Задания для дошкольников наземный транспорт. Рекомендации для родителей

Материалы для педагогов и родителей

ЛЕКСИКА

1. Перечисли, на чём передвигались звери.
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле...

2. Назови только то, что относится к транспорту.

3. Зачем людям нужен транспорт?

4. Где выпускают автомобили? /на автозаводах/

5. Какие легковые автомобили ты знаешь?

6. Какие грузовые автомобили ты знаешь?

7. Какие виды транспорта можно увидеть в нашем городе? /легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы, такси, велосипеды, мопеды.../

8. Чем отличается троллейбус от трамвая?

9. Ходят ли в нашем городе трамваи?

10. Назови:

а/ на чем можно ехать? /на поезде, машине, автобусе.../
б/ на чем можно плыть? /на корабле, лодке, пароме.../
в/ на чем можно летать? /на самолёте, вертолете…/

11. Как называют человека, который:

а/ водит машину, автобус, троллейбус - ... /водитель, шофёр/,
б/управляет самолётом - ... /лётчик, пилот/,
в/управляет кораблём - ... /капитан/,
г/ водит трамвай - ... /вагоновожатый/,
д/ водит поезда - ... /машинист/,
е/ водит велосипед - ... /велосипедист/,
ж/ водит мотоцикл - ... /мотоциклист/,
з/ следит за порядком на дороге, регулирует движение -... /регулировщик/

12. Как называется асфальтированная часть улицы? /дорога/

13. Как называется часть дороги, по которой идут люди? /тротуар/

14. Как называют людей, идущих пешком? /пешеходы/

15. Где должны ходить пешеходы? /по тротуару/

16. Где пешеходы должны переходить дорогу? /по пешеходному переходу/

17. В какую сторону нужно сначала посмотреть, когда переходишь дорогу?

В какую сторону нужно посмотреть на середине дороги?

18. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

19. Закончи:

а/ дорога широкая, а тротуар - ... /узкий/
троллейбус идет медленно, а такси - ... /быстро/
б/ шина - это часть колеса, а колесо - ... /часть машины/
колесо - часть машины, а машина - ... /транспорт/

20. О чём /о ком/ можно сказать "плывёт"?

а/ корабль,
б/ облако,
в/ человек, рыба, лебедь, бревно…

21. Назови волшебный транспорт в сказке:

-«Старик Хоттабыч» /ковёр-самолет/
-«Золушка» /сапоги-скороходы/
-«По щучьему велению» /печка/

22. Знаешь ли ты «любимый транспорт» Бабы-Яги? /метла, ступа/

ГРАММАТИКА

1. Как можно назвать транспорт, который:

Перевозит грузы /какой?/ - ... /грузовой/,
- перевозит пассажиров /какой?/ - ... /пассажирский/,
- передвигается только по воде /какой?/ - ... /водный/,
- передвигается только по воздуху /какой?/ - ... /воздушный/,
- передвигается только по железной дороге - ... /железнодорожный/,
- передвигается только под землёй /какой?/ - ... /подземный/.

2. Как называется остановка:

а/ автобуса /какая?/ - ... /автобусная/, б/ троллейбуса /какая?/ - ... в/ трамвая /какая?/ - ...

3. Подбери слово по образцу: летать - полёт,
бежать - ... /бег/, плавать - ... /плавание/, прыгать - ... /прыжок/, ходить - ... /ходьба/, скакать - ... /скачки/.

4. Измени слова по образцу: поезд - поезда, /много чего?/ - поездов,
трамвай - трамваи, /много чего?/ - ... , велосипед - ..... /много чего?/ - ..., троллейбус - .... /много чего?/ - ..., автобус - ..., /много чего?/ - ..., такси - такси, /много чего?/ - такси

5. Вставь подходящее слово:

Машина стояла в гараже. А теперь она из гаража /что сделала?/ ... /выехала/. Гараж кругом /что сделала?/ ... /объехала/ и по дороге /что сделала?/ ... /поехала/. К перекрёстку машина /что сделала?/ ... /подъехала/ перекрёсток /что сделала?/ ... /переехала/, за дом машина /что сделала?/ ... /заехала/ и в гараж / что сделала?/ ... /въехала, заехала/.

6. Вставь «маленькое слово» (предлог), которое «потерялось»

Мы спустились... (в) метро.
Мама садится... (в) трамвай.
Митя бежит... (по) дороге.
Автобус едет... (по) улице.
Поезда идут... (по) рельсам.
Дети поедут... (на) трамвае.
Никита любит ездить... (на) машине.
Миша пришел... (на) остановку.

7. Из каких слов состоит слово:

самолёт вертолёт
пароход луноход
самокат вездеход
самосвал автозавод

ЛОГИКА

1. Назови 4-й лишний предмет, объясни свой выбор:

а/ ракета, автобус, олень, метро.
б/ бабочка, самолёт, жук, птица.
2. Выбери правильное предложение:
а/ Машина остановилась, потому что кончился бензин.
б/ Кончился бензин, потому что остановилась машина.
3. Ответь на вопросы:
а/ Перед тем как сесть в поезд, я купил билет. Что я сделал сначала?
б/ После того, как загорелся зелёный сигнал светофора, пешеход перешел улицу. Что пешеход сделал сначала?
4. Может ли трамвай объехать машину? Почему? /нет, он идёт по рельсам/
5. Найди лишнее слово: машина, машет, машинист
6. Исправь:
а/ Машинист ведёт трамвай.
б/ Вагоновожатый ведёт поезд.

Вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта;

Рассмотрите иллюстрации с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный;

Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: какие машины перевозят грузы? людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?

Задание 1. Пальчиковая игра «Транспорт»

Мы с первым пальцем – малышком

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим – поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим – сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвести!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет.

Дети по ходу чтения стихотворения по очереди загибают пальчики.

Задание 2 Игра «Один – много»

Задание 3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Пароход, лодка, самолёт, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолёт, вертолёт, велосипед, воздушный шар.

Самосвал, троллейбус, самокат, автобус.

Задание 4 . Игра «Сосчитай до пяти»

Один подъемный кран – два подъемных крана,

Один рейсовый автобус –...

Одно большое колесо –...

Задание 5. Игра «Закончи предложение»

Задание 6. Игра «Назови звуки»

Предложите ребенку назвать первый и последний звук в словах:

«МАШИНА», «САМОЛЕТ», «АВТОБУС», «ЛОДКА», «ПАССАЖИР», «САМОСВАЛ», «ПЕШЕХОД», «БУЛЬДОЗЕР».

Задание 7. «Объясни словечко»

Снегоуборочная, железнодорожный, подземный, международные, сухопутный, вездеход, внедорожник, быстроходный, трёхколёсный.

Задание 8. Выучить стихотворение.

Шофёр .

На нитке машину гулять поведу.

На нитке домой я её приведу.

Почищу ей кузов, кабину, мотор –

Машину беречь должен каждый шофёр.

Задание 9. Нарисуй по клеткам транспорт

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

Транспорт

Скворцова Татьяна Ивановна,детский сад №5
комбинированного вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Использование современных образовательных технологий.

Здоровье сберегающие технологии;

Проектная деятельность (игровая технология);

Информационно - коммуникативные технологии;

Коррекционная технология.

Цель: уточнение и закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт».

Образовательные задачи:

· Сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте;

· Активизация и обогащение словаря по теме «Транспорт»;

· Совершенствование грамматического строя речи, образование прилагательных (какой) - специальный, пассажирский, грузовой, наземный, водный, железнодорожный, воздушный, подземный; названия отдельных элементов (части - целое) - выделение разных частей на модели грузовика.

· Умение образовывать и использовать в речи сущ. с прил., учить употреблять в речи формы глаголов, обозначающие передвижения транспорта;

Развивающие задачи:

· Развивать любознательность и познавательную активность через включение детей в различные игровые ситуации;

· Развивать фонематическое восприятие, мелкую и общую моторику, координацию движений;

· Продолжать развивать диалогическую и монологическую речи, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них развернуто.

Воспитательные задачи:

· Воспитывать внимание, активность, культуру поведения на транспорте.

Предварительная работа:

Чтение книг о транспорте, рассматривание иллюстраций и различных видов моделей транспорта, просматривание видео - фильмов, беседы о видах транспорта, загадки. С/р игра «транспорт», рисование по теме. Конструирование «Грузовик».

Материал к занятию:

Картинки по теме «транспорт», мяч резиновый грузовик набор бочонков, карточки с загадками. Части машин (кабина, фара, колёса, кузов), геометрические фигуры (2 квадрата,4 круга, 3 прямоугольника, 2 трапеции). Игрушка - Карлсон, бинокль, сумка, матросский воротничок. Пособие «Светофор».

Ход

Сюрпризный момент. Стук в дверь

В: Пойду посмотрю, кто там? (Выходит и возвращается с игрушкой

Карлсон)

К: Здравствуйте, ребята. Я пролетал мимо, и у меня забарахлил моторчик.

Наверное, перегрузка. Необходимо совершить посадку. Можно

Приземлиться? (да)

В: Мы так рады, что ты к нам заглянул. Как здорово, что у тебя есть

Моторчик и ты можешь летать к друзьям.

К: Ребята, а у вас тоже есть моторчики? (нет)

А как вы летаете к друзьям? Как вы добираетесь до садика, поликлиники,

Магазина, гостей?

(на транспорте или пешком)

В: Карлсон, когда ты пролетал над нашим городом, ты заметил, какой он

Большой и красивый? По нему легко передвигаться на разном транспорте.

Сейчас мы отправимся в путешествие. На чем лучше ехать по городу?

(на трамвае, автобусе и т.д.)

Д/и «Какой бывает транспорт»

(наземный, подземный, железнодорожный, пассажирский, почему так называется)

В: Кто-то оставил сумку. Посмотрим, что там.

(карта, бинокль, матросский воротничок)

Чьи это могут быть вещи? Кто их мог оставить?

(эти вещи мог оставить моряк)

Другой берег? Какой вид транспорта нам нужен?

(водный)

Игра «Подбери картинки с изображением водного транспорта»

(лодка, ледокол, танкер, лайнер, теплоход)

К: А это что такое?

(показывает на схему проезжей части дороги)

Как называется дорога, где ходят люди?

(пешеходная дорожка, тротуар)

А как перейти дорогу пешеходу?

(по пешеходному переходу, по «зебре»)

В: Ребята, Карлсон сейчас загадает нам загадки. Нам нужно отгадать,

Назвать первый звук в отгадке. И дать характеристику звуку.

К: Спозаранку за окошком,

Стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожка

Ходят красные дома

(трамвай, зв. [Т] согл. тверд. глх.)

Что за чудо светлый дом

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(автобус, [ А ] гл. зв.)

В поле лестница лежит

Дом по лестнице бежит

(поезд, зв.[П] согл. тверд. глх)

В: А я тоже знаю загадку

В черных шашечках машина,

Зря не пьет она бензина.

Всех домчит, лишь попроси

А зовут ее…

(такси)

В: Ребята, расскажите Карлсону, чем отличается такси от другого

Транспорта.

(быстро перевезет с одного места на другое, он объезжает пробки, у

него нет остановок, он едет по короткому пути)

Игра с мячом «Назови транспорт, который едет по рельсам»

(поезд, трамвай)

С помощью электричества

(троллейбус, трамвай, электропоезд)

Перевозит грузы (грузовик)

Специальный (скорая помощь, пожарные)

К: Молодцы, ребята! Давайте с вами поиграем. Вставайте в круг

(физкультминутка)

По земле пассажиров возят «руль»

Самолет идет на взлет «крылья»

Корабль по морю плывет «нос корабля»

Едем, едем мы домой

На машине легковой «руль»

Въехали на горку «руки вверх»

Хлоп! Колесо спустилось «хлопок над головой!

Стоп! «руки вниз, присесть»

В: Ой-ой-ой! У нас лопнуло колесо.

К: А разве машины ломаются? (да)

А где их чинят?

В: Сейчас ребята тебе скажут, где ремонтируют машины.

(в автомастерской, в гараже)

К: Что можно починить?

(поменять колеса, вставить стекло, покрасить, смазать мотор и т.д.)

В: Посмотрите, вот машина. Назовите, из каких частей она состоит.

(красная кабина, зеленый бампер, желтый кузов, белые фары)

Давайте построим машину из геометрических фигур.

(Игра на фланелеграфе «Собери машину» , составление целого из частей)

В: Из каких геометрических фигур ты составил машину?

(кабина - 3 квадрата, кузов - 2 трапеции, колеса - 4 круга)

Расскажи, какая твоя машина.

(подбор прилагательных: грузовая, красивая, новая, тяжелая, пустая,

крепкая, огромная, груженая)

Какой груз может перевозить твой грузовик?

(песок, землю, кирпичи и т.д.)

К: А можно поиграть с машиной?

(конечно)

Игра «Городок»

(что делает машина: съехала, подъехала, уехала, объехала, заехала)

К: А машина сама ездит? (нет)

В: Кто управляет машиной? (водитель, шофер)

К: Это, наверное, легко. Как вы думаете, ребята? (сложно, надо много знать,

надо много учиться, нужно знать правила)

В: Какие есть еще профессии на транспорте?

Игра с мячом «Кто чем управляет» (поездом - машинист, самолетом - пилот, кораблем - капитан, такси - таксист, мотоциклом - мотоциклист и т.д.)

К: Спасибо ребятам. Я столько интересного узнал. Теперь поберегу свой моторчик и буду путешествовать на транспорте. Жалко со мной не было Малыша. Он тоже увидел бы разные машины.

Карлсон улетает.

В: Путешествие наше закончилось. Карлсон, улетая, оставил нам мешочек.

Это нам подарки. (мыльные пузыри, инструменты для ремонта машины)

Речевые и познавательные задания по теме "Транспорт" для детей 6-7 лет.

1. Вместе с ребенком понаблюдайте на улице за транспортом,

зачем нужен транспорт,

назовите машину, автобус и.т.д.

Обозначьте словами перемещения машины: едет, подъезжает, уехала, остановилась, повернула, затормозила…

2. Спросите у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному.

3. Назовите детали самолета: нос, корпус, хвост, иллюминаторы, шасси, крылья…

Детали корабля: нос, палуба, корма, штурвал …

Детали автомобиля…

Детали велосипеда…

4. Спросите, на какие 2 группы можно разделить наземный транспорт

(легковой, грузовой), почему так называются.

5. Проведите беседу о правилах уличного движения.

6. Упражнение "Подбери действие к предмету".

Поезд (что делает?) - ... едет, идет, мчится, гудит, везет, перевозит, останавливается … Самолет (что делает?) - ... взлетает, летит, перевозит, приземляется…

7. Упражнение "Подбери признак".

Машина (какая?) - ...

Автобус (какой?) - ...

Самолет (какой?) - ...

8. Упражнение "Посчитай транспорт" на согласование числительных с существительными, необходимо следить, чтобы ребенок правильно произносил окончания слов.

Один корабль, 2 корабля, три корабля, 4 корабля, 5 кораблей, 6 кораблей…

Один автомобиль…

Один велосипед…

9. Упражнение "Почему так называется?" на образование сложных слов.

Самолет - сам летает.

Вездеход - ... Паровоз - ... Пароход - ...

Самосвал - ... Самокат - ... Мусоровоз - …

Пешеход - … Ледокол - … Луноход - …

Автогонщик - … Электровоз - … Молоковоз - …

Цементовоз - … Бензовоз - …

10. Загадайте ребенку загадки по теме «Транспорт».

11. Кто чем управляет?

Мотоциклом - мотоциклист

велосипедом - велосипедист

подъемным краном – крановщик

такси – таксист

электричкой – машинист

кораблем – капитан

автомобилем – водитель

самолетом – летчик, пилот

12. Закончи предложение по образцу.

Автобус едет быстро, а электричка еще …(быстрее).

Вертолет летит высоко, а самолет еще…(выше).

Катер сигналит громко, а пароход еще…(громче).

Автомобиль стоит близко, а велосипед еще…(ближе).

13. Упражнения на координацию речи с движениями .

Будем транспорт называть

Раз, два, три, четыре, пять

(шагать на месте).

Будем транспорт называть.

По земле пассажиров возят

(хлопать в ладоши)

Машина, автобус и поезд

(вращать перед собой воображаемый руль).

Самолет идет на взлет

(поднимать руки в стороны

и покачивать ими)

Корабль по морю плывет

(соединить ладошки,

изображая нос корабля).

Вы, колесики, крутитесь

Вы, колесики, крутитесь

(быстро вращать руками

перед грудью).

Быстро, быстро, быстро мчитесь.

Раз, два, три –

Остановитесь

(перестать вращать руками).

14. Упражнения на развитие речевого слуха.

Налили бензину.

Завели…(машину).

Сели мы в машины,

Зашуршали…(шины).

Опустела мостовая,

И уехали …(трамваи).

Хочешь ехать – не зевай!

Отправляется…(трамвай).

Нажимаю на педаль

И машина мчится…(вдаль).

Вот бежит, поднявши пыль,

По шоссе… (автомобиль).

Нам проехать нехитро

Через город на …(метро).

Подготовлен самолет

Он отправиться в …(полет).

15. Упражнение "Назови одним словом" на образование сложных слов.

Если у мотоцикла три колеса, он (какой?) - трехколесный.

Если у велосипеда два колеса, то он (какой?) - ...

Если у машины 4 колеса, она (какая?) - ...

Если у лодки 4 весла, она (какая?) - ...

16. Упражнение "Подбери предмет к признаку".

Старый - ... Новый - ...

Маленький - ... Мощный - ...

Грузовой - ... Трехколесный - ...

Быстроходный - ...

17. Упражнение "Из чего - какой?" на образование относительных прилагательных.

Кабина из металла (какая?) - металлическая кабина.

Руль из пластмассы (какой?) - ...

Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ...

Шины из резины (какие?) - ...

18 . Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).

Поезд длинный, а автобус - короткий.

Самолет быстрый, а пароход - ...

Троллейбус тяжелый, а велосипед - ...

Взлет - посадка.

Взлетать - ...

Приезжать - ...

Приплывать - ...

19. "Закончи предложение". Надо употребить глагол «ехать» с соответствующей приставкой.

Машина из гаража (что сделала?) - выехала.

От дома (что сделала?) - ...

К дому - ...

За дом - ...

Через мост - ...

С моста - ...

Мимо дома - …

Вокруг парка - …

Из города - …

20. Упражнение "Четвертый лишний" на развитие логического мышления, умения классифицировать. (без использования картинок).

самолет, лодка, пароход, корабль и т.д.

21. Составь предложения с помощью слов: составление предложений по опорным словам.

Автомобиль, по, ехать, дорога.

Лодка, река, по, деревянная, плыть.

Магазин, около, велосипед, остановиться.

Пассажиры, электричка, из, выходить.

В, самолет, небо, лететь, высоко.

Подъехать, остановка, к, трамвай.

Мост, выехать, автобус, из-под.

22. Упражнение на развитие речевого слуха, памяти.

Выучите стихотворение о транспорте.

23. Развитие мелкой моторики рук.

Предложите ребенку выложить из палочек: лодку, самолет, машину. Изготовьте вместе с ребенком машины из различного материала.

24. Упражнение для развития связной речи.

Опиши транспорт по плану.

Как называется?

К какому виду транспорта относится? (Водный, воздушный? Пассажирский, грузовой?) Какого цвета?

Какой величины?

Из каких частей состоит?

Кем управляется?

Как используется людьми?