют - позднее.
3.3.2 Техническое обслуживание системы зажигания
При ТО-1 протирают и зачищают контакты прерывателя-распределителя зажигания.
При ТО~2 проверяют состояние и очищают поверхность коммутатора, катушки зажигания, изоляторов свечей и проводов низкого и высокого напряжения от пыли, грязи и масла. Снимают крышку распределителя зажигания и протирают ее внутреннюю поверхность. Проверяют состояние контактов распределителя. При необходимости зачищают их и регулируют зазор между контактами. Регулируют угол опережения зажигания. Проверяют состояние электропроводов. При необходимости изолируют поврежденные места или заменяют провода высокого напряжения. Проверяют работу свечей зажигания. При необходимости очищают их от нагара и регулируют зазор между электродами.
3.3.3 Ремонт и регулировки системы зажигания
Регулировка зазора в контактах прерывателя. Перед регулировкой контакты зачищают, промывают и продувают сжатым воздухом. Затем, проворачивая коленчатый вал, ставят рычажок прерывателя в положение наибольшего размыкания контактов и щупом проверяют зазор между контактами. Если он не соответствует требуемому значению, его регулируют смещением пластины неподвижного контакта вокруг оси рычажка с помощью эксцентрика. Для этого ослабляют стопорный винт и вращением эксцентрикового винта поворачивают пластину с неподвижным контактом до установления необходимого зазора, а затем закрепляют стопорный винт.
Регулировка угла опережения зажигания. Угол опережения зажигания устанавливают на неработающем двигателе, а проверяют на стенде или в пути при разгоне до определенной скорости. Перед установкой зажигания проверяют и при необходимости регулируют зазор между контактами прерывателя. Затем вывертывают свечу первого (считая от радиатора) цилиндра и ввертывают свисток или вставляют пробку из смятой бумаги. Проворачивая коленчатый вал двигателя, устанавливают его в положение, соответствующее концу такта сжатия в первом цилиндре (выталкивание бумажной пробки или затихание свист
ка). Продолжая вращать коленчатый вал до соответствующего совпадения меток на шкиве и корпусе блока, определяют момент зажигания в первом цилиндре. Затем ослабляют гайку октан-корректора и устанавливают октан-корректор в среднее положение (т.е. на нулевое деление), затягивая гайку. Сняв крышку прерывателя-распределителя, присоединяют контрольную лампу (напряжением 12 В): одним проводом - к соединенному с рычажком прерывателя- распределителя зажиму низкого напряжения, а другим - к «массе». Ослабив крепление прерывателя-распределителя и включив зажигание, поворачивают корпус прерывателя-распределителя (по часовой стрелке - для автомобилей с правым вращением кулачка распределителя и против - для автомобилей с левым вращением) до замыкания контактов прерывателя (при этом контрольная лампа не должна гореть). Затем корпус прерывателя-распределителя поворачивают в обратную сторону до положения, соответствующего началу размыкания контактов (о чем сигнализирует загоревшаяся контрольная лампа), и в этом положении закрепляют. Крышку распределителя ставят на место и присоединяют провода высокого напряжения согласно порядку работы цилиндров двигателя.
После установки зажигания производят диагностирование оптимальности угла опережения зажигания и при необходимости проводят регулировку с помощью октан-корректора.
_______________ Основные неисправности сист емы зажигании ___________
\ |
Обрыв электрических проводов. Неисправность выключателя. Тепловое разрушение транзистора в коммутаторе
Удалить масло и бензин с контактов свечей.
Просушить свечи и очистить их на пескоструйном аппарате. Заменить провод.
Зачистить наконечник провода и плотно соединить с зажимами. Очистить загрязнение поверхности сухой ветошью. Заменить ротор или крышку. Заменить угольный контакт. Очистить или зачистить контакты.
Отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Заменить катушку.
Заменить провода, Заменить выключатель. Заменить транзистор
Снижение мощности и экономичности двигателя
Обрыв (ослабление) пружин грузов центробежного регулятора. Нарушение герметичности полости вакуумного регулятора. Ослабление пружины диафрагмы. Нарушение регулировки угла one- режения зажигания ____
Заменить пружины.
Затянуть штуцер трубки, заменить диафрагму. Заменить пружину. Отрегулировать угол опережения зажигания
Затрудненный пуск и перебои в работе цилиндров двигателя
Нагар на свечах.
Увеличение зазора между электродами свечи. Трещины в изоляторе свечи. Перегрев свечи.
Трещины и обугливание поверхности ротора или крышки. Замасливание, окисление, подгорание контактов прерывателя. Нарушение зазора между контактами прерывателя. Потеря упругости пружины рычажка подвижного контакта. Пробой конденсатора. Межвитковое замыкание первичной обмотки катушки. Тепловое разрушение стабилитрона
Удалить нагар.
Отрегулировать зазор между электродами свечи. Заменить свечу.
Заменить прокладку под корпусом свечи.
Заменить ротор или крышку.
Очистить контакты.
Отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Заменить пружину вместе с рычажком.
Заменить конденсатор. Заменить катутлку зажигания.
Заменить стабилитрон.
Способы устранения основных неисправностей системы зажигания. Замасленные контакты распределителя зажигания снимают и очищают щеточкой или замшей, смоченной в бензине, обгоревшие - надфилем толщиной не более 1 мм или межой стеклянной бумагой зернистостью 150-170. Зазор между электродами свечи зажигания регулируют подгибанием бокового электрода. Центральный электрод подгибать нельзя, так как это вызывает трещины в изоляторе и отказ свечи в работе.
Задание для закрепления изученного материала 1. При ТО-! системы зажигания выполняют следующие работы:
2. При ТО-2 системы зажигания выполняют следующие работы:
3. При диагностировании системы зажигания контролируют следующие
параметры: 1)_________________________ ; 2)________________________ __ ;
3)______________________________ ; 4)___________________________
5)______________________________ ; 6)_____________________________ .
4. Перечислите основные регулировки системы зажигания:
2)_______________ ;
5. Двигатель не запускается при следующих неисправностях системы зажигания: 1) ;
2) ; 3)_______________________ ;
4) .___________________________ ; 5)____ ;
6) ; 7)_________________________ ;
8) ; 9)_________________________ ;
Ю)___________________________ ; 11)__________________________ ;
12) ___________________________ .
6. Снижение мощности и экономичности двигателя возникает при следующих неисправностях системы зажигания:
1) ; 2)__________________________________ ;
3) ; 4)__________________________ .
7. Затрудненный пуск и перебои в работе цилиндров двигателя возникают при следующих неисправностях системы зажигания:
1) ; 2)___________________________________________________
3) ; 4)__________________________
5) ; 6)__________________________
7) ; В)__________________________
9) ; 10)_________________________
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите приборы и приспособления, используемые при диагностировании системы зажигания.
2. Опишите способ диагностирования цепи низкого напряжения.
3. Опишите диагностирование катушки зажигания.
4. Опишите диагностирование распределителя зажигания.
5. Опишите диагностирование свечей зажигания.
6. Опишите диагностирование оптимальности установки угла опережения зажигания.
7. Перечислите операции, выполняемые при ТО-1 системы зажигания.
8. Перечислите операции, выполняемые при ТО-2 системы зажигания.
9. Опишите технологию регулировки зазора между контактами прерывателя.
10.Опишите технологию регулировки зазора между электродами свечи.
11. Опишите технологию регулировки угла опережения зажигания.
12. Перечислите неисправности системы зажигания, при которых двигатель не запускается.
13. Перечислите неисправности системы зажигания, при которых возникает снижение мощности и экономичности двигателя.
14. Перечислите неисправности системы зажигания, при которых затруднен пуск двигателя и возникают перебои в работе цилиндров.
15. Опишите способ очистки контактов прерывателя.
ЗАТехническое обслуживание ш ремонт
контрольно-измерительных и дополнительных приборов
1. Каково назначение контрольно-измерительных и дополнительных приборов?
2. Перечислите контрольно-измерительные и дополнительные приборы.
3. Опишите общий принцип действия контрольно-измерительных приборов.
3.4.1, Диагностирование контрольно-измерительных и дополнительных приборов
Работоспособность контрольно-измерительных и дополнительных приборов проверяют при пробном включении. Механические повреждения определяют методом визуальной оценки. Нарушения контактов проводов находят с помощью тестора или контрольной лампы. Точность показаний контрольно- измерительных приборов проверяют специальными тестерами (их параллельно подключают к диагностируемому прибору).
3.4.2» Техническое обслуживание контрольно-измерительных и дополнительных приборов
При ТО-1 и ТО-2 проверяют: действие ламп щитка приборов, работоспособность указателей контрольно-измерительных приборов (неисправные лампы заменяют); надежность крепления электрических проводов (при необходимости подтягивают); работу электродвигателей дополнительных приборов и оборудования.
3.43. Ремонт контрольно-измерительных и дополнительных приборов Неисправности контрольно-измерительных и дополнительных приборов
Неплотный контакт наконечников проводов __
Подтянуть винты или гайки крепления проводов
Неисправность электродвигателя. Обрыв токоподводящего провода
Заменить электродвигатель. Соединить или заменить провод
Способы устрашения основных неисправностей контрольно- измерительных и дополнительных приборов. Оборванные провода соединяют, по возможности пропаивают и изолируют. Окисленные клеммы зачищают, проверяют крепление проводов, ослабленные соединения подтягивают. Неисправный электродвигатель разбирают, прочищают коллектор, заменяют поврежденную проводку, смазывают шайбу самоустанавливающихся втулок. При невозможности устранить неисправность электродвигатель заменяют.
3.5. Техническое обслуживаниеи ремонт
приборов освещения и сигнализации
1. Для чего предназначены приборы освещения и сигнализации?
2. Перечислите приборы освещения и сигнализации.
3. Опишите устройство приборов освещения и сигнализации.
3.5.1. Диагностирование приборов освещения и сигнализации
Работоспособность приборов освещения и сигнализации проверяют при пробном включении. Механические повреждения устанавливают по внешним признакам. Нарушение контакта проводов определяют тестером и ли контрольной лампой, напряжение в цепях приборов освещения и сигнализации - с помощью вольтметра или специальным тестером. Признаком низкого напряжения в цепи является тусклое свечение ламп. Исправность звукового сигнала определяют по громкости, тону звучания и силе тока, показываемой амперметром на щитке приборов.
3.5.2. Техническое обслуживание приборов освещения и сигнализации ^При ЕО проверяют действие звукового сигнала, фар, подфарников, указателей поворотов, заднего фонаря и стоп-сигнала. При необходимости внешние поверхности рассеивателей приборов внешнего освещения и световой сигнализации очищают от загрязнений. Перегоревшие лампы заменяют^
При ТО-1 проверяют крепление и при необходимости закрепляют фары, подфарники, задний фонарь и прибор звукового сигнала. Проверяют надежность крепления проводов и при необходимости подтягивают.
При ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют направление светового потока фар.
3.5.3. Ремонт ш регулировки приборов освещения и сигнализации
Для проверки и регулировки света фар должны быть соблюдены определенные условия: автомобиль не нагружен, давление воздуха в шинах нормальным, помещение затемнено (возможно проведение работ в вечернее время). Автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку перпендикулярно стене (или экрану) с нанесенными линиями разметки. Направление светового пучка регулируют винтами фары, которыми изменяют положение отражателя. Регулировку фар в горизонтальной плоскости осуществляют боковым винтом, а в вертикальной - верхним. При правильной регулировке световые пятна обеих фар должны иметь вид эллипсов, а их верхние края - находиться на одной высоте.
Громкость звучания звукового сигнала регулируют винтом: при повороте винта по часовой стрелке громкость увеличивается, против - уменьшается. При этом сила тока должна быть в рекомендуемых заводом-изготовителем пределах. Тон звучания настраивают стержнем, отпустив контргайку при помощи
торцового ключа: поворотом по часовой стрелке - повышают тон, против - понижают.
Неисправности приборов освещения и сигнализации. Характерные неисправности приборов освещения и сигнализации: обрыв проводов, плохой контакт, перегорание нитей ламп, механическое повреждение приборов, нарушение их регулировки. Отказ звукового сигнала может быть вызван обрывом проводов или плохим контактом в цепи, обгоранием контактов сигнала, кнопки и реле. Громкость или тон звучания может измениться при повреждений конденсатора (сопротивления) или износе обмотки.
Неисправность (признак) 1 Причины | Способ устранения | ||
ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ | |||
Не загораются отдельные лампы | Перегорание нити лампы. Плохой контакт в патроне лампы, переключателях, выключателях, на соединительных панелях | Заменить лампу. Зачистить и затянуть контакты | |
Частое перегорание нитей ламп | Повышенное напряжение в системе электрооборудования. Сильная вибрация спирали ламп из- за слабого крепления лампы в патроне, оптического элемента в корпусе или фары (фонаря) в целом | Отрегулировать регулятор напряжения. Затянуть винты крепления оптических элементов и фар | |
Уменьшение силы света приборов освещения | Загрязнение отражателя и рассеива- теля оптического элемента. Плохой контакт лампы в патроне. Окисление контактных пластин в выключателях и переключателях | Очистить отражатель и рассеиватель. Восстановить нормальный контакт. Очистить контактные пластины | |
ЦЕПИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ | |||
Отсутствие напряжения в проводах | Обрыв или замыкание проводов на «массу» | Ликвидировать обрыв и замыкание. Изолировать места нарушения изоляции | |
Потеря напряжения в цепях электрооборудования | Ослабление крепления проводов Замасливание и окисление наконечников проводов | Подтянуть зажимы крепления проводов. Очистить наконечники проводов от грязи и окислов | |
Способы устранения основных неисправностей приборов освещения и сигнализации. Окисленные клеммы зачищают, проверяют контакт ламп с массой и крепление проводов. Ослабленные соединения подтягивают. Лампы, с перегоревшей нитью заменяют. При смене ламп продувают отражатель сжатым воздухом, не допуская попадания пыли внутрь оптического элемента. Загрязненный рефлектор промывают водой и просушивают, но не протирают. Разбитый или треснувший рассеиватель заменяют. Оборванные провода заменяют или соединяют, пропаивают и изолируют. При нарушении контакта подтягивают контактные винты. Обгоревшие контакты зачищают надфилем или шкуркой. Если регулировка звукового сигнала не дает положительного результата, то открывают крышку и зачищают контакты прерывателя абразивной пластинкой. При необходимости заменяют конденсатор (сопротивление) или изношенную обмотку.
Задание для закрепления изученного материала
1. При ТО-1 и ТО-2 контрольно-измерительных и дополнительных приборов выполняют следующие операции:____________________________________
2. Контрольно-измерительный прибор не включается в работу при следующих неисправностях: 1)________________________________________________ ;
3. Стрелка прибора полностью отклоняется вправо и не возвращается в нулевое положение при следующих неисправностях:
1)___ ; 2)_______________________ .
4. Признаком неплотного (ненадежного) контакта наконечников проводов в цепи контрольно-измерительного прибора является____________________ _____
5. При ЕО приборов освещения и сигнализации выполняются следующие операции: _________________
6. При ТО-1 приборов освещения и сигнализации выполняются следуй щие операции:_____________________________________________________
7. При ТО-2 приборов освещения и сигнализации выполняются следующие операции: _____________________________________________________
В. Лампы приборов освещения и сигнализации не загораются при следующих неисправностях: 1)___________________________ ; 2)__________________ .
9. Уменьшение силы света приборов освещения и световой сигнализации
возникает при следующих неисправностях: 1)_____________________ ;
2)___ ; 3)________________________ .
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите способы диагностирования контрольно-измерительных и дополнительных приборов.
2. Каким образом проверяется точность показаний контрольно-измерительных приборов.
3. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании контрольно-измерительных и дополнительных приборов.
4. Перечислите неисправности контрольно-измерительных и дополнительных приборов, их причины и способы устранения.
5. Перечислите способы диагностирования приборов освещения и сигнализации.
6. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании приборов освещения и сигнализации.
7. Опишите технологию регулировки направления светового пучка фар.
8. Опишите технологию регулировок звукового сигнала.
9. Перечислите основные неисправности приборов освещения и сигнализации, их причины и способы устранения.