Приспособление для пробуксовки колес. Браслеты противоскольжения своими руками: пошаговая инструкция

Встреча водителя с гололедными образованиями, грязью или другими тяжёлыми проезжими участками в большинстве случаев является неожиданностью. Застрявшее в снегу транспортное средство стало уже вполне привычной картинкой. На сегодняшний день рынки автомобильных аксессуаров представляют различные противобуксовочные устройства, которые успешно помогают преодолевать такие препятствия. Чтобы чувствовать себя всегда уверенно, достаточно иметь в багажнике машины одно из подобных приспособлений.

Выбор устройств

Грамотно выбранные противобуксовочные приспособления помогут обеспечить наивысшую проходимость автомобиля. Создадут защиту покрышек от преждевременного износа в тяжёлых эксплуатационных условиях.

Выбирая такие устройства, следует принимать во внимание некоторые параметры:


Многие пытаются сделать противобуксовочные приспособления своими руками, но сегодня имеется возможность приобрести наиболее подходящее устройство в магазинах автоаксессуаров.

Траки и трапы

Их используют, когда машина уже застряла в снеговом покрове.

Выглядит приспособление в виде зубчатых пластин из пластикового материала по две – шесть штук в комплекте, которые имеют возможность соединяться друг с другом, чтобы регулировать длину противобуксовочного устройства. Бывают модели в виде складывающихся лент, либо состоящие из отдельных пластин. С обеих сторон на приспособлениях имеются зубцы – одна для протекторов, вторая – для скользкой дороги.

Первая группа устройств почти не отличается от ремней – принцип установки и снятия довольно схож. Только ремни заменены металлическими цепями, которые закрепляются за диск колеса капроновыми ремешками на специальных замковых устройствах.

Их установку выполняют на ведущие колеса, а если автомобиль полноприводный – то на всю колесную группу. Решив приобрести именно такое приспособление, необходимо выбирать тот вид, у которого звенья изготовлены в форме квадратных профилей, чтобы острота граней создавала наилучшие свойства сцепления. Стоят комплекты несколько дороже – от 500 до 700 рублей.
Установив дополнительные шипы на цепные устройства, появится возможность преодолевать обледеневшие подъемы даже на тяжелом транспорте.

Используя противобуксовочные приспособления, вам больше не придется просить помощи у проезжающих мимо автомобилистов, чтобы вытолкать свою машину из сугробов.

Противобуксовочное устройство «Штурман»

Текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
Фото: Ирина КОРОЛЕВА

Так уж устроен этот мир, что преодолевать более или менее серьезное бездорожье время от времени вынужден практически каждый российский автомобилист. Для дачника внедорожные приключения и вовсе в порядке вещей. В помощь подобным «джиперам поневоле» придумано довольно много устройств повышения проходимости, но все равно новые приспособления «на эту тему» появляются на рынке с завидной регулярностью. Взять хотя бы... «переносную гусеницу для автомобиля». Данное устройство продается под именем «Штурман». Но навигация здесь совершенно ни при чем…

Урок чтения

В информации, размещенной на сайте производителя, утверждается, что «устройство очень просто в применении, однако реально имеет высокую эффективность при попадании колеса в яму, грязь, сугроб, песок, а также при прохождении бездорожья». Раз так, то это определенно «наш клиент», тем более что солидная цена (3600 рублей) и эффектные видеоролики убеждают в неординарности этого инструмента. Правда, интересен он будет в первую очередь водителям «легковушек». Причина такой избирательности проста: максимально допустимая ширина колеса составляет всего 215 мм. На что-то большее «Штурман» просто не налезет. Зато на что-то меньшее – легко. Излишки будут «съедены» за счет регулируемой ширины фиксирующей скобы.

Так способен ли «Штурман» приблизить задне- или переднеприводный автомобиль по проходимости к стандартному внедорожнику? Читаем описание дальше: «Колесо всегда наезжает не на жидкую или скользкую поверхность дороги, а на ленту. В этот момент лента создает эффект лыжи и поэтому не дает колесу проваливаться или пробуксовывать. Ленту не отбрасывает от колеса благодаря подковообразному замку крепления к шине и диску… Разработано для быстрого, легкого присоединения к колесу автомашины и эффективного вывода автомашины из бездорожья в снегу, грязи, на льду и на песке, а также из кюветов и ям… Устройство незаменимо в ситуации, когда водителю нужно не просто одномоментно выехать из расхлябанной колеи, а преодолеть некоторый протяженный участок бездорожья, например, проселочный участок от шоссе до дачи». Рядом приведены ограничения по применению: «Плоские диски (имеется в виду «литье» без выраженной ступеньки у закраины – прим. ред.) оно может вытянуть только на коротком расстоянии… Старайтесь не ездить по сильно рыхлому дорожному покрытию, например, в поле по пашне или по очень глубокому снегу».

Дорога к даче

Условия теста напрашивались сами собой. Засыпанная свежим снегом полевая грунтовка с неглубокой колеей стала нашей «среднестатистической дорогой к даче», по которой предстояло проехать разным автомобилям… На роль «дачника-испытателя» мы назначили заднеприводную «Волгу» ГАЗ-3110 и переднеприводный Opel Meriva, ну а «эталонным дачником» на этот раз стала « Нива » ВАЗ-2121.

Методом проб и ошибок находим подходящую колею. В поле снега немного, и стандартная « Нива » хоть и с трудом (иногда с помощью лопаты), но пробивается. Все-таки для «легковушек» слишком глубоко. А вот на выбранной дорожке им будет в самый раз: « Нива » идет легко, а «Волгу» и Opel ожидают трудности.

Действительно, как только новенькая иномарка съезжает в припорошенный след, ее способностей и инерции хватает на пару метров. Затем машина «подвисает», вращая колесами на месте. Выталкиваем. Усилия двоих человек, выталкивающих автомобиль, составляют в среднем 150 кгс. Этой «тяги» хватает, чтобы заставить засевший Opel выскочить на твердую дорогу. При этом сам автомобиль развивает на снегу тягу не больше 200 кгс.

Теперь «Волга». Несмотря на больший дорожный просвет, она ведет себя в снегу не лучше: шинам не хватает сцепных свойств, из-за чего тяга едва достигает 150 кгс. Но эту беду у заднеприводного автомобиля легко исправить. Грузим в багажник 200 кг заранее припасенного балласта, и… ситуация сразу меняется. Несмотря на то, что корма визуально стала ниже, проходимость «Волги», равно как и управляемость на снежном накате, заметно улучшилась. Тяга на колесах превысила 200 кгс. Оставляя на снегу след от редуктора заднего моста, «баржа» лихо поплыла по колее. Но хватило ее ненадолго.

Делаем следующий шаг – сдуваем шины на ведущих колесах до одной атмосферы. Однако резкого улучшения тяги, как это бывает в подобной ситуации с внедорожниками, в нашем случае не произошло. Если верить динамометру, у Opel тяга выросла всего до 250 кгс, а у «Волги» до 300. Заметим, что на той же дороге « Нива » с двумя атмосферами в шинах развивает 400 кгс. Но как бы там ни было, но ехать по снегу на обеих «легковушках» стало заметно легче. Сказалось это и на результатах в колее. При первой посадке «Волга» даже смогла раскачаться и выехать самостоятельно. Еще одна попытка, и автомобиль застревает уже как следует.


Рожденные ползать

Несмотря на малый (всего 145 мм) дорожный просвет, Opel также обрел уверенность и прошел по «волговскому» следу как по шоссе, а затем с ходу выскочил на запорошенный участок. Какое-то время наш переднеприводный «дачник» продолжал движение, но скорость неумолимо падала, и в конце концов Opel остановился, превысив результат «Волги» метров на пятнадцать. Ну что, пора опробовать эффективность «Штурмана» для спасения уже засевшей машины. Для подгонки «гусениц» по размеру и установки их на оба ведущих колеса потребовались пять минут времени и самый немудреный инструмент. Задняя передача, плавный газ и… хруст. Левое колесо сразу же срывается в пробуксовку, «гусеница» слетает, а ее железная скоба выламывает кусок из подкрылка. Вот те раз! Хозяин машины тут же забирает назад свое согласие участвовать в тесте, и мы вытаскиваем Opel из снежного плена. Справедливости ради надо сказать, что сидела машина основательно – даже с помощью УАЗа эвакуация удалась не с первой попытки.

Установка «Штурмана» на севшую в колее «Волгу» также не дает положительного результата: каждый раз, едва колесо делает полный оборот, устройство слетает. Правда, в зависимости от условий, иногда оно помогает «прыгнуть» на пару метров вперед. Но это ведь не езда! Анализируя ситуацию, приходим к выводу, что скоба не может удержаться из-за недостаточного давления и мягкости покрышки.

Еще раз

Накачиваем «колеса» до двух атмосфер и начинаем тест «по науке». Теперь «Штурман» держится на колесах хорошо и позволяет неограниченно долго двигаться на первой передаче по заснеженной укатанной дороге, громко хлопая «гусеницами» по подкрылкам. Тяга на колесах составляет 300 кгс без балласта и 450 кгс с балластом. Со свежепереметенным участком дороги, где снега было не больше 10 см, «гусеницы» справились, но едва началась колея и «Волга» стала чиркать задним мостом, как возникла пробуксовка. В конце концов машина плотно уселась. А через какое-то время устройство снова слетело. К чести отечественной пластмассовой индустрии, подкрылки «Волги» оказались прочнее, чем на Opel. После серии испытаний они не полопались, а всего лишь покрылись глубокими царапинами…

К сожалению, нам так и не удалось досконально изучить поведение «Штурмана» на переднем ведущем мосту. Opel сошел по техническим причинам, а ждущий в резерве «Москвич-2141» оказался непригоден для «Штурмана» конструктивно, то есть из-за особенностей компоновки его передней подвески, в которой слишком много выступающих в сторону колеса элементов. Оставалась надежда на ВАЗ-2108, принадлежащий производителям «гусениц», однако и там из-за более широкой (нештатной) резины устройство начинало цеплять за подвеску. Что же до «Нивы», то у нее оказались… неподходящие диски.

Оковы тяжкие

По-настоящему действенным способом преодолеть зловредную колею оказались… цепи. На них проходимость всех машин улучшились значительно. Так, при применении стандартной 5-миллиметровой «лесенки» отечественного производства тяга у Opel составила 400 кгс, а у «Волги» (груженой) и «Нивы» – по 600 кгс. После установки цепей Opel наконец-то стал уверенно двигаться по снегу, а заднеприводная «баржа» и вовсе начала бороздить целину так, как будто ей только что «вкатили» второй ведущий мост. В какой-то момент она «подсела», но раскачалась и выехала самостоятельно. А еще через некоторое время слетела правая цепь (видимо, была недостаточно натянута). По счастью, колесо в этот момент было разгружено, и вновь надеть «оковы» оказалось довольно просто. Процесс занял минут пять. Обычно в таких случаях приходится доставать домкрат и вывешивать колесо, но тут обошлось без этого.

Вообще же главным неудобством при пользовании цепями (за исключением их градации по размерам) стал процесс надевания. Сначала цепи надо правильно расстелить и расправить перед колесами, затем наехать на них, перекинуть свободные концы вокруг колеса, застегнуть снаружи и изнутри, регулируя натяг и равномерность распределения. Чем выше дорожный просвет, тем удобнее. Но все равно, даже на «Ниве» надевание пары цепей заняло восемь минут. Для низкого Opel времени потребовалось вдвое больше.

Как правило, после нескольких метров пробега на цепях их требуется подтянуть. Только после этого они садятся как надо и гарантированно не слетают при преодолении глубокого снега. Именно поэтому цепи лучше надевать заранее. Лучше всего – стоя на хорошей дороге.

Вытолкать со льда или снега забуксовавший автомобиль не всегда просто. В такой ситуации остается полагаться лишь на помощь других людей или на подручные средства, которые можно положить под колеса. Но не всегда они оказываются под рукой.

Наиболее оптимальный и не слишком затратный вариант - купить одно из противобуксовочных средств. АиФ.ua выяснил, что сейчас предлагают автовладельцам специализированные магазины и сколько стоят устройства против скольжения

Траки и трапы . Применяют, когда машина уже увязла в снегу. Зубчатые пластиковые пластины в комплекте из 2-6 частей, которые можно соединять между собой, регулируя длину антибуксовочного покрытия. Есть модели из независимых пластин, а также в виде складных пластиковых лент. С двух сторон этих приспособления снабжены зубцами - одна сторона фиксируется на скользком покрытии, другая адаптирована под протектор шин и обеспечивает хорошее сцепление с колесом.

Внедорожник выезжает при помощи трака

К этой же категории противобуксовочных устройств относятся трапы противоскольжения - устройства из прочной резины, внешне напоминающие веревочную лестницу. Их преимущество в том, что благодаря конструкции они обеспечивают максимальное соприкосновение с рельефом дороги - не «провисают» на ямках или бугристой поверхности.

Траки подкладывают под ведущие колеса автомобиля. При выборе этих устройств нужно обращать внимание на массу, которую они способны выдержать. Как правило, минимум это 2500 кг, хотя грузоподъемность некоторых моделей доходит до 10 т.

Траки и трапы удобны в использовании - их просто нужно уложить под колесо. Они легкие, выдерживают мороз до 50 градусов и не занимают много места в багажнике. Стоимость 100-250 грн.

Ремни . Используют перед прохождением скользкого заснеженного участка и в качестве помощи, когда колеса уже забуксовали.

Ремни предотвращают проскальзывание колеса при пробуксовке, создавая дополнительное сопротивление. Они охватывают шину полукольцом по принципу хомута, закрепляясь на колесном диске. Ремни прочно прижимаются к протектору, усиливая сцепку шины со скользкой поверхностью.

Ремни помогают выбраться из снега и грязи

Ремни универсальны и подходят ко всем типоразмерам шин. Не так просты в использовании, как траки, но тем не менее, их можно достаточно быстро поставить и снять с колеса. Для их установки не нужно дополнительных инструментов или приспособлений.

При хранении помещаются в небольшой пластиковый чехол, занимающий минимум места в багажнике. Стоимость 160-250 грн.

Браслеты . Практически то же самое, что и ремни - устанавливаются и снимаются по тому же принципу и в тех же ситуациях. Только вместо ремня использованы металлические цепи, крепящиеся к колесному диску при помощи капроновых ремней со специальными замками.

Тест браслетов против скольжения

Эти устройства особенно рекомендуют использовать на внедорожниках, а также на любых авто при прохождении сложных участков на пересеченной местности и для преодоления крутого скользкого подъема. Но после того, как авто благополучно преодолело преграду, браслеты необходимо снять. Цена этих устройств сравнима с ремнями - в пределах 200-250 грн.

Цепи . Используются для того, чтобы не попасть в ситуацию, когда колеса уже начали буксовать, т.е. в качестве превентивной меры. Улучшают сцепление колес с дорогой и повышают проходимость авто. К слову, при снегопаде в ряде регионов использование цепей обязательно - например, на некоторые перевалы крымских гор или Карпат водителя на авто без цепей попросту не пустят.

Противобуксовочные цепи на колесах

По сравнению со всеми перечисленными противобуксовочными средствами цепи самые неудобные в установке - колесо нужно буквально «одевать» в каркас из цепи. Тем не менее, они достаточно эффективны для того, чтобы не попасть в ловушку из льда и снега.

Цепи устанавливают на ведущие колеса, а при полном приводе - на все четыре колеса. При выборе цепей лучше купить те, у которых звенья сделаны из квадратного профиля. В этом случае острые грани обеспечивают лучшие сцепные свойства. Стоимость цепей 200-300 грн.

Зачастую случаются такие ситуации, когда для преодоления определенного участка дороги не хватает возможностей транспортного средства. Речь идет о крутых, заледеневших подъемах, об участках с глубокой грязью, о занесенной снегом дороге. Выйти из подобных ситуаций можно, купив или сделав браслеты противоскольжения своими руками. Даже обыкновенная шина, которая необходима для езды по асфальту, с помощью такого устройства получит отличные качества, характерные для внедорожников.

Преимущества цепей

Используя подобные устройства, водитель получит отличную проходимость в глубоком снегу. Значительно улучшатся сцепные характеристики. Соответственно, повысится управляемость на заледеневших участках. Кроме того, можно будет успешно преодолевать грязевые участки. Многие автолюбители обожают путешествовать по дорогам России, по бездорожью. Они часто выкладывают фотографии и видео на разнообразных ресурсах, с помощью которых вы убедитесь, насколько эффективны браслеты противоскольжения. Своими руками, к тому же, сделать их несложно.

Отрицательные особенности браслетов

Естественно, цепи обладают и недостатками, которые способны ограничить их использование. Следует уделить им внимание, чтобы избежать неприятных ситуаций.

  1. В первую очередь потребуется учесть, что подвеска с рулевым управлением будут подвергаться повышенным нагрузками. Соответственно, вместе с высокой проходимостью будет получен усиленный износ. Особенно сильно будет страдать если устанавливаются цепи на передние колеса.
  2. Еще одним немаловажным фактором является то, что увеличится Соответственно, сильно сократится период их службы.
  3. Сделанные браслеты противоскольжения своими руками приведут к износу коробки переда.
  4. Ограничится скорость передвижения - до 50 км/час.
  5. Не следует забывать и об акустике - цепи способны издавать достаточно сильный шум.

Использование мягких цепей

Можно прибегнуть к более щадящему варианту, с помощью которого удастся увеличить проходимость своего транспортного средства. Речь идет об использовании резиновых или пластиковых цепей. Сделанные браслеты противоскольжения своими руками в такой ситуации будут обладать более слабыми внедорожными параметрами. Однако и губительного износа шин, подвески, трансмиссии можно избежать. Кроме того, увеличится скорость передвижения (до 90 км/час), что тоже является немаловажным фактором.

Колесные браслеты противоскольжения можно условно разделить на две категории. Они могут быть мягкими и жесткими. Оба варианта представляют собой продольные троса или цепи (в количестве двух штук), которые натягиваются по окружности колеса. Между ними следует натянуть поперечные цепи или грунтозацепы, сделанные из пластика или резины.

Какими могут быть цепи?

Поперечины могут быть выполнены в виде лесенки, ромба или сот. Каждый их этих вариантов обладает положительными и отрицательными моментами. Лесенка характеризуется улучшенными гребущими возможностями. К ней лучше прибегать в том случае, если требуется преодолеть грязевой участок дороги. Однако следует знать, что подобные браслеты противоскольжения приводят к тому, что колесо может «зарыться». Поэтому езда должна происходить «внатяг». Водитель может столкнуться и с другими проблемами. Автомобиль будет обладать плохой поперечной устойчивостью. Шины начнут изнашиваться быстрее. Коробка передач с рулевым управлением станут подвергаться более сильным ударным нагрузкам

Колесные браслеты противоскольжения с рисунком в виде сот нанесут меньше урона основным узлам транспортного средства. Шины также будут служить дольше. По сравнению с лесенкой, такие узоры могут обеспечить более хорошую поперечную устойчивость. Также будет получен постоянный контакт с поверхностью.

Особенности жестких и мягких цепей противоскольжения

Однозначно не получится ответить, какие именно цепи предпочтительнее. Каждая обладает своими преимуществами в определенных условиях. Поэтому универсального варианта не имеется. Жесткие цепи лучше всего подходят для полного бездорожья. За счет более выраженных гребущих способностей они позволят преодолеть сложный участок, встретившись с меньшими трудностями.

Если вы решили сделать мягкие браслеты противоскольжения своими руками (фото таких конструкций можно увидеть по ходу прочтения обзора), то следует понимать, что с их помощью штурмовать бездорожье нельзя. Но такие системы помогут преодолевать труднопроходимые участки. Достоинства такого варианта заключаются в том, что пластиковые или резиновые цепи можно снять сразу же, как только был пройден сложный участок. Соответственно, дальнейшее передвижение будет происходить с более высокой скоростью, без риска навредить шинам или трансмиссии с рулевым управлением.

При выборе жестких цепей внимание следует уделять размеру и сечению звеньев. Чем они больше, тем лучше будут гребущие возможности. Но и износ шин, коробки передач и рулевого управления заметно увеличится. Звенья, обладающие квадратным сечением, также способствуют улучшению гребущих качеств.

Как сделать цепи собственными руками?

Так как стоимость подобных конструкций довольно высока, то можно сделать браслеты противоскольжения своими руками на ВАЗ, "Газель", "Ниву" или другие транспортные средства. Процесс не отличается сложностью. Все необходимые элементы можно найти в строительных магазинах. Следует понимать, что самодельные конструкции обойдутся дешевле, а качество их ни в чем не будет уступать покупным вариантам. Да и пособия найти достаточно просто.

Наиболее просто своими руками сделать лесенку. Для этого надо отмерить два отрезка цепи таким образом, чтобы они в длину были немного поменьше, чем длина, характерная для окружности колеса. Используя S-образные крючки, между ними следует закрепить поперечные отрезки. Они должны обладать равной длиной, которая немного будет превышать ширину шины.

Делая браслеты противоскольжения своими руками на "Газель" или другое транспортное средство, надо соединить друг с другом продольные отрезки. Для этого стоит воспользоваться карабинами. В середине каждого продольного отрезка надо зафиксировать натяжное устройство. Другой его конец крепится к карабину с помощью крюка. Данное приспособление поможет надежным образом скрепить сделанные браслеты противоскольжения своими руками (на "Ниву", ВАЗ или другое транспортное средство) на колесах.

Цепи с ромбовидным рисунком сделать куда сложнее. Но и с такой задачей можно справиться, если есть желание и упорство.

Установка цепи на колеса

Монтаж ни в какой мере не зависит от того, какие именно цепи планируется надеть на колеса автомобиля - самодельные либо заводские. Установить браслеты можно несколькими способами. Машину следует поддомкратить, чтобы колесо приняло После этого на него требуется надеть браслет. Этот способ монтажа отличается простотой. Однако и времени придется потратить больше.

Второй вариант крепления

Второй способ является более быстрым. Однако необходимы опыт и определенные навыки. Следует разложить цепи с браслетами на земле, тщательным образом расправив их. После этого на них потребуется наехать так, чтобы до конца осталось около 30 см. Затем эту длинную часть браслетов надо надеть на колесо. С внутренней части цепь потребуется скрепить, используя крючок. Все звенья надо расправить. Внешние стороны также потребуется скрепить. После этого браслет стягивается с помощью регулировочного троса. Данный способ является оптимальным в том случае, если надо крепить сделанные браслеты противоскольжения своими руками на грузовиках.

Необязательно крепить браслеты на всех колесах

Перед тем как рвануть штурмовать бездорожье, проедьтесь примерно 50 метров и снова подтяните цепи. За счет этого вы продлите долговечность шин. Необходимо отметить, что надевать браслеты на все колеса не рекомендуется, если транспортное средство не полноприводное. Если автомобиль обычный, то достаточно надеть цепи на ведущие колеса.

Заключение

В данном обзоре было рассмотрено, как сделать браслеты противоскольжения на транспортное средство своими собственными руками. В этом нет ничего сложного. Простотой отличается и их монтаж. Поэтому, приложив немного усилий, вы сможете добиться поставленных задач. И бездорожье пугать уже не будет. Сложный участок дороги будет преодолен быстро и успешно.

Весенний, зимний и осенний периоды - тяжелые времена для езды по грунту и заснеженным дорогам. Даже самый небольшой подъем порой становится непреодолимым препятствием, в особенности, если протекторы шин немного лысоваты. Колеса пробуксовывают, автомобиль заносит. И шипованная резина помогает не всегда. Однако существуют приспособления, повышающие проходимость. Как изготовить противобуксовочное устройство для автомобиля, расскажет эта статья.

  • Автомобиль с велосипедной цепью.

В качестве противобуксовочного устройства для автомобиля можно использовать, сделанные из старой велосипедной цепи, браслеты. Чтобы закрепить их на ведущих колесах (по три на каждом колесе), надо к ободу колеса приварить три бобышки. В каждую из них заводите наконечник браслетного троса, захват цепляете за отбортовку обода и затем натягиваете браслет, завинчивая гайку ключом. Такой комплект из шести штук весит совсем немного - всего 980 г.

  • Цепи из шлангов.

Как изготовить полезные во время езды по бездорожью противобуксовочные устройства для автомобилей? Можно использовать дюритовый шланг, диаметром 8-14 мм, и мягкую контровочную проволоку (трос), диаметром 1,5 мм. Их понадобится от двух до четырех на каждое ведущее колесо автомобиля. Устанавливая грунтозацепы на колесо, проденьте проволоку (трос) через «окна» в диске (а если таковых нет, то отверстия нужно просверлить), а концы ее скрепите любым надежным способом.

  • Устройства против буксования автомобиля.

Вполне обыденная ситуация: одно из ведущих колес машины попадает на лед, прикатанный снег или в ямку, заполненную жидкой грязью, и машина не двигается с места - колесо буксует. Приходится звать на помощь, чтобы сдвинуть автомобиль со скользкого места, либо отправляться на поиски каких-нибудь веток, досок, песка и подкладывать их под буксующее колесо, чтобы обеспечить его сцепление с дорогой. Застраховать себя от подобных занятий можно припасенным заранее проволочным матом-ковриком. Подложите такой коврик-решетку под буксующее колесо, и вы легко проедете даже совершенно гладкий лед, а сам коврик занимает в багажнике очень немного места.

  • Давление и проходимость.

Если вы опасаетесь завязнуть в песке или в грязи, рекомендуем вам старый проверенный способ для повышения проходимости автомобиля. Нужно попросту снизить давление в шинах до 0,5 кг/кв.см. Существует мнение, что если двигаться на приспущенных шинах со скоростью 5-6 км/ч по мягкому грунту на участках, протяженностью не более 100 - 150 м, покрышки не повреждаются, а при плотной их посадке - не проворачиваются, и, соответственно, не срезают вентиль камеры.

  • Веревкой и палкой.

Когда на лесной дороге ваша машина застревает в грязи или глубокой луже, а у вас в багажнике, кроме буксирного фала, нет никаких приспособлений, не надо отчаиваться. Сделайте посередине фала петлю, закрепите фал на ближайшем дереве и автомобиле. Вставив в петлю палку, длиной около полутора метров, вращайте ее, и одновременно оттягивайте скрученный фал. Таким способом вы сможете вытащить автомобиль на сухое место.

  • Выход есть!

Случается так, что машина буксует, а помощи попросить не у кого, и под колеса подложить нечего.А для того, чтобы выбраться на относительно сухое место, нужно совсем немного помочь двигателю. Но как? Конечно, можно, включив первую передачу, установить постоянный газ ручкой регулировки воздушной заслонки, или прижав чем-нибудь педаль газа и, выйдя из машины, подтолкнуть ее. Но тут есть вероятность, что выехав на сухое место, машина "удерет" в кювет, а несчастный водитель окажется в еще худшем положении. Избежать этого поможет простой и эффективный способ - откройте капот, закрепите веревку длиной около 5 метров на центральном проводе высокого напряжения у распределителя, и протяните ее через крышу автомобиля назад. Затем следует тщательно обтереть двигатель сверху и убедиться, что бензин не подтекает из бензопровода или карбюратора. Подготовив все таким образом, попытайтесь вытолкать машину. И если ваш автомобиль попробует от вас "удрать" после того, как почувствует твердую почву под колесами, то нужно просто дернуть за веревку, выдернуть центральный провод из распределителя - машина остановится.

Если при переезде вброд через мелкую речку или глубокую лужу заглох двигатель, и все попытки его запустить оказались тщетными, несмотря на то, что приборы зажигания сухие, не расстраивайтесь. Вполне вероятно, что в глушитель попала вода (в такой ситуации при работе стартера из выхлопной трубы идут пузыри). В этом случае вам понадобится шланг (подойдет шланг для перекачки бензина). Вставив конец шланга на двадцать-тридцать сантиметров в глушитель, другой конец необходимо вывести наружу, и привязать его к бамперу - ваш двигатель запустится.

  • Узел троса в роли блока.

Для вытаскивания застрявшего в яме легкового автомобиля, подойдет морской способ обтягивания снастей. К буксирной проушине машины привяжите трос, а свободный конец троса обнесите вокруг опоры (вбитого в землю куска трубы, столба, дерева), и завяжите фургонным ("кучерским") узлом. Потянув за свободный конец троса, вы получите почти двойное усилие. Так как оно зависит от трения, лучше использовать гладкий трос, причем, если понадобится, можно смазать его мылом. Если для вытаскивания машины усилия недостаточно, обнесите трос вокруг опоры еще раз, и завяжите еще один такой узел. При этом усилие получится вчетверо большим (не учитывая трения), но в расстоянии вы проигрываете (трос выбираете на 1 м - машину продвинете лишь на 25 см).

  • Закрепить буксирный трос? Легко!

Часто, неумело закрепленный в проушине машины, буксирный трос самопроизвольно отвязывается, или, наоборот, затягивается так, что не отвязать. Если проушина большого размера и дает возможность свободно продеть в нее петлю троса, вы можете очень надежно и быстро его закрепить, а потом с легкостью отсоединить. Для этого используйте ключ, монтировку и т. п.

  • Болт сращивает трос.

Концы разорванного троса поможет быстро и надежно соединить специально подготовленный болт, шайба и гайка. Для этого возьмите болт подходящего диаметра, в его стержне просверлите отверстие и распилите по нему паз. В болт можно вставлять несколько концов троса (это зависит от его длины).

  • Якорь для лебедки.

Чтобы с помощью лебедки или другого приспособления вытащить застрявший автомобиль, часто в землю вбивают трубу или кол. Зачастую такую опору нелегко установить, да и нагрузка для нее оказывается слишком большой. Предлагаем вам изготовить разборный якорь, надежный и удобный. Он представляет собой отрезок трубы, в отверстия которой вставляются пять штырей. Будучи вбитым в землю под наклоном, такой якорь способен выдержать большую нагрузку.

  • Учимся вязать узлы.

Часто можно увидеть, как мучаются неопытные водители, стараясь надежно привязать, а еще чаще - развязать, затянувшийся после буксировки машины узел троса или веревки. Выше мы предлагали способ крепления троса с петлей. Если же петли нет, попробуйте завязать простой, но надежный узел. Он быстро завязывается. А чтобы его развязать, просто потяните за свободный конец веревки.