Раньше, материал описанный ниже, был частью статьи про , но статья выросла и разломалась на две отдельные части.
При выборе фото объектива многие пользователи фототехники сразу хотят получить светосильный 50-ти кратный суперзум объектив с возможностью макросъемки, красивым боке и ‘бритвенной’ резкостью. К сожалению, ни одного такого объектива для фотоаппаратов со сменной оптикой пока не существует. Виной всему законы физики и сложности изготовления.
Про зум-объективы:
Про объективы:
Говорить о качестве изображения — очень скользкая тема. Мое мнение, что нельзя просто сравнивать объективы разных классов и типов. Можно сравнивать только определенные их параметры (резкость, цветопередачу), но говорить о качестве изображения в общем — нельзя. Нельзя сравнивать зумы и фиксы — у них разные задачи и само собой, разное формируемое изображение. Нельзя сравнивать объективы с разными фокусными расстояниями — у них разные задачи.
Мифы про объективы:
Личный опыт:
Меня постоянно спрашивают, чем я пользуюсь для съемки. Мне нравятся фиксы и для меня не составляет труда для перекомпоновки кадра бегать туда-сюда. В то же время я пользуюсь и зум объективами, они реально могут упростить жизнь фотографу. Какими типами и наборами объективами пользоваться, каждый должен решить сам для себя.
Выводы:
Очень сложно найти один объектив, с помощью которого можно осуществлять съемку разных типов. Часто приходиться использовать набор из нескольких объективов.
Покупаю на 600Д, нужен в основном как тревел объктив, сам тоже более склонен к 70-200,но один мой товарищ помешан на фиксах и внес серьезную сумятицу.Мне кажется, этот зум лучше этого фикса... дыра на один стоп не решает ничего (почти)
По всем отзывам (достойным внимания) 70-200/4 ИС супер-резкий для кропа...
Вопрос не очень понятен... для чего нужен объектив?... на какой камере?... или так... для общего развития...
Всем спасибо - как я понял фикс более художественный что-ли, а мне нужны фото природы и проч., в поездках реально зум более удобен,тем более фото на 70-200 выходят очень приличные.
Я выступлю в защиту фиксов =)
1) фикс проще, у него меньше линз, меньше движущихся блоков, схема расчитана на минимизацию искажений именно для этого фокусного. Зум пытается передать разные фокусные с разным типом искажений одними и теми же линзами с помощью большого количества движущихся блоков, естественно сложнее подобрать идеальные поверхности которые подойдут для всех фокусных, и чем больше зум тем хуже средний результат (возьмите 18-200 и сравните с фиксами на соответствующих фокусных...)
2) Теперь о светосиле =) Существует стандартный ряд значений F – 1,0, 1,4 , 2, 2,8, 4, 5,6 и тд изменение диафрагмы на одby шаг по этой шкале, означает двухкратное изменение проходящего света. В итоге средний фикс с диафрагмой 1.4 сможет снимать с той же выдержкой в условиях где света будет в 4 раза меньше чем лучший из серийных зумов (2.8) что уж говорить о зумах типа 3,5 - 5,6
в итоге к примеру 50 1.4 сможет снять в условиях в 16 раз темнее чем 17-55 на 50мм с той же выдержкой.
3) чем больше светосила тем сильнее размытие фона, позволяющее делать определенные приемы, если вы любите играть с глубиной резкости в кадре, фиксы вам дадут эту фозможность из зумов только телевики (но там другая передача перспективы и расстояния до объекта, да и телевики фиксы которые сделают это лучше)
4) фокусировка в сложных условиях освещения тем лучше чем светосильнее оптика, в результате в полутьме где фикс даст датчикам достаточно света чтобы навестись, зум начнет пасовать. да и в целом за редким исключением фиксы фокусируются быстрее схожих зумов, из-за более легких блоков и более простой схемы.
ПС: за зумами универсальность.
что вам больше подходит - решать только вам
вообще у фотографа должно быть несколько объективов как фиксов так и зумов под задачи которые ему надо решать.
а качество - понятие своеобразное, у кого-то оно упирается в резкость попиксельную а у кого-то в необычность картинки в зоне размытия (боке) а у кого-то в схеме падения света и композиции и тд и тп... и все они правы
Итак — Вы купили новенькую зеркалку (DSLR )… ну или беззеркалку… со сменными объективами. В комплекте у Вас наверняка уже был так называемый китовый объектив. И вмеру им наигравшись вы приходите к двум вариантам дальнейшего своего фото-развития: 1. продать фотоаппарат, 2. купить более крутой объектив.
Людям выбравшим первый пункт — махаем лапкой и желаем счастливого пути, а вот тем кто все же решил купить новый объектив и посвящается эта статья. Выбор объектива — непростая задача и для матерого фотографа, а уж для начинающих и подавно. На рынке огромный ассортимент самых разнообразных стекол (объективов), и даже будучи технически обознанным во всех технологических начинках этих устройств, всегда можно сделать ошибочный выбор. Собственно о выборе! Выбирать стекло нужно исключительно исходя из задачи. То есть — в зависимости от того, что, как и когда вы хотите этим объективом снимать. Тут вродь все просто — хотим снимать пейзажи или много людей сразу — нужен ширик (фр=14-35 мм), хотим портреты — портретиник (фр=50-200 мм), хотим снимать на приличном расстоянии пугливых животных (или соседей) — нужен телевик (фр=150-400 мм). Но, опять-таки, просто только на первый взгляд 🙂
Давайте введем некоторые понятия.
Фокусное расстояние
— я вверху его уже упоминал — сокращенно ФР. Это термин обозначающий определенную величину, точнее расстояние от «центра» объектива до пленки или матрицы. Страждущие могут погуглить самостоятельно для более детальной информации. Главное — это числовое значение, которое описывает степень увеличения объектива и его угол зрения. Чем меньше ФР — тем шире угол зрения объектива и меньше увеличение, чем больше ФР — тем уже угол зрения объектива и больше увеличение. Хорошо видно вот на этой картинке:
Значения диафрагмы
— внутри объектива есть очень важное устройство — диафрагма (апертура, «дырка»). Это простой механизм, который позволяет уменьшать количество света попадающего на пленку или матрицу. Когда-то я выкладывал очень . Грубо говоря — чем меньше значение диафрагмы объектива — тем больше света попадет на матрицу или пленку
. А это в свою очередь означает — чем меньше значение диафрагмы — тем при более слабом освещении мы можем снимать. Кроме того маленькие значения диафрагмы (1.2-2.8) позволяют сильнее размывать фон, добавлять глубину в кадр и обычно являются признаками качественного объектива. Но и стоят такие стекла прилично. В целом запомните что диафрагма 2.8 и ниже — отличный показатель для объектива.
Тип фокусировки
— автоматический или ручной (еще говорят — мануальный). Тут все просто — или при нажатии на кнопочку объектив сам фокусируется на нужном объекте, или же Вам нужно крутить кольцо фокусировки и «наводить резкость» самостоятельно. В этой статье я рассматриваю только объективы с автоматической фокусировкой
, и сознательно не объясняю разницу между внутренним двигателем фокусировки и использованием привода камеры (отвертки).
Установочный размер для фильтра — это диаметр специального посадочного места (обычно на конце объектива) куда устанавливаются фильтры.
Бленда — простое, но очень полезное устройство. Это всего лишь козырек, предохраняющий объектив от боковой засветки, которая может испортить Ваш снимок. Иногда такие засветки наоборот добавляют в картинку некого шарма, но по началу — всегда пользуйтесь блендой в солнечные дни. Кроме того иногда она может спасти объектив от царапин и других механических повреждений.
Фильтры (светофильтры) — хм… тут нужно так много писать, что я напишу проще. Если сейчас Вы не знаете что это за фильтры и зачем их накручивать на объектив — пока и не заморачивайтесь. Можете побеспокоиться о приобретении под Ваш объектив только UV (ультрафиолетового) фильтра. Его еще называют защитным. И не спроста — он защищает Ваш объектив от пыли, грязи, царапин и всего такого, и при этом почти никак не влияет на картинку. Фильтр хорошего качества — стоит порядка 20-50 у.е. Дешевые же — больше съедают светосилу объектива.
Кроме этого, объективы делятся на еще две категории, в зависимости от тога на каких камерах их можно использовать. Как Вам, наверное, уже известно, зеркальные камеры бывают двух типов — кропнутые (размер матрицы APS-C 25х16 мм) и полноформатные (FF — фуллфрейм размер матрицы как пленочный кадр — 24х36 мм). Так вот объективы делятся и по этим критериям. И при выборе объектива стоит думать о парочке вещей на будущее. Во первых — подойдет ли он к вашей камере, а во вторых — если Вы захотите перейти на другую камеру — то подойдет ли он и к ней? Казалось бы мелочь, но если вы захотите поснимать на пленочную камеру — то будете неприятно удивлены темными краями по углам кадра (виньетирование), в слчае если Ваш объектив рассчитан на работу с кропнутыми камерами. Точно то же Вы увидите и на старших полноформатных цифровых камерах. И в этой статье я рассматриваю только те объективы, которые разработаны для полноформатный камер (что никак не мешает им отлично и без каких-либо ограничений работать и на кропнутых камерах с матрицей формата APS-C).
Еще немного о зависимости ФР от фокусного расстояния. Запомните, если Вы покупаете объектив с ФР 50 мм для полноформатной камеры — то эквивалент ФР=50 мм, а если для кропнутой с матрицей APS-C — умножайте на 1.5 (кроп-фактор). То есть для Nikon D700 (полноформатная камера) такой объектив будет иметь эквивалент ФР 50 мм, а для Nikon D90 (кропнутая камера) — эквивалентное фокусное расстояние будет 75 мм.
Вернемся к делу. Качество фотографий очень зависит от качества объектива . А одним объективом на все случаи не запастись — при текущем развитии технологий качество у такого супер универсального объектива будет посредственное 🙂 Поэтому у большинства фотографов есть несколько объективов, так сказать — парк объективов.
В целом — есть два основных пути, к которым стремится фотограф при наборе этого парка:
1. Набор фиксов (которые перекрывают те же фокусные расстояния что и рассматриваемый набор зумов).
На самом деле мы рассматриваем два набора фиксов. Одни так же дороги как и зумы, а вторые — подешевле. Но даже те что подешевле — имеют лучшее оптическое качество и большую светосилу в сравнении с набором зумов, что позволяет использовать их в условиях худшего освещения. Кроме того — и это важно — фиксы имеют более красивый «рисунок» — нечто эфимерное, что сразу видно но так просто не описать 🙂
В набор №1 (для мажоров и эстетов — отобрал лучшие стекла, но не перегибая за узконаправленные) попадают: 14mm f/2.8D ED AF Nikkor (1700 $), 20mm f/2.8D AF Nikkor (700 $), AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED (2200 $), 35mm f/2D AF Nikkor (300 $), AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G (500 $), AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G (2200 $), 105mm f/2D AF DC-Nikkor (1000 $), 135mm f/2D AF DC-Nikkor (1500 $), 180mm f/2.8D ED-IF AF Nikkor (1000 $), итого 11 000$ О таком наборе втайне мечтают все 🙂
В набор №2 (для умеренно богатых любителей) попадают: 20mm f/2.8D AF Nikkor (700 $), 35mm f/2D AF Nikkor (300 $), 50mm f/1.4D AF Nikkor (400 $), AF Nikkor 85 мм f/1,8D (500 $), 105mm f/2D AF DC-Nikkor (1000 $) итого 2 900$
плюсы : качество и самих линз и корпуса обычно выше, так как в фиксах меньше вращающихся частей, и нет необходимости сохранять светосилу по всему полю зумиррования (как у зумов). Фиксы меньше подвержены засорению пылью, они почти всегда меньше и легче зумов. И что самое главное — оптическая система у фиксов лучше, а это значит что картинка у них тоже лучше.
минусы : вместо того чтоб крутить кольцо зума — придется работать ногами и головой. Это самый главный минус 🙂 Сами объективы приходится чаще менять друг на дружку — что требует и сноровки и времени. Снимать репортажку таким набором далеко не всегда удобно, хотя, со временем, привыкаешь.
2. Набор топовых зумов типа 14-24/2.8, 24-70/2.8, 70-200/2.8.
В набор входят: 14-24mm f/2.8G ED AF-S NIKKOR (1900 $), 24-70mm f/2.8G ED AF-S NIKKOR (1800 $), 70-200mm f/2.8G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor (2200 $). Итого 5900 $
плюсы : отличная мобильность, идеальная связка для работы в репортажном жанре или около него. Часто используется фотографами и для съемки всего остального. Использовать зум намного удобней — ведь для смены фокусного расстояния не нужно лезть в сумку и менять объектив. Достаточно просто покрутить кольцо. Если Вы снимаете больше репортаж а не постановку — то набор таких зумов будет предпочтительней.
минусы : 2.8 — не такое уж и маленькое значение диафрагмы. Пусть в современных камерах оно и компенсируется огромными рабочими ISO, но диафрагма в 1,8 или 2 в наших наборах фиксов — значительно больше могла бы отделять объект от фона, и значительно больше размывать этот самый фон, добавляя картинке уникальности. Кроме того — зумы оптически менее качественнее фиксов. Заметить на глаз эту разницу не так легко, в основном она выражается в геометрических искажениях , мыльности на определенных фокусных расстояниях и краях кадра, а так же худшей цветопередаче и меньшем (в сравнении с фиксами) микро контрастом . Кроме всего прочего — зумы дороже фиксов. Хотя набор зумов обойдется дешевле топового (№1) набора фиксов, но он обойдется в два раза дороже набора №2.
Выбирайте объективы в первую очередь исходя из того, что хотите снимать. Если финансы поджимают — можно обратить внимание на восточные объективы от сторонних фирм. Например Sigma, Tamron, Tokina и т.д. Только внимательно читайте форумы и проверяйте их качество при покупке, проводя ряд несложных тестов.
Вот такие пироги 🙂
Один из самых популярных вопросов: что лучше купить – объектив с переменным или всё же с постоянным фокусным расстоянием? Но почему люди часто мечутся именно между этими вариантами? Чем зум и фикс похожи, а чем различаются? Давайте сегодня именно об этом и поговорим.
Что такое фикс? Фикс – объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Например, Nikon 35mm, Nikon 50mm и так далее. Зум – объектив с переменным фокусным расстоянием. Например, Nikon 18-105mm, Nikon 55-300mm и другие. Казалось бы, чем шире диапазон фокусных, тем объектив универсальнее, а стало быть и лучше. О, если бы всё было так просто. Свои преимущества и недостатки есть и у тех, и у других. Разберем на примерах.
Один из самых популярных примеров: вы хотите стекло для съемки портретов, и вот теперь вам предстоит выбрать между фиксом и зумом. Вам приглянулись два объектива: Sigma 85mm f/1.4 и Nikon 80-200mm f/2.8. Давайте на этом примере рассмотрим в чем преимущества и недостатки первого стекла, а в чем второго.
Объектив 85mm имеет фиксированное фокусное расстояние. Это его особенность, а для любителей универсальности – это ещё и недостаток. Из-за фокусного расстояния в 85mm объектив подходит для портретов, и иногда, но достаточно редко, для пейзажей. Не зря его называют именно портретным стеклом: основное назначение Sigma 85mm – съемка портретов. Плюс его, как фикса – это светосила и резкость. Ни для кого не секрет, что фиксы, в большинстве своем, резче и светосильнее, чем зумы. Так же и здесь. Sigma 85mm резкая с открытой. Светосила 1.4 больше чем 2.8 на 2 стопа. Помимо возможности съемки в худших условиях освещенности, это ещё дает и преимущество в «боке» – размытии заднего плана. Ну, и, конечно, один из плюсов фиксов – их вес и размер. Фикс-объективы меньше и легче, чем их «переменные» собратья, что для некоторых является решающим фактором. Скажем, Sigma 85mm весит 725 грамм, а Nikon 80-200 – 1300 грамм. Думаю, комментарии излишни.
Как вы уже поняли, главный плюс Nikon 80-200mm перед фиксом – переменное фокусное расстояние. Объектив гораздо универсальнее. Этим зумом можно снимать различного рода праздники/соревнования, не боясь потревожить собравшихся. Объектив также как и Sigma подходит для портретов, но в отличие от восьмидесяти пяти миллиметрового фикса, у этого зума есть возможность использовать более разнообразные варианты фокусного расстояния, в том числе классические портретные для ФФ 135mm. Ещё один плюс объектива – скорость фокусировки. У светосильных фиксов, она, чаще всего, ниже, чем зум-объективов.
Итак, что же получается? Чаще всего, чтобы сказать, что лучше взять зум или фикс, нужно смотреть конкретные экземпляры. В общем же можно утверждать следующее. Зумы более универсальные и шустрые, а фиксы более светлые, резкие и легкие. Для портретов светосила – один из важнейших критериев, поэтому для съемки в этом жанре чаще берут фиксы. А вот универсальный объектив каждый выбирает исходя из своих предпочтений: для кропа универсальными являются фикс 35mm, а также зум вроде 17-50mm. В следующих статьях мы постараемся сравнить конкретные модели. На этом всё. Выбор за вами!
UPD. Для нашего канала сделал видео. Прошло всё-таки уже больше 3 лет с момента написания данной статьи. Если хотите получить немного больше информации на данную тему — .
Статьи