Секреты и тонкости зарядки аккумулятора автомобиля в домашних условиях. Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством

Осуществляется с использованием одного из двух типов зарядных устройств, которые могут обеспечивать в ходе процесса постоянство тока или постоянство напряжения. Оба способа равноценны, в плане влияния на продолжительность эксплуатационного срока аккумулятора. Перед тем, подсевшую АКБ, необходимо снять с нее обе клеммы (плюс ), подсоединенные к бортовой системе автомобиля.

Зарядка при постоянстве силы тока

Чтобы «вычислить» нужную величину тока зарядки для восстановления АКБ, необходимо емкость вашего аккумулятора, выражаемую в ампер-часах, разделить на 10. Например, если батарея в 60 А/ч, то зарядный ток на приборе нужно установить равным 6 А. Основной недостаток подобных устройств – необходимость ежечасного контроля за силой тока и достаточно сильное выделение газов ближе к концу процесса восстановления.

Чтобы уменьшить газовыделение, рекомендуется применять ступенчатое понижение силы тока. При достижении напряжения до 14,4 В, нужно убавить ток до 3-х ампер (при зарядке батареи емкостью в 60 А/ч). Если приходиться заряжать АКБ последних выпусков (у них отсутствуют отверстия для залива дистиллированной воды), то целесообразно провести еще одно уменьшение величины зарядного тока до 1,5 А (при повышении напряжения до 15 В). Можно считать, что батарея восстановлена полностью, если напряжение остается неизменным в течение, как минимум, часа (16,3-16,4 В).

Зарядка при постоянстве подаваемого напряжения

Сильно разряженный аккумулятор обладает небольшим сопротивлением, поэтому в момент подсоединения к зарядному устройству сила тока может взлететь до 40 А. Чтобы этого не произошло и аппарат не вышел из строя, максимальный ток ограничивается 20-25 А. Степень заряженности батареи и продолжительность процесса восстановления связаны с подаваемым на АКБ напряжением:
- 14,4 В: АКБ зарядиться на 70-80%;
- 15 В: на 80-90%;
- 16,4 В: на 100%, при условии соблюдения срока зарядки (не менее 20 часов, но не более 24-х).

В ходе зарядки напряжение на клеммах приближается к значению, выдаваемого устройством, соответственно, величина тока падает и в конце процесса достигает нуля. В этот момент можно считать, что АКБ полностью заряжена. Обычно об окончании зарядки сигнализирует зеленый индикатор, имеющийся в некоторых устройствах. Следует учитывать, что продаваемые ныне приборы чаще всего имеют максимально выдаваемое напряжение в 14,4 В. Поэтому, чтобы быть уверенным, что аккумулятор восстановлен полностью, нужно оставить его заряжаться на сутки.

Наверное, не существует такого автолюбителя, которому б не приходилось заряжать автомобильный аккумулятор в своей квартире. Забыл выключить магнитолу и все- аккумулятор сел,- нужно заряжать. Да, можно подзарядить в гараже — если это летом, а если зимой — ну никак не хочется бегать в гараж и следить за процессом зарядки. Вот и тянем в квартиру.

И вот, после зарядки у вас, и у ваших родных что-то разболелась голова. На погоду – посетуете вы. А нет, — скажу я вам – виновником есть не погода, а ваш аккумулятор, а именно те процессы, которые в нем происходят во время зарядки. Именно об этом и пойдет дальше речь.

При подзарядке аккумулятора в воздух помещения выделяется сернистый газ, мышьяковистый водород (арсин), сурмилистый водород (стибин), хлористый водород и другие. Высокая концентрация этих токсических газов в воздухе очень вредна для человека. А именно такая концентрация, превышающая все допустимые нормы, и создается в квартире, если автолюбитель в ней заряжает аккумулятор. В результате у всех членов семьи резко ухудшается самочувствие, нередко появляются кашель, головная боль.

Но токсические вещества оказывают неблагоприятное воздействие не только в те часы, когда происходит зарядка аккумулятора. Они оседают на стенах, мягкой мебели, одежде, -словом, на всем, что есть в квартире, и в течение длительного времени выделяются в воздух помещения. Специалисты называют этот процесс вторичным загрязнением.

К тому же, во время зарядки аккумулятора выделяется к тому же большое количество водорода, который, соединяясь с содержащимся в воздухе кислородом, становятся взрывоопасным. Взрыв может произойти от малейшей искры, зажженной спички, огонька сигареты.

Не меньшую угрозу представляет собой и серная кислота, которую заливают в аккумулятор при его подзарядке. Нередки случаи, когда пролитая на пол кислота самовоспламеняется.

Зарядка аккумулятора в домашних условиях влечет за собой и перегрузку электросети, что может привести к загоранию изоляции электрических проводов.

Вот почему заряжать аккумуляторы можно только в специально приспособленных для этого помещениях.

5 Отзывы ›

    Мое зарядное устройство на максимальном зарядном токе 10А (это значительно больше чем нужно моему аккумулятору) потребляет не больше 200 Вт с постепенным уменьшением в процессе заряда. Это на порядок меньше утюга/электрочайника/нагревателя, и приблизительно равно мощности телевизора. Вопрос: о какой электросети идет речь, которую перегружают 200 Вт.

    Водород чрезвычайно летуч. Молекулы водорода настолько малы, что его невозможно хранить. Водород легко и быстро просачивается сквозь бетон, стекло и т.д. он просто никак не может остаться в помещении, к тому же молекулы водорода настолько лёгкие, что они сразу улетают вертикально вверх.
    Водород невозможно хранить, для его хранения (краткосрочного) используют специальные колбы из толстого спец материала, но он за двое суток убежит и из них

    • При зарядке АКБ образуется гремучий газ, т.е. смесь водорода и кислорода, она не такая летучая (случаи взрывов АКБ это подтверждают), а скорость горения такая, что по шкале это даже не взрыв, а детонация. Поэтому правила ТБ при зарядке АКБ- жизненная необходимость.
      Отравиться им, конечно, нельзя (разве что если с полчаса нюхать выделения из заливных горловин), а вот пострадать при взрыве абсолютно реально…
      Причём (я уже об этом сообщал) взрываются иногда даже от статического электричества.
      Хотя подавляющее большинство случаев- от тупости и раздолбайства эксплуатационников.

    Во всех так называемых Са-Са батареях (батареи с токоотводами из свинцово кальциевого сплава)
    — ОТСУТСТВУЕТ -Хлор и поэтому образование хлористого водорода при заряде невозможно
    — Мышьяк и сурьма содержится только в мостиках соединяющих пластины, так что выделения стибина и арсина минимальны, да выделение этих газов происходит после 90% заряда.

    Главным вредным веществом является аэрозоли серной кислоты, но при использовании современных зарядных устройств (с ограничением по напряжению) выделения серной кислоты минимальны.
    Для безопасной работы достаточно пользоваться стандартными методами безопасных работ при заряде батарей. Не забывайте про детей и домашних животных.

Автомобильный аккумулятор подзаряжается от генератора, при каждой поездке. Но, как показывает практика, накопленной таким способом емкости ему недостаточно. Лучшее решение в этом случае - проверка, обслуживание и зарядка аккумулятора вне автомобиля, то есть в домашних условиях.

Практика эксплуатации показывает, что средний ресурс аккумуляторной батареи составляет три-четыре года. Если же своевременно производить обслуживание и заражать АКБ, с помощью специальных устройств, срок службы возрастает. Ниже рассмотрим тонкости диагностики и подзарядки аккумуляторной баратеи.

Проверка аккумулятора: заряжать или нет?

Прежде, чем заряжать аккумулятор, разберитесь с особенностями его проверки. При этом, осмотреть и установить наличие механических повреждений, здесь будет недостаточно. Ваша задача - грамотно диагностировать АКБ на исправность, и быстро принимать решение о необходимости его зарядки. Проверьте следующие параметры:

  • Напряжение АКБ. Для выполнения работы, потребуется нагрузочная вилка. Если аккумулятор исправен и полностью заряжен, напряжение в любой из банок должно быть равно 1,7-1,8 Вольта. Выполняйте проверку в двух режимах - с нагрузкой на батарею или без нее.
  • Плотность электролита. Этот параметр проверяется с помощью ареометра. При этом делайте измерение плотности рабочей жидкости в каждой банке. Одновременно с этим параметром, проверьте и температуру электролита. В итоге, вы узнаете плотность и, с помощью таблицы, выясните уровень заряда.

Полученных результатов достаточно, чтобы сделать вывод - нуждается АКБ в дополнительном заряде или нет. Описанные выше проверки характерны для аккумуляторных батарей обслуживаемого типа. Если же на авто стоит необслуживаемая АКБ, придется смириться с меньшим ресурсом устройства.

Как самостоятельно зарядить аккумулятор

Зарядка аккумулятора без помощи специалистов (в домашних условиях) - не проблема. Все, что требуется - знание особенностей зарядки АКБ, само зарядное устройство и необходимый объем электролита для доливки. Вопрос, как заряжать аккумулятор автомобиля, расписан в мануале к зарядному устройству. Но, для лучшего понимания, выделим основные моменты еще раз:

  1. Выкрутите пробки с каждой банки, чтобы дать выход накопившемуся внутри газу.
  2. Проверьте уровень электролита, и производите его доливку (если в этом имеется необходимость).
  3. Подключите клеммы зарядного устройства, а после - включите вилку ЗУ в розетку. Будьте внимательны и соблюдайте упомянутую последовательность.
  4. Установите необходимую величину тока. Оптимальный параметр - 10 процентов от емкости аккумулятора.
  5. Следите за стрелкой на приборе. В процессе зарядки АКБ, она будет постепенно смещаться по направлению к нулю.
  6. Как только зарядка аккумулятора будет завершена, еще раз измерьте плотность и уровень.

Если задача - зарядка аккумулятора сухозаряженного типа, алгоритм действий почти такой же. После доливки электролита, в домашних условиях, дайте АКБ отстояться несколько часов, после чего проверьте параметр плотности. По завершении этой работы, как правило, требуется подзаряд батареи.

Выше рассмотрено, как заряжать аккумулятор автомобиля самостоятельно. Но для достижения максимального эффекта, учтите еще ряд советов:

  • Обратите внимание на емкость АКБ. Этот параметр должен соответствовать цифрам, указанным в паспорте автомобиля. Если же емкость будет выше, аккумулятор быстрее выйдет из строя. Причина в том, что не вся имеющаяся в распоряжении емкость используется.
  • Необслуживаемые АКБ лучше заряжать на специализированном оборудовании, которое имеется на СТО.
  • Старайтесь покупать аккумуляторы производителей из скандинавских стран или из Германии. Особенность таких батарей - лучшая адаптация к отечественным условиям применения.
  • Покупайте зарядные устройства только в автомобильном магазине. При выборе, ориентируйтесь на наличие сертификата качества и перевода инструкции. Что касается страны-производителя, то на практике, отечественная продукция ничем не уступает аналогам из-за рубежа. Более того, при покупке зарядного устройства отечественного производства, можно быть уверенным, что устройство произведено не в Китае, как это бывает с продукцией от многих известных брендов.

Видео: Как проверить аккумулятор автомобиля

Видео: Зарядка аккумулятора в домашних условиях

Каждый автомобилист знает о том, какие могут возникнуть последствия, в результате разрядки аккумулятора автомобиля. А чревато это тем, что двигатель вашего авто просто не заведется. Наиболее актуальной данная проблема становится с приходом холодов, поскольку АКБ на холоде начинает меньше держать заряд. В зимнее же время, простоявший на морозе несколько недель автомобиль может просто не завестись.

Возникает вопрос о том, что же делать в таких случаях. Одним из вариантов запуска мотора является «прикуривание» от аккумулятора другого автомобиля, что будет эффективно перед длинной дорогой. Если же вам нужно проехать всего несколько километров, данный способ не подойдет, ввиду того, что АКБ просто не успеет зарядиться. А потому, зарядить аккумулятор в домашних условиях для вас будет наиболее правильным решением.

Подготовка к зарядке и правила безопасности

Перед тем, как заряжать аккумулятор автомобиля вам его нужно будет снять с авто, правда можно выполнить зарядку и, не снимая его с машины.

  • заряжать АКБ следует внутри хорошо проветриваемых помещений, с хорошей вентиляцией (гаражи, ангары, навесы); это нужно потому, что во время зарядки в воздух выделяется взрывоопасная смесь, в состав которой входит водород и кислород;
  • зарядку следует производить вдали от предметов, которые могут легко воспламеняться, а также источников открытого огня;
  • на автомобиля вам нужно будет отключить все электрические кабеля;
  • предварительно произвести осмотр клемм, если на них видны следы окисления, грязи или повреждений — зачистить их;
  • если АКБ зарядился не полностью, необходимо, его разрядить и только тогда приступать к повторной зарядке. Для этих целей по возможности к нему нужно будет подключить огромное количество электроприборов.

Процесс зарядки АКБ

Вы должны понимать, что зарядка батареи автомобиля является очень ответственным процессом, а потому нужно следовать определенным правилам. Существует несколько способов зарядки аккумулятора. Однако, подавляющее большинство автолюбителей применяет только один из них. Для того, чтобы предохранить органы дыхания в процессе зарядки следует одеть респиратор. С целью защиты зрения рекомендуется воспользоваться специальными очками. Кожу рук от попадания щелочи следует защитить перчатками.

Основным вопросом при выполнении зарядки аккумулятора автомобиля является вопрос о том, сколько времени нужно для полной зарядки. Для этих целей используют прибор ареометр, который покажет вам время полной зарядки. Касательно же температуры батареи, она не должна превышать 25 градусов.

Обратите внимание на то, чтобы электролит полностью покрывал свинцовые пластины, поскольку от этого будет зависеть проводимость тока. Если же этого нет, вам придется долить электролит или же разбавить его дистиллированной водой. Также важной деталью является ток зарядки аккумулятора автомобиля.

Ток зарядки

Здесь следует придерживаться основного правила зарядки АКБ, которое гласит, что ток зарядки должен равняться одной десятой от общего объема вашего аккумулятора. К примеру, если объем аккумулятора вашего автомобиля будет 65 А-ч, на зарядном устройстве вы должны будете указать ток 6,5А, однако ни при каких обстоятельствах не больше! В случае же, когда он является сильно разряженным, рекомендуется уменьшить его значение до 1,5А – 2А.

Правильная зарядка АКБ

В процессе зарядки нужно следить за движением стрелки на амперметре, поскольку она постепенно должна двигаться в направлении нулевой отметки. Также, вам следует контролировать температуру электролита. Не допускается ее повышение. В случае же увеличения до +40 градусов, вам придется уменьшить ток, самое малое, в два раза. Если после полной зарядки аккумулятора автомобиля напряжение и плотность электролита на протяжении двух часов не изменилась, он считается заряженным полностью.

Средняя продолжительность зарядки аккумулятора автомобиля занимает порядка 10-12 часов.
В летнее время, ввиду быстрого нагрева электролита вследствие воздействия высоких температур вам нужно как можно чаще выполнять и уровня, во избежание его закипания.

Проверка работоспособности АКБ

Опытные автомобилисты рассказывают, что бывают случаи, когда при запуске двигателя авто возникают сбои, однако мы не придаем этому должного значения, хотя это может быть свидетельством проблем автомобильного аккумулятора. Поэтому при малейших сбоях в работе рекомендуется проводить проверку.

Она будет включать в себя два этапа:

  • проверка плотности электролита автомобильного аккумулятора с использованием ареометра. Для этого с каждой банки батареи берется проба. Кроме того, ведется контроль за температурой электролита. Если показатели в холодное время разряда одной банки превышает 25%, в летнее время 50% это свидетельствует о необходимости проведения зарядки автомобильного аккумулятора;
  • проверка уровня напряжения, которая проводится с применением нагрузочной вилки. Так ее выполняют, как с нагрузкой, так и при отсутствии таковой. Если АКБ полностью исправна и заряжена, то напряжение в каждой банке должно быть порядка 1,7 – 1,8 В. Таким образом зарядка аккумулятора в домашних условиях будет выполнена правильно.

Согласно полученных результатов уже можно сделать вывод о том, нужна ли зарядка АКБ вашего авто. Опытные автовладельцы с многолетним стажем рекомендуют следовать определенным правилам, дабы максимально продлить . Так, емкость АКБ, которую вы собрались устанавливать на авто, должна отвечать емкости указанной в паспорте.

В противном случае, если вы установите батарею большей мощности, она быстрее выйдет из строя, ввиду того, что лишняя ее емкость не будет задействована. Если же у вас есть , то его зарядку лучше всего будет проводить на СТО на специальном оборудовании.

Что же касается того, где купить зарядное устройство, то следует заметить, что лучше всего его будет приобретать в автомагазине с сертификатом и инструкцией с переводом. Безусловно, что лучше отдавать свое предпочтение только зарядным устройствам импортного производства, ввиду того, что они обладают высоким качеством, в отличие от отечественных.

Стартерный аккумулятор является одним из важнейших элементов любого современного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. От ее технического состояния напрямую зависит сама возможность эксплуатации авто.

Автомобильный аккумулятор (АКБ) служит автономным источником электрического питания для всех систем автомобиля. Разряженная или неисправная АКБ делает невозможным запуск двигателя. Авто с механической коробкой передач при необходимости можно завести с буксира.

Интересно! Устройство автоматической коробки современной машины исключает такую возможность, и запустить двигатель авто можно только с помощью стартера.

Системы сигнализации с функцией автоматического открывания дверей без заряженного аккумулятора также работать не будут. Учитывая важность такого элемента как автомобильный аккумулятор, каждый автовладелец должен правильно и внимательно следить за его техническим состоянием.

Принцип работы

Принцип работы любого автомобильного аккумулятора основан на превращении химических реакций в электрический ток при разряде, и восстановлении при заряде.

Одной из основных характеристик АКБ является количество выдерживаемых циклов заряд-разряд, то есть сколько раз его можно зарядить и разрядить с сохранением рабочих характеристик.

В большинстве случаев на современных авто используются аккумуляторы, при изготовлении которых используется свинец. В состав электролита входит серная кислота и дистиллированная вода.

В зависимости от того сколько и какие элементы составляют начинку АКБ, аккумуляторы делятся на:

  1. Сурьмянистые.
  2. Малосурьмянистые.
  3. Кальциевые.
  4. Гибридные.

Сурьмянистые АКБ в настоящее время практически не используются и являются устаревшим видом. Им на смену пришли малосурьмянистые батареи, в состав пластин которых входит менее 5% сурьмы.

В малосурьмянистых аккумуляторах удалось снизить интенсивность электролизных процессов и уменьшить потери воды из электролита. В кальциевых АКБ сурьма заменена кальцием, что практически исключает выкипание воды.

Такие аккумуляторы также имеют и низкий уровень саморазряда. Зачастую в состав пластин кальциевых аккумуляторов добавляется химическое серебро с целью понижения внутреннего сопротивления и повышения КПД.

Интересно! При производстве пластин для гибридных АКБ используется как сурьма, так и кальций. Такой вид аккумуляторов является попыткой объединить свойства сурьмянистых и кальциевых АКБ.

Так как жидкий электролит содержит в составе агрессивную кислоту, с целью повышения безопасности в гелевых батареях он переведен в желеобразное состояние. Как правило, для достижения этой цели, в электролит добавляется кремний.

Такой вид электролита позволяет также уменьшить осыпание пластин аккумулятора и избавляет производителей от необходимости вводить при производстве добавки, увеличивающие их прочность. По степени обслуживаемости АКБ делятся на:

  • обслуживаемые;
  • частично обслуживаемые;
  • >необслуживаемые.

Обслуживание автомобильного аккумулятора сводится к поддержанию необходимой степени заряда и установленного уровня электролита.

Электролит обязательно должен полностью покрывать положительные и отрицательные пластины аккумулятора и изолировать их от контакта с воздухом. В обслуживаемых и частично обслуживаемых АКБ поддержание необходимого уровня достигается только доливкой дистиллированной воды.

Устройство не обслуживаемых аккумуляторов позволяет поддерживать необходимый уровень электролита на протяжении всего срока эксплуатации и не требует вмешательства человека. Если аккумулятор имеет низкий уровень заряда, то вне зависимости от устройства, его .

При соблюдении правил эксплуатации срок службы малосурьмянистых аккумуляторов не превышает трех лет. Кальциевые и гибридные АКБ служат в два раза дольше, но и имеют более высокую стоимость.

По причине естественного износа или сульфатации пластин, снижается и площадь участвующая в химических реакциях, что ведет к снижению емкости. Чем старше аккумулятор, тем меньше отдаваемая им емкость.

Кроме того причиной разряда может стать неисправный генератор. Не получая достаточной зарядки при эксплуатации, аккумулятор может чрезмерно разрядится питая бортовые потребители электроэнергии автомобиля.

В конце концов можно разрядить АКБ забыв выключить фары или габаритные огни автомобиля при постановке на стоянку. Во всех этих случаях АКБ необходимо подзарядить.

Из огромного множества интернет-магазинов авто товаров обычному человеку сложно определить добросовестных продавцов. Покупая товары в сомнительных магазинах, люди сталкиваются с некачественными товарами и нарушением сроков доставки.

Специально для Вас мы подобрали несколько проверенных интернет-магазинов с лучшими ценами, где можно приобрести зарядное устройство надлежащего качества без всякого опасения.

Для большинства автолюбителей правильно зарядить автомобильный аккумулятор не составит особого труда. Стоит только внимательно прочитать инструкцию по применению зарядного устройства. Однако необходимо при этом учитывать ряд особенностей:

  1. АКБ с жидким электролитом требуют осторожного обращения и внимательности. При снятии с авто и транспортировке аккумулятора необходимо следить, чтобы электролит не проливался через пробки или горловины аккумулятора. Если это все же произошло, то поверхность следует обработать 10% раствором каустической соды. Обыкновенная пищевая сода также прекрасно подойдет для этой цели.
  2. Заряжать аккумулятор дома следует только в нежилых помещениях с хорошей вентиляцией и отсутствием открытого огня. В процессе заряда происходит нагрев и закипание электролита с образованием кислородно-водородной смеси. Вредные пары при вдыхании могут нанести серьезный вред здоровью, а наличие открытого пламени привести к взрыву.
  3. Перед тем, как зарядить автомобильный аккумулятор, следует . Зачастую причиной пониженной отдаваемой емкости может служить короткое замыкание в одной или нескольких банках. Если при включении аккумулятора на зарядку, в одной из банок видны признаки закипания электролита, это может свидетельствовать о наличии короткого замыкания. Если АКБ при установленном зарядном токе быстро начинает нагреваться, то зачастую виной этому служит чрезмерная сульфатация пластин.
  4. Если при проверке обнаруживается недостаточный уровень электролита, то вывернув пробки в обслуживаемом аккумуляторе , с помощью воронки необходимо долить дисциплинированную воду. Электролит доливается в АКБ только в случае, его потеря произошла из-за вытекания его из банок.
  5. Существует несколько способов, которыми можно зарядить автомобильный аккумулятор дома. Зарядка зависит от типа применяемого зарядного устройства. При зарядке методом постоянного тока, сила тока подбирается как 1/10 от номинальной емкости АКБ измеряемой в ампер часах (ач). Так если заряжается аккумулятор емкостью 47 ач, то сила тока зарядки устанавливается 4,7А. Правильно заряженный таким способом АКБ прекрасно держит зарядку, однако процесс зарядки необходимо постоянно контролировать. При использовании метода постоянного напряжения контролировать процесс нет необходимости, однако время зарядки будет несколько большим. Производителями авто аксессуаров предлагается огромный выбор автоматических устройств для зарядки дома. В конечном счете, для получения наилучшего результата для зарядки АКБ в домашних условиях, следует использовать именно их. Автомат зарядника не только обеспечит поддержание необходимого режима зарядки, но и отключит устройство по окончании процесса.

Завершив зарядку в домашних условиях, с помощью вольтметра или мультиметра стоит проверить напряжение АКБ. Полностью заряженный аккумулятор должен показывать 12,65В. Если этот показатель ниже, скорее всего в аккумуляторе есть короткое замыкание.

Важно! Проведя зарядку в домашних условиях и установив АКБ на штатное место машины, желательно посетить СТО и проверить ток зарядки от генератора.

Систематический перезаряд так же губителен для автомобильного аккумулятора, как и постоянный недозаряд, и ведет к преждевременному выходу аккумулятора из строя.

Для каждой машины подбирать аккумулятор необходимо правильно, учитывая его емкость указанную в амперах-часов (ач). Сколько раз требуется заряжать аккумулятор дома, зависит прежде всего от условий эксплуатации автомобиля и срока службы аккумулятора.