Мертвая зона. Регулировка зеркал заднего вида

Опытные водители прекрасно представляют себе, что такое «мертвая зона», а большинство начинающих и не знают об этом явлении или не берут в его расчет. Инструкторы по вождению расскажут, об опасности мертвой зоны и как не пострадать от пренебрежения к ней. Итак, что же такое мертвая зона?

Мертвая зона — это...

Всем известно, что доверять полностью зеркалам нельзя, так как они не дают полноценную информацию водителю о том, что творится сзади, а только позволяют лишь в общих чертах представлять ситуацию сбоку и позади машины.

Говоря проще, обзор зеркала весьма ограничен.

Представьте себе такую ситуацию: следом за вами едет автомобиль, который решает пойти на обгон по правой или левой полосе. Сначала вы его прекрасно видите в зеркало, которое прикреплено на лобовом стекле, а по мере его перестроения вы уже наблюдаете за ним в соответствующее боковое зеркало. Далее, обгоняющая вас машина должна выйти из обзора бокового зеркала и попасть в поле бокового зрения.

Однако, на это требуется время, и тот промежуток, когда обгоняющую машину уже не видно в зеркало, но еще не видно боковым зрением, в ней автомобиль словно становиться невидимым, и называют «мертвой зоной».

Опасность мертвых зон

Иногда нахождение обгоняющего автомобиля в мертвой зоне становится причиной попадания машины в ДТП, в основном это попутные столкновения. Водитель обгоняемой машины не видит в мертвой зоне другого тс, пошедшего на обгон, и сам начинает перестроение и подрезает её. В редком случае обгоняющий водитель успевает среагировать: затормозить или перестроиться в другую полосу. В большинстве случаев приходится вызывать инспекторов ГИБДД для оформления ДТП .

Иногда неопытные водители, уходя от одной аварии, провоцируют другую.

Самый типичный пример: уходя от внезапно появившегося впереди автомобиля, водитель выезжает на соседнюю или встречную полосу.

Это практически инстинктивное желание, возникающее у большинства водителей. Но это кардинально не верно, хотя бы потому, что если вы столкнетесь с выскочившим на вашу полосу автомобилем, то виноватым в аварии признают его, а если вы столкнетесь с машиной на встречной, то здесь виновным будете вы. И никого не интересует, что вы уходили от аварии .

Посмотрим видеосюжет:

Что делать?

Как не стать жертвой мертвой зоны, ведь совсем от перестроений отказаться не получится. Но тогда, при каждом перестроении вы подвергаетесь опасности? Это вовсе не так.

Любой водитель в силах контролировать мертвую зону своего автомобиля, для чего достаточно повернуть голову в нужную сторону.

Если вы оглянулись и не заметили никакой опасности — можно смело перестраиваться на другую полосу. Этот несложный прием позволит вам избежать многих серьезных неприятностей.

Сейчас в продаже имеются специальные зеркала, у которых мертвая зона полностью отсутствует, так как они позволяют видеть все пространство вокруг автомобиля.

Но такими зеркалами оснащена далеко не каждая машина , и даже при их присутствии лишний раз повернуть голову не помешает.

Слепая зона

Вторая мертвая зона, её еще иногда называют слепой, находится сразу за задним бампером и представляет серьезную опасность при движении назад. Например, водитель садится в салон и заводит автомобиль, смотрит в зеркала и начинает трогаться назад.

Но в тот момент, когда он садился и заводил автомобиль, сзади к машине подошел ребенок, которого из машины совсем не видно, так как он находится в слепой зоне.

Подобные происшествия достаточно часто происходят в наших дворах и имеют трагические последствия. Бороться с этой слепой зоной практически невозможно, просто следует быть предельно внимательным при движении задним ходом. Лучше лишний раз убедиться, что за машиной никого нет, чем чувствовать на себе вину.

Удачи и будьте аккуратны на дорогах!

В статье использовано изображение с сайта www.forum-auto.com

На оценку дорожной ситуации больше всего влияет обзор. Необходимо видеть дорожную ситуацию, а также анализировать, насколько хорошо ваш автомобиль виден другим участникам дорожного движения .

Обзор может быть затруднен другими автомобилями (особенно крупными), деревьями, домами, рельефом местности и конструктивными особенностями автомобиля («мертвые зоны»).

В таблице приведены наиболее часто встречающие случаи ограниченной видимости.

Номер Картинка Описание
1 Начну с самой распространенной ситуации – «мертвой зоны» (если данное явление непонятно - посмотрите этот ). Многие знают про нее, и у каждого свои способы для ее проверки при перестроениях. Чаще всего ставят дополнительные зеркала или панорамное зеркало заднего вида. Я проверяю эту зону быстрым кивком головы вправо при перестроении (делаю это не всегда, более подробно читайте в статье «Маневрирование »). Левую зону я практически никогда не проверяю, т.к. стараюсь ее всегда контролировать через зеркала заднего вида. Например, сзади ехала машина, которая вдруг исчезла из зеркал, в таком случае, она либо справа, либо слева и если учитывать, что движение у нас правостороннее, вправо посмотреть проще: если ее там нет - она слева.
2 Вы подъезжаете к остановке общественного транспорта, на которой стоит автобус, троллейбус или трамвай. Далеко не все пешеходы знают, что переходить дорогу нужно сзади от автобуса (). И не забывайте про трамваи, необходимо остановиться и пропустить людей на их остановках.
Аналогичная ситуация возникает, когда на обочине или правой полосе стоит фура, спереди от нее могут выбежать пешеходы. Проанализировать ситуацию в данном случае поможет взгляд под бампер стоящего автомобиля. И если там видны ноги, понятно, что там кто-то притаился.
3 На дороге с двумя и более полосами стоит машина, пропускающая пешеходов, которые нам не видны ().

Следующий случай встречается реже, но также возможен.
В обоих случаях водитель синего автомобиля может не видеть пешехода.

4 У торгового центра много припаркованных автомобилей. Здесь может быть опасность открытия левых дверей () или движение припаркованных автомобилей задним ходом. Особенно нужно быть осторожным, если видите внутри припаркованных автомобилей водителя. И быть очень внимательным, если глушитель этого автомобиля дымит и передние колеса повернуты. Автомобиль может внезапно начать движение прямо, повернуть налево или развернуться. Также нужно быть более внимательным рядом со школами, стадионами, рынками и в любых подобных местах.
5 При движении не следует близко приближаться к другому автомобилю, особенно к крупногабаритному.
В этом случае слишком короткая дистанция ухудшает обзор. На втором рисунке видимость намного лучше.

К тому же, слишком короткая дистанция опасна по причине возможного резкого торможения впереди идущего автомобиля или ситуации, когда впереди идущий автомобиль делает маневр, к которому вы можете быть не готовы.
Например, впереди стоит машина с аварийкой. Водитель автомобиля, за которым вы двигаетесь, готов к объезду и для него это не будет неожиданным, в отличие от вас, поэтому успеть среагировать будет очень сложно.
6 При многополосном движении большие автомобили не дают возможности полного обзора ситуации. В данном примере возможно столкновение, т.к. водители синего и красного автомобилей не видят друг друга.
Избежать такой ситуации поможет полный автоматизм контроля за всеми участниками дорожного движения. В расмотренном случае водитель синего автомобиля должен перед опережением автобуса оценить ситуацию.
Для этого необходимо проанализировать месторасположение и скорость всех участников (здесь важным является разница скоростей синего, черного автомобиля и автобуса).
И если маневр возможен, планировать перестроение после опережения автобуса сразу после красного автомобиля.
7 Если загорелся зеленый сигнал светофора, а автомобиль впереди вас не трогается с места, не нужно объезжать его на высокой скорости. Скорее всего есть причина, по которой он это не делает. За ним может быть пешеход или другая опасность.
Подобным образом нужно относиться к автомобилю, остановившемуся на проезжей части. Во-первых, ситуация может быть аналогична случаю с пешеходом на светофоре. Во-вторых, если у него техническая неисправность (включена «аварийка» и/или выставлен знак аварийной остановки), водитель может не обращать внимания на проезжающие вблизи автомобили.
Во всех этих случаях лучше притормозить и быть особенно внимательным.
8 При движении за крупногабаритным транспортом (автобус, фура и т.д.) не перестраивайтесь «вслепую». В этом случае перестроение опасно, т.к. ситуация впереди не видна (аналогично ситуации 5 по обгону), сначала нужно увеличить дистанцию.

На перекрестках помните, что проезжающие автомобили также могут создать «невидимые» зоны. Основные примеры приведены на рисунках.

Номер Картинка Описание
1 На перекрестке стоят машины, но одна полоса свободна. Вы знаете, что сейчас загорится зеленый сигнал, и начинаете ускорение в этой полосе. Если перекресток большой и просматривается плохо, может быть серьезная опасность, что в этот момент на мигающий зеленый или желтый в этом месте будут заканчивать свои маневры другие автомобили.
2 При обгоне может возникнуть ситуация, когда водитель начал маневр в полной уверенности в его безопасности, хотя одновременно с ним с пересекающей дороги выехал другой автомобиль, водитель которого думал, что успевает проехать перед машиной, которую вы обгоняете и ваш автомобиль не видел. Похожая ситуация возможна и на дороге с многополосным движением. Обратите внимание на второй рисунок ().
Данные ситуации очень сложно прогнозируется и могут привести к самым тяжелым последствиям. Они осложнены тем, что водители и синего и красного автомобилей не видят друг друга.
Чтобы такого не происходило, водителю синего автомобиля необходимо быть особенно внимательным при обгоне или опережении перед любым перекрестком, даже если он находится на главной дороге. Будет лучше произвести маневр сразу после перекрестка.
Водителю красного автомобиля лучше воздержаться от выезда, даже если крупногабаритный автомобиль движется крайне медленно, но нет уверенности, что в «слепой зоне» нет синего автомобиля.
3 Дома, большие автомобили, деревья и кусты создают «зоны невидимости» при подъезду к перекрестку. В данном случае необходимо снизить скорость непосредственно перед пересечением дороги и быть особенно внимательным.
Исходя из рисунка, лучше при подъезде к данному перекрестку сместить автомобиль вправо, обзор для вас будет лучше. Другие водители также смогут заметить вас раньше. Если на перекрестке затруднена видимость справа, то лучше держаться левее.
Особенно нужно быть внимательным при выезде по узкой дороге (например, при выезде из двора). В данном случае, чтобы все увидеть, капот машины будет выдвинут вперед на проезжую часть, что может создать сложную ситуацию на дороге.
4 При повороте налево не нужно выворачивать руль влево, особенно если сзади никто не поворачивает. В случае удара ваш автомобиль может вынести на полосу встречного движения (это касается не только перекрестков, но и разворотов).
Однако при повороте налево большого количества встречных машин, сложно увидеть ситуацию в других полосах. В этом случае, два варианта действий: либо подождать, пока загорится красный, и закончить маневр, либо под небольшим углом осторожно выехать вперед (колеса прямо). Если впереди близко нет приближающихся машин (при данной позиции хороший обзор, причем все видно только через лобовое стекло), резко нажать газ, повернуть руль и проехать с

В этих случаях возможны различные опасности. Например, можно ожидать, что кто-то из водителей, не включив сигнал поворота или не посмотрев в зеркало заднего вида (первый рисунок), захочет перестроиться в вашу (свободную) полосу.

Но самая распространенная проблема в том, что эти автомобили могут затруднить вам и другим участникам дорожного движения обзор. Достаточно часто встречается ситуация изображенная на втором рисунке. Также следует помнить, что некоторые водители и пешеходы порой не соблюдают ПДД (примеры с третьего по шестой сделаны таким образом). Но в случае ДТП для вас это будет слабым утешением.

Поэтому, когда едете в свободном ряду, не набирайте высокую скорость по отношению к автомобилям, находящимся в соседних рядах.

Самым главным из всех перечисленных примеров следует то, что все действия за рулем необходимо осуществлять только при условии полного контроля ситуации. Крайне рискованно осуществлять подобные маневры, надеясь на то, что такое бывает только на вышерассмотренных примерах.

Не забывайте также, что другие водители могут не знать данных примеров, поэтому думайте за них. Например, если вы всегда проверяете «мертвую зону» - это не значит, что все другие водители это делают. Исходя из этого, проводите максимально короткое время в этой зоне у других машин, никогда не ездите там долго. Лично я всегда проезжаю этот участок с ускорением. То же самое применимо к другим перечисленным выше ситуациям.

И в заключении, когда едете на подъем или закрытый поворот, вы еще не знаете, что за ним. Там может быть авария, обгон, конец дороги, . Поэтому необходимо снизить скорость и принять несколько вправо (на подъеме), чтобы быть готовым к любой ситуации (). Кому интересно, могут ознакомиться с исследованием психологов по этому поводу.

Слепая зона автомобиля — это то пространство вокруг машины, которое водитель не может увидеть со своего места. Такая зона есть сзади, сбоку и, даже перед автомобилем. Бывает так, что проезжающий мимо автомобиль уже не видно в зеркале заднего вида, но и с боку его тоже не видно. Инструкторы по вождению расскажут нам, как можно максимально застраховаться от попадания в мертвую зону.

Как обнаружить мертвую зону?

Обнаружить мертвую зону вашего автомобиля совсем не трудно.

Сев за руль автомобиля, обратитесь к помощнику и попросите его медленно пройти вокруг машины, и в какой - то момент вы потеряете его из виду.

Вот вы и обнаружили мертвую зону вашего автомобиля. Также, вы можете обнаружить мертвую зону, находясь в пробке, но при условии, что ваш ряд стоит, а другие едут. Просто посмотрите в зеркала заднего вида и, обнаружите, как какой-нибудь автомобиль исчезнет из вашего вида. Так вы будете знать местоположение слепых зон вашего автомобиля.

Как избавиться от зоны ограниченной видимости?

Всем известно, что полностью полагаться на изображение, увиденное в штатном зеркале заднего вида нельзя. Некоторые водители меняют обычные зеркала на сферические, которые увеличивают зону видимости на более дальнее расстояние, тем самым вытесняя мертвую зону. Но такое зеркало может искажать реальное расстояние до объекта.

Частично избавить от проблемы обзора при движении задним ходом может парктроник , но, по принципу своей работы, он может не увидеть небольшой предмет, например, арматуру.

По словам инструкторов по вождению , самым эффективным способом избавления от наличия мертвой зоны при движении задним ходом, станет наличие в автомобиле камеры заднего вида. Но она не спасет от боковых мертвых зон. Техническим средством для контроля за мертвыми зонами является установка датчиков на зеркалах заднего вида. При попадании в зону действия такого датчика, автомобиля , находящегося в зоне ограниченной видимости, специальный сигнализатор оповещает об этом водителя. При перестроении в другой ряд сначала взгляните в зеркала заднего вида, а потом поверните голову до уровня плеча и посмотрите, нет ли в слепой зоне другого транспортного средства.

Чем опасны мертвые зоны?

Мертвые зоны являются самой распространенной причиной, по которой происходят аварии на дорогах. Если опытный водитель знает о существовании таких зон, остерегается их появления, то молодой и неопытный водитель, неожиданно попав в такую зону, может неправильно повести себя. Чаще всего, пытаясь уйти от внезапно появившегося автомобиля, водитель выезжает на встречную полосу, провоцируя столкновение. Конечно, так делать нельзя, так как, выехав на встречную полосу, именно вы будете виновником ДТП . Мертвые зоны возникают не только при обгоне. Причиной возникновения могут стать деревья, затрудняющие обзор, дома или другие транспортные средства с особой конструкцией.

Полностью избавиться от мертвых зон нельзя, но можно уменьшить их опасность, настроив правильно автомобильные зеркала.

Для этого нужно линию горизонта разместить строго по центру зеркала, расположенному сбоку. Затем настроить их так, чтобы в зеркалах немного отражался борт автомобиля, а остальная часть отражала дорогу. Это необходимо для того, чтобы можно было определить расстояние до других участников движения.

Видеоматериал о мертвой зоне:

Отличной вам видимости на дороге!

В статье использовано изображение с сайта rscars.ru

Одно из самых неудобных положений на дороге - это ехать за грузовиком. Такое положение не только не удобно, но и опасно, ведь у грузовиков есть мертвые зоны, о которых многие автомобилисты забывают, ошибочно полагая, что, раз водитель грузовика, находится выше, то должен их заметить. К тому же, многие водители, в особенности новички, еще и не знают, где эти зоны находятся, а знать об этом жизненно важно, ведь, в случае аварии, именно легковой автомобиль несет на себе основную тяжесть исхода. Из этой статьи вы узнаете, как не попасть в мертвую зону грузовика. Примечание: Советы из этой статьи относятся к правостороннему движению. В странах с левосторонним движением следует принимать противоположную сторону.

Шаги

    Прежде всего, узнайте, где у грузовиков находятся мертвые зоны. Мертвая зона - это часть дороги, недоступная для обзора водителю транспортного средства. Зная о местонахождении и размерах мертвых зон, вы сможете их избегать. На рисунке показаны мертвые зоны грузовика.

    • Одна из мертвых зон находится прямо сзади фуры. По бокам находятся еще две мертвые зоны, которые могут распространяться на несколько полос.
    • Одна зона находится впереди грузовика, охватывая полосу, по которой движется сам грузовик, а также полосу справа.
    • И еще одна мертвая зона находится около правой двери (или же левой - в странах с левосторонним движением) грузовика.
  1. Запаситесь терпением. Если вы делите дорогу с грузовиком, будьте особенно внимательны и не ожидайте от него маневренности спорткара в экстренной ситуации. Быть терпеливым не менее важно, чем знать, где находятся мертвые зоны грузовика.

    Не приближайтесь к грузовику слишком близко. Приблизившись к нему вплотную (или, как говорят, “сидя у него на хвосте”), вы попадете в его мертвую зону, и если водитель вас не заметит, то при совершении грузовиком маневра или неожиданном торможении, вы рискуете в него врезаться. Наиболее безопасным расстоянием до грузовика считается дистанция, эквивалентная 20-25 длинам автомобилей. Такое расстояние еще называют дистанцией четырех секунд. При неблагоприятных погодных условиях дистанция должна быть еще больше.

    Следуя за грузовиком, вы должны видеть оба его зеркала (левое и правое) заднего вида. Если вы видите в них отражение лица водителя, то, более вероятно, что и он вас заметит. Если же отражение лица исчезло, то, скорее всего, водитель вас больше не видит.

    • Если вы потеряли из виду хотя бы одно из зеркал, водитель грузовика больше не видит ваш автомобиль.
  2. Если вы едите впереди грузовика, оторвитесь на приличное расстояние, чтобы, при смене вами полосы движения, перед грузовиком оставалось достаточно места.

    Будьте осторожны проезжая мимо грузовика, или обгоняя его. Не делайте этого с правой стороны (в странах с левосторонним движением - с левой), так как область мертвой зоны, находящейся справа от грузовика - самая большая: она простирается вдоль длины всего грузовика и охватывает целых три полосы!

    Не подрезайте грузовик после обгона. Водители грузовиков сидят высоко, и капот частично закрывает им обзор спереди. Перед тем, как занять полосу, по которой движется грузовик, убедитесь, что во внутреннем зеркале заднего вида вы полностью видите кабину грузовика (или обе его передние фары). Для остановки грузовику требуется вдвое больше времени и места, чем легковому автомобилю.

  3. Если грузовик поворачивает направо, не выезжайте на полосу справа от него. Для осуществления поворота грузовику требуются дополнительные полосы движения. При повороте водитель грузовика не видит транспортных средств, движущихся справа от него. Это также относится к мотоциклистам и велосипедистам. Не пытайтесь проскочить, когда грузовик поворачивает, или останавливается на перекрестке.

    • Если грузовик, едущий впереди вас, собирается поворачивать, увеличьте дистанцию до него. Перед поворотом водителю длинномерного транспортного средства нужно взять немного влево, поэтому он заблокирует вам обзор.