Описание автомобиля амфибии. Хит-парад

В 1940-х руководство Вермахта мечтало о создании автомобиля-амфибии для мотопехотных частей. Предполагалось, что это будет полноприводная машина, которая заменит мотоциклы с коляской. Именно они были популярны в германской армии и широко применялись в мотоциклетных и разведывательных батальонах. Особенно эффективны мотоциклы были на бездорожье.

Фердинанд Порше и Эрвиа Коменд – немецкие конструкторы – создали VW Typ 166 Schwimmwagen, название которого с немецкого переводится как «плавающий автомобиль». Порше даже стал активно пользоваться своей новинкой и ездил на амфибии на работу.

Основой для VW Typ 166 стал « Beetle». Перед новинкой ставились вполне определённые цели: транспортировка личного состава армии и грузов в труднодоступные районы, в том числе и через водные преграды.

Армейская амфибия, созданная Порше, была оснащена двигателем объёмом 1,1 литр мощностью 25 «лошадей» с 4 цилиндрами. На водной глади автомобиль мог развивать скорость до 10 км/ч.

Когда автомобиль выбирался на сушу, если 3-лопастной винт на корме корпуса, при помощи которого машина двигалась по воде, откидывался наверх и закреплялся ремнями.

На шоссе автомобиль-амфибия мог разгоняться до 80 км\ч. В него, кроме водителя, помещались трое вооружённых солдат и пулемёт «MG 42». Schwimmwagen открашивали в жёлтые цвета (если автомобиль предназначался для африканских подразделений) или в зеленовато-серый цвет «panzergrau».

Были у автомобиля и свои недостатки: низкие борта, тесный и неудобный салон, большая осадка кузова и слабый мотор. К тому же при высокой волне использование автомобиля становилось невозможным.

VW Typ 166 Schwimmwagen выпускался в Германии с 1942 года до лета 1944. Всего с конвейера сошло 14 000 экземпляров, что стало максимальным количеством выпущенных в этом классе машин.

Раньше автомобили-амфибии пользовались популярностью лишь у военных. Для гражданского использования они были чересчур дороги, непрактичны и имели не слишком привлекательный вид, напоминающий лодку с приделанными к ней колесами.

Первым массовым гражданским «водоплавающим» автомобилем стал немецкий Amphicar, который выпускался с 1961 по 1968 год. Кабриолет, «вооруженный» 1,1-литровым мотором, развивал до 104 км/ч на асфальте и плыл со скоростью до 11 км/ч.


За 7 лет было выпущено около 4 тысяч амфибий, каждая из которых стоила около 12 000 дойчмарок. Чтобы получить возможность передвигаться по суше и по воде, владелец «Амфикара» должен был иметь не только обычные водительские права, но и разрешение на управление яхтой.

После банкротства Amphicar рынок амфибий замер на долгие годы. Среди немногочисленных экземпляров, собранных частными мастерами или небольшими компаниями, встречаются и довольно интересные образцы. К примеру, создатели Amphiborghini, взяли за основусобранную на трубчатом каркасе реплику Lamborghini Countach. Плавающий суперкар имеет регулируемую подвеску и устройство для создания дымовой завесы, как на авто Джеймса Бонда.

Эта же команда британских специалистов «спустила на воду» знаменитое лондонское такси Austin FX4 (проект получил название Amphicab), а также поучаствовала в подготовке плавающих автомобилей для программы Top Gear.


В двухтысячных годах интересных проектов плавающих автомобилей стало значительно больше. В 2004 году интересную модель Splash предложила компания Rinspeed. Благодаря складывающимся подводным крыльям автомобиль-гидроплан может перемещаться по воде соскоростью до 80 км/ч.

На суше передние крылья складываются по бокам кузова, а задние превращаются в развитый спойлер. Хорошая аэродинамика и небольшой вес позволяют 140-сильной легковушке набирать сотню за 5,9 с и передвигаться со скоростью до 200 км/ч.


Через 4 года швейцарцы представили еще один концепт под названием Rinspeed sQuba. Симпатичный родстер умел не только плавать, но и нырять на глубину до 10 метров (водитель и пассажир при погружении должны были надеть специальные маски).

Электромоторы обеспечивали sQuba максимальную скорость в 120 км/ч на твердом покрытии, 6 км/ч на водной поверхности и 3 км/ч под водой.

Интересные амфибии выпускает американская компания C.A.M.I. Изготовленный из алюминия и стеклоткани Hydra Spyder оснащен 6-литровым V8 Corvette LS2 мощностью под 400 л.с. Его «максималка» достигает 85 км/ч на воде и 200 км/ч на асфальте.




В США находится еще один производитель амфибий под названием WaterCar. Дизайн этих автомобилей напоминает внедорожники Jeep, а под капотом скрывается 3.7-литровый Honda VTEC


Продукция фирмы GIBBS Sports Amphibians Inc. больше напоминает квадроцикл, способный превращаться в водный скутер и снегоход.



Такая «игрушка» пригодится не только любителям экстрима, охотникам и рыболовам, но и спасателям, а также силовикам.


Голландская тюнинг-компания DAT занимается созданием амфибий из внедорожников Toyota Land Cruiser и больших экскурсионных автобусов. Первый проект получил название Amphicruiser, второй - Amphicoach.


В дальнейшем планируется выпустить еще AmphiMini (плавающий 19-местный миниавтобус), а также спецтранспорт AmphiAmbulance и AmphiFire.

На Филиппинах можно увидеть сразу 2 автомобиля-амфибии: трехколесную прогулочную Salamandra, предназначенную для развлечения туристов и автомобиль береговой охраны CROC.




Производство амфибий освоили и отечественные автопроизводители. В Набережных Челнах налажен выпуск вездеходов Викинг-29031, способных передвигаться по воде, бездорожью, а также дорогам общего пользования.




В XX столетии автомобильная промышленность развивалась очень динамично. Не остались без внимания и так называемые автомобили-амфибии, которые считались самыми прогрессивными транспортными средствами. Но за пределами военной отрасли амфибии в то время так и не нашли широкого применения. В этом обзоре самые яркие примеры советских «плавучих автомобилей», созданных для выполнения военных задач и так и не попавших в массовое производство.

1. ГАЗ-46 «МАВ»


Название этой машины расшифровывается, как «Малый Автомобиль Водоплавающий». Автомобиль был оснащен четырехцилиндровым двигателем от небезызвестной «Победы», а также трансмиссией и подвеской от ГАЗ-69. Выпуск амфибии начался в 1953 году. Двигаться по воде машина могла при помощи стандартного гребного винта. Что касается назначения, машина служила для перевозки десантников и выполнения инженерных работ на воде. Модель была скопирована с американского аналога Ford GPA и использовалась до 1958 года.

2. ЗИС-485 «БАВ»


Прочитав о предыдущем, представители уже можно догадаться, что название этой машины звучит, как «Большой Автомобиль Водоплавающий». Название как нельзя лучше передает и всю вытекающую специфику машины. На борт амфибия могла брать 25 тонн груза или 25 человек. Машина была в состоянии поднять другие автомобили и даже артиллерийские орудия. Копировали ЗИС-485 «БАВ» с американской модели GMC DUKW-353. Выпущен «БАВ» был в 1950 году и использовался почти 12 лет.

3. ЛуАЗ-967


ЛуАЗ-967 - это скорее моторизированная лодка, чем автомобиль. И на суше, и в воде машина приводилась в движение при помощи колес. Управлять ей можно была в лежачем положении. Создавалась специально по заказу ВДВ для вывоза раненных с поля боя. Габариты, грузоподъемность и запас хода у машины были очень малыми.


Объем двигателя не превышал одного литра. Куда важнее и интереснее, что эта машина стала предшественником куда более известной модели ЛуАЗ-969 «Волынь».

4. НАМИ-055




Автомобиль-амфибия НАМИ-055 стал продолжением НАМИ-011 и ГАЗ-46, на создание которых оказал большое влияние американский Ford GPA. В отличие от всех предшественников машина имела куда более обтекаемый цельнометаллический корпус. Она также получила 41-сильный двигатель от «Москвича» и новейший задний гребной винт. Все это позволило разгоняться на воде даже при полной загрузке до 12 км\ч.

5. ВАЗ-Э2122


Данная модель автомобиля-амфибии была сконструирована в 1976 году на базе «Нивы» по заказу Министерства обороны СССР. Отличалась от других подобных транспортных средств новая амфибия в первую очередь тем, что на амфибию как раз почти не походила. Но внешность в этом случае обманчива, как никогда. Благодаря мощному 1.6-литровому двигателю машина могла двигаться по воде со скоростью в 5 км\ч. Вот только есть одно «но», до конвейера модель добраться так и не смогла.

6. УАЗ-3907 «Ягуар»



УАЗ-3907 «Ягуар» - ещё один автомобиль-амфибия, который был создан в СССР, но так и не попал в серийное производство. Водоплавающий автомобиль был изготовлен на базе узлов УАЗ-469, а его отличительными особенностями были герметичные двери и водоизмещающий кузов. Функцию рулей инженеры закрепили за передними колёсами, а перед задним мостом установили два гребных винта.


К 1989 году было произведено 14 советских «Ягуаров». Машину приняли на вооружение. На ходовых испытаниях машина проплыла по Волге по маршруту Ульяновск – Астрахань – Ульяновск. Но после распада СССР в 1991 году военный заказ был закрыт и руководство завода приняло решение прекратить подготовку автомобиля-амфибии к серийному производству.

Современные автопроизводители тоже интересуются нишей плавающих автомобилей. Благодаря их стараниям появились .


Автомобили-амфибии - весьма специфические представители автопрома. Эти автомобили позволяют с одинаковым успехом передвигаться как по дорогам, там и по водной глади. В этом обзоре речь пойдет о наиболее популярных и качественных образчиках такого транспорта, созданных в нынешнем и прошлом веке.

Научно-технический прогресс традиционно стимулируется двумя вещами – кризисом чего-либо и войной. Откровенно говоря, ничто так не двигает науку, как война. Вот и во время Второй мировой войны мир получил просто невероятно количество самых необычных образцов техники. Одним из таких стала машина-амфибия VW Type 166.

2. Gibbs Aquada

Автомобили семейства Gibbs Aquada почти все амфибии. Выпускаются в нескольких модификациях. Есть, в том числе и амфибия-внедорожник. В конце 90-х годов прошлого столетия на Gibbs Aquada был установлен абсолютный рекорд по скорости движения по воде среди автомобилей данного класса. Пилотировал машину Ричард Брэнсон. Стоит также отметить, что Gibbs Aquada разрабатывалась главным образом для нужд полиции и спасателей.

3. Bond’s Lotus Esprit

Концептуальный автомобиль Bond’s Lotus Esprit появился уже достаточно давно. Единственно, что существенно отличает его от всех других автомобилей данного класса, так это возможность превращения в полноценную подводную лодку, пускай и с небольшой глубиной погружения.

Даже сегодня старичок Amphicar остается одной из лучших амфибий. Все дело в том, что этот малоприглядный автомобиль обеспечивает лучшую проходимость по водной глади, благодаря особенностям формы кузова и невероятной мощности двигателя. Рассчитан он правда, всего на двух человек.

5. Ferrari Barchetta

Именно так, Ferrari также пытались создавать амфибии. Наглядным примером тому является модель Barchetta. Первый подобный автомобиль был сконструирован инженерами широко известного бренда еще в середине прошлого столетия. Последний образец, на сегодняшний день, выпускался в 90-е годы XX века.

Самая необычная амфибия – это Wooden F50. Как можно увидеть на фото, машина почти полностью сделана из дерева. Что же касается характеристик, то плавает она действительно очень неплохо, как впрочем, и любое другое бревно, попавшее в воду.

Автомобиль-амфибия Dutton Surf никогда не был серийным, хотя бы, потому что является уникальной кустарной моделью. Создан он был на базе автомобиля марки Suzuki. За такую модификацию конструктор-энтузиаст по некоторым данным чуть не угодил в тюрьму. Худшего не произошло, но машины он больше не модифицирует.

8. Watercar Python

Амфибия Watercar Python на сегодняшний день является одной из самых быстрых. Более того, это одна из немногих моделей, у которой есть допуск к плаванью в открытом море. На воде кабриолет развивает просто потрясающую скорость.

9. Buick Riviera

Сложно поверить, однако Buick Riviera – тоже автомобиль-амфибия. Несмотря на солидный возраст, машина может похвастаться неплохими ездовыми и плавательными качествами. Более того, ее можно использовать для морских прогулок.

10. Rinspeed Splash

А вот самая, самая необычная амфибия. В отличие от большинства других машин подобного типа, Rinspeed Splash использует выдвижные подводные крылья для скольжения по воде. Создан автомобиль был еще в 2004 году.

Если летающие машины, о которых мы недавно рассказывали, появились одновременно с рождениям авиации, то первые механизмы-амфибии, способные двигаться по суше и по земле, появились тогда, когда ни братьев Райт, ни Карла Бенца еще даже в проекте не было! Если точнее, то еще в конце 18 века. А первая самоходная амфибия, приводимая в движение паровым двигателем, была создана в 1805 году американским изобретателем Оливером Эвансом, который просто поставил на колесный ход плавучий экскаватор для углубления дна.

Но главный толчок в развитии направления автомобилей-амфибий, как часто водится, дали военные. И одним из первенцев тут был армейский Volkswagen Type 166 Schwimmwagen разработки 1940 года. Военные быстро оценили все преимущества плавающих штабных машин и транспортеров, затем подтянулись всевозможные нефтяники-геологи... Но сегодня мы будем вспоминать не военные машины и всяческую водоплавающую спецтехнику, а гражданские автомобили-амфибии, большинство из которых были сделаны чисто для развлечения..

Германия

Четырехместный западногерманский кабриолет Amphicar 770 - на данный момент единственный в истории гражданский автомобиль-амфибия, который выпускался не поштучно, а более-менее массово. Создал плавучую машину немецкий конструктор-самоучка Ганс Триппель, который начал конструировать амфибии еще до Второй мировой войны. Кстати, это он спроектировал для Mercedes-Benz 300 SL его знаменитые двери "Крыло чайки".

Производство Amphicar 770 началось в 1961 году на немецком заводе Quandt Group, но почти все автомобили ушли на экспорт в США, для которых, собственно, эта амфибия и была создана. Кстати, один такой автомобиль даже завел себе тогдашний президент Америки Линдон Джонсон.

Заднемоторный и заднеприводный "Амфикар" получился, конечно, менее изящным, потому что должны был плавать, а не красоваться. По воде он перемещался за счет водоизмещающего кузова и двух гребных винтов сзади, а поворачивало "судно" за счет передних колес. При этом нижняя кромка дверей была ниже ватерлинии, что повышало комфорт, но требовало постоянного контроля за состоянием дверных уплотнений. И на случай такого подтопления была предусмотрена водоотливная мотопомпа. Амфибия оснащалась 1,1-литровым мотором от британского автомобиляTriumph Herald 1200, форсированным до 43 л.с. и работающим в паре с 4-скоростной "механикой". На воде мотор обеспечивал скорость около 11 км/час, а на шоссе - до 112 км/час.

Но большого коммерческого успеха проект не снискал. С 1961 по 1965 год на заводе выпустили всего 3 878 "Амфикаров". Сказалась немалая цена (до $3000 в США и 12 000 дойчмарок в Европе), посредственные мореходные качества и сложности в эксплуатации и обслуживание. К тому же для американцев амфибия оказалась маловата и с весьма скромными скоростными данными. Да и для ее использования на воде требовалось разрешение на управление спортивными ботами и яхтами. Но "Амфикару" это все равно не помешало войти в историю и сейчас этот раритетный водоплавающий весьма ценится коллекционерами по обе стороны океана.

Щвейцария

Попробовать свои силы с проектами амфибий в свое время успело и знаменитое швейцарское дизайн-ателье Rinspeed - причем дважды, и каждый раз создавая уникальные машины. Так, в 2004 году в Женеве был представлен прототип Splash. И это был не выставочный макет, а совершенно работоспособный аппарат. Причем не просто амфибия, а автомобиль-катер на подводных крыльях! На суше боковые крылья прятались в кузов, а заднее поднималось к корме на манер спойлера - на суше почти ничего не выдавали суть машины. Зато в воде Splash расправлял их вниз и в стороны с помощью гидросистемы.

За счет подводных крыльев уже на скорости 30 км/час Splash полностью поднимается над водой.

А поскольку подводные крылья намного уменьшают гидродинамическое сопротивления, концепт смог набирать на воде ход порядка 45 морских узлов, что равно 83 км/час! В движение на воде "крылатую" амфибию приводит 3-лопастной гребной винт на выдвижной поворотной колонке. Сам винт и ведущие колеса крутит 2-цилиндровый 750-кубовый турбомотор Weber, работающий на природном газе и развивающий 140 л.с. При этом за счет углепластика Splash весит всего 825 кг, так что его ходовые качества на асфальте впечатляют не меньше: до "сотни" машинка разгоняется всего за 5,9 секунды, а максимальная скорость доходит до 200 км/час.

Под водой sQuba двигался с помощью двух винтов под задним бампером и двух поворотных водометов спереди, а сами винты и ведущие колеса крутятся отдельными электромоторами с питанием от литий-ионных батарей. При этом под одой кокпит остается открытым - перед "погружением" водитель и пассажир надевали маски с трубками, которые ведут к бортовому баллону с кислородом.

Увы, прототип Splash так и не пошел в серию в силу сложности конструкции и дороговизны. А в 2008 году швейцарцы вновь отметились по "водной" теме, представив еще более экзотичный концепт sQuba. С виду - обычный родстер Lotus Elise. А по сути - первый в мире автомобиль-подводная лодка, вдохновленный машиной Джеймса Бонда из фильма "Шпион, который меня любил" 1977 года.

Плавающие автомобили уже давно стали делом пусть не массовым, но привычным. А вот что вы скажете про плавающий дом на колесах размером с автобус?! Такая необычная машина по имени Terra Wind есть в модельном ряду американской фирмы Cool Amphibious Manufacturers International ("Производители крутых амфибий"). Ее основали в 1999 году супруги Джон и Джуля Гилджем, буквально помешанные на путешествиях и решившие строить соответствующие машины.

Собственно, изначально под себя они и сделали 13-метровый роскошный плавающий кемпер Terra Wind, который снаружи почти неотличим от своих чисто сухопутных собратьев. В огромном салоне - полный набор кухонного оборудования, роскошная мебель, кожа, дерево, мрамор, домашний кинотеатр и даже джакузи! На трассе 330-сильный дизель в паре с автоматом разгоняет кемпер до 128 км/час, а на воде скорость достигает 13 км/час. Нравится? Всего $1,2 миллиона - и вам построят такой же на заказ!

На плаву колеса втягиваются в кузов за счет независимой активной пневмоподвески - а дальше 400-сильный корветовский V8 объемом 6 литров разгоняет амфибию по воде до 46 узлов, то есть 85 км/час.

Кроме плавучего дома, в модельном ряду фирмы CAMI также есть плавающий 49-местный пассажирский автобус, внедорожник на базе фордовского пикапа, тележка для гольфа, машина для спасателей - и даже спорткар! Четырехместный открытый аппарат по имени Hydra Spyder компания строит на заказ по цене примерно в $155 000. Низ машины представляет собой глиссирующую алюминиевую "лодку", на которую сверху поставлен пластиковый кузов с откидным верхом. И все вместе это весит 1,5 тонны. У амфибии передний привод на суше и водометный движитель - на воде. На дороге Hydra Spyder разгоняется до 200 км/час, причем создатели машины обещают неплохой драйв за счет низкой посадки кузова, настроек подвески и механической КПП.

Gibbs Humdinga/Phibian

Великобритания

Основанная в 1999 году английская частная компания Gibbs Technologies - самый известный на сегодня разработчик плавающих автомобилей и квадроциклов. В 2003 году британцы представили нашумевшую трехместную модель Aquada, которая на тот момент была быстрейшей амфибией в мире. Машину выпускали небольшим тиражом в 2003 и 2004 годах, но этого хватило, что Aquada вошла в историю и поставила несколько рекордов!

Так, в 2003 году Aquada установила новый мировой рекорд скорости для амфибий, разогнавшись на воде до 52 км/час. А в 2004 году бизнесмен Ричард Бренсон переплыл на этой машине Ла-Манш за 1 час 40 минут, поставив еще один рекорд для амфибий. На асфальте Aquada тоже была вполне резвой за счет 175-сильного роверовского мотора V6, который в паре с 5-ступенчатым автоматом позволял разогнаться до 160 км/час. А неплохо управляться помогала регулируемая гидропневматическая подвеска с электронным управлением.

Сейчас компания переключилась с легковушек на разработку плавающих грузовиков, которыми в Gibbs хотят заинтересовать как частных покупателей, так и армию, полицию и службы спасения. Полноприводная 6,6-метровая модель Humdinga на 6 пассажиров и 750 кг груза - покомпактнее, с одним дизельным или бензиновым мотором и скоростью на плаву до 50 км/час. А вот флагманская 9-метровая модель Phibian - это уже самый натуральный плавающий транспортер, вмещающий до 15 человек и 2 тонны груза. Причем у амфибии уже не один, а два дизеля по 250 "сил", два водометных движителя и возможность выбора на ходу между задним, передним и полным приводом колес!

WaterCar Panther

Американцу Дэйву Марчу очень нравилась немецкая амфибия Amphicar, о которой мы писали выше. Нравилась так, что в 1999 году вдохновленный этой машиной Дэйв решился основать собственную компанию WaterCar и попробовать самому построить что-то подобное. Идея "выстрелила" в январе 2010 года, когда созданный маленькой компанией прототип WaterCar Python был официально занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрый плавающий автомобиль в мире! Облик жутковатого на вид аппарата был собран из разных элементов американских пикапов и спорткаров, а под капотом сидел V8 от Chevrolet Corvette, который на суше выдавал 640 л.с., а в режиме привода водометного движителя - 500 "сил". Это хватало, чтобы на воде набирать рекордные 96 км/час, а на земле разгоняться до 96 км/час всего за 4,5 секунды!

Гоняет "Пантера" вполне прилично: на воде - до 70 км/час, а по земле - до 190 км/час.

Однако Python так и остался прототипом. А вот на коммерческие рельсы в WaterCar поставили дебютировавшую в 2013 году модель Panther - этакая помесь лодки и Jeep Wrangler. В основе амфибии - каркас из легких труб, обшитый стеклопластиковыми панелями, так что 4-местный аппарат весит всего 1,3 тонны. Все, что можно, изготовлено из нержавеющей стали либо из эпоксидной смолы и прочих нержавеющих материалов, чтобы не опасаться коррозии от морской соли. На корме смонтирован хондовский 3,7-литровый V6 мощностью 250 л.с. в паре с 4-ступенчатой МКПП. А далее к силовому агрегату пристыкована запатентованная фирмой раздаточная коробка, передающая тягу за задний ведущий мост и водометный движитель.

За Panther в WaterCar просят $155 000 и говорят, что водоплавающая игрушка очень приглянулась арабам, ведь "Пантера" одинаково эффектно гоняет как по воде, так и по песчаным дюнам. Кстати, были предложения по поставкам этих амфибий и в Россию. В середине 2014 года коммерсанты предлагали привезти "Пантеру" за полгода и $230 000, с учетом всех таможен, постановки на учет в ГАИ (как обычный автомобиль) и Госинспекцию по маломерным судам (как маломерный катер). Но идея как-то не прижилась. Тем более, в России есть свои, более дешевые и не менее эффектные